Научная статья на тему 'Региональные энергетические проекты и российско-грузинские отношения'

Региональные энергетические проекты и российско-грузинские отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
363
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КТК / РОССИЯ / ГРУЗИЯ / АРМЕНИЯ / КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ / АЗЕРБАЙДЖАН / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ / НЕФТЕПРОВОД НОВОРОССИЙСК - СУПСА - ДЖЕЙХАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гараканидзе Зураб

После августовской войны 2008 года российское правительство неоднократно заявляло, что не намерено вести переговоры с правительством Грузии ни по каким проблемам. Мы попытаемся показать, что с окончанием первого этапа расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) к концу 2012 года вероятность возобновления совместных российско-грузинских энергетических проектов возрастает. С учетом заинтересованности так называемого кремлевского энергетического лобби в транспортировке потоков энергоносителей из Центральной Азии, а также роста экологических рисков для черноморских проливов мы предлагаем вернуться к проекту нефтепровода Новороссийск - Супса - Джейхан, идущего вдоль черноморского побережья. Кроме того, после введения в действие санкций против Ирана возросла вероятность использования в реверсном режиме газопровода Север - Юг (Россия - Грузия - Армения). До тех пор, пока санкции не распространяются на иранский газ, это будет выгодно не только России, Ирану и Армении, но также Грузии и ее западным союзникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные энергетические проекты и российско-грузинские отношения»

Зураб ГАРАКАНИДЗЕ

Доктор экономических наук, обозреватель турецкого англоязычного журнала «Политикал рефлекшн»; обозреватель британского электронного журнала «Ньюзбэйз» (Тбилиси, Грузия).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Резюме

п

осле августовской войны 2008 года российское правительство неоднократно заявляло, что не намерено вести переговоры с правительством Грузии ни по каким проблемам. Мы попытаемся показать, что с окончанием первого этапа расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) к концу 2012 года вероятность возобновления совместных российско-грузинских энергетических проектов возрастает. С учетом заинтересованности так называемого кремлевского энергетического лобби в транспортировке потоков энергоносителей из Централь-

ной Азии, а также роста экологических рисков для черноморских проливов мы предлагаем вернуться к проекту нефтепровода Новороссийск — Супса — Джейхан, идущего вдоль черноморского побережья. Кроме того, после введения в действие санкций против Ирана возросла вероятность использования в ре-версном режиме газопровода Север — Юг (Россия — Грузия — Армения). До тех пор, пока санкции не распространяются на иранский газ, это будет выгодно не только России, Ирану и Армении, но также Грузии и ее западным союзникам.

В в е д е н и е

Анкара заявила о намерении совместно с иностранными нефтяными компаниями работать над созданием фонда защиты черноморских проливов от экологических катастроф. По некоторым оценкам, стоимость этого проекта может превысить 30 млрд долл., но турецкое правительство, вновь ссылаясь на катастрофическую утечку нефти в Мексиканском заливе, утверждает, что предложенные меры вполне стоят таких денег. План Турции в числе прочего предусматривает перенаправление нефтяных потоков в обход проливов и в наземные трубопроводы, в частности в нефтепровод, который должен быть проложен российско-итало-турецким консорциумом по маршруту Самсун — Джейхан. Однако работы над проектами нефтепроводов Самсун — Джейхан и Бургас — Алексан-друполис приостановлены, и теперь нужен новый экспортный маршрут для транспортировки растущих объемов казахстанской нефти, переправляемых по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Поэтому мы предлагаем вновь вернуться к рассмотрению проекта российско-грузино-турецкого нефтепровода Новороссийск — Супса — Джейхан. Такой вариант, с одной стороны, обеспечил бы маршрут для транспортировки сырой нефти в обход Босфора и Дарданелл, с другой — помог бы вывести из тупика напряженные отношения между Грузией и Россией.

В июле 2011 года в Турции проходила международная конференция, на которой обсуждались проблемы безопасного плавания в проливах Босфор и Дарданеллы. Конференция проходила в Стамбуле с участием представителей примерно 20 ведущих зарубежных нефтяных компаний, включая крупные международные компании и компании, базирующиеся в России и Казахстане. Все участники конференции признали необходимым принять меры для предотвращения экологических катастроф и сохранения открытого режима турецких проливов. Этот морской путь — один из самых загруженных в мире. Согласно официальной статистике, в 2009 году через черноморские проливы было перевезено около 154 млн т сырой нефти и нефтепродуктов. За год через Босфор и Дарданеллы проходит приблизительно 51 тыс. судов — в пять раз больше, чем проходило в 1990 году. Согласно сообщению, представленному на Стамбульской конференции Министерством энергетики Турции, каждый день через проливы проходят в среднем 136 судов, в том числе 27 танкеров.

Чрезвычайные меры для черноморских энергетических маршрутов

Открывая конференцию, турецкий министр энергетики Танер Иилдиз призвал принять чрезвычайные меры по защите проливов перед лицом постоянно нарастающего потока судов. Он отметил, что за последние 15 лет там пролилось в воду примерно 115 тыс. т сырой нефти и нефтепродуктов, и напомнил, что расположенный на Босфоре Стамбул является домом для 15 млн человек. Любой несчастный случай с груженным нефтью танкером в этой акватории может иметь тяжелые экологические последствия для города. Однако, несмотря на отмеченную угрозу экологической катастрофы, Турция не имеет возможности закрыть или даже просто жестко ограничить движение судов через проливы. Согласно Конвенции Монтре от 1936 года, регулирующей мореплавание в этих водах, Босфор и Дарданеллы должны оставаться открытыми. Как заявил на конференции Иилдиз, Анкара намерена строго соблюдать свои обязательства. Тем не менее, по его словам, после аварии в апреле 2010 года на буровой платформе «Deepwater Horizon» на

принадлежащем компании ВР нефтяном месторождении Макондо в Мексиканском заливе отношение общественности к ситуации изменилось. Этот случай, как утверждает Иилдиз, убедительно продемонстрировал необходимость принять новые правила. По сообщениям турецкой прессы, Анкара заявила о намерении вместе с иностранными нефтяными компаниями начать работу по созданию фонда защиты проливов от экологических катастроф. Стоимость этого проекта, по некоторым оценкам, может превысить 30 млрд долл. Однако турецкое правительство, снова ссылаясь на масштабную утечку нефти в Мексиканском заливе в 2010 году, настаивает, что предложенные меры вполне стоят таких денег. План Турции в числе прочего предусматривает перенаправление нефтяных потоков в обход проливов и в наземные трубопроводы, в частности в нефтепровод, который должен быть построен российско-итало-турецким консорциумом по маршруту Самсун — Джейхан. Этот проект призван создать маршрут для транспортировки сырой нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы и связать Черное море с восточным Средиземноморьем. Турецкие власти утверждают, что нефтяные компании не понесут ущерба, если перейдут с перевозки нефти танкерами на этот маршрут.

Российская поддержка маршрутов в обход черноморских проливов

Анкара много лет активно лоббировала строительство трубопровода из Самсуна в Джейхан. Определенным успехом на этом фронте стало недавно подписанное соглашение с российским энергетическим гигантом «Роснефть», который должен присоединиться к итальянской «Эни» и турецкой «Джалик энерджи» в деле сооружения трубопровода. В проект войдет и российский государственный оператор нефтепроводов «Транснефть». Его участие, как и участие «Роснефти», будет служить гарантией заполнения, а следовательно, и прибыльности трубопровода Самсун — Джейхан. Россия долго сопротивлялась проекту трубопровода — отчасти потому, что у нее имелись собственные планы, связанные с другим обходным маршрутом — через Грецию и Болгарию. Однако, столкнувшись с планами Турции ввести новые меры по защите окружающей среды Босфора и Дарданелл, она, кажется, решила войти в проект Самсун — Джейхан. Это вполне разумно: если бы трубопровод был построен другими инвесторами, а проливы почему-либо оказались закрыты, России было бы очень непросто найти альтернативный маршрут для экспорта нефти через Черное море. Однако Россия не отказалась от идеи другого обходного маршрута, который проходил бы из Бургаса на болгарском побережье Черного моря к Александруполису — греческому порту на северном побережье Эгейского моря.

Если бы оба этих трубопровода были построены, то они были бы способны принять на себя большую часть того потока нефти, который сегодня следует через черноморские проливы. Однако президент «Транснефти» Николай Токарев утверждает, что стоимость прокачки нефти по трубопроводу Бургас — Александруполис, вероятно, будет почти вдвое превышать стоимость ее доставки танкерами через турецкие проливы, а стоимость использования трубопровода Самсун — Джейхан будет, по его оценкам, почти в три раза превосходить стоимость доставки морским путем. Тем не менее «Эни», «Транснефть» и «Роснефть» согласились сотрудничать с турецким правительством в этом трубопроводном проекте. Тем временем, как сообщается в отчетах о конференции в Стамбуле, американские компании предлагают вместо того, чтобы строить обходные пути транспортировки нефти, модернизировать маршрут через проливы. Представитель «Шеврона», на-

пример, заявил, что его компания не рассматривала для себя никаких новых маршрутов для перевозки жидкого топлива. (ВР, со своей стороны, как утверждает сотрудник турецкого офиса компании, подготовила специальный документ, посвященный методам транспортировки в обход проливов.) Но Турция возражала против американских предложений. Турецкий министр окружающей среды Вейсел Эроглу заявил: «Свобода судоходства [в проливах] должна контролироваться в интересах защиты окружающей среды и народа Турции». Однако нет никакой возможности перенаправить нефтяные потоки немедленно. Кроме того, Турции, вероятно, будет нелегко убедить иностранные энергетические гиганты раскошелиться на многомиллиардные затраты, которых потребует разработка и реализация предложенной экологической программы и строительство трубопровода, ведущего в Джейхан.

Необходимость расширения Каспийского трубопроводного консорциума

С другой стороны, энергоресурсы из Центральной Азии имеют стратегическое значение, позволяя России увеличить ее доходы на энергетическом рынке. Газовые и нефтяные месторождения России истощаются, и добыча замедляется. Введение в эксплуатацию новых запасов требует существенного времени и инвестиций1.

Угроза российскому доминированию в энергетическом секторе исходит с Кавказа. Энергетический коридор в западном направлении, проходящий через Азербайджан, Грузию и Турцию, дает Западу шанс ослабить хватку России на энергетических ресурсах Каспия и Центральной Азии. Трубопроводы Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзерум уже позволяют доставлять по этому коридору на запад нефть и газ с Каспия, однако их можно было бы продлить, построив транскаспийские трубопроводы, и обеспечить доступ к крупным запасам энергоресурсов в Центральной Азии. И хотя прокладка такого трубопроводного маршрута потребовала бы подвига и от строителей, и от политиков, — Россия, кажется, рассматривает эту возможность как серьезную угрозу2.

Чтобы обеспечить себе будущее мировой энергетической сверхдержавы, России необходимо заново утвердиться в бывших советских регионах Центральной Азии и Кавказа, и здесь Грузия представляет собой стратегическое дефиле. Если бы Грузию удалось заставить играть по российским правилам, Москва могла бы использовать свое политическое доминирование, чтобы перерезать воздушный коридор из НАТО в Центральную Азию, перекрыть коридор транспортировки энергоресурсов в западном направлении и смягчить отрицательные последствия падения экономической роли России для Грузии и стран бывшего СССР. Проблема для Москвы состоит в том, что Тбилиси настроен вовсе не пророссийски.

Эта проблема выдвинулась на передний план в связи с двумя событиями декабря 2010 года. С одной стороны, Москва заключила с Каспийским трубопроводным консорциумом соглашение о расширении экспортного нефтяного маршрута Тенгиз — Новороссийск. С другой — Россия и Турция подписали документы, предусматривающие присоединение «Роснефти» и «Транснефти» к «Эни» и турецкому государственному оператору

1 Cm.: Rumer B. The Search for Stability in Central Asia. B kh.: Central Asia: A Gathering Storm? / Ed. by B. Rumer. Armonk: M.E. Sharpe, 2002. P. 56.

2 Cm.: Ismail A.M. Is the West Losing the Energy Game in the Caspian? // CA-CI Analyst, 6 May 2009 [http:// www.cacianalyst.org/?q=node/5100], 12 May 2009.

трубопроводов Боташ в проекте нефтепровода Самсун — Джейхан. Эти события могут быть связаны друг с другом. Проект расширения Каспийского трубопроводного консорциума позволит нарастить объемы нефти, прокачиваемой к Черному морю не через Центральный Кавказ, а через российскую территорию. Его реализация повысит пропускную способность маршрута Тенгиз — Новороссийск с нынешнего уровня около 36,5 млн т в год (733 тыс. баррелей в день) до 67 млн т в год (1,34 млн баррелей в день). Большую часть дополнительных объемов обеспечит огромное месторождение Тенгиз в западном Казахстане, которое разрабатывается консорциумом во главе с компанией «Шеврон». Однако часть нефти может поступать с еще более богатого месторождения Кашаган в Каспийском море. Стоимость проекта по расширению КТК, как ожидается, должна составить 5,4 млрд долл. — сумма, которую некоторые российские наблюдатели находят чрезмерной. Важно также, что расширение КТК необходимо российскому правительству, чтобы блокировать возможность перенаправления «большой нефти с Кашагана» по маршруту через Южный Кавказ. Но у Астаны на этот счет свое мнение, не вполне совпадающее с мнением Москвы. Как подчеркивали профессора В. Папава и М. Токмазишвили, «несмотря на близкие отношения с Россией, Казахстан также весьма заинтересован в безопасности транспортного коридора, проходящего через Азербайджан и Грузию»3.

Неудача проекта трубопровода Бургас — Александруполис

Несколько лет Москва сопротивлялась плану строительства трубопроводов, но в конце концов согласилась с ним, после того как менеджеры «Транснефти» вместе с первым заместителем премьер-министра Игорем Сечиным договорились с «Шевроном», что сырая нефть с месторождения Тенгиз будет доставляться танкерами из Новороссийска в Бургас, чтобы далее транспортироваться по нефтепроводу Бургас — Александруполис. Но в 2010 году болгарский премьер-министр Бойко Борисов, занявший этот пост в июле 2009 года, отказался продолжать реализацию проекта трубопровода. Он считает, что нефтепровод создает неприемлемо высокий риск загрязнения великолепных пляжей южной Болгарии, а это ставит под угрозу туристический бизнес, который, по его словам, гораздо важнее для страны, чем «гроши» в 36 млн евро (49 млн долл.) в год, которые она получала бы в виде платы за транзит нефти по трубопроводу. Существует очевидная и простая альтернатива трубопроводу — продолжать перевозку нефти через проливы Босфор и Дарданеллы. Однако Анкара стремится ограничить перевозку нефти по этому маршруту. Первоначально Москва открыто возражала против позиции Турции и обвиняла Анкару в нарушении Конвенции Монтре, гарантирующей свободный проход гражданских судов через черноморские проливы. Однако эти протесты были не в состоянии изменить точку зрения турецкого руководства, по-прежнему отказывавшегося идти на риск усиления движения танкеров. Признаки сближения позиций появились в 2009 году, когда российский премьер-министр Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган подписали соглашение, позволявшее российской государственной газовой монополии «Газпром» проложить один из участков трубопровода «Южный поток» в турецкой части акватории Черного моря. В обмен на это Путин согласился с настояниями Анкары об использовании трубопровода Самсун — Джейхан для транспортировки россий-

3 Papava V., Tokmazishvili M. Russian Energy Politics and the EU: How to Change the Paradigm // Caucasian Review of International Affairs, Spring 2010, Vol. 4 (2). P. 106 [http://www.cria-online.org/Journal/11/Done_ Russian_Energy_Politics_and_EU_How_to_Change_the_Paradigm_by_Vladimer_Papava_and_Michael_Tokmazishvili.pdf].

ской нефти. Сечин, который долго выступал против обходного маршрута через Турцию, публично выразил несогласие с договоренностью. Однако Путин, кажется, решил, что здесь ему важнее ублажить главу «Газпрома» Алексея Миллера. Возможно, дело еще и в том, что «Южный поток» преследует важную стратегическую цель — обеспечить транзит газа в обход территории Украины и создать конкуренцию для Южного газового коридора ЕС — трубопроводного проекта, призванного уменьшить зависимость Европы от российского газа4.

Кажется, Россия отказалась от проекта Бургас — Александруполис в пользу трубопровода Самсун — Джейхан и турецкой программы защиты проливов Босфор и Дарданеллы. Тем самым она также недвусмысленно выразила свою позицию в вопросе об отношениях с Болгарией — одним из ее главных партнеров в посткоммунистическом мире.

В этих условиях стоило бы поставить грузинскую энергетическую политику на рациональные рельсы. И соображения рациональности, и «Стратегический план из 10 пунктов» грузинского правительства5 требуют, чтобы в ближайшие годы страна превратилась в региональный энергетический и транспортный «хаб». Этой цели отвечают два проекта, которые будут обсуждаться ниже: альтернативный маршрут для казахстанской нефти через Центральный Кавказ, то есть нефтепровод Новороссийск — Супса — Джейхан, и Южный газовый коридор ЕС при использовании российско-армянского газопровода Север — Юг в качестве соединительного трубопровода.

Альтернативный маршрут для казахстанских энергоресурсов через Центральный Кавказ — нефтепровод Новороссийск — Супса — Джейхан

Сегодня есть смысл вернуться к уже забытому предложению о строительстве трубопровода Новороссийск — Супса — Джейхан вдоль побережья Черного моря, ведь планируемый нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз — Новороссийск создает дополнительную угрозу экологическому благополучию черноморских проливов.

Казахстан, как и Азербайджан, жизненно заинтересован в диверсификации возможных путей доставки его нефти и газа на мировые рынки и в снижении зависимости от транзитных маршрутов через территорию России. В этом направлении он добился определенных успехов. Так, с 2006 года он экспортирует нефть в Китай по трубопроводу Атасу — Алашанькоу. Однако рост добычи на месторождениях Тенгиз и Карачаганак и перспективы добычи на Кашагане создают мощный стимул для прокладки дополнительного экспортного маршрута через Центральный Кавказ.

После распада СССР Казахстан экспортировал большую часть добываемой им нефти через российскую территорию, используя два трубопровода высокой пропускной способности. Один из них — построенный в советские времена нефтепровод Атырау — Самара. Другой — трубопровод с месторождения Тенгиз на Новороссийск, построенный Каспийским трубопроводным консорциумом.

4 Cm.: Garakanidze Z. Successful Visit of the EC High Level Officials to Azerbaijan and Turkmenistan // Political Reflection (Turkey, Ankara), March 2011, Vol. 2, No. 1. P. 49—52.

5 Cm.: 10 Point Strategic Plan of the Government of Georgia [http://www.government.gov.ge/index. php?lang_id=geo&sec_id=234&info_id=33014].

Цель Каспийского трубопроводного консорциума — дать возможность Казахстану экспортировать больше нефти, прежде всего с месторождения Тенгиз. Однако, поскольку трубопровод заканчивается на побережье Черного моря, эту нефть приходится перегружать на танкеры и доставлять на средиземноморский рынок через черноморские проливы. В последнее время многие грузоотправители высказываются в пользу сохранения подобного порядка.

Каспийский трубопроводный консорциум обслуживает экспорт казахстанской и российской нефти. За 10 лет работы по нему было отгружено потребителям с российского морского терминала под Новороссийском почти 270 млн т сырой нефти, для перевозки которой потребовалось больше 2 500 танкеров. В июле 2011 года началась реализация проекта по увеличению пропускной способности нефтепроводной системы, завершение которой было намечено на сентябрь 2012 года.

Проект КТК — один из самых успешных проектов в энергетическом секторе на всем постсоветском пространстве, он ассоциируется с использованием самых передовых организационных и управленческих технологий, современного и надежного оборудования. 10 лет нефтепровод Тенгиз — Новороссийск общей протяженностью 1 511 километров функционирует без характерных сбоев. Осуществляющийся в настоящее время проект реконструкции КТК был разработан с учетом перспективы увеличения его первоначальной пропускной способности в 2,5 раза — до 67 млн т нефти в год; с добавлением антифрикционных присадок — до 76 млн т6.

Маршрут в обход Босфора

может помочь в разрешении конфликта

На ряде объектов КТК работы шли с опережением графика на два месяца. В частности, на Кропоткинской насосной станции уже выполнено около 20% работ. Окончание работ по модернизации и начало эксплуатации были запланированы на сентябрь 2012 года. Проект по расширению КТК выполняется без приостановки перекачки нефти.

Тем не менее Анкара проявляет беспокойство, особенно в связи с упоминавшимися работами по расширению пропускной способности трубопровода. Она хотела бы, чтобы сырую нефть из Казахстана перевозили через Черное море для закачки в предполагаемый трубопровод Самсун — Джейхан, в то время как Россия еще раньше убеждала Казахстан использовать для этой цели предполагаемый трубопровод Бургас — Алек-сандруполис.

Каждый из вариантов связан с теми или иными проблемами. Турция выступает против первого варианта на том основании, что он означал бы слишком большую нагрузку на проливы Босфор и Дарданеллы7; в свою очередь, Россия и Казахстан пока не взяли на себя никаких конкретных обязательств по объемам перекачки нефти по трубопроводу Самсун — Джейхан. С другой стороны, проект Бургас — Александруполис практически блокирован позицией Болгарии.

По сути, Грузии, России и Турции нужно было бы объединиться для обсуждения другой альтернативы — нефтепровода, который соединил бы Новороссийск, Супсу и

6 См.: Garakanidze Z. Protecting the Turkish Straits // NewsBase, Week 28, 21 July 2010. P. 4.

7 Э. Исмаилов и В. Папава подчеркивали: «Практически с того самого момента, как появилась идея доставки каспийской нефти на Запад и сооружения нефтепроводов в обход территорий России и Ирана, Азербайджан, Грузия и Турция оказались в одной «команде» (Ismailov E., Papava V. A New Concept for the Caucasus // Southeast European and Black Sea Studies, September 2008, Vol. 8, No. 3. P. 293).

Джейхан и проходил вдоль российского и грузинского побережья Черного моря. Об идее этого нефтепровода сегодня практически никто уже и не вспоминает. А состоит она в транспортировке казахстанской нефти из Южной России в Турцию вдоль черноморского побережья Грузии через Абхазию — отколовшуюся область Грузии. Идея эта пользовалась некоторой популярностью в 1990-х годах, но позже от нее отказались. Однако теперь, когда начались работы по расширению КТК, ее стоило бы вернуть к жизни.

Этот альтернативный трубопровод был бы также вполне рентабелен. Российские эксперты оценили затраты на его сооружение в 600 млн долл. Для сравнения: предлагаемый фонд защиты черноморских проливов должен стоить 30 млрд долл., трубопровод Сам-сун — Джейхан — 2 млрд долл., а трубопровод Бургас — Александруполис — 1 млрд евро (1,44 млрд долл.)8.

Более того, трубопровод означал бы для Москвы и Тбилиси возможность получать дополнительную плату за транзит. России эти доходы могли бы компенсировать ее потери от работы азербайджанских трубопроводов, а Грузия могла использовать свою долю, чтобы возместить затраты, связанные с воссоединением Абхазии.

Следует, однако, отметить, что, пока не будет решена проблема статуса Абхазии по отношению к Грузии, проект Новороссийск — Супса — Джейхан будет оставаться на мертвой точке.

Соединительный трубопровод между Южным газовым коридором ЕС и российско-армянским магистральным газопроводом Север — Юг

В 2010 году грузинский парламент внес изменения в Закон «О приватизации государственной собственности». В результате из перечня принадлежащих государству активов, не подлежащих продаже, был изъят газопровод Россия — Грузия — Армения, то есть так называемый магистральный газопровод Север — Юг. Многие эксперты отметили, что приватизация трубопровода не принесла бы для бюджета Грузии никаких реальных финансовых выгод. Если учесть, что в 2005 году, когда Тбилиси впервые пытался продать трубопровод, речь шла о начальной цене в 200—250 млн долл., то продажа, скорее всего, не принесла бы грузинскому бюджету больше, чем 250—300 млн долл. неналоговых поступлений. В чем же тогда состояла бы выгода для покупателя и для продавца? С экономической точки зрения приватизация не влечет за собой больших рисков. Напротив, Тбилиси, весьма вероятно, рад был бы продать трубопровод частному инвестору, готовому инвестировать десятки миллионов долларов в его восстановление. Это повысило бы качество прокачки газа, что, в свою очередь, помогло бы улучшить позиции Грузии как транзитера энергоресурсов, а это обозначено в «Стратегическом плане из 10 пунктов» грузинского правительства. Но с геополитической точки зрения продажа магистрального газопровода Север — Юг инвестору из России или любому из ее союзников таила бы в себе известную угрозу для Грузии и ее западных союзников. По этой причине отдельные аналитики высказывали предположение, что быстрое принятие решения о подготовке к приватизации было результатом политического давления. Как же мы можем избежать такого влияния?

8 Cm.: Garakanidze Z. Important Step Has Been Made in Supply and Transit of the Shah Deniz 2 Gas // Political Reflection, December 2011, Vol. 2, No. 4. P. 24—27.

Возможный проект соединительного трубопровода Иран — Армения — Грузия — Россия

В настоящее время Грузия — это единственное место, где сходятся каспийская и российская газотранспортные сети. Там пересекаются магистральный газопровод Север — Юг, идущий через территорию Грузии из России в Армению, и Южнокавказский трубопровод (БСР), по которому в настоящее время прокачивается газ с первой очереди месторождения Шах-Дениз (SD1) и из которого газ должен поступать в газопровод «Набукко» или Трансанатолийский газопровод. Точка их пересечения находится близ села Джандари около Гардабани. Магистральный газопровод Север — Юг начинается в городе Моздок на юге России и пересекает Грузию, заканчиваясь у ее границы с Арменией. Его протяженность составляет 235 км, и он имеет две параллельные нитки: трубу диаметром 1 200 мм и резервную трубу диаметром 700 мм. С тех пор как в 2007 году Грузия стала получать большую часть необходимого ей газа с азербайджанского морского месторождения Шах-Дениз-1, основной объем транспортируемого по магистральному трубопроводу газа шел транзитом в Армению. Трубопровод никогда не был задействован на его полную проектную мощность — 18 млрд куб. м в год для обеих ниток. (Даже в течение советского периода объемы транзита никогда не превышали 9,5 млрд куб. м в год.) Но после распада Советского Союза объемы перекачиваемого газа резко упали. В 2007—2010 годах, например, по нему перекачивались только 1,7—1,9 млрд куб. м в год. Если состыковать его с Южнокавказским трубопроводом, в него можно было бы направить часть газа, который Россия могла бы по «Южному потоку» поставлять для экспорта по газопроводу «Набукко» или по Трансанатолийскому газопроводу. Наращивание транзита газа было бы выгодно и для Грузии. Страна уже получает 10% перекачиваемого объема в качестве платы за транзит. В последние годы Грузия потребляла примерно 1,73 млрд куб. м газа в год, в то время как Армения — примерно 1,93 млрд куб. м. Эти цифры показывают, что Государственная нефтегазовая корпорация Грузии (GOGC) получает в год приблизительно 190—193 млн куб. м бесплатного газа (всего около 11,0—11,2% потребляемого Грузией газа), который обращается в деньги путем продажи его местному населению.

После 2017 года, когда начнется добыча на участках второй очереди месторождения Шах-Дениз, объемы транзита газа через грузинскую территорию должны увеличиться. Тогда объемы газа, подаваемого в Южнокавказский трубопровод, по которому в 2011 году прокачивалось только 4,7 млрд куб. м, должны будут резко возрасти — до 20 млрд куб. м в год. Соглашение между Турцией и Азербайджаном о транзите и объемах газа с месторождения Шах-Дениз-2, подписанное в июне 2010 года, предусматривает эксплуатацию трубопровода на полную мощность. Стыковка Южнокавказского трубопровода с магистральным газопроводом Север — Юг создала бы для этого последнего более благоприятные перспективы и одновременно дала бы России доступ к новому экспортному маршруту высокой пропускной способности, а «Набукко» и Трансанатолийскому трубопроводу облегчила доступ к газовым запасам. Такая стыковка не представляла бы трудностей и никак не отразилась бы на поставках газа в Армению, тем более что она теперь может получить газ от другого поставщика — Ирана. Если бы удалось это сделать, конкуренция между проектом Южного газового коридора и «Южным потоком» утратила бы остроту и оба проекта не столько конкурировали бы между собой, сколько дополняли друг друга. Иными словами, «Газпром», вместо того чтобы противодействовать строительству Южного газового коридора, мог бы воспользовать-

ся трубопроводами ЕС, чтобы получить новый экспортный маршрут в Европу. Мы целиком согласны с мыслью о том, что «гармонизация газопроводов представляется делом еще более важным, учитывая, что пока не ясно, позволит ли мощность российской газотранспортной системы справиться с транспортом возросших объемов газа из Центральной Азии газа в первой половине следующего десятилетия»9.

К тому же стыковка Южнокавказского трубопровода с магистральным газопроводом Север — Юг дала бы возможность создать более широкую сеть, в рамках которой поставщиком мог выступать и Иран, ведь западные санкции против Ирана затрагивают только нефтяной экспорт и не распространяются на иранский газ. Тогда иранский газ, прокачиваемый в Армению через трубопровод Тебриз — Мегри, мог бы через армянскую газопроводную сеть прокачиваться к грузинскому селу Джандари близ Гарда-бани и перенаправляться в Южнокавказский трубопровод для последующей загрузки в Трансанатолийский трубопровод или в любую нитку Южного газового коридора, а газ из России — прокачиваться через магистральный газопровод Север — Юг для последующей закачки в Южнокавказский трубопровод. Это было бы вполне рентабельно, поскольку не требовало бы прокладки новых газопроводов, а опиралось на использование уже существующих.

3 а к л ю ч е н и е

Энергия — это не только источник экономического богатства; она может трансформироваться в политическую силу. Однако силовая энергетическая дипломатия — не единственный рычаг, к которому Россия может прибегать во взаимоотношениях с Грузией. Приняв на себя ответственность за посредничество в конфликтах Грузии с отколовшимися от нее Абхазией и Южной Осетией, Москва получила возможность манипулировать этими внутренними спорами к своей политической выгоде10.

Теперь у Грузии появилась возможность использовать свое географическое местоположение для объединения страны. Развитие центральноазиатских энергетических проектов и рост объемов перевозок казахстанской нефти через черноморские проливы дает Тбилиси шанс начать с Россией диалог об использовании грузинской территории, включая оккупированные районы, и вовлечь в него Запад. Для этой цели необходимо вернуться к идее нефтепровода Новороссийск — Супса — Джейхан. Кроме того, согласно стратегическому плану грузинского правительства, страна в ближайшие годы должна стать важным региональным энергетическим и транспортным узлом. Этому может послужить стыковка трубопроводов Южного газового коридора ЕС с российско-армянским магистральным газопроводом Север — Юг при использовании в качестве соединительного трубопровода Южнокавказского трубопровода. Это может также послужить инструментом, позволяющим Грузии использовать экономические интересы Ирана и Армении как рычаг в ее будущем сотрудничестве с Россией в энергетическом секторе.

9 Papava V., Tokmazishvil M. Pipeline Harmonization Instead of Alternative Pipelines: Why the Pipeline «Cold War» Needs to End [http://www.ada.edu.az/biweekly/issues/150/20090327030535315.html].

10 Cm.: Preobrazhensky K. South Ossetia: KGB Backyard in the Caucasus // CA-CI Analyst, 11 March 2009, Vol. 11, No. 5. P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.