Научная статья на тему 'Проблемы формирования системы поддержки и регулирования малого бизнеса в сфере услуг'

Проблемы формирования системы поддержки и регулирования малого бизнеса в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ / SYSTEM OF SUPPORT AND REGULATIONS / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СФЕРА УСЛУГ / SPHERE OF THE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова М.М., Абдулгалимов А.М., Магомедова С.Н.

Рассмотрены основные проблемы и направления формирования системы поддержки и регулирование малого бизнеса в сфере услуг включающие совершенствование нормативно-правовой, организационно-методической и информационной базы, развитие инфраструктуры малого бизнеса, финансово-кредитных отношений, налоговое регулирование, социальная защищенность и подготовка работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE SHAPING THE SYSTEM OF SUPPORT AND REGULATIONS OF THE SMALL BUSINESS IN SPHERE OF THE SERVICES

They are considered main problems and directions of the shaping the system of support and regulation of the small business in sphere of the services including improvement normativelegal, organizing-methodical and information base, development of the infrastructure of the small business, financial-credit relations, tax regulation, social защищенность and preparation workman.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования системы поддержки и регулирования малого бизнеса в сфере услуг»

-\-

УДК 519.216.3

Магомедова М.М., Абдулгалимов А.М., Магомедова С.Н. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ

Magomedova M.M., Abdulgalimov A.M., Magomedova C.N. PROBLEMS OF THE SHAPING THE SYSTEM OF SUPPORT AND REGULATIONS OF THE SMALL BUSINESS IN SPHERE OF THE SERVICES

Рассмотрены основные проблемы и направления формирования системы поддержки и регулирование малого бизнеса в сфере услуг включающие совершенствование нормативно-правовой, организационно-методической и информационной базы, развитие инфраструктуры малого бизнеса, финансово-кредитных отношений, налоговое регулирование, социальная защищенность и подготовка работников.

Ключевые слова: система поддержки и регулирования, малый бизнес, сфера услуг.

They are considered main problems and directions of the shaping the system of support and regulation of the small business in sphere of the services including improvement normativelegal, organizing-methodical and information base, development of the infrastructure of the small business, financial-credit relations, tax regulation, social защищенность and preparation workman.

The Keywords: system of support and regulations, small business, sphere of the services.

Развитие малого бизнеса в регионе позволит более эффективно решать многие проблемы становления рыночных отношений: развитие конкуренции, расширение социальной базы реформ, обеспечение гарантий их необратимости, мобилизация всех видов ресурсов и т.. Формы и методы реализации стратегической политики развитие малого бизнеса определяются на двух уровнях: государственном и региональном, т.е. из мер, принимаемых на государственном уровне и задачами развития и спецификой региона его особенностями как управленческой системы.

Для устранения проблем развития малого предпринимательства, как показал проведенный анализ практики хозяйственной деятельности, государству, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

- создание на принципах рыночных отношений основных инфраструктурных механизмов: инвестиционного, договорного, денежно-финансового;

- разработка дифференцированной государственной и структурно-инвестиционной политики, направленной на согласовании во времени и пространстве экономических изменений с силами инерции и самосохранение организационно-технологического комплекса отдельных отраслей;

- развитие конкуренции и частного предпринимательства, продолжение институциональных преобразований;

- определение возможностей и направлений приоритетной поддержки малого предпринимательства;

- развитие рыночной инфраструктуры и т.д.

На начальном этапе перестройки экономики правительство РФ исходило из того, что государственное воздействие на малое предпринимательство необходимо только после формирования основных рыночных механизмов и преодоления финансового и экономического кризиса, так что предлагалось проводить политику поддержки малого бизнеса на втором этапе реформ.

А-

Однако реальность функционирования сферы малого бизнеса показала, что малые предприятия, брошенные на произвол стихии «выжить» не могут, а могут самоликвидироваться как самостоятельное явление. Это и предопределило необходимость срочной государственной поддержки малого предпринимательства. Было создано ряд организационных структур и ведомств (отдел поддержки предпринимательства при Министерстве экономики РФ, Совет по поддержке предпринимательства Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке экономических структур, отдел организации управления собственностью и предпринимательства аппарата правительства РФ, Фонд поддержки предпринимательства и развития при Антимонопольном комитете, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства).

Основные направления государственной политики в отношении малого предпринимательства были сформулированы в программе правительства еще на 1993^1995 гг. Они предусматривали:

- формирование нормативно-правовой базы предпринимательства;

- предоставление малым предприятием частной собственности целевых государственных заказов;

- упорядочение взимания платы за аренду помещения и коммунальные услуги субъектом малого бизнеса;

- предоставление малым предприятием ряда налоговых льгот;

- открытие предпринимателям доступа к иностранным кредитам, получаемым государством;

- формирование с помощью местных властей инфраструктурной сети, состоящей из информационных и финансовых структур, ориентированных на работу с малым бизнесом.

В соответствии с принятой Программой государственным заказчиком ее был определен Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, образованный в 1993 г. решением правительства РФ.

Деятельность Фонда должна была быть направлена на реализацию мер по созданию условий для формирования и развития специализированных фондов поддержки и инвестиционных компаний для кредитования малых предприятий. Сегодня уже сформирована сеть региональных агентов Фонда, определена его банковская инфраструктура, страховая, лизинговая и др.

Однако многие мероприятия этой Программы не были реализованы, что связано с финансовыми трудностями и скудностью государственного бюджета. Поэтому финансовые возможности Фонда за сет госбюджета весьма ограничены, что предопределяет необходимость участия в финансировании программ развития малого бизнеса коммерческих банков, внебюджетных фондов. Однако, условия, на которых инвестируют коммерческие банки практически не устраивают предпринимателей малого бизнеса.

Анализ интересов коммерческих структур показывает возрастание заинтересованности к кредитованию предпринимательских проектов производственного характера, которая не используется в полной мере за счет высоких процентов за рыночные кредиты. Хронический дефицит государственного бюджета, не позволяющий активизировать деятельность малых предприятий, является объективной предпосылкой необходимости развития конкуренции дополнительных, внебюджетных финансовых ресурсов. В то же время льготный режим кредитования Фондом предпринимательского бизнеса и региональных программ ниже темпов инфляции, что приводит к фактическому проеданию финансовых средств.

Взаимодействие Фонда с коммерческими структурами возможно не только на основе представления предпринимателям кредитов, а в обеспечении им частичной

А-

компенсации рыночного процента платы за коммерческие кредитные ресурсы в форме

инвестиций в целевой предпринимательский проект или стратегию. Такой подход может обеспечить получение позитивных результатов, таких как:

- увеличение числа поддерживаемых предпринимателей за одни и те же средства:

- кумулятивный эффект, увеличение числа юридических лиц -налогоплательщиков;

- решение проблемы занятости населения;

- активное вовлечение коммерческих структур и внебюджетных источников в малое предпринимательство.

Реализация мер по поддержке малого бизнеса, осуществляемая на федеральном и региональном уровнях, не только способствует развитию малых предприятий, увеличению занятости населения, но и повышает роль малого бизнеса среди населения, а также в экономике страны и региона.

На федеральном уровне программа государственной поддержки малого предпринимательства была принята также на 1996-1997 гг., которая являлась продолжением предыдущей программы и формировалась исходя из принципа преемственности с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансовой, информационной и др. поддержки малого предпринимательства. Определен перечень головных организаций, в который входят министерства РФ: экономики; юстиции; науки; народного образования; внутренних дел; социальной защиты; внешнеэкономической деятельности; печати и информации; труда; госкомитеты: по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; высшего образования; по промышленной политике; по делам молодежи; государственная налоговая служба РФ; Госстрахнадзор; Гостелерадио; Федеральная служба занятости России; Академия менеджмента и рынка; Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса; Российская ассоциация развития малого предпринимательства; Институт малого предпринимательства при Министерстве экономике РФ и др. Кроме того, создана и действует система, включающая в себя Федеральный фонд, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.

В ряде регионов приняты законодательные и нормативные акты, региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Проводится финансово-кредитная поддержка малых предприятий, аккумулируемых в специальных фондах, вводятся местные налоговые льготы, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Однако, несмотря на все принятые меры, не наблюдается положительных результатов развития малого бизнеса. Это определяется, прежде всего, негативным воздействием на малый бизнес общей примитивизацией внутреннего спроса, низкой платежеспособностью населения, низкой конкурентоспособностью малых предприятий, уход малого бизнеса в сферу теневого бизнеса. Сложилась ситуация, когда в торговле, общей коммерческой деятельности малое предпринимательство развивается сравнительно быстро и почти не нуждается в специальной государственной поддержке. В производственной сфере, инновационной и сфере услуг даже в регионах с развитой экономикой процесс роста малых предприятий не наблюдается.

В экономически депрессивных регионах страны, несмотря на имеющийся значительный потенциал развития, активизация предпринимательства в малых формах возможна только при условии целенаправленного воздействия со стороны государственных органов. В то же время возникает необходимость внесения изменения в систему отношений между территориальными и местными администрациями, система которых основана на разграничении полномочий органов региональных властей и органов местного самоуправления. Решение вопросов жизнеобеспечения населения, проживающего на территории муниципальных образований, полностью относится к компетенции органов местного самоуправления и финансируется из местных бюджетов. В

222

-\-

то же время органы местного самоуправления планируют свои доходы исходя из

нормативов распределения федеральных и региональных налогов, которые постоянно меняются, нестабильны и не являются собственными доходами местных бюджетов. Иначе говоря, местные органы власти не имеют возможности существенно влиять на формирование собственных бюджетных доходов, в то время, как значительная часть расходов консолидированного бюджета региона возложена на местный уровень. В результате местные органы власти не имеют возможности прогнозировать свои бюджетные доходы и, следовательно, стратегическое развитие своих территорий. Для изменения существующей ситуации необходимо, чтобы местные бюджеты самостоятельно формировали свои доходы на основе нормативов отчислений от регулирующих налогов, закрепленных в долгосрочной перспективе, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством. Необходимо также добиться снижения барьеров выхода на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранения административных региональных и муниципальных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции.

Добиться этого можно только путем совместной реализации федеральными и региональными органами власти мероприятий стратегического развития малого бизнеса на основе долевого финансирования, распространения в регионах пилотных проектов инфраструктуры малого предпринимательства, включенных в программу государственной поддержки малого бизнеса.

В то же время очевидно, что результаты реализации Федеральной программы определяются общими тенденциями развития экономики страны на среднесрочную перспективу. При этом прогнозируются условия предполагаемой экономической стабилизации, снижения инфляции, активизации инвестиционных процессов, снижения территориальных диспропорций развития малого предпринимательства. Для достижения таких результатов недостаточно декларирования мероприятий программы необходимо создание единой системы инфраструктуры поддержки малого бизнеса на федеральном уровне. В регионах достаточно создания необходимого набора элементов инфраструктуры, доступных для субъектов малого бизнеса и оказывающих консультативную, маркетинговую, информационную поддержку. Для развития предприятий малого бизнеса необходимо повысить заинтересованность средних и крупных предприятий в кооперировании, создании новых горизонтальных сетей производственно-технологического характера с широким участием в них малых предприятий, что способствует увеличению доходной части бюджета всех уровней.

В рамках государственной поддержки малого предпринимательства рассматриваются следующие мероприятия:

- совершенствование нормативно-правовой базы государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса;

- организационное и методическое обеспечение государственной поддержки;

- создание благоприятного общественного мнения для развития малого бизнеса;

- развитие инфраструктуры поддержки;

- информационное обеспечение малого предпринимательства;

- производственная и инновационная деятельность малых предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- подготовка кадров;

- социальная защищенность и безопасность работников малых предприятий.

Несмотря на все принятые законодательные акты, приемлемое положение

нормативно-правовой базы малого предпринимательства, все остальные из указанных мероприятий по поддержке малого бизнеса остаются не реализованными. Такое положение связано с тем, что реализация мер по поддержке должна опираться на систематизированные аналитические данные о развитии малого предпринимательства в России, о зарубежной практике развития и государственной поддержке, о потенциальных

223

-\-

перспективах развития малого бизнеса в субъектах РФ, вероятностных тенденциях с

учетом эффективности мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Для этого необходимо организационно-методическая база, обеспечивающая эффективное организационное обеспечение мероприятий по поддержке малого предпринимательства и разработку методических рекомендаций для институтов государственной поддержке федерального и регионального уровней, а также для предпринимателей, ассоциаций и объединений.

Практика функционирования малых предприятий свидетельствует, несмотря на принятие недавно нового законодательства о труде, о необходимости устранения правового нигилизма руководителей малых предприятий в социально-трудовой сфере, повышении ответственности работодателей за соблюдение закона о труде. Часто создаются острые социальные проблемы, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства, поэтому возникает проблема личной безопасности предпринимателей и членов их семей, собственности от преступных посягательств. Поэтому одной из форм поддержки малого бизнеса является укрепление безопасности предпринимателей и социальной защищенности работников малых предприятий.

Деятельность по созданию инфраструктур поддержки осуществляется несистемно и не охватывает многие регионы, хотя без системы государственных, общественных и коммерческих структур, обеспечивающих развитие малого бизнеса во всех сферах его деятельности, о развитии малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях говорить не приходится. На примере слабо развитых регионов, по нашему мнению, должна быть отработана методика комплексной поддержки предпринимательства, включая информационные центры, региональные агентства, бизнес - инкубаторы, учебно-деловые центры и технопарки. При этом должны быть задействованы не столько средства федерального бюджета, сколько регионального бюджета, средства негосударственных структур и программ технической помощи, собственные средства предпринимателей.

Для обеспечения дальнейшего роста доли малых предприятий в инновационном производственном потенциале страны необходима ориентация государственной политики стимулирования по следующим направлениям:

- целевое формирование рынка для продукции предприятий путем размещения на них государственного заказа;

- предоставление малым предприятиям помещений и платежей с льготной арендной платой на первые два года деятельности;

- формирование и расширение сетей лизинговых компаний;

- оснащение малых предприятий эффективным технологическим оборудованием путем льготного лизинга отечественного и импортного оборудования;

- обеспечение помощи правового, информационного, маркетингового, методического характера малым предприятиям для их успешного развития.

Малый стартовый капитал, ограниченные возможности накопления средств, неблагоприятные условия доступа к финансово-кредитным ресурсам лишают малые предприятия внутренних стимулов развития, совершенствования рыночного производства и повышения качества продукции. Сочетание прямой и косвенной финансово-кредитной поддержки обусловлено особенностями развития малого бизнеса в России на настоящем этапе: отсутствием необходимого стартового капитала, тенденцией ухода от налогообложения многих малых предприятий, неразвитостью системы финансово-кредитных институтов, ориентированных на малый бизнес [4].

Кроме развития системы льгот для коммерческих банков, активизации деятельности фондов поддержки малого предпринимательства, оказания прямой финансовой поддержки малым предприятиям, необходимо дальнейшее расширение финансово-кредитной поддержки в виде:

-\-

- расширения форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса через систему региональных и муниципальных фондов;

- развитие системы взаимного кредитования и страхования (обществ, кооперативов);

- активизации деятельности фондов, союзов и объединений предпринимателей по оказанию поддержки в поиске источников финансирования инвестиций, подготовке бизнес-планов, переговоры с инвесторами и т.д.

Главной целью государственной поддержки развития малого предпринимательства должно стать задействование всех имеющихся интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных ресурсов для укрепления и расширения сети учебных заведений и организаций подготовки кадров для сферы малого предпринимательства и предприятий, взаимодействующих с малыми предприятиями по всем аспектам деятельности.

На муниципальном уровне политика в отношении малого бизнеса вливается в общую социально-экономическую политику региона, для чего необходимо следующее:

- разработка концепции малого предпринимательства в соответствии с концепцией и программой социально-экономического развития региона;

- разработка муниципальной программы развития малого предпринимательства;

- создание системы управления, адекватной требованиям рыночной экономики, способной поддерживать и регулировать развитие малого бизнеса на конкретной территории;

- создание системы самоорганизации малого предпринимательства;

- разработка и применение системы, форм и методов управляющего воздействия местной администрации на малое предпринимательство.

В концепции региона и программе его социально-экономического развития определяются место и роль малого предпринимательства и формируется региональных заказ малому предпринимательству. На муниципальном уровне основные принципы управления малым бизнесом состоят в следующем:

- создание необходимых условий для развития бизнеса независимо от его форм;

- обеспечение максимальной состоятельности экономических субъектов;

- координации из развития в соответствии с нуждами муниципального образования;

- применение экономических и финансовых стимулов ориентации их развития на территории муниципального образования;

- создание системы взаимоотношений местных органов с экономическими, хозяйствующими субъектами;

- минимизация использования административных мер воздействия на обеспечение жизненно важных задач для муниципального образования;

- регулирования структурного соотношения различных видов предпринимательства в интересах муниципалитета;

- регулирование использования территориальных ресурсов;

- сведение к минимуму бюрократической волокиты при регистрации предприятий малого бизнеса.

Для реализации мероприятий по поддержке и регулированию развития малого бизнеса необходимо, прежде всего, упорядочение функций и взаимодействия существующих структур в муниципальном управлении в их отношениях с малыми предприятиями, т.е. необходимо создание специальной структуры на базе уже имеющейся. Особенно это актуально для реализации территориальной политики развития малого бизнеса в регионе или крупном городе. На рис. 1 показана принципиальная схема организационной структуры управления малым бизнесом региона. Первый иерархический уровень - это органы представительной власти, на нем определяются бюджетные средства на поддержку малого бизнеса. Второй уровень представляет органы управления в лице

Республиканское собрание

I_________

Республиканское правительство

Комитет экономики

Бюджетное

Управление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

планирования и

Отраслевые комитеты

Регистрацио нная палата

рУепгруалвилреонвиаен

предпринимательст

Районные администрации

Территориальные органы

Антимонопольный

Комитет по управлению

Земельный

Комитет занятости

Налоговая

Региональный фонд поддержки МП и развития конкуренции

Региональное

агентство

Отраслевые объединения

Ассоциации малого

Малое предпринимательство

Рис. 1. Организационная структура управлением малым бизнесом в регионе.

-\-

представительства и отраслевых комитетов регионального и федерального подчинения,

осуществляющие непосредственное управление, регулирующее воздействие и контакты с предпринимателями на территории. В структурные подразделения в составе органов исполнительной власти республики, обеспечивающих поддержку малого бизнеса, могут входить комитеты, центры и советы по поддержке предпринимательства.

На третьем уровне управления находятся структуры, которые оказывают содействие малому бизнесу в инфраструктурном обслуживании, разработке и реализации консалтинговых услуг, обучения кадров и т.д.

Задачей регионального центра по координации и содействию предпринимательской деятельности является выработка предложений по определению сфер приложения капитала в соответствии с приоритетными отраслями регионального хозяйства. Этот орган может формулировать рекомендации по защите рынка для малых предприятий и др. социально важные задачи. Предприятия сферы малого бизнеса находятся на последнем уровне управления. При таком подходе региональная администрация может оказывать содействие развитию саморегулирования в сфере малого бизнеса, концентрируя свое внимание на принципиальных направлениях политики в малом предпринимательстве.

Применение финансовых методов в отношении рыночных структур, работающих с предприятиями малого бизнеса является важной сферой регулирования, так как в этом случае могут применяться: снижение ставки налогообложения для организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрации определенных финансовых гарантий, в качестве которых могут быть финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимость. Для этого используется договорная система, между предприятиями администрации и кредитующей организацией заключается договор. Целесообразным является распространение на региональном уровне фондов поддержки малого бизнеса. Положения о региональных фондах подготовлены на основе методических рекомендаций ГКАП России и по инициативе территориальных управлений комитета, представители которых входят в состав наблюдательных советов и экспертных комиссий фондов. Во многих регионах страны с достаточным уровнем развития экономики фонды поддержки предпринимательства не созданы, но ими используются другие способы поддержки и финансирование малого бизнеса, которые различны в различных регионах.

Сложная ситуация складывается в регионах, бюджет которых имеет дотационных характер, что не позволяет выделять средства на поддержку малого бизнеса. Поэтому все проблемы развития малого бизнеса могут быть решены только при поддержке федеральных органов. Государственные и местные органы власти в рамках своих полномочий и предметов ведения могут оказывать помощь и поддержку приоритетному направлению производства, отрасли, отдельному предприятию. Эта поддержка может оказываться в следующих формах: финансово-кредитной, материально-технической, налоговых льгот, информационно-консультативной помощи.

Библиографический список:

1. Агеев А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991.

2. Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства. -Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Минервин И.Г. Система государственной поддержки предпринимательства. -М.: Прогресс, 1993.

4. Томилов В.В., Крупанин А.А. Экономико-организационные основы предпринимательства. -Спб.: Спб УЭФ, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.