Научная статья на тему 'Региональная валютно-финансовая интеграция на Юге Африки: проблемы и перспективы введения единой региональной валюты'

Региональная валютно-финансовая интеграция на Юге Африки: проблемы и перспективы введения единой региональной валюты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНЕТАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЮГ АФРИКИ / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MONETARY INTEGRATION / SOUTH AFRICA / SADC / SACU / CMA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романчук Е.С.

В статье анализируются перспективы региональной валютно-финансовой интеграции стран Юга Африки. В регионе одновременно функционируют региональные интеграционные группировки старого типа, где доминирующую роль играет Южная Африка, и союз нового типа, построенный на паритетных основах. Кроме того, южноафриканские государства участвуют в других интеграционных проектах, что порождает проблему перекрестного членства и вынуждает страны в процессе региональной интеграции «стыковать» политику союза с расположенными рядом интеграционными группировками. Вместе с тем основным препятствием финансовой интеграции становится сильная дифференциация государств региона и, соответственно, сложившихся в них финансовых систем. Несмотря на относительно небольшой прогресс в части имплементации положений основного соглашения, определяющего области финансовой интеграции, а также сложности, возникающие вследствие отступления государств от согласованных общих правил, по-настоящему успешным проектом стало создание интегрированной системы электронных платежей. Переход к единой валюте Юга Африки пока не представляется возможным в силу несоответствия показателей государств региона критериям макроэкономической конвергенции. Наряду с тем, что преждевременный переход к валютному союзу спровоцирует возникновение шоков для экономик интегрирующихся государств, модель будущего валютного союза пока не определена. Оптимальной видится валютная интеграция, когда в рамках основного соглашения создается единый центральный банк и начинается эмиссия единой региональной валюты. Таким образом, происходит отказ от жестких временных рамок осуществления валютно-финансовой интеграции в пользу планомерного сближения политик южноафриканских государств с постепенной передачей прав национальных правительств по реализации экономической политики на наднациональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional monetary and financial integration in South Africa: problems and prospects for single regional currency introduction

The article deals with the prospects for regional financial and monetary integration of South African nations. In the region, there is a simultaneous functioning of old-type regional integration groups with dominating South Africa and a new-type union built on a parity basis. In addition, South African nations participate in other integration projects. This participation generates the problem of cross-membership and forces the countries ‘to mate’ the policy of the union with the adjacent integration groups in the course of regional integration process. However, the main challenge for the financial integration is strong differentiation of States within the region, and their financial systems. Despite a relatively little progress in the implementation of provisions of the basic SADC agreement that defines the areas of financial integration, and difficulties resulting from the States’ departure from the agreed general rules, a really successful project was the creation of an integrated system of electronic payments (SIRESS). Transition of South Africa to single currency is not possible yet due to non-compliance of the States’ indices with macroeconomic convergence criteria. Furthermore, the model of the future monetary union is not defined yet. In this situation, the best option for the monetary integration is to create a single Central Bank and issue single regional currency within the framework of the SADC. Thus, strict time frames of the integration are refused in favor of smooth convergence of policies of South African nations, with a gradual transfer of rights of national governments on the economic policy implementation at the supra-national level.

Текст научной работы на тему «Региональная валютно-финансовая интеграция на Юге Африки: проблемы и перспективы введения единой региональной валюты»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Мировая валютная система

РЕГИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ЮГЕ АФРИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ

Eкатерина Сергеевна РОМАНЧУК

аспирантка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ведущий специалист-эксперт

Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

kate.romanchuk@ya.ru

История статьи:

Принята 19.02.2015 Одобрена 26.02.2015

УДК 339.7

Ключевые слова: монетарная интеграция, Юг Африки, платежная система, критерии конвергенции, макроэкономические показатели

Аннотация

В статье анализируются перспективы региональной валютно-финансовой интеграции стран Юга Африки. В регионе одновременно функционируют региональные интеграционные группировки старого типа, где доминирующую роль играет Южная Африка, и союз нового типа, построенный на паритетных основах. Кроме того, южноафриканские государства участвуют в других интеграционных проектах, что порождает проблему перекрестного членства и вынуждает страны в процессе региональной интеграции «стыковать» политику союза с расположенными рядом интеграционными группировками. Вместе с тем основным препятствием финансовой интеграции становится сильная дифференциация государств региона и, соответственно, сложившихся в них финансовых систем. Несмотря на относительно небольшой прогресс в части имплементации положений основного соглашения, определяющего области финансовой интеграции, а также сложности, возникающие вследствие отступления государств от согласованных общих правил, по-настоящему успешным проектом стало создание интегрированной системы электронных платежей. Переход к единой валюте Юга Африки пока не представляется возможным в силу несоответствия показателей государств региона критериям макроэкономической конвергенции. Наряду с тем, что преждевременный переход к валютному союзу спровоцирует возникновение шоков для экономик интегрирующихся государств, модель будущего валютного союза пока не определена. Оптимальной видится валютная интеграция, когда в рамках основного соглашения создается единый центральный банк и начинается эмиссия единой региональной валюты. Таким образом, происходит отказ от жестких временных рамок осуществления валютно-финансовой интеграции в пользу планомерного сближения политик южноафриканских государств с постепенной передачей прав национальных правительств по реализации экономической политики на наднациональный уровень.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Идея единого Африканского континента или Соединенных штатов Африки представляет собой мечту, исполнение которой должно принести экономический рост и процветание, а также мир и стабильность в развивающиеся государства этого континента. На протяжении более чем полувека их политики пытаются реализовать интеграционный проект в отношении некогда во многом искусственно разделенных частей одного материка и перенаправить экономические блага, в том числе финансовые потоки, внутрь континента.

Регионализация в связи с этим стала ответом на происходящие с середины XX в. процессы распада валютных зон и образования независимых государств с их национальными валютами. Вследствие неравномерности указанных процессов Африканский континент (неоднородный и сейчас) напоминал мозаику, соединяющую, с одной

стороны, трансформированные интеграционные группировки, образованные метрополиями по модели «старого типа» и предполагающие интеграцию прежде всего в валютно-финансовой сфере, а с другой стороны - интеграционные союзы «нового типа» первой и второй волны интеграции, созданные по европейской модели. Таким образом, в число актуальных проблем вошла необходимость управления процессами регионализации в целях обеспечения «стыковки» интеграционных группировок. Для государств континента важно пройти до 2025 г. все этапы общеконтинентальной интеграции - от зоны свободной торговли до валютного союза, от отдельных региональных союзов - к единому экономическому и политическому пространству. Однако сделать это далеко не просто. На примере интеграционных союзов на юге Африканского континента проанализируем,

какие «ловушки» подстерегают исполнителей проекта общеконтинентальной экономической интеграции.

Процессы региональной экономической интеграции на Юге Африки. На Юге Африки в настоящее время функционируют три основные интеграционные группировки:

- Сообщество развития Юга Африки (САДК)1 -интеграционная группировка «нового типа»;

- Таможенный союз Юга Африки (САКУ);

- Единая монетарная зона (ЕМЗ)2.

Хронологически эти союзы формировались в следующей последовательности: САКУ3 - в 1910 г.; ЕМЗ как углубление интеграции в рамках САКУ - в 1974 г. и САДК - в 1992 г.

Отличительной чертой САКУ и ЕМЗ стало доминирование в них ЮАР. Так, все таможенные и акцизные сборы в рамках САКУ аккумулируются в Резервном фонде ЮАР, а потом (согласно прописанной в соглашении формуле) распределяются между государствами-участниками. ЕМЗ представляет собой гибрид валютного управления и монетарного союза: страны-члены используют на территории национальные валюты и южноафриканский рэнд, тогда как на территории ЮАР расплачиваться можно только с помощью рэнда. Государства -члены ЕМЗ не закрепили в качестве обязательства поддержание установленного курса между национальными валютами Намибии, Лесото и Свазилендом, однако договорились, что не допускается выпуск национальной валюты, не основанной на иностранных активах. Необходимо отметить, что между странами установлена полная конвертируемость по текущему и капитальному счету, а также прописаны компенсационные выплаты для взимания сеньоража теми государствами, которые привязывают свою валюту к валюте ЮАР, а также другие правовые положения для внутризонового перечисления денежных средств.

Только в рамках САДК экономические отношения государств-членов строятся на паритетной основе, а региональная интеграция рассматривается

1 Странами - участницами САДК являются: Ангола, Ботсвана, Демократическая Республика Конго (ДРК) Замбия, Зимбабве, Лесото, острова Мадагаскар и Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Сейшельские острова, Танзания, ЮАР.

2 В ЕМЗ входят ЮАР, Лесото и Свазиленд.

3 Страны - члены САКУ: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд

и ЮАР.

как средство для преодоления диспропорций в экономике региона4.

Кроме трех интеграционных группировок страны Юга Африки участвуют в других интеграционных проектах. Из пятнадцати стран САДК шесть являются членами Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА); две входят в Комиссию Индийского океана (ИОС), а одна - в Экономическое сообщество Центральноафриканских государств (ЭККАС). Перекрестное членство в нескольких интеграционных группировках привело к фрагментации общеэкономического пространства южной части континента и формированию различных подходов к осуществлению экономической интеграции.

Препятствия на пути к созданию экономически единого региона. Регион не является однородным по социальному и экономическому развитию. Государства помимо разного географического положения имеют различное историческое и культурное наследие (например, в САДК официальными языками признаны английский, французский и португальский).

Социальные проблемы региона остро стоят на повестке дня региональной экономической интеграции, внося деструктивный вклад в попытки государств объединиться. Пока южная часть африканского континента остается беднейшим в мире регионом. Около 45% населения живет на 1 долл. в день. Недоедают в среднем 36,1% от общей численности населения с диапазоном по региону до 72%5. Продолжительность жизни на Юге Африки в среднем составляет 40 лет, а показатели младенческой смертности остаются высокими - более 50 смертей на 1 000 новорожденных для большинства стран региона. Кроме того, сам по себе тропический климат сказывается негативно на развитии сельского хозяйства, что приводит к голоду и снижению иммунитета у населения, а также сказывается на распространении заболеваний. Более 9% из 300-500 млн клинических случаев малярии появляются у детей в возрасте до пяти лет, около 70% населения ВИЧ-инфицированы.

Что касается вопросов инфраструктуры, то лишь 24% граждан, проживающих в странах САДК, имеют доступ к электроэнергии, а в некоторых государствах процент электрификации сельской местности не

4 20 Years. 1992-2012. Roots of the Southern African Development Community // SADC Today, 2012. Vol. 14. № 5.

5 UNAIDS Report on the global AIDS epidemic. Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS), 2012.

превышает 5%. Транспортная инфраструктура отличается в регионе от страны к стране, но общее одно - малая пропускная способность. В отрасли информационно-коммуникационных технолоий ситуация еще печальнее: среднее покрытие мобильной связью на Юге Африки составляет 60% населения, а в Демократической Республике Конго (ДРК) - 1% [17].

Обращаясь непосредственно к финансовому сектору, отметим, что на Юге Африки большинство населения не имеет доступа к банковским услугам и только 20% африканских семей открыли банковские счета. Подавляющее число жителей региона не может получить кредит от действующих финансовых институтов и вынуждено обращаться к финансовым учреждениям, функционирующим в теневом секторе экономики, вследствие чего масштаб теневого сектора в регионе колоссальный. Хуже всего обстоят дела в Танзании, Зимбабве, Ботсване и Лесото, где неформальными финансовыми продуктами пользуются до трети граждан. В ДРК, самой слабой в социально-экономическом плане стране, повсеместно применяются неформальные механизмы, такие как «карты папочки» (daddy cards и ROSCAs).

Вследствие отсутствия нормативно-правовой базы для эффективной борьбы с организованной преступностью и отмыванием денег Юг Африки превратился в юрисдикцию с низким уровнем риска для тех, кто осуществляет эти виды деятельности. Правоохранительным органам не хватает квалификации и средств для выявления экономических преступлений, а также ресурсов для борьбы с организованными преступными группировками.

Финансовые рынки южноафриканских государств остаются недостаточно развитыми даже в сравнении с другими развивающимися государствами. Их отличают небольшая глубина, нехватка ликвидности, фрагментированность, а также подверженность высокой волатильности вследствие макроэкономической или политической нестабильности на международных рынках. В межстрановом разрезе финансовые рынки стран Юга Африки различаются по уровню развития, что обусловлено разницей исторически сложившихся финансовых систем и финансовых инструментов в этих государствах.

Попытки региональной финансовой интеграции южноафриканских государств. Региональная финансовая интеграция призвана не только

объединить финансовые рынки, но и углубить, усилить финансовые системы интегрирующихся государств, способствовать аккумулированию финансовых ресурсов для осуществления интеграции в других сферах, в том числе социальной. Интеграция стран - членов САДК, а именно на нее делается упор, происходит во многом за счет снижения внутрирегиональных барьеров для проведения операций и движения капитала, а также установления региональной макроэкономической стабильности и конвергенции посредством сдержанной фискальной и монетарной политики.

Вместе с тем финансовая интеграция способна преобразовать экономику региона в инновационную, способствуя развитию социального капитала. Несмотря на возможные социально-экономические дивиденды от финансовой интеграции, страны не спешат выполнить взятые на себя обязательства, в том числе по Протоколу по финансам и инвестициям (далее - Протокол), в котором наряду с традиционными средствами сотрудничества (например, совместное развитие рынков капитала) центральным банкам предписывается сотрудничать в области информационно-коммуникационных технологий, предполагается наладить кооперацию финансовых институтов развития, небанковских финансовых институтов, фондовых бирж и совместно осуществлять борьбу с отмыванием доходов.

К 2013 г. чуть более половины положений Протокола было имплементировано на страновом уровне, 8,4% положений находится в прогрессе имплементации. Более половины обязательств были имплементированы в семи государствах САДК (ЮАР, Маврикии, Замбии, Малави, Намибии, Ботсване и Танзании), но на региональном уровне реализовано только 14,3% обязательств, а 33,3%

- реализованы частично. Такое положение вещей во многом объясняется неполной готовностью экономик стран-членов к нововведениям.

Отметим, что все принятые протоколы, конвенции, нормы и стандарты не являются обязательными для государств-членов, а носят скорее декларативный характер. Это приводит к отсутствию политической приверженности стран

- членов САДК к реализации согласованных норм и стандартов, а недостаточный режим санкций за нарушение условий протоколов и конвенций лишь усугубляет текущее положение. Трудности также возникают при переводе региональных норм, принципов и стандартов в практику посредством

соответствующей конституционном, правовой и избирательной реформы.

Так, опубликованный правительством ЮАР для обсуждения законопроект о поощрении и защите инвестиций содержит ряд противоречий, входит в конфликт с положениями разработанного недавно Модельного двустороннего соглашения САДК по инвестициям.

Однако следует подчеркнуть, что по-настоящему успешным стал проект интегрированной региональной системы электронных платежей САДК (СИРЕСС) (SADC Integrated Regional Electronic Settlement System, SIRESS). Реализация проекта разделена на несколько этапов. На первом этапе СИРЕСС вводился в 2013 г. в ЕМЗ. Результаты этого этапа превзошли все ожидания: через данную систему было проведено трансграничных расчетов на сумму около 10 млрд рэндов в день, составленных из небольших сделок между Лесото, Намибией, Свазилендом и Южной Африкой. В дальнейшем трансграничные платежи были дополнены конвертацией валют, валютным регулированием и тонкостями перемещения средств между странами и банками.

Управляющий Резервного банка Южной Африки Г. Маркус отмечает, что эта система поможет разблокировать около 50% рынка САДК. Около половины сделок в регионе САДК осуществляется наличными, поэтому перемещение денежных средств является критически важным для поддержания экономики. Схема позволяет банкам в рамках САДК переводить платежи друг другу в режиме онлайн, устраняя риски межбанковских расчетов и чрезмерную зависимость от долларовых расчетов. Имеются и косвенные положительные эффекты от введения СИРЕСС:

- содействие разумной монетарной политике и управлению ликвидностью;

- увеличение валютной интеграции и финансового сектора;

- ускорение таможенных операций и государственных транзакций.

Единая валюта для Юга Африки. Интеграция в финансовой сфере представляет собой только промежуточную цель на пути перехода к единой региональной валюты в 2018 г., для осуществления которого страны должны двигаться в сторону конвергенции стабильно ориентированной экономической политики с опорными датами: 2008, 2012 и 2018 гг. (табл. 1).

Исследователи отмечают, что ЮАР с доминирующей в регионе экономикой имеет сильную валюту и репутацию для борьбы с инфляцией, поэтому эта страна должна стать активным участником монетарного союза Юга Африки, так как любая другая региональная валюта может не быть такой же сильной, как рэнд. Для реализации данного положения Т. Агбейегбе предложил макроэкономические условия, побуждающие ЮАР и ЕМЗ в целом участвовать в региональной валютном союзе:

1) уровень инфляции любого государства, желающего присоединиться к монетарному союзу САДК, должен отличаться не более чем на 1,5% от среднего по странам ЕМЗ;

2) для обменного курса такая разница должна составлять не более 5%;

3) долгосрочные процентные ставки не должны быть выше более чем на 2% по сравнению со средней по странам ЕМЗ.

Представляется целесообразным определить, насколько страны - члены САДК достигли целевых показателей макроэкономической конвергенции за последние пять лет, а также проанализировать показатели стран региона, не являющихся членами

Таблица 1

Цели макроэкономической конвергенции государств САДК в 2008-2018 гг.

Критерий 2008 2012 2018

Уровень инфляции, % Однозначное число 5 3

Дефицит бюджета 5% или менее от ВВП 3% от ВВП как «якорный показатель» с диапазоном в 1% 3% от ВВП как «якорный показатель» с диапазоном в 1%

Государственный долг Менее 60% ВВП Менее 60% ВВП Менее 60% ВВП

Международные резервы 3 мес. покрытия импорта Более 6 мес. покрытия импорта Более 6 мес. покрытия импорта

Кредиты центрального банка национальному правительству Менее 10% налоговых доходов предыдущего года Менее 5% налоговых доходов предыдущего года Менее 5% налоговых доходов предыдущего года

ЕМЗ, в сравнении со средними по монетарной зоне.

В части инфляции выявлено (табл. 2), что если показатель 5% и менее был достигнут в 20092011 гг. почти всеми странами, то уровень инфляции в 3% и менее получили только шесть государств из пятнадцати. При этом годовая инфляция на Мадагаскаре превысила 27%.

Лучше дело обстоит с соблюдением участниками САДК требования макроэкономической конвергенции к сальдо бюджета, так как только Замбия, Мозамбик и Танзания закончили 2013 г. с дефицитом более 5%.

Два других показателя демонстрируют диаметрально противоположные картины: если целевой показатель 60% и менее государственного долга к ВВП был достигнут всеми странами, за исключением Зимбабве, то покрытие международными резервами шести месяцев импорта наблюдалось только у Анголы и Ботсваны.

Следовательно, можно констатировать, что монетарный, а тем более валютный союз представляет собой только цель, поскольку экономики государств - участников САДК не готовы к унификации и последующему объединению монетарных политик.

Наряду с этим два из трех условий, побуждающих ЮАР и ЕМЗ участвовать в валютном союзе с остальными членами САДК, также выполняются не всеми (табл. 3). Только Зимбабве с его мультивалютным режимом соблюдает три условия на протяжении пятилетнего периода, а в последний год к нему присоединились Ботсвана и Сейшельские острова.

Однако даже при соблюдении странами упомянутых критериев пути перехода к валютному союзу могут быть выбраны разные: через распространение правил действующего союза ЕМЗ на новых членов и через создание нового союза. В первом случае больше всего от членства в ЕМЗ выиграют Ботсвана, Замбия и Зимбабве. Эти три страны получат выгоду от более низкой инфляции в основном за счет уменьшения фискального давления на денежно-кредитную политику. Ангола, Маврикий и Танзания, наоборот, явно пострадают от адаптации южноафриканской монетарной политики. Если в Анголе и Маврикии условия торговли являются крайне нестабильными, что делает более желательным проведение национальной денежно-кредитной политики, то для Танзании потери будут усугубляться вероятностью того, что инфляционный налог ЕМЗ будет превышать оптимальную модель,

необходимую для покрытия относительно низкой потребности в финансировании.

В случае углубления противоречий в ЕМЗ при контроле за денежной политикой со стороны Резервного банка Южной Африки монетарный союз вряд ли окажется политически приемлемым для большинства других государств САДК. Нежелание адаптировать единую валюту, выпущенную единым центральным банком, уже высказывают действующие участники ЕМЗ - Лесото, Намибия и Свазиленд. Управляющий Резервного банка Южной Африки Т. Мбощени отметил следующее: «Мы договорились, что проведем некоторые исследования относительно целесообразности общего центрального банка для ЮАР, Лесото, Свазиленда и Намибии. Это неплохая идея, но я думаю, что .. .политически... - это мертвая утка».

В связи с этим оптимальным решением мог бы стать монетарный союз САДК с созданием единого центрального банка для всех стран региона.

В этом случае государствам-членам не избежать проблемы, связанной с валютной интеграцией,

- потери части суверенитета для использования ключевых инструментов макроэкономического управления, в частности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик. Многие государства

- члены САДК полагаются на непостоянные донорские потоки (к примеру, Замбия, Малави, ДРК и Танзания) и непредсказуемые цены на сырьевые товары (Ангола, Замбия), а инструменты денежно-кредитной политики позволяют проявлять гибкость и некоторую свободу в управлении экономикой в том или ином направлении. Можно оспорить это утверждение, заявив, что de facto степень независимости денежно-кредитной политики большинства малых государств с открытой экономикой ограничена, так как их решения во многих случаях обусловлены проводимой в соседних странах и мировых центральных банках монетарной политикой, и поэтому маленькие экономики не много потеряют при вступлении в монетарный союз. Но необходимо понимать, что у стран - членов САДК в зависимости от развития экономик затраты и выгоды будут различными. Так, государства с высоким уровнем инфляции и высокой волатильностью цен, скорее всего, выиграют, а те страны, где уровень инфляции очень низкий, столкнутся с повышением цен. Кроме того, издержки понесут и страны, где велика доля фискальной составляющей, так как потеря инструмента монетарной политики и корректировки обменного курса на национальном

t *

5 «я

6 н

^ =

« g

s s

а л

* £ л ^ ^ Я

И со со

о

«

:= S

s

a

о S

со

g

со

X я а £

i ю и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

ьа

к s я к

г

я S

я =

я &

H

U

о ся

CD

VO CD

<N

OS

<N <N

о

<4 00

о

o\ о о

o\ о о

о

о

o\ о о

СЛ

о

<N

сл VO

CD

"t

<N

<N I

<N 00

VO o"

<N

VO ЧО

СЛ

T

<N I

t--I

m

Ю cS Ю

<N

ич"

сл <N

<N

0^8

00 o"

<N

<N <N

<N <N

VO

<N I

СЛ

«

S «

S Л я

CS

0

I

7

Л cS M

О

S3

s ч

CS

СЛ <N

t--I

t--<N

00

VO

o"

ЧО I

о

<N

« s

ID

уровне потребуют поиска новых путей стабилизации и корректировки бюджетной политики.

Остаются опасения, что интеграция и введение единой региональной валюты будут способствовать смещению баланса торговли и инвестиций в пользу более стабильных экономик, сдерживая экономический рост небольших стран.

Кроме того, нежелание стран образовывать монетарный союз «подогревает» и политический фактор, а точнее, озабоченность других государств-членов ролью в союзе ЮАР. Из-за доминирования в регионе этой страны у остальных возникает ощущение, что ЮАР их колонизирует. Вследствие этого любая попытка ввести единую валюту встретит политическое сопротивление и враждебность со стороны некоторых правительств САДК. Официальные лица ЮАР в свою очередь также не видят перспектив углубления финансовой интеграции. Президент ЮАР Я. Зума во время выступления по вопросу платных дорог обозначил основную причину, почему в Африке сложно осуществить интеграцию: «Мы не можем думать как африканцы в целом, мы в Йоханнесбурге. Это Йоханнесбург. Это не национальная дорога в Малави».

Таким образом, региональная валютно-финансовая интеграция в Африке сталкивается со многими трудностями. Несмотря на необходимость такой интеграции, правители африканских государств опасаются передачи части суверенитета в осуществлении внутриэкономической политики наднациональному органу. Государства стремятся реализовать прежде всего национальные интересы, выбирая удобные для них области интеграции. Обязать их соблюдать все положения подписываемых документов не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых механизмов и санкций за невыполнение взятых обязательств.

Последние успехи в области введения интегрированной региональной платежной системы свидетельствуют о том, что основной упор в интеграции стоит делать на снижение доли теневой экономики и на те инициативы, которые принесут больше выгод гражданам государств Юга Африки. Тем самым странам необходимо отказаться от жестких временных рамок осуществления валютно-финансовой интеграции в пользу постепенного сближения экономических политик южноафриканских государств наряду с частичной передачей суверенитета наднациональным органам.

Список литературы

1. Шаркова А.В. Влияние процесса глобализации на использование трудового потенциала национальной и мировой экономики // Проблемы современной экономики. 2003. № 3-4. С. 78-79.

2. Шаркова А.В., Мерзолова М.П. Факторы формирования и развития человеческого капитала в инновационной экономике // Право и современные государства. 2013. № 4. С. 9-13.

3. 20 Years. 1992-2012. Roots of the Southern African Development Community // SADC Today. 2012. Vol. 14. № 5.

4. AFR Regional Economic Outlook (AFR REO). URL: http://www.tradingeconomics.com.

5. Agbeyegbe T. On the Feasibility of a Monetary Union in the Southern Africa Development Community. URL: http://econ.hunter.cuny.edu/wp-content/uploads/sites/6/RePEc/papers/HunterEconWP306.pdf.

6. AllenF., CarlettiE., CullR., Qian J., SenbetL. The African Financial Development Gap. URL: http://finance. wharton.upenn.edu/~allenf/download/Vita/African%20Financial%20Development-5-13-10-final.pdf.

7. Bagenda P.M. Combating money laundering in the SADC sub-region: the case of Tanzania. In: Profiling Money Laundering in Eastern and Southern Africa, 2003. URL: http://www.issafrica.org/pubs/Monographs/ No90/Chap3.html.

8. DiaoX., HazellP., Thurlow J. The role of agriculture in African development // World Development. 2010. Vol. 38, iss. 10. P. 1375-1383.

9. Financial Access 2010. Sub-Saharan Africa Factsheet. CGAP. World Bank. URL: http://www.cgap.org/ financialindicators.

10. Fontyn Y. SADC: the case for a single currency. Media Club South Africa. 15 August 2013. URL: http://www. mediaclubsouthafrica.com/economy/3441-sadc-the-case-for-a-single-currency.

11. Jones G. Simpler cross-border payment 'will boost Sadc'. BDlive, 20 September 2013. URL: http://www. bdlive.co.za/business/trade/2013/09/20/simpler-cross-border-payment-will-boost-sadc.

12. Governance of Financial Institutions in Southern Africa: Issues for an Institutional Convergence Framework for Regional Financial Integration in SADC. United Nations Economic Commission for Africa. 2009.

13. Masson Paul R., Patello C. The Monetary Geography of Africa. Washington. D.C.: Brookings Institution Press. 2005.

14. Matlosa Kh., Lotshwao K. Political Integration and Democratisation in Southern Africa: Progress, Problems And Prospects. Johannesburg: EISA. 2010.

15. McCarthy C. The Roadmap towards Monetary Union in Southern Africa - Is the European Experience Commendable and Replicable? Panel IV-2: Monetary and Financial Governance. Third GARNET Annual Conference. Bordeaux. 2008.

16. Okonmah T.N. Why Africa's financial integration is difficult. VANGUARDNGR. 06.01.2014. URL: www. vanguardngr.com/2014/01/africas-financial-integration-difficult-2/.

17. Regional Infrastructure Development Master Plan. Executive Summary. SADC. 2012.

18. Regional Integration and Human Development: A Pathway for Africa. United Nations Development Programme. 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. RISDP conduit through which SADC can achieve NEPAD, MDGs targets // SADC Today. 2004. Vol. 7. № 2.

20. Rossouw J. An Analysis of Macroeconomic Convergence in SADC // South African Journal of Economics. 2006. № 74. Р. 3.

21. SADC Selected Indicators - 2013. URL: www.sadc.int/files/6114/0653/8757/SADC_Indicators_-_21_SSC_-June_2014_final.pdf.

22. Single Central Bank: Macroeconomic Costs And Benefits For The Monetary Union. Committee Of Central Bank Governors. SADC. 2013.

23. Southern African Customs Union (SACU). History and Present Status. URL: www.dfa.gov.za/foreign/ Multilateral/africa/sacu.htm.

24. Stafford Thomas. SADC: cross-border payments will be seamless. Financial Mail. 17.10.2013. URL: www. financialmail.co.za/fmfox/2013/10/17/sadc-cross-border-payments-will-be-seamless.

25. Status of Integration in Africa (SIA IV). African Union Commission. 2013.

26. Striving for Regional Integration Baseline Study on the Implementation of the SADC Protocol on Finance and Investment. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. URL: http://www. giz.de/en/downloads/giz2013-en-implementation-sadc-finance-investment.pdf.

27. Tamon Asonuma, Xavier Debrun, Paul R. Masson. Welfare Effects of Monetary Integration: the Common Monetary Area and Beyond. International Monetary Fund. 2012.

28. The Southern African Development Community Integrated Regional Settlement System (SIRESS): What? How? and Why? // CBL Economic Review. 2013. URL: http://www.centralbank.org.ls/publications/Month lyEconomicReviews/2013/July%202013%20Economic%20Revivew.pdf.

29. TjirongoM. Short-Term Stabilization Versus Long-Term Price Stability: Evaluating Namibia's Membership of the Common Monetary Area // Center for the Study of African Economies Working Paper. № 95-18. Oxford. Oxford University. 2005.

30. UNAIDS Report on the Global AIDS Epidemic - 2013. Joint United Nations Programme on HIV/ AIDS (UNAIDS). URL: www.unaids.org/en/dataanalysis/knowyourresponse/countryprogressreports/ 2014countries/.

31. UNAIDS Report on the global AIDS epidemic. Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS). 2012.

32. World Investment Report 2010. Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva. United Nations. 2010.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

World Monetary System

REGIONAL MONETARY AND FINANCIAL INTEGRATION IN SOUTH AFRICA: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR SINGLE REGIONAL CURRENCY INTRODUCTION

Ekaterina S. ROMANCHUK

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation kate.romanchuk@ya.ru

Abstract

The article deals with the prospects for regional financial and monetary integration of South African nations. In the region, there is a simultaneous functioning of old-type regional integration groups with dominating South Africa and a new-type union built on a parity basis. In addition, South African nations participate in other integration projects. This participation generates the problem of cross-membership and forces the countries 'to mate' the policy of the union with the adjacent integration groups in the course of regional integration process. However, the main challenge for the financial integration is strong differentiation of States within the region, and their financial systems. Despite a relatively little progress in the implementation of provisions of the basic SADC agreement that defines the areas of financial integration, and difficulties resulting from the States' departure from the agreed general rules, a really successful project was the creation of an integrated system of electronic payments (SIRESS). Transition of South Africa to single currency is not possible yet due to non-compliance of the States' indices with macroeconomic convergence criteria. Furthermore, the model of the future monetary union is not defined yet. In this situation, the best option for the monetary integration is to create a single Central Bank and issue single regional currency within the framework of the SADC. Thus, strict time frames of the integration are refused in favor of smooth convergence of policies of South African nations, with a gradual transfer of rights of national governments on the economic policy implementation at the supra-national level.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Sharkova A.V. Vliyanie protsessa globalizatsii na ispol'zovanie trudovogo potentsiala natsional'noi i mirovoi ekonomiki [Influence of globalization process on the use of labor potential of national and world economy].

Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2003, no. 3, pp. 78-79.

2. Sharkova A.V., Merzolova M.P. Faktory formirovaniya i razvitiya chelovecheskogo kapitala v innovatsionnoi ekonomike [Factors of human capital formation and development in the innovative economy]. Pravo i sovremennye gosudarstva = Law and Modern States, 2013, no. 4, pp. 9-13.

3. 20 Years. 1992-2012. Roots ofthe Southern African Development Community. SADC Today, 2012, vol. 14, no. 5.

4. AFR Regional Economic Outlook (AFR REO). Available at: http://www.tradingeconomics.com.

5. Agbeyegbe T. On the Feasibility of a Monetary Union in the Southern Africa Development Community. Available at: http://econ.hunter.cuny.edu/wp-content/uploads/sites/6/RePEc/papers/HunterEconWP306. pdf.

6. Allen F., Carletti E., Cull R., Qian J., Senbet L. The African Financial Development Gap. Available at: http:// finance.wharton.upenn.edu/~allenf/download/Vita/African%20Financial%20Development-5-13-10-final.pdf.

7. Bagenda P.M. Combating money laundering in the SADC sub-region: the case of Tanzania. In: Profiling Money Laundering in Eastern and Southern Africa, 2003. Available at: http://www.issafrica.org/pubs/ Monographs/No90/Chap3.html.

8. Diao X., Hazell P., Thurlow J. The role of agriculture in African development. World Development, 2010, vol. 38, iss. 10, pp. 1375-1383.

9. Financial Access 2010. Sub-Saharan Africa Factsheet. CGAP, World Bank. Available at: http://www.cgap. org/financialindicators.

Article history:

Received 19 February 2015 Accepted 26 February 2015

Keywords: monetary integration, South Africa, SADC, SACU, CMA

10. Fontyn Y. SADC: the case for a single currency. Media Club South Africa, 15 August 2013. Available at: http://www.mediaclubsouthafrica.com/economy/3441-sadc-the-case-for-a-single-currency.

11. Jones G. Simpler cross-border payment 'will boost Sadc'. BDlive, 20 September 2013. Available at: http:// www.bdlive.co.za/business/trade/2013/09/20/simpler-cross-border-payment-will-boost-sadc.

12. Governance of Financial Institutions in Southern Africa: Issues for an Institutional Convergence Framework for Regional Financial Integration in SADC. United Nations Economic Commission for Africa, 2009.

13. Masson Paul R., Patello C. The Monetary Geography of Africa. Washington, D.C., Brookings Institution Press, 2005.

14. Matlosa K., Lotshwao K. Political Integration and Democratization in Southern Africa: Progress, Problems and Prospects. Johannesburg, EISA, 2010.

15. McCarthy C. The Roadmap towards Monetary Union in Southern Africa - Is the European Experience Commendable and Replicable? Panel IV-2: Monetary and Financial Governance. Third GARNET Annual Conference, Bordeaux, 2008.

16. Okonmah T.N. Why Africa's financial integration is difficult. VANGUARD, January 6, 2014. Available at: http://www.vanguardngr.com/2014/01/africas-financial-integration-difficult-2/.

17. Regional Infrastructure Development Master Plan. Executive Summary. SADC. 2012.

18. Regional Integration and Human Development: A Pathway for Africa. United Nations Development Programme, 2011.

19. RISDP conduit through which SADC can achieve NEPAD, MDGs targets. SADC Today, 2004, vol. 7, no. 2.

20. Rossouw J. An Analysis of Macroeconomic Convergence in SADC. South African Journal of Economics, 2006, no. 74, p. 3.

21. SADC Selected Indicators - 2013. Available at: http://www.sadc.int/files/6114/0653/8757/SADCJndicators_-_21_SSC_-June_2014_final.pdf.

22. Single Central Bank: Macroeconomic Costs and Benefits For The Monetary Union. Committee of Central Bank Governors, SADC, 2013.

23. Southern African Customs Union (SACU). History and Present Status. Available at: http://www.dfa.gov. za/foreign/Multilateral/africa/sacu.htm.

24. Stafford Thomas. SADC: cross-border payments will be seamless. Financial Mail, 17 October 2013. Available at: http://www.financialmail.co.za/fmfox/2013/10/17/sadc-cross-border-payments-will-be-seamless.

25. Status of Integration in Africa (SIA IV). African Union Commission, 2013.

26. Striving for Regional Integration Baseline Study on the Implementation of the SADC Protocol on Finance and Investment. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. Available at: http://www.giz.de/en/downloads/giz2013-en-implementation-sadc-finance-investment.pdf.

27. Tamon Asonuma, Xavier Debrun, Paul R. Masson. Welfare Effects of Monetary Integration: the Common Monetary Area and Beyond. International Monetary Fund, 2012.

28. The Southern African Development Community Integrated Regional Settlement System (SIRESS): What? How? and Why? CBL Economic Review, 2013. Available at: http://www.centralbank.org.ls/publications/ MonthlyEconomicReviews/2013/July%202013%20Economic%20Revivew.pdf.

29. Tjirongo M. Short-Term Stabilization Versus Long-Term Price Stability: Evaluating Namibia's Membership of the Common Monetary Area. Center for the Study of African Economies Working Paper, no. 95-18, Oxford, Oxford University, 2005.

30. UNAIDS Report on the Global AIDS Epidemic - 2013. Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS). Available at: http://www.unaids.org/en/dataanalysis/knowyourresponse/countryprogressreports/ 2014countries/.

31. UNAIDS Report on the global AIDS epidemic. Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS), 2012.

32. World Investment Report 2010. Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva, United Nations, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.