Научная статья на тему 'Региональная журналистика в условиях глобализации (на мате- риалах Нижегородской прессы)'

Региональная журналистика в условиях глобализации (на мате- риалах Нижегородской прессы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная журналистика в условиях глобализации (на мате- риалах Нижегородской прессы)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6

Р.П. Овсепян

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(на материалах нижегородской прессы)

Растущие масштабы глобализации тревожат сегодня многих. В ней люди видят основной фактор, угрожающий национальной самобытности, национальным культурам и языкам. Необходимость противостоять этому процессу рождает на местах различные инициативы, выражающие свое отношение к глобализации. Так, во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии отмечается: "Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений".

Особенности глобализации все больше привлекают внимание прессы. Идеи глобализации пришлись по душе тем, кто не испытывает тяги к прошлому своего народа, кто не очень хотел бы признавать за каждым народом его историческое прошлое. Конечно, для такой страны, как США, это, может быть, естественно. Поэтому американская пресса преподносит глобализацию как одно из высших достижений демократии.

Не вдаваясь в теорию данного вопроса, нельзя не видеть и определенные положительные элементы в идее глобализации: выбрать из многообразных жизненных проявлений прошлого и настоящего народов те, которые их роднят и сближают, и на этой основе строить единую мировую экономику и культуру.

В глубоком осмыслении возникших проблем особая роль отводится региональным и национальным СМИ, деятельность которых тесно связана с процессами современной культурной глобализации. Говоря о возможностях конкретной деятельности региональной периодики, телеканалов и электронных ресурсов в условиях глобализации, нельзя не учитывать их неразрывное единство и определенную зависимость от системы политических, экономических, социальных, культурных, национальных условий, сложившихся в том или ином регионе. Таким образом, вполне очевидно переплетение двух видов влияний: влияний, связанных с изменениями в системе ценностей

внутри самой нации, и внешними влияниями, оказавшими воздействие на процессы формирования национальной культуры.

Язык, просвещение, журналистика, литература, искусство все больше становятся средством сохранения мира в стране, в каждом регионе. Сегодня это животрепещущие темы, находящие отражение в средствах массовой информации, которые по своему характеру в нашей стране являются многонациональными. В Нижегородской области, в частности, функционирует свыше 1100 различных средств массовой информации, в том числе почти 600 газет. Система послеоктябрьской журналистики в регионе начала складываться уже в первые годы советской власти. В 1917 г. выходит "Нижегородская правда", в 1918 г. — "Сергачская жизнь" и "Лукояновская правда", в 1920 г. — "Павловский металлист", "Вперед", "Ковернин-ские новости", новые газеты появляются в 1921 г. и в последующий период. Особенно система периодики расширилась в 1930—1932 гг. за счет районной печати.

Сегодня в регионе выпускаются газеты не только на русском, но и на национальных языках, в частности на татарском. Кроме того, издают различного вида печатную продукцию и более 30 национально-культурных общественных объединений. Среди них общества украинской культуры — "Джерело", татарской — "Туган як", "Якташлар", мордовской, корейской культуры, дагестанский культурный центр, общество армянской культуры, грузинское сообщество и др. На каком бы языке ни выходили издания, им отводится важное место в решении актуальных проблем, вставших сегодня перед обществом. Вопросов здесь много. Каждый из них имеет серьезную теоретическую базу. Не менее важными являются некоторые аспекты практической деятельности прессы как в центре, так и на местах.

Современный мир характеризуется стремлением высокообразованной части этноса к созданию новых национальных идей, с помощью которых можно выйти на новый уровень осмысления жизни этноса и межэтнических отношений. Национальная идея отражает политические приоритеты нации, цели ее существования и дальнейшего развития.

Два, казалось бы, внешне не связанных между собой процесса, происходящих в общественной жизни Российской Федерации, с одной стороны, глобализация, с другой — рост национального самосознания — заметно воздействовали на расширение возможностей средств массовой информации в проведении межэтнического диалога, гармонизации межнациональных отношений. Усилилась роль СМИ в сохранении и развитии

национальных культур и языков. Одновременно возросла их политическая и гражданская ответственность перед обществом в целом и перед каждым народом, проживающим в стране.

Тема исторического героизма стала одной из ведущих в проблематике "Нижегородских губернских ведомостей" сразу же после их выхода в свет. Это была одна из первых в стране газет, где местной жизни, историческому прошлому края, его этнографии отводилось немало места. Среди публикаций особенно выделялись те, в которых речь шла об истории Нижегородского кремля. Он в самые тревожные минуты становился крепостью, за стенами которого собирались люди, чтобы найти там защиту и дать отпор врагу. Материалы газеты рассказывали о земляках-героях — Александре Невском, Дмитрии Пожарском, Козьме Минине, о бессмертном подвиге нижегородского народного ополчения и о многом другом, что символизировало прошлое родного края. Об историческом героизме нижегородцев газета писала и в последующие десятилетия и особенно в годы Первой мировой войны.

В послереволюционную пору советская печать практически избегала разговора об историческом героизме. Была другая пора, другие герои. Тема исторического героизма возродилась в советской печати лишь после выступления И.В. Сталина 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Однако справедливость требует сказать, что многие газеты Нижегородской области в полный голос заговорили об историческом героизме своих земляков, о святыне края — Нижегородском кремле, куда никогда не ступала нога врага, еще в сентябре—октябре 1941 г.

Тема героической истории нашла впечатляющее продолжение в многочисленных выступлениях СМИ Нижегородской области, посвященных акции "Вместе под знаком кремля!", приуроченной к 500-летию Нижегородского кремля. Старт ее проведению в регионе был дан губернатором области Валерием Шанцевым в январе 2008 г. В течение месяца областные, городские и районные газеты посвящали различные по своим жанрам материалы, рассказывавшие о выступлениях агитбригад, о творческих десантах, о круглых столах и о многих других торжественных мероприятиях, посвященных 500-летию Нижегородского кремля. При этом подчеркивалась неразрывная связь проводимой акции с предстоящим через четыре года 400-летием нижегородского народного ополчения Минина и Пожарского 1612 г.

Вот лишь жанры и заголовки некоторых публикаций: "Звучи, светлый голос России!" — репортаж Александра Лысова в "Нижегородской правде"; Отчет-интервью Светланы Пара-

моновой "Под эгидой единства" в "Районном вестнике" (Первомайский район); зарисовка Маргариты Голубевой "Я приехала в гости к вам..." и отчет Сухонина «Стартовала акция "Вместе под знаком кремля"» в "Ковернинских новостях" и т.д.

Продолжая разговор об историческом героизме, некоторые газеты региона тесно связывают его с орденами боевой славы, которыми награждались русские воины за мужество, проявленное на поле боя. "Голос ветерана" в частности рассказал об истории Георгиевского креста, учрежденного 26 февраля 1807 г. Газета сообщала о том, что для поощрения храбрости и мужества солдат и унтер-офицеров в России был введен знак отличия военного ордена — Георгиевский крест. Его можно было получить только за конкретный подвиг на "поле сражения, при обороне крепости и на водах".

В 1856 г. знак отличия военного ордена был разделен на четыре степени и награждение производилось постепенно: от младшей степени к старшей.

Десятки тысяч отважных воинов, продолжала газета, с гордостью носили на груди этот серебряный крест на Георгиевской ленте. В заключение "Голос ветерана" писал: "Полным георгиевским кавалером был маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Эти награды он получил за необыкновенную храбрость в Первую мировую войну. Георгиевскими кавалерами были маршал Р.Я. Малиновский, генерал армии И.В. Тюленев" (2008. № 6).

Изменения, произошедшие, буквально во всех сферах жизни России в начале 1990-х гг., явились переломными в развитии общества, этнического самосознания народов, которое стало обостренным и уязвимым в нежелании потерять свою самобытность, свою культуру, свой язык. Вместе с тем идея глобализации вызвала к жизни и новые подходы к ее осмыслению, сформировалось понятие "глокализация", формула которого выражена вполне убедительно — "говоря о глобальном, не забывай о региональном".

Именно в такой трактовке, имеющей различные нюансы, она находит отражение в изданиях Нижегородской области. Один из номеров еженедельной областной газеты "Земля Нижегородская" в частности открывался красочной фотографией коллектива бригады животноводов племхоза им. Ленина Ковернинского района области. Заголовок, помещенный над клише, выражал суть развернутой корреспонденции, которая была продолжена на пятой полосе: "Перед мировым рынком не спасуем". Да и вывод, который делает газета, впечатляет: каждый из шести членов бригады за год надоил молока на 5 млн руб. "При такой производительности труда, заключа-

ет автор корреспонденции Светлана Бармина, — можно смело конкурировать с Западом".

Не менее впечатляющ и фоторепортаж Светланы Парамоновой "Лучшее в России качество", опубликованный в газете Первомайского района "Районный вестник". Символична и рубрика, открывающая полосу, — "Возрождение". Комментируя заголовок фоторепортажа, автор заявляет: «Такую оценку получила продукция ООО "Сатис-Мебель" и уже сегодня пользуется спросом не только в регионе, но и за рубежом».

И все же в значительной части нижегородских изданий о процессах глобализации либо умалчивается вообще, либо говорится вскользь, а порой даже с некоторым негативным акцентом. Умалчивается о том, что одновременно с неизбежной унификацией идет рост национального самосознания. В поли-этничной Нижегородской области, где проживают представители нескольких десятков национальностей, объективно вызывается к жизни тенденция установления интернационального, добрососедского образа жизни. В постановке вопросов добрососедства, межнациональных отношений, культуры межнационального общения слишком мало еще делают периодические издания. Сколько интересного и поучительного могут рассказать материалы сменных полос, обменных страниц, не говоря уже об объединенных номерах районных и городских газет.

Сегодня в целом по стране, в том числе и в Нижегородской области, все шире разворачивается тема Года семьи. Неслучайно "Ковернинские новости" назвали эту акцию для себя "главной темой". Праздничному открытию Года семьи вся нижегородская периодика посвятила яркие, впечатляющие публикации. Краснобаковская районная газета "Вперед" цикл публикаций открыла отчетом "Семья — связующая нить...", "Семеновский вестник" опубликовал интервью с членами многодетной семьи Мерзловых, жизненное кредо которых выражено словами: "Любовь и терпение — вот формула счастья". Открытие Года семьи районная газета "На земле Починков-ской" связала с возрождением добрых традиций. "Бриллиантовой" свадьбе супружеской четы Степановых посвятила свой очерк публицист Воробьева в тоншаевской районной газете "Край родной". Это лишь небольшая часть публикаций на тему семьи. Как своеобразное обобщение близкой для всех проблемы можно с уверенностью назвать целевую полосу в районной газете "Уренские вести" — "Крепнет пусть из года в год нижегородская семья" .

Но нижегородская семья многонациональна. Здесь сплошь и рядом смешанные браки, здесь в семьях роднятся традиции

различных народов, здесь воспитываются дети, впитывающие вместе с материнским молоком доброту и любовь к ближнему.

Одна из важнейших особенностей многонациональной российской журналистики в том, что она призвана не только рассказывать о жизни народа, на языке которого она издается, но и уметь видеть те особенности и традиции, которые роднят свой народ с другими. И здесь трудно переоценить то значение, которое имеет русскоязычная пресса. Газеты и журналы, выходящие на языке межнационального общения, делают их более близкими и понятными для отдельных этнических сообществ и в то же время способствуют сохранению и развитию культуры и традиций народов, проживающих на территории региона.

При таком подходе к рассмотрению глобализации неизбежной становится тенденция роста национального и культурного самоутверждения каждого народа. В этих условиях общественное призвание журналистики связано с поиском путей сохранения индивидуальности в рамках единого общества.

Перед читателем, телезрителем, радиослушателем мир должен представлять собой пеструю мозаику самобытных культур, равноправных стратегий жизни и деятельности. Отсюда и понимание того, что некоторые особенности современной цивилизации порождают вполне определенные общечеловеческие стандарты глобального характера. На мой взгляд, глобализацию нельзя противопоставлять регионализации. Важно найти пути для выявления правильного баланса между этими двумя тенденциями. При этом в условиях роста национального самосознания основой возрождения этноса является не столько политика, сколько культура и, в частности, ее составляющая — средства массовой информации. Иными словами, через этнокультуру возможно осмысление места этноса в окружающем мире, сохранение и приумножение национальной культуры, традиций, нравственных и духовных ценностей.

Особенности многонациональных средств массовой информации в том, что они не только позволяют народу коренной национальности познать самого себя, но и открывают колоссальные возможности для познания народов, как живущих рядом, так и проживающих в соседних регионах, познать их культуру, религию, обычаи, традиции. Многонациональный характер средств массовой информации способствует сближению народов, содействует лучшему их взаимопониманию. Открывается путь не только к познанию — появляется возможность терпимо, с пониманием отнестись к чужому мнению, к тем особенностям, которые присущи народу, живущему рядом.

В современной научной терминологии это положение вошло в нашу лексику как понятие "толерантность". В региональных СМИ тема межэтнической толерантности находит выражение в освещении ведущей роли социальной и культурной коммуникации. Идет межэтнический процесс взаимопонимания, который дал возможность благодаря происходящим изменениям в политической и экономической жизни Нижегородского региона трансформировать как сами средства массовой информации, так и тематику их выступлений

Толерантность межэтнических отношений, их формы и результативность зависят от умения слушать и понимать другого. Таким образом, перед журналистикой встает задача воспитания культуры межнационального общения. В той или иной форме она находит отражение в печати региона. Так, "Павловский металлист" опубликовал отчет с семинара "Этноконфес-сиональная ситуация в Нижегородской области", организованного по инициативе консультанта Управления по общественным связям аппарата губернатора и областного правительства. В отчете отмечалось, что на территории Нижегородской области проживают представители почти 100 народов и национальностей, зарегистрировано 620 религиозных организаций. Состоялся серьезный, заинтересованный разговор, в ходе которого участники семинара обменялись опытом взаимодействия с различными религиозными организациями и национально-культурными объединениями.

Не остался без внимания читателей "Нижегородских новостей" и отчет с заседания круглого стола "Роль интеллигенции в реализации пятого национального проекта". Правда, его еще нет, но на его необходимость в программе деятельности правительства обращалось внимание не раз. Участники круглого стола говорили об общероссийских проблемах, связанных со слишком медленным развитием национальной культуры, особенно в сельской глубинке. Неслучайно отчет был озаглавлен: "Пятый, особенно важный".

Актуальными для региона остаются вопросы межнациональных связей, их укрепления и развития, реализации приоритетных национальных проектов, организации работы редакций, внедрения современных медийных технологий и многие другие. Результативной формой их обсуждения стали выездные заседания отдела территориальной печати и издательских программ пресс-службы губернатора и правительства совместно с межрайонными творческими объединениями. В работе выездных заседаний принимают активное участие журналисты редакций газет, выходящих на национальных языках, осо-

бенно это касается областной "Туган як" (на татарском языке) и редакции Краснооктябрьского района "Сельские вести" (на русском и татарском). Силами обеих редакций были проведены межрайонные семинары, где на основе анализа конкретных публикаций обсуждались и вопросы межнациональных отношений.

Подобные выездные заседания дают импульс редакциям некоторых газет вводить специальные рубрики, посвященные истории, традициям и обычаям людей разных национальностей, часто соседей. Подобные газетные материалы как бы знакомят с ними заново, а редакция пильненской районной "сельской трибуны", в частности после семинара, проведенного Сергач-ским творческим объединением, приняла решение регулярно печатать для жителей татарских поселений целые газетные страницы на их родном языке.

Вопросам межнационального общения все больше уделяют внимания газеты северных районов Новгородской области — Тонкинского, Тоншаевского, Шаранского, где компактно проживают марийцы. Местная периодика не оставляет без внимания мероприятия, проводимые марийским населением, — фольклорные фестивали, соблюдение священных обрядов, новое в жизни очагов культуры, общение с земляками из районов соседней республики Марий Эл.

Нельзя не сказать еще об одной традиции нижегородских журналистов. Они весьма плодотворно поддерживают и расширяют творческие связи со своими коллегами, работающими в Мордовии, Чувашии, Татарстане и других национальных республиках. Творческие связи укрепляются и на уровне межрайонных журналистских объединений. На семинары редакций южных районов Нижегородской области приезжают журналисты мордовских газет, юго-восточных — чувашских, северных — марийских. Таким образом происходит плодотворный обмен опытом, позволяющий значительно полнее освещать проблемы межэтнических отношений.

В многонациональном государстве вряд ли можно обойтись без слов "взаимопомощь", "поддержка", "добрый сосед"... Вот здесь в полную меру и должна проявиться толерантность, которая позволяет объединять усилия, жить в дружбе и взаимопонимании. Только средства массовой информации, формируя общественное мнение, имеют большие возможности, чтобы вселить в сознание масс мысль о том, что в обществе, вставшем на путь демократических преобразований, каждая нация должна не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, относящего себя

к той или иной этнической общности, но и создавать условия для выражения, сохранения и развития этой самобытности.

Глокализация в ее разумном сочетании с глобализацией требует широкого участия в развернувшемся процессе представителей различных слоев населения. Неоценимым источником в этом деле были и продолжают оставаться письма читателей. Благодаря им устанавливающиеся контакты с аудиторией находят заметное распространение в нижегородской периодике. Творческий поиск журналистов расширяет формы подачи и проблемно-тематический спектр публикаций редакционной почты.

На страницах некоторых областных, городских и районных газет региона читательские письма все чаще выходят на первые полосы, составляющие основы подборок "Панорама из жизни района", "Люди нашего края" ("Красное знамя", Тонкинский район), "Картина дня" ("Семеновский вестник") и др.

Тематическое многообразие редакционной почты находит отражение в подборках и даже полосах читательских писем, которые открываются, например, такими рубриками: "Приглашаем в разговору" ("Голос ветерана), "Вопрос—Ответ", "На своей земле" ("Красное знамя", Тонкинский район), "Читатель—Газета" ("Родная земля", Дальнеконстантиновский район), "Устами и кистью читателей" ("Сергачская жизнь"), "Из редакционной почты" ("Рабочая Балахна") и др.

При этом критическое направление нижегородской печати все больше дает о себе знать. Речь, в частности, идет о письме-раздумье политолога Матвеева "Кому успех поперек горла стоит?" в газете " Сельские вести", о критической статье Яны Кругловой "Нахлебники" в газете "Новое дело" (2008. № 6). Об остроте темы, поднятой журналисткой, говорит врезка, которой открывается публикация: "Цены на хлеб взлетели даже несмотря на заморозку. Кто спекулирует на главном продукте?". Автор статьи пытается выяснить, почему в Нижнем Новгороде так резко дорожает хлеб и кто в этом виноват. "У кого же непомерно большие аппетиты, — спрашивает автор, — у производителей, у торговых сетей, у мукомолов..."? В данной ситуации, полагает автор, "есть над чем задуматься и власти предержащей", обещавшей нижегородцам стабильность цен на продовольственные товары первой необходимости.

Нижегородские журналисты и на этот раз мгновенно отреагировали на подорожание одного из основных продуктов питания. Они одними из первых в октябре 2007 г. на всю страну забили тревогу о невероятном взлете цен на продукты питания. В то время, когда почти все федеральные издания

2 ВМУ, журналистика, № 6

заняли выжидательную позицию или делали вид, что на продовольственном рынке ничего серьезного не произошло, нижегородские СМИ потребовали принятия незамедлительных мер для того, чтобы приостановить рост цен на продовольственные товары первой необходимости. Их голос был услышан во многих регионах страны. Так, фрагменты передач Нижегородского телевидения воспроизводились в новостных программах Ставропольской студии телевидения.

Для нижегородской журналистики активизация гражданской позиции становится приметой времени. Средства массовой информации в демократически ориентированном обществе все заметнее воздействуют на активизацию этнокультурных процессов, способствуют развитию национального самосознания, сохранению и развитию языков и культур, воспитанию толерантности и межэтнического взаимодействия народов. Проблемы жизни, быта, традиций своего народа, самобытности его культуры, межэтнических отношений, несомненно, будут все больше находить освещение, как в федеральных, так и в региональных средствах массовой информации.

Поступила в редакцию 25.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.