Научная статья на тему 'Региональные особенности социально-экономического образования и воспитаиния младших школьников в современных условиях: концептуальные основы'

Региональные особенности социально-экономического образования и воспитаиния младших школьников в современных условиях: концептуальные основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / JUNIOR PUPILS' SOCIO-ECONOMIC EDUCATION AND UPBRINGING / REGIONAL MODEL OF JUNIOR PUPILS' SOCIO-ECONOMIC EDUCATION AND UPBRINGING / TRADITIONAL REGIONAL CULTURE / CONCEPTUAL BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Инна Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы экономического образования и воспитания школьников в условиях конкретного региона. Раскрываются концептуальные основы разработки и реализации модели региональной системы социально-экономического образования и воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Инна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Peculiarities of Junior Pupils' Socio-Economic Education and Upbringing in Modern Times: Conceptual Bases

The problems of junior pupils' economic education and upbringing in a particular region are considered in this article. The article shows scientific and conceptual bases of development and implementation of regional system model of junior pupils' socio-economic education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности социально-экономического образования и воспитаиния младших школьников в современных условиях: концептуальные основы»

УДК 316:37.018 (470.345)

ББК 74.200 (2р-6Мо)

Рябова Инна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева г. Саранск Ryabova Inna Gennadievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pre-School and Primary Education Pedagogy Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev

Saransk

Региональные особенности социально-экономического образования и воспитания младших школьников в современных условиях:

концептуальнце основы Regional Peculiarities of Junior Pupils’ Socio-Economic Education and Upbringing in Modern Times: Conceptual Bases

В статье рассматриваются проблемы экономического образования и воспитания школьников в условиях конкретного региона. Раскрываются концептуальные основы разработки и реализации модели региональной системы социально-экономического образования и воспитания младших школьников.

The problems of junior pupils’ economic education and upbringing in a particular region are considered in this article. The article shows scientific and conceptual bases of development and implementation of regional system model of junior pupils’ socio-economic education and upbringing.

Ключевые слова: социально-экономическое образование и воспитание младших школьников, традиционная культура региона, концептуальные основы, региональная модель социально-экономического образования и воспитания младших школьников.

Key words: junior pupils’ socio-economic education and upbringing, traditional regional culture, conceptual bases, regional model of junior pupils’ socioeconomic education and upbringing.

В условиях реформирования системы образования объективной необходимостью является учет региональных и локальных национальных особенностей, разработка содержательного компонента процесса воспитания с учетом специфики региона (местных культурно-исторических традиций, экономических программ, социального и природного потенциала) [1].

В связи с этим, обновление процесса социально-экономического

воспитания младшего школьника в общеобразовательных учреждениях на современном этапе должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современной науки и культуры.

Проблема формирования экономического сознания и мышления, необходимость осуществления начальной экономической подготовки поставлена самой жизнью. Большое значение приобретают такие качества, как инициативность, предприимчивость, деловитость, организованность, ответственность, бережливость. Экономическая грамотность как социальноценностное качество позволяет адаптироваться в условиях глобальной экономики, нести гражданскую ответственность; рационально использовать время; создает условия заинтересованности в эффективном труде, позволяет правильно рассчитать семейный бюджет и рационально вести домашнее хозяйство. Воспитание экономической культуры как составной части общей культуры личности необходимо осуществлять с первых лет обучения в школе.

Младший школьный возраст достаточно сензитивен для освоения того социально-экономического опыта, который выработан человечеством. Это благоприятнейший период формирования у учащихся ответственности за результаты собственной деятельности, рефлексивного отношения к себе и окружающему миру. Все это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе прогрессивных традиций, экономической культуры, которые обладают неограниченным потенциалом для развития и саморазвития личности.

Конкретными задачами в рамках исследуемой нами проблемы являются: изучение и анализ теории и практики процесса социально-экономического воспитания в условиях региона; раскрытие специфики процесса социальноэкономического воспитания в контексте традиционной культуры народов, проживающих на территории республики. Решение поставленных задач достигается путем анализа содержания программ по социальноэкономическому воспитанию, реализуемых в современной начальной школе, в

плане становления социально активной, духовно богатой, психологически и физически здоровой личности младшего школьника; разработки пакета

диагностических материалов; технологий реализации социальноэкономического образования и воспитания; мониторинга эффективности

предложенных технологий данного вида воспитания в условиях региона.

При столь очевидной значимости проблемы социально-экономического образования и воспитания в условиях региона отсутствуют работы,

отражающие её системный характер. В рамках исследования разработано психолого-педагогическое обоснование содержания социально-экономического воспитания младших школьников Республики Мордовия по трем областям -социально-правовой, духовной и социально-экономической [3].

В социально-правовой области:

- формирование основ гражданско-правовой грамотности личности;

- формирование личности ребенка, способной к успешной социальной адаптации, готовой к построению позитивных социальных отношений в коллективе;

- формирование активной гражданской позиции в условиях поликультурного общества;

- формирование основ этнокультурной толерантности;

- создание условий для подготовки к участию в социальноориентированной деятельности;

- создание условий для формирования лидерских качеств в условиях детского многонационального коллектива.

В духовной области:

- приобщение детей к ценностям национальных культур народов, проживающих на территории Республики Мордовия;

- формирование основ нравственной позиции во взаимоотношениях с людьми;

- обеспечение условий для защиты ребенка от мировоззренческого давления, реализации конституционных прав: свободы воли, свободы совести, свободы вероисповедания в поликонфессиональной среде;

- систематическое накопление и обогащение опыта социальнонравственного поведения учащихся;

- формирование нравственно-экологической позиции младших школьников, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

В социально-экономической области:

- приобщение детей к социально-экономической действительности на основе подходов, продиктованных новой стратегией социальноэкономического развития России и Республики Мордовия;

- формирование основ экономической грамотности;

- формирование ответственности за качество и результаты собственной деятельности;

- формирование умения творчески и оперативно использовать знания в практической деятельности, применять их в новых условиях.

Анализ литературы показывает, что в педагогическом аспекте проблемы социально-экономического образования и воспитания в школе рассматриваются в трудах А.Ф. Аменда, Е.Н.Землянской, А.П. Куракова, М. Л. Малышева, Л.П. Мельниковой, В.К. Розова, И. А. Сасовой, Б.П. Шемякина и других ученых.

Целью социально-экономического образования школьников является воспитание главного субъекта экономических отношений - свободного человека-собственника, умеющего рассчитывать и прогнозировать свою деятельность, оценивать свои поступки с позиций экономической целесообразности и нравственной ценности; оно должно служить базой для формирования функционально грамотного человека, способного адаптироваться и интегрироваться в динамичные социально-экономические условия [2].

Реализация данной целевой установки связана с проблемой социальноэкономического образования школьников в условиях конкретного региона. Поскольку рассматриваемая проблема в исследованиях теории и практики социально-экономической подготовки до сих пор не достаточно разработана,

постольку мы сочли необходимым выявить концептуальные основы к ее решению, наметив структуру системы социально-экономического образования в общеобразовательной школе, задачи, содержание и пути реализации социально-экономического образования на каждом уровне школьного обучения с учетом региональных особенностей, подчеркнув значение социальноэкономической подготовки на уровне начального общего образования.

Так, на уровне первого этапа социально-экономического образования (начального общего образования), опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, учителю предстоит ввести ребенка в мир экономической жизни, которая в наши дни определяется развитием рыночных отношений.

В процессе обучения в начальных классах школы целесообразно начать освоение основных понятий, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Особое место в познавательной деятельности следует уделять формированию понятий, связанных с собственностью: "моё", "наше", "общее", "чужое".

Целесообразно сделать первые подходы к формированию чувства хозяина. Формирование и развитие у учащихся чувства хозяина - не разовый, а непрерывный процесс. Работа школы в этом направлении должна интегрироваться с деятельностью семьи, дошкольных учреждений и находить свою пролонгацию на более высоких уровнях образования.

На службу социально-экономического образования младших школьников должны быть поставлены учебные предметы, изучаемые ими: математика, окружающий мир и др. На уроках математики экономическая подготовка учащихся осуществляется через систему решения текстовых задач с экономическими и хозяйственными проблемами. Знакомство с окружающим миром открывает перспективу бережного отношения к результатам труда, к природе.

Область социально-экономических знаний и качеств личности может быть реализована в начальной школе локально, за счет ведения специального курса экономики. Целью данного курса является развитие экономического

мышления на уровне соответствующем возрастным особенностям младших школьников, формирование элементов экономического сознания посредством передачи первоначальных представлений о наиболее употребляемых экономических понятиях, воспитание бережного отношения к средствам и результатам труда, экономически значимых качеств личности.

Для достижения названной цели необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:

^ сформировать представления об экономике как сфере деятельности: о происхождении и роли денег; об источниках богатства и роли труда в его создании; о возможности самих учащихся проявлять заботу о личном, семейном, школьном имуществе;

^ добиться четкого понимания учащимися круга основных

экономических понятий: экономика, ресурсы, производители и потребители, доход, расход; имущество, хозяйство; рынок, торговля, цена, стоимость, план, планирование; бережное отношение ко времени и материальным ценностям;

^ выработать умения осуществлять простейшие расчеты (стоимость конкретных товаров и размер сдачи при покупке в магазине), элементарный анализ результатов личного и общественного труда, поиск резервов повышения их эффективности;

^ формировать разумные потребности, стремления, соотносить

личные запросы с возможностями семьи;

^ приучать к аккуратности, ответственности, бережливости.

В ходе реализации данной модели воспитания необходимо придать экономическим знаниям большую конкретность, личностную значимость, дав учащимся начальных классов первоначальные сведения об исторически

сложившихся в республике (крае, области) условиях жизни, экономических взаимосвязях, ресурсах и производителях товаров и услуг. Уже в начальных классах следует осуществлять подготовку учащихся сельской школы к жизни и труду в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Круг экономических понятий, которыми следует овладевать ученику начальных классов, не должен превращаться в самоцель, а, прежде всего,

формировать его экономическое мышление и нравственные позиции выбора, приобретающие особое звучание в новых условиях хозяйствования. В этом может помочь использование различных форм и методов работы: сюжетноролевых игр, позволяющих учащимся начальных классов моделировать свое поведение во многих жизненных ситуациях, бесед, конкурсов, экскурсий, практических занятий, встреч с представителями различных профессий.

Успех школы в решении комплекса задач социально-экономического образования немыслим без воспитания во внеклассной, внешкольной работе во всем ее многообразии.

В ряде школ Республики Мордовия учителями начальных классов ведется факультативный курс "Экономика вокруг нас", программа которого разработана нами в процессе проведения опытно-экспериментальной работы. Особенностью предложенной программы является то, что она, кроме уроков, насыщена сюжетно-ролевыми играми, позволяющими учащимся моделировать свое поведение во многих жизненных ситуациях. Учащиеся осваивают основные термины, составляющие суть экономики (собственность, деньги, товар, рынок, цена, бюджет семьи, богатство и его источники и др.), получают первоначальные сведения об экономике родного края. В настоящее время можно говорить о качественных результатах преподавания данного курса в школах. Как отмечают учителя, полученные детьми знания позволяют рационально использовать время, создают условия для получения элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте, бережно относиться к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Таким образом, теоретические исследования проблемы экономического образования младших школьников доказывают необходимость и возможность его осуществления, определяют место экономического воспитания в системе

всего воспитательного процесса в средней школе; указывают отдельные направления работы по решению задач экономического воспитания в начальной школе; определяют содержание, формы и методы экономического воспитания младших школьников на уровне методик и технологий воспитания младшего школьника в условиях региона.

Библиографический список

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009.23 с.

2. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе/ под ред. И.А.Сасовой. -М., 1996.

3. Рябова, И.Г. Региональное экономическое воспитание младших школьников / И.Г. Рябова // Воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / под ред. И. Г. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 31-42.

Bibliography

1. Danilyuk, A.Ya. The Concept of the Russian Citizens’ Spiritual and Moral Development / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M.: Prosveshchenie, 2009. - P. 23.

2. Ryabova, I.G. Younger Schoolchildren’s Regional Economic Education / I.G. Ryabova / Primary Schoolchildren’s Education in the Context of the Traditional Regional Culture / Edit. by I.G. Ryabova. -Saransk: Mordovian State Pedagogical Institute, 2010. - P. 31-42.

3. The Concept of the Socio-Economic Education and Upbringing Development at a Secondary School / Edit. by I.A. Sasova. - M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.