Научная статья на тему 'Этническая журналистика. Структурные характеристики'

Этническая журналистика. Структурные характеристики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
624
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ СМИ / ETHNIC MEDIA / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / INTERETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Позина А.А.

В статье дается анализ и характеристика современной ситуации в этнической журналистике России. Особое внимание уделено структурному разбору этнической периодики. Актуальность темы обусловлена прогнозируемым увеличением количества этнически ориентированных СМИ в ближайшие годы, повышением их значимости в общественных процессах в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Позина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Journalism. Structural Characteristics

The article provides an analysis and review of a current situation ethnical journalism in Russia. The author pays special attention to the structural inquiry into ethnical print media. The relevance of the subject is determined by a forecasting increase of the number of ethnic-oriented mass media in next years, and the rise of significance of social processes that take place in Russia.

Текст научной работы на тему «Этническая журналистика. Структурные характеристики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2011. № 3

А.А. Позина, соискатель кафедры истории и правового регулирования

отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: anna.pozina@gmail.com

ЭТНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА.

СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В статье дается анализ и характеристика современной ситуации в этнической журналистике России. Особое внимание уделено структурному разбору этнической периодики. Актуальность темы обусловлена прогнозируемым увеличением количества этнически ориентированных СМИ в ближайшие годы, повышением их значимости в общественных процессах в стране.

Ключевые слова: этнические СМИ, межнациональные отношения, этническая идентичность.

The article provides an analysis and review of a current situation ethnical journalism in Russia. The author pays special attention to the structural inquiry into ethnical print media. The relevance of the subject is determined by a forecasting increase of the number of ethnic-oriented mass media in next years, and the rise of significance of social processes that take place in Russia.

Key words: ethnic media, interethnic relations, interethnic identity.

Этнически ориентированные СМИ — это еще одно из явлений постсоветской России, слабо существовавшее и раньше. Но после распада бывшего СССР оно заметно активизировалось. Это газеты, журналы, теле- и радиоканалы, чьи материалы специально направляются их создателями на представителей одной или нескольких родственных этнических групп, на единоверцев, а иногда и на земляков — выходцев из национальных регионов страны. Эти каналы информации являются важным инструментом распространения в массовом сознании этнических ценностей, представлений и идей. Они способствуют сохранению и формированию этнического самосознания в этих группах, информируют их о важных для них событиях и целях и дают трибуну для обсуждения будущего этих групп в стране.

Однако, как считает известный исследователь этнической печати, докт. ист. наук, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН В. К. Маль-кова, сам термин «этнические СМИ», а тем более «национальные СМИ» не совсем корректен, хотя уже вошел в обращение и в научной литературе, и в журналистике1. По мнению В.К. Мальковой, точнее было бы говорить «этнически ориентированные СМИ», или

1 См.: Малькова В.К. Этническая пресса современной России // Этносфера. 2011. № 1. С. 5.

«пресса этнических групп». Но, несмотря на расплывчатость терминологии, дискуссии вокруг этих каналов массовой информации уже разворачиваются. Некоторые аналитики, например, считают, что этнические СМИ — «малозаметное и практически незначимое явление нашего времени». Действительно, так было в предыдущие десятилетия. По убеждению В.К. Мальковой, в последние годы ситуация УЖЕ изменилась, а будущее этнических СМИ и вовсе оптимистично. Доказательство тому — активно развивающиеся этномиграционные процессы во всем мире. Новые иноэтничные группы (а вернее — их элиты), разрастаясь в новых для них регионах естественно будут стремиться создавать и укреплять свои этносоциальные институты, в том числе и прессу. Об этом можно судить по зарубежному опыту развития этнической периодики. И в России также можно прогнозировать в ближайшие десятилетия увеличение количества этнически ориентированных СМИ, обновление их содержания, повышение их значимости в судьбах этнических меньшинств и в целом — в общественных процессах в стране [Овсепян, 2010, с. 5].

Обратимся к примеру Москвы. Москва, пожалуй, единственный субъект Российской Федерации, в котором на протяжении более 15 лет серьезно и последовательно занимаются проблемами межэтнических отношений, в том числе и вопросами этнических СМИ. Это позволяет проанализировать принципы работы и состояние этнической журналистики.

Материалы городской научно-практической конференции, проходившей 10—11 декабря 1999 г.2, отражают состояние этого периода развития. В качестве главных отмечались проблемы неравномерности развития этнической прессы, обусловленные фактическим положением каждого отдельного этноса. Представители еврейских, азербайджанских, армянских и ряда других национальных объединений обладали возможностью найти спонсоров для издания своих этнических газет и журналов, в то время как менее многочисленные или финансово обделенные этносы такой возможности не имели. Процесс развития и в дальнейшем протекал противоречиво. Это объяснялось тем, что в соответствии с законом «О средствах массовой информации» изменились условия функционирования СМИ, основным из которых явился экономический рычаг воздействия на распространение информации. Таким образом, возможности популяризации и распространения изданий, а также решения финансовых вопросов через негосударственные источники финансирования оказались недоступны для большинства этносов и этнических объединений.

2 Десятилетие национально-культурного движения в Москве: опыт и перспективы. М., 2000.

Согласно переписи 2002 г., в России проживает 176 этносов. К 2000 г. в России были зарегистрированы газеты и журналы на 59 языках российских этносов, хотя тогда, как и спустя 10 лет, количество изданий в принципе не отражает этническую структуру России. Более того, количество этнических изданий сократилось, но точную цифру сейчас не знает никто, поскольку издания, выходящие тиражом мене 500 экз., не подлежат обязательной регистрации. К настоящему времени заняли прочные позиции газеты, издаваемые при посольствах и постпредствах, разумеется, далеко не всех. Однако в целом общей базы данных этнических СМИ не существует. Это связано с определенной невостребованностью этнической прессы в рамках своего этноса и отсутствием интереса этнических объединений к деятельности этнической журналистики. Сокращение спроса вызвано, с одной стороны, отсутствием внятной концепции изданий, оснащения их новостными материалами, фактическими данными и пр., а с другой — возрастающей ролью русского языка в качестве языка межэтнического общения.

Нельзя не отметить, что сами этнические общности, их элиты и активисты хорошо понимают общественную значимость своих СМИ в многонациональной России. Поэтому этнические лидеры и их спонсоры особенно внимательны к своим этническим изданиям. Они не только создают и опекают подобные издания, но используют их для просвещения, для защиты прав соплеменников, для их сплочения, для мобилизации их на коллективные действия. Например, руководители азербайджанской диаспоры в России ставят перед собой задачу пропагандировать, рекламировать и всеми возможными способами продвигать газету «Азербайджанский конгресс». Причем, по словам руководителей диаспоры, важно не только заметно увеличить ее тираж (в настоящее время это 7000 экз.), но и существенно расширить ее влияние в России и в сопредельных странах. Лидеры диаспоры видят перспективы развития этого издания «в выходе его и на общеевропейский, и в какой-то мере — на общемировой уровень — в Германии, Франции, Великобритании, Америке», где также проживают азербайджанцы.

Кроме этнических функционеров довольно пристально в последнее время присматриваются к этому каналу и политики — региональные и федеральные, ведь хорошо организованные и подготовленные с помощью СМИ группы россиян любой национальности — это важная для них часть электората. Поэтому определенная политизация этнических изданий в России уже не вызывает сомнений исследователей, например в газете «Азербайджанский конгресс» перед последними выборами президента России давалась информация о встречах и собраниях «этнической общественности». Газета подчеркивала необходимость поддержки плана Вла-54

димира Владимировича Путина и его команды, а также поддержки кандидатуры Дмитрия Анатольевича Медведева и других кандидатов «Единой России»3. Поддержку курсу новой России и новому президенту высказывали и другие издания, в частности «Еврейские новости»4.

Очевидно, что общественное значение этнической прессы в наши дни немалое. Однако существует ряд проблем. До сих пор в стране нет даже приблизительной статистики этнически ориентированных СМИ (в том числе и печатных изданий). Нет более-менее их полных архивов, мало мест, где можно найти и приобрести эти издания. Каждая этническая группа заботится лишь о своей периодике, что вполне естественно. Но все это, безусловно, затрудняет дальнейшую работу по их всестороннему изучению. Должен быть создан некий государственный центр, собирающий, сохраняющий и исследующий этот богатейший источник информации о жизни многонациональной России. Данные, приведенные в этом исследовании, являются результатом настоящего поиска. Они собраны на основе общения с журналистами и этническими активистами, личных архивов таких изданий и ответов на запросы из регионов и министерств по печати. На базе собранных материалов можно сделать выводы.

♦ Есть попытки выявить этнические СМИ посредством Всероссийского конкурса на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития, где кроме федеральных, региональных, участвуют и этнические средства массовой информации, а также через проведения различных форумов и круглых столов. Так, в марте 2010 г. в день открытия XIII Национальной выставки-ярмарки «Книги России» впервые был организован форум «Народы и культуры в зеркале российских СМИ и литературы». Форум прошел при поддержке Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям, где агентство распространило список СМИ, освещающих вопросы этнотематики. Однако и в нем среди 165 наименований не выделены этнические СМИ.

• За последние десять лет в крупных городах, регионах России стали активно действовать Дома дружбы и Дома национальностей5. Главным образом при этих структурах встречаются редакторы этнических СМИ, готовые заявить о существовании своих изданий, представить их общественности в надежде на возможное финансирование госструктурами, спонсорами.

3 Азербайджанский конгресс. 2008. № 10.

4 Еврейские новости. 2008. № 8.

5 Организационно-методические основы деятельности Домов национальностей. Информ. Бюл. 2010. № 13. С. 33—35.

Так, при ГУ «Московский дом национальностей», по утверждению руководства, аккредитовано 50 изданий. Существует и пресс-клуб Московского дома национальностей, члены которого ставят своей главной целью объединенными усилиями вести поиск финансирования и распространения своих изданий.

Рассмотрим некоторые московские издания.

Возглавляет список вышедший в 1996 г. журнал «Этносфера» — основоположник этнической журналистики РФ. Ежемесячный информационно-аналитический и просветительский журнал «Эт-носфера» — первый в России журнал межнационального общения, ставший трамплином для возникновения в стране подобных этнических СМИ. Позиция журнала, его философская основа таковы: веками народы России жили вместе. Это они построили Великую Россию — люди разных национальностей, разных культур. В этом переплетении культур и судеб, во взаимопроникновении культур есть наше прошлое, настоящее и наше будущее. Главная цель редакционной политики — способствовать гармонизации межнациональных отношений, воспитанию толерантности сознания, консолидации российских народов, формированию уважения к ценностям культурного многообразия России и мира. Главные темы журнала: образование, культура, история, традиции народов России и мира. Тираж — 10 000 экз.

Функции общероссийского общественно-политического органа, отражающего интересы населения многонациональной России, также стремится выполнять «Союзная газета» — общественно-политическое издание для соотечественников России (учредитель и издатель: АНО Издательский дом «Реалист». Тираж 10 000 экз.).

Уделяет внимание важнейшим событиям в культурной и общественно-политической жизни народов бывшего СССР такое издание, как общественная газета «Страна содружества» (учредитель: Гуманитарный альянс «Содружество», издатель: Культурно-просветительский клуб «Бакинцы». Тираж 5 000 экз.).

В структуре этнической журналистики в последнее десятилетие все более заметное место занимают издания национальных диаспор, которые ставят своей задачей стать общероссийскими. Пример — газета «Азеррос» (издатель: ОАО «Медиахолдинг "Азеррос"». Тираж: 25 000 экз.), еженедельная общественно-политическая газета «Азербайджанский конгресс» (учредитель и издатель — общественная организация Всероссийский Азербайджанский Конгресс (ВАК). Тираж: 7200 экз.); независимая информационно-аналитическая международная армянская газета «Ноев ковчег» (учредитель и издатель: ООО «Ноев ковчег медиа». Тираж: 82 000 экз.).

Среди старейших газет национальных диаспор большим влиянием в читательской среде пользуются «Международная еврейская

газета» (учредитель: Танкред Голенпольский. Тираж: 15 000 экз.), еженедельная газета «Еврейские новости» (учредитель: Российский еврейский конгресс. Тираж: 3 000 экз.), газета «Российские корейцы "РК"» (учредитель: коллектив журналистов редакции, издатель: Общественное объединение корейцев (ООК); федеральная просветительская газета «Татарский мир» (учредитель: некоммерческое партнерство содействия развитию институтов гражданского общества «Ватаным». Тираж: 15 000 экз.).

Отмечается тенденция, что общественно-политические и культурно-просветительские СМИ того или иного этноса получают все большую поддержку в титульных республиках. Так, выходившая в Москве ежемесячная общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Татарские новости», отметив свое 15-летие, в 2009 г. прекратила выход по решению спонсора издания.

Практически все землячества издают в Москве и регионах свою периодику. Например, «Сябры» — газета, объединяющая выходцев из Беларуси, ее друзей, единомышленников и имеющих белорусские корни (учредитель и издатель: Региональная общественная организация «Московский клуб белорусов»); «Московская немецкая газета» — независимая газета о Германии, России и немцах в мире (учредители: Г. Мартенс; Ассоциация общественных объединений «Международный союз немецкой культуры». Тираж 13 600 экз.); российская независимая общественно-политическая газета «Лезгинские известия» (учредитель: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Тираж 15 000 экз.); «Караимские вести» (учредитель: Фонд М.С. Сарача).

В последнее время заметно желание посольств стран СНГ и постоянных представительств республик — субъектов РФ наладить выпуск собственных изданий. К примеру, «Якутия сегодня» (Саха Сирэ) — Вестник Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации (учредитель: Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации. Тираж 999 экз.). Иногда к выпуску привлекаются национально-культурные общественные объединения. Так, «Москва — Алания» издается Постоянным представительством Республики Северная Осетия — Алания при Президенте РФ совместно с национально-культурной общественной организацией «Московская осетинская община». Тираж 999 экз.).

Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений, Межрегиональное общественное движение за развитие культурных и общественно-политических связей с Чеченской Республикой «Новое время», Общероссийская общественная организация «Союз возрождения мира и согласия в Чеченской Республике» (Союз народов Чечни) издают «Объединенную газету» (тираж 10 000 экз.).

ел оо

Таблица 1

Газеты

№ Название Тематика Бив. ред Тираж, периодичность Издатель

1. «Азербайджан» Жизнь азербайджанской диаспоры в Татарстане, о выдающихся представителях народа, история, культура и кухня, современная жизнь Азербайджана. Васиф Абдуллаев 1000 экз. 1 раз в месяц бесплатная Азербайджанская националь-но-культурная автономия РТ «Азербайджан»

2. «Иверия» Национально-культурная автономия грузин РТ

3. «Туганайлар» (Сородичи) — газета крещеных татар Выходит на татарском языке с русскоязычным вкладышем. Единственное культурно-просветительское издание о кряшенах. Русский вкладыш предполагает концепцию «Этнографической мозаики», где отражается история, обычаи, традиции, обряды кряшен, рассказывается об известных личностях. Зинаида Антоновна Белоусова 3000 экз. 2 раза в месяц Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа»

4. «Сувар» — чувашская республиканская газета Освещает общественно-политические события, происходящие в республике а также публикует материалы по истории и культуре чувашей. Есть молодежный вкладыш для школьников «Шанкарав», а для читателей постарше — вкладыш «Сюнатла сямраклах». Малышев Константин Анатольевич 5000 экз. Правительство Татарстана

5. «Дружба» («Туслах» — чув., «Дуслык» — тат.), издается на татарском, русском и чувашском. Районная На страницах газеты отражается все, чем живет район, события, успехи, проблемы и радости. Информационное поле газеты включает в себя злободневные аналитические материалы, актуальную, оперативную и объективную доставку читателям новостей района и города. Хайруллина Сакина Нурулловна, Нурлатский район, г. Нурлат 10 000 экз., 3 раза в неделю Администрация района

6. «Сельская новь» (Авыл таннары), издается на русском, татарском и чувашском. Районная Фахретдин Шамсутдино-вич Шаязда-нов 4000 экз Администрация района

7. «Знамя» (Ялав — чув.. Байрак — тат.) издается на русском, татарском и чувашском. Районная Камалетди-нов Гакиль Аряфетди-нович 7000 экз. Администрация района

8. «Родной край» (Таван ен — чув., Туган як — тат.) издается на русском, татарском и чувашском. Районнная Резида Ринатовна Замалтди-нова 4000 экз. Администрация района

Таблица 2

Журналы

№ Название Тематика Бгавный редактор Тираж Издатель

1. Независимый бюллетень «Бара» (Свет) А.В. Савва Ежеквартально Татарстанская ассирийская национально-культурная автономия и Общественная организация ассирийцев г. Казани «Бара» («Свет»)

2. «Наш дом — Татарстан» Общественно-просветительское издание. В нем нашли место публикации, касающиеся деятельности национальных диаспор, этнокультурной жизни народов Татарстана, интервью с ведущими специалистами по теории и практике межнациональных отношений как регионального и федерального уровней. Журнал рассказывает как о реализации национальной и миграционной политики в республике, так и об интересующих всех темах спорта, жизни известных людей Татарстана разных национальностей, молодежных проектах, секретах национальной кухни и многом другом. Наталья Вяткина 1000 экз., 1 раз в квартал. Распространяется по госучреждениям, национальным общинам республики и воскресным школам. В планах — поставлять эти журналы и в обычные школы. Ассамблея народов Татарстана

Отрадно, что в новой России появляются издания, выпускаемые землячествами стран СНГ. Среди них «Украинские вести» (учредители: ОАО «НПК "Интеллект-С"»; ООО «ТЭККонс». Тираж 10 000 экз.), «Казахский язык» (учредитель НКО «Казахский язык». Тираж 999 экз.), независимая газета на таджикском и русском языках «Точикони Россия» (Таджики России) (учредитель: Б.М. Эгамов. Тираж 5000 экз.).

Остановимся подробнее на структуре СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития в таком многонациональном субъекте РФ, как Республика Татарстан.

Таким образом, структура этнической журналистики РФ в минувшем десятилетии представлена изданиями следующего типа:

— всероссийские издания (ведущим остается журнал «Этносфе-ра», другие издания возникли под его влиянием);

— издания национальных общественных объединений — национально-культурных автономий, землячеств («Татарский мир», «Российские корейцы», «Азеррос», «Азербайджанский конгресс»);

— издания при посольствах стран СНГ и постоянных представительствах республик — субъектов РФ («Москва — Тбилиси», «Якутия сегодня», «Москва — Алания»).

Список литературы

Овсепян Р.П. Многонациональная журналистика Российской Федерации (некоторые проблемы функционирования). М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.

Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие — основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. М.: Московское бюро по правам человека, «Асаёеш1а», 2008.

Поступила в редакцию 13.01.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.