Научная статья на тему 'Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС'

Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4916
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / ЭЛЕМЕНАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / MUSICAL DEVELOPMENT / INTEGRATION / TARGETS / INTEGRATED PERSONALITY CHARACTERISTICS / ELEMENTARY MUSIC / PRESCHOOL CHILDREN / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галянт Ирина Геннадьевна

В статье рассматривается проблема организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Представлены активные формы и методы организации художественно-эстетического образовательного процесса, ориентированные на принцип интеграции искусств и видов творческой деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The way of artistic and aesthetic development of children pre-school age in accordance with FGOS

The problem of the organization of artistic and aesthetic development of preschool children to meet the requirements of the Federal state educational standards of preschool education. Presented active forms and methods of artistic and aesthetic education process-oriented principle of integration of arts and types of creative activities of children.

Текст научной работы на тему «Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

УДК 372.3 ББК 74.100.551

Галянт Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Galyant Irina Gennadyevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of theory and methodology of preschool education Chelyabinsk state pedagogical University Chelyabinsk galanti@bk.ru

Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС The way of artistic and aesthetic development of children pre-school age in accordance with FGOS

В статье рассматривается проблема организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Представлены активные формы и методы организации художественно-эстетического образовательного процесса, ориентированные на принцип интеграции искусств и видов творческой деятельности детей.

The problem of the organization of artistic and aesthetic development of preschool children to meet the requirements of the Federal state educational standards of preschool education. Presented active forms and methods of artistic and aesthetic education process-oriented principle of integration of arts and types of creative activities of children.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие, интеграция, целевые ориентиры, интегральные характеристики личности, элеменарное музицирование, дети дошкольного возраста, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Key words: artistic and aesthetic development, musical development, integration, targets, integrated personality characteristics, elementary music, preschool children, Federal State Educational Standard.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Обновление содержания дошкольного образования

привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В связи с этим задачи музыкального развития ориентируют педагогов не на получение музыкальных знаний, обучение музыкальной грамоте, а на создание условий для общения с музыкой, развитие инициативы и творческих способностей детей в различных видах творческой деятельности. Интеграция таких наук, как педагогика, психология (нейропсихология, психотерапия и др.), а также современные междисциплинарные научные исследования обращены к изучению влияния музыки на развитие ребёнка, определению природы музыкальности, соотношения врождённого, индивидуального и социального.

В области художественно-эстетического развития обращение к синтезу искусств и интеграции видов творческой деятельности является основанием для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становления эстетического отношения к окружающему миру. Именно такие цели и ставит современное образование перед педагогами.

Исследования А.И. Бурениной, H.A. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, Т.Э. Тютюнниковой и др. служат основанием для изучения технологических аспектов развития креативной личности средствами музыки, поэзии, танца.

Природную музыкальность человечество исследует со времён Платона, каждый раз исследователи пытаются разгадать тайну её кода. В психолого-антропологической концепции природной детской музыкальности (Ю.Р. Бьёрк-волл) имеется понятие об «экологическом чувстве взаимосвязи и взаимопроникновения с природой». Автор исследует педагогические принципы и подходы, способствующие сохранению и развитию детской природной музыкальности. Как начать использовать, пока ребёнок не забыл то, что ему подарила природа [2].

Проблема музыкального развития детей в XXI веке вызывает интерес у исследователей в области влияния таких факторов на рождение одарённых детей, как подготовка к этапу материнства и отцовства, планирование беременности, внутриутробное развитие, раннее развитие ребёнка. Научный интерес вызывает влияние музыки на развитие детей в пренатальный период, младенчество и раннее детство. Известно, что уже на 19-ой неделе развития в утробе матери плод способен различать звуки, поэтому спокойная музыка, которую слушает будущая мама, способствует лучшему развитию ребенка после его рождения. Практика показывает, что дети, чьи мамы слушали музыку во время беременности, опережают в своём развитии. С первых дней жизни малыш выражает голосом свои эмоции, сообщая о своём самочувствии. Затем ребёнок, не понимая слов, начинает подстраивать свой лепет под интонации и ритм взрослой речи. Важно в это время обращать внимание на умение ребёнка слушать интонации голоса мамы, звуки природы и побуждать ребёнка к звукоподражанию животным, птицам. В этот период малыш должен слышать в речи взрослых детский фольклор: потешки, пестушки, дразнилки, будилки, усыплялки и т.д., которые ребёнок усваивает на подсознательном уровне.

Обращение к дошкольному возрасту, на наш взгляд, актуально, полагая, что сензитивность и эмоциональная отзывчивость на музыку являются основополагающими в развитии музыкальности детей. Ранняя музыкальность проявляется ярче других способностей, её можно диагностировать в период музыкальной сензитивности примерно от двух до четырех лет (Б.М. Теплов, КВ. Тарасова). Следует заметить, что самоценность детства заключается в чувственном познании действительности. При этом необходимо учитывать влияние модальностей: визуальные (цвет, форма, величина); аудиальные (голос, музыкальные звуки, звуки природы); кинестетические (тактильные ощущения, движение).

К сожалению, существуют проблемы развития детей дошкольного возраста. Вопреки целостному восприятию, свойственному ребёнку, находящему-

ся в гармонии с природой, предметный принцип построения образовательных программ делит целое на части. Построение традиционной программы не учитывает различия между группами детей одного и того же возраста в отношении психического и физического развития. Предлагаемое жесткое поквартальное распределение задач и музыкального материала не соответствует возможностям детей той или иной конкретной группы на каждом этапе развития. Очевидно, что нецелесообразно деление занятия на виды деятельности, разделение задач на обучающие, воспитывающие и развивающие, воспитание каких-либо отдельных качеств личности «средствами музыки». Синтетический характер художественного восприятия мира ребёнком обуславливает выход за пределы одного вида искусства в полихудожественную деятельность.

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта к индивидуализации образования и поддержке инициативы детей в различных видах деятельности позволяют методологически обосновать концепцию программы музыкального развития детей дошкольного возраста. Специфика дошкольного детства, а также особенности дошкольного образования (необязательность дошкольного образования, отсутствие ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

К целевым ориентирам относятся следующие характеристики развития ребёнка дошкольного возраста (к 3 годам):

• ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;

• проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.

(к 7 годам):

• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями;

• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;

• знаком с произведениями детской литературы;

• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В целом решение задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования, степень развития которых может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка, которые не противоречат бесконечной множественности вариантов развития детей. Такая корректная установка ФГОС соответствует мировому опыту дошкольного образования: не предъявление требований к детям, а возможные достижения детей как ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников.

Таким образом, сформулируем основные задачи музыкального развития

детей:

• разностороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, развитие интереса к явлениям действительности, обогащение представлений об окружающем мире;

• развитие у детей основных музыкальных способностей, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, обогащение музыкальных представлений, развитие чувства ритма, музыкального слуха;

• формирование компетенций в различных видах музыкальной деятельности.

А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская и др. обозначили ряд актуальных задач для музыкального развития детей, связанных с разработкой новых подходов и педагогических технологий. Авторы выделяют задачу интеграции разных видов искусств в процессе художественно-эстетического развития дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова [3, 14]. Это означает, что современные исследователи детской деятельности начали понимать, что основным принципом интеграции является обучение в действии. Это предполагает связь музыки, движения и речи, где музыка не звучит сама по себе, а каждый принимает участие в процессе её создания.

Обращаясь к организации художественно-эстетического развития детей, необходимо выделить основополагающие аспекты интеграции: интеграция (синтез) видов искусств (литература, поэзия, музыка, живопись, театр, хореография, архитектура), интеграция образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»), интеграция (синкретизм) видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки, игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, мозаика, рисование, лепка, вышивка, бисероплетение и т.д), ин-

теграция качеств личности, (познавательная активность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к импровизации, нестандартность, многовариантность, спонтанность, чувственность).

Анализируя современные подходы к дошкольному образованию, можно констатировать, что использование только традиционных методов обучения неэффективно, необходимы современные образовательные технологии целостного развития ребёнка. Особого внимания, по данным проведённого исследования, заслуживает технология музыкального развития детей элементарного музицирования, понимание сущности и смысла которого связано с потребностью в эмоционально-двигательном самовыражении личности. Музицирование определяется как процесс активного группового взаимодействия с музыкой, где участники одновременно выступают в роли импровизаторов на музыкальных инструментах и авторов исполнения сочинённой музыки посредством движения и слова. Музицирование является средством и формой музыкального общения между участниками при отсутствии функции публики. Главным лейтмотивом музицирования становится не художественный результат, а творческий процесс элементарного самовыражения, переживания музыки как радости и удовольствия. Для музыкальной педагогики важно, что музицирование - это не пассивное восприятие музыки, а практическая деятельность, в процессе которой ребёнок идентифицирует себя, учится находить способы гармонизации внутреннего мира. Основными методами музицирования являются: метод образно-игрового и эмоционально-двигательного моделирования элементов музыкального языка, позволяющий в доступном для ребёнка виде познакомить с особенностями интонационно-выразительных средств музыки; метод активации творческих проявлений ребёнка, осуществляемый в формах латентного деятельного научения.

Основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности в процессе элементарного музицирования является формирование обобщённого художественного образа мира. Дети дошкольного возраста осваивают

и воспроизводят действительность через уникальную систему образов, изобразительно-выразительных средств. Выразительными становятся такие физические признаки предметов и явлений окружающей действительности, как цвет, форма, материал, звуки. Критерием эстетичности звуков, цвета, времени, пространства являются катарсис, мера, гармония и стремление к совершенству.

Для нас значимы выводы исследователей о том, что образы всегда полимодальны, т. е. в них присутствуют визуальные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кинестетические представления. Чем больше рецепторов участвуют при восприятии ребёнком информации, тем больше возникает интегративных ассоциаций, которые делают образы более яркими и виртуальными. Интеграция разных видов искусств в образовательном процессе даёт возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такую цель и ставит современное образование перед педагогами — создание целостного образа мира у ребёнка, развитие его мироощущения, чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений создаются выразительными средствами разных видов искусства в разных видах художественной деятельности детей:

• в речевой деятельности средством выразительности является слово (звуки, фонемы, ритм, образные определения, эпитеты, сравнения, метафоры);

• в театрализованной деятельности — интонация, голос, жесты, мимика, движения, позы;

• в музыке — интонация, мелодия, ритм, гармония, динамика;

• в изобразительной деятельности — форма, линия, штрих, цвет, композиция, ритм.

Следует заметить, что представление об образе ребёнок передаёт целостно. Например, образ дождя дети передают разными выразительными средствами: а) цветом, линиями, формой, используя различный материал (бумага, ткань, клей, бусины, стекло, и т. д.); б) соответствующим звуком, используя звучащие

материалы или музыкальные инструменты (шуршание бумаги, ореховые скорлупки, металлические трубочки, воздушные свистульки, звуки металлофона, треугольника, воды и т. д.); в) двигательными импровизациями с помощью различных предметов (ленты, газовые платки, шарфы, дождь из фольги, мыльные пузыри и т. д.).

педагогический потенциал и практическое применение средств художественной выразительности в процессе музицирования раскрывает коррекцион-ные возможности интеграции, которая выполняет терапевтическую функцию, снимает нервное напряжение, страхи у детей, вызывает радостное приподнятое настроение, успокаивает, создаёт обстановку эмоционального благополучия и доверия. Ребёнок постоянно находится в энергетической звуковой, цветовой, ритмической, временной, пространственной, динамической среде. Все средства выразительности оказывают влияние на химические, биологические и другие процессы в организме. Тем самым, они способны оказывать оздоравливающее воздействие, что на практике привело к возникновению музыкотерапии, цвето-терапии, арт-терапии, сказкотерапии, танцтерапии.

Следует отметить, что в качестве оценки музыкального развития детей Федеральные государственный образовательный стандарт предполагает не сумму знаний, умений и навыков, а интегральные характеристики возможных достижений ребёнка в художественно-эстетическом развитии (спонтанность, вариативность, игровая фантазия, творческое начало, любопытство, способность удивляться, жажда исследования необходимы ребёнку для проявления инициативы и самостоятельности, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, приобретать навыки невербального общения, умения находить в музыке, движении и слове средство гармонизации своего внутреннего мира). Именно с этим комплексом характеристик возможных достижений ребёнка связано не только общее психическое, эмоциональное, но и интеллектуальное развитие. Данные характеристики проявляются в личностном отношении к предмету деятельности, в разных её видах (игровая,

коммуникативная, музыкально-художественная, театрализованная, танцевально-игровая, изотворчество, музицирование, словотворчество).

Исследованием установлено: новые формы общения с ребёнком в условиях психологической защищённости, создание ситуации успеха являются эффективными средствами педагогического сопровождения художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Успешность педагогической деятельности на современном этапе развития образования зависит от того, насколько органично осуществляется включение ребёнка в систему творческой деятельности и насколько формы, средства и методы этой деятельности являются адекватными творческим целям и задачам.

Библиографический список:

1. Бутенко, Н.В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Перо, 2014. - 268 с.

2. Бьеркволл, Ю.-Р. С музой в душе: Ребёнок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни / Пер. с норвежского. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский центр «БЛИЦ»», 2001.- 376 с.

3. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в детском саду: современный взгляд на проблему [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. - 2010. - №3. - С. 4-14

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.:ил.

5. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теортико-методологический аспект / Никитина, Е. Ю., Макаренко В. Г. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 192 с.

6. Ридецкая, О.Г. Психология одарённости: Учебно-практическое пособие - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 374 с.

Bibliography

1. Butenko, N. In. Methodological and technological support artistic and aesthetic development of children of preschool age. - M.: Publishing House Of The Pen, 2014. - 268 p.

2. Barkvoll, Y.-R. With the Muse in the soul: the Child and the song playing and training at all stages of life / Lane. with Norwegian. SPb.: Publishing house "Russian-Baltic centre "BLITZ", 2001.- 376 p.

3. Gogoberidze, A., Musical upbringing and development of the child in the kindergarten: a modern view on the problem [Text] / A. G. Gogoberidze, C. A. Dermansky // kindergarten from a to Y. - 2010. No. 3. - Pp. 4-14.

4. Preschool pedagogy with the basics techniques of education and training: Textbook for universities. The standard of the third generation / edited by A. G. Gogoberidze, O. C. Solntseva. -SPb.: Peter, 2013. - 464 p.

5. Nikitina, E. Y. Pedagogical management of physical education of pre-school children: te-oretiko-methodological aspect / Nikitina, E.Y., Makarenko Century, - M: VLADOS, 2011. - 192 p.

6. Radecka, Acting, Psychology of talent: Education-a practical guide - M.: Izd. centre EOI, 2010. - 374 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.