Научная статья на тему 'Региональное регулирование развития малого бизнеса в сфере услуг'

Региональное регулирование развития малого бизнеса в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СФЕРА УСЛУГ / REGULATION / DEVELOPMENT / SMALL BUSINESS / SERVICE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Эльмира Алибековна, Гаджиева Наира Альбертовна

В статье рассмотрен концептуальный подход к формированию системы регионального регулирования малого бизнеса, в основе которого лежит принцип «управления по результатам». Этот принцип рассматривает цели социально-экономического развития региона и результаты их реализации как основу для выбора оптимальных стратегических решений в области реструктуризации регионального хозяйства. Система регионального регулирования малого бизнеса в сфере услуг должна состоять из базовых подсистем и изменяемого в зависимости от отраслевой направленности малого предприятия и конкретного объекта. В задачи базовых подсистем, которые неизменны для всех уровней объекта управления и регулирования (элементов инфраструктуры поддержки, субъектов малого бизнеса и др.), входит формирование системы и управление ею, что требует выбора соответствующих инструментов, их корректировки. В состав базовой системы входят следующие подсистемы: управление информационными потоками, генерация проектов развития малого бизнеса в различных отраслях сферы услуг, управление бюджетными потоками поддержки малого бизнеса, планирование и управление денежными потоками, контроль эффективности принятых решений и их реализации. По функциональному признаку они различны, различаются и использующиеся методы и механизмы регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL REGULATION OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE SERVICE INDUSTRY

The manuscript studies the conceptual approach to forming a system of regional regulation of small business based on the principle of “management based on results”. This principle discusses the goals of social-economic development of the region and the results of their implementation as the foundation of choosing the optimal strategic solutions in the area of restructuring of the regional economy. The system of regional regulation of small business of the service industry has to consist of the basic subsystems, and it has to be able to change depending on the industry focus of a small business and a specific site. The tasks of basic subsystems that are constant for all levels of site management and regulation (elements of support infrastructure, small business entities, etc) consist of forming a system and managing it which requires choosing the corresponding instruments, their correction. The basic system consists of the following subsystems: managing information streams, generating projects of development of small business in different industries of the service industry, managing budget streams of small business support, planning and management of monetary streams, control of effectiveness of the decisions made, and their implementation. They are different based on the functional features. The methods used and the mechanism of regulation are also different.

Текст научной работы на тему «Региональное регулирование развития малого бизнеса в сфере услуг»

Экономика предпринимательства

МАГОМЕДОВА Э.А.,ГАДЖИЕВА Н.А.

РЕГИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассмотрен концептуальный подход к формированию системы регионального регулирования малого бизнеса, в основе которого лежит принцип «управления по результатам». Этот принцип рассматривает цели социально-экономического развития региона и результаты их реализации как основу для выбора оптимальных стратегических решений в области реструктуризации регионального хозяйства. Система регионального регулирования малого бизнеса в сфере услуг должна состоять из базовых подсистем и изменяемого в зависимости от отраслевой направленности малого предприятия и конкретного объекта. В задачи базовых подсистем, которые неизменны для всех уровней объекта управления и регулирования (элементов инфраструктуры поддержки, субъектов малого бизнеса и др.), входит формирование системы и управление ею, что требует выбора соответствующих инструментов, их корректировки. В состав базовой системы входят следующие подсистемы: управление информационными потоками, генерация проектов развития малого бизнеса в различных отраслях сферы услуг, управление бюджетными потоками поддержки малого бизнеса, планирование и управление денежными потоками, контроль эффективности принятых решений и их реализации. По функциональному признаку они различны, различаются и использующиеся методы и механизмы регулирования. Ключевые слова: регулирование, развитие, малый бизнес, сфера услуг.

MAGOMEDOVA Е.А.,GADJIEVA N.A.

THE REGIONAL REGULATION OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE SERVICE INDUSTRY

Abstract. The manuscript studies the conceptual approach to forming a system of regional regulation of small business based on the principle of "management based on results". This principle discusses the goals of social-economic development of the region and the results of their implementation as the foundation of choosing the optimal strategic solutions in the area of restructuring of the regional economy. The system of regional regulation of small business of the service industry has to consist of the basic subsystems, and it has to be able to change depending on the industry focus of a small business and a specific site. The tasks of basic subsystems that are constant for all levels of site management and regulation (elements of support infrastructure, small business entities, etc) consist of forming a system and managing it which requires choosing the corresponding instruments, their correction. The basic system consists of the following subsystems: managing information streams, generating projects of development of small business in different industries of the service industry, managing budget streams of small business support, planning and management of monetary streams, control of effectiveness of the decisions made, and their implementation. They are different based on the functional features. The methods used and the mechanism of regulation are also different. Keywords: regulation, development, small business, the service industry.

Анализ развития малого бизнеса в стране позволяет сделать вывод о том, что он имеет сильно выраженный территориальный характер, т. к. более 90% малых предприятий региона используют местные ресурсы и на 70-90% отвечают потребностям местного рынка. Иначе говоря, малый бизнес России сегодня является преимущественно региональным, местным бизнесом. Развитие сферы услуг в любой стране регулируется теми или иными способами государственными правовыми институтами. По существу, регулирование заключается в том, что государственные структуры, опираясь на существующее законодательство, регулируют отношения между производителями и потребителями услуг, направляя их развитие на приоритетные для данной местности виды услуг. Региональная социально-экономическая политика является элементом единой системы реформирования экономики, в основу которой положены организационно-правовые и экономические положения, конкретизирующие основные цели,

задачи и прогнозированные результаты развития сферы услуг как приоритетного направления структурной перестройки экономики региона.

В условиях реструктуризации экономики страны малый бизнес сыграл важную системообразующую роль в создании региональной и местной экономики, т. е. сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила сформировать относительно целостную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований, сельских районов. Однако необходимо отметить, что практически происходит изучение и регулирование малого бизнеса в регионах в основном на предприятиях с образованием юридического лица, в то время как на многих территориях имеется много структур малого бизнеса в сфере услуг без образования юридического лица. Регулирование же малого бизнеса должно быть адекватным по содержанию и по формам для различных его видов. Недостаточную эффективность федеральной, региональной и муниципальной поддержки малого бизнеса в сфере услуг можно объяснить отсутствием системного подхода к регулированию его во всех существующих малых формах. Регионам, ориентирующим свою политику на экономический рост, необходима максимально разнообразная, ситуативная, правовая и имущественная поддержка малого бизнеса в сфере услуг. С одной стороны, этому способствует передача федеральной властью необходимых полномочий на региональный и местный уровни, с разрешением местным властям использовать для поддержки малого бизнеса широкий набор правовых и экономических механизмов.

Современная экономика предопределяет новый подход к формированию системы регионального регулирования малого бизнеса, в основе которого лежит принцип «управления по результатам». Этот принцип рассматривает цели социально-экономического развития региона и результаты их реализации как основу для выбора оптимальных стратегических решений в области реструктуризации регионального хозяйства.

В процессе рационального регионального регулирования необходимо соблюдение определенных требований, основные из которых заключаются в следующем:

- формирование методологии оптимизации структурных аспектов экономического развития, исключающих директивное установление пропорций, а также существующую практику их фиксации и теоретического обоснования;

- создание условий для развития различных форм предпринимательства в сфере услуг на территориях региона, которые будут способствовать развитию экономики региона в целом;

- формирование благоприятной экономической, организационной и правовой среды, ориентированной на поддержание пропорциональности и равновесного состояния региональной экономики [5].

Региональное регулирование развития малого бизнеса в сфере услуг можно рассматривать как элемент рыночной модели управления, в которой нуждается любая собственность. Когда рыночным механизмом овладеет государство, то оно сможет самоорганизоваться так, как это делает рынок [4]. Осуществляя поддержку малого бизнеса в сфере услуг, государство (регион) делает ставку на малый бизнес, который, по существу, может обойтись без экономической модели управления, т. к. сам по себе работает в режиме экономики.

В настоящее время широко рассматривается шведский проект управления по целям и результатам, который не имеет научной методологии и представляет собой в большей степени проект намерений с хорошо сформулированными целями, не предлагая методику измерения конечного результата деятельности государственных структур, оценка достоверности которого связана со значительными трудностями. Учитывая тот факт, что государственные предприятия, учреждения, организации являются частью единого экономического пространства страны (региона), к их управлению необходимо подходить с позиции законов рынка, особенно если они функционируют в сфере малого бизнеса. В настоящее время наблюдается несоответствие между экономическими интересами, связанными с повышением объема услуг, производимых в регионе, и социальными интересами трудоспособного его населения в различных областях.

Отсутствие координации экономических и социальных интересов, чрезмерная коммерциализация социальной сферы вызывают появление комплекса проблем развития экономики региона в целом, решение которых возложено на органы местного самоуправления. Учитывая также то, что различные группы интересов по предоставлению и потреблению услуг и их ре-

гулированию представлены неоднозначно, необходимо применение дифференцированного подхода в организации малого бизнеса в сфере услуг различных отраслей.

Отраслевые органы управления заинтересованы в основном в усилении финансовых потоков и финансовой устойчивости отрасли в целом, в возможности распоряжаться государственными средствами. Развитие малого бизнеса в сфере услуг различной отраслевой направленности на региональном уровне зависит от соответствия уровня и образа жизни населения государственным и местным стандартам; наличия собственности и источников финансирования развития отдельных малых структур; наличия условий для использования интеллектуального, духовного и производственного потенциала населения конкретной территории; инфраструктурного обеспечения деятельности малых предприятий, что невозможно без создания четко работающей системы государственного (регионального) регулирования и поддержки малого бизнеса в сфере услуг.

При реализации стратегии государства, направленной на развитие сферы услуг за счет малого бизнеса, сферу услуг необходимо рассматривать не только в области интересов потребления, социальной сферы, но и в области интересов производственных предприятий, которые также должны развивать свою деятельность в области производственных услуг, для чего в производственном секторе имеется достаточный научно-технический и интеллектуальный потенциал. Именно на региональном уровне проявляются особенности процессов взаимодействия предпринимателей и органов управления региона, выбора направлений, методов и границ воздействия регулирующих структур на развитие малого бизнеса в сфере услуг. К таким особенностям можно отнести:

- распределение государственных функций в сфере социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями;

- усложнение прав и обязанностей государственных органов в области обеспечения общественного развития;

- приватизацию сферы личностных интересов на базе перераспределения между государственными функциями и функциями самоуправляющихся структур, между социальными гарантиями со стороны общества и личными потребностями, оплачиваемыми из личных доходов;

- обучение кадров управления новым навыкам менеджмента и регулирования социально-экономических процессов;

- формирование новых мотивационных побуждений в сфере потребления и деятельности; формирование принципиально различных социальных групп.

Каждая из отраслей экономики, в которых функционирует и развивается сфера услуг, имеет свои особенности экономического и социального характера, которые формируются в соответствии с готовностью к новым условиям хозяйствования региональных и муниципальных территорий. В настоящее время наибольшее распространение получила сфера производства услуг в отраслях, выполняющих общегородские функции: жилищное хозяйство, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, дорожная инфраструктура, инженерные коммуникации, энергетика и теплоснабжение, благоустройство территорий. Учитывая широкую отраслевую принадлежность сферы услуг, важной особенностью управления ее развитием является осуществление управления значительной части ее отраслей и организаций государством. Поэтому оно должно включать элементы не только государственного регулирования, но и государственного менеджмента, которые проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулирования. Такое понимание содержания управления развитием сферы услуг позволяет перейти от сложившейся иерархической модели управления к новой более гибкой модели, основанной на современных управленческих технологиях, отработанных в рамках организаций всех форм собственности [6].

В экономической сфере регионального управления необходимо решение комплекса задач, основными из которых являются следующие:

- обеспечение соответствия отраслевой сферы услуг с ресурсными возможностями территорий по потребностям населения;

- формирование инфраструктуры рынка услуг;

- планирование и реализация комплексного развития сферы услуг;

- формирование квалифицированного кадрового потенциала в сфере услуг, его эффективное использование;

- создание материальной основы жизни населения за счет интенсификации экономики посредством региональных средств.

Для регулирования развития сферы услуг на уровне региона необходима конкретизация задач, их четкая формулировка и обеспечение условий для их реализации, что заключается в организации эффективного функционирования инфраструктуры рынка услуг с учетом запросов населения региона, их специфики; обеспечении возможностей для развития творческого потенциала населения, формирование его потребностей; реализация мероприятий экономического, технического и социального характера, обеспечивающих развитие сферы услуг и занятость населения территории региона; совершенствование региональных форм регулирования и поддержки предпринимателей в сфере услуг и др. Указанный комплекс задач требует для своей реализации нового подхода к формированию задач и функцией регулирования сферой услуг и ее развитием, выявление целевых и приоритетных направлений его совершенствования.

Ориентация системы управления и регулирования на запросы потребителей вызывает необходимость формирования механизма управления развитием сферы услуг, развития организационных структур управления с учетом взаимодействия всех ветвей управления на всех его уровнях. Известно, что для эффективного управления социальным развитием любых организационных структур необходимо, чтобы их цели, задачи, функции объективно определялись потребностями в создании условий для функционирования сферы услуг [6]. При этом важным является обоснованность наличия любых структурных элементов, которая должна определяться составом функций и задачами по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления развитием сферы услуг определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых услуг. Соотношение между частным и государственным секторами в производстве услуг зависит от региональной и национально-территориальной специфики, но характерным является то, что независимо от этого, как показывает опыт развитых стран, производство услуг концентрируется в большей степени в частном секторе. В настоящее время в России отсутствует оптимальный механизм управления и регулирования сферы услуг, учитывающий современные тенденции стран с развитой рыночной экономикой. Регулирование деятельности предприятий сферы услуг в регионе должно осуществляться на основе существующих государственных норм и принципов. Поэтому задачи функционирования системы государственного воздействия на сферу услуг должны определяться целями стратегического управления развитием региона и концепцией региональной политики государства. На федеральном и региональном уровнях необходимо стратегическое управление развитием сферы услуг на основе совокупного воздействия форм и методов государственного регулирования на укрепление взаимодействия между региональной администрацией и руководителями отраслей и предприятий [2]. В этом случае стратегическое управление выступает как наивысшая форма сотрудничества в современной рыночной экономике, ориентированная на создание благоприятных условий устойчивого развития сферы услуг региона. Особенно важным является то, что принципы стратегического управления и планирования отражают только действия людей, реализующих программы развития сферы услуг региона, а механизм реализации программных мероприятий должен обеспечивать их практическое воплощение, что предопределяет необходимость совершенствования организационной структуры процессов регулирования малого бизнеса в сфере услуг, что позволит успешно решать задачи мобилизации ресурсов, создания программ, необходимых звеньев управления, проведения соответствующих организационных мероприятий и координации действий всех участников ее разработки и реализации.

Успешная реализация целей и задач государственного регулирования предопределяет необходимость соблюдения определенных условий, основные из которых заключаются в следующем [1]:

- организация последовательного и постоянного контроля за результатами реформирования региональной экономики и малого бизнеса в сфере услуг, их корректировки в соответ-

ствии с социальными и экономическими ориентирами;

- обоснованность принимаемых решений на базе объективных экономических закономерностей, взаимосвязей и форм их проявления в реальных условиях региональной экономики;

- соответствие мероприятий, предусмотренных федеральной экономической политики и региональных возможностей, которое достигается путем управления инвестиционными процессами и стимулирования инициативы предпринимательских структур.

Таким образом, региональное регулирование должно выступать как средство решения задач социально-экономического развития региона в целом за счет развития малого бизнеса в сфере услуг.

Одним из направлений регионального регулирования является поддержка малого бизнеса в сфере услуг, объединенного в единый инвестиционно-производственный комплекс, что требует формирования системы регулирования и поддержки, представляющей собой совокупность взаимосвязанных мер и решений, способствующих развитию малых предприятий сферы услуг различной отраслевой направленности. В этом случае должен быть единый методологический подход к процессу регулирования, базирующийся на системной концепций, обеспечивая получение синергетического эффекта. Такая система призвана решать все возникающие в процессе развития малого бизнеса проблемы, адаптировать используемые инструменты под региональную и отраслевую специфику, изменения законодательства субъекта малого бизнеса для достижения целей устойчивого развития территорий региона при минимальных ресурсных затратах. При этом принципиально важным является концентрация всех видов ресурсов на развитие приоритетных направлений развития сферы услуг как функциональной ориентации региона, обусловленной имеющимся территориальным ресурсным потенциалом.

Система регионального регулирования малого бизнеса сферы услуг должна состоять из базовых подсистем и изменяемого в зависимости от отраслевой направленности малого предприятия и конкретного объекта [3]. В задачи базовых подсистем, которые неизменны для всех уровней объекта управления и регулирования (элементов инфраструктуры поддержки, субъектов малого бизнеса и др.), входит формирование системы и управление ею, что требует выбора соответствующих инструментов, их корректировки.

В состав базовой системы входят следующие подсистемы: управление информационными потоками, генерация проектов развития малого бизнеса в различных отраслях сферы услуг, управление бюджетными потоками поддержки малого бизнеса, планирование и управление денежными потоками, контроль эффективности принятых решений и их реализации. По функциональному признаку они различны, различаются и использующиеся методы и механизмы регулирования. На рисунке 1 показана структура модели регионального регулирования развития малого бизнеса в сфере услуг. Подсистема информационного обеспечения обеспечивает анализ развития малого бизнеса, идентификацию проблем, формирование целей, поиск способов их достижения и т. д. на базе управления информационными процессами. Регулирование бюджетных потоков поддержки малого бизнеса обеспечивает выделение субсидий, гарантий, контролирование налоговых поступлений, обязательных платежей от объектов государственной собственности и пр. Вместе с этим для поддержки малого бизнеса в сфере услуг необходимо осуществление планирования на базе стратегических планов и маркетинговых программ, размещения ресурсов в соответствии с программами развития и учетом ограничений макроэкономического характера.

Подсистема регулирования бюджетных потоков осуществляет реализацию планируемых методов поддержки малого бизнеса: прямой финансовой, льготного налогообложения, косвенной поддержки, она осуществляет непосредственное взаимодействие с субъектами малого бизнеса по принципу «одного окна», а также контроль эффективности использования выделенных средств поддержки.

Прямая финансовая поддержка включает создание специализированных внебюджетных фондов, аккумулирующих финансовые средства, распределяемые по приоритетным направлениям развития сферы услуг в регионе. Косвенная финансовая поддержка предусматривает создание государственных гарантий под кредиты коммерческих банков с компенсацией возможных потерь, что является важным элементом регулирования развития малого бизнеса, стимулируя продвижение услуг на региональных, отраслевых и местных рынках.

Рис. 1. Схема регионального регулирования и поддержки малого бизнеса в сфере услуг

Ликвидация диспропорций в хозяйственном комплексе региона осуществляется путем реализации льготного налогообложения для малых предприятий сферы услуг. Подсистема материально-технической поддержки малого бизнеса особенно важна для регионов со слаборазвитой экономикой, которая находится на стадии становления рыночных отношений. Для этого необходимо создание резервных фондов, ориентированных на нужды малого предприятия, а также региона в целом.

В целях эффективного функционирования необходимо определение инструментария поддержки инфраструктуры развития малого бизнеса, поддержки сегментов малого бизнеса, конкретной помощи субъектам малого бизнеса. Поддержка инфраструктуры малого бизнеса осуществляется через формирование инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов. В этой связи региональная администрация должна на начальном этапе разрабатывать проекты, привлекать инвестиции, создавать коммуникации, способствуя развитию приоритетных для региона (его территорий) видов услуг населению и предприятиям. В то же время администрация должна использовать такие инструменты поддержки сегментов малого бизнеса, как разработка моделей продвижения услуг на региональные рынки, обучение кадров, координация действий контролирующих государственных структур. Для помощи конкретным малым предприятиям — субъектам малого бизнеса предоставляются консалтинговые услуги, юридическое консультирование, экспертиза проектов развития, выделение субвенций, субсидий, компенсация процентных ставок и др. Однако необходимо отметить, что основным является реализация инструментов поддержки инфраструктуры развития малого бизнеса сферы услуг, ее координация, контроль эффективности функционирования, без чего невозможно получить мультипликативный эффект от вкладываемых в развитие инвестиций.

Обобщая изложенное, отметим, что этот подход к региональному регулированию и поддержке малого бизнеса позволит обеспечить его экономичность и доходность, соответствие результатов развития и необходимых затрат, реализовать стратегии развития региона в целом. В то же время может быть достигнуто сбалансированное управление денежными потоками, если адаптировать субъекты малого бизнеса к внешним воздействиям, использование современных технологий управления и информатики для развития малого бизнеса в сфере услуг на территориях региона.

Литература

1. Горбунов А. А., Кулибанов В. С., Лебедева Г. В. Реформирование экономики при дефиците инвестиций. — СПб.: ИСЭПРАН, 1995.

2. Жданов В. П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград. БИЭФ, 2001.

3. Иванов В. В. Проекты и ресурсы. — М.: Зел. О, 2007.

4. Кочурова Л. Модель управления по целям и результатам // Проблемы теории и практики управления. — 2005 — № 5.

5. Магомедов А. Г., Давыдов В. Г., Колыванов В. Ю. Формулирование и развитие системы управления малым и средним бизнесом в СК. — Махачкала: НИЛ РЭП РД, 2009.

6. Хаксервер К. и др. Управление и организация в сфере услуг: теория и практика. — СПб: Питер, 2002. References:

1. Gorbunov A. A., Kolobanov V. S., Lebedeva G. V. reforming the economy with a deficit of investment — S.Petersburg: ISAPRE, 1995.

2. Zhdanov V. P. Investment mechanisms for regional development — Kaliningrad. BIEF, 2001.

3. Ivanov V. V. Projects and resources — M.: Zel. On, 2007.

4. Kochurova L. Model of management by objectives and results // Problems of theory and practice of management, 2005, No. 5.

5. Magomedov A. G., Davydov V. G. Kolyvanov, V. Y. Formulation and development of management system for small and medium business in the UK. Makhachkala: NEIL RAP RD, 2009.

6. Chatserver K. and others. Management and organization in services: theory and practice. S.-Petersburg: Piter, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.