Научная статья на тему 'Становление системы ценностных ориентиров,формирующих психологическую готовность к браку у студентов'

Становление системы ценностных ориентиров,формирующих психологическую готовность к браку у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1345
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / MARRIAGE SATISFACTION / EDUCATIONAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF THE INDIVIDUAL STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шубович Марина Михайловна, Фаизова Виктория Борисовна

Важной составной частью профессиональной готовности является сформированность таких качеств личности студента, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, социальная и профессиональная ответственность. Эти качества являются компонентами системы ценностных ориентиров, которые формируют психологическую готовность к браку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUES, FORMING PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MARRIAGE OF STUDENTS

An important part is the formation of the professional preparedness of the student’s personality traits like independence, the ability to make responsible decisions, social and professional responsibility. These qualities are the components of the system of values that form the psychological readiness for marriage.

Текст научной работы на тему «Становление системы ценностных ориентиров,формирующих психологическую готовность к браку у студентов»

УДК 37.018.1(091)

М. М. Шубович, В. Б. Фаизова

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТУДЕНТОВ

Важной составной частью профессиональной готовности является сформированность таких качеств личности студента, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, социальная и профессиональная ответственность. Эти качества являются компонентами системы ценностных ориентиров, которые формируют психологическую готовность к браку.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, удовлетворенность браком, педагогическое сопровождение становления личности студента.

Основными задачами педагогического сопровождения обучающихся в процессе освоения ими гендерных ролей в современной семье, по мнению С. Н. Буровой, являются психолого-педагогическое просвещение гендерной составляющей личности студента; коррекционно-тренинговая работа по развитию гендерного самосознания и толерантности обучающихся, содействие приобретению опыта эффективного гендерного взаимодействия и преодоления негативных последствий гендерных стереотипов; диагностика формирования гендерной составляющей личностного развития обучающегося.

Во избежание значительного когнитивного диссонанса, негативно влияющего на эмоциональное состояние личности студента, необходимо создание четких рамок стереотипа восприятия других людей как своего, так и противоположного пола - это функциональная роль педагога. Личностная неудовлетворенность существующими гендерными стереотипами у обучающихся в настоящем приводит к неудовлетворенности браком в последующем. Удовлетворенность браком - важная точка сосредоточения путей психолого-педагогического исследования. Ведь первоначально человек социализируется в своей собственной семье, примеряя на себя модель поведения своих родителей. Затем наступают новые витки социализации - нахождение в дошкольном образовательном учреждении, школе, прохождение этапа получения какого-либо профессионального образования - начального, среднего или высшего. Прежде чем построить свою семью, молодые люди сосредотачиваются на поиске путей удовлетворенности брачно-семейными отношениями.

Многие специалисты определяют такой подход как субъективную оценку отношения к своему браку [1, с. 87].

В большом толковом психологическом словаре удовлетворение определяется как «такое состояние, при котором чувства удовольствия, испытываемого субъектом, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены». Таким образом, стабильность семьи и удовлетворенность браком являются явлениями взаимосвязанными, они имеют много

общего и одновременно много различий. Высокая стабильность браков не всегда имеет высокий уровень удовлетворенности браком (например, традиционные семьи довольно часто считаются стабильными при полной неудовлетворенности супругов своими отношениями, а в современной семье такое недовольство может привести к разрыву, даже несмотря на наличие детей) [2, с. 56].

Таким образом, прежде чем приступить к анализу современной семьи и семейных ценностей, которые сформировались и которыми руководствуется современная молодежь, необходимо изучить внутреннюю структуру современной семьи, оценить ее взаимодействие с обществом.

Система ценностей человека является фундаментом его отношения к миру. Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется не столько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

«Ценности, - писал В. П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Многие ученые (С. И. Голод, М. С. Мацковский, А. Г. Вишневский и др.) говорят об изменении института семьи в основном как о позитивном процессе «плюрализации» форм семьи, а признаваемые ими негативные явления трансформации семейных ценностей являются свидетельством неполноты и незавершенности данного процесса. Соответственно, задачи семейной политики видятся в том, чтобы ускорить объективный ход событий, завершить процессы «модернизации» в семейной сфере, «догнать» «передовые» в этом отношении страны.

В практическом отношении актуальность настоящего исследования связана с нерешенностью задач по выработке мер эффективной семейной политики, призванной устранить или хотя бы свести к минимуму угрозы, связанные с неадекватной социализацией подрастающих поколений. В рамках

таким образом понимаемой семейной политики центральное место должны занимать педагогические (воспитательные), социальные, социальнопсихологические и иные меры, имеющие цель поднять престиж семьи, повысить авторитет семейных ценностей в глазах большинства людей и по возможности перестроить соотношение семейных и внесемейных ценностных ориентаций, вернув им утраченный приоритет.

Необходимы глубокие фамилистические и, прежде всего, педагогические исследования, в том числе исследования, цель которых - анализ соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций и факторов, на них влияющих. Психологопедагогическое сопровождение учебного процесса должно осуществляться с учетом особенностей представлений обучающихся о гендерных типах. Основной формой организации работы по формированию гендерной культуры может стать социально-психологический тренинг. Ее цель - реконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, создание условий для максимальной самореализации в процессе взаимодействия студентов обоих полов.

Первостепенной задачей педагогов профессионального образования является формирование готовности обучающихся к разработке и проведению персональной семейной политики. Педагог должен помочь, психологически сопроводить студента в период становления и развития его ценностных ориентиров на протяжении всего периода обучения. Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель -студент» качественно отличается от школьной самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности. В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: 1) взаимоотношения: ведомый - ведущий; 2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего. Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь их в самостоятельную работу, привить вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений.

Формирование подобного стиля связано с преодолением типичного для вуза противоречия: наука и преподавание тянут в разные стороны, а они вместо центробежных должны стать центростремительными силами. Усиленное сочетание научной и педагогической деятельности является основополагающим в социально-психологической структуре педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение.

Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя и студентов складываются постепенно. Они зависят от многих причин. От жизненного, учебного, общественного опыта учащихся, традиций института, кафедры, от педагогической направленности личности вузовского педагога. Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурс-ников и профессорско-преподавательского состава. Неправомерный перенос школьных отношений между учителем и учениками в вуз серьезно мешает дальнейшему процессу развертывания отношений студентов и преподавателей, а порой и деформирует структуру педагогического общения. Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Поэтому важно выявить те жизненно важные ценностные ориентиры, без которых невозможны счастливые, полноценные и долговечные брачно-семейные отношения. Аргайл утверждал, что «семейные люди, особенно те, кто счастлив в браке, чувствуют большую удовлетворенность жизнью. Существуют все основания полагать, что удовлетворение находится в причинноследственной связи с браком». В связи с этой проблемой многие ученые провели исследования влияния брака на удовлетворенность жизнью. Д. Майерс пишет: «Все данные свидетельствуют о том, что большинство людей, которые испытывают к кому-либо привязанность, являются более счастливыми, чем те, кто обходится без нее. Тем не менее более важным является не сам факт брака, а качество брачных отношений».

От чего же зависит его качество? Многие отечественные и зарубежные психологи говорят, что от любви. «Что касается чувства любви, то здесь речь идет

об особого рода привязанности, - сказал Годфруа, -в котором физиологические потребности тесно связаны с необходимостью заботиться о другом человеке, помогать ему чувствовать себя в безопасности». Есть много определений любви, много мнений, но в каждом из них красной нитью прослеживается общая черта: сильное чувство любви, которое позволяет человеку дать еще кому-то что-то, для него необходимое, и получить взамен что-то нужное себе. Ю. Е. Алешина обнаружила, что удовлетворенность браком зависит также от продолжительности семейной жизни: кривая этой связи имеет и-образную форму. Вначале, в первые два десятилетия семейной жизни, удовлетворенность браком постепенно уменьшается, достигая минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже быстрее [3, с. 32].

В проводимых исследованиях рассматривалась взаимосвязь между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью карьерой и местом работы. В выборе женщин, которые оценивают свой брак как счастливый, чуть более 40 % опрошенных считают, что их работа вполне устраивает, и только 15 % - что их «работа не полностью удовлетворяет» или «скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяет». Г. Навай-тис наблюдал удовлетворенность браком и выбранной профессией у мужчин, и результаты его исследования таковы: мужчине очень трудно связать успех на работе и в семейных отношениях: нестабильность взаимоотношений в семье есть проекция профессиональных (и, следовательно, финансовых) неудач, и, наоборот, мир и гармония в семье влияют на рост финансовых показателей. Семейное удовлетворение также связано с добрачным ухаживанием. Есть проблема браков, образующихся в результате кратковременного знакомства, и взаимоотношений, продолжающихся долгое время (около пяти лет). Результаты исследования были следующими: чем меньше продолжительность знакомства супругов до брака, тем короче брачно-семейные отношения.

Существует определенная связь между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. В случая когда домашние обязанности целиком или полностью выполняются женщиной, многие респонденты удовлетворены браком и счастливы в семье, в случаях когда муж помогает жене, этот показатель составил более 80 %, а если оба супруга выполняют одинаковую домашнюю работу, то почти 95 % респондентов удовлетворены своими семейными отношениями. Примечательно, что молодой муж больше удовлетворен своей семейной жизнью, если он более непримирим в спорах и чем чаще он способен сохранить в неприкосновенности свое первое слово, чувствуя себя главой семьи, и принимать единоличные решения. А для жены непринципиально защищать свои по-

зиции, если они не носят глобального и судьбоносного характера и вполне могут подвергаться сомнению и корректировке ее мужем. Мысленно жена всегда хочет переложить принятие важных и ответственных решений на своего мужа. Семейная жизнь жены удовлетворяет ее в большей степени тогда, когда у них с мужем есть общий язык. Таким образом, если для мужчин является более важным отношение на «вы», то для женщины существеннее чувство семейного «мы» [4, с. 184]. Э. Г. Эйде-миллер, В. В. Юстицкис [5, 6] разграничивают сознательную и воспринимаемую плохо «тлеющую» неудовлетворенность. Когда наблюдается осознанная неудовлетворенность, то в таком случае происходит открытое признание мужу или жене, что семейные отношения его или ее не устраивают. Примером здесь является указание на глобальный характер неудовлетворенности - на то, что семейная жизнь не соответствует даже минимальным требованиям. В противном случае появляется «глухое недовольство». Одним из супругов выражается относительная удовлетворенность семейной жизнью в таких фразах, как «мы нормально живем», «не хуже, чем другие люди». Особенно отчетливо «тлеющая неудовлетворенность» проявляется через эмоциональные всплески.

Кроме того, обнаружена связь между семейной удовлетворенностью и мотивацией вступления в брак: в счастливом браке основным мотивом вступления в брак у 75 % замужних женщин и 63 % женатых мужчин была любовь, у 14 % женщин и 18 % мужчин - симпатия. Одним из мотивов для вступления в брак отмечено также стремление избавиться от одиночества.

Дети - это не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижением удовлетворенности браком. В период с 25 до 50 лет происходит наиболее активное социальное и профессиональное функционирование индивида, которое само по себе, как отмечают многие авторы, может привести к охлаждению его интереса к семье, быть более равнодушным к супругу и своим семейным обязанностям, а следовательно, снизить удовлетворенность браком. Человеку трудно выразить себя одинаково активно одновременно в различных областях, его предпочтения в сфере социальных ценностей меняются.

С возрастом (можно предположить, что этот период случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает обращать больше внимания на свою жену, этот факт, следовательно, повышает удовлетворенность браком. Так, некоторые люди старше 60 лет часто

рассматриваются как имеющие такую же высокую степень удовлетворенности браком, как и в первые годы после его заключения [7, с. 101]. В настоящее время общество испытывает трудности в связи с изменениями в социальных отношениях. Переход страны на качественно новые условия экономических отношений повлияли на структуру многих семей как малых групп, создавая необычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти изменения приводят к возрастанию внутренних конфликтов в семье, а также увеличению количества разводов и снижению рождаемости [8, с. 136]. Таким образом, актуальность изучения факторов, влияющих на качество брака, для комплексной диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает. Анализ литературы показывает, что существуют общие черты, характерные для семьи в изменяющемся обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов. Тем не менее в большинстве исследований, посвященных семье, она рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами, организациями и даже группами.

Важное влияние на эмоциональные отношения в браке оказывает культура общения и развлечения, совместного принятия решений супругами - ведение домашнего хозяйства, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправия ее членов, человек должен удовлетворять свои потребности семейной жизнью. Чувство вины разрушает брак [8, с. 437]. Постоянная жизнь с другим человеком неизбежно приводит к накоплению противоречий, раздражений и невысказанных претензий. Все супружеские пары сталкиваются с проблемами в браке: это иногда бывает болезненно, иногда люди расстроены и не понимают друг друга. Любовь остывает, умирает или исчезает, люди забывают о ней и не верят в ее возрождение. Без любви исчезает счастье семейной жизни, чувство удовлетворения в браке.

Таким образом, можно отметить, что удовлетворенность и качество брака зависят от многих факторов: периода добрачного ухаживания, личностных потребностей супругов, но самое главное - от наличия, недостатка или отсутствия чувства любви. Однако иногда супруги чувствуют, что они знают друг о друге все, но на самом деле главное -внутренний мир окружающих их близких и ставших родными людей они просто не воспринимают.

В целом можно утверждать, что устойчивость брака и удовлетворенность семейной жизнью зависит у супругов друг от друга, от их взаимной поддержки и сохранения чувства собственного достоинства на достаточно высоком уровне.

Первоначально, достигая юношеского возраста, человек формирует свои жизненные планы, которые преимущественно связываются с выбором профессии и профессиональной перспективы. Одновременно с этим происходит построение подростками «идеального» желаемого образа будущей семьи на основе анализа литературы, историко-географических сведений, биографий и автобиографий публичных людей и медийных персон, которые пользуются популярностью в студенческой молодежной среде, событий общественной и собственной жизни.

Образ будущей семьи отражает свойственные молодым людям критичность, некоторый нигилизм, максимализм и наивный догматизм. Если классифицировать эту модель семьи по гендерной принадлежности, то такое отношение к браку в большей степени свойственно юношам, а девушки же склонны к мечтательности и романтизму в построении своего образа семейной жизни.

Педагогическая помощь молодежи в подготовке к брачно-семейным отношениям должна заключаться в технологии осознания тех ценностных ориентиров, на которые они смогли бы опираться, создавая свою семью.

Решить стратегическую задачу качественной подготовки студентов к брачно-семейным отношениям невозможно в рамках традиционной парадигмы когнитивно ориентированного образования, которое решает в основном задачу формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. А развитие личностных качеств обучаемых носит характер «побочного продукта». Помимо технологической подготовки специалиста важной составной частью профессиональной готовности становится сформированность таких качеств личности студента, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, социальная и профессиональная ответственность. Эти качества являются компонентами системы ценностных ориентиров, которые формируют психологическую готовность к браку.

В последние десятилетия в связи с возрастанием актуальности проблем, связанных с семьей и семейными отношениями, появились психологические исследования, посвященные изучению готовности к началу половой жизни (Н. П. Ивченкова,

Н. П. Смирнова, О. П. Аккузина и др.). Очевидно, что актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире (эмансипация, индивидуализация, однополые браки и др.), привели к изменению отношения к роли семьи и брака в жизни человека. Все больше молодежь задается вопросом: «Вступать ли в брак или нет?» Ведь сначала они предпочитают решить свои профессиональные проблемы и откладывают семейную жизнь на по-

том. В противовес традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гражданский, гостевой брак и др.). Это вызвало трансформацию семьи как социального института. Меняются местами исполнители семейных функций. Исследования В. Н. Дружинина, Л. Б. Шнейдер [8], О. А. Карабанова и др. показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая и детородная функции не являются основными. На первый план выходят психологическая и воспитательная функция семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений.

Уровень психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости определяется уровнем сформированности и структурной организацией ее компонентов. Высокий уровень психологической готовности к браку характеризуется достаточной степенью сформированности таких системных компонентов личностного образования, как ценностные ориентации, брачная мотивация, супружеские установки и ожидания. На данном уровне сформированности готовности к браку имеет место следующая иерархия компонентов: представления о супружеской иерархии, супружеских отношениях, ценностные ориентации, брачная мотивация, супружеские установки и ожидания. На низком уровне психологической готовности к браку иерархия компонентов следующая: брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, ценностные ориентации, представления о супружеских отношениях и супружеской иерархии.

Фактор возраста влияет на структурную организацию параметров внутри каждого компонента системы психологической готовности к браку. Существуют гендерные различия в содержании психологической готовности к браку, заключающиеся в различиях системных компонентов личностного образования. В сложившихся условиях актуализируется необходимость формирования гендерной культуры у студентов. Именно на данный возрастной период (с 17 до 23 лет) приходится наибольшая интенсивность гендерного познания, освоение и реализация соответствующих ролей и стереотипов, возрастает интерес к созданию семьи и исполнению семейных обязанностей. На данном этапе происходит создание собственного гендерного профиля личности, по словам Ф. И. Храмцовой, появляется критическое отношение к гендерным стереотипам и всем проявлениям дискриминации по половому признаку, отмечается стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола, происходит закрепление отношений личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формируется ответственное отношение к объекту любви.

При совместном проживании и обоюдном ведении хозяйства изменяется структурная организация

параметров внутри каждого компонента системы психологической готовности к браку и уровень сформулированной психологической готовности к браку. Наличие постоянного партнера не влияет на уровень сформированности психологической готовности к браку, но одновременно перестраивает структурную организацию параметров внутри каждого компонента системы психологической готовности к браку. Об уровне психологической готовности к браку можно делать выводы после тренинговой работы со студентами в малых группах, где они могли бы анализировать сюжеты семейных отношений, прогнозировать возможные проблемы семейных отношений. Программа психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе освоения ими гендерных ролей в современной семье предусматривает также обучение на примере конкретного случая (са8е8^у). Короткие ситуации побуждают к обдумыванию, обсуждению, попыткам найти наиболее эффективное решение, помогают применить теоретические знания в реальных ситуациях. Таким образом, роль педагога в сопровождении становления у студентов ценностных ориентации и формирования гендерной культуры заключается в гармонизации их отношений со сверстниками, побуждении их самостоятельно анализировать роли женщин и мужчин в жизни семьи и общества, научить их уважать взгляды и суждения других и совершенствовать знания в области гендерной проблематики.

Оценка психологической готовности к браку как системы взаимосвязанных компонентов позволяет сделать вывод, что психологическая готовность к браку - это личностное образование, представляющее собой систему с формирующими ее компонентами. Таким образом, можно сказать, что пик психологической готовности к браку приходится на молодость. Важные жизненные ценности связаны с благоприятным психологическим климатом в семье и сферами жизнедеятельности семьи, они отражают совместную деятельность супругов и воспитание детей, долг выражен сильнее, чем удовлетворенность. У пар, живущих вместе, на раннем этапе совместного быта происходит конкретизация качеств, необходимых для брака, и поэтому партнеры воспринимают друг друга исключительно по брачным качествам. Они ориентированы на заключение самого брака, так как партнер и совместный быт у них уже есть.

Сравнительный анализ различий в компонентах и уровне сформированности психологической готовности к браку у мужчин и женщин показал, что пол влияет на уровень психологической готовности к браку и имеются качественные отличия в структурной организации компонентов системы психологической готовности к браку. Мужчины оценивают жену как партнера по общению и имеют

одинаковые с ней важные жизненные ценности, а лении о роли и жизненном предназначении муж-

сферы жизнедеятельности совместного прожива- чин и женщин в современном обществе, в форми-

ния у них связаны с обеспечением семьи и соци- ровании ценностного отношения к своей половой

альной активности. принадлежности, любви, браку, отцовству и мате-

Педагогическое содействие должно быть на- ринству и т. д. [9] правлено на создание условий, способствующих Педагог в процессе обучения должен учитывать семейному самоопределению студентов вуза. Уве - аспект подготовки студентов к началу семейной

личение объема и усложнение социальных про- жизни, принимать во внимание такие психолого-

блем обусловливает необходимость выявления педагогические факторы, как развитие духовно-

психолого-педагогических факторов, позволяю- нравственных, интеллектуальных способностей

щих обеспечить качество социальной подготовки, студентов при формировании общей поведенче-

развития семейных ориентиров, внутренней готов- ской культуры; формирование мотивационной го-

ности молодежи к семейным отношениям. товности к семейной жизни, к коммуникативной

Содержание роли педагога в формировании деятельности, креативности, рефлексии как к

ценностных ориентаций и гендерной культуры у структурным компонентам процесса подготовки к

студентов заключается в создании у них представ- семейной жизни.

Список литературы

1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

2. Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Минск, 1989. 215 с.

3. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни. М., 1985. 250 с.

4. Кроник А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений. М., 1989. 356 с.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. 652 с.

6. Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб., 2010. 672 с.

7. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. М., 1963. 240 с.

8. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие. 2-е изд. М.: Академический проект, 2006. 768 с.

9. Верейкина Л. В., Морогин В. Г. Общественная и субъективная система ценностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State

Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2. С. 67-68.

Шубович М. М., доктор педагогических наук, профессор.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова.

Пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700.

Фаизова В. Б., аспирант.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова.

Пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700.

E-mail: aspirantka2012@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 15.02.2013.

M. M. Shubovich, V B. Faizova THE FORMATION OF VALUES, FORMING PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MARRIAGE OF STUDENTS

An important part is the formation of the professional preparedness of the student’s personality traits like independence, the ability to make responsible decisions, social and professional responsibility. These qualities are the components of the system of values that form the psychological readiness for marriage.

Key words: marriage satisfaction, educational support for the formation of the individual student.

Shubovich M. M.

I. N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University

Pl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700.

Faizova V. B.

I. N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University

Pl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Lenina, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700.

E-mail: aspirantka2012@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.