Научная статья на тему 'Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России'

Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕСУРСЫ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ЛИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асриев Андрей Юрьевич, Маврин Сергей Анатольевич, Маврина Ирина Андреевна

В статье раскрывается сущность современного кадетского образования, рассматриваются основные тенденции его развития. Авторы обращаются к региональным моделям кадетского образования и характеризуют ресурсы их развития. В качестве оптимального способа развития региональных моделей кадетского образования обосновывается модернизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России»

Асриев А. Ю., Маврин С. А., Маврина И. А.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Современная военно-профессиональная деятельность есть сложнейшая сфера деятельности человека, предъявляющая к своему субъекту - офицеру такие требования, которые нельзя удовлетворить только в процессе обучения в военном вузе. Любые, самые совершенные педагогические технологии будут зависеть от мотивации учебы и интереса к предмету, а самая совершенная система воспитания - от тех качеств личности, которые заложены в детстве. Однако, сама военно-профессиональная деятельность обладает огромным воспитывающим потенциалом, который можно и нужно максимально использовать для подготовки будущих офицеров с детства.

Воинская культура, образцы воинского поведения и выдающиеся личности являются, в некотором роде, сильными артефактами воспитания, а сама военно-профессиональная деятельность, более остальных обладающая системой внутреннего нормативного и не нормативного регулирования, традициями и государственной направленностью, представляет собой особый вид государственной деятельности, в которой, даже при слабоинтенсивном контакте с ней, могут развиваться и проявляться качества личности, необходимые гражданину, патриоту и государственному человеку. С чем это связано?

«Россия, в отличие от Европы, - утверждал Н.Г. Козин, - имела принципиально иную систему исторических вызовов и ответов, иной масштаб разрушительного давления» [2, С. 11]. Собственно становление и развитие нашего государства неразрывно связаны с его военной историей. От самого зарождения и до настоящих времен России приходилось и приходится вести сотни больших и малых войн, участвовать в многочисленных вооруженных конфликтах, силой оружия отстаивать свою независимость, территориальную целостность, оказывать вооруженную помощь другим народам. Можно со всей основательностью утверждать, что и государство, и гражданское общество России строились вокруг армии. Сложился уникальный опыт военно-профессиональной деятельности, наполненной ценностным смыслом, сформирован образ защитника Отечества, что

определяет неизменную эффективность образовательных процессов в кадетском образовании.

Основными вызовами общества, определяющим развитие системы кадетского образования, являются противоречия между:

- ростом требований к будущим защитникам Отечества и уровнем их умственного, психологического, духовно-нравственного и физического развития. Противоречие возникает в связи с ослаблением традиционных институтов воспитания и развития личности: семьи, школы, общины и др., снижением роли «двора», спортивных, общественных и молодежных объединений в развитии личности, а иногда и полным исключением их из жизни молодого человека;

- высоким образовательным цензом для большинства воинских специальностей и снижением образовательного уровня призывного контингента;

- изменением срока службы, увеличивающим ежегодную кадровую потребность Вооруженных Сил и уменьшением численности граждан, которых можно направить на их комплектование. Противоречие связано как с общей демографической ситуацией в Российской Федерации, так и уклонением части граждан от призыва на военную службу.

Однако, заметим, что выше приведена только одна группа противоречий. Эта группа определяется прямыми потребностями Вооруженных Сил. Она наиболее очевидна, поэтому практически всегда подчеркивается исследователями проблемы, но такое понимание, на наш взгляд, является узким, если не сказать ошибочным. Например, этой же группой противоречий часто оперируют противники системы, которые уверены, что она станет не актуальной с появлением профессиональной армии. На самом деле, значение кадетского образования определяется также потребностями личности, общества и государства.

Потребности строящегося гражданского общества России связываются, наряду с экономическими, политическими, социальными условиями, с личностью, с гражданином, без которого это строительство не возможно. В первую очередь, следует отметить, что физическое, духовное и умственное развитие человека является его жизненно важным интересом, который стремится реализовать любое развитое общество. Реализация жизненно важных интересов личности справедливо считается фактором безопасности и

развития общества, и в этой связи кадетское образование представляет собой дополнительные средства и ресурс реализации интересов и потребностей личности, дефицит которых сегодня очень ощутим [3, С. 27-29, 4, С. 19]. Государственный интерес заключается в организации целенаправленной социализации молодых людей за счет их образования. Кадетское образование полностью соответствует этому интересу, причем не только за счет вооружения молодых людей дополнительными знаниями, умениями и навыками, но и за счет воспитания у них качеств, необходимых для успешной реализации в жизни.

Кадетское образование - это уникальный российский социокультурный исторический и педагогический феномен, которому сегодня насчитывается почти 300 лет. Это педагогический инструмент, обладающий высокой воспитательной эффективностью и выраженным социальным характером. Не случайно, интерес к кадетскому образованию неизменно повышается тогда, когда наша страна испытывает наибольшее социальное напряжение.

В истории педагогики есть немало примеров, когда сложнейшие вопросы развития личности, формирования ее социально значимых качеств решались посредством воинского воспитания с раннего возраста. «Почти все учения, описывающие путь воина, содержат свидетельства воинского обучения и воспитания детей. Будь то японский самурай, или турецкий янычар, все осваивали воинскую науку с детства» [1, С. 7].

Россия - страна, которая строила свою государственность, непрерывно отстаивая собственную независимость, защищая свои интересы и интересы своих соседей. В известной истории страны зафиксировано более 10 000 войн и конфликтов разных масштабов. У нас, по сути, нет ни одного не воевавшего поколения. Такой исторический опыт сформировал военно-профессиональную деятельность, наполненную глубоким воспитательным содержанием: смыслами и ценностями, примерами и образцами поведения, героическими личностями, нормами и традициями. Военная профессия и люди в погонах пользуются уважением общества и молодежи, несмотря на многочисленные попытки оспорить этот факт. Сущность кадетского образования заключается в использовании этого потенциала, в воспитании личности молодого человека в контакте с военно-профессиональной деятельностью.

Современное кадетское образование характеризуется рядом позиций.

Прежде всего, многообразием форм. Анализ учредительных документов и исследования опыта регионов позволили выделить около 30 видов кадетских образовательных учреждений. По степени погружения в военно-профессиональную деятельность их можно представить в виде пирамиды. На вершине Суворовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации, в которых воспитанники выполняют профессиональную роль. На втором уровне - кадетские школы и школы-интернаты, где осваиваются дополнительные программы и ведется глубокое профессиональное ориентирование. На третьем уровне - кадетские классы, где контакт с военно- профессиональной деятельностью формирует воспитательную среду, а само кадетское образование не отрывает от семьи.

Рисунок 1. Уровни организации в системе кадетского образования

Далее, необходимо отметить многообразие идеологий. Так, например, в суворовских военных училищах до сих пор поддерживается идея начального профессионального военного образования, формируемые президентские кадетские училища вообще не имеют к армии никакого отношения, там главенствующая идея - закрытое элитное образование, многочисленные казачьи кадетские образовательные учреждения поддерживают восстановление этнокультурного казачьего компонента,

кадетские школы и кадетские классы, преимущественно, придерживаются идеи гражданского воспитания.

Наконец, можно говорить о многообразии региональных моделей кадетского образования. Они, по большей части, формировались в 90-х годах, практически стихийно, без какого либо общего стандарта, поэтому имея общее инвариантное ядро, региональные модели отличаются друг от друга настолько, насколько вообще могут отличаться сами регионы.

Наиболее развитыми можно назвать модели, сложившиеся в Московской области, Республике Татарстан, из наших ближайших соседей -Алтайского и Красноярского края, Новосибирской области. В качественном отношении они имеют все необходимые структурные элементы: централизованные органы управления, научно-методические объединения, общественные объединения выпускников, долгосрочные программы развития, информационные ресурсы, многообразие реализуемых профилей подготовки и поддержку бюджета, долгосрочные программы развития. Ведущие регионы, как правило, используют в развитии кадетского образования такие преимущества, как:

- наличие профильных вузов, воинских частей и организаций Министерства обороны, МВД, МЧС, способных обеспечить контакт воспитанников с военно-профессиональной деятельностью;

- наличие Суворовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации, которые могут быть опорной площадкой кадетского образования в регионе;

- наличие научно-методического педагогического ресурса, которым обладают вузы региона;

- наличие общественных ветеранских организаций, которым эта идея интересна;

- наконец, наличие устойчивого социального заказа на кадетское образование.

Ключевым способом развития ведущих региональных систем кадетского образования выступает модернизация, т.к. в этом деле не приемлем распространенный сегодня в образовании инновационный вариант развития. Инновации недавнего Министерства обороны в кадетском образовании, такие, например, как отмена военных должностей, военного

распорядка и военной подготовки, привели к искажению самой логики обучения и воспитания кадет.

Модернизация же позволяет найти нужный баланс между инновациями и традициями в кадетском образовании, сохранить его константы, без которых оно не возможно. Толчком к модернизации кадетского образования может, на наш взгляд, послужить Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [5], который, наконец-то, признает само существование этого культурного и социально-педагогического феномена, хотя и далеко не решает всех задач обеспечения его статуса. Сегодня в большинстве российских регионов модернизационные процессы затруднены, они наталкиваются на множество проблем, требующих научного решения и методической работы, которые не под силу самим кадетским образовательным учреждениям.

Во-первых, требуется разработка научных основ кадетского образования. Следует четко представлять социальный заказ на него, определить количественные и качественные параметры системы, ответить на вопросы как она должна оцениваться и управляться.

Во-вторых, предстоит решение целого ряда методических задач: от разработки программ по разным профилям, до подготовки кадров для системы кадетского образования.

В- третьих, необходимо создание экспертного сообщества в области кадетского образования для экспертизы программ и педагогических кадров.

В-четвертых, группа задач связана с повышением имиджа и интеграцией в общероссийские структуры, организацией связи с др. регионами. Здесь актуальными является и создание собственного информационного ресурса кадетского образования, и активизация кадетских объединений, и объединение ресурса силовых структур и вузов.

В заключении следует добавить следующее. Из 84 регионов России относительно развитыми моделями кадетского образования обладают только 18. В 11 из них все начиналось с инициативы и поддержки профессионального военного и научно-педагогического сообщества.

Литература:

1. Грабарь В.К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания / В.К. Грабарь. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. - 580 с.

2. Козин, Н.Г. Постижение России. Опыт историософского анализа / Н.Г. Козин. - М.: Алгоритм, 2002. - 656 с.

3. Лутовинов В.И. Личность, общество и государство в контексте проблем обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации [Эл.ресурс] / В.И. Лутовинов. - URL: http://flot.com/publications/books/shelf/safety/14.htm?print=Y (дата обращения 14.01.2013)

4. Общая теория национальной безопасности [Текст] / под. общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 344 с.

5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://xn--80abucjnbhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC %D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/2974 (дата обращения 30.09.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.