Научная статья на тему 'Ресурсные возможности оживления грузоперевозок в арктической зоне Российской Федерации'

Ресурсные возможности оживления грузоперевозок в арктической зоне Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Попов В. В.

В настоящее время природно-ресурсный потенциал российской Арктики используется недостаточно по разным причинам. Автором сделана попытка выделить ряд «пилотных» проектов, осуществление которых будет способствовать оживлению перевозок (прежде всего морских) в российском секторе Арктики. В работе для анализа Арктическая зона Российской Федерации была поделена на 4 сектора: Северо-Европейский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Стратегическим направлением для Северо-Европейского сектора является разработка Штокмановского и Приразломного месторождений. Перспективы оживления перевозок для Западно-Сибирского сектора связаны, прежде всего, с освоением прибрежных и шельфовых месторождений газа (Бованенковское и Харасавэйское), а также осуществлением проекта «Ямал-СПГ». Возможности для Восточно-Сибирского сектора рассматриваются через призму планов развития ОАО ГМК «Норильский Никель» и проектов по освоению Ванкорского блока нефтяных месторождений. Перспективы развития грузоперевозок для Дальневосточного сектора связаны с разработкой золоторудных месторождений северной Якутии (Кючус), месторождения Томтор, месторождений олова и сурьмы, а также с возобновлением работы промышленных узлов Чукотского автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсные возможности оживления грузоперевозок в арктической зоне Российской Федерации»

РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОЖИВЛЕНИЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © Попов В.В.*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Москва

В настоящее время природно-ресурсный потенциал российской Арктики используется недостаточно по разным причинам. Автором сделана попытка выделить ряд «пилотных» проектов, осуществление которых будет способствовать оживлению перевозок (прежде всего морских) в российском секторе Арктики.

В работе для анализа Арктическая зона Российской Федерации была поделена на 4 сектора: Северо-Европейский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Стратегическим направлением для Северо-Европейского сектора является разработка Штокмановского и Приразломного месторождений.

Перспективы оживления перевозок для Западно-Сибирского сектора связаны, прежде всего, с освоением прибрежных и шельфовых месторождений газа (Бованенковское и Харасавэйское), а также осуществлением проекта «Ямал-СПГ».

Возможности для Восточно-Сибирского сектора рассматриваются через призму планов развития ОАО ГМК «Норильский Никель» и проектов по освоению Ванкорского блока нефтяных месторождений.

Перспективы развития грузоперевозок для Дальневосточного сектора связаны с разработкой золоторудных месторождений северной Якутии (Кючус), месторождения Томтор, месторождений олова и сурьмы, а также с возобновлением работы промышленных узлов Чукотского автономного округа.

Одним из направлений комплексного развития арктической зоны и восстановления Северного морского пути является освоение природно-ресурсного потенциала Арктики. Это в первую очередь разработка шельфовых запасов углеводородов, введение в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых, расположенных в прибрежных территориях, освоение ресурсов океанического дна.

Для удобства рассмотрения инвестиционных проектов, а также наиболее перспективных направлений развития АЗРФ поделена на четыре сектора: Северо-Европейский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

* Студент кафедры Экономической и социальной географии России.

1. Северо-Европейский сектор

Среди наиболее перспективных проектов, способных привести к значительному оживлению перевозок по трассе Северного морского пути являются: разработка Штокмановского, Приразломного месторождений, дальнейшая разработка месторождения алмазов имени Ломоносова.

Штокмановское газоконденсатное месторождение.

Данное месторождение было открыто в 1988 году. Расположено примерно в 550 километрах к северо-востоку от Мурманска. В результате осуществления первой фазы проекта ежегодно планируется добывать до 23,7 млрд. м3 газа, второй фазы - 47,4 млрд. м3. После осуществления заключительной третьей фазы мощность добычи выйдет на проектные 71,1 млрд. м3, что сопоставимо с годовой добычей Норвегии. Доставлять газ к Единой системе газоснабжения России предполагается по проектируемому газопроводу Мурманск - Волхов, пропускной способностью до 50 млрд. м3 в зависимости от объемов добычи на Штокмановском месторождении.

Осуществлением первой фазы проекта занимается Shtokman Development AG («Газпром» - 51 % акций, Total - 25 %, Statoil - 24 %). Вторую и третью фазы проекта реализует ООО «Газпром добыча шельф». На данный момент принятие окончательного инвестиционного решения по первой фазе проекта отложено из-за неопределенной ситуации на мировом рынке газа.

Значение проекта:

1. Стратегический проект для дальнейшей разработки арктического шельфа. С началом разработки Штокмановского месторождения станет возможным освоение других месторождений российского сектора Арктики, где запасы углеводородов, по оценкам экспертов, достигают 200 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте.

2. Диверсификация экспортной продукции и экспортных маршрутов.

Так часть добываемого газа пойдет по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы, часть на танкерах-газовозах от проектируемого завода СПГ в Териберке до потребителей в Европе и Северной Америке.

3. Укрепление энергетической безопасности. Разведанные запасы природного газа Штокмановского месторождения составляют 3,9 трлн. м3, газового конденсата - 56 млн т. Такой громадный объем составляет 1,3 годового потребления газа мировой экономикой и позволит обеспечить стабильность добычи сырья для экспорта.

4. Получение опыта и технологий по строительству крупных газодобывающих морских платформ.

В число береговых объектов будут входить: установка предварительной подготовки газа, отгружаемого в магистральный трубопровод, завод СПГ производительностью 7,5 млн. т/год, морской порт для отгрузки кон-

денсата и СПГ, вспомогательные объекты (жилой поселок, вспомогательные и буксировочные суда, электростанция) [9].

Приразломное нефтяное месторождение.

Данное месторождение было открыто в 1989 году и располагается на шельфе Печорского моря в 1200 км от Мурманска и в 60 км от пос. Варан-дей. Извлекаемые запасы нефти составляют 72 млн.т., проектный уровень добычи - около 6,6 млн.т в год. Освоением месторождения занимается ООО «Газпром нефть шельф».

Данный проект оказывает существенное воздействие на социально-экономическое развитие соседних регионов. Так на строительстве ледостойкой платформы занято до 1500 человек, на ней одновременно будут находиться 200 человек обслуживающего персонала [2]. Также для нормального функционирования системы обеспечения платформы и транспортировки добытой нефти необходимы челночные танкеры (дедвейт до 70 тыс. т), многофункциональные ледоколы-снабженцы. Их создание поведет за собой увеличение заказов деталей на судостроительных предприятиях Мурманской и Архангельской областей.

В рамках освоения месторождения осуществляется создание береговой инфраструктуры, морской ледостойкой стационарной платформы, специализированная система снабжения и вывоза нефти. В состав береговой инфраструктуры войдут административно-бытовой комплекс, база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске, перевалочная база на Варандее (гостиница на 180 мест, мини-электростанция, котельная).

Таким образом, проект освоения Приразломного месторождения предполагает меньшую занятость, меньшую масштабность, чем Штокмановский проект, однако он чрезвычайно важен для вовлечения окружающих его территорий в хозяйственную жизнь страны.

В настоящее время увеличению грузоперевозок (правда в довольно незначительных объемах) в западной части Северного морского пути может способствовать более широкое вовлечение в разработку месторождение алмазов имени Ломоносова. Здесь в поселке Светлый планируется сооружение второй очереди горно-обогатительного комбината к 2014 году. В настоящее время на ОАО «Севералмаз» работает около 750 человек, с вводом второй очереди Ломоносовского ГОКа - занятых станет в 3,5 раза больше (до 2500 человек). Это достаточно крупный работодатель Архангельской области и самое большое горнодобывающее предприятие региона. В настоящее время производительность составляет 1 млн. т руды в год. Основным импортером российского алмазного сырья являлась Бельгия (около 66 %), а на страны Европы приходилось суммарно более 70 % [6]. Таким образом, наиболее целесообразным является перевозка морским способом ввиду отсутствия на пути к потребителю транзитных государств. В последние годы наблюдается стабилизация объемов рынка алмазов, однако спрос на алмазное сырье продолжает расти.

Перспективным ареалом добычи полезных ископаемых является архипелаг Новая Земля.

Здесь расположено одно из крупнейших в России Павловское месторождение полиметаллических руд, содержащее 450 тыс. тонн цинка и порядка 2 млн. тонн свинца (категории АВС1-2), что составляет 2,3 % и 3,2 % от общероссийских запасов соответственно. Прогнозные ресурсы Павловского рудного поля категории Р2 суммарно для свинца и цинка составляют 12 млн. тонн. Известны также другие рудные поля полиметаллических руд. Преимуществом месторождений Новой Земли является достаточно высокое содержание полезных компонентов в руде (содержание свинца в рудах варьирует от 1,0 до 2,9 %, цинка - от 1,6 до 20,8 %), возможность разработки открытым способом и наличие попутных компонентов - серебра, редких и редкоземельных металлов.

Выделяется также Рогачевско-Тайнинский район залежей остродефицитного в России марганцево-рудного сырья. По прогнозным оценкам - это крупнейшая группа месторождений марганца в России. Содержание марганца в руде близко к рудам, добываемым на Украине (около 20 % в среднем).

2. Западно-Сибирский сектор

Перспективы оживления перевозок здесь связаны прежде всего с освоением Бованенковского и Харасавэйского месторождений газа, а также осуществлением проекта «Ямал-СПГ».

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение.

Одно из крупнейших месторождений газа в России (запасы - 4,9 трлн. м3). Мощность ежегодного объема добычи составит 115 млрд. м3. Возможным вариантом является увеличение добычи в долгосрочной перспективе до 140 млрд. м3. С октября 2006 года началась инвестиционная стадия проекта. Началось строительство необходимых трубопроводов протяженностью 2451 км (в том числе новый коридор Бованенково - Ухта протяженностью 1100 км). При осуществлении данных работ важную роль в подвозе необходимых материалов играл СМП. В настоящее время заканчивается строительство железнодорожной линии «Обская - Бованенково», что позволит уже к концу 2011 года материально-технические ресурсы доставлять практически полностью железнодорожным транспортом [7]. Первоначальные пусковые комплексы, ввод которых запланирован на третий квартал 2012 года, будут иметь производительность 15 млрд. м3 в год.

Харасавэйское газоконденсатное месторождение.

Запасы месторождения оцениваются в 1,9 трлн. м3 газа. В то же время недостаточно разведанные площади месторождения на шельфе Карского моря позволяют предполагать о существенно больших запасах газа. Ежегодно планируется добывать до 32 млрд. м3 газа. С освоением данного месторождения непосредственно связана реализация проекта «Ямал-СПГ».

Однако будущее проекта находится сейчас под большим вопросом. Продолжительность навигации без ледокольного сопровождения здесь около 140 дней в году. По-прежнему не определено точное место точное место расположения завода по производству сжиженного газа. НОВАТЭК планирует начать строительство в районе мыса Дровяной на северо-востоке полуострова Ямал. Безусловно, ледовые условия там гораздо более суровые, чем близ Харасавэя, что создаст дополнительные сложности для привлечения инвесторов. Так при сооружении завода на Сахалине рассматривались также несколько вариантов, однако был предпочтен вариант строительства на юге острова близ поселка Пригородное, даже несмотря на необходимость прокладки трубы длиной 800 км.

В рамках реализации проекта планируется строительство двух производственных линий мощностью 7,5-7,8 млн. т каждая. Капиталовложения на строительство такого завода по оценкам «Газпрома» составят 15,5 млрд. долл. США (1000 долларов на 1 т СПГ в год). Это достаточно крупная сумма, если учесть, что удельные затраты при реализации проекта на Сахалине в 2,5 раза ниже. Сложности есть к тому же и при переговорах с потенциальными инвесторами (Shell, Total, Qatargas), которые не готовы взять большую часть необходимых расходов и слишком большие риски. Таким образом, в условиях плохой конъюнктуры на рынке сбыта реализация проекта может быть отложена на неопределенный срок.

3. Восточно-Сибирский сектор

Перспективы активизации перевозок связаны с деятельностью ОАО «ГМК «Норильский никель», Ванкорским блоком нефтяных месторождений (до середины 2000-х годов).

Одним из крупнейших грузоотправителей на Северном морском пути является ОАО «ГМК «Норильский никель». Стратегия развития этой бизнес-группы предполагает два сценария развития предприятий Норильского промышленного района: сценарий сохранения текущих объемов производства и сценарий их сокращения.

Реализация первого сценария вероятна в случае устойчиво благоприятной конъюнктуры цен на никель и медь. Предпосылками второго сценария являются: возможность длительного периода неблагоприятной конъюнктуры, значительно более высокие издержки на металлургические переделы по сравнению с конкурентами ГМК; технологическая отсталость производства, экологические проблемы.

Сценарий сокращения производства подразумевает реализацию курса на вывод рафинирования никеля из Норильского промышленного района, модернизацию Талнахской обогатительной фабрики (ОФ) и возможное закрытие Норильской ОФ; также имеется определенная вероятность закрытия медного завода к 2020 году.

Даже самый осторожный сценарий развития Норильского промышленного узла не предполагает снижения объемов добычи и обогащения руды. Напротив, планируется увеличение мощностей Талнахской ОФ с нынешних 7,5 млн. т перерабатываемой руды до 10,5 млн. т к 2013 г. Таким образом, ожидается снижение объемов производства высоких металлургических переделов на фоне наращивания объемов обогащения руды. В этих условиях возможно не только сохранение нынешних объемов грузоперевозок по Сев-морпути (в натуральном исчислении), но даже их некоторое увеличение за счет сокращения в структуре перевозок доли конечной продукции.

При освоении Ванкорского блока месторождений рассматривались три варианта транспортировки нефти. Один из них непосредственным образом мог увеличить перевозки по Северному морскому пути. Предполагалось строительство нефтепровода протяженностью 730 км до порта Диксон, где должно было быть построено нефтехранилище на 4000 тыс. м3 [8] В дальнейшем нефть должна была транспортироваться танкерами до Мурманского порта, откуда распределяться по потребителям и способам доставки. Однако был реализован альтернативный вариант транспортировки нефти путем строительства нефтепровода «Ванкор - Пурпе», который позволил соединить месторождение с единой системой «Транснефти». Данная нефть - один из основных источников заполнения системы ВСТО. Однако в случае интенсивной разработки Юрубченско-Тохомской зоны, увеличения спроса на нефть на европейском рынке, есть вероятность возобновления проекта транспортировки нефти с Ванкора северным путем.

4. Дальневосточный сектор

Здесь перспективы развития грузоперевозок связаны с разработкой золоторудных месторождений северной Якутии (Кючус), месторождения Томтор, месторождений олова и сурьмы, а также с возобновлением работы промышленных узлов ЧАО.

Месторождение Кючус.

Запасы месторождения Кючус составляют 135 т золота, за счет проведения дополнительных геологоразведочных работ планируется увеличение запасов еще на 65 т. Согласно программе развития планируется объем добычи 9-10 т золота в год [4]. Суммарные инвестиции оцениваются в 150 млн. долл. США. Транспортировка золота будет осуществляться в летний период навигации до Нижнеянска, а оттуда через море Лаптевых по Лене до Осетрово.

В Усть-Янском улусе имеются и другие месторождения золота, однако они не конкурентоспособны в условиях сезонного завоза, отсутствия энергетических источников и малых объемов производства.

В республике Саха сосредоточены крупные месторождения олова, однако многие из них нерентабельны в связи с бедным содержанием основного металла, низким спросом на внутреннем рынке, низкой конкурентоспо-

собностью на мировом рынке олова. Интерес представляет месторождение Депутатское (32,5 % балансовых запасов Республики Саха (Якутия), однако для начала разработки требуются крупные инвестиции, более удачная ситуация на рынке олова. В настоящее время эксплуатируются только два месторождения - россыпное Тирехтях и оловорудное Чурпунньа.

Объем грузоперевозок по СМП может увеличиться при разработке Том-торского месторождения. В данном месторождении содержание ниобия 5-6 %, редкоземельных элементов - 10-12 %. Ниобий используется для производства оборудования, способного работать в условиях Крайнего Севера. Россия сейчас практически не выпускает соответствующей номенклатуры [10]. Однако руда данного месторождения поддается только химико-металлургической обработке, что делает ее производство в нынешний период времени низкорентабельным. Согласно проведенным расчетам транспортные расходы сейчас составляют всего 8 % в структуре себестоимости добычи. Численность требуемого персонала - 42 человека при мощности 10 тыс. т. Таким образом, в условиях совершенствования технологии переработки руды (ее удешевления), увеличения дефицита на мировом рынке добыча вполне реальна.

В Чукотском автономном округе Северный морской путь в позднесоветские годы обслуживал деятельность четырех промышленных узлов: Анадырского, Шмидтовского, Чаунского, Билибинского.

Стадия пионерного освоения Анадырского промузла чрезвычайно растянута по времени: небольшие запасы золота на р.Волчьей и Белой были обнаружены еще в 1906 г. Но лишь в 1964 году на базе россыпного месторождения золота в Усть-Бельских горах был создан прииск «Острожный». Пик добычи был достигнут в 1969г. (4 т). С начала 1980-х годов здесь эксплуатируется Золотогорское россыпное месторождение. Главные перспективы узла связаны с привлечением инвесторов в несколько золоторудных мелких объектов: Валунистое, Верхнеанадырское, Тамватнейское.

Начало формирования Билибинского промузла относится к середине 1950-х годов. Соседское экономико-географическое положение, сходство геологических условий облегчили здесь интродукцию опыта горнопромышленного освоения более зрелых Сусуманского, Ягоднинского, Тенькинского узлов. Пик добычи был достигнут в 1970 г. (12,5 т золота). С начала 1990-х годов здесь эксплуатируется рудное месторождение Каральвеем. Перспективы узла связаны с привлечением инвесторов в разработку Баимского меднопорфирового месторождения.

Шмидтовский промузел начал формироваться в середине 1960-х годов; были созданы прииски Полярный и Ленинградский. Пик добычи золота (11 т) был достигнут в конце 1970-х годов [3]. Главная специфическая черта узла -всегда превалирующая здесь добыча золота из погребенных россыпей подземным способом. Это обусловливало самые высокие в регионе издержки

производства. Вот почему, несмотря на имеющиеся запасы продолжение золодобычи здесь весьма проблематично.

Начало образования Чаунского промузла относится к 1936 г., когда в результате геологоразведочных работ Всесоюзного арктического института в попытках освободиться от импорта английского олова здесь было обнаружено Валькумейское оловорудное месторождение. Критическими для узла были 1958-1960 гг., когда в связи с импортом дешевого оловянного концентрата из КНР многие горные объекты были закрыты. Месторождения золота были открыты в 1949г., максимум добычи в 1965 г. (11 т). Привлечение инвесторов в разработку Пыркакайского оловорудного и Майского золоторудного месторождения, с чрезвычайно сложной высокозатратной технологией извлечения, маловероятно.

Иультинский промузел начал формироваться с 1937 г., когда геолог В.Н. Микляев открыл одноименное олововольфрамовое месторождение. В 1970-1980-е годы добыча олова составляла 1-1,5 тыс.т, вольфрама - 1,4 тыс. т, золота - 0,4-0,5 тыс. т. Привлекательность олова и вольфрама, натолкнувшихся на вялый спрос на внутреннем рынке - результат свертывания ВПК-произ-водств - была окончательно потеряна в 1990-е годы, что привело к параличу их добычи в узле. До тех пор пока не активизируется национальный спрос на эти металлы, перспективы привлечения сюда инвесторов очень маловероятны.

Отдельно стоит отметить наличие большого количества месторождений на шельфе Северного Ледовитого океана. Наиболее рентабельные месторождения находятся в западном части (в Баренцевом и Карском морях). При определенных мерах государственной поддержки возможно начало разработок месторождений на севере Баренцева моря, в Восточно-Сибирском море.

Таким образом, при наличии столь разнообразных природных ресурсов необходима организованная система вывоза и распределения, которой и сможет выступить Северный морской путь.

Однако реализация всей совокупности проектов связана с потребностями внутреннего и мирового рынков, со значительными первоначальными инвестиционными вложениями. Все это резко усложняет их реализацию (особенно совместно) и соответственно замедляет возможное увеличение грузоперевозок по Севморпути. В качестве возможного варианта возможно предложить секторальное восстановление объемов перевозок, например развитие Дальневосточного сектора с ориентацией на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Список литературы:

1. Агранат Г.А. Север: наука и перспективы инновационного развития. -Сыктывкар, 2006.

2. Материалы к Государственной программе изучения и освоения континентального шельфа РФ. - М., 2009.

3. Пилясов А.Н. Закономерности и особенности освоения Северо-Востока России. - Магадан, 1996.

4. Программа развития золотодобывающей промышленности и освоения месторождений цветных металлов в Республике Саха (Якутия) на 2007-2009 гг. - Якутск, 2006.

4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. - М., 2009.

6. www.diamanters.ru.

7. www.gazprom.ru.

8. www.rosneft.ru.

9. www.shtokman.ru.

10. www.urm.ru.

ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЭК СЗФО © Салина Т.К.*

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье раскрывается необходимость освоения минерально-сырьевой базы ресурсов северных территорий для обеспечения устойчивости развития ТЭК СЗФО.

В Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Составной частью СЗФО также являются акватории прилегающих Печорского, Баренцева и Балтийского морей. Территория округа обладает конкурентными преимуществами, связанными с богатыми природными ресурсами, сравнительно развитой транспортной инфраструктурой, имеет выгодное геополитическое положение, так как непосредственно граничит с Европейским Союзом - главным экономическим партнёром России.

Валовой региональный продукт СЗФО в 2010 г. составил 3399,74 млрд. руб. (10, 6 % в объеме ВВП страны). По размеру среднедушевого ВРП округ занимает 4-е место.

В 2009 г. в структуре ВРП округа на долю производства приходилось 33 %. В округе абсолютным лидером среди видов деятельности являются

* Старший преподаватель кафедры Экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.