Научная статья на тему 'Революция глазами поэта: Роберт Саути и французская революция конца ХVIII века'

Революция глазами поэта: Роберт Саути и французская революция конца ХVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
597
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишин И. С.

Статья посвящена анализу ранних произведений английского поэта и публициста Р. Саути «Жанна д'Арк» (1793 1794), «Уот Тайлер»(1793 1794), и «Падение Робеспьера» (1794). Автор статьи анализирует взгляды Саути на социальные и политические процессы, происходившие в 90-е г г. ХVIII столетия, показывает, насколько сильно идеи, овладевшие поэтом, нашли свое отражение в текстах поэм, а также как менялось его отношение к Французской революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVOLUTION FROM A POINT OF VIEW OF A POET: ROBERT SOUTHEY AND THE FRENCH REVOLUTION of the XVIII century

This article is about such early works of English poet and publicist R. Southey as «Joan of Arc» (1793 1794), «Wat Tyler» (1793 1794) and «Fall of Robespierre» (1794). The author analyses Southey's views on the social and political processes, which took place in the 1790s. Along with the changes of Southey's impression of the French revolution, the author shows us the strength of the ideas, which seized the poet's mind and were reflected in his poems.

Текст научной работы на тему «Революция глазами поэта: Роберт Саути и французская революция конца ХVIII века»

УДК 821.09

бАА I ЁРОЁВ АЁАдА! Ё I I УОА: ВТААВО ЙАООЁ Ё ОоАГоОдйеАВ бААТЁРОЁВ еТГоа ОVI11 ааеа

Ё.Ы. 1ё0ёТ,

апУёдаГо ёаоаади ёп-оТдёё ТТаТаТ, ТТаае-0аа Т ада / а Гё ё / а&ао-ГадТашо ТоГ Т0а Тёе, ЫадаоТапёёе аТпоаад-поааТТие оТёаадпё-оао

ААЙОГЁе. 2008. № (5)24

Роберт Саути (1774 - 1843) был известным человеком. Он обладал титулом поэта-лауреата, а это означало в его время примерно то же, что быть придворным поэтом. Как один из ярчайших представителей так называемой «озерной школы» английской романтической поэзии он и вошел в историю. Но Р Саути был еще и прозаиком, публицистом и, главное, социальным мыслителем. Его знаменитый роман «Томас Мор, или Беседы о развитии и перспективах общества» (1829 г) справедливо называют среди «проектов решения социальных проблем» и даже (имея в виду это произведение) ведут речь о «влиянии социалистических идей на взгляды представителей имущих классов».

Историография по творчеству Р Саути имеет явный филологический уклон. Его рассматривали и рассматривают главным образом как литератора: это касается и работ собственно о Саути, и, естественно, общих работ по истории романтического течения в литературе или по «озерной школе».

В 1990-е гг. появился ряд исследований, написанных с позиций междисциплинарного подхода, в которых творчество поэтов английского романтизма рассматривается через призму проблем историзма. Модным стало исследование английской романтической поэзии в ее историко-культурном и социальном контексте. Появились исследования как общего характера, посвященные влиянию исторических и политических процессов в Великобритании 1790 - 1830-х гг. на мировоззрение и творчество поэтов английского романтизма, на их восприятие политики, или же не менее основательные исследования какого-нибудь частного вопроса.

В зарубежной, да и в отечественной историографии уже сложилась определенная традиция изучения влияния Французской революции на английское общественное мнение. Данная исследовательская проблема ставится как в самом общем, генерализующим виде, так и на уровне одной отдельно взятой личности. Вопрос об отношении романтиков к идеям французской революции и к революции вообще (в рамках более общей проблемы анализа романтизма как мироощущения) в свое время был рассмотрен в статье А. Карельского. Вопрос об отношении к Французской революции ХУШ в. именно Р Саути, об эволюции его взглядов в качестве самостоятельной исследовательской проблемы до настоящего момента не ставился.

В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать взгляды Роберта Саути на социальные и политические процессы, происходившие в 90-х гг. XVIII столетия, и в первую очередь на Французскую революцию.

Сочинять стихи Саути начал еще в школе. Тогда ему казалось, что написать пьесу - «это самая легка вещь в мире». В 1792 г, еще будучи учеником школы в Вестминстере, Роберт Саути вместе с друзьями начал было выпускать периодическое издание со зловещим названием «Садомазохист» [8]. Школьники хотели убедить учителей, что телесные наказания это изобретение дьявола. Данное издание было первым опытом, первой юношеской попыткой Роберта Саути выразить свои взгляды на общество. История с «Садомазохистом» закончилась скандалом, и с 1793 г. Саути вынужден продолжить свое обучение уже в Колледже ВаШо1 в Оксфорде. Здесь он знакомится с другой будущей знаменитостью - С. Кольриджем. Молодых людей сблизила общность взглядов, в частности преклонение перед Французской революцией.

С этого времени начинается литературная карьера Саути. Одну за другой он пишет три поэмы, отражающие его революционные настроения. В 1793 - 1794 гг. им написаны прославляющие революцию и осуж-

дающие социальную несправедливость: поэмы «Жанна д'Арк»1 [3] и «Уот Тайлер »2 [1. С. 161 - 162]. В 1794 г. Саути вместе с Кольриджем создает еще одну драму, посвященную событиям во Франции, - «Падение Ро -беспьера»: первый акт драмы был написан Кольриджем, второй и третий - Саути. В 1795 г Роберт отправляется на полгода в Португалию. Здесь он начинает интересоваться Португальской и Испанской ис -торией и литературой, что позже найдет отражение в его творчестве. За Португалией последовали Бристоль и Лондон. В 1797 г. Саути издает «Письма из Испании и Португалии» [6], которые содержат его наблюдения и впечатления о месяцах, проведенных на Пиренейском полуострове. В этом сочинении речь о Французской революции не идет, а следующее сочинение выйдет из- под пера Саути уже в 1801 г. Таким образом, о непосредственном впечатлении, которое произвела революция на Р. Саути, мы можем судить помимо личной переписки лишь по трем вышеназванным поэмам.

В этих произведениях благодаря фантазии автора соединились литература и политика: герои первых двух поэм, казалось бы, удалены во времени от событий революции, но мы имеем здесь дело с аллюзией на дебаты конца ХVIII в. о насилии и свободе, героическом мученичестве и государственном терроре, предательстве и возмездии. Попробуем на основе анализа этих трех поэм выяснить, какое впечатление произвела революция на Р Саути, как молодой англичанин оценивал современные ему события во Франции, проследить, как восприятие революции отразилось на его социально-политических взглядах.

Первой была поэма «Жанна д'Арк». В центре внимания автора оказывается Франция времен Столетней войны. Это был один из тяжелейших моментов французской истории. Выбор именно этого события показателен еще и тем, что главным врагом Франции времени Столетней войны являлась Англия.

20 апреля 1792 г Франция объявила войну австрийскому императору. В июле австро-прусская армия герцога Брауншвейгского вторглась на территорию Франции, но уже осенью 1792 г французам удалось добить -ся важных побед. Весной 1793 г. Великобритания и ряд других государств разорвали отношения с Францией, протестуя против ее политики оккупации и аннексий. Великобритания стала организатором первой анти-французской коалиции.

Саути описывает события Столетней войны от лица французской простолюдинки, а не с точки зрения какого-нибудь английского аристократа. Центральной темой повествования в поэме является тема насилия и свободы. В первой части поэмы Роберт

1 Эта поэма была издана в 1796 г. и пользовалась большой популярностью у либерально настроенных современников.

2 «Уот Тайлер» был опубликован по инициативе Ричарда Карлейля в 1817 г. без ведома автора, который к тому времени тесно сотрудничал с партией тори. Формирование взглядов Р Саути, как и многих его современников, сложилось псд влиянием Французской революции. Советская историография, естественно, эволюцию взглядов Саути рассматривала только в рамках теории классовой борьбы.

Саути выводит образ Жанны д'Арк как человека чистой души, тяжело переживающей войну, которая разрушает весь ее привычный мир. Жанна страдает при виде захватчиков. Она берется за оружие и выступает против своих врагов, но ее гнев - это праведный гнев против жестоких и безжалостных действий англичан. Саути описывает, как мать умирающего ребенка умоляла англичан о пощаде, и, хотя те остались глухи к мольбам, «никакая молния не поразила этих людей». Жанна д'Арк является олицетворением самой революции, защитницей слабых и старых от произвола угнетателей. Поэтому, отстаивая свои идеалы, она, по мнению Саути, может использовать любые средства борьбы. Жанна д 'Арк, наблюдая картины грабежа, разбоя, голода и резни, кля-нется, что угнетатели должны погибнуть. Война - только средство для достижения мирного и справедливого благоденствия. В своей победной речи в 9-й книге поэмы, обращаясь к людям, Жанна д'Арк извиняется и говорит, что «много английских солдат были обманом втянуты в войну и вынуждены покинуть свои дома» [5]. Автор предлагает читателю идеализированный образ справедливой войны.

В сцене коронации Чарльза Жанна д'Арк, одевая ему на голову корону и разрыдавшись, дает королю мудрый совет: он должен быть главным слугой народа, защищать бедных и слабых, кормить голодных и не развязывать войны. Иначе, он станет «тираном на залитом кровью троне, который будет шататься под ним» [5]. В этой сцене, да и вообще в поэме, еще пока не совсем ясна позиция Саути по вопросу о политической форме правления. Можно предположить, что он сочувствует конституционной монархии («король - слуга народа»), резко выступает против аристократии и тирании. В целом же и выбор сюжета, и общая интонация поэмы свидетельствуют о том, что Саути выступал против участия Англии в войне с революционной Францией.

Следующим произведением, созданным Робертом Саути под влиянием событий, происходивших во Франции, стала драматическая «Уот Тайлер». Поэма посвящена крестьянскому восстанию 1381 г. в Англии. В центре повествования - поступки и эмоции лидеров восстания «честного и трудолюбивого» бедняка Тайлера и Джона Бола. Это трагические герои, которые действуют в рамках радикальной идеологии. Саути пытается показать двойственность с точки зрения морали насилия повстанцев. Почти каждая сцена в пьесе содержит политические аллюзии. Так, в вводной сцене, сентиментально изображающей деревенскую средневековую жизнь, дочь Тайлера Алиса и ее возлюбленный Пирс танцуют и поют вокруг майского дерева, заставляющего читателя вспомнить о Дереве Свободы Французской революции. Поэтические образы передают идеалистическое представление Саути о средневековой конституционной монархии, патриархальные традиции ремесленников противопоставляются современному монархическому правительству, которое представлено как средоточие двуличности и тирании [7]. С позиций 1790-х Тайлер оценивается как справедливый защитник семьи - он поступил так, как и любой обладающий чувством собственного достоинства отец при тех же са-

мых обстоятельствах3. Саути старается вызвать у читателя симпатию к Тайлеру.

Между тем Тайлер, отвечая на революционный призыв масс, становится их лидером. Он не заговорщик, а своеобразный воспитатель, стремящийся привить людям дух свободы. Таким образом, политическое восстание - не просто беспорядки: Саути в пику идеологам консерватизма показывает, что толпа вполне управляема и способна к рациональным действиям. В одной из речей Джон Бол призывает восставших к мирному решению вопроса: требовать забытых прав, но при этом оставаться милосердными.

Как и в предыдущей поэме, здесь появляется тема войны с Францией, которая была одной из причин недовольства мятежников. Тайлер у Саути задается риторическим вопросом: «Какое имеет значение, кто носит корону Франции - Ричард или Чарльз? Они пожинают славу - они наслаждаются, мы платим - мы истекаем кровью» [7]. Саути еще более резко, чем в «Жанне д'Арк», выступает против войны.

Политические параллели мы можем обнаружить и во второй части поэмы, где описывается кульминация восстания - поход на Лондон. Восставшие на улицах Лондона... Это могло напомнить читателю о восстаниях парижских санкюлотов 14 июля 1789 г., 10 августа 1792 г или 31 мая - 2 июня 1793 г Злодеями здесь выглядит не толпа, захватившая столицу а местные власти, которые идут на обман, ибо «если люди объединены, ничто не может противостоять им». Саути стремится показать, что волнения были спровоцированы самой властью, которая обманывала и угнетала народ. Обман, злоупотребления, манипуляции - еще одна популярная тема в поэме Саути: Тайлер, согласившийся вести с королем переговоры, погибает от руки предателя, который позднее получит за это рыцарский титул. В этой сцене также содержится намек на современные политические события. Людовик XVI принял все требования Национального собрания, согласился на Конституцию, но в удобный момент попытался бежать из Парижа. Это расценивается Саути как предательство. Так и в поэме «Уот Тайлер» король Ричард лживо обещает, что «трон будет всегда прислушиваться к просьбам народа». Тайлер заявляет, что «час возмездия пришел, и тираны дрожат». Но это были его последние слова, он погибает. Саути предупреждает: казалось бы, вот он, успех, но за ним следуют измена и предательство.

В третьей части поэмы Саути возвращается к моральной проблеме революционного насилия. Автор колеблется и сомневается, размышляя над оправданием насилия в ответ на угнетение. За мятежом следует волна репрессий, запрет на свободное выражение мыслей. Джон Бол, анализируя ошибки мятежа, говорит, что, «возможно, нужно было выбрать более умеренный путь» [7].

В третьей части мы вновь находим аллюзию на Французскую революцию. На сей раз можно сделать вывод,

В одной из сцен на Алису напали сборщики налогов, стремящиеся доказать, что она уже достигла возраста налогообложения . Это нарушение патриархальных обычаев спровоцировало Тайлера, который, защищая честь семьи, вынужден был убить нападавшего. Эта искра разожгла костер восстания.

что Саути, заставляя своего героя Джона Бола извиниться за казнь архиепископа, не одобряет политику французских революционеров в отношении церкви: ни введения гражданской присяги для священников, ни политики дехристианизации.

Еще более остро ставится автором все тот же вопрос о революционном насилии, о терроре как инструменте власти. Джон Бол идет на уступки королевской власти, он не подозревает обмана и ловушки с ее стороны. Может быть, лучшим тактическим ходом и было бы цареубийство (предательство короля будет наказано французскими революционерами), но Джон Бол без воинственного Уота Тайлера не может призвать людей к активным действиям. В финале третьего акта Бол попадает в плен и в своих последних словах пророчит, что «окрашенный кровью трон» будет «гореть в огне правосудия» [7]. Казнь Бола выглядит как героическое мученичество. На примере Тайлера и Бола Саути показывает, что решение взяться за оружие, будь то 1381 г. или Французская революция, - это всегда нелегкий путь, на котором идущих поджидает ряд очень серьезных нравственных проблем.

Следующей поэмой Роберта Саути стала драма «Падение Робеспьера». Здесь автор уже непосредственно обратился к событиям Французской революции. Саути открыто выступает здесь с антиякобинских позиций (эти настроения мы можем обнаружить еще в третьей части его поэмы «Уот Талейр»). Для него Робеспьер - тиран, который посмел единолично захватить власть в свои руки: «Он хуже, чем Кромвель <...> и даже его брат болен от крови» [4]. В обвинительных речах против Робеспьера, которыми насыщена поэма, говорится о том, что Робеспьер якобы «думал о титуле короля», но для чего же тогда было свергать Капета и вести столь ожесточенную войну против «орд тиранов и убийц» [2]? Мы знаем, что Саути и в предыдущих поэмах осуждал тиранов, но Робеспьер -человек, который не просто стремится стать тираном, он гораздо хуже английских и французских королей, ибо он - предатель. Он предал республику и революцию. Для Саути сохранение республики и уже завоеванных свобод является основным моментом. Он призывает французских граждан защитить дело Свободы и Республики. Поэма заканчивается описанием попытки самоубийства Робеспьера, а вся его история в целом - предостережение для тиранов, которые посягают на свободу и республику

Таким образом, мы видим, как менялось непосредственное впечатление Р Саути от Французской революции. Восторги борьбой народа против аристо -кратии и тирании («Жанна д'Арк») сменяются размышлениями о цене борьбы, о роли вождей и о нравственном аспекте революционного насилия («Уот Тайлер»). На смену восторгам приходят сомнения, которые выливаются в конечном итоге в откровенное неприятие якобинского террора: Робеспьер - тиран «хуже Кромвеля», который стремится к единоличной власти. Саути полностью поддерживает республиканский строй и отвоеванные революционерами права и свободы, он все больше и больше протестует против ведения войны с Францией. Более того, он увязывает эскалацию войны и диктаторскую тенденцию: внешняя угроза заставила французов пожертвовать своими свободами

ради спасения, и в итоге появился революционный «тиран».

1. Андерсон КМ. «Беседы» Роберта Саути // История социалистических учений: сб. ст. М., 1981.

2. Олар А. Политическая история Французской революции. М., 1938.

3. См.: Pratt L. Southey, Writing and Romanticism // URL: http: // www.erudit.org. / 2003 / v / n 32 - 33 / 009256 ar. html

4. Southe R. The Fall of Robespierre. An historic drama. S.p., 1794. S. 11.

5. Southey R. Joan of Arc. S.p., 1793. S. 58.

6. Southe R. Letters written during a short Residence in Spain and Portugal. Bristol, 1797.

7. Southey R. Wat Tyler. Oxford; Woodstock, 1989. S. 4.

8. The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes (1907 - 21). Vol. 11. The Period of the French Revolution.

УДК 94(47)

A^NTAAo^TA Ї TAnoAГxA^TA AАЁЯA^ЁA

А NNND a 1944 aTao - I'adale 'Пё1аё1а 1945 aTaa

Национальные отношения в СССР в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. характеризовались как положительными аспектами -в частности, укреплением дружбы народов, повышением национальной терпимости, взаимопомощи и поддержки, так и негативными - резким усилением националистических, сепаратистских, прогитлеровских настро -ений среди части населения, а также возникновением антисоветского повстанческого движения на отдельных территориях СССР С особенной силой это движение проявило себя на завершающем этапе Великой Отечественной войны (январь 1944 г. - май 1945 г.), когда произошло осво-бождение Красной Армией территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии.

Хотя советская пропаганда утверждала, что «украинский народ остался верен союзу с великим братским единокровным русским народом и другими народами нашей советской родины» [9.С.86], это явно не относилось к населению Западной Украины, со стороны которого отмечалось враждебное отношение к советской власти и Красной Армии. Антисоветскую повстанческую деятельность на Украине возглавляли Организация украинских националистов (ОУН) и ее военная структура - Украинская повстанческая армия (УПА). Их план состоял в том, чтобы избежать сражений с Красной Армией, «пропустив» ее на запад, а затем, оказавшись в советском тылу, начать активные действия «за свободную Украину», «против немцев и большевистской Москвы» [2.Оп.37.Д.1791.Л.18,71-73; 4.Оп.1.Д.63.Л.77]. ОУН имела разветвленную подпольную сеть, состоявшую из десятков окружных, надрайонных и районных отделений («прово -дов») [7.С.258,260]. Деятельность повстанцев была распространена во всех регионах Западной Украины и Северной Буковины, а также в регио -нах, территориально прилегавших к ним, - Каменец-Подольской и Винницкой областях. При этом чем ближе к западной границе СССР - тем сильнее на Западной Украине было развито повстанческое движение. На Восточной Украине ОУН и УПА не смогли найти сколько-нибудь значительного числа сторонников, хотя подпольные структуры ОУН там были созданы в период гитлеровской оккупации [4.Оп.1.Д.63.Л.72-73; 10.С.7].

На территории Белорусской ССР и Виленского края (восточная часть Литовской ССР), где поляки составляли значительную часть населения [12. С.186], развила свою деятельность подпольная военная организация польского правительства в изгнании - Армия Крайова (АК), которая ставила «себе задачу борьбы с советской властью и Польским Национальным Комитетом Освобождения с целью создания Польского Государства в границах 1939 г» [2.Оп.37.Д.1884.Л.39-41; 3.Оп.2.Д.68.Л.59]. Деятельность «польского подполья» проявлялась и на Западной Украине, хотя в гораздо меньшей мере, так как здесь ему не давала развиться УПА. Деятельность АК и «польского подполья» была подавлена только к 1946 г. в результате акции по «обмену населением» между СССР и Польшей.

О.Ё. №ГёбйГ,

aniedafd ёnдTдё+anёT-aT oaёбёuдaдa, Ї Tn-ёTanёёe aTnбaaдnдaa^-fue б^ёaaдnёдaд

АДЙ01ЁЁ. 2008. № 5(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.