Научная статья на тему 'Северо-западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития'

Северо-западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
9832
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Винокуров А.А.

В статье проведен анализ социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и его региональных составных частей: Европейского Севера, прибалтийских регионов и Калининградской области. Рассмотрены ключевые проблемы развития и размещения производительных сил, включая демографические, природно-ресурсные, а также связанные с функционированием главных отраслей промышленной, аграрной и транспортной специализации. Определены основные перспективы реализации в округе крупных инвестиционных проектов федерального и регионального значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северо-западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

А.А. ВИНОКУРОВ, кандидат экономических наук, доцент Финансовая академия при Правительстве России

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на Европейском Севере (Республики Карелия и Коми, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Ненецкий автономный округ), а также компактно в прибалтийской части России (Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области) и на положении анклава — Калининградская обл. Округ занимает площадь, равную почти 10 % территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживают 11,2 млн чел., или 9,5 % от численности населения страны.

Экономико-географическое положение СЗФО обладает рядом достоинств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву и Белому — обеспечивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Природные ресурсы СЗФО отличаются крупнейшими в европейской части России запасами леса, поверхностных вод и морских рыбных богатств, а минерально-сырьевая составляющая ресурсов включает стратегические запасы углеводородов на побережье и шельфе Северного Ледовитого океана, печорских углей, а также руд черных и цветных металлов, алмазов — в регионах Европейского Севера.

Приоритеты прибалтийских регионов СЗФО основываются на интенсивном развитии транспортных комплексов — морских портов и выходящих к ним сухопутных коммуникаций, а также комплексов обрабатывающих производств с высокой долей высокотехнологичных предприятий.

Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза — Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически разви-

тыми Центральным и Уральским федеральными округами, с которыми осуществляется растущий и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчайших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг.

Высокую оценку заслуживают уникальные биосферные и рекреационные ресурсы СЗФО, наличие здесь выдающихся памятников мирового и российского культурного наследия.

К недостаткам экономико-географического положения следует отнести суровые климатические условия северных регионов, снижающие комфортность проживания и трудовой деятельности местного населения и значительно удорожающие технико-экономические показатели всех отраслей хозяйства.

Северо-Западный федеральный округ в настоящее время не отличается благоприятной экологической обстановкой, поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод в Российской Федерации и порядка 11 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Население СЗФО, на 01.01.2006 составлявшее 11,2 млн чел., отличается высокой долей городских жителей — свыше 82 % (табл. 1). Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная — в Мурманской обл.) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса.

Плотность населения на территории СЗФО отличается неравномерностью. В прибалтийских регионах, включая Калининградскую обл., проживает 2/3 всех жителей, из которых свыше половины — в Санкт-Петербурге.

На другом полюсе — Ненецкий автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. чел. при плотности 0,3 чел. на км2.

Естественный прирост населения на уровне 2005 г. был кризисным (около 8,4 чел. на 1 000 жителей). Наиболее критических величин естест-

Таблица 1

Территория и численность населения СЗФО на 01.01.2006

Округ, регионы Территория (тыс. км2) Численность населения (тыс. чел.)

Все население Доля городского населения в общей его численности, % Число жителей на 1 км2

СЗФО в целом 1 677,9 11 195 82,1 6,7

Республика Карелия 1 72,4 527 74,1 3,1

Республика Коми 415,9 745 74,2 1,8

Архангельская обл. 587,4 942 74,4 1,6

В том числе Ненецкий АО 176,7 27 59,2 0,15

Вологодская обл. 145,7 842 68,4 5,8

Мурманская обл. 144,9 468 91,9 3,2

Санкт-Петербург 85,9* 4 581 100,0 66,0*

Ленинградская обл. 1 090 66,0

Новгородская обл. 55,3 468 70,7 8,5

Псковская обл. 55,3 487 66,5 8,8

Калининградская обл. 15,1 723 78,0 47,9

Примечание: 'Суммарные данные для Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.

венная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях, соответственно, — 15,7 и — 13,2 чел. на 1 тыс. жителей, что свидетельствовало о сохранении в этих регионах социально-экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции, в первую очередь в обрабатывающие производства, безработица и недоразвитость социальной структуры.

Депопуляция, то есть сокращение населения — серьезнейшая демографическая и социально-экономическая проблема СЗФО, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного производства, так и регулируемого притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федеральной демографической политики на период до 2025 г). И если естественный рост народонаселения в СЗФО пока не восстановлен, то внешний приток мигрантов уже положительный (2005 г.): +3,3 тыс. чел. по балансу обмена с другими округами и +8,6 тыс. чел. по международному балансу со странами СНГ и дальним зарубежьем.

Природно-ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значительный, распределен по его территории неравномерно, за исключением почти повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, составляющими почти половину всех ресурсов европейской территории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресурсами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях, и особенно в Ненецком автономном округе.

Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Европейского Севера и представлены: крупнейшими (до 40 %) разведанными запасами

топливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупными запасами руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых: алмазов, апатитов, слюды, плавикового шпата, строительных материалов и др. Выделяют две зоны концентрации полезных ископаемых.

В Карело-Мурманской зоне сконцентрированы запасы железных руд, титано- и алюминийсодержа-щих, медно-никелевых, а также руд редких металлов, нерудных ископаемых и строительных материалов. К этой же зоне прилегает Баренцевоморская акватория и нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена предварительная разведка крупнейших запасов природного газа и газового конденсата на базе Штокмановского месторождения (около 4 трлн м3), расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.

Балансовые запасы железной руды (Ковдор-ского и Оленегорского месторождений в Мурманской обл. и Костомукшского — в Республике Карелия) составляют около 5 % общероссийских, однако доля добычи руды здесь приближается к одной пятой добычи в стране.

Месторождения медно-никелевых руд на Кольском полуострове (Мурманская обл., пос. Печенга) в значительной мере выработаны и для обеспечения работы предприятий РАО «Норильский никель», расположенных в Мурманской обл. (комбинаты «Печенганикель» в п. г. т. Никель и «Североникель» в г. Мончегорск), осуществляется завоз рудных концентратов с месторождений в районе г. Норильска Красноярского края.

Добыча горно-химического сырья — алюми-нийсодержащих апатитов и нефелинов, представ-

ленных комплексными апатито-нефелиновыми рудами Кольского полуострова, ведется в Мурманской обл. — г. Кировск. Запасы апатитов — ценнейшего сырья для производства фосфатных удобрений здесь превышают 2/3 общероссийских, что обусловливает почти 100 %-ную концентрацию их разработки именно в данном регионе.

Нефелины и производимый из них концентрат пока имеют ограниченное значение (исключительно для Пикалевского глиноземного и Волховского алюминиевого заводов в Ленинградской обл.), так как не выдерживают конкуренции с более качественными и дешевыми отечественными и импортными бокситами.

В Двино-Печорской зоне на северо-востоке округа находится Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция (на севере Республики Коми и в Ненецком автономном округе), имеющая продолжение на шельфе Печорского моря (разведано гигантское При-разломное месторождение нефти у юго-западного побережья Новой Земли). Здесь же — на северо-востоке Республики Коми—расположен Печорский угольный бассейн, где шахтным способом добывается около 5 % энергетических и коксующихся углей в РФ. В различных частях этой же республики и в Архангельской обл. имеются месторождения бокситов, марганцевых, титановых, хромовых руд, золота и алмазов.

Бокситовые руды добывают на Тимане (Северо-запад Республики Коми) на базе Средне-Тиман-ского бокситового рудника, где также планируется сооружение Ухтинского глиноземного завода, а также предприятия по выплавке алюминия. Другой район добычи бокситов — Северо-Онежский рудник, расположенный на западе Архангельской обл., поставляет сырье для нужд глиноземного производства в г. Пикалево (Ленинградская обл.). Отсюда глинозем поставляют на местный Волховский алюминиевый завод.

На базе Парногского месторождения марганцевых руд в Республике Коми налажены их добыча и обогащение, пока в незначительном объеме. Тем не менее проблему добычи марганцевых руд следует выделить особо, поскольку в России почти отсутствуют другие разрабатываемые месторождения марганца, а потребность в нем очень велика, в частности на Череповецком металлургическом комбинате в Вологодской обл.

Добыча титановых руд ведется шахтным способом на комплексном Ярегском нефтетитановом месторождении в Республике Коми, где попутно с титановым сырьем осуществляется разработка запасов тяжелой нефти.

Начало промышленной добычи алмазов положено в Архангельской обл., где начата промышленная разработка месторождения им. М. В. Ломоносова, расположенного на побережье Белого моря севернее г. Архангельска.

Прибалтийская часть СЗФО (в пределах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей относительно бедна полезными ископаемыми, за исключением широко распространенных залежей торфа и строительного камня. На западе Ленинградской обл. расположены эксплуатируемые запасы горючих сланцев и фосфоритов. В Новгородской обл. ведется добыча огнеупорной глины — в районе г. Боровичи. К числу перспективных относятся запасы марганцевых руд (конкреций), разведанные на дне Финского залива.

Самая западная анклавная Калининградская обл. также небогата минеральными ресурсами, за исключением крупнейших в мире запасов янтаря. Из других полезных ископаемых можно выделить запасы бурого угля (не разрабатываются) и небольшие ресурсы нефти и газа на суше и шельфе Балтийского моря.

Достигнутый уровень социально-экономического развития СЗФО выражается в показателях его доли в общероссийских показателях, среди которых выделяются показатели доли обрабатывающих производств — 12,1 % (в том числе доля Санкт-Петербурга — 4,2 %), строительства — около 13 % и инвестиций в основной капитал — 13,2 % (в том числе доля Санкт-Петербурга — 4,4 %).

Доля СЗФО в объеме отгруженной продукции добывающих отраслей в РФ пока не соответствует растущим возможностям использования природ-но-ресурсного потенциала и составляет 6,1 %, в основном за счет Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где наиболее активно осваиваются минерально-сырьевые, в первую очередь топливные, ресурсы Тимано-Печорского комплекса. Следует выделить высокую долю СЗФО в импорте продукции, более чем в 2 раза превышающую объем экспорта (табл. 2).

Ведущие отраслевые комплексы. Произведенный в округе валовой региональный продукт, составлявший к 2005 г. порядка одной десятой части всего продукта Российской Федерации, распределялся с небольшим перевесом в пользу отраслей товарного производства, среди которых наиболее высокую долю имело промышленное производство — более 1/3, при минимальной доле сельского хозяйства — 2,5 %.

Таблица 2

Доля Северо-Западного федерального округа в общероссийских социально-экономических показателях

Показатель Доля

Территория 9,9

Численность населения 9,5

Валовой региональный продукт 10,3

Основные фонды 10,0

Объем отгруженных товаров собственного производства:

добыча полезных ископаемых 6,1

обрабатывающие производства 12,1

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 11,3

Продукция сельского хозяйства 5,9

Строительство 12,9

Инвестиции в основной капитал 13,2

Экспорт 8,6

Импорт 20,2

Таблица 3 Отраслевая структура валового регионального продукта

Отрасли Доля, %

Отрасли, производящие товары 48,1

Из них:

промышленность 36,2

сельское хозяйство 2,5

строительство 8,7

Отрасли, производящие услуги 46,8

Из них:

транспорт 9,2

связь 2,5

торговля и коммерческая деятельность 13,7

В территориальном разрезе промышленное производство преобладало в Вологодской обл. (около 56 % объема валовой продукции) и в Ненецком автономном округе (около 70 %). Наибольшая доля сельскохозяйственного производства была характерна для Псковской обл. — около 12 %.

Промышленный комплекс Северо-Запада в последние годы отличался более высокими темпами роста добывающих производств относительно обрабатывающих, в основном за счет освоения минерально-сырьевой, в том числе топливной, базы Европейского Севера, тогда как для прибалтийских регионов более характерным был рост обрабатывающей промышленности.

Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европейского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная металлургия (около 34 % объемов производства), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 17 %) и топливная промышленность (15 %).

Местный металлургический комплекс выделяется в стране производством проката и выплавкой стали — около 1/5 производства в России.

Черная металлургия представлена тремя горнообогатительными железорудными предприятиями: Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской обл. и Костомукшским ГОК в Карелии, а также металлургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Череповце Вологодской обл. и передельным сталеплавильным и метизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии.

В 2005 г. АО «Северсталь» произвело около 7 млн т стали и около 11 млн т готового проката. Примерно 1/4 часть продукции была отправлена на экспорт, в основном в США и страны Западной Европы. Однако экспорт черных металлов сдерживается антидемпинговой политикой стран-импортеров, что препятствует росту объемов производства.

Цветная металлургия представлена добычей бокситов и нефелинов. Выплавка алюминия осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская обл.) и Надвоицы (Карелия). Медь, никель и кобальт выплавляют на комбинатах «Северо-никель» и «Печенганикель» в Мурманской обл., получающих сырье как с местных месторождений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярского края, откуда медно-никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским путем.

Лесопромышленный комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины — целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Котлас (Архангельская обл.), Сокол (Вологодская обл.), Сыктывкар (Республика Коми), Кондопога, Сегежа, Питкяранта (Республика Карелия).

В настоящее время комплекс находится в стадии технического перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что позволит сократить все еще сохраняющийся и не выгодный для страны вывоз круглого леса. В лесные производства приходят реальные отечественные и зарубежные прямые инвестиции из Скандинавских стран, Финляндии и США, которые должны обеспечить рост эффективности лесного комплекса уже в ближайшие годы.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает на Европейском Севере добычу угля, нефти и природного газа, переработку и транс-

портировку нефти и газа, а также производство электроэнергии.

Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн т, или менее 70 % производственных возможностей находящихся здесь шахт. Добываемые угли — на 2/3 коксующиеся. Последние направляются на Череповецкий металлургический комбинат — 70 %, а также на предприятия Урала. Продолжается реструктуризация шахт, направленная на повышение экономической эффективности сохраняющихся производственных мощностей, при одновременном решении социальных проблем.

Нефтегазовый комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн т нефти и 4 млрд м3 природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Отмечается постепенный сдвиг нефтегазодобычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода на шельф уже в ближайшие годы.

Ведущие позиции в промышленном развитии прибалтийских регионов СЗФО (за исключением Калининградской обл.) сохраняли машиностроительный комплекс, пищевая промышленность, а также электроэнергетика и производство лесо-продукции.

Машиностроительный комплекс выделялся в развитии энергетического и транспортного машиностроения, а также наукоемких отраслей точного машиностроения — почти все предприятия в составе ВПК.

Большинство крупных машиностроительных предприятий сконцентрировано в Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. Отечественное судостроение представлено здесь Адмиралтейским, Канонерским и Выборгским заводами, а также входящими в судостроительные активы «Объединенной промышленной корпорации», Балтийским заводом, ЦКБ «Айсберг» и Северной верфью. В настоящее время на этих предприятиях выпускают атомные ледоколы, современные танкеры и сухогрузы, рыболовные, исследовательские, а также военные суда.

Местные предприятия энергетического машиностроения — АО «Электросила» и «Ижорские заводы» (Колпино) выпускают паровые и гидравлические турбины, дизели, крупные электромашины. Кировский завод производит мощные тракторы, ПО «Светлана» — продукцию электроники.

Комплексы быстро развивающейся пищевой промышленности представлены предприятиями, производящими мясо-молочные изделия, рыбные

консервы, пивоваренную (компания «Балтика»), хлебобулочную и кондитерскую продукцию.

Электроэнергетическое производство представлено в прибалтийских регионах тепловыми, атомными и гидравлическими электростанциями. наибольшее значение имеют Ленинградская АЭС (намечается увеличение ее мощностей), а также новая Северо-Западная ТЭЦ, отличающаяся применением современных ресурсо- и природосберегающих технологий. Работа действующих Волховской, Свирских и других ГЭС, а также строящейся гидроаккумулирующей станции в Ленинградской обл. должна обеспечивать пиковые нагрузки в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия лесохимического комплекса—круп-нейшие Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской обл. — производят бумагу, картон и целлюлозу. налажено также товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели. Значительная часть древесного сырья завозится из районов Европейского Севера.

Ведущие комплексы промышленного производства в Калининградской обл. — машиностроение (более трети объема производства продукции), пищевая (рыбная) промышленность — около 1/3 продукции, топливно-энергетический (10 %) и лесообрабатывающие комплексы (7,5 %).

Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности), дорожном и подъемно-транспортном машиностроении, а также сборке легковых автомобилей ряда зарубежных фирм. Главные центры машиностроения — Калининград и Гусев. В комплексе осуществляется частичная конверсия оборонных предприятий с переводом их мощностей на производство медицинской аппаратуры, яхт, оборудования для фермерских хозяйств.

Рыбная промышленность — одна из главных в области — развивается на базе рыболовства в Балтийском и Северном морях. Возможно возобновление экспедиционного вылова рыбы и морепродуктов в Атлантике. В г. Калининграде функционирует крупный рыболовецкий порт. Переработка рыбы ведется на рыбоконсервных комбинатах в городах Калининград, Светлый и Мамонов. Рыбный комплекс нуждается в обновлении морально и физически устаревшего рыболовецкого флота, реконструкции рыбоперерабатывающих предприятий.

Целлюлозно-бумажная промышленность области работает на привозном (из других регионов СЗФО)

сырье — комбинаты в городах Советске, Немане и Калининграде и экспортирует часть продукции.

Развитие топливно-энергетического комплекса региона обусловлено узостью собственной энергетической базы. Современная добыча нефти в области — 1,25 млн т и природного газа — свыше 100 млн м3 явно ниже местных потребностей и может быть увеличена в перспективе на шельфе Балтийского моря. Для смягчения зависимости от внешних поставок электроэнергии (до 80 %) в области построена современная новая ТЭЦ.

Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфраструктуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской обл.

Наиболее высокая плотность железных и автомобильных дорог в Калининградской обл. — соответственно около 40 км и 300 км на 1 000 км2 территории. Недостатком местных дорог общего пользования является их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.

Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (более 5 млн т к настоящему времени), в условиях перераспределения российских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и налаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.

Плотность автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-Запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и составляет, соответственно, 150 км и 26 км на 1 000 км2 территории.

Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще больше после завершения строительства скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки.

Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строительства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт-Петербурга, так и в сторону Финляндии, а также Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского пути).

Роль Санкт-Петербургского морского порта возросла после распада СССР и сужения российского выхода к Балтике. Однако его мощности не могут быть существенно расширены и не рассчитаны на все виды грузов. Поэтому в последние годы было осуществлено строительство экспортного нефтяного терминала в г. Приморске, мощности

которого постепенно достигли нынешних 75 млн т сырой нефти в год и могут быть увеличены.

На северном побережье Финского залива в это же время был построен нефтепродуктовый терминал в бухте Батарейная, куда выведен трубопровод, транспортирующий продукцию нефтеперерабатывающих заводов Приволжского федерального округа. Еще один новый порт — универсальный, включающий экспортный угольный терминал, был введен в эксплуатацию на южном побережье залива.

Не теряет своего значения речной транспорт, выгодно использующий возможности трансъевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских водных путей, открывающихся через Беломоро-Балтийское и Волго-Балтийское воднотранспортные соединения, так и через систему зарубежных водных соединений. Все эти водные пути, связывающие Черное, Балтийское и Каспийское моря, формируют основу международного транспортного коридора Север — Юг.

Транспортный комплекс Европейского Севера можно считать развитым относительно других северных территорий страны. Однако по плотности автомобильных и железных дорог он в пять раз уступает прибалтийским регионам СЗФО.

Важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали этой части СЗФО имеют в основном меридиональное направление и связывают Мурманск и Петрозаводск с Санкт-Петербургом и Москвой, Архангельск с Вологдой и далее с Москвой. Широтные связи были сформированы Печорской железной дорогой, выходящей на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах Полярного Урала и низовий Оби. Другое широтное железнодорожное соединение уже несколько десятилетий связывает Архангельскую обл. с Республикой Карелия, откуда — из района г. Костомукши была недавно проложена новая ветка в соседнюю Финляндию. Прямая железнодорожная связь Архангельской обл. с Республикой Коми и регионами Среднего Урала будет установлена после завершения строительства магистрали «Бел-комур», конечными пунктами которой должны стать Архангельск и Пермь.

Решение транспортных задач регионов, занимающих на севере приморское положение, в первую очередь Мурманской и Архангельской областей, связано с развитием и реконструкцией портового хозяйства в Мурманске и Архангельске и восстановлением интенсивного судоходства по Северному морскому пути. Последний пред-

ставляет особую важность как для обеспечения вновь растущего Северного завоза грузов в районы Крайнего Севера с обратным вывозом продукции добывающих отраслей, так и для перспективных международных перевозок между странами Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целом транспортная система СЗФО обеспечивает его наиболее тесные, в том числе приграничные, связи с соседними округами — Центральным, Приволжским и Уральским, а также соседними странами Балтии, Польшей, Финляндией и Норвегией. При этом северные регионы СЗФО, с преобладающим развитием добывающих отраслей промышленности, доминируют в вывозе сырьевых грузов — леса, угля, металлических руд и других, тогда как прибалтийские регионы и Калининградская обл. характеризуются зависимостью от завоза сырья, но формируют основную массу грузов производственно-технического назначения.

Сельское хозяйство СЗФО производит менее 6 % продукции аграрного комплекса страны, 2/3 которой приходятся на Ленинградскую, Вологодскую и Калининградскую области, где природно-климатические и экономические условия сельскохозяйственного производства благоприятны относительно северных регионов.

В северных регионах СЗФО доминирует животноводство. Наиболее интенсивное молочно-мясное направление развито в Вологодской и на юге Архангельской обл. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 20 % поголовья оленей в РФ).

В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт-Петербурга, картофелем, овощами и мясомолочной продукцией.

В Калининградской обл. развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое производство (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое (производство многолетних трав и корнеплодов). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия, и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство в СЗФО развивается, главным образом, в Мурманской обл. — около 580 тыс. т уловов в Баренцевом и Белом морях, а также Калининградской обл. — около 290 тыс. т уловов в Балтийском и Северном морях. В обоих регионах

существуют серьезные проблемы, связанные с технической изношенностью рыболовных флотов, а также с организацией рыбного промысла, когда большая часть выловленной рыбы уходит за рубеж, в ущерб обеспечению внутреннего рынка.

Основные направления отраслевого и территориального развития. Развитие рыночных отношений в Северо-Западном федеральном округе сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике.

В северных регионах СЗФО стратегия развития связывается с наращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресурсов и будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки полезных ископаемых. Здесь должно существенно вырасти значение морского транспортного комплекса — базового для круглогодичной навигации в западном секторе Арктики, а также для осуществления морских перевозок по трассе Северного морского пути, включая транзитные — между странами ЕЭС и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время на территории Европейского Севера происходят серьезные структурные изменения.

Крупнейшие инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплекса на север — в сторону основных запасов углеводородов, расположенных на побережье Печорского моря, а также на шельфе этого и Баренцева морей.

Разработка гигантского, даже по мировым меркам, Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, разведанные запасы которого приближаются к 4 трлн м3, будет осуществляться уже в ближайшие годы российской компанией «Газпром» (51 % акций), при равном участии французской «Тоталь» и норвежской «Ста-тойлгидро». Природный газ с этого месторождения может быть направлен в сторону Западной Европы как через газопроводную сеть Норвегии, так и через подключение к газопроводу «Северный поток», прокладываемому по дну Балтийского моря. Газ этого месторождения может также подвергаться сжижению, что откроет для него емкий Североамериканский газовый рынок.

На очереди стоит разработка крупнейшего на шельфе Приразломного нефтяного месторождения, для обслуживания которого потребуется дальнейшее развитие ледокольного флота и сооружение уникальных буровых платформ, обеспечивающих защиту от морских льдов (вероятный изготовитель —

предприятие морского судостроения в г. Северодвинске).

На северо-востоке СЗФО продолжает формироваться Тимано-Печорский нефтегазовый комплекс на сопредельных территориях Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где увеличивается добыча нефти и газа и стабилизируется добыча углей Печорского бассейна. Новый импульс развития данный комплекс получит в связи с готовящейся реализацией проекта федерального значения «Урал промышленный — Урал полярный», поскольку последний позволит транспортировать топливо (углеводородное и коксующиеся угли) с Европейского Севера для нужд базовых промышленных комплексов на Урале — металлургического и топливно-энергетического по кратчайшему расстоянию, осуществляя также обратный завоз труб, оборудования и различной техники.

Другой строящийся транспортный коридор — железнодорожная магистраль «Белкомур» претендует на включение ее в состав международных транспортных коридоров, так как она устанавливает прямую связь с побережьем Белого моря не только для Урала, но и для стран Центральной Азии.

Сегодня этому проекту отводится одна из ключевых позиций в комплексной программе промышленного развития Архангельской обл., Республики Коми и Пермского края. Ввод магистрали в эксплуатацию обеспечит сокращение пробега грузов до 420 км и снижение стоимости межрегиональных перевозок на 65 %.

Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, намеченная на съезде работников отрасли в октябре 2007 г., предусматривает строительство новых грузообразующих железнодорожных линий — ответвлений Печорской магистрали: Сосногорск — порт Индига (свыше 600 км) и Воркута — порт Усть-Кара (свыше 200 км), перспективной функцией которых является вывод грузовых потоков на морское побережье.

Через указанные порты может быть налажен дополнительный эффективный вывоз (в том числе экспорт) лесных грузов, руд и концентратов черных и цветных металлов, металлических изделий и другой продукции, производимой на предприятиях сопредельных федеральных округов — Северо-Западного и Уральского. В обратную сторону на их территории будут завозиться необходимое оборудование и разнообразные социально значимые товары, в том числе импортируемые из других стран.

В плане международной экономической интеграции следует выделить формирование на севере

Европы транснационального Баренцева региона, объединяющего в едином экономическом пространстве регионы Европейского Севера России с северными территориями Финляндии и Норвегии. Главные задачи, решаемые международным советом по вопросам Баренцева региона, заключаются в рациональном ресурсопользовании — лесопользовании, координируемом рыболовстве и рыбоводстве, а также поддержании принципов устойчивого эколого-экономического развития северных регионов.

Важнейшая геополитическая задача, затрагивающая интересы России и других стран, расположенных в бассейне Северного Ледовитого океана, связана с незавершенным разделом участков океанического дна, находящихся за пределами шельфовой зоны, но геологически связанных с материком.

Российская Федерация, могущая претендовать на такие участки, согласно действующей международной Морской конвенции, в настоящее время осуществляет комплексные научные исследования океанического ложа с целью закрепить в национальное владение перспективные на полезные ископаемые площади, находящиеся под морскими арктическими акваториями.

Западная Баренцевоморская и частично Карская части бассейна Северного Ледовитого океана, вместе с акваториями, приближенными к Северному полюсу за периферией Земли Франца-Иосифа, сейчас и в будущем особенно важны для России в силу своей уже установленной и потенциальной нефтегазоносности морского дна, а также в качестве пространства для интенсивного развития трансокеанических коммуникаций по Северному морскому пути, при сохранении национального контроля за ним.

Здесь на обширных морских акваториях, прилегающих к прибрежным регионам СЗФО, сложились наиболее благоприятные в Арктике условия для судоходства и подводной добычи полезных ископаемых: наличие незамерзающих портов (Мурманского и других) и относительно лучшее состояние ледовитости, даже в зимнее время, что привлекательно для инвестиций. Национальный контроль за этой частью Арктики также важен для отечественного мониторинга как глобальных, так и региональных климатических и экологических изменений, коррелируемых заходящим далеко на север течением Гольфстрим и в возрастающей степени антропогенной хозяйственной деятельностью.

В прибалтийских регионах СЗФО стратегия развития связана, в первую очередь, с усилением транспортных коммуникаций с другими регионами России и зарубежными странами, что должно позволить осуществлять более эффективный товарообмен, в частности масштабный экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, а в ближайшей перспективе — также природного газа, через территорию Ленинградской обл.

Реализованный проект по прямому выводу потоков нефти к терминалам на побережье Финского залива позволяет экспортировать свыше 75 млн т сырой нефти в год для европейских потребителей. Особая важность Балтийской нефтепровод-ной системы заключается в снятии зависимости российских экспортеров от стран Балтии, ранее осуществлявших обслуживание экспорта отечественной нефти через свои порты.

Недостаток же транспортировки нефти через Финский залив состоит в низкой пропускной способности его фарватера и в потенциальной угрозе экологии как самого залива, так и мелководного практически замкнутого Балтийского моря. Поэтому следует обратить внимание на долгосрочные стратегические планы российских нефтяных компаний, связанные с планированием магистрального нефтепровода от западносибирского Сургута до глубоководного Кольского побережья в районе г. Мурманска. Такой нефтепровод позволил бы открыть новое направление экспорта нефти в страны Европы и США в объеме до 80 млн т в год, по предварительным расчетам, используя при этом крупнотоннажные танкеры, заход которых на Балтику технически невозможен.

Международный газотранспортный проект по сооружению газопровода «Северный поток» должен в ближайшее время стартовать с территории Ленинградской обл., чтобы начиная с 2010 г. подавать по дну Балтийского моря в Германию и другие страны Западной Европы первоначально до 55 млрд м3 природного газа в год, с возможностью удвоения поставок к 2012 г.

Начало реализации подводной части проекта задерживается из-за его коррекции, вызванной отказом Эстонии от прохождения трубы через ее территориальные воды, а также в связи с продолжающимся изучением его влияния на подводные захоронения трофейного немецкого химического оружия, покоящегося на дне моря в районе датского острова Борнхольм.

Несмотря на трудности реализации, данный проект сулит большие экономические выгоды как

всем странам-участникам, включая Россию, так и СЗФО. Экономия возникает в связи с исключением дополнительных издержек, которые стали бы неизбежными в случае сухопутной прокладки нового газопровода через территории транзитных стран.

Реструктуризация промышленности прибалтийских регионов СЗФО путем сдерживания ма-териалоемких и энергоемких производств в пользу наукоемких и производителей товаров народного потребления, а также продолжение частичной конверсии оборонного комплекса находятся в числе приоритетных направлений региональной стратегии развития.

В отечественном судостроении в настоящее время укрепляется лидирующее положение в отрасли Северной верфи, не ограничивающееся военным направлением. На предприятии решается важнейшая проблема создания нового специализированного флота для освоения богатого углеводородами континентального шельфа Российской Федерации. При этом Северная верфь должна пройти коренную модернизацию, намеченную в соответствии с правительственным решением о создании специализированного государственного холдинга — Объединенной судостроительной корпорации.

К 2011 г. Северная верфь планирует начать строительство первого судна для перевозки сжиженного природного газа. Всего до 2020 г. предприятие намерено построить 20 крупнотоннажных танкеров-газовозов. Нахождение Северной верфи, Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг» под единым управлением, по мнению специалистов, создает уникальную возможность формирования на базе этих предприятий объединенной верфи, которая по местоположению, близости к научным центрам инноваций и квалифицированным кадрам, а также логистике не будет иметь равных в России.

Среди заявленных и уже частично реализуемых проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. можно выделить сборочные предприятия по производству легковых автомобилей ведущих зарубежных компаний: «Форд Мотор Компани» — FORD (60 тыс. автомобилей в год, действует с 2002 г.), «Тойота Мотор Компани» — TOJOTA (2007 г., 50 тыс. шт.), Дженерал Моторс — CHEVROLET (2008 г., 25 тыс. шт.) и Ниссан - NISSAN (2009 г., 50 тыс. шт.). Важно отметить, что в условиях намечаемого роста доли отечественных комплектующих для этих заводов следует ожидать общего качественного подъема уровня машиностроения, а также других комплексно связанных с ним производств, в регионах СЗФО.

Развитие как прибалтийских, так и северных регионов СЗФО должно сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса.

В округе имеются уникальные возможности развития отечественного и международного туризма на базе выдающихся культурно-исторических памятников Санкт-Петербурга, Ленинградской обл. (дворцовые ансамбли, остров Валаам), Карелии (музей деревянного зодчества на острове Кижи), Архангельской обл. (Соловецкий монастырь) и многих других.

В Калининградской обл. выигрышные экономические факторы: наличие портового хозяйства, плотная наземная транспортная инфраструктура, выходящая на страны Балтии и Польшу, развитая производственная база в промышленности и аграрном секторе, а также развивающаяся сфера услуг и рекреации — позволяют реализовывать формат создания Особой экономической зоны, согласно Федеральному закону от 25.07.2005.

В настоящее время здесь решаются актуальные экономические проблемы, связанные с независимостью энергообеспечения, созданием эффективных транспортных коммуникаций с основной

территорией СЗФО (через паромное сообщение) и другими частями страны, техническим перевооружением ведущих производственных комплексов, а также улучшением экологии.

Область входит в число регионов, наиболее перспективных для иностранных инвестиций. Хотя реально пришедших инвестиций здесь явно недостаточно — 75 млн долл. в 2005 г., или 0,1 % в РФ. Перспективные направления отечественного и иностранного инвестирования: торговля, транспортная инфраструктура, экспортно ориентированные производства в рыбной отрасли и высокотехнологичном машиностроении, топливно-энергетический комплекс (энергетика, добыча углеводородов на шельфе Балтийского моря), реконструкция лесного комплекса и янтарной промышленности.

Намечаемые к реализации инвестиционные проекты: реконструкция целлюлозно-бумажного производства, техническое перевооружение портового хозяйства и судоремонтных предприятий, развитие базы океанического рыболовного флота в г. Пионерский и Янтарной фабрики в г. Светлогорск. Эффективные проекты связаны также с организацией фермерских хозяйств в агрокомплексе, развитием рекреации и гостиничного бизнеса.

Не успели оформить

подписку на 2008 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 Е-таМ: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.