Научная статья на тему 'Эволюция индивидуального стиля Роберта Саути (на материале поэм)'

Эволюция индивидуального стиля Роберта Саути (на материале поэм) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
315
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБЕРТ САУТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / КОНЦЕПТ-ЦЕЛЬ / КОНЦЕПТ-ИСТОЧНИК / КОНЦЕПТОСФЕРА / МЕТАФОРА / НОМИНАТИВНОЕ ПОЛЕ / ROBERT SOUTHEY / INDIVIDUAL STYLE / CONCEPT-TARGET / CONCEPT-SOURCE / CONCEPTUAL SPHERE / METAPHOR / NOMINATIVE FIELD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Вера Владимировна

Статья посвящена вопросам эволюции индивидуального стиля одного из наиболее актуальных направлений лингвистики. Материалом исследования послужили произведения английского поэта XVIII-XIX вв. Роберта Саути. Главное внимание в работе уделено описанию метафорической системы поэта и выявлению основных доминант его концептосферы на различных этапах творчества, что позволило автору проследить эволюцию индивидуального стиля поэта. В результате исследования были определены константы метафорической системы, которые составляют характерные черты индивидуального стиля поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBERT SOUTHEY’S INDIVIDUAL STYLE EVOLUTION (BY THE MATERIAL OF POEMS)

The article is devoted to the evolution of the individual style, one of the most relevant areas of linguistics. The works of the English poet of the XVIII-XIX centuries Robert Southey were used as the material for the research. The main attention is paid to the description of the poet’s metaphoric system and the identification of the chief dominants of his conceptual sphere at various stages of creativity, which allowed the author to trace the evolution of the poet’s individual style. As a result of the research, the constants of the metaphorical system that constitute the characteristic features of Robert Southey’s individual style were revealed.

Текст научной работы на тему «Эволюция индивидуального стиля Роберта Саути (на материале поэм)»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-2.35

Попова Вера Владимировна

ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РОБЕРТА САУТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМ)

Статья посвящена вопросам эволюции индивидуального стиля - одного из наиболее актуальных направлений лингвистики. Материалом исследования послужили произведения английского поэта XVIII-XIX вв. Роберта Саути. Главное внимание в работе уделено описанию метафорической системы поэта и выявлению основных доминант его концептосферы на различных этапах творчества, что позволило автору проследить эволюцию индивидуального стиля поэта. В результате исследования были определены константы метафорической системы, которые составляют характерные черты индивидуального стиля поэта. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/12-2735.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(90). Ч. 2. C. 362-367. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

21. Рассудова О. П. Употребление видов глагола в современном русском языке. М.: Рус. яз., 1982. 151 с.

22. Сандрина Н. В. 1972 // Полевые материалы автора статьи Ониной С. В. Ямало-Ненецкий автономный округ - Ямал, Шурышкарский р-н (с. Мужи). 2014.

23. Тарлин Я. Н. 1967 // Полевые материалы автора статьи Ониной С. В. Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, Березовский р-н (п. Казым). 2016.

24. Терешкин Н. И. Очерки диалектов хантыйского языка. М. - Л.: АН СССР, 1961. Ч. 1. Ваховский диалект. 204 с.

25. Храковский В. С. Повелительность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука, 1990. С. 185-231.

26. Храковский В. С., Володин А. П. Семантика и типология императива: русский императив. Л.: Наука, 1986. 272 с.

27. Шелякин М. А. Употребление вида в повелительном наклонении русского языка // Fremdsprachenunterricht. 1969. № 9. S. 374-380.

28. Шендельс Е. И. Грамматическая синонимия (на базе морфологии глагола) в современном немецком языке: дисс. ... д. филол. н. М., 1964. 478 с.

29. Шепелева Н. М. Побудительная модальность и способы ее выражения в современном эрзянском языке: дисс. ... к. фи-лол. н. Саранск, 2005. 161 с.

SEMANTIC TYPOLOGY OF PREVENTIVE STATEMENTS IN THE KHANTY LANGUAGE

Onina Sofya Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Yugra State University, Khanty-Mansiysk OninaS@yandex. ru

For the first time the semantic types of preventive statements in the Khanty language are identified: warning proper, warning-advice and warning-prohibition. Each type is characterized by its own set of features. The semantic classification is based on the communicative-pragmatic principle. It involves the speaker's communicative intentions and the conditions of a communicative situation, which determine the semantic type of preventive statements. Such constructions refer to the semantic type of the imperative - preventive.

Key words and phrases: Khanty language; imperative; preventive; communicative-pragmatic principle; warning; advice.

УДК 811.11133+81 Дата поступления рукописи: 18.10.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-2.35

Статья посвящена вопросам эволюции индивидуального стиля - одного из наиболее актуальных направлений лингвистики. Материалом исследования послужили произведения английского поэта XVШ-XIX вв. Роберта Саути. Главное внимание в работе уделено описанию метафорической системы поэта и выявлению основных доминант его концептосферы на различных этапах творчества, что позволило автору проследить эволюцию индивидуального стиля поэта. В результате исследования были определены константы метафорической системы, которые составляют характерные черты индивидуального стиля поэта.

Ключевые слова и фразы: Роберт Саути; индивидуальный стиль; концепт-цель; концепт-источник; концеп-тосфера; метафора; номинативное поле.

Попова Вера Владимировна, к. пед. н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва vkps@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РОБЕРТА САУТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМ)

В настоящее время исследование индивидуального стиля является одним из наиболее актуальных направлений лингвистики [3; 6; 7; 20]. В качестве одного из маркеров индивидуального стиля выступает метафорическая система автора, анализ которой помогает решить не только проблему атрибуции текстов [9; 21], но и получить более полное представление о концептосфере автора, ее становлении и развитии [2].

Творчество, жизнь, убеждения Роберта Саути уже не раз становились объектом исследования ученых как в России, так и за рубежом [8; 11; 18; 22]. Однако индивидуальный стиль поэта, его характерные черты и направления эволюции пока не получили должного внимания со стороны лингвистов.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения индивидуального стиля прославленного поэта в рамках когнитивной лингвистики, что позволит существенно дополнить имеющиеся знания о поэте и его творчестве.

Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые исследуется индивидуальный стиль Роберта Саути и его эволюция на основе описания метафорической системы поэта и определения ее основных доминант.

Цель исследования заключается в изучении диахронического аспекта индивидуального стиля Роберта Саути. В рамках достижения поставленной цели определены следующие задачи: выявление основных

концептов-целей, составляющих ядро концептосферы поэта; определение основных параметров развития индивидуального стиля поэта; установление констант метафорической системы, составляющих характерные черты индивидуального стиля поэта.

В исследовании используется методика анализа метафоры, разработанная в когнитивной лингвистике [17] и апробированная на материале стихотворных текстов [1; 4; 5; 12]. Согласно Дж. Лакоффу и М. Джонсону [10], метафоризация основана на взаимодействии двух структур знаний - когнитивной структуры «источника» и когнитивной структуры «цели», при котором некоторые области цели структурируются по образцу источника. При описании образов в исследовании использовались как двухкомпонентные метафорические модели (концепт-цель - концепт-источник), так и трехкомпонентные, в которых эксплицируется концепт-источник Существо по наличию определенных признаков (орган, звук, строение и т.д.). При анализе произведений была использована система концептов, разработанная Н. В. Павлович [13].

Для исследования эволюции метафорической системы Роберта Саути в жанре «поэма» были отобраны две работы, принадлежащие к различным периодам: поэма «Жанна Д'Арк» [23], написанная поэтом в 19 лет в 1793 году, и «Паломничество поэта к Ватерлоо» [24], одна из последних поэм поэта, датированная 1816 годом. Основанием для выбора данных поэм послужил не только факт их принадлежности к различным периодам творчества Р. Саути, но и тематическая близость произведений, связанная с войной, противостоянием стран (Англия, Франция), борьбой за свободу. Такая тематическая однородность материала позволяет более объективно провести сравнительный анализ.

Исследование показало, что основу концептосферы, реализованной в поэмах «Жанна Д'Арк» и «Паломничество поэта к Ватерлоо», составляют четыре наиболее частотных концепта-цели, участвующих в создании около 70% образов. При этом самые частотные концепты-цели в обеих поэмах практически полностью совпадают: Психическая сфера, Пространство, Орган, Социальное.

Исследование данных концептов-целей предоставляет возможность выявить основные черты и проследить изменения индивидуального стиля с течением времени. В результате анализа текстов поэм были определены следующие направления, по которым исследовался диахронический аспект: частота реализации образа, объем и содержание номинативного поля, коэффициент повторяемости, парадигма образов концепта, способы метафоризации, степень антропоцентричности образов. Полученные данные по каждой из поэм позволили выявить основные тенденции изменения индивидуального стиля, отражающие развитие концептуализации мира поэтом в целом. Рассмотрим основные параметры, подвергшиеся переменам.

Наиболее очевидной характеристикой метафорической системы, которая демонстрирует значительные изменения, является частота реализации концептов. Частота реализации образа рассчитывается как процентная величина от всего количества реализаций в данной поэме. Концепт-цель Психическая сфера на протяжении всего творчества поэта является ведущим концептом не только в крупной жанровой форме, но и в малой [14-16]. Однако, несмотря на сохранение абсолютного лидерства среди частотных концептов-целей, на более позднем этапе творчества наблюдается небольшое снижение частоты его употребления (30% против 25%), что справедливо и для концепта-цели Орган (23% против 17%). При этом для других частотных концептов-целей наблюдается обратная ситуация. В частности, частота использования концепта-цели Пространство на более позднем этапе возросла более чем в три раза, концепта-цели Социальное - почти в два раза.

Следующая группа параметров включает в себя количественные и качественные изменения номинативного поля, деление номинативного поля на лексико-семантические группы, коэффициент повторяемости репрезентантов. Коэффициент повторяемости рассчитывается как отношение количества реализаций метафоры с репрезентантами конкретного поля, ряда, группы к числу репрезентантов в этом поле, ряду, группе и т.д. Сравнительный анализ количественных показателей номинативного поля концепта-цели Психическая сфера поэм «Жанна Д'Арк» и «Паломничество поэта к Ватерлоо» демонстрирует направление в сторону их значительного сокращения. При этом можно сделать вывод о существенно более высокой повторяемости отдельных репрезентантов в поэме «Жанна Д'Арк» по сравнению с поэмой «Паломничество поэта к Ватерлоо». Такие изменения свидетельствуют о переходе поэта от интенсивного к экстенсивному способу метафорического осмысления мира, от повтора ключевых моделей метафоры к большему разнообразию.

Компонентный анализ номинативного поля концепта-цели Психическая сфера двух произведений позволяет сделать вывод о незначительном сокращении количества лексико-семантических групп и подгрупп с общим лексическим значением при существенно более низкой наполняемости репрезентантами данных подгрупп в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо». Таким образом, наблюдается явление компенсации -большее разнообразие моделей метафоры сопровождается уменьшением лексического разнообразия. Самой крупной лексико-семантической группой (ЛСГ) в поэме «Жанна Д'Арк» является ЛСГ, обозначающая чувства, эмоции, в которой по количеству репрезентантов и реализаций самым крупным является ряд со значением «радость». Однако входящие в состав данной ЛСГ ряды со значениями «горе», «страх», «недовольство», имеющие отрицательную коннотацию, в совокупности значительно превосходят ряд со значением «радость» и определяют «нерадужную» палитру всей ЛСГ. Самыми часто употребляемыми репрезентантами концепта-цели Психическая сфера в поэме «Жанна Д'Арк» являются hope / надежда, fear / страх:

Such ominous fear Seizes the traveller o 'er the trackless sands [23]. / Так жуткий страх завладевает путником в непроходимых песках (здесь и далее перевод автора статьи. - В. П.).

А most painful hope That reason own'd not, that with expectation Did never cheer her as she rose at morn [Ibidem],.. / Самая болезненная надежда, которая не имеет причины и никогда не радовала ее ожиданием, когда она вставала поутру,

В поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» появляется новая ЛСГ «удача», значительно сокращены ряды ЛСГ «чувства, эмоции» с отрицательной коннотацией, существенно расширяются ЛСГ «ценности» и «умственная деятельность». В поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» основными для поэта становятся ЛСГ и ряды, обозначающие эмоциональное состояние радости, умственную деятельность, ценности и негативные стороны природы человека. Самыми часто употребляемыми репрезентантами концепта-цели Психическая сфера в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» являются hope / надежда, thoughts / мысли:

... and the thought Still comes with horror to the shuddering mind [24]... / ...и мысли все еще приносят ужас содрогающемуся разуму.

A living hope his noble heart sustain'd [Ibidem]. / Неумирающая надежда поддерживала его благородное сердце...

Можно предположить, что такое изменение в номинативном поле концепта отражает изменения в кон-цептосфере Саути в сторону анализа и осмысления действительности: поэт становится менее эмоционален, не останавливается на деталях при описании чувств и эмоций.

К более позднему периоду номинативное поле концепта-цели Пространство увеличилось более чем в два раза. Неоднородность и широта номинативного поля позволили выделить лексико-семантические группы: «Пространство, обозначенное именем собственным» и «Пространство, обозначенное нарицательным именем». Данные сравнительного анализа демонстрируют значительное расширение географии в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» по сравнению с поэмой «Жанна Д'Арк». Появились новые ряды: стороны света, континенты, горы, равнины, чего не было в поэме «Жанна Д'Арк»; количество стран, охваченных метафорическим языком поэмы «Паломничество поэта к Ватерлоо», в 5 раз больше, чем в поэме «Жанна Д'Арк». В поэме «Жанна Д'Арк» самым часто используемым репрезентантом является France / Франция, в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» - England / Англия:

Soon There with shall France awake as from the sleep Of death [23]. / Вскоре Франция проснется, словно после смерти сна.

... and England threw Her sword into the balance [24]. / ... и Англия бросила свой меч на чашу весов... Из других лексико-семантических групп репрезентантов концепта-цели Пространство наиболее часто употребляемыми в поэме «Жанна Д'Арк» являются clouds / облака, fields / поля, в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» - названия стран. В целом в поэмах используются открытые бескрайние пространства, что характерно для поэта Роберта Саути как на раннем, так и на более позднем этапах творчества.

Номинативное поле концепта-цели Орган поэм «Жанна Д'Арк» и «Паломничество поэта к Ватерлоо» по количеству репрезентантов приблизительное одинаковое. Однако коэффициент повторяемости репрезентантов в поэме «Жанна Д'Арк» выше, чем в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо», в 2 раза. Среди наиболее часто используемых в поэме «Жанна Д'Арк» - следующие: heart / сердце, soul / душа, что говорит о значимости, которую поэт придавал именно данным аспектам человеческой природы; в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» - heart / сердце, mind / разум, что можно интерпретировать как отход от эмоционального в направлении рационального:

Nor was the Maid, Though all subdued Of soul, but she calm'd herself, Painfully keeping down her heart [23]... / Также и Дева, обуреваемая волнениями души, успокаивала себя, старательно сдерживая сердце...

But there stood one whose heart could entertain And comprehend the fullness of the joy [24]. / Но был один, чье сердце могло насладиться и понять полноту радости...

В обеих поэмах концепт-цель Социальное (а именно его репрезентанты) детерминирован содержанием и, прежде всего, связан с войной и ее последствиями. В структуру концепта-цели Социальное входят следующие лексико-семантические группы: «война», «закон», «последствия войны» (положительные, отрицательные), «мир», «религия», «негативные проявления состояния общества». В целом лексико-сематические группы в обеих поэмах совпадают, однако необходимо отметить небольшую наполняемость номинативного поля в «Паломничество поэта к Ватерлоо» по сравнению с поэмой «Жанна Д'Арк», которая компенсируется высокой повторяемостью. Для номинативного поля как в поэме «Жанна Д'Арк», так и в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» характерен перевес в сторону отрицательно окрашенных репрезентантов. Такое распределение лексических единиц на положительно и отрицательно окрашенные говорит об осуждении и отрицательном отношении поэта к войне, насилию, беззаконию, отсутствию справедливости:

... the Law Should strike the guilty; but the voice of Justice Cries out, and brings conviction as it cries, Whom the laws cannot reach, the dagger should [23]. / ... закон должен поражать виновных; но кричит Справедливость и выносит приговор: кого законы не могут достать, достанет кинжал.

Wherever Falsehood and Oppression reign, There degradation follows in their train [24]. / Где бы ни правили Ложь и Тирания, там за ними следует разрушение.

Еще одним важным параметром является спектр метафорических моделей, в построении которых участвует определенный концепт, а также список наиболее частотных моделей для каждого концепта. Концепт Психическая сфера остается самым метафоризируемым и через 23 года в творчестве Роберта Саути, однако частота обращений к метафоре для его структуризации снизилась приблизительно на 7%, как и палитра концептов-источников: модели с концептом-источником Информация, Огонь больше не находят места в концептосфере опытного поэта. Саути также не прибегает к образам Природы и Социального для описания Психической сферы в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо». Пятерка самых частотных (продуктивных) моделей являет собой значительные изменения в структуре концептосферы автора: общим является

концепт-источник Психическая сфера и неизменной остается только модель Психическая сфера - Существо, которая по рангу частотности занимает первое место в обеих поэмах не только относительно парадигмы образов концепта, но и относительно всей концептосферы. В остальном когнитивная картина мира изменилась: в 42 года для Саути Психическая сфера предстает скорее в образах Воды и Растения, нежели чем в образах Звука и Органа. Основные концепты-источники в поэме «Жанна Д'Арк» включают: Звук, Орган, Пространство, тогда как в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо»: Вода, Растение, Предмет:

I have torn thee from affection's breast, My soul will groan in anguish [23]. / Я оторвала тебя от любящей груди (дословно «груди любви»), моя душа в терзаньях будет стонать.

Who in the ear of rage and faction breathes the healing words of love [Ibidem]. / Кто в уши гнева и раздора шепчет (дословно «льет») спасительные слова любви.

... and in its place the fruit Produced by virtue of that wondrous wave [24]... / ...и на его месте фрукт, взращенный добродетелью той удивительной волны...

But everywhere the swelling seeds of ill [Ibidem]. / Повсюду разбухающие семена болезни...

В понимании автором концепта-цели Орган не произошло значительных перемен: как в начале, так и на более позднем этапе Орган для Роберта Саути прежде всего ассоциируется с Существом, Психической сферой, Контейнером:

His eager eye Concentering all the anguish of the soul, And strain'd in anxious love, gazed fearfully With wondering anguish [23]. / Его пылкий взгляд содержал весь гнев души и, застыв в тревожной любви, со страхом взирал с вопрошающим страданием...

And something more than pleasure fills the breast [24]... / И что-то более, чем наслаждение, наполняет грудь...

Более чем двукратное повышение частоты реализации концепта-цели Пространство в метафорических моделях в более поздний период связано с увеличением количества образов (9 против 13) и усилением наиболее частотных. Необходимо отметить, что непродуктивные модели в поэме «Жанна Д'Арк» (Пространство - Орган, Пространство - Пространство) получили свое развитие в последующем и стали продуктивными в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо». И наоборот: самые продуктивные в поэме «Жанна Д'Арк» (Пространство - Вода, Пространство - Экзистенция) стали непродуктивными в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо»:

...and within that house of death а sound of arms was heard [23]. /... и в доме смерти слышен был звук оружия...

Where like the bulwark of this favour'd plain, Alone thou standest, monarch of the scene (about Skiddow) [24]... / Где, подобно бастиону для этой любимой равнины, один ты стоишь, глава пейзажа (о Скиддоу)...

На протяжении всего творческого периода самым частотным концептом-источником для описания концепта-цели Пространство остается Существо. При этом частота данной модели возросла в 3,5 раза в поэме «Ватерлоо». Также в обеих поэмах среди самых частотных образов Пространства находятся образы, построенные с помощью концептов-источников Психическая сфера и Орган, однако в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» частота реализации модели Пространство - Психическая сфера выше в 3,5 раза, модели Пространство - Орган - в 5 раз. Значительная роль в построении образа Пространство - Психическая сфера отводится эпитетам. В концептосфере автора Пространство преимущественно ассоциируется с такими лексемами, как «дружеский», «радостный». Однако в связи с тем, что содержание поэм подчинено историческим событиям и страны поменяли свои роли - порабощающие и борющиеся за свободу, то и отношение автора, выражаемое с помощью эпитетов, к этим странам различное: Unhappy France! / Несчастная Франция! («Жанна Д'Арк») - Remorseless France! / Безжалостная Франция! («Паломничество поэта к Ватерлоо»).

Анализ поэтического материала раннего и более позднего периодов творчества Роберта Саути демонстрирует сохранение лидерства модели Социальное - Существо при примерно двукратном повышении частоты реализаций данной модели в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо». Особенностью данного концепта является концентрация на одном образе (Существо), остальные образы многочисленны и диффузны. В число самых частотных концептов-источников, привлекаемых поэтом для описания Социального на протяжении всего творческого пути, входит концепт-источник Орган, который продолжает антропоцентрический образ и является частью трехкомпонентной структуры.

Should usurpation pour again its tide Of desolation [23]. / Если узурпация снова направит (дословно «прольет») волну разорения...

In all its force, the storm of battle burst [24]. / Со всей силой разразился шторм битвы.

This but a page of the great book of war [Ibidem]. / Это только страница великой книги войны.

В отношении изменения способов метафоризации в исследуемых поэмах Роберта Саути ясно прослеживается корреляция между метафорической моделью и способом метафоризации, выбираемым поэтом. В связи с тем, что концептуализация концептов-целей по образу Существа является преобладающей, то основным способом метафоризации становится глагольная метафора, на долю которой приходится от 70% до 95% в зависимости от концепта-цели. Для Роберта Саути на протяжении всего творческого пути характерно использование именно такого приема. Более того, как правило, глагол употреблен в активном залоге при концепте-цели-подлежащем, что показывает активное, деятельное начало определенного концепта-цели как Существа. Семантико-парадигматические признаки глаголов [19] дают возможность проследить изменения ведущей деятельности Существа, представляющего тот или иной концепт-цель.

Именные модели с прямым отождествлением концепта-цели и концепта-источника Существо не характерны для Роберта Саути, однако в случае других образов данный прием широко используется. Для Роберта

Саути при использовании образа Существа также характерны «модели свойств», но в значительно меньшей степени по сравнению с глагольной метафорой. Поэт часто употребляет эпитеты как в поэме «Жанна Д'Арк», так и в поэме «Паломничество поэта к Ватерлоо» с репрезентантами концепта-цели Психическая сфера, указывая на антропоморфные свойства данного концепта. В трехкомпонентных конструктах, как правило, поэтом используются of-конструкции или притяжательный падеж. В случае построения других, не антропоморфных, образов поэт использует глаголы, предлоги с соответствующим лексическим значением, of-конструкции, контекстуальное сближение концептов, сравнительные конструкции.

В качестве отдельного параметра можно выделить степень антропоцентричности образов. Изменение степени антропоцентричности образов выражается в изменении частоты реализации образов, структурированных по источнику Существо, и количества трехкомпонентных моделей, в которых эксплицируется Существо. В результате сравнительного исследования отмечаются более высокая степень антропоцентричности концепта-цели Психическая сфера 19-летнего поэта и стремление к отказу от антропоцентричности в зрелом возрасте. Антропоморфный образ Органа достигается с помощью использования концептов-источников Существа и Психической сферы, при этом данные модели в обеих поэмах характеризуются одинаковым рангом частотности. Однако на более позднем этапе отмечается снижение степени антропоцен-тричности в связи со снижением частоты реализации данных образов. В парадигме образов концептов-целей Социальное и Пространство акцент на антропоморфных свойствах со временем усиливается.

Таким образом, установленные в ходе исследования параметры, к которым относятся частота реализации образа, объем и содержание номинативного поля, коэффициент повторяемости, парадигма образов концепта, способы метафоризации и степень антропоцентричности образов, позволили выявить основные черты индивидуального стиля Роберта Саути и проследить его динамику. К основным неизменным чертам индивидуального стиля поэта можно отнести следующие: основу концептосферы молодого и зрелого автора составляют четыре концепта-цели - Психическая сфера, Пространство, Орган, Социальное; основным источником для описания концептов-целей выступает Существо; глагольная метафора является преобладающим способом передачи антропоморфных качеств того или иного концепта-цели; наблюдается высокая степень антропоцентричности восприятия образа.

В качестве перспектив исследования индивидуального стиля Роберта Саути автор видит рассмотрение и сравнение особенностей концептосферы поэта на материале других жанровых форм, в которых работал английский поэт, проведение сопоставительного анализа полученных данных с результатами анализа эволюции стиля других поэтов.

Список источников

1. Андреев В. С. Квантитативное описание индивидуально-авторской метафорической системы Г. Лонгфелло // Известия Смоленского государственного университета. 2015. № 3 (31). С. 201-210.

2. Андреев В. С. Квантитативный анализ метафоры: корреляция единиц концептосферы // Когнитивные исследования языка. 2017. № 30. С. 90-92.

3. Андреев В. С. Опыт стилеметрического подхода к проблеме сопоставления индивидуальных стилей // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 4 (40). С. 183-189.

4. Андреев В. С. Развитие образной системы Г. У. Лонгфелло (на материале именных образов с концептами живых существ) // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 8 (76). С. 237-240.

5. Андреев В. С. Эволюция индивидуального стиля Г. У. Лонгфелло и Э. А. По: образная система и репрезентация пространства: монография / Министерство образования и науки РФ; Смоленский государственный университет. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. 124 с.

6. Бебчук Е. М. Черты постмодернизма в индивидуальном стиле М. Соколова («Известия») // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы межвузовской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2009 г.). СПб., 2009. С. 139-140.

7. Власова Ю. Н. Грамматическая метафора в индивидуальном стиле Ремона Кено // Известия Смоленского государственного университета. 2009. № 5. С. 150-156.

8. Кобелева Е. В. Роберт Саути - теоретик поэзии и литературный критик: дисс. ... к. филол. н. Киров, 2004. 230 с.

9. Красса С. И. Методика и инструментарий атрибуции текста в автороведческой экспертизе // Альманах современной науки и образования. 2013. № 10 (77). С. 106-108.

10. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 256 с.

11. Львова М. Л. Роберт Саути и ранний английский романтизм: дисс. ... к. филол. н. М., 1998. 177 с.

12. Николаева Е. А. Особенности метафоризации в лирике американских поэтов начала XX века Р. Фроста, Э. Робинсона, Э. Лоуэлл и В. Линдзи // European Social Science Journal. 2013. Vol. 2. № 10 (37). С. 131-137.

13. Павлович Н. В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: Азбуковник, 2004. 528 с.

14. Попова В. В. Доминанты концептосферы в ранней лирике Роберта Саути // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 1 (37). С. 44-51.

15. Попова В. В. Лингвистические параметры индивидуального стиля Р. Саути на раннем этапе: метафорическая система // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 2 (42). С. 205-217.

16. Попова В. В. Метафора в ранних лирических произведениях Роберта Саути // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 25 мая 2016 г.). Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2016. Вып. 3. С. 138-143.

17. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток - Запад, 2010. 314 с.

18. Рогова А. Г. Эпистолярное наследие Роберта Саути. СПб.: СПбГУ, 2008. 346 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Сильницкий Г. Г., Андреев С. Н., Кузьмин Л. А., Кусков М. И. Соотношение глагольных признаков различных уровней в английском языке. Мн.: Наука и техника, 1990. 182 с.

20. Тишина А. Е. Особенности метафоризации в индивидуальном стиле раннего А. Ч. Суинберна // Риторика. Лингвистика. 2015. № 11. С. 112-119.

21. Юрганов А. А. Авторский инвариант как метод атрибуции текста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 29 (111). С. 18-20.

22. Camall G. Robert Southey and His Age: The Development of a Conservative Mind. Oxford: Clarendon Press, 1976. 246 p.

23. https://archive.org/details/poeticalworksofr01soutuoft/page/n45 (дата обращения: 31.10.2018).

24. https://archive.org/details/poeticalworksofr10soutuoft/page/54 (дата обращения: 31.10.2018).

ROBERT SOUTHEY'S INDIVIDUAL STYLE EVOLUTION (BY THE MATERIAL OF POEMS)

Popova Vera Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

vkps@mail.ru

The article is devoted to the evolution of the individual style, one of the most relevant areas of linguistics. The works of the English poet of the XVIII-XIX centuries Robert Southey were used as the material for the research. The main attention is paid to the description of the poet's metaphoric system and the identification of the chief dominants of his conceptual sphere at various stages of creativity, which allowed the author to trace the evolution of the poet's individual style. As a result of the research, the constants of the metaphorical system that constitute the characteristic features of Robert Southey's individual style were revealed.

Key words and phrases: Robert Southey; individual style; concept-target; concept-source; conceptual sphere; metaphor; nominative field.

УДК 811.111 Дата поступления рукописи: 17.10.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-2.36

Целью статьи является функциональный анализ воздействующей публичной речи и выявление роли американской идентичности в дискурсе. Функциональная перспектива экономического дискурса выстраивается в двух типах речевых стратегий: направленных на идентичность как единение и идентичность как отличие от других наций, в том числе врагов. Выявлены соответствующие речевые тактики: тактики позитивной риторики, благодарности, обещания, лести и тактики создания образа врага, угрозы, декларации намерений. Анализ показал, что свойство нелинейности дискурса позволяет ораторам пользоваться смысловыми приращениями (спонтанно возникающими в ходе развития смысловой системы) для достижения своих коммуникативных целей.

Ключевые слова и фразы: экономический дискурс; функциональная лингвосинергетика; эволюция дискурса; речевые стратегии; идентичность; национальное самосознание.

Радюк Александра Владимировна, к. филол. н.

Российский университет дружбы народов, г. Москва radyuk_av@pfur. ги

Литвинов Александр Викторович, к. пед. н.

Московский государственный психолого-педагогический университет а^аЮ1 @таИ. ги

САМООРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья посвящена изучению функционально-прагматических свойств экономического дискурса на материале речи американских бизнесменов, экономистов и политических деятелей. Актуальность исследования обусловлена тем, что на практике существует необходимость распознавать средства риторического воздействия на поведение аудитории. Специфика экономического дискурса состоит в том, что он вобрал в себя такие характеристики современной деловой жизни, как агрессивность и манипулятивность. Умение навязывать и доказывать свою точку зрения, продвигать видение ситуации является неотъемлемой чертой американской деловой риторики.

Изучение профессионального языка средства воздействия довольно часто становится предметом лингвистического исследования [4; 5; 7; 8], тем не менее применение функционально-синергетического анализа используется недостаточно широко. При этом потенциал применения функционально синергетического анализа для выявления прагматических свойств экономического дискурса достаточно велик. Целью статьи является описание механизма взаимодействия прагма-семантических компонентов публичной речи, изучение взаимовлияния семантики положительно и отрицательно окрашенных прагмем и роли американской идентичности в механизме манипулятивного влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.