Научная статья на тему 'Ретроспективный взгляд на развитие законодательного регулирования патентного права в Российской империи'

Ретроспективный взгляд на развитие законодательного регулирования патентного права в Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
956
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пряников Николай Сергеевич

В статье рассматривается развитие законодательства об изобретениях, как элемента института интеллектуальной собственности в России до революционных событий 1917 года. Статья посвящена вопросу, который не потерял своей актуальности и в настоящее время. Автор обращается к источникам российского права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is examined development of the legislation on inventions, as element of institute of intellectual property in Russia to revolutionary events of 1917. This article is devoted to a question, which is still actual nowadays. The author uses a sources of the law of Russian in XVIII — XIX century. This article will be interesting for law historians, lawyers, lecturers and students.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный взгляд на развитие законодательного регулирования патентного права в Российской империи»

Пряников Н.С. Ретроспективный взгляд на развитие законодательного регулирования патентного права в Российской империи

Н.С. Пряников

Пряников Николай Сергеевич — аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

E-mail: kolyanser@mail.ru

Ретроспективный взгляд на развитие законодательного регулирования патентного права в Российской империи

В статье рассматривается развитие законодательства об изобретениях, как элемента института интеллектуальной собственности в России до революционных событий 1917 года. Статья посвящена вопросу, который не потерял своей актуальности и в настоящее время. Автор обращается к источникам российского права XIX — XX веков. Статья представляет интерес для историков права, юристов, преподавателей и студентов.

Как известно, до XIX века как такового регулирования авторского или патентного права фактически не было, были только предпосылки к появлению первых нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

Переход от привилегии к патенту и патентному праву в России происходил через трансформацию экономических явлений в соответствующие институты гражданского права, что было обусловлено рыночной природой предпринимательской деятельности. Можно говорить, что в России, как и в остальном мире, до всеобщей охраны результатов интеллектуальной деятельности существовал институт привилегий.

В первой половине XIX века в России в условиях зарождения капитализма сложились объективные условия для формирования патентного права как важнейшего условия функционирования правовых отношений в сфере частнопредпринимательской деятельности. Зарождение патентного права было тесно связано с наличием привилегий на торговлю, добычу и переработку сырья, строительные работы, ремесла и на мануфактуру. Со второй половины XVIII века наблюдаются попытки разграничить привилегии материального и интеллектуального содержания, найти правила, которые охраняли бы интересы изобретателей1.

В 1810 году иностранцы Герен и Елглунд обратились с прошением на Высочайшее имя о даровании им привилегии на «вновь изобретенный способ винокурения»2. Высочайшим рескриптом на имя министра финансов, последовавшим 3 июля 1811 года, пожаловано было Герену и Елглунду исключительное право пользоваться означенным способом винокурения вплоть до 1 мая 1820 г., причем документ содержал поручение Комитету министров указать условия пользования означенной привилегией. Данное обращение послужило поводом для поручения Александром I М.М. Сперанскому при-

This article is examined development of the legislation on inventions, as element of institute of intellectual property in Russia to revolutionary events of 1917. This article is devoted to a question, which is still actual nowadays. The author uses a sources of the law of Russian in XVIII — XIX century. This article will be interesting for law historians, lawyers, lecturers and students.

готовить по данному делу специальную докладную записку. М.М. Сперанский на четырех небольших страничках составил записку, в которой изложил весь вопрос. К записке был приложен проект статей, для урегулирования данного вопроса, который за некоторыми незначительными редакционными изменениями был принят Государственным советом, утвержден Александром I и опубликован в виде Манифеста от 17 июня 1812 года3. Таким образом, основой Манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» стал проект М.М. Сперанского.

Манифест состоял из шести разделов. В разделе I говорилось о сущности привилегий на изобретения и открытия; в разделе II рассматривался порядок выдачи привилегии; в разделе III определялась форма привилегий; в разделе IV устанавливались сроки действия привилегий; в разделе V указывались основания для прекращения привилегии; в разделе VI устанавливался порядок судебного разбирательства4.

Таким образом, законодательное регулирование интеллектуальной собственности началось с указанного Манифеста, который являлся документом патентного права. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что не только права автора нуждались в регламентации, но и права изобретателя, поскольку технические новинки, различные модели имели важное значения для развития экономики государства. Давая свою оценку данному закону, В.Д. Катков сказал, что «это был первый закон, введший систему предварительного исследования изобретения, то есть систему, к которой по видимому, тяготеет теперь законодательство других стран»5. Можно сделать вывод, что закон о привилегиях был передовым для своего времени. К сожалению, российское законодательство о привилегиях было не богатым. Да и литературы по данному вопросу, в отличие от авторского права, написано в разы меньше6.

4 августа 1814 года Министр внутренних дел вошел в Государственный совет с представлением о необходимости перейти к системе официальной публикации. Составленное в этом смысле мнение Государственного совета было утверждено 19 октября 1814 года7. Каждая привилегия должна доводиться до всеобщего сведения публикацией в соответствующих журналах, а также в публичных ведомостях8. Причем независимо от публикации каждый желающий мог ознакомиться с реестром новых изобретений, на которые выдавались привилегии в соответствующем департаменте9.

Если не считать только что указанного Закона 19 октября 1814 года и Закона 11 сентября 1812 года о порядке уплаты пошлин, то можно сказать, что после издания Манифеста в области русского патентного права происходит затишье вплоть до начала 30-х годов XIX века.

Уже в конце двадцатых годов стала серьезно сознаваться неудовлетворительность и недостаточная полнота большинства постановлений Манифеста 1812 года. Но только 29 сентября 1830 года было поручено министру финансов, особо состоявшемуся мнением Государственного совета, составить проект нового и всех удовлетворяющего закона о привилегиях. По мнению Государственного совета, Закон 1812 года допускал слишком «много облегчений к получению права на исключительные привилегии» и потому более не соответствовал состоянию русской промышленности, не нуждавшейся в прежних особенных способах поощрения.

Основная мысль этого проекта, одобренного Советом в заседании 4 июня 1830 года, выражена в следующих словах объяснительной записки. Не отрицая пользы привилегий вообще, «Совет не может, однако, не признать, что поелику всякая привилегия есть некоторый род монополии, то и нужно соответствующими постановлениями отвратить вредные следствия оной, дабы извлечь из самой сей монополии, елико возможно, большую выгоду для общества и сохранить полную свободу изобретательным умам». С целью развития этой мысли совет и вводит целый ряд (частью новых) постановлений: 1) привилегии выдаются на возможно более краткие сроки, 2) пошлины за них взимаются высокие, 3) привилегии не могут быть переуступаемы компаниям на акциях, 4) вводится обязательное эксплуатирование привилегий, 5) вводится предварительное рассмотрение изобретений, 6) не имеют привилегий «основные начала или действия без применения их к какому-либо искусственному предмету», 7) привилегии не выдаются, если на одно и то же изобретение они будут испрашиваться разными лицами, «так как это доказывает известность предмета», и т. д. 10

В конце 1830 года проект был внесен в Государственный совет, но был возвращен министру финансов для дополнения его некоторыми мелкими постановлениями. В январе 1833 года проект был внесен окончательно, а затем и утвержден 22 ноября 1833 года11. Значительные изменения

претерпел раздел «О судебном разбирательстве». Рассмотрение споров стало осуществляться не советом Министерства внутренних дел12, а Мануфактурным советом, его отделениями в Москве, в мануфактурных комитетах, а где таковые отсутствовали — в коммерческих или уездных судах по месту нарушения привилегии13. При поступлении жалобы Мануфактурный совет направлял двух и более своих членов и такое же количество специалистов для проведения следствия при участии владельца привилегии и чиновника местной полиции. В то время как коммерческие и уездные суды направляли одного члена суда и трех специалистов14.

Анализ Положения о привилегиях 1833 года показывает, что законодательство Российской империи еще на один шаг приблизилось к оформлению патентного права, внеся существенные изменения в порядок их выдачи. Учитывая, что технический разрыв между Россией и европейскими странами в середине XIX столетия был очевиден15, законодательная реформа могла сократить отставание.

Закон 1833 года продолжал действовать вплоть до 1 июля 1896 года во всех своих деталях, кроме делопроизводственного момента невнесения в Государственный совет. Указом Государственного Совета от 30 марта 1870 года «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения»16 окончательно был признан совершившийся в правовых воззрениях переход от привилегии-милости к патенту-праву.

Указу 1870 года приписывают значение простого делопроизводственного закона, поскольку до 1870 года выдавал привилегии Государственный совет, а с 1870 года привилегии выдаются «упрощенным порядком», «за подписанием одного министра финансов». В 1870 году в России было произведено более коренное изменение системы патентного права, чем в 1812, 1833 годах или даже в 1896 году. В силу Закона 30 марта 1870 года выдача привилегий из свободной законодательной функции превращается в связанную подзаконную деятельность административного органа. Привилегия превратилась в документ, констатировавший наличие предусмотренных законом прав у лиц, создающих техническое новшество, а выдача привилегий перестала соотноситься с оказанием высокой милости и была признана правом изобретателя.

Была упрощена система выдачи привилегий. Если ранее дела по привилегиям на изобретения должны были поступать в Совет министра и потом в Государственный совет, то теперь Мануфактурный Совет, проверив необходимые документы, отказывал в выдаче патента либо передавал представление в Министерство финансов о выдаче привилегии. К компетенции Мануфактурного совета относилось рассмотрение дел об изобретениях, а также иные вопросы17. Это сделалось возможным только тогда, когда было признано, что изобретатель, находящийся в определенных условиях, имеет право на патент, что патент является только документом, констатирующим наличность этих условий. А такое

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 22

105

Пряников Н.С. Ретроспективный взгляд на развитие законодательного регулирования патентного права в Российской империи

Пряников Н.С. Ретроспективный взгляд на развитие законодательного регулирования патентного права в Российской империи

констатирование может быть произведено всяким органом подчиненного управления. Для указанного изменения необходимо было только отрешиться от взгляда, что выдача патента сопряжена с оказанием особого благодеяния, принадлежащего к числу функций верховной власти.

С 1880 года на устарелый закон 1830 года начинает сыпаться целый ряд нареканий и жалоб. Период 1870—1896 годов есть период чрезвычайного обременения Мануфактурного совета делами о привилегиях. Число прошений все росло, а число членов совета все уменьшалось. Не мудрено, что период 1870—1896 годов скоро становится периодом спешной, полумеханической работы: совет физически не имел возможности добросовестно рассматривать все дела. При таких условиях и его журналы — единственный источник для истории патентного права — в это время становятся бледными, неиндивидуальными. Разбираемый период есть период полного застоя в развитии административной практики.

В период 1870—1896 годов происходят выработки Положения 20 мая 1896 года, которое действовало до 1917 года.

За период времени с 1812 года по 1833 год было выдано лишь 72 привилегии. 23 ноября 1840 года было издано мнение Государственного совета о порядке выдачи привилегий по части сельского хозяйства. Однако доля данных привилегий была очень незначительна в общем потоке выдаваемых привилегий. Как пишет В.Д. Катков, до 1884 года число выданных привилегий, относящихся к сельскому хозяйству, не достигало 140. В то время как обычных привилегий (по части фабричной, заводской и ремесленной промышленности) с 1833 по 1870 год было выдано 121418. В частности, за 1842 год из 28 выданных Правительством привилегий нет ни одной относящейхся к сельскому хозяйству19. А после принятия Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования 20 мая 1896 года «число выдаваемых ежегодно привилегий превысило цифру 1500»20. Можно сделать вывод, что с изданием нового нормативного акта, регулирующего выдачу привилегий, количество выдаваемых привилегий заметно увеличивается. Примечателен тот факт, что привилегии разделялись по территориальному принципу: выданные и действующие в России и в Царстве Польском21. Несмотря на свою автономию, некоторые законодательные акты, регулирующие права на результаты интеллектуальной деятельности, действовали в Царстве Польском. С целью развития промышленности 16 февраля 1864 года Александром II был принят Указ «О применении к Царству Польскому существующих в Империи постановлений относительно выдачи привилегии на открытия, изобретения и усовершенствования»22.

Положение от 20 мая 1896 года «О привилегиях на изобретения и усовершенствования»23 в статье 1 говорит просто «об изобретениях и усовершенствованиях», не давая определения ни тому, ни другому понятию. В этом отношении составители

нашего Положения последовали примеру немцев, которые также предпочли «предоставить практике и науке» выработку точного определения.

Быстро надвигающая темпы индустриализация, подстегнутая возникшим после отмены крепостного права рынком рабочей силы, внесла коррективы в национальное законодательство, что отразилось в тематике привилегий. Промышленное развитие стран объективно обусловило тенденции развития патентного права в России, явилось причиной его совершенствования. Параллельно с потребностью пересмотра действующего законодательства возникает и потребность в профессиональных специалистах в различных отраслях промышленности24.

Закон 1896 года предусматривает процедуру предварительного рассмотрения, введение которой объясняется желанием законодателя ограничить число выдаваемых привилегий.

Принятое в конце XIX века законодательство по патентному праву так будет действовать до 1917 года, но с изменениями.

Важное изменение в области патентного права было сделано во время Первой мировой войны. Было Высочайше утверждено Положение 21 февраля 1915 года,25 согласно которому привилегии не выдавались подданным воюющих с Россией держав (Австро-Венгрия, Германия, Турция) и не принимались от указанных лиц заявления о выдаче привилегии. Производство по принятым привилегиям указанных лиц прекращается. Привилегии на изобретения и усовершенствования, принадлежащие подданным воюющих с Россией держав и имеющих значение для государственной обороны, поступают в собственность государства без вознаграждения. Закон 21 февраля 1915 года стоит исключительно на точке зрения подданства. Следовательно, совсем неважно место проживания (Россия или зарубежное государство). Данное положение сузило круг субъектов, имеющих право на получение привилегии, и данное изменение продолжало действовать вплоть до отмены царского законодательства в 1917 году.

Таким образом, как и в случае с авторским правом, законодательное регулирование изобретений начинается только в XIX веке. С развитием промышленности возник и развивался институт правовой охраны изобретений. Справедливо отмечает В.О. Калятин, что «развитие законодательства об исключительных правах шло вслед за развитием технического прогресса»26. Примечательно, что в России законодательное закрепление института интеллектуальной собственности, составными частями которого является авторское и патентное право, началось именно с издания акта по патентному праву.

Примечания

1. См.: Афанасьева В.И. Привилегия как источник исключительного права в процессе становления и развития патентного права России X—XIX вв. (историко-правовое исследование): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.

трибуни молодого ученого

2. ПСЗ РИ. Т. XXXI. Ст. 24705.

3. ПСЗ РИ. Т. XXXI. Ст. 25143.

4. См.: Афанасьева В.И. Манифест 1812 года — первый российский закон об охране авторских прав // История государства и права. 2007. № 6.

5. Катков В.Д. О привилегиях (патентах) на промышленные изобретения. Xарьков, 1902. С. 22.

6. См.: Поворинский А.Ф. Систематический указатель русской литературы по гражданскому праву, 1758— 1908 гг. / науч. ред. О.Ю. Шилохвост. 3-е изд., переработ. и доп. М., 2001.

7. Мнение Государственного Совета «Об обнародовании выдаваемых на разные изобретения привилегий» от 26 января 1814 г. // ПСЗ РИ. Т. XXXII. Ст. 25527.

8. РГИА. Ф. 18. Департамент мануфактур и внутренней торговли. Оп. 8. Д. 19. Л. 39—40.

9. РГИА. Ф. 18. Департамент мануфактур и внутренней торговли. Оп. 1. № 1, 2, 6, 12, 14.

10. См.: Пиленко А.А. Право изобретателя. СПб., 1902. Т. 1. С. 160—163.

11. Высочайше утвержденное Положение о привилегиях от 22 ноября 1830 г. // ПСЗ РИ. Т. VIII. Отд. 1. Ст. 6588.

12. РГИА. Ф. 17. Главное правление мануфактур МВД с 1726 по 1811 гг. Оп. 1. Д. 19. Л. 1, 2; Д. 22. Д. 1-15, 17—20, 23—35, 36—46, 50—66, 68—72, 74—82, 83—85, 87—98; Д. 25. Л. 1—7.

13. РГИА. Ф. 18. Департамент мануфактур и внутренней торговли. Оп. 8. Д. 63. Л. 13, 19—110, 111—121, 123, 125—136; Д. 19. Л. 13а—13б, 30—31, 33—34.

14. РГИА. Ф. 18. Департамент мануфактур и внутренней торговли. Оп. 2. Д. 708. Л. 1—6, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 23—45, 48—63.

15. ГАРФ. Ф. 109. Оп. 4. Д. 112. Л. 1—3; Оп. 8. Д. 75. Л. 3—8; Оп. 10, Д. 149. Л. 1—2, 4—9; Оп. 18. Д. 88. Л. 1—3, 6—9.

16. ПСЗ РИ. Т. XIV. Отд. 1. № 48202.

17. РГИА. Ф. 1165. Оп. 1, д. 124, л. 2—7, 13—19, 23—30.

18. См.: Катков В.Д. Указ. соч. С. 23.

19. См.: Петров А. Памятная книжка Российской промышленности на 1843 год. М., 1 843. С. 71 —76.

20. См.: Катков В.Д. Указ. соч. С. 23.

21. См.: Постановление Совета Управления Царства по Указу Его Величества Николая I // Дневник законов. Варшава, 1853. Т. 47. С. 370—375.

22. Собрание Узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 1867. Первое полугодие. СПб., 1 867. С. 160—161.

23. ПСЗ РИ. Т. XVI. Отд. 1. № 12965.

24. РГИА. Ф. 1153. Департамент промышленности и торговли. Оп. 1ю. Д. 110. Л. 1—5; Д. 116. Л. 15, 18, 20—23; Д. 126. Л. 65. Д. 172. Л. 111—115, 118—122.

25. См.: Пиленко А.А. Привилегии на изобретения. Петроград, 1916. С. 88—89.

26. КалятинВ.О. Круглый стол «Интеллектуальная собственность: правовое регулирование, проблемы и перспективы» // Законодательство. 2001. № 3. С. 11.

H.A. Радачинская

Радачинская Надежда Анатольевна — адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской

академии МВД России

E-mail: radik1@mail.ru

Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (уголовно-правовой анализ)

В статье раскрывается уголовно-правовая характеристика фальсификации доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности. Автором учитываются последние изменения уголовного законодательства в данной сфере.

The article reveals the criminal legal description of tampering with evidence and the results of an investigative activity. The author takes into account recent changes in the criminal law in this area.

Для отечественного уголовного законодательства фальсификацию доказательств можно считать новым составом преступления. Впервые о фальсификации доказательств как общественно-опасном деянии говорится в УК РСФСР 1960 года. Несмотря на это фальсификация1 доказательств представляет повышенную общественную опасность, поскольку последствием совершения данного преступления может выступать как осуждение невиновного,

так и освобождение от уголовной ответственности виновного в совершении того либо иного преступления лица. Учитывая данное обстоятельство, вполне объяснимо решение законодателя о совершенствовании статьи 303 УК РФ, который Федеральным законом от29 ноября 2012 года № 207-ФЗ расширяет сферу действия данной нормы частью четвертой следующего содержания: «Фальсификация результатов оперативно- разыскной деятельно-

Bестник Нижегородской академии MBД России, 2013, № 22

101

Радачинская Н.А. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (уголовно-правовой анализ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.