Научная статья на тему 'Юбилейная x школа-семинар молодых ученых «Геоэкологические проблемы степных регионов»: подводя итоги, смотрим в будущее'

Юбилейная x школа-семинар молодых ученых «Геоэкологические проблемы степных регионов»: подводя итоги, смотрим в будущее Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
141
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫ / ШКОЛА-СЕМИНАР / СТЕПНЫЕ РЕГИОНЫ / YOUNG SCIENTISTS / SCHOOL-SEMINAR / STEPPE REGIONS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Калмыкова Ольга Геннадьевна, Грудинин Дмитрий Александрович, Вельмовский Павел Владимирович

В статье рассмотрена история проведения Международной школы-семинара молодых ученых-степеведов, указаны направления ее работы, основные достижения и перспективы, подробно охарактеризована X юбилейная школа-семинар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Калмыкова Ольга Геннадьевна, Грудинин Дмитрий Александрович, Вельмовский Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENTH ANNIVERSARY SCHOOL-SEMINAR OF YOUNG SCIENTISTS «GEOECOLOGICAL PROBLEMS OF STEPPE REGIONS»: SUMMING-UP, LOOK TO THE FUTURE

The article discusses the history of the International School-Seminar of Young Scientists, indicate the direction of its work, the main achievements and prospects, in detail described X anniversary school-Seminar.

Текст научной работы на тему «Юбилейная x школа-семинар молодых ученых «Геоэкологические проблемы степных регионов»: подводя итоги, смотрим в будущее»

УДК 001

ЮБИЛЕЙНАЯ X ШКОЛА-СЕМИНАР МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕПНЫХ РЕГИОНОВ»: ПОДВОДЯ ИТОГИ, СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ

© 2014 О.Г. Калмыкова, Д.А. Грудинин, П.В. Вельмовский

Институт степи УрО РАН, Россия, Оренбург Поступила 17.09.2014

В статье рассмотрена история проведения Международной школы-семинара молодых ученых -степеведов, указаны направления ее работы, основные достижения и перспективы, подробно охарактеризована X - юбилейная школа-семинар. Ключевые слова: молодые учены, школа-семинар, степные регионы

В конце мая-начале июня 2014 года Институт степи Уральского отделения РАН уже в десятый раз организовал площадку для общения, дискуссий, самовыражения, развития и обучения молодых ученых-степеведов.

Для тех, кто пока обошел своим вниманием это мероприятие, следует указать, что формат Школы-семинара молодых ученых предполагает две основные формы работы:

- лекции и занятия кураторов, включающие доклады, обучение методикам, полевые экскурсии или даже небольшие экспедиции, во время которых более опытные ученые, посвятившие значительную часть своей научной жизни исследованию степей, имеют возможность поделиться своими знаниями и навыками с более молодыми коллегами;

- выступления молодых ученых, когда они могут доложить участникам мероприятия об особенностях, результатах или перспективах собственных научных исследований, о сфере своих научных интересов, выслушать вопросы коллег и ценные замечания и предложения кураторов.

Школа-семинар проводится с 2001 г. и с первых лет своей жизни стала местом обретения новых тесных научных контактов, возможностью общения со старшими коллегами и получения необходимых консультаций.

В разное время соорганизаторами Школы-семинара были Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и Саратовский филиал Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Институт водных проблем РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, ФГУ «Национальный парк «Бу-

Калмыкова Ольга Геннадьевна, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории биогеографии и мониторинга биоразнообразия, о.к.81(й>ий.ш; Грудинин Дмитрий Апександрович, младший научный сотрудник лаборатории агроэкологии и землеустройства, gradimnda(й)yandex.ra; Вельмовский Павел Владимирович, кандидат географических наук, заместитель директора по научным вопросам, уекпоувЫу^г^тайхот

зулукский бор», Русское географическое общество.

Проведение мероприятия поддерживалось Федеральной Целевой Программой «Интеграция высшего образования и фундаментальной науки», Уральским отделением РАН, Российским фондом фундаментальных исследований, а также Правительством Оренбургской обл., администрацией городов Оренбург и Бузулук, администрациями Бузулукского, Беляевского и Акбулакского районов, Бузулукским отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», Проектом ПРООН/МПР/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России».

Местами проведения школ-семинаров были г. Оренбург, г. Красный Кут (Краснокутский район Саратовской обл.), п. Поляков (Болыпечернигов-ский район Самарской обл.), степные участки в Урало-Илекском междуречье (Оренбургская обл.), Биостанция ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН в с. Дьяковка, (Краснокутский район Саратовской обл.), п. Партизанский (Бузулукского района Оренбургской обл.), п. Сазан (Беляевский район Оренбургской обл.) (таблица 1, рисунки 1-4).

В качестве научных кураторов мероприятия выступали чл.-корр. РАН. д.г.н., профессор A.A. Чибилёв (Оренбург), д.б.н. И.Н. Сафронова (Санкт-Петербург), д.б.н. МЛ. Опарин (Саратов), д.б.н., профессор C.B. Саксонов (Тольятти), д.г.н.

A.B. Шакиров (Уфа), д.б.н., профессор С.А. Шилова (Москва), д.г.н. Н.М. Новикова (Москва), к.б.н. H.H. Спасская (Москва), к.б.н., доцент Б.К. Ганнибал (Санкт-Петербург), д.б.н. A.B. Суров (Москва), д.г.н. И.А. Трофимов (Московская обл., г. Лобня), д.г.н., профессор Т.И. Герасименко (Оренбург), д.г.н. C.B. Левыкин (Оренбург), д.г.н.

B.П. Петрищев (Оренбург), к.г.н. О.В. Прохорова (Воронеж), к.б.н. Т.П. Сипко (Москва), к.б.н. Т.М. Лысенко (Тольятти), к.г.н. А.Г. Рябуха (Оренбург) и др.

В отдельные годы в состав научного комитета школы-семинара входили ученые, представляющие Российскую академию наук, Западно-Казахстанский областной центр истории и архео-

логии (д.и.н. М.Н. Сдыков, г. Уральск, Республика Казахстан), Западно-Казахстанский гуманитарный университет (д.б.н. Т.Е. Дарбаева, г. Уральск, Республика Казахстан), Херсонский го-

Таблица. Сведения о Международных школах-семинарах молодых ученых-степеведов за 2001-2014 годы

сударственный университет (д.б.н., профессор А.Е. Ходосовцев, г. Херсон, Украина), Университет Южной Богемии (Я. Вондрак, Чешская Республика) и др.

№ Название Сроки проведения Место проведения Место публикации материалов

I «Динамика восстановительных процессов в степных экосистемах» 21-28 июня 2001 г. г. Красный Кут, Саратовская обл. На базе гимназии-интерната №5 Приволжской железной дороги. Современная динамика компонентов экосистем пустынно-степных районов России: Материалы школы-семинара молодых ученых «Динамика восстановительных процессов в степных экосистемах», 21-28 июня 2001 г., г. Красный Кут, Саратовская область. -Москва, 2001. -223 с.

II «Влияние экспозиции и литологии на структуру и динамику пастбищно-степных ландшафтов» 2-7 июля 2002 г. п. Поляков (Болынечер-ниговский район Самарской обл.). На базе Поляковской средней школы. Вопросы степеведения. Вып. III. -Оренбург, 2002. - 112 с.

III «Сохранение биоразнообразия Южного Урала: принципы, методы, критерии» 2005 г. г. Оренбург Вопросы степеведения. Вып. V. -Оренбург, 2005. - 148 с.

IV «Ключевые природные территории степной зоны Северной Евразии» 2006 г. г. Оренбург. Степные участки Урало-илекского междуречья (Орловская и Буртинская степь) Вестник ОГУ. Специальный выпуск. Т. 67. - Оренбург, 2007. -224 с.

V «Природная и антропогенная динамика степных экосистем и подходы к охране природы в меняющихся условиях среды» 5-7 мая 2008 г. с. Дьяковка (Краснокут-ский р-н, Саратовской обл). На базе биостанции ИПЭЭ им. А.Н Север-цова РАН. Поволжский экологический журн. № 4. - Саратов, 2008. - 392 с.

VI «Природное разнообразие и устойчивость субаридных экосистем Евразии» 27 июня -1 июля 2010 г. п. Партизанский (Бузу-лукский район Оренбургской обл.). Стационар ПС УрО РАН. Вопросы степеведения. Вып. VIII. -Оренбург, 2010. - 189 с.

VII «Геоэкологические проблемы степных регионов» 30 мая-2 июня 2011 г. п. Партизанский (Бузу-лукский район Оренбургской обл.). Стационар ПС УрО РАН. Вопросы степеведения. Вып. IX. -Оренбург, 2011.- 193 с.

VIII «Геоэкологические проблемы степных регионов» 18-24 июня 2012 г. г. Оренбург Степи Северной Евразии : материалы Шестого междунар. симпоз. и Восьмой междунар. школы-семинара молодых ученых «Геоэкологические проблемы степных регионов». - Оренбург, 2012. - 937 с.

IX «Геоэкологические проблемы степных регионов» 28 мая-1 июня 2013 г. г. Оренбург Вопросы степеведения Вып. X -Оренбург, 2013. -149 с.

X «Геоэкологические проблемы степных регионов» 30 мая-03 июня 2014 г. п. Сазан (Беляевский район Оренбургской области) Вопросы степеведения Вып. XII. -Оренбург, 2014. - 189 с.

Обращаясь к истории проведения мероприятия, стоит отметить, что в ходе работы участниками школы-семинара был рассмотрен довольно широкий круг проблем. К ставшим со временем

традиционными направлениям работы школы-семинара относятся: новационные подходы в современном степеведении: теория и практика; ландшафтное и биологическое разнообразие суб-

1820

аридных экосистем Евразии; природное и исто- тропогенная трансформация степных экосистем и рико-культурное наследие степей Евразии; ан- экологические риски.

Рис. 1. Участники первой школы-семинара молодых ученых-степеведов, г. Красный Кут, 2001

Рис. 2. Участники школы-семинара молодых ученых-степеведов, п. Партизанский, 2011

Рис. 3. Участники школы-семинара молодых ученых-степеведов, п. Сазан, 2014

1821

В число задач, поставленных перед кураторами, входило привлечение молодых ученых к проблеме изучения процессов восстановления степной биоты, происходящих в условиях резкого сокращения интенсивного антропогенного воздействия на степные экосистемы; передача опыта конкретных исследований, а также теоретические и практические способы обработки полученного материала и интерпретации результатов, обсуждение и поиск решения актуальных геоэкологических проблем степного природопользования, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степных регионов в XXI в., ознакомление с объектами природного наследия степных регионов - мест проведения школ-семинаров.

Практические занятия были посвящены изучению функционирования степных экосистем в условиях разных типов антропогенного воздействия: земледельческого, пастбищного и лесохозяй-ственного. Они сопровождались полевыми экскурсиями и экспедициями, в ходе которых закладывались учебные трансекты, проводилось обучение методам изучения динамики степных экосистем и их отдельных компонентов (мелких млекопитающих, птиц, членистоногих, фитоце-нозв и т.д.).

С 2001 по 2014 гг. участникам мероприятия удалось посетить и провести полевые занятия в Бизюкской и Приерусланской песчаной степях, Дьяковском лесу, на Таловском участке Сырто-вой равнины Саратовского Заволжья, на Красно-кутской конеферме и Краснокутской опытно-селекционной сельскохозяйственной станции, на территории участка «Таловская степь» ГПЗ «Оренбургский», памятника природы «Липовый лес» (Оренбургская обл.), степного заказника «Грызлы» (Самарская обл.), уникальных урочищ «Ростоши», «Фитали» (Самарская обл.), на степных участках Урало-Илекского междуречья (Оренбургская обл.), на объекте культурного наследия федерального значения «Остатки древнего горно-металлургического производства «Карга-линские медные рудники»», в Бузулукском бору, в Центре реинтродукции лошади Пржевальского и на участке «Предуральская степь» (Беляевский район Оренбургской обл.).

В 2013 г. в рамках школы-семинара состоялся круглый стол «Проблемы восстановления степных экосистем и реинтродукция животных». Во время круглого стола прошел онлайн-семинар с участниками Международной научно-практической конференции «Содержание и разведение сайгака (Saiga tatarica L.) в искусственных условиях» (г. Ростов-на-Дону).

В последние годы организаторы школы-семинара стараются приурочить время ее проведения к региональному празднику - «День степи». Главной целью «Дня степи» является привлечение внимания общественности, хозяйствен-

ников, политиков и государственных органов к проблемам устойчивого экологического и экономического развития степных регионов, сохранения и охраны степных ландшафтов, растительного и животного мира, пострадавших от хозяйственной деятельности человека, а также в активизации гражданской позиции молодежи в отношении защиты окружающей среды и устойчивого развития и необходимости сформировать умения и навыки для более действенной работы в природоохранной области.

Подводя итоги десятилетней работы Школы -семинара можно отметить, что многие постоянные ее участники из числа молодых ученых за это время достигли значительных творческих высот, защитили кандидатские и докторские диссертации, возглавили подразделения ВУЗов и научных учреждений.

Юбилейная десятая Школа-семинар молодых ученых «Геоэкологические проблемы степных регионов» прошла в поселке Сазан Беляевского района Оренбургской обл. с 30 мая по 3 июня.

Проведение мероприятия было поддержано Российским фондом фундаментальных исследований, Русским географическим обществом, Проектом ПРООН/МПР/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России», Уральским отделением РАН, Правительством Оренбургской обл. и Админист-рацями Беляевского и Акбулакского районов.

Наряду с администрацией Института степи основную нагрузку по организации и проведению Школы-семинара взяли на себя члены Совета молодых ученых.

Целями проведения школы-семинара стали: обсуждение и поиск решения актуальных геоэкологических проблем степного природопользования, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степных регионов в XXI в., ознакомление с объектами природного наследия Оренбургской обл..

В организационный комитет школы-семинара поступило более 50 заявок на участие от представителей из различных регионов и городов России (Волгоград, Воронеж, Керчь, Москва, Оренбург, Санкт-Петербург, Страсбург, Тольятти и др.).

Традиционно в рамках школы-семинара работа велась по следующим направлениям, охватывающим основные современные проблемы степе-ведения:

1. Ландшафтное и биологическое разнообразие субаридных экосистем Евразии.

2. Природное и историко-культурное наследие степей Евразии.

3. Антропогенная трансформация степных экосистем и экологические риски.

4. Новационные подходы в современном степеведении: теория и практика.

1822

5. Проблемы устойчивого природопользования в степной зоне Евразии.

Открытие школы-семинара было приобщено к празднованию 31 мая регионального праздника «День Степи» и двадцатипятилетию Государственного природного заповедника «Оренбургский». Торжественные мероприятия проходили в помещении школы п. Сазан. С приветственным словом выступили: A.A. Чибилев (директор ИС УрО РАН, член-корреспондент РАН, д.г.н.), М.Г. Маслов (заместитель председателя Правительства, и.о. министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышлености Оренбургской обл.), A.A. Динер (глава МО Беляевский район), Е.А. Кузнецов (менеджер проекта ПРООН/МПР/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России»), В своих выступлениях они пожелали участникам школы-семинара успехов в ее работе и выразили надежду, что интерес к научным исследованиям в области экологии и охраны природы степных регионов у подрастающего поколения, студенческой молодежи и молодых учёных всегда будет на высоком уровне.

С лекциями для участников научного мероприятия выступили: профессор Страсбургского университета, вице-президент Ассоциации развития Рейнских земель, Жан Поль Маскида (г. Страсбург), профессор экономики Страсбургского университета Жан-Ален Эро (г. Страсбург), зав. лабораторией агроэкологии и землеустройства ИС УрО РАН, доктор географических наук C.B. Левыкин (г. Оренбург), ученый секретарь Зоологического музея Московского государственного университета, кандидат биологических наук H.H. Спасская (г. Москва), основной технический консультант проекта ПРООН/МПР/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России» И.Э. Смелянский (г. Москва), доцент кафедры экологии и природопользования Института естественных наук ВолГУ, кандидат географических наук Н.О. Рябинина (г. Волгоград), ведущий научный сотрудник лаборатории водной микробиологии ИКВС УрО РАН, доктор биологических наук Т.Н. Яценко-Степанова (г. Оренбург).

На школе-семинаре были представлены научные доклады студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук, которые отличались широким спектром обсуждаемых вопросов. Всего было заслушано 18 научных докладов молодых исследователей.

Принято к публикации 37 сообщений.

Не малая часть докладов была посвящена вопросам природоохранной сферы степных регионов. Так, выявлению и описанию наиболее ценных сохранившихся природных объектов степей, с целью создания региональных охраняемых природных территорий (ОПТ), были посвящены на-

учные доклады молодых ученых из Волгограда. Обсуждались проблемы территорий перспективных для организации трансграничных Российско-Казахстанских степных ОПТ и природной составляющей уже существующих охраняемых природных объектов - музея-заповедника М.А. Шолохова (Ростовская область), музея-заповедника «Дивногорье» (Воронежская область).

Отдельную группу составили сообщения посвященные изучению сообществ водоемов аридных территорий (донные сообщества устьевых участков соленых рек юга России, водорослевые сообщества реки Тузлукколь, гетеротрофные протесты соленых водоемов Приэльтонья).

Молодыми учеными были представлены сообщения и доклады по изучению флоры степей Самарской, Пензенской, Оренбургской областей, Башкирии; оронитофауны Кабардино-Балкарии; влиянию антропогенной нагрузки на степные ландшафты Астраханской, Оренбургской, Волгоградской областей, попыткам реставрации степных экосистем на Керченском полуострове и многие другие.

Для участников школы-семинара был организован ряд научных экскурсий на степные территории пятого проектируемого участка Государственного заповедника «Оренбургский» - «Преду-ральская (Орловская) степь» и прилегающего к нему вольерного комплекса Центра реинтродук-ции степных копытных. Участники школы-семинара имели возможность ознакомиться с инфраструктурой вольерного комплекса и наблюдать первых его обитателей - лошадь Пржевальского и киангов. На территории вольерного комплекса была размещена выставка-экспозиция, отражающая быт казахских кочевников. Выставка находилась в традиционной казахской юрте, в которой располагались экспонаты - одежда, предметы культуры и быта.

В течение первой экскурсии на территорию будущего участка заповедника, были посещены холмистые степи с выходами горных пород -«Бандитские горы». На их примере, ведущими специалистами Института степи, был продемонстрирован состав разнотравья петрофитных и солонцеватых степей региона, колония сурков в «Бандитских горах». Вторая экскурсия проходила на разновозрастных залежах участка, ее целью было сравнение особенностей сукцессионных изменений на различных стадиях восстановления вторичных степей.

В здании школы, где проводилось заседание участников, была размещена фотовыставка «Степной мир Евразии» и тематическая выставка научной литературы, посвященной изучению степных экосистем.

В процессе научного обсуждения участниками школы-семинара были выработаны следующие предложения и рекомендации:

1823

- проведения природоохранных мероприятий в юго-восточных регионах России, где сохраняется высокая антропогенная нагрузка на степные экосистемы. Поиск и выявление перспективных участков для создания сети региональных степных ОПТ. Сохранение (и паспортизация) участков расформированных региональных степных ОПТ;

- оптимизировать природоохранные режимы музеев-заповедников, с целью защиты природных компонентов от высокой рекреационной нагрузки;

- разработать предложения по сохранению редких видов микрофлоры водоемов аридных регионов и заповедования мест их обитания;

- разработать предложения по расширению сети степного эконета, в том числе за счет создания международных трансграничных ОПТ.

Организаторы Школы-семинара выражают надежду на то, что такая полезная инициатива Института степи УрО РАН, как проведение Школы-семинара молодых степеведов и впредь не останется без внимания молодых ученых, которые вольются в уже сформировавшийся за долгие годы работы творческий союз молодежи, регулярно участвующей в мероприятии. Не менее важно, чтобы такая форма работы с молодежью и способ передачи знаний нашли отклик в сердцах опытных ученых, которые сочтут возможным поделиться своими навыками с более молодыми коллегами.

TENTH ANNIVERSARY SCHOOL-SEMINAR OF YOUNG SCIENTISTS «GEOECOLOGICAL PROBLEMS OF STEPPE REGIONS»: SUMMING-UP, LOOK TO THE FUTURE

© 2014 O.G. Kalmykova, D.A. Grudinin, P.V. Velmovskii

Institute of steppe, UB RAS, Russia, Orenburg

The article discusses the history of the International School-Seminar of Young Scientists, indicate the direction of its work, the main achievements and prospects, in detail described X - anniversary school-Seminar.

Key words, young scientists, school-seminar, steppe regions

Kalmykova Olga Gennadievna, candidate of biology, research assistant, Department of biogeography and biodiversity monitoring, o.k.81(a!list.ru; Grudinin Dmitrii Anatolievich, research assistant, Department of agroecology and landscape planning, grudinindaMyandex.ru; Velmovskiy Pavel J ladimirovich, candidate of geography, deputy director for science, velmovskiyMgmail.com

1824

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.