Научная статья на тему 'Религиозная пропаганда террористической организации "игил"'

Религиозная пропаганда террористической организации "игил" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
771
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГИЛ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / ИСКАЖЕНИЕ ИСЛАМА / ПРОСВЕЩЕННЫЙ ИСЛАМ / КОРАН / ИСЛАМСКИЕ УЧЕНЫЕ / СМИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исламов Ш.

В статье анализируется деятельность ИГИЛ (запрещенной в РФ), рассматриваются методы борьбы с данной террористической организацией и противостояния попыткам искажения ислама. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная пропаганда террористической организации "игил"»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Исламов Ш.,

соискатель

(Ташкентский Исламский университет) РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ИГИЛ»

Аннотация. В статье анализируется деятельность ИГИЛ (запрещенной в РФ), рассматриваются методы борьбы с данной террористической организацией и противостояния попыткам искажения ислама.

Ключевые слова: ИГИЛ, религиозная пропаганда, искажение ислама, просвещенный ислам, Коран, исламские ученые, СМИ, политические технологии.

Суть происходящих событий на Ближнем Востоке, а также современная общественно-политическая и религиозная ситуация в Сирии и Ираке, которые были свидетелями славной истории мусульманского мира, находятся в центре внимания мирового сообщества.

В ходе этих событий каждый специалист может наглядно увидеть применяющиеся в реальности политические технологии, которые раньше не наблюдались и существовали только в теории.

Стремительное распространение террористической организации, представляющей себя как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), несомненно, является результатом глубоко продуманной пропаганды в средствах массовой информации, особенно в сети Интернет. Сегодня широкая общественность, в частности крупные исламские ученые мира, ведут борьбу с негативным влиянием и продолжающимися ужасными последствиями, вызванными этой террористической организацией.

На сегодняшний день специалистами тщательно и с большим интересом изучается идеологическая пропаганда ИГИЛ, в частности использование Корана, Сунны, фетв улемов и их влияние на сознание людей. Исследователи утверждают, что использование источников ислама в идеологической пропаганде играет центральную роль в деятельности ИГИЛ и других террористических организаций, действующих в регионе1.

Сторонники идеи джихада для оправдания своих преступных действий неправильно толкуют аяты Корана, носящие общий смысл. Особенно лидеры ИГИЛ в своих устных заявлениях и письменных пропагандистских материалах часто ссылаются на аяты Корана. Например, бывший пресс-секретарь ИГИЛ Абу Му-хаммад Аднани в своем выступлении в мае 2014 г. 24 раза ссылался на аяты из Корана.

Лидеры ИГИЛ используют отвлекающие методы в своих выступлениях. Они не используют тафсиры (комментарии) Корана, скрывают истинные интерпретации аятов и, приводя доказательства из разных источников, стараются убедить в правдивости своих идей. Идеологи террористов Ближнего Востока считают, что использование тафсиров, толкований известных, общепризнанных ученых является бидъятом и что такие действия противоречат тау-хиду (единобожию).

Специалисты центра Картера (США), проанализировав 256 религиозно-пропагандистских видеоматериалов, опубликованных в период с июля 2014 по июль 2015 г., обнаружили, что в них искажены смыслы 151 Мединского и 78 Мекканских аятов2. 46% этих продуктов являются пропагандой «джихада», 17 - социальных услуг, предоставляемых террористической организацией, 10 -информацией об установленных правилах на незаконно захваченных территориях, а 10% составляет пропаганда, дискредитирующая мусульман мира. Искажение смысла аятов Корана в пропаганде в средствах массовой информации террористической организации ИГИЛ заключается в подтверждении и удерживании господства над захваченными территориями и над местным населением.

ИГИЛ в своей религиозной пропаганде почти всегда сравнивает себя с мусульманской общиной времен Пророка Мухаммада (с. а. в.) и этим пытается духовно и морально подбадривать своих последователей. В частности, в одном из обращений говорится: «Первые мусульмане были унижены и преследовались, как вы. Они были вынуждены покинуть свою родину, так же, как и вы.

Они создали идеальное общество, как и мы» - этим пытаясь представить себя в образе начальной мусульманской общины3.

ИГИЛ, используя религиозные тексты как пропагандистские материалы путем искажения священных источников ислама, в первую очередь, пытается создать религиозные основы для создания халифата. Во-вторых, террористическая организация старается этим оправдать свои военные действия. Несмотря на то что для оправдания своих идей приводятся примеры из религиозных текстов, главной целью ИГИЛ является достижение власти путем физического уничтожения и духовной дискредитации политических соперников.

Еще одна причина использования религиозных источников в медиапропаганде ИГИЛ заключается в убеждении оправдать преступные действия иностранцев, которые служат в рядах террористической организации, предупреждении среди них недовольства и подозрений.

Среди часто используемых терминов в религиозно-пропагандистских материалах ИГИЛ имеются такие, как «кяфир», «мур-тад», «джихад», «шахид», «дарул ислам», «дарул харб», «хижрат»4. Террористическая организация искажает термины, чтобы подорвать веру мусульман всего мира, а также чтобы доказать что истинные мусульмане только те, кто поддерживает ИГИЛ.

Примечательно, что идеологические лидеры террористических организаций при обосновании таких идей, как «джихад», «шахид», «дар ул куфр», через хадисы не приводят их обоснований и не разделяют их на степени5.

По мнению специалистов, основную часть лиц, которая присоединяются к рядам ИГИЛ, составляет молодежь, не имеющая религиозных знаний и неправильно понимающая идею джихада6. Исследователь Эндрю Лебович (Andrew Lebovich), основываясь на информации о 3 тыс. участвующих в военных действиях боевиках, отмечает их низкую религиозную грамотность и поверхностное понимание исламского учения7.

Согласно исследованиям, ИГИЛ в своей пропаганде уделяет большое внимание освещению следующих тем8.

1. Пропаганда военных успехов террористической организации. Описываются военные победы над соперником, присоединение новых территорий в состав ИГИЛ и деятельность лагерей, занимающихся подготовкой боевиков.

2. Управление и контроль за исполнением установленных правил. Раскрывается, что организация склонна к государственному

управлению и успешно выполняет эту задачу. Также регулирование организацией правовых отношений среди населения в незаконно захваченных землях и наказания, которыми караются нарушители правил. Стоит отметить, что в данном виде ИГИЛ старается заявить о себе как об организации, которая гарантирует права мусульман.

3. Пропаганда, которая служит интересам ИГИЛ. Террористическая организация искажает ислам ради собственных интересов и стремится доказать всем, что ИГИЛ является единственным представителем «истинного» ислама. Организация путем псевдорелигиозного образования распространяет свою идеологию среди широких слоев населения.

4. Широкое распространение ложных взглядов о халифате. Распространяются новости о том, что единственной властью мусульман является халифат. В них обращается внимание на установленный в незаконно захваченных территориях порядок, повседневную жизнь людей, удобный климат и неповторимую природу региона с целью положительного влияния на людей, которые могут пополнить ряды ИГИЛ.

5. Ущерб, который причинили враги ислама мусульманам. Попытки дискредитировать мировое сообщество и укрепить к нему враждебность. Также популяризируется такая ложная идея, что основной целью врагов ИГИЛ является борьба против ислама.

По единогласному мнению многих экспертов, общепризнанные религиозные лидеры являются единственной силой, которая может помочь отказаться от неправильного решения людям, попавшим под влияние пропаганды ИГИЛ, но еще не вступившим в ряды организации9.

Мусульманские ученые, улемы и лидеры имеют большой потенциал для разоблачения идей, которые противоречат основам чистой веры, а также могут показать истинное лицо террористических организаций. От них требуется особое усердие и ответственность при идеологической пропаганде против терроризма, так как общеизвестно, что молодое поколение обращает особое внимание на их мнение, при формировании взглядов основывается на мнении улемов10.

Следует отметить, что по всему миру систематически объявляются фетвы, заявления крупных исламских ученых которые осуждают такие террористическое организации, как ИГИЛ. Однако, как замечает Худа Ибади, часто эти заявления не доходят до

молодых людей, которые с большой вероятностью могут попасть под влияние вредоносных идей.

Эксперты утверждают, так как медиапропаганда ИГИЛ организована продуманно и эффективно, то необходимо, чтобы пропаганда, направленная на ограждение людей от влияния таких обманчивых идей, также должна была бы быть привлекательной и заслуживающей доверия. Если такая пропаганда будет ограничиваться только отрицанием информации, исходящей от ИГИЛ, то она не принесет положительных результатов.

При пропаганде против псевдоидей ИГИЛ необходимо обратить внимание на следующее:

1. Важно не раскрывать «успехи» ИГИЛ. Считается нецелесообразным описывать во всем цвете деятельность террористической организации и переоценивать ее потенциал для отдаления от ИГИЛ людей.

2. Особенно эффективно доводить истории тех людей, которые перенесли унижения и страдания в рядах террористической организации, а также их призывы не поддаваться ложным призывам таких организаций.

3. Важным является доведение до людей информации о том, что ИГИЛ для оправдания своих преступных деяний искажает истинные идеи ислама. Распространение призывов признанных и крупных ученых исламского мира в сети Интернет и других средствах массовой информации среди аудитории, которая склонна к фанатизму и может примкнуть к рядам ИГИЛ, принесет особо положительный эффект.

4. Необходимо разъяснять людям, которые могут попасть под влияние организации, что религиозные речи, выступления террористов абсолютно не соответствуют их практическим действиям, а также широкой общественности, что лицемерие, физическое насилие и превращение людей в рабов и другие совершаемые ими действия противоречат всем общечеловеческим ценностям.

5. Важно обоснованно доказывать то, что эта террористическая организация, заявляющая себя защитником суннитского вероучения, на самом деле только сеет семена раздора, разногласия и ненависти среди мусульман. Необходимо понять, что отнесение шиитов к врагам, разделение мусульман на классы, пролитие крови, считая их неверующими, только вредит мусульманам.

6. Все страницы в социальных сетях, имеющие отношение с ИГИЛ, должны быть безоговорочно закрыты. Некоторые СМИ, ссылаясь на свободу слова, оставляют некоторые страницы откры-

тыми, последствием чего является попадание людей под влияние террористических организаций11.

7. На интернет-сайтах и в социальных сетях, медиаплатфор-мах, особенно тех, в которых активны пропагандисты ИГИЛ, необходимо широко распространять идеи просвещенного ислама, которые призывают к миру и согласию, а также поощрять участие в них улемов и исламоведов. Это в свою очередь снизит влияние псевдоидей.

Мы считаем, что научно-обоснованная и глубоко продуманная пропаганда против ИГИЛ послужит разоблачению его идей и поможет понять разницу между истинным и искаженным исламом, сеющим смуты и раздоры.

1 El-Badawy E., Comerford M., Welby P. Inside the jihadi mind. Understanding ideology and propaganda. The Centre on Religion and Geopolitics. P. 49.

2 Religious Appeals in Daesh's Recruitment Propaganda. The Carter Center. September 2016. - https://www.cartercenter.org/resources/pdfs/peace/conflict_ resolution/countering-isis/religious-appeals-in-daesh-recruitment-propaganda-091316.pdf

3 Там же.

4 Там же.

5 El-Badawy E., Comerford M., Welby P. Inside the jihadi mind. Understanding ideology and propaganda. The Centre on Religion and Geopolitics. P. 52.

6 Countering Daesh Recruitment Propaganda Experts Workshop. The Carter Center. March 2016. - https://www.cartercenter.org/resources/pdfs/peace/conflict_ resolution/countering-isis/countering-daesh-march-meeting-report.pdf

7 Andrew Lebovich. How 'religious' are ISIS fighters? The relationship between religious literacy and religious motivation. Brookings Institution. Project on U.S. Relations with the Islamic World. April 2016.

8 Aaron Zelin. Picture Or It Didn't Happen: A Snapshot of the Islamic State's Official Media Output. Perspectives on Terrorism Vol 9, No 4. 2015.

9 Countering Daesh Recruitment Propaganda Experts Workshop. The Carter Center. March 2016. - https://www.cartercenter.org/resources/pdfs/peace/conflict_ resolution/countering-isis/countering-daesh-march-meeting-report.pdf

10 Houda Abadi. ISIS Media Strategies: The Role of our Community Leaders. -https://www.cartercenter.org/resources/pdfs/peace/conflict_resolution/syria-conflict/ ISIS-media-strategies-role-of-muslim-religious-leaders-2015.pdf

11 Stern J., Berger J. A 6-Point Plan to Defeat ISIS in the Propaganda War. March 30, 2015. - http://time.com/3751659/a-6-point-plan-to-defeat-isis-in-the-propaganda-war/

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.