Научная статья на тему 'Региональные системы кадетского образования: проблемы и ресурсы модернизации (на материале Омской области)'

Региональные системы кадетского образования: проблемы и ресурсы модернизации (на материале Омской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМА / РЕСУРС / ПРОТИВОРЕЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асриев А.Ю.

Проведен анализ основных тенденций развития кадетского образования, раскрыты ключевые проблемы и системные противоречия этого процесса, обоснована необходимость модернизации. На материале Омской области охарактеризованы ключевые ресурсы модернизации региональной системы кадетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SYSTEMS OF CADETS IN REGIONS OF RUSSIA: PROBLEMS AND RESOURCES OF MODERNIZATION (ON THE MATERIAL OF THE OMSK REGION)

The analysis of the main trends in the development of cadet education has been carried out, key problems and systemic contradictions of this process have been revealed, the need for modernization has been substantiated. The material of the Omsk region describes the key resources for the modernization of the regional system of cadet education.

Текст научной работы на тему «Региональные системы кадетского образования: проблемы и ресурсы модернизации (на материале Омской области)»

УДК 371

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ (на материале Омской области)

Проведен анализ основных тенденций развития кадетского образования, раскрыты ключевые проблемы и системные противоречия этого процесса, обоснована необходимость модернизации. На материале Омской области охарактеризованы ключевые ресурсы модернизации региональной системы кадетского образования.

Ключевые слова: кадетское образование, патриотическое воспитание, дети и молодежь, государственная служба, модернизация, проблема, ресурс, противоречие

Кадетское образование в России, несмотря на свою традиционность, находится в непрерывном развитии, отражая меняющиеся социокультурные условия, состояние системы образования в целом, оборонное сознание общества и многое другое. Факторами развития являются также взгляды педагогической общественности на сущность кадетского образования, его роль и возможности в воспитании новых поколений и даже эффективность, как соотношение затрат и результата, хотя согласиться с таким критерием оценки педагогической системы нельзя. Тем не менее в равной степени мешающими развитию являются как неполное понимание возможностей кадетского образования, так и отношение к нему как к очень дорогостоящему инструменту, который «по карману» разве что Министерству обороны.

Процессы развития региональных систем кадетского образования далеко не равномерны. Различия вполне можно связать с адекватностью оценки кадетского образования. Истинные критерии оценки возникают только в том случае, когда учтено государственное значение кадетского образования. На наш взгляд, оно проявляется как минимум в ракурсах оценки.

В первом ракурсе сегодня кадетское образование вообще есть платформа становления национальной идеологии государственного патриотизма, которую уже обозначил в своем выступлении на встрече с активом «Клуба лидеров» В. В. Путин, и в этом смысле оно выступает фактором развития современного российского общества. «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, -сказал он, - Это и есть национальная идея» [1].

«Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? - пишет И. М. Ильинский. - Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Речь не о политической идеологии типа «марксистско-ленинской» или «буржуазной». Россия не может вновь позволить себе одностороннего взгляда на мир лишь через призму законов классовой борьбы и т. п. Ориентация... на российскую идеологию воспитания как систему социальных ценностей,

A. 10. Acpuee A. Yu. Asriev

EDUCATION SYSTEMS OF CADETS IN REGIONS OF RUSSIA: PROBLEMS AND RESOURCES OF MODERNIZATION (on the material of the omsk region)

The analysis of the main trends in the development of cadet education has been carried out, key problems and systemic contradictions of this process have been revealed, the need for modernization has been substantiated. The material of the Omsk region describes the key resources for the modernization of the regional system of cadet education.

Keywords: cadet education, patriotic education, children and youth, public service, modernization, problem, resource, contradiction.

официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее» [2].

Педагогическую общественность долго убеждали, что воспитание может быть безидеологичным и так долго удивлялись, почему же не удалось убедить? Потому, что такая позиция - миф, даже безидеологичное воспитание - уже идеология. С другой стороны, становление новой идеологии - это процесс воспитания граждан, которые, безусловно, разделяют признанные государством и обществом идеи и соответствующим образом строят свою жизнь, и здесь трудно придумать что-либо более эффективное, чем кадетское образование, поскольку нет ничего более соответствующего идее государственного патриотизма, чем военно-профессиональная деятельность. Согласно А. И. Владимирову, кадетское образование может быть ориентировано на воспитание государственной «служилой элиты» - «устойчивого служилого слоя, объединенного единой корпоративной этикой» [3] и воспитанного на идее государственного патриотизма. Это тем более необходимо в связи с характером основных проблем общественного развития (например, с коррупцией), не решаемых административным путем, но которые могут быть решены в воспитательных системах.

Отношение к кадетскому образованию как к фактору становления идеологии государственного патриотизма приобретает важность в связи с масштабом этого явления. Сопоставление данных, представленных в Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2020 г. [4] и статистических данных Федеральной службы статистики Российской Федерации в области образования [5] позволяет определить, что на начало 2014/2015 учебного года только в кадетских образовательных учреждениях обучалось 4,3 % всех российских школьников, и это не считая классов, клубов и объединений, не считая формирующегося

массового юнармейского движения, а в отдельных регионах, по нашим собственным оценкам, эта цифра достигает 7 %.

Второй ракурс, с которого может осмысливаться кадетское образование, образует необходимость активной защиты подрастающего поколения в условиях современной войны в ее невооруженных форматах: психологическом и информационном воздействии, культурной экспансии и их результатом - последовательным разрушением традиционных, жизненно важных ценностей, деструкцией смысложизненных ориентаций. Пример Украины более чем показателен. Всего за 10-15 лет извне, через иностранные фонды поддержки демократических институтов и через местную систему образования удалось вырастить поколение людей с совершенно противоположными ценностями. Все дело в целях современной войны. В постиндустриальном информационном обществе нематериальные активы по весу будут больше, чем натуральная стоимость вещей. Значит, и война будет вестись (и ведется достаточно давно) главным образом в умах и сердцах людей, будет связана прежде всего с атаками на ценности жизни. Истинность ценностей становится понятной когда отношение к ним формируется на основе национальной культуры, накопленного социально-исторического опыта, а именно он составляет содержание кадетского образования. Обучение и воспитание кадет, в какой бы форме оно не осуществлялось, проникнуто культурным и социально-историческим контентом, которым богата история и современность Вооруженных сил Российской Федерации.

Один из инструментов незаметной войны - культурная экспансия, т. е. интенсивное проникновение западноевропейского и американского образа жизни под видом общемирового, универсального и молодежного, как и сопутствующих ему ценностей, обычаев, символов и культурных артефактов (фильмов, компьютерных программ, видеоигр, книг и пр.) в Россию. Здесь уместно привести слова идеолога американской мировой гегемонии З. Бжезинского «Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире» [6, с. 83]. И ранее у него же - американское доминирование «...подкрепляется широким, но неосязаемым влиянием американского господства в области глобальных коммуникаций, народных развлечений и массовой культуры, а также потенциально весьма ощутимым влиянием американского технологического превосходства и глобального военного присутствия» [6, с. 82].

Кадетское образование - культурное явление, в котором через социальный опыт, традиции, обычаи, ритуалы, образы, ценностные образования, такие как честь и достоинство, через историю и многое другое, в концентрированном виде выражена российская военная культура, не отделимая от национальной культуры. Оно, более чем культуросообраз-но, более того, культурный фундамент кадетского образования противопоставлен культуре общества потребления, «родом из которого» предлагаемые извне «общемировые» ценности.

Наконец, третий ракурс - подготовка защитников отечества. Ситуация, сложившаяся в системе подготовки

граждан к военной службе сегодня такова, что, даже при сокращении численности Вооруженных сил, национальной гвардии и иных «силовых» видов государственной службы, даже при смешанном типе комплектования уже невозможно только отбором добиться повышения качества личного состава. Требования военно-профессиональной деятельности к своему субъекту растут очень быстро, причем не только в образовательном, но и личностном плане, и это на фоне пока еще очень слабых и еще только восстанавливающихся институтов воспитания. Актуальной потребностью является целенаправленная работа по обучению, воспитанию и развитию потенциальных защитников отечества, укреплению их здоровья и формированию военно-профессиональной направленности личности. Особо эта потребность ощущается в военных вузах. Да, беспрецедентные меры обеспечения материального благополучия и социальной защиты офицера действительно сильно повысили конкурс в военные вузы, но материальная мотивация - очень слабая основа военной службы. Кадеты же традиционно отличаются развитием мотивов, непосредственно связанных с сутью военно-профессиональной деятельности, а не с ее атрибутами. Доказано, что программы кадетского образования: от классов военно-профессиональной ориентации до суворовских военных училищ, способны не только активизировать отдельные мотивы профессионального выбора, но и развивать устойчивую военно-профессиональную направленность личности, основанную на полноценных представлениях о себе, о будущей профессии и о личных потребностях предпрофессиональной подготовки.

Кадетское образование - это уникальный российский социокультурный исторический и педагогический феномен, которому сегодня насчитывается почти 300 лет. Это педагогический инструмент, обладающий высокой воспитательной эффективностью и выраженным социальным характером. Не случайно интерес к кадетскому образованию неизменно повышается тогда, когда наша страна испытывает наибольшее социальное напряжение. Уникальность российского кадетского образования заключается в приоритете воспитательных и развивающих целей. Разумеется, кадетское образование есть и в других странах. Россия - страна, которая строила свою государственность, непрерывно отстаивая собственную независимость, защищая свои интересы и интересы своих соседей. В истории страны зафиксировано более 10 000 войн и конфликтов разных масштабов. У нас, по сути, нет ни одного не воевавшего поколения. Такой исторический опыт сформировал военно-профессиональную деятельность, наполненную глубоким воспитательным содержанием: смыслами и ценностями, примерами и образцами поведения, героическими личностями, нормами и традициями. Военная профессия и люди в погонах пользуются уважением общества и молодежи, несмотря на многочисленные попытки оспорить этот факт. Сущность кадетского образования заключается в использовании этого потенциала, в воспитании личности молодого человека в контакте с военно-профессиональной деятельностью.

Воспитание человека в контакте с военно-профессиональной деятельностью - атрибутивный признак программ кадетского образования, который образует наиболее продуктивный и системный подход к его пониманию. Иные под-

ходы зачастую вызывают споры о том, что следует относить к кадетскому образованию, тем более, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [7] никак их не разрешает. Любые зауженные подходы приводят к сложным противоречиям, например, уже сегодня кадетскому образованию противопоставляется юнармейское движение, по сути имеющее те же концептуальные идеи, но зато отвечающее моде, позиции Министерства обороны Российской Федерации и так называемому критерию инно-вационности (в основном в названии). Следует отметить, что понимание государственного значения системы кадетского образования, включая юнармию, признание единства концептуальных основ для различных его форм в разных региональных системах есть единственно верный, на наш взгляд, подход и первый из ресурсов развития кадетского образования. Он формируется в общественном сознании, но после окончательного формирования, как нам кажется, обеспечит появление единой нормативной базы, значительно дополняющей статью 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Современное кадетское образование характеризуется рядом позиций. Прежде всего многообразием форм. По степени погружения в военно-профессиональную деятельность их можно представить в виде пирамиды. На вершине пирамиды - суворовские и нахимовское военные училища, президентские кадетские училища, кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации и иных ведомств государственной службы, в которых воспитанники выполняют квазипрофессиональную роль с полным погружением, с обязанностями и профессиональной ответственностью. На втором уровне - кадетские школы и школы-интернаты, где осваиваются, как сказано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «.дополнительные общеразвивающие образовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе» [7] и ведется глубокое профессиональное ориентирование. На третьем уровне - кадетские классы, где контакт с военно-профессиональной деятельностью формирует воспитательную среду, а само кадетское образование не отрывает от семьи. Далее - различные кадетские объединения и движения, не интегрированные в образовательный процесс. Третий и четвертый уровни, достаточно многочисленные, редко попадают в поле зрения исследователей и, как правило, не отождествляется с кадетским образованием России. Вместе с тем на всероссийском форуме «Образование 2016» именно к этим уровням были отнесены более половины представленных практик.

Необходимо отметить и многообразие идеологий. Так, например, в суворовских военных училищах, кадетских корпусах до сих пор, правда негласно, поддерживается идея начального профессионального военного образования, этот вывод можно сделать на основе анализа программ военной подготовки, подходов к организации жизнедеятельности, подбору кадров и пр. Президентские кадетские училища изначально задумывались как учреждения закрытого элитного образования, обеспечивающего бесплатный полный социальный пакет для детей военнослужащих, но, по сути, они быстро «приходят» к традиционным педагогическим

идеям и концепциям. Многочисленные казачьи кадетские образовательные учреждения поддерживают восстановление этнокультурного казачьего компонента, кадетские школы и кадетские классы преимущественно придерживаются идеи гражданского воспитания и глубокой военно-профессиональной ориентации учащихся. В системную организацию кадетского образования идейно вписывается формирующееся массовое движение «Юнармия».

Наконец, можно говорить о многообразии региональных моделей кадетского образования. Они, по большей части, формировались в 1990-х гг. практически стихийно, без какого-либо общего стандарта, поэтому имея общее инвариантное ядро, региональные модели отличаются друг от друга настолько, насколько вообще могут отличаться сами регионы.

Региональные модели кадетского образования, различаясь в деталях и количественных характеристиках, имеют сходную структуру, которая формируется приблизительно в единой логической схеме. Развитые модели, кроме самих кадетских образовательных организаций, групп и объединений имеют:

- государственный орган управления;

- правовую базу функционирования и развития;

- организацию, осуществляющую научно-методическое сопровождение функционирования и развития кадетского образования;

- кадетские общественные организации или объединения.

Кадетское образование представляет собой культурно

и исторически сложившуюся педагогическую систему обучения, воспитания и развития детей и молодежи в контакте с военно-профессиональной деятельностью. Как и любая педагогическая система, оно может быть рассмотрено с разных ракурсов и на разных уровнях организации, но в самом общем смысле система все равно будет объединять людей, технологии, материальные, информационные и социальные инфраструктуры, нуждающиеся в постоянном развитии.

Основные проблемы развития кадетского образования проявляются именно тогда, когда его рассматривают как государственную систему идеологически выверенного воспитания детей и молодежи, осуществляемого в контакте с военно-профессиональной деятельностью и с использованием воспитательного потенциала военно-профессиональной деятельности. При ином, менее масштабном взгляде, например, когда к кадетскому образованию относятся лишь как к внеурочной деятельности обучающихся, они не видны. Здесь наиболее актуальным является не общепринятое инновационное развитие, которое зачастую угрожает традиционным устоям кадетского образования, а модернизация - совокупность технологических, социальных, культурных, экономических и социальных перемен, направленных на качественное изменение

Во-первых, модернизации мешают общие организационные черты системы образования в Российской Федерации, в частности:

- сложившаяся привычка в любой задаче искать самый дешевый вариант решения, а кадетское образование, при всей его эффективности - высокозатратная система;

- непрерывное стремление к каким-либо инновациям, при том что кадетское образование очень традиционно,

именно в традициях и преемственности отражены его педагогические концепции; суворовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, например, в так называемой активной фазе военной реформы пережили переодевание кадет в джинсовые костюмы, упразднение и восстановление программ военной подготовки, передачу на баланс региональным министерствам образования и возвращение обратно;

- дисбалланс социальной и элитарной миссий кадетского образования, стремление «навязать» ему функции коррекции и «.компенсации потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации», при центральной идее - воспитывать элиту гражданского общества. Можно сослаться на пример Омска, где в связи с изменениями законодательства департаментом образования предлагался проект объединения 9 кадетской школы-интерната им. Д. Т. Язова со 153 школой открытого типа для детей, у которых имеются проблемы с законом;

- недооценка значения «человеческого» и «научно-методического» капитала в решении педагогических проблем вообще и проблемы развития кадетского образования в частности на фоне того, что это наукоемкая система, в которой, более чем в других образовательных системах, выражена роль педагога.

Во-вторых, развитию кадетского образования мешают определенные стереотипы. Их достаточно много, выделим главные:

- кадетское образование - это ранний выбор военно-профессиональной деятельности. Такое восприятие заранее занижает возможности кадетского образования. Никто не ограничивает человека в его выборе. На самом деле, это возможность сделать обоснованный выбор, и, по мере возможности, подготовить себя к военно-профессиональной деятельности. Превалирующие мотивы выбора родителями кадетских образовательных организаций иные. Главными из них, как правило, являются не выбор военной профессии, а стремление развить у ребенка социально значимые качества личности, обеспечивающие ему в дальнейшем профессиональную и личную самореализацию;

- второй стереотип - кадетское образование возможно без контакта с военно-профессиональной деятельностью или в контакте с военно-профессиональной деятельностью, но в весьма ограниченном и упрощенном виде. На самом деле обучение военному делу нельзя полноценно заменить. Роль военного обучения не могут в полной мере играть ни этнокультурные компоненты, ни различные профильные программы. Анализ основных причин закрытия кадетских классов в нескольких регионах Сибири показал, что в подавляющем большинстве закрывались кадетские классы, не имеющие прочных связей с шефами - различными силовыми ведомствами;

- третий стереотип - развитию кадетского образования мешает отсутствие материальных ресурсов (дайте денег -будет кадетский класс, кадетская школа). Это тоже не совсем справедливо. Для любой педагогической системы, как следует из основных положений ресурсного подхода, потребности в ресурсах следует ранжировать в следующем порядке: административный, кадровый, научно-методический, общественно-политический, экспериментальный, а уже затем - финансовый

и материальный. С позиции ресурсного подхода важна практика поиска, накопления и распределения ресурса.

Ниже остановимся на двух первых, которые мы считаем важнейшими.

Перспективными ресурсами модернизации кадетского образования в Омской области считаются:

- наличие профильных вузов, воинских частей и организаций Министерства обороны,войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, др. ведомств, способных обеспечить контакт воспитанников с военно-профессиональной деятельностью;

- наличие Омского кадетского корпуса, который в 2005 г. признавался лучшим образовательным учреждением в системе и который сегодня может быть опорной площадкой модернизации кадетского образования в регионе;

- наличие научно-методического педагогического ресурса, которым обладают вузы города;

- наличие общественных ветеранских организаций, которым эта идея интересна;

- наконец, наличие устойчивого социального заказа на кадетское образование в Омской области (см. рис.). Эти возможности позволяют использовать в развитии региональной системы образования стратегию модернизации, которая не противоположна инновациям. Модернизация позволяет найти нужный баланс между инновациями и традициями в кадетском образовании, сохранить его константы, без которых оно невозможно.

Административный ресурс, хотя и не обозначен в работах по проблеме кадетского образования, является одним из самых важных. Этот вывод получен опытным путем. «Анализ отечественной военной истории, - пишет А. И. Владимиров, - позволяет нам сделать вывод о том, что военное образование в России и СССР было удовлетворительным, потому что им лично занимались первые лица государства - цари и генеральные секретари» [8].

Обратимся к примерам:

- в Республике Татарстан, которая восемь лет подряд удерживает вымпел Министерства обороны Российской Федерации по результатам подготовки граждан к военной службе, кадетским образованием занимается лично премьер-министр. В настоящий момент, региональная система кадетского образования является одной из самых масштабных в стране;

- в Омской области бывший губернатор Л. К. Полежаев лично обеспечил возрождение Омского кадетского корпуса на правах софинансирования с Министерством обороны Российской Федерации, причем большая часть финансировалась из областного бюджета. При его внимании к системе кадетского образования в области создано 68 кадетских классов, выполнена масштабная работа по популяризации кадетства;

- в Красноярском крае, который по многим показателям является одним из лидеров кадетского образования не только в Сибири, но и в Российской Федерации, само появление кадетского образования как системы связывают с именем губернатора А. И. Лебедя. Это далеко не полный перечень примеров, когда личное влияние первого лица обеспечивает интенсивное развитие региональной системы кадетского образования.

Сибирское казачье войско

Омская и Таврическая епархия РПЦ

Управление МВД России по Омской области Главное Управление МЧС России по Омской области

Омское региональное отделение ДОСАФ России

Омский филиал Военной академии МТО

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

Омская Академия МВД России

Омский государственный педагогический университет

Кадетские образовательные учреждения и организации

Омский кадетский корпус Кадетская школа-интернат № 9

Кадетские классы и кадетские досуговые организации

Рис. Ресурсы модернизации кадетского образования в Омской области

Внимание к научно-методическому ресурсу обусловлено наиболее актуальными задачами модернизации региональной системы кадетского образования. Сегодня модер-низационные процессы затруднены, они наталкиваются на множество проблем, требующих научного решения и методической работы, которые не под силу самим кадетским образовательным учреждениям.

Во-первых, требуется разработка научных основ кадетского образования. Следует четко представлять социальный заказ на него, определить количественные и качественные параметры системы, ответить на вопросы как она должна оцениваться и управляться.

Во-вторых, предстоит решение целого ряда методических задач: от разработки программ по разным профилям, до подготовки кадров для системы кадетского образования.

В-третьих, необходимо создание экспертного сообщества в области кадетского образования для экспертизы программ и педагогических кадров.

В-четвертых, группа задач связана с повышением имиджа и интеграцией в общероссийские структуры, организацией связи с другими регионами. Здесь актуальными являются, и создание собственного информационного ресурса кадетского образования, и активизация кадетских объединений, и объединение ресурса силовых структур и вузов.

Проблемы модернизации кадетского образования в Омском регионе потребовали для своего решения сосредоточения научно-методического ресурса, способного их разрешить. Подобным ресурсом обладают:

- во-первых, вузы Омска, целенаправленно работающие над созданием систем работы с детьми и молодежью,

особенно в области гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания;

- общественные организации и объединения, в особенности ветеранские и ставящие своей задачей содействие воспитательным процессам;

- учреждения и организации, занимающиеся, в числе прочих задач, подготовкой кадрового резерва государственной службы;

- органы государственного управления, управляющие системой образования региона и осуществляющие контроль за ее деятельностью.

Правильным решением является создание научно-методического центра кадетского образования.

Резюме.

1. Развитие системы кадетского образования отвечает интересам личности, общества и государства.

2. Оптимальным путем развития системы кадетского образования является модернизация, для которой необходим анализ и поиск ресурсов на региональном уровне.

3. Обязательными, как показывает практика, следует считать административный, кадровый, научно-методический, общественно-политический, экспериментальный, финансовый и материальный ресурсы.

Главными предпосылками модернизации системы кадетского образования являются признание его государственной значимости (формируется в общественном сознании), единство его концептуальных основ (формируется в педагогической науке и практике).

1. Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея» // ТАСС. URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 28.08.2017).

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Анализируется развитие компетентностного подхода в настоящее время в разных странах (Канада, США, Финляндия, Китай, Корея, Россия), раскрываются современные версии ключевых компетенций. Обсуждается версия «новой грамотности» как сущности человека, который видит и виден, слышит и слышим.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, ключевые компетенции, компетентности, целевая модель компетенций 2025, новые типы грамотности.

Много написано о том, с какими трудностями столкнулась отечественная система образования в связи с внедрением компетентностного подхода. Преобразования на

2. Ильинский И. М. Основы концепции воспита -ния жизнеспособных поколений. URL: http://www.ilinskiy. ru/publications/sod/konts-vosp-5.php (дата обращения: 28.08.2017).

3. Владимиров А. И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность // Кадет. URL: http://www. kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm (дата обращения: 28.08.2017).

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Правительство Российской Федерации. URL: http:// government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 28.08.2017).

5. Статистическая информация 2014. Общее образование // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn—80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 28.08.2017).

6. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / пер. О. Ю. Уральской. М. : Междунар. отношения, 1998. 216 с.

7. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4r27sNyq4 (дата обращения: 28.08.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Владимиров А. И. Об инновационных Вооруженных силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании // Кадет. URL: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Ob_innov_VSRRhtm(дата обращения: 28.08.2017).

© Асриев А. Ю., 2018

3. K. BaKweeea, H. E. Строгоea Z. K. Baksheeva, N. E. Strogova

FEATURES OF MODERN EDUCATION SYSTEMS OF THE DIFFERENT COUNTRIES ON THE BASIS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

In article contemporary development of competence-based approach in the different countries is analysed (Canada, USA, Finland, China, Korea, Russia), the modern key competences are revealed. The article discusses the version of the "new literacy as the essence of a person who sees and is visible, hears and heard.

Keywords: competence-based approach, competences, key competences, competence, target model of competences 2025, new types of literacy.

его основе продолжаются до сих пор. В связи с этим представляют интерес вопросы внедрения компетентностного подхода за рубежом сравнительно с Россией: какие ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.