Научная статья на тему 'Региональный уровень общественной институционализации в РФ на примере Торгово-промышленной палаты Нижегородской области'

Региональный уровень общественной институционализации в РФ на примере Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
303
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / НИЖЕГОРОДСКИЙ РЕГИОН / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ / SOCIAL INSTITUTIONALIZATION / NIZHNI NOVGOROD REGION / NIZHNI NOVGOROD REGIONAL CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Золин Сергей Владимирович, Голубин Роман Викторович, Казаков Михаил Анатольевич

Анализируется феномен, принципиальные характеристики, организационные модели и современное состояние явления общественной институционализации. Особый акцент делается на региональном уровне функционирования палат в Российской Федерации, выделяются ключевые особенности Торгово-промышленной палаты Нижегородской области и ее значение для комплексного социально-политического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FUNCTIONING LEVEL OF SOCIAL INSTITUTIONALIZATION IN RUSSIA: CASE STUDY OF THE NIZHNI NOVGOROD CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY

The phenomenon of social institutionalization, its conceptual features, organizational models and contemporary status are analyzed. Particular attention is paid to the regional functioning level of the institute of Chambers in the Russian Federation. The authors focus their analysis on the Nizhni Novgorod regional Chamber of Commerce and Industry, its key peculiarities and the significance of the Chamber for the regions comprehensive political and social development.

Текст научной работы на тему «Региональный уровень общественной институционализации в РФ на примере Торгово-промышленной палаты Нижегородской области»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (1), с. 283-287

УДК 323.2

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ В РФ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2010 г. С.В. Золин, Р.В. Голубин, М.А. Казаков

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского golubin-roman@mail.ru

Поступила в редакцию 04.06.2010

Анализируется феномен, принципиальные характеристики, организационные модели и современное состояние явления общественной институционализации. Особый акцент делается на региональном уровне функционирования палат в Российской Федерации, выделяются ключевые особенности Торгово-промышленной палаты Нижегородской области и ее значение для комплексного социальнополитического развития региона.

Ключевые слова: общественная институционализация, Нижегородский регион, Торгово-промышленная палата Нижегородской области.

За последние десятилетия в России произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Современный трансформационный процесс в российском обществе - это прежде всего процесс изменения институциональной структуры. Появились новые социальные слои и группы, новые социальные институты, другие институциональные образования и значительно трансформировались старые.

Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Некоммерческие организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественнополитические институты, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам [1]. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Некоммерческие организации обладают следующими пятью основными характеристиками:

а) имеют юридический статус;

б) являются частными и независимыми от государства организациями;

в) не перераспределяют доходы между участниками предприятия;

г) самоуправляются;

д) привлекают к своей деятельности добровольцев [2].

Правовая природа любых общественных организаций (включая союзы предпринимателей) одинакова. Характер способов организации некоммерческих организаций также во многом одинаков: добровольное участие граждан в развитии, поддержке и защите своих интересов. Вместе с тем каждая из них наделяется особым статусом, отражающим специфику деятельности.

В Нижегородском регионе активно действуют некоммерческие и общественные организации различного профиля и специализации, многие из которых образовались в течение последнего десятилетия. Например, Нижегородская региональная общественная организация Негосударственный гуманитарный центр «Мир человека», которая зарегистрирована 22 июля 2004 года, акцентирует внимание на формировании позитивного восприятия жизни, способствующего выстраиванию гармоничных отношений в семье и в обществе; развитии коммуникативных навыков; пробуждении в человеке творческого начала. Межрегиональная общественная организация инвалидов «Социальная реабилитация» с 1996 года активно работает по проблемам защиты прав и законных интересов инвалидов. Региональная общественная организация «Нижегородский женский союз» занимается вопросами оказания под-

держки и развития предпринимательства и промышленности в регионе, помощи женщинам-руководителям, пропагандирует необходимость гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества.

В регионе сложилась обширная база некоммерческих и общественных организаций, большинство из которых действуют на основании устава, сосредоточивающих свое внимание на политических, культурных, экономических вопросах. Однако, с нашей точки зрения, выше обозначенные примеры общественной институционализации концентрируют свое внимание на относительно узких вопросах, в то время как наиболее полный спектр проблем общественнополитического и экономического развития региона охватывает такой институт, как Торговопромышленная палата Нижегородской области.

Палаты как явление отличаются от других некоммерческих организаций по своей миссии, функциям, организационно-правовым моделям и другим признакам.

Организация палат во многом зависит от традиций и законов каждой страны, правовой и политической систем, но существуют и общие признаки, которые отличают их от других некоммерческих объединений:

1) палаты являются многоотраслевыми (многосекторными) организациями;

2) палаты строятся по территориальному принципу;

3) палаты в своей деятельности не преследуют политических целей;

4) во многих странах палаты выполняют некоторые делегированные государством функции;

5) палаты, как правило, построены в иерархическом порядке, параллельно вертикали власти.

Таким образом, палаты - это, как правило, негосударственные некоммерческие организации, построенные на членстве вступивших в них организаций и/или частных лиц, созданные с целью содействия развитию региона и страны в целом, защиты интересов своих членов и организации внутрикорпоративного взаимодействия [3].

По масштабам деятельности, продолжительности существования, наличию всемирной иерархии, авторитету и возможности влияния на мировую экономику палатам нет равных среди других ассоциаций и союзов. И в этом смысле можно говорить о феномене института палат в мире.

К феноменальным признакам палат следует отнести:

1) долгожительство;

2) многосекторность;

3) обширную географию деятельности;

4) статус официального партнера власти;

5) быстрый рост числа палат в мире;

6) массовость охвата;

7) уникальную организационно-правовую

систему;

8) всемирную иерархию палат [4].

Уникальность международной системы палат

заключается в том, что она вмещает в себя разнополярные организационно-правовые модели. Первоначально существовали две полярные модели палат: англосаксонская и государственная. В ХХ веке появились новые организационноправовые модели, в которых сохранились лучшие качества старых моделей. Сегодня палаты дифференцированы по пяти организационноправовым моделям (государственная, англосаксонская, континентальная, азиатская и евразийская) [5].

Государственная (французская) модель палат - родоначальница всего института палат в мире - была создана в 1599 году, получив окончательное юридическое закрепление в 1802 году при Наполеоне Бонапарте. Модель предполагает деятельность палат под управлением государственных органов власти. Такая модель палат сохранилась в Италии, Египте, некоторых странах бывшего социалистического лагеря.

Англосаксонская модель была создана в XVIII веке в островной Англии и на территории Северной Америки. Такая модель предполагает полную независимость от органов власти, добровольность членства и самоорганизацию. Модель получила широкое распространение в Англии, США, бывших колониальных странах Великобритании.

Континентальная модель палат родилась в Германии и была создана на базе французской государственной модели и традиций Ганзейского союза. Модель предполагает обязательное членство предпринимателей, наличие делегированных государственных функций. От государственной модели ее отличает независимость от государства в выборе руководящих органов палат и самостоятельность в принятии решений. Получила распространение в странах континентальной Европы, в бывших колониях Франции, Испании и Португалии, в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

Азиатская модель впервые была создана в Японии в 1953 году и предполагает смешанное членство - обязательное и добровольное. В остальном модель соответствует континентальной. Получила распространение в Азии.

Евразийская модель в разных формах создавалась в Канаде, Финляндии, некоторых странах Латинской Америки. Признаки евразийской мо-

дели: наличие специального законодательства и добровольное членство всех хозяйствующих субъектов. С развалом социалистического лагеря такая форма палат получила распространение во многих странах Восточной Европы, на Евразийском континенте.

Уникальной особенностью организационноправовой системы палат в мире является то, что они имеют структуру организации, совпадающую с соответствующей вертикальной структурой организации органов власти. В каждой стране можно обнаружить местные, региональные и национальные палаты. По-разному могут быть выстроены взаимоотношения между палатами различного уровня, но важно то, что палате каждого уровня удается обеспечить взаимодействие с соответствующим уровнем власти. Одной из наиболее эффективно функционирующих территориальных палат является Торгово-промышленная палата Нижегородской области. Ее история началась в 1984 году с создания Горьковского бюро экспертиз [6].

Торгово-промышленная палата Нижегородской области с момента основания и по сегодняшний день функционирует на основании и в рамках Закона о торгово-промышленных палатах РФ, принятого Государственной думой в июле 1993 года, и Устава ТПП НО.

В соответствии с Уставом, ТПП Нижегородской области создана в целях содействия развитию социально-экономической политики Нижегородской области, ее интегрированию как части российской экономики в мировую хозяйственную систему [7].

При изучении Устава ТПП Нижегородской области нами была выделена классификация выполняемых функций:

1. Нормативно-правовые:

1.1. Организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством.

1.2. Содействует развитию малого и среднего бизнеса в Нижегородской области.

1.3. Организует работу в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов.

1.4. Проводит изучение и анализ предпринимательской деятельности, применения действующих в данной области нормативных актов и вносит предложения по их совершенствованию.

1.5. Для разрешения экономических споров создает при ТПП Нижегородской области третейский суд, а также иные специализированные ор-

ганы, содействующие разрешению предпринимательских споров, утверждает положения и регламенты по разрешению экономических споров

1.6. Осуществляет нормативно-правовую, научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по основным проблемам развития региона.

2. Экспертно-оценочные:

2.1. Удостоверяет в соответствии с международной практикой и порядком, установленным ТПП России, сертификаты происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

2.2. Проводит экспертизу, контроль качества, количества и комплектности товаров.

2.3. Оказывает содействие в проведении независимой оценки различных видов собственности.

3. Организация внешнеэкономических связей и ВЭД:

3.1. Содействует привлечению инвестиций в экономику Нижегородской области и развитию внешнеэкономических связей региона.

3.2. Содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывает практическую помощь российским организациям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торговоэкономического и научно-технического сотрудничества.

3.3. Устанавливает и развивает связи с иностранными деловыми и общественными кругами, а также с объединяющими или представляющими их организациями; участвует в работе различных международных организаций, входит в состав и участвует в деятельности смешанных торговых палат и совместных деловых советов.

3.4. Оказывает российским и зарубежным фирмам, организациям, предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные и консультационные услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, изучения рынков, осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций.

3.5. Является организатором и содействует проведению российских и международных выставок.

Являясь важным общественным и бизнес-институтом, ТПП НО предоставляет значительный выбор услуг для бизнес-сообщества и населения Нижегородского региона:

1. Экспертиза и сертификация происхождения

товаров.

2. Оценочная деятельность и регистрация интеллектуальной собственности.

3. Услуги по развитию внешнеэкономических

и региональных связей.

4. Юридическое консультирование, содействие в решении споров через третейский суд.

5. Бухгалтерские и аудиторские услуги.

Таким образом, ТПП НО образует инфраструктуру обслуживания предпринимательства на региональном уровне и играет важную роль в сфере социально-экономического развития региона.

Активная позиция ТПП НО по привлечению нижегородских предприятий (организаций) -членов Палаты к участию в различных мероприятиях, связанных с развитием внешнеполитических и региональных связей, способствует налаживанию прямых контактов между заинтересованными сторонами, расширяет сферы взаимодействия с потенциальными партнерами и позволяет привлекать в регион зарубежные компании и инвестиции [8].

В качестве примеров, доказывающих реальную роль Торгово-промышленной палаты в расширении внешних связей Нижегородского региона, нами рассмотрен в хронологическом порядке за период 2007-2009 гг. ряд миссий, организованных за рубеж:

1. Официальная миссия Приволжского федерального округа в Королевство Нидерланды в мае 2007 года. Основная цель миссии - расширение внешнеполитического взаимодействия, интеграция в европейские инновационнотехнологические сети, развитие совместных программ по реализации инвестиционных проектов базовых отраслей промышленности округа. В ходе визита с каждым из регионов, входящих в состав ПФО, были достигнуты договоренности о взаимодействии.

2. Делегация ТПП Нижегородской области в июне 2008 года приняла участие в экономическом форуме российских и казахстанских деловых кругов «Инновационный путь развития -стержень евразийской интеграции», который проходил в г. Астана, Казахстан.

В ходе форума был обсужден ряд ключевых вопросов, связанных с перспективами российско-казахстанского инвестиционного сотрудничества, определением инвестиционных приоритетов российско-казахстанского взаимодействия, а также с возможностями информационного и организационного обеспечения российско-казахстанских экономических связей.

3. В период с 7 по 11 октября 2009 года в рамках реализации совместного с администрацией Нижнего Новгорода проекта делегация ТПП

НО приняла участие в международной бирже контрактов городов-побратимов в г. Сувоне (Республика Корея). Наряду с нижегородской делегацией в мероприятиях биржи контрактов приняли участие делегации городов - побратимов Сувона из Австралии, Мексики, Бразилии, Румынии и Вьетнама, что свидетельствует о значимости мероприятия и предоставляет возможность нижегородским предпринимателям наладить взаимовыгодные потенциальные связи в области внешнеэкономической деятельности [9].

Обозначенные примеры демонстрируют важную роль ТПП НО в развитии внешнеэкономической политики региона, однако, несмотря на довольно-таки внушительный список зарубежных мероприятий, в которых приняли участие представители ТПП Нижегородской области, решающим показателем эффективности содействия социально-экономической деятельности предприятий, с нашей точки зрения, является спектр мероприятий, проведенных на территории Торговопромышленной палаты Нижегородской области с участием зарубежных компаний:

1. Торгово-промышленная палата Нижегородской области в апреле 2007 года приняла делегацию французских предпринимателей во главе с чрезвычайным и полномочным послом Франции в РФ г-ном Станисласом де Лабуле.

Основной целью визита стала активизация делового и торгово-экономического сотрудничества между странами. Французские предприниматели заинтересованы в сотрудничестве с Нижегородской областью в сфере металлургии, водоснабжения и водоочистки, электроэнергетики, а также в банковском секторе потребительского кредитования, туризме и организации круизов по Волге.

2. В мае 2008 года в рамках развития торговоэкономического сотрудничества ФРГ и Нижегородского региона область посетила немецкая делегация. В бизнес-встречах приняли участие представители 26 немецких и 34 нижегородских компаний. В ходе биржи контрактов состоялось более 50 деловых встреч, большинство из которых было оценено представителями немецкой делегации как результативные.

3. В апреле 2009 г. была организована бизнес-встреча промышленников и предпринимателей Республики Индия и Нижегородской области. Основной целью данного мероприятия являлась активизация делового и торгово-экономического сотрудничества между Индией и Нижегородской областью. Индийская сторона была представлена 8 компаниями различного профиля, которые в ходе переговоров с нижегородскими предприятиями и организациями достигли определенных договоренностей.

Анализ работы департамента внешнеэкономических и региональных связей ТПП НО за

2007 г. - 1-е полугодие 2009 г. позволяет сделать вывод о развитии данного направления, что крайне важно для внешнеэкономической политики Нижегородского региона в целом.

Если за 2007 г. было проведено и организовано 40 мероприятий, из них: 10 выездных, 10 выставочных, 7 презентаций, 13 бизнес-встреч, то в

2008 г. Палатой было организовано уже 42 меро-

приятия, из них: 7 выездных, 9 выставочных, 11 презентаций, 15 бизнес-встреч. За первую половину 2009 г. ТПП НО инициировано 25 мероприятий (без учета выездных мероприятий советника генерального директора ТПП НО Доценко И.С.), из них: 1 выездное, 7 выставочно-

ярмарочных, 1 презентация, 5 бизнес-встреч, 12 конференций и семинаров [10].

Соответственно, анализ деятельности Палаты в области внешнего сотрудничества позволяет сделать вывод, что данное направление является одним из наиболее перспективных, так как способствует налаживанию прямых партнерских контактов между нижегородскими предприятиями и их российскими и зарубежными коллегами, что в контексте современных деловых связей является существенным преимуществом для развития региона. Об этом свидетельствует постоянно увеличивающееся количество визитов и обращений со стороны иностранных деловых кругов, говорящих об авторитетности ТПП НО среди коллег в деле организации торгово-экономических миссий.

Наряду с вышеуказанными, ТПП решает и ряд других актуальных проблем социально-политического развития Нижегородской области, например обеспечение цивилизованного регулирования торговой деятельности или обсуждение

проблем реализации приоритетных национальных проектов.

Таким образом, являясь стабильно работающей признанной структурой, ТПП обладает значительным потенциалом для общественной институционализации на региональном уровне и системного решения проблем развития Нижегородской области.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. № 1. С. 36.

2. Талапина Э.В. Новые институты административного права // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 7.

3. Закон «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 29.04.2008). иЯЬ: http://www.tpp.nnov.ru/data/objects/65/Zakon_o_TPP.doc (дата обращения 11.03.2010).

4. Пастухов Б.Н. Служение России. Торговопромышленная палата Российской Федерации (1917— 2007)/ М.: ТПП РФ, АИРО-ХХІ, 2007. С. 8.

5. Соколова О.С. Правовые основы саморегулирования // Юрист. 2008. № 4. С. 6-7.

6. Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты: Теория и практика. Саратов: Изд-во СГТПП, 2006. С. 140.

7. Устав Торгово-промышленной палаты Нижегородской области. ПЯЪ: http://www.tpp.nnov.ru/upload /docs/file.1214478611.doc (дата обращения 11.03.2010).

8. Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Нижегородской области на 2007-2011 годы. иЯЬ: http://www.tpp.nnov.ru/upload/docs/ file.1172754310.doc (дата обращения 11.03.2010).

9. Отчет о работе ТПП Нижегородской области за

2009 год. иЯЬ: http://www.tpp.nnov.ru/ data/objects/65/ otchet_itogovyy.doc (дата обращения 11.03.2010).

10. Отчет о работе ТПП Нижегородской области за 2008 г. Н. Новгород: ТПП НО, 2009. С. 55.

REGIONAL FUNCTIONING LEVEL OF SOCIAL INSTITUTIONALIZATION IN RUSSIA:

CASE STUDY OF THE NIZHNI NOVGOROD CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY

S. V. Zolin, R. V. Golubin, M.A. Kazakov

The phenomenon of social institutionalization, its conceptual features, organizational models and contemporary status are analyzed. Particular attention is paid to the regional functioning level of the institute of Chambers in the Russian Federation. The authors focus their analysis on the Nizhni Novgorod regional Chamber of Commerce and Industry, its key peculiarities and the significance of the Chamber for the region’s comprehensive political and social development.

Keywords: social institutionalization, Nizhni Novgorod region, Nizhni Novgorod regional Chamber of Commerce and Industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.