Научная статья на тему 'Рецидивная преступность: параметры оценки, основные показатели и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению'

Рецидивная преступность: параметры оценки, основные показатели и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3337
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болотин Владимир Сергеевич

В статье приводятся результаты исследования криминологической характеристики рецидивной преступности, анализ возникающих проблем нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению и предложения по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецидивная преступность: параметры оценки, основные показатели и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению»

УДК 343.911

Болотин В.С. Рецидивная преступность:

параметры оценки, основные показатели и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению

В статье приводятся результаты исследования криминологической характеристики рецидивной преступности, анализ возникающих проблем нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению и предложения по их разрешению.

Ключевые слова: рецидив преступлений, преступность, удельный вес, профилактика правонарушений, ограничения.

Проблема рецидивной преступности является одной из актуальных в криминологии и социологии, так как, во-первых, ее общественная опасность выше, чем у лиц, осужденных впервые. Во-вторых, в среднем по стране рецидивная преступность составляет не менее 30%, а по ряду регионов до 50% и более. В-третьих, рецидивные преступления как социально-криминологическое явление отличаются устойчивой антисоциальной направленностью, повышенной агрессивностью, склонностью к организации новых преступлений и вовлечением в их орбиту других лиц, особенно несовершеннолетних. И, наконец, особую опасность представляет тот факт, что при всей мобильности и динамичности рецидивной преступности сохраняется неизменным известный принцип, согласно которому показатели рецидивности становятся тем выше, чем выше является степень тяжести совершенных преступлений1.

Правовой и криминологический институты рецидивной преступности взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к., несмотря на различие предмета и методов регулирования, их основным предназначением является реагирование государства на поведение лиц, совершающих повторные преступления при наличии непогашенной и неснятой судимости, выявление причин и условий, им способствующих, и их предупреж-

дение. При этом основным средством правового противодействия рецидиву преступлений является адекватное уголовное наказание, а в выработке эффективных путей стабилизации криминальной рецидивной ситуации - криминологический прогноз.

Криминологическое понятие рецидива существенно отличается от уголовно-правового. Это объясняется различиями в целях, предметах и методах правового регулирования.

Цель уголовного права - выявить основные признаки элементов предмета науки с тем, чтобы правильно квалифицировать преступные деяния, назначать справедливое и соразмерное наказание2.

Поэтому немаловажную роль в решении задач борьбы с рецидивной преступностью призвана играть криминология, поскольку рост рецидива происходит на фоне существенной интенсификации криминогенных факторов, ослабления профилактических возможностей органов внутренних дел.

Цели криминологии - выработка рекомендаций по нейтрализации причин и условий, порождающих те или иные виды преступности, разработка системы мер по предупреждению и борьбе с преступностью3.

Само по себе понятие «рецидив преступлений» известно со времен Римского права. Понятие «рецидив» (лат. геаСмив -возвращающийся) означает повторение явления после его кажущегося исчезновения4.

В толковом словаре русского языка рецидив определяется как «повторное проявление чего-нибудь (отрицательного), преступления и т.п.»5.

В русском языке этот термин употребляется главным образом в медицине и праве. В медицине он означает возврат клинических проявлений болезни после ремиссии. В праве в большинстве случаев определяют рецидив как совершение лицом новых преступлений после осуждения. Осуждение, главным образом отбытие наказания, способствует утиханию криминальной активности преступника, но, несмотря на оказанное карательное и исправительное воздействие, он вновь совершает преступление. После кажущегося исчезновения преступление проявляется во вновь совершенном деянии преступника.

Однако признаки правового понятия рецидива формально закреплены в уголовном законе, и поэтому рецидив в первую очередь понятие уголовно-правовое. Согласно ч. 1 ст. 18 УК РФ рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление; это определение рецидива даётся законодателем впервые, в прежних уголовных законах его не было.

Этот вид рецидива принято считать легальным (юридическим), так как его определение дается законодателем; он имеет юридические признаки, и только ему придается официальное уголовно-правовое значение. Так, например, по определению П.Ф. Гри-шанина, рецидив - понятие уголовно-правовое, и его содержание следует раскрывать на основе уголовного законодательства6.

Законодательная формулировка рецидива позволяет выделить в нем следующие признаки:

- повторность;

- умышленный характер преступлений, совершенных лицом до и после осуждения;

- наличие судимости за ранее совершенное преступление.

Так, например, П. Ф. Гришанин относил к числу правовых признаков, характеризующих рецидив и рецидивистов, следующие:

1) совершение виновным двух или более преступлений;

2) наличие у виновного судимости за прошлое преступление перед совершением повторного преступления;

3) умышленный характер преступлений, совершенных виновным до и после осуждения7.

Некоторые авторы, в частности П.Н. Кобец, Д.В. Власов, выделяют еще один признак рецидива преступлений - возраст преступника на момент совершения предыдущего и последующего преступлений8. Исходя из дефиниций п. «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ, при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет. Но вместе с тем ими подчеркивается, что «личность может обладать повышенной общественной опасностью и до восемнадцатилетнего возраста, так как человек и в более раннем возрасте способен осознавать противоправность своих действий и уголовно-правовые последствия, связанные с ними». При этом следует отметить, что анализ статистических данных ГИАЦ МВД России, показывает: почти каждое шестое преступление несовершеннолетних (15, 96% в 2006 г. и 16,98% в 2007 г.) совершено лицами, ранее совершившими преступления.

Занятая законодателем позиция, по их мнению, «способна увеличить и без того высокий уровень подростковой преступности»9. Их мнение отчасти поддерживается А.В. Армашовой, предлагающей «учитывать судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, при признании рецидива, если он отбывал наказание в воспитательной колонии, отрицательно характеризовался и переводился по достижении совершеннолетия в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующей как исправительная колония общего режима, или исправительную колонию общего режима»10.

Норму об исключении учета судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, законодатель позаимствовал из ст. 24 УК РСФСР, однако там она служила одним из критериев отнесения лица к особо опасным рецидивистам, от которого УК РФ 1996 г. отказался.

Представляется целесообразным согласиться с мнением современных исследователей о необходимости законодательного восстановления учета судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет.

Таким образом, можно отметить, что Уголовный кодекс России 1996 г. впервые сконструировал законченный институт рецидива преступлений в статье 18, текстуальное и казуальное толкование которой позволяет выделить в качестве конструктивных признаков рецидива преступлений: повторность, умышленный характер преступлений, совершенных лицом до и после осуждения; наличие судимости за ранее совершенное преступление и возраст лица, ранее совершившего преступление.

Одним из первых на страницах советской печати необходимость различать уголовно-правовой и криминологический рецидив выдвинул венгерский криминолог Т. Хорват. Он предложил наряду с рецидивом в уголовном праве различать рецидив криминологический, не связанный с погашением или снятием судимости у лица, вновь совершившего преступление11.

В криминологии принято более широкое понятие рецидива: к нему криминологи относят все преступления, совершенные лицами, ранее совершавшими преступления, в случае если прежние преступления становились известными правоохранительным органам и имело место основанное на законе реагирование на них. Это не только осуждение судом, но и освобождение в связи с актом амнистии, деятельным раскаянием, примирением с потерпевшими и по другим основаниям, предусмотренным ст.ст. 25, 27, 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации12.

Под данное понятие подпадают преступления, совершенные лицами:

- судимость которых снята и погашена;

- судимость которых не снята и не погашена;

- отбывающими наказание;

- освобожденными от ответственности по нереабилитирующим основаниям.

П.Н. Кобец и Д.В. Власов связывают наличие криминологического рецидива с тремя факторами: неединичность преступной деятельности, знание об этом правоохранительных органов, основанное на законе реагирование правоохранительных органов.

А под криминологическим рецидивом понимают любую повторную преступную деятельность, осуществляемую лицом,

достигшим возраста уголовной ответственности13.

Наиболее полное, по нашему мнению, определение рецидива дает И. М. Гальперин: «Криминологический рецидив состоит в повторном либо неоднократном совершении преступлений безотносительно к осуждению за их совершение, отбытию наказания, отрезку времени, истекшему между первым и последующими преступлениями и другими обстоятельствами как фактического, так и юридического характера»14.

Преступник, постоянно совершающий преступления, но избегающий за это ответственности, не менее опасен, чем рецидивист, отвечающий формальным признакам.

Анализ статистики показывает, что наблюдается тенденция снижения легальной (юридической) рецидивной преступности, но вместе с тем растет количество лиц, совершивших ранее преступления, но не имеющих судимости.

Так, рост преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в 2002-2006 гг. зафиксирован на территории всех федеральных округов, кроме Северо-Западного (-5,4%), и 46 субъектов Российской Федерации. Наиболее высокий удельный вес таких преступлений был зарегистрирован в Томской, Тюменской, Тамбовской, Липецкой областях и Приморском крае - от 45,5 до 50,5%15.

К сожалению, опубликованные комплексные монографические исследования криминологической характеристики рецидивной преступности в России, содержащие детальный анализ основных показателей, характеризующие рецидивную преступность, заканчиваются анализом показателей, датируемых 2004 г.

Анализ статистики преступлений в нашей стране показывает, что в начале 2000-х гг. резкого снижения с 2002 г. наблюдается тенденция роста количества преступлений, совершаемых лицами, ранее совершившими преступления (см. табл. 1). Изменения в состоянии рецидивной преступности могут быть выявлены только при сравнении ее параметров за длительный период. Поэтому в основу нашего исследовании мы берем статистические данные ГИАЦ МВД России 20022007 гг. и 2008 г.

Таблица 1

Состояние и динамика зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в России

№ п/п Период 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 4 мес. 2008 г.

1. Всего 306746 301998 316227 373837 392275 383418 129280

2. Темпы прироста (снижения) в % к предыдущему году -32,7 -0,4 + 3,3 + 4,66 + 4,9 -2,3 - 1,8

3. Удельный вес в общем числе выявленных лиц, совершенных преступлений, в % 24,4 24,4 25,9 28,8 28,82 29,1 29,63

Несмотря на относительную стабильность удельного веса рецидива преступлений и снижения темпов прироста в 2007 г. и начале 2008 г от общего количества зарегистрированных преступлений и выявленных при этом лиц, на долю рецидивистов приходится почти треть совершаемых в стране преступлений.

Анализ региональных показателей в Центральном федеральном округе и Орловской области за 2006-2007 гг. и 2 месяца 2008 г. приведен в таблице 2.

Таблица 2

Сведения о совершении преступлений лицами, ранее совершившими преступления, в России, Центральном федеральном округе и Орловской области в 2006-2008 гг.

Регион Период Всего зарегистр. преступлений Выявлено лиц, совершивших ния Лица, ранее совершившие преступления

всего удельный вес в общем числе лиц, совершивших преступления кратность совершения

Всего по России 2006 г 3855373 1360860 392275 28,82 % Почти каждое третье

темп прироста кАППГ% +8,5 +4,9 +4,9

2007 г 3582541 1317582 383418 29,1 % Почти каждое третье

темп прироста кАППГ, % -7,1 -3,2 -2,3

01-02.08 540464 208073 60353 29,0 % Почти каждое третье

темп прироста кАППГГ % -8,4 -2,8 -2,1

ЦФО 2006 г 808433 253428 75574 28,83 % Почти каждое третье

темп прироста кАППГ% +3,6 +0,1 +8,3

2007 г 764203 251474 73756 29,82 % Почти каждое третье

темп прироста кАППГ, % -5,5 -0,8 -2,4

01-02.08 121919 43862 12420 28,31 % Почти каждое третье

темп прироста кАППГГ % -5,5 + 0,3 -1,7

Орловская область 2006 г 20515 7746 2968 38,31 % Более чем каждое третье

темп прироста кАППГГ % +8,5 +7,3 +53,7

2007 г 20023 7862 3262 41,49% Почти каждое второе

темп прироста кАППГ% -2,4 +1,5 +9,9

01-02.08 3187 1651 520 31,49 % Почти каждое третье

темп прироста кАППГ, % -6,1 +11,0 +17,9

Совокупность преступлений, совершенных ранее судимыми лицами в определенный период времени (см. табл. 3), образуют показатели рецидива преступлений.

Таблица 3

Сведения о совершении преступлений ранее судимыми лицами в России, ЦФО и Орловской области в 2006-2008 гг.

Регион Период Всего выявлено лиц, ранее совершивших преступления Ранее судимые лица

всего удельный вес ( в % )

в общем числе лиц, ранее совершивших преступления в общем числе лиц, совершивших преступления

Всегопо России 2006 г 392275 316034 80,54 % 23,22%

темп прироста к АППГ (%) + 4,9 + 2,3

2007 г 383418 306105 79, 83 % 23,23%

темп прироста к АППГ (%) -2,3 -3,1

01-02.08 60353 49273 81,64 % 23,68%

темп прироста к АППГ (%) -2,1 - 1,3

Центральный федеральный округ 2006 г 75574 55994 74,09 % 22,09%

темп прироста к АППГ (%) + 8,3 + 2,3

2007 г 73756 54717 71,18% 21,75%

темп прироста к АППГ (%) -2,4 - 2,3

01-02.08 12420 9900 79,71% 22,57%

темп прироста к АППГ (%) - 1,7 + 2,3

Орловская область 2006 2968 1736 58,49 % 22,41 %

темп прироста к АППГ (%) +53,7 + 11,6

2007 г 3262 1630 49,96 % 20,73%

темп прироста к АППГ (%) + 9,9 -6,1

01-02.08 520 326 62,69% 19,74

темп прироста к АППГ (%) +17,9 + 3,8

Таким образом, на протяжении исследуемого периода удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершившими преступления, в общем числе зарегистрированных преступлений в России практически не менялся, находясь в диапазоне между 32-27%. Этот же уровень характерен в настоящее время и для Центрального федерального округа. Несколько иная картина наблюдается в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006-2008 гг. в Орловской области, где после резкого роста (на 53,7% в 2006 г.) в

2007-2008 гг. наблюдается тенденция увеличения доли рецидивной преступности.

Хотя в целом удельный вес совершивших преступления ранее судимых лиц почти такой же, как в среднем по стране - 23% в 2006 г и даже несколько ниже в 2007 г - 20,73%, следует обратить внимание на следующее. Более чем каждое третье в 2006 г. (38,31%) и почти каждое второе в 2007 г (41,49%) преступление на территории области было совершено лицами, ранее совершившими преступления. Удельный же вес ранее судимых

лиц при этом находится в пределах 50-62 %, тогда как по России в целом и Центральному федеральному округу он составляет в среднем 80 и 73% соответственно. Это говорит о том, что лица, по каким-то причинам не подвергнутые осуждению за ранее совершенные преступления, совершили значительную часть от всех преступлений в Орловской области в 2006 и 2007 гг., а также об относительной неэффективности уголовной карательной политики в Орловской области.

Далее рассмотрим характеристику несовершеннолетних преступников, ранее совершавших преступления (см. табл. 4).

Очевидно, устойчивость криминального вида деятельности стала присуща несовершеннолетним правонарушителям. По данным различных исследователей, среди рецидивистов от 50 до 80% впервые совершили преступления в возрасте до 18 лет. Как свидетельствуют результаты статистики и проведенных исследований, средний возраст рецидивиста составляет немногим более 30 лет. Самая высокая интенсивность

рецидивной преступности наблюдается среди молодежи. Омоложение рецидивной преступности следует отнести к числу неблагоприятных тенденций в ее характеристике. Возрастная структура изучаемого контингента оказалась следующей: 14-17 лет - 33%, 1821 год - 27%, 22-24 года - 40%. Структура рецидивной преступности молодежи характеризуется следующими данными: убийства - 1,0%, тяжкий вред здоровью - 2,1%, изнасилования - 4,8%, кражи - 56,1%, грабежи -6,4%, разбои - 2,8%, хулиганство - 8,2%, другие - 18,6%.

Таблица 4

Общая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления в России, из числа ранее совершивших преступления, 2002-2008 гг.

№п/п Период 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2 мес.2008 г

1. Общее число несовершеннолетних лиц, совершивших преступления 140392 145599 151890 149981 148595 131965 18808

2. Ранее совершавшие преступления 25479 22540 22250 24095 23717 23677 3102

3. Удельный вес в общем числе несовершеннолетних, совершивших преступления, в % 18,1 15,5 14,6 16,1 15,96 16,98 16.49

Анализ статистических данных наглядно показывает, что на протяжении всего исследуемого периода происходило снижение общего числа преступлений несовершеннолетних лиц, ранее совершивших преступления. Удельный вес данной категории в общем числе несовершеннолетних преступников примерно оставался одинаковым, в среднем составляя 16,5%. Следует отметить, что регистрируемая преступность на сегодняшний день пока что остается единственным, хотя и не всегда точным мерилом уровня криминальной пораженности общества.

При этом наблюдается тенденция снижения легальной (юридической) рецидивной преступности несовершеннолетних, но вместе с тем растет количество лиц, совершивших ранее преступления, но не имеющих судимости.

На региональном уровне состояние и динамика вновь совершаемых преступлений несовершеннолетними выглядят следующим образом (см. табл. 5).

Таблица 5

Сведения о совершении преступлений несовершеннолетними лицами, ранее совершившими преступления, в России, Центральном федеральном округе и Орловской

области в 2006-2008 гг.

Регион Период Всего выявлено несовершеннолетних, совершивших преступления Лица, ранее совершившие преступления

всего удельный вес в общем числе лиц, совершивших преступления кратность совершения

Всегопо России 2006 г 148595 23717 15,96% Более чем каждое шестое

темп прироста кАППГГ% -0,9 -1,6

2007 г 131965 22414 16,98% Почти каждое шестое

темп прироста кАППГГ% -11,2 -5,5

01-02. 08 18808 3102 16,49% Почти каждое шестое

темп прироста кАППГГ% -16,3 -15,3

ЦФО 2006 г 23677 4012 16,94% Почти каждое пятое

темп прироста кАППГГ% -6,4 +7,2

2007 г 20632 3533 17,12% Почти каждое пятое

темп прироста кАППГГ% -12,9 -11,9

01-02. 08 3056 478 15,64% Почти каждое шестое

темп прироста кАППГГ% -17,6 -21,6

Орловская область 2006 г 694 147 21,18% Более чем каждое пятое

тем пприроста кАППГ % -3,9 +21,5

2007 г 669 151 22,57% Почти каждое четвертое

темп прироста кАППГ, % -3,6 +2,7

01-02.08 130 16 12,30% Более чем каждое восьмое

темп прироста кАППГГ % +8,3 -5,9

Региональную статистику совершения и динамики преступлений, совершенных ранее судимыми несовершеннолетними, представляют следующие данные (табл. 6).

Таблица 6

Сведения о совершении преступлений ранее судимыми несовершеннолетними в России, ЦФО и Орловской области, 2006-2008 гг.

Регион Период Всего выявлено несовершеннолетних, ранее совершивших преступления Ранее судимые лица

всего удельный вес ( в % )

в общем числе лиц, ранее совершивших преступления в общем числе лиц, совершивших преступления

Всегопо России 2006 г 23717 17344 73,13% 11,67%

темп прироста кАППГ (%) -1,6 -9,5

2007 г 22414 16178 72,17% 12.59%

темп прироста кАППГ (%) -5,5 -6,7

01-02.08 3102 2342 75,49% 12,45%

темп прироста кАППГ (%) -15,3 -12,3

Центральный федеральный округ 2006 г 4012 2489 62,03% 10,51 %

темп прироста кАППГ (%) +7,2 -12,7

2007 г 3533 2098 59,38% 6,84%

темп прироста кАППГ (%) -11,9 -15,7

01-02.08 478 322 67,36% 10, 52%

темп прироста кАППГ (%) -21,6 -9,0

Орловская область 2006 г 147 85 57,82% 12,24%

темп прироста кАППГ (%) +21,5 0,0

2007 г 151 62 41,05% 9.26%

темп прироста кАППГ (%) +2,7 -27,1

01-02.08 16 6 37,5% 4,61 %

темп прироста кАППГ (%) -5,9 -57,1

Анализ региональных данных позволяет констатировать, что удельный вес преступлений несовершеннолетних, ранее совершивших преступления, также имеет тенденции к снижению, как и в стране, однако в Орловской области он больше, чем в среднем по России и ЦФО, и колеблется в пределах 22%. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, ранее судимыми за преступления, намного меньше, чем в среднем по стране, резко снизился в 2007 г. - с 57 до 42%, что вновь говорит о высоком уровне реабилитационного рецидива в области.

Таковы основные общие показатели криминологической характеристики рецидивной преступности в последнее время.

Систему мер предупреждения рецидива преступлений можно определить как целостную совокупность государственных и общественных мероприятий, специально направленных на устранение (ослабление, нейтрализацию) причин и условий совершения рецидивных преступлений16.

Специальное предупреждение рецидива преступлений включает в себя: расследование преступлений, установление лиц, виновных в их совершении, а также при-

чин и условий, им способствующих, и принятие соответствующих мер по их устранению; исполнение уголовных наказаний; профилактическое воздействие на лиц, освобожденных от отбытия наказаний.

Органы внутренних дел являются главенствующим звеном специального предупреждения рецидивной преступности. Это обусловлено необходимостью обладать специальной компетенцией для предотвращения и пресечения преступлений.

Выделяются два блока профилактики рецидивной преступности:

- установление причин и условий, способствовавших совершению судимыми лицами повторных преступлений, и принятие мер по их устранению в пределах своей компетенции;

- контроль в пределах своей компетенции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений и участие в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

Практика борьбы с рецидивной преступностью в России и большинстве развитых зарубежных стран подтвердила целесообразность установления постпенитенциарного контроля за лицами, освобожденными от наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых и других мер предупреждения рецидива преступлений.

Административный надзор заключается в учреждении контроля и системы ограничений для определенной категории лиц.

Следует отметить, что в отличие от Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», формально не отмененного, но фактически утратившего силу после введения в действие с 1 июля 2002 г. новых УПК и КоАП РФ, нормативного указания на подконтрольность различных категорий рецидивистов не существует.

Кстати сказать, вышеупомянутый Указ Президиума Верховного Совета СССР от

26 июля 1966 года является действующим и в настоящее время, им продолжают автоматически руководствоваться при назначении ограничений к осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, что фактически не соответствует Конституции России ввиду того, что ограничения прав и свобод граждан могут быть установлены только федеральным законом (ч. 3 ст. 55).

Правовой базой установления ограничений для наиболее рецидивоопасной части ранее судимых лиц является институт судимости. Именно в его рамках действующее федеральное законодательство уже предусматривает возможность установления таких ограничений. Так, ст. 179 Уголовно-исполнительного кодекса РФ прямо указывает на возможность установления ограничений лицу, отбывшему наказание, но имеющему судимость.

Действующим законодательством на настоящее время определены следующие меры, назначаемые судом:

- наблюдение за ходом социальной реабилитации освобожденных из мест отбывания лишения свободы лиц, совершивших тяжкие преступления или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел (ст. 50 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»);

- обязанности условно осужденных лиц не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи (ч. 5 ст. 73 УК РФ);

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением

механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа (ст. 91 УК РФ).

Законодательного закрепления мер, применяемых к иным лицам, состоящим на профилактических учетах в органах внутренних дел, нет.

К тому же в действующем законодательстве регламентируется лишь общий контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания. В нем также нет указания на возможность осуществления административного надзора в отношении ранее неоднократно судимых, имеющих судимость и нуждающихся в строгом социально-правовом контроле.

При этом возникает еще одна проблема, связанная с дифференциацией ответственности за нарушение правил административного надзора.

Статьей 19.24 КоАП РФ установлена только ответственность лиц, освобожденных из мест отбывания лишения свободы, за невыполнение обязанностей, установленных в отношении их судом в соответствии с федеральным законом. Иные категории интересующих нас лиц под действие этой статьи не подпадают.

В соответствии с ч. 2. ст. 74 УК РФ, если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за его поведением, может продлить испытательный срок, но не более чем на один год.

Часть 3 ст. 74 УК РФ гласит, что в случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, может постановить об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Уголовная ответственность за нарушение правил административного надзора не предусмотрена. Тем самым, как справедливо отмечает Т. Конькова, «блокируется механизм его применения, а бездействие этого института в нашей стране негативным образом отражается на превентивной деятельности правоохранительных органов»17.

На законодательном уровне указания на предупреждение именно рецидивной преступности и его содержание, как и само определение рецидивной преступности, отсутствуют. Они также отсутствуют и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в специальных программах борьбы с преступностью (профилактики правонарушений) федерального уровня и в директивных документах МВД России, определяющих приоритетные направления деятельности органов внутренних дел. Нормодатели оперируют понятиями «борьба, противодействие, предупреждение, пресечение, профилактика преступности (преступлений)» в целом, не выделяя при этом рецидивную преступность в качестве отдельного вида деятельности.

На наш взгляд, отсутствие их законодательного закрепления обедняет содержание нормативной базы деятельности по предупреждению рецидивной преступности, лишает содержащиеся в них нормы стержневой направленности.

Так, например, П.Н. Кобец и Д.В. Власов утверждают, что «назрела необходимость законодательного определения рецидивной преступности, ее четкой дифференциации с профессиональной и организованной преступностью», а также необходимо разработать закон «О предупреждении рецидивной преступности», основными положениями которого, по их мнению, должны стать разделы: понятие рецидивной преступности; характеристики рецидивной преступности; федеральные меры по предупреждению и борьбе с преступностью; вопросы борьбы с рецидивной преступностью, решаемые на уровне субъектов Федерации; субъекты предупреждения рецидивной преступности18.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 «О

Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 19992000 годы» предусматривались: подготовка проекта закона «О контроле за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы»; разработка системы превентивных ограничений, применяемых правоохранительными органами к лицам, склонным к совершению правонарушений, и законодательное закрепление понятий «превентивные ограничения» и «лица, склонные к совершению преступлений»; подготовка предложений о приведении Положения о наблюдательных комиссиях в соответствие с действующим уголовно-исполнительным законодательством. К сожалению, эти меры остались нереализованными, как и последующие законодательные инициативы. Проект закона «О профилактике правонарушений» уже несколько лет проходит криминологическую экспертизу. Проект федерального закона, который называется «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», уже давно находится в Государственной Думе.

В целом же необходимо принятие законодательного акта, определяющего основания и условия индивидуальной работы с лицами, нуждающимися в усиленном профилактическом воздействии со стороны правоохранительных органов, а также степень их ответственности за уклонение от соблюдения ограничений, устанавливаемых в судебном порядке.

В целях совершенствования законодательной базы предупреждения рецидивной преступности предлагается:

- установление уголовной ответственности за злостное неисполнение установленных судом ограничений либо уклонение от их исполнения, дополнив статью 315 УК РФ частью второй соответствующего содержания, с одновременным внесений и дополнений в УПК РФ специальными нормами, определяющую критерии и процедуру установления ограничений лицам, отбывшим наказание, либо осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освобожденным от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

- поддержать мнение исследователей и практиков о необходимости:

а) законодательного восстановления учета судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) законодательного определения рецидивной преступности, ее четкой дифференциации с профессиональной и организованной преступностью, представляющей реальную угрозу обществу, российской государственности;

в) разработки и принятия законодательного акта, определяющего характеристики рецидивной преступности и регулирующего федеральные меры по предупреждению и борьбе с преступностью, а также вопросы борьбы с рецидивной преступностью, решаемые на уровне субъектов Федерации;

г) разработки и утверждения федеральной целевой программы, направленной на оптимизацию борьбы с преступностью в целом, и конкретно с рецидивной преступностью в частности.

В целом же необходимо принятие законодательного акта, определяющего основания и условия индивидуальной работы с лицами, нуждающимися в усиленном профилактическом воздействии со стороны правоохранительных органов, а также степень их ответственности за уклонение от соблюдения ограничений, устанавливаемых в судебном порядке, с одновременным внесением изменений в ведомственную нормативно-правовую базу, конкретизирующую организацию контроля за профилактируемыми лицами.

1 См.: Личностные особенности рецидивистов и предупреждение рецидивных преступлений. Аналитическая справка. М.: ВНИИ МВД России, 2005.

2 Уголовное право: Учебник / Под общ. ред. Н.Г. Кадникова. М.: Книжный мир, 2005. С.10.

3 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 20.

4 М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинс-кий. Большой толковый словарь иностранных слов в трех томах. Т. 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 53.

5 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская акаде-

мия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1977. С. 687.

6 Гришанин П. Ф. Ответственность преступников-рецидивистов по советскому уголовному праву. М., 1974. С. 13.

7 Гришанин П. Ф. Социально-правовые проблемы борьбы с рецидивной преступностью. М., 1982. С. 62.

8 Кобец П.Н., Власов Д.В. Предупреждение рецидивной преступности в России: Монография / Под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН С. М. Ко-чои. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С.7.

9 Кобец П.Н., Власов Д.В. Указ труд. С. 7.

10 Армашова А.В. Проблемы рецидива преступлений и ответственности за него по уголовному праву. Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006, С. 48.

11 Хорват Т. Новое в судебной практике по уголовным делам в Венгерской Народной Республике // Советское государство и право. 1968. № 2. С. 97-98.

12 См. напр.: Указ соч. / Под общ ред. А.И. Долговой. С. 474.

13 Кобец П.Н., Власов Д.В. Указ. соч. С.12-13.

14 Гальперин И.И. Об уголовной ответственности рецидивистов в свете некоторых криминологических показателей эффективности борьбы с рецидивной преступностью // В кн.: Эффективность уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. М., 1968. С. 214.

15 См.: Статистические сборники ГИЦ, ГИАЦ МВД России «Состояние преступности в России» (январь-декабрь 2002-2007 гг.; январь-апрель 2008 г.); состояние преступности в Центральном федеральном округе (январь-декабрь 2001, 2002, 2006, 2007 гг.; январь-апрель 2008 г.).

16 См., напр.: Коломытцев Н.А. Особо опасный рецидив преступлений и борьба с ним: Монография / Науч. ред. В.М. Баранов. 3-е изд., переработ. и доп. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России , 2004. С. 327.

17 Конькова Т. М.: ДООП МВД России, 2006.

18 Кобец П.Н., Власов Д.В. Указ. соч. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.