Научная статья на тему 'К вопросу об оценке уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника'

К вопросу об оценке уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова А. А.

Показана актуальность воспитания духовной культуры в системе образования младшего школьника. Выделены этапы процесса воспитания духовной культуры младшего школьника. Разработана характеристика для оценки уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника, описаны показатели ее основных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MARKING THE LEVEL OF SPIRITUAL CULTURE OF THE JUNIOR PUPILS

There is showed an actuality of upbringing spiritual culture in the system of education of the junior pupils. Distinguished the stages of the process of upbringing spiritual culture of the junior pupils. Worked our characteristics for the marking of level of spiritual upbringing of the junior pupils, described the criteria of it’s main components.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника»

Колесникова А.А.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Показана актуальность воспитания духовной культуры в системе образования младшего школьника. Выделены этапы процесса воспитания духовной культуры младшего школьника. Разработана характеристика для оценки уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника, описаны показатели ее основных критериев.

Ключевые слова: воспитание, духовная культура, младший школьник.

На современном этапе развития общества наблюдается качественный скачок - реальный переход человечества в исторически новое состояние, который некоторые исследователи определяют как цивилизационный слом. Это связано с тем, что во всех сферах жизнедеятельности человека (в социальной, экономической, культурной, демографической, этнополитической, экологической и др.) произошли глубокие преобразования: изменился энергетический потенциал общества в целом и разных регионов и стран, обусловив новую расстановку сил в мире; изменились системы отношений людей в разных сферах и на разных уровнях; изменились взгляды современного человека, нравственные ориентиры, и, что чрезвычайно опасно, все чаще нарушаются моральные и этические нормы; в результате резких изменений произошла дезориентация людей, которая вызвала нагнетание напряженности, тревожности, массовый социальнопсихологический стресс, что тяжело сказывается на духовном и физическом здоровье и нации, и каждого человека, который чаще и глубже испытывает душевные переживания [4, с.211 - 212].

В создавшихся условиях особо остро проблема воспитания духовной культуры стоит в школьной среде. Младшие школьники оказались наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества в силу своих возрастных особенностей, а также в силу несфор-мированности мировоззренческих позиций.

Адаптация младшего школьника к реалиям современного мира содержит риски примитивизации сознания младшего школьника и его культурных предпочтений; формирования равнодушия, а также активной неприязни к людям; роста цинизма, грубости, агрессивности, жестокости как черты характера, за которыми часто скрываются внутренние переживания ребенка - неуверенность, одиночество, страх и в то же время инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность; увели-

чения числа алкоголиков и наркоманов; роста насильственной и корыстной преступности; антипатриотизма и утраты чувства Родины [1, с.7].

Школьный учитель, прежде всего, - воспитатель, человек, питающий душу растущего ребенка. «Задача исследователей - философов, социологов, психологов, педагогов - определить желательную на данном этапе развития общества систему ценностей, т. е. цель воспитания и социализации, а также, не нарушая творческой свободы педагога и нравственной свободы молодого человека, предложить комплекс действий, с помощью которых она может быть достигнута» [1, с.6].

Систематическое воспитание духовной культуры учащегося в начальной школе способствует освоению и осмыслению системы духовных ценностей, оценок действий, поступков и поведения сверстников, развивает духовные чувства младшего школьника, закладывает основы его духовного поведения. Для осуществления воспитания духовной культуры младшего школьника потребовались следующие способы: сообщение необходимых знаний о духовной культуре при изучении общеобразовательных предметов школьной программы; постепенное накопление знаний о духовной культуре в процессе практической деятельности; представление знаний о духовной культуре в интегративных и элективных курсах; сообщение базовых знаний о духовной культуре посредством самостоятельных учебных курсов, учитывающих возрастные особенности детей; получение знаний о духовной культуре в рамках дополнительного образования. Каждый из предложенных выше способов помогает воспитанию духовной культуры и формированию личности младшего школьника.

Процесс воспитания духовной культуры младшего школьника условно разделим на три этапа: установочно-целевой, собственно этап воспитания и рефлексивно-результативный этап.

Целью установочно-целевого этапа является ориентация младшего школьника на по-

ложительную мотивацию воспитания духовной культуры.

На этапе воспитания осуществляется качественное преобразование структуры и содержания воспитания духовной культуры младшего школьника.

Рефлексивно-результативный этап требует отслеживания уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника.

На основе максимального, минимального, а также среднего проявления состояния изучаемого явления мы выделили пассивный, конструктивный и креативный уровни воспитанности духовной культуры младшего школьника.

Теоретический анализ показал, что к настоящему моменту единых критериев оценки воспитанности духовной культуры младшего школьника в науке не выработано. Чтобы определить эффективность действия определенных педагогических ориентиров воспитания духовной культуры младшего школьника, необходимо уточнить критерии воспитанности духовной культуры младшего школьника. На основе изучения теории и экспериментальных данных для оценки уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника нами была разработана уров-невая характеристика, в которой были выделены четыре основных критерия: мотивационноценностный, когнитивно-содержательный, деятельностный и эмоционально-оценочный.

Показателями мотивационно-ценностного критерия являются сформированность мотивов самосовершенствования, преобладание познавательного интереса; ценностные отношения к себе, к Другому, к окружающему миру в целом, ориентация на духовную культуру как на ценность.

На пассивном уровене воспитанности духовной культуры младшего школьника мотив самосовершенствования частично сформирован, но не всегда осознаваем, познавательная деятельность не воспринимается как личностно-значимая, ценностные отношения к духовной культуре, к себе, к Другому, к окружающему миру в целом проявляются фрагментарно.

Конструктивный уровень отличается частично сформированным мотивом самосовершенствования; познавательная деятельность часто воспринимается младшим школьником как личностно-значимая, сформировано ценностное отношение к духовной культуре, к себе, к Другому, к окружающему миру в целом, хотя и не всегда осознанное.

Наличие осознанных положительных мотивов познания и самосовершенствования, ценностного отношения к себе, к Другому, к окру-

жающему миру в целом, отношение к духовной культуре как к ценности присутствуют на креативном уровне.

Второй, когнитивно-содержательный,

компонент характеризуют знания о сущности понятий духовность, культура, духовная культура, о духовных ценностях, внутреннем мире личности и ее духовных потребностях; знания о самосовершенствовании и его роли в жизни человека; знания о механизмах воспитания духовной культуры; умение самостоятельно ставить цель, самостоятельно развивать знания.

О пассивном уровене свидетельствуют отрывочные, несистематизированные представления о сущности понятий духовность, культура, духовная культура, о духовных ценностях, внутреннем мире личности и ее духовных потребностях, самосовершенствовании и механизмах воспитания духовной культуры. Необходимость получения знаний для воспитания духовной культуры младшего школьника личностно не осознана; умения самостоятельно ставить цель, самостоятельно развивать знания проявляются на низком уровне, нет самостоятельности.

На конструктивном уровне наблюдается наличие довольно глубоких, но не выстроенных в систему и не в полной мере осознанных знаний о сущности понятий духовность, культура, духовная культура, о духовных ценностях, внутреннем мире личности и ее духовных потребностях, самосовершенствовании и механизмах воспитания духовной культуры. Умения ставить цель, самостоятельно развивать знания сформированы на конструктивном уровне. Младший школьник стремится к самостоятельности, но чаще работает с помощью учителя.

Систематизированные, глубокие, осознанные знания о сущности понятий духовность, культура, духовная культура, о духовных ценностях, внутреннем мире личности и ее духовных потребностях, самосовершенствовании и механизмах воспитания духовной культуры; осознание младшим школьником важности знаний для воспитания духовной культуры; хорошо сформированные умения самостоятельно ставить цель, самостоятельно развивать знания говорят о креативном уровне воспитанности духовной культуры младшего школьника.

Критериями третьего, деятельностного, компонента являются способность к саморазвитию, самообразованию, совершенствованию внутреннего мира; готовность принять Другого, облагораживать индивидуально-личностную среду.

У младшего школьника на пассивном уровне способность к саморазвитию, самообразованию, совершенствованию внутреннего

мира, готовность принять Другого, облагораживать индивидуально-личностную среду развиты слабо, проявляются эпизодически, не полно и не во всем.

Конструктивный уровень характеризуется способностью младшего школьника к саморазвитию, самообразованию, совершенствованию внутреннего мира; готовностью принять Другого, облагораживать индивидуально-личностную среду, которые проявляются относительно полно, но не во всем.

Креативный уровень - высокий уровень развития качеств, характеризующийся наличием самостоятельности.

Последний, эмоционально-оценочный, критерий характеризует умение осуществлять самоконтроль и самооценку; эмоциональная отзывчивость младшего школьника, творческая активность (проявление познавательного интереса).

На пассивном уровне умения осуществлять самоконтроль и самооценку проявляются слабо, нет самостоятельности. Младший школьник пассивен, равнодушен к повышению уровня воспитанности духовной культуры, творческая активность проявляется редко.

Конструктивный уровень подразумевает умение осуществлять самоконтроль и самооценку. Младший школьник проявляет познаватель-

ный интерес к вопросам воспитания духовной культуры, стремится к самостоятельности, но чаще работает с помощью учителя.

Младший школьник на креативном уровне адекватно осуществляет самоконтроль и самооценку, стремится к сотрудничеству с другими людьми, творчески активен.

При оценке уровня воспитанности духовной культуры младшего школьника мы испытывали трудности. Во-первых, в выборе критериев измерения воспитанности духовной культуры младшего школьника. Во-вторых, в определении основы воспитания духовной культуры. В-третьих, в определении ценностей, ставших для человека своеобразными регуляторами поведения. Высшие из них - это Истина, Добро и Красота.

Предолагаем, что воспитание духовной культуры младшего школьника будет эффективным при ориентации на: общечеловеческие духовные ценности; православно-христианские добродетели; природосообразность; индивидуальность; Другого; духовно-нравственный идеал; воспитание личным примером; культуру и произведения искусства (культурологический характер воспитания духовной культуры); соборность; совершенствование и гармонизацию внутреннего мира человека; активную деятельность младшего школьника.

08.02.2011

Список литературы:

1. Никандров Н.Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика. - 2009. - №1. - С. 3-8.

2. Рындак В.Г. Мы родом из детства [Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе] / Монография /. М.; Оренбург: Пед. вестник; Оренб. гос. ин-т менеджмента. - 2006. - 203 с.

3. Рындак В.Г., Тимофеева О. С. Младший школьник и близкие ему люди: воспитание уважительного отношения. Программы. Хрестоматия. Методические рекомендации: Учебное пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2004. - 264 с.

4. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Мир психологии. - 2009. - №1 (57). - С. 211-218.

Сведения об авторе:

Колесникова Анна Александровна, аспирант кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, е-шаИ: [email protected]

UDC 373.47 Kolesnikova A.A.

Orenburg State Pedagogical University

TO THE QUESTION OF MARKING THE LEVEL OF SPIRITUAL CULTURE OF THE JUNIOR PUPILS

There is showed an actuality of upbringing spiritual culture in the system of education of the junior pupils. Distinguished the stages of the process of upbringing spiritual culture of the junior pupils. Worked our characteristics for the marking of level of spiritual upbringing of the junior pupils, described the criteria of it’s main components. Key words: upbringing, spiritual culture, junior pupil.

Bibliography:

1. Nikandrov N.D. Russian academy of education: results of the activity and perspectives of scientific researches// Pedagogics. - 2009. - №1. - p.3-8.

2. Ryndak V.G. We are from childhood. [ Pedagogical orientirs of upbringing of the child in family and at school] /

Monograph /. - M. ; Orenburg: Pedagogical herald ; Orenburg state institute of management. - 2006. - 203 pp.

3. Ryndak V.G., Timofeeva O. S. Junior pupil and his background: Upbringing of good attitude. Programms. Reader.

Methodical edition. Orenburg: Publishing house OSPU. - 2004. - 246 pp.

4. Feldstein D.I. An essence individualities of modern childhood and problems of methodical - theoretical ensuring of educational process // The world of psychology. - 2009. - №1 (57). - p. 211-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.