Научная статья на тему 'РЕЗОЛЮЦИЯ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕПНЫХ РЕГИОНОВ» (г. Оренбург, ИС УрО РАН, 28 мая - 1 июня 2013 г.)'

РЕЗОЛЮЦИЯ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕПНЫХ РЕГИОНОВ» (г. Оренбург, ИС УрО РАН, 28 мая - 1 июня 2013 г.) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗОЛЮЦИЯ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕПНЫХ РЕГИОНОВ» (г. Оренбург, ИС УрО РАН, 28 мая - 1 июня 2013 г.)»

РЕЗОЛЮЦИЯ

IX МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕПНЫХ РЕГИОНОВ»

(г. Оренбург, ИС УрО РАН, 28 мая - 1 июня 2013 г.)

С 28 мая по 1 июня 2013 г. в г. Оренбурге проходила IX международная школа-семинар молодых учёных «Геоэкологические проблемы степных регионов», организованная Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом степи Уральского отделения Российской академии наук, при содействии Российского фонда фундаментальных исследований, Русского географического общества, Уральского отделения РАН, Правительства Оренбургской области и Администрации города Оренбурга.

Целями проведения школы-семинара стали: обсуждение и поиск решения актуальных геоэкологических проблем степного природопользования, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степных регионов в XXI веке, ознакомление с объектами природного наследия Оренбургской области.

В организационный комитет школы-семинара поступили заявки на участие от 50 представителей из различных регионов и городов России (Волгоград, Самара, Саратов, Оренбург, Воронеж, Уфа, Санкт-Петербург, Тольятти, Москва и др.). Непосредственное участие в работе школы-семинара приняло 70 человек.

Научная программа школы-семинара включала в себя вопросы, связанные с изучением:

- ландшафтного и биологического разнообразие субаридных экосистем Евразии;

- природного и историко-культурного наследия степей Евразии;

- антропогенной трансформации степных экосистем и экологических рисков;

- новационных подходов в современном степеведении и проблем устойчивого природопользования в степной зоне Евразии.

Открытие школы-семинара проходило в конференц-зале Оренбургского научного центра УрО РАН. С приветственным словом выступили: д.г.н. Левыкин С.В., к.г.н. Рябуха А.Г., к.б.н. Спасская Н.Н. В своих выступлениях они приветствовали участников школы-семинара, пожелали успехов в ее работе и выразили надежду, что интерес к научным исследованиям в области экологии и охраны природы степных регионов у подрастающего поколения, студенческой молодежи и молодых учёных всегда будет на высоком уровне.

С лекциями для участников школы-семинара выступили: зав. лабораторией геоэкологии и ландшафтного планирования ИС УрО РАН, доктор географических наук Петрищев В.П. (г. Оренбург), преподаватель кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды Воронежского государственного университета, кандидат географических наук Прохорова О.В. (г. Воронеж), ученый секретарь Зоологического музея Московского государственного университета, кандидат биологических наук Спасская Н.Н. (Москва), старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, кандидат биологических наук Сипко Т.П. (г. Москва), старший научный сотрудник лаборатории проблем фиторазнообразия Института экологии Волжского бассейна РАН, кандидат биологических наук Лысенко Т.М. (г. Тольятти), ученый секретарь ИС УрО РАН кандидат географических наук Рябуха А.Г. (г. Оренбург).

Широко на школе-семинаре были представлены научные доклады студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук, которые отличались широким спектром обсуждаемых вопросов. Всего было заслушано 16 научных докладов молодых исследователей.

В рамках школы-семинара состоялся круглый стол «Проблемы восстановления степных экосистем и реинтродукция животных». На нем были заслушаны доклады к.б.н.

Спасской Н.Н. «Реинтродукция лошади Пржевальского: успехи и проблемы» и к.б.н. Сипко Т.П. «Анализ опыта реинтродукции и интродукции копытных в РФ». Во время круглого стола состоялся онлайн-семинар с участниками Международной научно-практической конференции «Содержание и разведение сайгака (Saiga tatarica L.) в искусственных условиях» (г. Ростов-на-Дону).

Для участников школы-семинара была организована научная экскурсия на объект культурного наследия федерального значения «Остатки древнего горнометаллургического производства «Каргалинские медные рудники», III-II тыс. до н.э., XVIII-XX вв. н.э.» — крупнейший в Восточной Европе горнорудный и металлургический комплекс ландшафтных памятников археологии, истории и природы, общей площадью около 500 км , состоящий из двенадцати обособленных участков, расположенных в 50-60 км к северо-западу от г. Оренбурга на северо-востоке Общего Сырта, на водоразделе Самары и Сакмары, протянувшихся по долинам Верхней, Средней Каргалок и Янгизу в пределах Октябрьского, Александровского, Переволоцкого и Сакмарского районов Оренбургской области. «Каргалинские рудники» - это уникальный для России узел сосредоточения памятников горного дела, имеющий 5-тысячелетнюю историю. Он относится к числу древних горнометаллургических объектов мирового класса. В Старом свете с Каргалами можно сравнить лишь такие знаменитые горнометаллургические комплексы как Вади эль-Араба в долине Тимны на границе Иордании и Израиля («Копи царя Соломона»), а также Странджа - на границе Болгарии и Турции.

31 мая участник школы-семинара приняли участие в мероприятиях, посвященных ежегодному региональному экологическому празднику «Дню Степи», которые проходили в поселке Сазан Беляевского района Оренбургской области, расположенного возле нового (особого) участка государственного природного заповедника «Оренбургский» - участка «Орловская степь» в Беляевском и Акбулакском районах и на месте создаваемого Центра реинтродукции лошади Пржевальского. Главной целью «Дня степи» является привлечение внимания общественности, хозяйственников, политиков и государственных органов к проблемам устойчивого экологического и экономического развития степных регионов, сохранения и охраны степных ландшафтов, растительного и животного мира, пострадавших от хозяйственной деятельности человека, а также в активизации гражданской позиции молодежи в отношении защиты окружающей среды и устойчивого развития и необходимости сформировать умения и навыки для более действенной работы в природоохранной области.

Участники школы-семинара с большим интересом и вниманием отнеслись к проблемам сохранения и восстановления степных ландшафтов, озвученным на «Дне Степи», прослушали цикл лекций по реинтродукции лошади Пржевальского, ознакомились с фотовыставкой «Мир степи» и принятии участие в научной экскурсии на проектируемый участок Государственного природного заповедника «Оренбургский» -участок «Орловская степь» в Беляевском и Акбулакском районах.

Участники школы-семинара отметили:

Степные экосистемы Евразии в последние два столетия подверглись беспрецедентной антропогенной трансформации. Под вопросом оказалось само существование степи как природного комплекса. Резкое ослабление антропогенной нагрузки на степные экосистемы Евразии в конце ХХ столетия создало возможность восстановления и сохранения степи, как зонального природно-территориального комплекса. Вопросы изучения динамики степных экосистем под действием природных и антропогенных факторов, а также выяснение роли этих групп факторов в изменении облика степи являются в настоящее время одними из наиболее важных направлений степеведения наряду с организацией ООПТ, разработкой мер охраны степных ПТК и охраны редких видов животных и растений.

В настоящее время геоэкологические проблемы являются актуальными для всех степных регионов Евразии. Знание современного состояния и прогноз изменений

природных условий и ресурсов степей необходимы для оценки систем природопользования, построения стратегии устойчивого развития. В ходе более чем векового изучения природного наследия степей накоплен обширный материал, на основе которого созданы научные теории оптимизации степного природопользования.

В процессе научного обсуждения участниками школы-семинара были выработаны следующие предложения и рекомендации:

- углубить морфоструктурные и динамические исследования степных ландшафтов. Продолжить выявление и изучение различных литологических вариантов степных ландшафтов;

- координировать совместные действия по расширению сети степных ООПТ, выявлять, проводить инвентаризацию, описание, картографирование и в итоге -составлять кадастр природных и нарушенных степных земель, включая плакорные степи, степные поймы и пр.;

- повсеместная защита сохранившихся участков степей (необходимо объявить их особо ценными природными объектами и заповедным резервом и обеспечить им законодательную охрану); охрана редких видов растений и животных, составление и ведение Красных Книг почв и экосистем;

- популяризировать знания о степях среди широких слоев населения. Создавать объекты рекреации и экотуризма;

- исходя из специфики экологического функционирования степных ландшафтов на вновь создаваемых природоохранных резерватах способствовать восстановлению стад диких копытных животных, а так же развитию верблюдоводства и пастбищного скотоводства мясного направления.

- привлечь внимание руководства областей на ценность и уникальность сохранившихся степных ландшафтов и сообществ, обратить их внимание на целесообразность проведения аграрной политики способствующей рациональному степному природопользованию, обеспечивающему сохранение и восстановление степного биоразнообразия;

- отметить необходимость более тщательного планирования мероприятий по реинтродукции лошади Пржевальского. Особенно это касается выбора места для создания природной популяции и подбора животных для группы основателей популяции. Научный мониторинг процесса реинтродукции и освещение результатов в печати необходимы для избегания повторения совершённых ошибок при последующих проектах;

- поддержать и одобрить инициативу Губернатора Оренбургской области и научной общественности учредить ежегодный региональный экологический праздник «День Степи» 31 мая;

- поддержать инициативу Русского географического общества объявить 2014 год «Годом Степи» в связи с 25-летием образования в России первого степного заповедника «Оренбургский», а так же в связи с 270-летием Оренбургской губернии (области).

- к работе следующих школ-семинаров привлечь более широкий круг специалистов, занимающихся решением геоэкологических проблем степных регионов;

- организовать проведение совместных комплексных экспедиций по исследованию степных экосистем в разных регионах.

Резолюция обсуждена и принята на заключительном полевом заседании IX Международной школы-семинара молодых учёных «Геоэкологические проблемы степных регионов».

1800 ч., 31.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.