Научная статья на тему 'Образный ряд в лирике Р. Фроста'

Образный ряд в лирике Р. Фроста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
350
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / МЕТАФОРА / ОБРАЗНЫЙ РЯД / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / Р. ФРОСТ / : INDIVIDUAL STYLE / METAPHOR / IMAGERY / CONCEPTUALIZATION / R. FROST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева Е. А.

Статья посвящена исследованию образного ряда в лирике Р. Фроста. Качественный и количественный анализ репрезентированных в тексте концептов позволяет эксплицировать закономерности концептуализации действительности автором и дать описание скрытым закономерностям функционирования индивидуального стиля поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Николаева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imagery in Lyrics by R. Frost

The article is devoted to the analysis of imagery in lyrics by R. Frost. Qualitative and quantitative analysis of the concepts represented in the text makes it possible to reveal characteristics of conceptualization of the reality by the author and describe hidden tendencies in the functioning of the poet's individual style.

Текст научной работы на тему «Образный ряд в лирике Р. Фроста»

УДК 811.111

ОБРАЗНЫЙ РЯД В ЛИРИКЕ Р. ФРОСТА

Е.А. Николаева

Статья посвящена исследованию образного ряда в лирике Р. Фроста. Качественный и количественный анализ репрезентированных в тексте концептов позволяет эксплицировать закономерности концептуализации действительности автором и дать описание скрытым закономерностям функционирования индивидуального стиля поэта.

Ключевые слова: индивидуальный стиль; метафора; образный ряд; концептуализация; Р. Фрост.

Изучению различных аспектов индивидуального стиля посвящено большое количество исследований как в России, так и за рубежом. Значительные успехи в этом направлении достигнуты за последние десятилетия в рамках когнитивного подхода в лингвистике. В данной статье методология когнитивного подхода используется для анализа индивидуального стиля Роберта Фроста - одного из крупнейших американских поэтов XIX века.

Роберт Фрост, четырежды лауреат Пулитцеровской премии и обладатель сорока четырех ученых степеней различных учебных заведений, еще при жизни стал широко известным автором во всем мире [1; 2; 3; 4].

В центре внимания настоящего исследования находится выделяемый в текстах образный ряд, отражающий особенности ментальной картины мира автора.

Поэтический образ в данной работе понимается как реализация метафоры в широком смысле слова - перенос когнитивной структуры концепта-источника на концепт-мишень. Качественный и количественный анализ наиболее типичных (и напротив, наиболее редких) концептов в функциях источника и мишени позволит выявить особенности когнитивной картины мира автора, описав содержательный аспект его стиля.

Учитывая особенности стихотворной речи как в формальном, так и в содержательном планах, нами привлекается онтология концептов, эмпирически сформированная Н.В. Павлович [5; 6] на базе анализа обширного корпуса текстов и апробированная в дальнейших исследованиях на материале американских поэтов [7; 8]. Преимущества используемой методики заключаются в том, что она позволяет выявить скрытые тенденции за многообразием лексических реализаций образов в тексте и, применив элементы квантитативного подхода к семантическому анализу, сопоставить полученные данные с результатами исследований других поэтов. Кроме того, она позволяет абстрагироваться от конкретных тропов, которые реализуют метафорический перенос, и выявить образные модели, составляющие основу образного ряда автора.

Цель данной работы заключается в том, чтобы, абстрагируясь от разнообразия тропов и репрезентирующей концепты лексики, установить наиболее частотные концепты в функциях мишени и источника и наиболее типичные для Фроста модели построения образа.

Указанные выше исследования, лежащие в основе привлекаемой методики анализа и онтологии, показали, что такие концептуальные области как ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА, СУЩЕСТВА и РАСТЕНИЯ, хотя и не являющиеся концептами в строгом смысле этого слова, функционируют в поэтическом дискурсе как единицы концептосферы поэтов и поэтому рассматриваются наравне с ними.

В результате анализа нами было установлено, что наиболее частотным в качестве концепта-мишени являются Психическая сфера, за ней следуют Пространство и Вода (Табл. 1).

Таблица 1

Ранги частотности концептов в функции мишени и источника в лирике Р Фроста

Концепт-мишень Концепт-источник

Наименование Ранг Наименование Ранг

ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА 1 СУЩЕСТВА 1

ПРОСТРАНСТВО 2 ПРЕДМЕТ 2

ВОДА 3 ПРОСТРАНСТВО 3-4

СВЕТ 4 ДРАГОЦЕННОЕ 3-4

СУЩЕСТВО 5 РАСТЕНИЯ 5

Наибольший интерес Фроста привлекают чувства и эмоции человека, представленные широким спектром лексики (love, joy, sorrow, hate), которые интерпретируются им, в первую очередь, как живые существа, выступающие в качестве деятеля: Love has earth to which she clings / With hills and circling arms about (Bound and Free); His hate had roused an engine up the road (The Egg and the Machine); My Sorrow, when she's here with me (My November Guest).

Отдельно следует отметить представленную в последнем примере модель ПСИХИЧЕСАЯ СФЕРА - СУЩЕСТВА, которая является одной из наиболее распространенных в творчестве Фроста и стала основой его произведения «My November Guest». Весь текст построен на развертывании метафорического сравнения печали человеку. Метафоризация реализуется различными лексическими средствами (использованием личного местоимения she для обозначения печали, использование лексических репрезентантов данного чувства в качестве субъекта с предикатом, типичным именно для живых существ и др.).

My Sorrow, when she’s here with me,

Thinks these dark days of autumn rain Are beautiful as days can be;

She loves the bare, the withered tree;

She walks the sodden pasture lane.

Мыслительная сфера представлена меньшим количеством образов, в которых автор использует наиболее обобщенную лексику (thought): But Though has need of no such things, / For Thought has a pair of dauntless wings ... Thought cleaves the interstellar gloom (Bound and Free).

ПРОСТРАНСТВО представлено в лирике Фроста, прежде всего, как природное: A saturated meadow, Sun-shaped and jewel-small (Rose Pogonias); The firm house lingers (A Brook in the City); When heaven presents in sheets the solid hue (Fragmentary Blue). Рукотворное ПРОСТРАНСТВО занимает значительно меньшее место: The graveyard draws the living still (In a Disused Graveyard); And having scared the cellar under him (An Old Man's Night).

Репрезентация концептов ВОДА и СВЕТ отражают интерес Фроста к «природной» части окружающего мира, не являющейся продуктом человеческого труда: Now drops that floated on the pool like pearls (Going for Water); The brook was thrown deep in a sewer dungeon under stone (A Brook in the City); These flowery waters and these watery flowers (Spring Pools); Those stars like some snow-white Minerva's snow-white marble eyes (Stars); It takes the moon for this. The sun's a wizard / By all I tell; but so's the moon a witch (A Hillside Thaw).

Фрост полностью следует тенденции сопоставлять различные явления с живыми существами вообще и человеком, в частности, которая имеет место в поэзии. Среди источников первое место по частотности со значительным отрывом занимает концепт СУЩЕСТВА: the moon . when she found us soon (Going for Water); The breath of air had died of cold (Looking for a Sunset Bird in Winter); The buzz-saw snarled and rattled in the yard (Out, Out); The trees that have it in their pent-up buds . let them think twice before they use their powers (Spring Pools).

Антропоцентризм в поэзии Фроста выражается и в том, что поэт рассматривает самые различные фрагменты реальности как инструмент в руках человека. Данная особенность стиля реализуется в метафорической интерпретации широкого спектра концептов как ПРЕДМЕТОВ: A slender tinkling fall ... and now a silver blade (Going for Water); Unless in the horizon rim (A Cliff Dwelling); I've tried the new moon titled in the air / I've tried it fine with little breadth of luster (Freedom of the Moon).

Аналогичным образом ПРОСТРАНСТВО как источник при метафоризации выступает в значительной степени как созданное человеком (пространство различных строений). Память уподобляется зданию (To keep their building balanced at my breast), склон холма сравнивается с полом в доме (Lifted the rug that bred them on the floor), а жара - с храмом (A temple of the heat).

Концепт ДРАГОЦЕННОЕ представлен только в функции источника. Такая асимметрия указывает на то, что для поэта материальные ценности не представляют интереса как объект творческого осмысления, но являются средством отразить высокую авторскую оценку красоты или значимости ряда концептов: And golden seems the sandy plain (A Cliff Dwelling); I've tried the new moon tilted in the air . As you might try a jewel on your hair (Freedom of the Moon); Was only adding frost to snow /As gilt to gold that wouldn't show (Looking for a Sunset Bird in Winter).

Наряду с перечнем наиболее частотных концептов-мишеней и концептов-источников представляют интерес их валентность и закономерности сочетаемости в образах. Проведенные подсчеты показывают, что в функции мишени наибольшей продуктивностью в плане участия в различных моделях построения образа обладают концепты ПРОСТРАНСТВО, ВЕЩЕСТВО и РАСТЕНИЯ. Валентностные возможности концептов, таким образом, не связаны напрямую с их частотностью. Только один из пяти наиболее распространенных концептов входит в число самых продуктивных (ПРОСТРАНСТВО). Остальные обладают весьма ограниченной сочетаемостью и участвуют в создании от 3 до 5 моделей образов (например, ВОДА образует модели ВОДА -СУЩЕСТВА, ВОДА - ДРАГОЦЕННОЕ, ВОДА - ПРЕДМЕТ, ВОДА - РАСТЕНИЯ и ВОДА -СВЕТ).

Для Фроста, таким образом, характерен интенсивный способ использования предпочитаемых концептов-мишеней, при котором число их реализаций в тексте растет не за счет создания новых моделей образов и расширения сочетаемости, а за счет повторных реализаций небольшого числа одних и тех же моделей.

Напротив, в функции источника реализован экстенсивный принцип построения образов, когда частотность концептов растет за счет их более широкой сочетаемости и участия в формировании большого количества моделей метафоризации. Наиболее широкой сочетаемостью обладают СУЩЕСТВА, ПРЕДМЕТ, ДРАГОЦЕННОЕ и ПРОСТРАНСТВО.

Среди самых частотных моделей образов следует выделить ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА -СУЩЕСТВО и ВОДА - СУЩЕСТВО, ярко отражающие особенности авторской концептуализации.

ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА - СУЩЕСТВО: No memory of having starred / Atones for later disregard (Provide, Provide); Wall within wall to shut fear out (Bound and Free); To rest from his besetting fears (A Cliff Dwelling).

ВОДА - СУЩЕСТВО: By June our brook's run out of song ... (Hyla Brook); But if I thought to stop the wet stampede, / And caught one silver lizard by the tail (A Hillside Thaw); But what about the brook that held the house in an elbow-crook? (A Brook in the City).

Полученные результаты свидетельствует о том, что внимание поэта распределяется между интерпретацией материальных природных феноменов и нематериальных аспектов человеческого существования.

Наблюдается асимметрия между интенсивным способом реализации авторских предпочтений среди концептов-мишеней и экстенсивным способом среди концептов-источников.

The article is devoted to the analysis of imagery in lyrics by R. Frost. Qualitative and quantitative analysis of the concepts represented in the text makes it possible to reveal characteristics of conceptualization of the reality by the author and describe hidden tendencies in the functioning of the poet’s individual style.

The key words: individual style; metaphor; imagery; conceptualization; R. Frost

Список литературы

1. История литературы США / Рос. акад. наук, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького; редкол.: Я. Н. Засурский (гл. ред.), М.М. Коренева, Е.А. Стеценко. М.: ИМЛИ РАН, 1999. Т. 2. 461 c.

2. Literary History of the United States / ed. Spiller R. et al. New-York, Macmillan, 1988. 1120

p.

3. American Literature: Colonial through Romantic / General editor G. McMichael. Vol. 1. New Jersey: Prentice Hall College Div, 1996. 6th edition. 2332 p.

4. The Norton Anthology of Poetry / Ferguson M., Salter M.J., Stallworthy J. - editors. New York - London: W.W.Norton and Company, 2005. 2282 p.

5. Павлович Н.В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: РАН ИРЯ, 1995. 491 с.

6. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы XVIII-XX веков: в 2 т. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Т. I. 795 с.; Т. II. 872 с.

7. Андреев В.С. Развитие образной системы Г.У. Лонгфелло (на материале именных образов с концептами живых существ) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8(76). С. 237-240.

8. Андреев В.С. Эволюция индивидуального стиля Г.У. Лонгфелло и Э.А. По: образная система и репрезентация пространства. Смоленск: СмолГУ, 2011. 124 с.

Об авторе

Николаева Е.А. - аспирант Смоленского государственного университета, leno4kamop@mail. ru.

8(4812)380687

E.A. Nikolaeva.

Imagery in Lyrics by R. Frost

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.