Научная статья на тему 'Результативность стратегического курса нато в разрешении региональных конфликтов, вызванных событиями «Арабской весны»'

Результативность стратегического курса нато в разрешении региональных конфликтов, вызванных событиями «Арабской весны» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
217
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАТО / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДОКТРИНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ГУМАНИТАРНАЯ КАТАСТРОФА / ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / NATO STRATEGY / "THE ARAB SPRING" / GEOPOLITICAL INTERESTS / DOCTRINAL ORIENTATIONS / ARMED CONFLICT / HUMANITARIAN DISASTER / MILITARY PRESENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антюхова Е.А.

Статья посвящена трансформации политической и военной стратегии НАТО в ХХI веке, обусловленной изменившимися доктринальными установками военно-политического блока. Особый акцент делается на участие Североатлантического альянса в разрешении конфликтов, вызванных событиями «арабской весны». Затрагиваются цели, преследуемые странами, входящими в военно-политический блок НАТО. Делаются выводы о результативности стратегического курса Североатлантического союза в разрешении конфликтов в арабском регионе мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE NATO STRATEGIC COURSE IN RESOLUTION OF THE REGIONAL CONFLICTS CAUSED BY THE EVENTS OF "THE ARAB SPRING"

The article is devoted to the transformation of the NATO political and military strategy in the XXIst century caused by the changed doctrinal orientations of the military-political block. A particular emphasis is put on participation of the North Atlantic Alliance in resolution of conflicts, caused by the events of "the Arab Spring". The purposes pursued by the countries of the military-political NATO alliance are mentioned. Conclusions about the effectiveness of the strategic course of the North Atlantic Treaty Alliance in resolution of the conflicts in the Arab region of the world are drawn.

Текст научной работы на тему «Результативность стратегического курса нато в разрешении региональных конфликтов, вызванных событиями «Арабской весны»»

УДК 327.51

Антюхова Е.А., кандидат политических наук, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА НАТО В РАЗРЕШЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ, ВЫЗВАННЫХ СОБЫТИЯМИ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

Статья посвящена трансформации политической и военной стратегии НАТО в XXI веке, обусловленной изменившимися доктринальными установками военно-политического блока. Особый акцент делается на участие Североатлантического альянса в разрешении конфликтов, вызванных событиями «арабской весны». Затрагиваются цели, преследуемые странами, входящими в военно-политический блок НАТО. Делаются выводы о результативности стратегического курса Североатлантического союза в разрешении конфликтов в арабском регионе мира.

Ключевые слова: стратегия НАТО, «арабская весна», геополитические интересы, доктринальные установки, вооруженный конфликт, гуманитарная катастрофа, военное присутствие.

Начало второго десятилетия XXI века ознаменовалось чередой политических конфликтов и военного противостояния в ряде регионов мира. Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что «мир переживает некий системный кризис, который вызван не только и не столько крушением биполярной системы международных отношений, а более глубинными процессами, обусловленными кризисом политической системы мира, как таковой» [3, с. 110]. Прежнее единство международных отношений размывается возникновением и участием новых акторов, которые бросают вызов современному мироустройству

Одним из таких акторов, занимающих особое место в системе мировой политики, выступает НАТО. НАТО - военно-политический альянс, объединяющий ряд ведущих европейских государств-политических «тяжеловесов» (Германия, Франция, Великобритания и др.), а также США и Канаду. Созданный в период холодной войны в целях противостояния Советскому Союзу, обеспечения

безопасности в Европе и упрочения партнерских отношений между США и капиталистическими государствами Старого Света военно-политический блок НАТО со времени распада социалистического блока определил новые стратегические

направления своей деятельности.

Значительные изменения доктринальные установки Североатлантического союза претерпели в XXI веке, что во многом объясняется изменением социально-

политической ситуации в мире.

Основными причинами трансформации политической и военной стратегии НАТО в XXI веке стали изменения, произошедшие в мировой политической системе: в ряде регионов мира обострились внутренние конфликты, приведшие к вооруженному противостоянию; угроза терроризма приобрела реальные черты, значительно усугубив глобальный характер рисков безопасности. С учетом этих обстоятельств, исходя из новых доктринальных установок, НАТО перешла к новой стратегии, направленной на противодействие мировым угрозам и вызовам. При этом одним из приоритетных векторов направленности действий Североатлантического союза стало тесное взаимодействие с государствами, не являющимися членами блока, но находящимися в сфере геополитических интересов НАТО.

Отличительной особенностью новой стратегии блока стало системное воздействие, включающее не только военные, но и политические, экономические, социальные и культурные факторы. Новая стратегическая концепция НАТО призвана решать ряд задач, среди которых наиболее важными являются: коллективная оборона, кризисное регулирование и обеспечение безопасности на основе сотрудничества путем превращения союза в глобальную военную силу сдерживания и противодействия региональным конфликтам. В соответствии с концептуальными подходами, изложенными натовскими

стратегами, «альянс остается важнейшим источником стабильности в непредсказуемом мире»» [7, а 3-8].

Стратегической целью Альянса является не только обеспечение военной безопасности ее членов, но и вовлечение в сферу влияния НАТО все новых государств для реализации глобальных и региональных интересов военно-политического блока. Новым элементом, определяющим подход НАТО к реализации стратегии Альянса, стала концепция гуманитарного

вмешательства, необходимости защиты прав человека, невзирая на суверенные прерогативы государства, в том числе и путем вооруженного вмешательства.

Особый интерес у государств, входящих в структуру НАТО, традиционно вызывает арабский регион. Этот интерес не случаен. Ведущие государства-члены НАТО (США, Франция, Великобритания, Италия) преследуют широкий спектр экономических и геополитических интересов в арабском регионе мира, что в значительной степени связано с установлением контроля над государствами региона и обеспечением энергетической безопасности европейских государств-участников блока.

Социальные взрывы и потрясения, затронувшие государства Ближнего Востока и Северной Африки в начале второго десятилетия XXI века, сопровождались протестными выступлениями против правящих авторитарных режимов. Однако очень скоро конфликтная ситуация из сугубо политической плоскости перешла в силовую. Эти события, получившие условное название «арабской весны» , всколыхнули не только

Термин «арабская весна» вошел в оборот после того, как в 2011 г. на фоне начинающихся протестов в Тунисе, в журнале «Foreign Policy» была опубликована статья М. Линча «"Арабская весна" Б.Обамы» (См.: Lynch M. Obama's 'ArabSpring'?// Foreign Policy. 2011. January 6 http://mideast.foreignpolicy.com/posts/2011/ 01/06/obamas_arab_spring). Несмотря на условность, данный термин, явно восходящий к европейским революционным событиям весны 1848 г., вошел в оборот и широко используется для обозначения политических событий, произошедших в регионе Северной Африки и Ближнего Востока. В последнее время данный термин используется и в официальных документах МИД России, выступлениях представителей российского внешнеполитического ведомства (См. например: Ответное письмо Посла

арабский мир, но и оказали значительное влияние на трансформацию политической организации мира в целом.

События в арабском регионе мира вписываются в концепцию «идеального шторма», предложенную М.М. Лебедевой [4, а 125-133]. По мысли исследователя, в системе политической организации мира в результате процессов трансформации появляются так называемые «слабые звенья». Таким «слабым звеном» в начале XXI века стал регион Ближнего Востока и Северной Африки. НАТО активно откликнулась на, казалось бы, сугубо внутренние конфликты, охватившие страны «арабской весны». Несмотря на то, что вмешательство Североатлантического союза внешне проходило под лозунгами демократизации, защиты народных интересов было вполне очевидно, что со стороны натовских стратегов ожидалось, что «арабская весна» создаст новые, более широкие возможности для реализации интересов государств Североатлантического альянса. Именно этим во многом объяснялось то обстоятельство, что действия НАТО по разрешению кризисов «арабской весны» преследовали цель установления в государствах, охваченных кризисом, политически зависимых от западных стран режимов.

Вполне очевидно, что активное

России в Швеции В.И. Татаринцева бывшему шведскому Министру финансов и Министру по вопросам координации П.Нудеру, опубликовано в газете «Дагенс Индстри» 9 апреля 2015 года http ://www. mid.ru/web/guest/maps/se/ /asset_publisher/Nr26tJIotl7z/content/id/1528295; Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН по теме: «Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой в регионе», Нью-Йорк, 30 сентября 2015 года

http://www.mid.ru/web/guest/general_assembly/ /asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/content/id/1819214; Интервью Постоянного представителя России при ООН В.И. Чуркина "Российской газете", 26 октября 2015 года http://www.mid.ru/web/guest/notabene/ /asset_publisher/dx7DsH1WAM6w/content/id/1899490). Данный термин обозначает социально-политические изменения в государствах Ближнего Востока и Северной Африки, связанные с массовыми протестными выступлениями, начавшимися в конце 2010 г.

участие НАТО в конфликтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке придавало «арабской весне» новое

внешнеполитическое измерение, а характер и степень вмешательства позволяют рассматривать данные события в качестве реализации новой стратегии

Североатлантического альянса по созданию мироустройства по западному образцу.

Среди стран Арабского Востока два государства, Ливия и Сирия, в наибольшей степени ощутили на себе вмешательство со стороны НАТО. Силы Альянса «активно включились в события, стремясь использовать ситуацию в своих интересах» [5, с. 383]. Причем, если события в Ливии пришли к пусть трагическому, но все же финалу, то ситуация в Сирии до сих пор продолжает оставаться достаточно напряженной и нестабильной. США, как ведущее государство НАТО, не хочет смириться с мыслью, что сам сирийский народ должен самостоятельно решать свои внутриполитические проблемы. Сирия по -прежнему остается в фокусе геополитических интересов Америки, которая, исподволь поддерживая

антиправительственные группировки в Сирии, пытается предстать в глазах общественного мнения в качестве миротворца.

Анализ событий «арабской весны» показывает, что стратегия НАТО в вооруженном конфликте в Ливии имела политическую и военную составляющие. Политический подход предполагал получение Альянсом юридических гарантий деятельности в виде мандата ООН. Военная составляющая должна была способствовать достижению политической цели и сыграла определяющую роль. Действия ливийской оппозиции были неудачными, что приводило к формированию ситуации, когда военный успех правительственных войск мог привести к устранению вооруженной оппозиции как таковой. Сегодня однозначно можно констатировать, что существенную роль в свержении режима сыграли войска НАТО, которые провели войсковую операцию с использованием воздушных, военно-морских и наземных сил по подавлению ливийской армии М. Каддафи.

Сирия также находится в сфере геополитических интересов Альянса. В стратегических подходах блока по участию во внутриполитическом конфликте в Сирии ключевую роль сыграли не гуманитарные, а геополитические и геоэкономические соображения. Прежде всего: независимый внешнеполитический курс этой страны, ее стратегическое партнерство с Ираном и поддержка движений «^езболла» и XАМАС. Ведущие государства-члены НАТО неоднократно стремились к принятию резолюции ООН, осуждающей режим Б. Асада.

В сирийских событиях, в отличие от ливийского кризиса, НАТО явно избегала открытого вооруженного вмешательства, опасаясь значительных военных потерь. Не последнюю роль сыграло и военное присутствие России в регионе, ее последовательная внешнеполитическая

позиция по мирному урегулированию конфликта путем внутрисирийского диалога с международным участием. Тем не менее, стратегия НАТО направлена на то, чтобы способствовать установлению в стране прежде всего благоприятного для интересов безопасности Североатлантического союза политического режима. Основным способом достижения поставленной цели служит поддержка сирийской оппозиции,

обеспечение ее консолидации. Еще одной составляющей действий Альянса в указанном конфликте стала подготовка и развертывание военной инфраструктуры союза в непосредственной близости от границ Сирии.

События «арабской весны» и реализация новой стратегии НАТО в ходе конфликтов в Ливии и Сирии стали серьезным вызовом для России, связанным с необходимостью защиты своих

национальных интересов. Дестабилизация в регионе привела к повышению рисков, вызванных ростом террористической угрозы, исходящей от ИГИЛ, что обусловило необходимость проведения Россией антитеррористической операции против этой экстремистской организации.

Последовательная позиция России в урегулировании сирийского кризиса способствовала в поиске путей выхода из создавшейся ситуации.

Принятая Советом Безопасности ООН Резолюция № 2254 от 18 декабря 2015 года среди прочих содержала важный постулат о том, что «устойчивое урегулирование нынешнего кризиса в Сирии может быть обеспечено только на основе осуществляемого самими сирийцами всеохватного политического процесса, отвечающего законным чаяниям сирийского народа» [6].

Очевидно, что решение Совета Безопасности ООН должно открыть путь к формированию широкого

антитеррористического фронта на базе устава ООН. По заявлению Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, Сирия должна остаться единым, светским, многоконфессиональным и полиэтническим государством, обеспечивающим гарантии и свободы для всех граждан, проживающих на ее территории [1].

Анализируя события «арабской весны», следует отметить, что основные подходы к реализации стратегии НАТО, ее результаты и последствия действий Альянса по разрешению кризисов имели противоречивый характер. С одной стороны, была реализована стратегическая задача блока предстать в глазах мирового сообщества в качестве единственной миротворческой силы, способной к сдерживанию и разрешению региональных конфликтов. При этом Альянс продемонстрировал эффективность своих партнерских программ. Была подтверждена высокая результативность военных сил НАТО. С другой стороны, Североатлантический альянс добился укрепления собственных позиций в регионе под эгидой содействия в демократизации этих стран путем поддержки протестных выступлений.

Вполне очевидно, что члены Альянса весьма специфически понимали задачу урегулирования конфликтов. В событиях «арабской весны» целью НАТО стал не столько поиск путей по их разрешению, сколько использование конфликтной ситуации для достижения собственной политической выгоды. В большинстве стран арабского мира конфликты не только не были урегулированы, а в целом ряде случаев интенсифицировались. Гуманитарная

катастрофа в странах «арабской весны»

спровоцировала неконтролируемую волну миграции из этого региона в Европу [2, а 1620].

Список литературы

1. Выступление Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН 18.12.2015 г.

2. Кузнецов А.Ю. Ливия год спустя: печальные итоги.// Российский академический журнал. 2012. № 2. С. 16-20.

3. Лебедева М.М. Международные конфликты в современном мире: их исследование и урегулирование / М.М. Лебедева // Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Изд. 3-е перераб. и дополн. / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. С.110.

4. Лебедева М.М. Система политической организации мира: «идеальный шторм» // Вестник МГИМО-Университет. 2016. № 2 (47). С.125-133.

5. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами. М., 2016. С.383.

6. Резолюция Совета Безопасности ООН № 2254 от 18 декабря 2015 года.

7. Симонов А.А. Новая стратегическая концепция НАТО // Зарубежное военное обозрение. № 1. 2011. С.3-8

EFFECTIVENESS OF THE NATO STRATEGIC COURSE IN RESOLUTION OF THE REGIONAL CONFLICTS CAUSED BY THE EVENTS OF "THE ARAB

SPRING"

The article is devoted to the transformation of the NATO political and military strategy in the XXIst century caused by the changed doctrinal orientations of the military-political block. A particular emphasis is put on participation of the North Atlantic Alliance in resolution of conflicts, caused by the events of "the Arab Spring". The purposes pursued by the countries of the military-political NATO alliance are mentioned. Conclusions about the effectiveness of the strategic course of the North Atlantic Treaty Alliance in resolution of the conflicts in the Arab region of the world are drawn.

Keywords: NATO strategy, "the Arab Spring", geopolitical interests, doctrinal orientations, armed conflict, humanitarian disaster, military presence.

References

1. Vystuplenie Ministra inostrannyh del RF S.V. Lavrova na zasedanii Soveta Bezopasnosti OON 18.12.2015g. [Speech of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov at the meeting of the UN Security Council of 18.12.2015].

2. Kuznecov A.Ju. (2012). Livija god spustja: pechal'nye itogi [Libya a year later: sad results]. Rossijskij akademicheskij zhurnal [Russian academic journal], 2.P. 16-20.

3. Lebedeva M.M. (2011). Mezhdunarodnye konflikty v sovremennom mire: ih issledovanie i uregulirovanie [International conflicts in the modern world: their research and settlement]/ M.M. Lebedeva // Mezhdunarodnye otnoshenija: teorii, konflikty, dvizhenija, organizacii [International relations: theories, conflicts, movements, organizations]. Izd. 3-e pererab. i dopoln. / Pod red. prof. P. A. Cygankova. Moskva: Al'fa-M, Infra-M. P. 110.

4. Lebedeva M.M. (2016). Sistema politicheskoj organizacii mira: «ideal'nyj shtorm» [System of the political organization of the world: "An ideal storm"]. Vestnik MGIMO-Universitet [Herald of MGIMO-University], № 2 (47). P. 125-133.

5. Primakov E.M. (2016). Konfidencial'no: Blizhnij Vostok na scene i za kulisami [Confidentially: The Middle East on the stage and behind the scenes]. Moskva. P. 383.

6. Rezoljucija Soveta Bezopasnosti OON № 2254 ot 18 dekabrja 2015 goda [Resolution of the UN Security Council No. 2254 of December 18, 2015].

7. Simonov A.A. (2011). Novaja strategicheskaja koncepcija NATO [NATO new strategic concept]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie [Foreign military review], 1. P. 3-8.

Об авторе

Антюхова Екатерина Андреевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры сравнительной политологии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), E-mail: 15e_ant77@mail.ru

Antyukhova Ekaterina Andreevna - PhD (political sciences), Senior Lecturer in Comparative Politics, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia). Email: 15e_ant77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.