Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной деятельности по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям в рамках учебно-воспитательной работы вуза'

Результаты экспериментальной деятельности по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям в рамках учебно-воспитательной работы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / ГОТОВНОСТЬ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ / READINESS FOR MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / PEDAGOGICAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубович Марина Михайловна, Фаизова Виктория Борисовна

Статья посвящена анализу процесса педагогического сопровождения при формировании у студентов готовности к брачно-семейным отношениям. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, авторы обозначают актуальность проблемы индивидуальной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Авторы полагают, что сотрудничество, субъект-субъектное взаимодействие студентов и педагогов помогут в реализации возможностей ролевой специализации студентов в учебно-воспитательном процессе, взаимоусилении траекторий индивидуального и профессионального становления молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубович Марина Михайловна, Фаизова Виктория Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL ACTIVITY ON FORMING READINESS OF STUDENTS TO MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF TEACHING AND EDUCATIONAL WORK OF THE UNIVERSITY

The article analyzes the process of pedagogical accompaniment in formation of students’ readiness for marriage and family relations. Based on the results obtained during the experimental work, the authors denote urgency of the problem of the individual readiness of students for marriage and family relations. Authors suggest that cooperation, subject-subject interaction of students and teachers will help in the implementation of role specialization opportunities of students in teaching and educational process, mutual reinforcement of trajectories of individual and professional formation of the youth.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной деятельности по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям в рамках учебно-воспитательной работы вуза»

М. М. Шубович, В. Б. Фаизова. Результаты экспериментальной деятельности по формированию...

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ

УДК 37.018.1 (091)

М. М. Шубович, В. Б. Фаизова

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В РАМКАХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА

Статья посвящена анализу процесса педагогического сопровождения при формировании у студентов готовности к брачно-семейным отношениям. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, авторы обозначают актуальность проблемы индивидуальной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Авторы полагают, что сотрудничество, субъект-субъектное взаимодействие студентов и педагогов помогут в реализации возможностей ролевой специализации студентов в учебно-воспитательном процессе, взаимоусилении траекторий индивидуального и профессионального становления молодежи.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, готовность к брачно-семейным отношениям, педагогические средства.

В российской педагогической науке начался активный процесс научного оформления теоретико-методологических основ семейного воспитания и конституирования педагогики семьи как самостоятельной отрасли педагогического знания [1]. Опытно-экспериментальная деятельность по изучению и анализу индивидуальной готовности к брачно-се-мейным отношениям определяется с учетом личности обучающегося с ее стремлениями к саморазвитию и самосовершенствованию, осуществлением адекватных потребностей в этом возрасте, желанием большего понимания партнера в отношениях брака, семьи и родительства.

Первым этапом опытно-экспериментальной работы стало проведение констатирующего эксперимента, направленного на определение уровня осознания студентами понятия « индивидуальная готовность к брачно-семейным отношениям». Респондентами стали 158 обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Русский язык. Литература» и «География с дополнительной специальностью».

На основе полученной информации можно сделать вывод, что молодежь, находящаяся в подходящем для создания семейных отношений возрасте, отдает себе отчет в серьезности и важности такого показателя, как «индивидуальная готовность к брачно-семейным отношениям». Одновременно с этой позицией некоторым участникам эксперимента не понятны пути формирования готовности к брачно-семейным отношениям. Из опроса стало очевидно, что роль образовательных учреждений в индивидуальном становлении обучающихся не велика. Это можно объяснить тем, что личностно ориентированный вектор современного образования находится в стадии развития и интеграции. И только от создания конкретных педагогических условий, формообразующих индивидуальное развитие личности, зависит ее существование.

На следующем этапе констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа студентов в количестве 105 человек, обучающихся по направлению

050100.62 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Русский язык. Литература» и готовых к работе совместно с педагогами по формированию индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям.

Формирующая часть эксперимента проводилась для определения путей становления и развития индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям у студентов вуза в педагогических условиях, созданных определенными педагогическими средствами. Организация этой части исследования носила многоступенчатый характер.

Первая ступень - диагностика. Студентам экспериментальной группы предложили программу диагностики показателей индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям.

Вторая ступень - развитие. Опираясь на предложенную программу социально-нравственного направления с учетом полученной информации в ходе проведения констатирующего эксперимента, были созданы педагогические условия развития индивидуальной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза.

Третья ступень - мониторинг. Обучающимся экспериментальной группы была предложена завершающая концепция проверки показателей индивидуальной готовности к брач-но-семейным отношениям. Исходя из критериев готовности к брачно-семейным отношениям, обозначены критерии сформированности личностно ориентированного образования и подготовлен соответствующий диагностический инструментарий.

В качестве инструмента диагностики эмоционально-оценочного компонента самосознания обучающихся в экспериментальной группе использовался тест «Самооценка» [2]. С помощью него были обозначены 4 типа самооценки у респондентов: адекватная - 10 %, устойчиво завышенная - 58 %, устойчиво заниженная - 18 % и неустойчивая - 14 %.

По итогам диагностики установлено, что устойчиво завышенный показатель самооценки - доминирующий. Этот показатель наряду с показателем адекватной самооценки может рассматриваться положительно в контексте будущей учебно-воспитательной деятельности. По показателю гендерной принадлежности этот показатель составляет 3/4 девушек и 1/4 юношей. В качестве общего вывода по результатам данной диагностики можно отметить, что данная группа студентов уверены в себе, стремятся достичь успехов в учебе и открыты к сотрудничеству, их отличает оптимизм, непосредственность и постоянство. Эти обучающиеся адекватно оценивают свои достоинства и недостатки. Что касается показателей самооценки - устойчиво заниженная и неустойчивая, то 2/3 респондентов, выбравших этот вид, - девушки. Низкая и неустойчивая самооценка выступают как следствие неудачного жизненного опыта респондентов, в том числе семейного (отношения в родительской семье). Также низкая самооценка может сформироваться в результате отсутствия морально-нравственной зрелости у студента.

Адекватная самооценка как отражение человеческой потребности в самореализации наиболее важна на данном возрастном этапе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе при формировании индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям была предпринята попытка создания педагогических условий для совместной работы по коррекции неадекватной самооценки и совершенствования адекватной.

Главной позицией молодежи в обществе является постоянное межличностное взаимодействие. Важной характеристикой личности в общении оказывается самораскрытие, которое можно оценить с помощью методики Н. В. Амяги [3]. При этом оценивались два показателя: широта и глубина самораскрытия. Широта самораскрытия характеризовалась количеством тем, которые интересны обучающемуся в общении; глубина самораскрытия оце-

нивалась через средний показатель выбранных тем, имеющих для личности студента особое значение.

В ходе эксперимента получена следующая информация: средний показатель самораскрытия у обучающихся - 28 %, а глубина общения - 12 %.

Главные векторы в совершенствовании способности к самораскрытию - формирование навыков определения оптимального пространства, способность регулировать самораскрытие исходя из сложившейся ситуации.

Следующим этапом стал переход к развивающей части эксперимента. Согласно принципам личностно ориентированного образования, с учетом полученных данных, создавались педагогические условия для формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям в рамках учебно-воспитательного процесса вуза.

В 2013 г. теоретические основы развития индивидуальной готовности к браку и семье в образовательном процессе представлены на учебно-методическом совещании по вопросам воспитательной работы в вузе. Была обозначена актуальность проблемы в контексте личностно ориентированного образования, выделены компоненты индивидуальной готовности к браку, рассмотрены факторы, механизмы и условия ее развития в учебной и вне-учебной деятельности ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова».

Как педагогическое средство, направленное на формирование готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, можно рассматривать и деятельность клуба молодой семьи.

Актуальность возникновения клуба молодой семьи университета была обусловлена следующими условиями: 1) необходимостью подготовки молодых людей к семейной жизни, нравственному и половому воспитанию; 2) раскрытием возможностей достижения гармонии и счастья в супружестве; 3) обучением поведения в конфликтной ситуации. Цель создания клуба - привлечение внимания студентов к проблеме создания здоровой и крепкой семьи, получение необходимых знаний по вопросам любви и верности в семье, ориентация на здоровый образ жизни. Основные задачи - привлечение внимания студентов к тематике клуба: подготовка и оформление лекций и бесед; создание видеофильмов. По результатам опроса и анкетирования было выявлено, что, хотя многие считают себя осведомленными в области семьи и брака, проблема взаимоотношений с противоположным полом остается. В связи с этим возникла необходимость создания клуба.

В процессе учебно-воспитательной деятельности преподавателей и студентов проводилась организационная работа. В ходе дальнейшего сотрудничества обсуждались достижения и трудности совместной работы, сформированы ключевые принципы само- и взаимоконтроля деятельности по формированию индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям, а также вносились на рассмотрение творческие проекты на заданную тематику, реализуемые внутри вуза. Поэтому можно предположить, что осознание педагогами собственных перспектив роста и собственного потенциала положительно отражается на состоянии психологического климата в педагогическом коллективе.

Основная цель заключительного этапа диагностики - определение эффективности педагогических условий гуманизации и субъектной направленности, интеграции содержания, вариативности и интенсификации средств и форм развития индивидуальной готовности студентов к брачно-семейным отношениям в учебно-воспитательном процессе вуза и основные этапы и закономерности этого развития. С помощью диагностики была выявлена положительная динамика личных представлений респондентов об их индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям (таблица 1).

Таблица 1

Динамика субъективных представлений респондентов о личностной готовности

к брачно-семейным отношениям

Характер представления Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %

Значимость индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям как показателя гармоничной семейной жизни 20 86

Субъективное определение уровня развития индивидуальной готовности

к брачно-семейным отношениям:

- готовность сформирована 30 58

- готовность не сформирована 45 40

- затрудняюсь ответить 35 2

Что влияет на становление индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям:

- семья родителей 24 30

- образовательные учреждения 25 27

- психологические службы 12 10

- СМИ 15 17

- культурная жизнь города 8 10

- сверстники 7 2

- только собственный опыт отношений 5 2

- затрудняюсь ответить 4 2

Понятие личностной готовности к брачно-семейным отношениям:

- достаточно цельное 13 90

- фрагментарное, константное 87 10

Что касается комплекса системы жизненных ценностей и идеалов у студентов, то здесь наметилась тенденция к межличностному росту. Студенты с заранее известным низким уровнем развития индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям на последнем этапе эксперимента показали видимое равновесие между терминальными и инструментальными ценностями и желание создавать семью на основе созидательного целеполагания [4]. Обучающиеся со средним уровнем развития готовности к брачно-семейным отношениям поняли противоречия в своей системе ценностных ориентиров и в сотрудничестве с педагогами стали работать для их разрешения. Таким образом, у каждого студента комплекс ценностных ориентаций стал более рациональным и фундаментальным. У студентов с высоким уровнем готовности к брачно-семейным отношениям в комплексе жизненных ценностей присутствует тенденция к укреплению терминальных ценностей, а также расширение спектра предпочтительных инструментальных ценностей. В качестве проверки уровня когнитивной готовности студентов к брачно-семейным отношениям в конце учебного года проведен контрольный срез остаточных знаний по учебной дисциплине «Семьеведение».

В проверке знаний участвовали студенты двух групп филологического факультета ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», обучающиеся по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Русский язык. Литература» на 5 курсе, задействованные в реализации диссертационного проекта. Общее количество опрошенных - 50 человек.

Количественный анализ проверки знаний: списочное количество студентов - 50 человек, явочное количество - 47 человек, что составляет 94 % и является достаточным для проведения контроля. Согласно результатам среза, показатель успеваемости составляет 100 %, показатель качества знаний испытуемых - 89 %.

Исходя из качественного анализа проверки остаточных знаний, можно сделать вывод: респондентами экспериментальной группы усвоены знания, касающиеся брачно-семейных отношений, жизненных и семейных ценностей на достаточно хорошем уровне. У этих сту-

дентов сложилось понятие об индивидуальной готовности к семейной жизни как о многогранном и сложноструктурированном процессе.

Студенты усвоили информацию об этапах жизненного цикла семьи, основных закономерностях развития брачно-семейных отношений, а также у них сложилось понятие о взаимосвязи между базовыми понятиями о брачно-семейных отношениях с точки зрения педагогики, психологии и социологии. Однако у студентов наблюдался и недостаточный уровень сформированности понятий о ряде предметных категорий. У группы студентов выявились сложности в формулировке научных понятий. С этими обучающимися проводились индивидуальные корректирующие консультации, где были рассмотрены неясные моменты и даны рекомендации по самоподготовке в дальнейшем.

Резюмируя итоги контрольного среза знаний, можно отметить достаточно высокий уровень качества знаний у опрошенных студентов в рамках изучения дисциплины «Семьеведение».

Положительными моментами в данной работе стали: стремление студентов к активному межличностному взаимодействию; сформированный механизм глубины самораскрытия, корректирующий действия человека в зависимости от ситуации; профилактика межличностных конфликтов и способность себя проявить.

Таким образом, на заключительном этапе экспериментальной работы исследовали регулятивные навыки студенческой молодежи, их способность к ответственности по концепции локус-контроля Дж. Роттера. Диагностика показала четкий показатель роста числа студентов с интернальным локусом контроля - с 68 % до 81 % - на 13 %, это произошло в результате снижения числа студентов с неопределенным типом локус-контроля - с 24 % до 16 % - на 8 %.

Говоря о качестве становления регулятивных способностей участников эксперимента, делаем следующие выводы: рост стремления студентов к саморегуляции; студенты придают ей более осознанный характер; увеличение внутреннего контроля своих действий и эмоций; становление таких качеств, как ответственность и нравственность в отношениях с партнером, стремление к достижению духовной близости.

Проследим динамику экспериментальных данных, полученных в начале и конце эксперимента при одинаковой выборке испытуемых - 105 участников (таблица 2).

Таблица 2

Количественные данные экспериментальной деятельности по развитию индивидуальной готовности студентов к брачно-семейным отношениям в рамках учебно-воспитательно-

го процесса в вузе

Анализируемые показатели Значимость брака и семьи как жизненной ценности 105 чел. (100 %), % Уровень самооценки 105 чел. (100 %) Характеристики самораскрытия в общении 15 тем (100 %), % Локус-контроль, тип ответственности 105 чел. (100 %), %

Адекватная Заниженная Завышенная Неустойчивая Широта Глубина Интер-нальная Экстер-нальная Смешанная

Начало эксперимента 82/78 11/10 19/18 61/58 15/14 30/28 13/12 72/68 9/8 25/24

Конец эксперимента 95/90 25/24 18/9 60/57 11/10 61/58 21/20 85/81 3/3 17/16

Экспериментальное значение критерия Т: Тэмп = 15 для N = 10 при р < 0,05 - Т крит. = 10, при р < 0,01, Ткрит. = 5

Сравнивая Ткрит и Тэмп., отмечаем, что Тэмп = 15 > Ткрит = 10, Ткрит. = 5, что позволяет сделать вывод о достоверности прослеженной динамики

В качестве метода проверки статистической достоверности полученных результатов применялся Т-критерий Вилкоксона [5].

Проанализировав «ось значимости», становится очевидным факт попадания полученной величины Тэмп. в зону значимости. Следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте данные не случайны и значимы на 5 %-м уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что педагогическое сопровождение в формировании у студентов готовности к брачно-семейным отношениям эффективно в рамках созданных педагогических условий, педагогические средства, применяемые на этапе становления семейных ценностей, целесообразны и имеют практическую значимость.

Основной упор в работе был сделан на консультационную помощь студентам, имеющим низкий показатель уровня индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям. Была поставлена задача активизировать потенциальную потребность этих участников экспериментальной работы к самопознанию и саморегуляции. В процессе индивидуальных консультаций педагоги и психологи целенаправленно действовали на преодоление студентами чувств обиды, злости, уныния, которые могли возникнуть вследствие неудачных предыдущих отношений; консультантами были сформированы и подкорректированы защитные психологические механизмы у таких студентов.

Большая часть участников эксперимента уяснили для себя значимость семьи в становлении их как личности и профессионала. Комплекс жизненных ориентиров у студентов со средним уровнем индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям стал более четким и реалистичным. У таких обучающихся произошло осознание положительных свойств внутреннего локус-контроля по сравнению с внешним. Одновременно с повышенными требованиями к другим людям у них стала проявляться эмпатия к людям и активная поддержка своего партнера. Оценка в суждениях стала менее категоричной. Объединяющим моментом у студентов данной группы стал фактор участия их в учебной и внеучебной деятельности в направлении становления готовности к брачно-семейным отношениям.

С респондентами экспериментальной группы обсуждались направления и возможности будущего взаимодействия. С учетом пожеланий студенческой молодежи были обозначены следующие:

1) определить программу самопознания и развития студента как будущего семьянина;

2) наметить варианты консультативной помощи педагогов, психологов, юристов, социальных работников, медиков и т. д.;

3) реализовывать в работе клуба молодой семьи возможности тьюторской помощи;

4) расширить образовательную траекторию вуза путем разработки своих проектов сопровождения студентов в формировании индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям (осуществить возможность подключения к этому процессу специалистов социальных служб города).

В завершение можно отметить, что подтвердилась гипотеза о том, что образовательное пространство вуза имеет широкий спектр возможностей для сопровождения студента в формировании у него индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям, признаны эффективными средства и формы обучения, направленные на формирование готовности к брачно-семейным отношениям студенческой молодежи, подтвердился принцип гуманизации и личностной направленности вузовского образования.

Научная новизна данного исследования заключается в установлении того, что средствами педагогического сопровождения при создании соответствующих педагогических условий личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, при интеграции об-

разования, при использовании широкого спектра форм и методов обучения при формировании готовности молодежи к брачно-семейным отношениям являются:

- выработка у обучающегося индивидуального мышления и готовность сотрудничать с педагогом;

- опора на личностно ориентированное мышление студента;

- создание и поддержание наиболее комфортной обстановки в учебно-воспитательном процессе;

- обеспечение конструктивности образовательного процесса;

- создание учебно-методического обеспечения спецкурса «Семьеведение», реализация которого способствует формированию у студентов потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей;

- создание в вузе клуба молодой семьи как структуры, имеющей целью актуализировать семейные ценности, престижность брачно-семейных отношений и обеспечить процесс оптимизации социальной адаптации;

- широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (проблемных, диалоговых и нетрадиционных (игровая, консультативная, тренинговая)) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 в контексте реализации компетентностного подхода.

Опытно-экспериментальная работа по созданию и использованию педагогических условий формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям (см. рис.) в процессе обучения и воспитания, реализуемая последовательно, подтвердила их целесообразность и эффективность. Проведенное исследование способствует развитию проблемы индивидуальной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, но, возможно, не исчерпывает всего ее многообразия. Педагог должен помочь, психологически сопроводить студента в период становления и развития его ценностных ориентиров на протяжении всего периода обучения [6]. Перспективы новых исследований заключаются в рассмотрении преемственности школьной и университетской педагогической практики в подготовке молодых людей к браку и семье, создании образовательной поддержки индивидуального развития студентов, развитии долгосрочного мониторинга индивидуальной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, проведении гендерного анализа индивидуальной готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям.

только собственный опыт отношений

сверстники

СМИ, Интернет

затрудняюсь ответить

культурная жизнь города

Рис. Оценка студенческой молодежью факторов развития личностной готовности к брачно-семейным отношениям

Список литературы

1. Шубович М. М. Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 220-231.

2. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. С. 474-484.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Амяга Н. В. Методики для измерения личностной представленности человека в общении // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 42-53.

4. Дулина Н. В., Токарев В. В., Василенко И. В. Методы исследования системы ценностных ориентаций: Методические указания для самостоятельной работы студентов всех направлений бакалавриата, изучающих курс «Социология и социальная психология» / сост. Дулина Н. В., Токарев В. В., Василенко И. В. Волгоград, Волг.ГТУ. 1999. 36 с.

5. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 329 с.

6. Шубович М. М., Фаизова В. Б. Становление системы ценностных ориентиров, формирующих психологическую готовность к браку студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University). 2013. Вып. 4 (132). С. 89-95.

Шубович М. М., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой. Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.

Пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700. E-mail: gilman_f@rambler.ru

Фаизова В. Б., аспирант.

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

Пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700. E-mail: aspirantka2012@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 26.12.2013.

M. M. Shubovich, V. B. Faizova

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL ACTIVITY ON FORMING READINESS OF STUDENTS TO MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF TEACHING AND EDUCATIONAL WORK OF THE

UNIVERSITY

The article analyzes the process of pedagogical accompaniment in formation of students' readiness for marriage and family relations. Based on the results obtained during the experimental work, the authors denote urgency of the problem of the individual readiness of students for marriage and family relations. Authors suggest that cooperation, subject-subject interaction of students and teachers will help in the implementation of role specialization opportunities of students in teaching and educational process, mutual reinforcement of trajectories of individual and professional formation of the youth.

Key words: pedagogical accompaniment, readiness for marriage and family relations, pedagogical means.

References

1. Shubovich M. M. Family pedagogy in the system of integration of interdisciplinary humanitarian knowledge. Siberian Pedagogical Journal, 2009, no. 4, рp. 220-231. ISSN 1813-4718 (in Russian).

2. Stolyarenko L. D. Basic Psychology. Rostov-on-Don, 1997, рp. 474-484 (in Russian).

3. Amyaga N. V. Methods for measuring the personal human representation in communication. Journal of the Practical Psychologist, 1998, no. 1, р. 42-53 (in Russian).

4. Dulina N. V., Tokarev V. V., Vasilenko I. V. Methods of study of value orientations: Methodical instructions for independent work of students of all directions bachelor degree studying the course "Sociology and Social Psychology" / Compilers Dulina N. V., Tokarev V. V., Vasilenko I. V. Volgograd, Volg.GTU Publ., 1999. 36 р. (in Russian).

5. Nasledov A. D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data: tutorial. St. Petersburg, Rech Publ., 2004. 329 р. (in Russian).

6. Shubovich M. M., Faizova V. B. The formation of values, forming psychological readiness for marriage of students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 89-95 (in Russian).

Shubovich M. M.

Ulyanovsk State Pedagogical University.

Рl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ul'yanovsk, Russia, 432700.

E-mail: gilman_f@rambler.ru

Faizova V. B.

Ulyanovsk State Pedagogical University.

Рl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ul'yanovsk, Russia, 432700.

E-mail: aspirantka2012@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.