Научная статья на тему '«Интеграционный Барометр» стран Юга Африки'

«Интеграционный Барометр» стран Юга Африки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / ЮГ АФРИКИ / SOUTHERN AFRICA / SADC / SACU / CMA / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романчук Е.С.

В статье представлены функционирующие на территории Юга Африки региональные интеграционные группировки. Исследована конвергенция в сферах макроэкономической, финансовой, монетарной и фискальной политики стран Юга Африки и территориальных интеграционных группировок (SADC, SACU, CMA). На основе полученных данных автор делает вывод о неравномерности региональной интеграции на юге Африканского континента, ограниченности процессов интеграции в SACU и CMA отдельных отраслей экономики, и как следствие,отсутствии эффекта spillover. По мнению автора, потенциал расширения интеграционных союзов Юга Африки весьма ограничен. Их дальнейшее развитие представляется целесообразным посредством углубления взаимодействия в рамках SADC. Кроме того, динамика показателей конвергенции по четырем исследуемым областям свидетельствует о процикличности региональной экономической интеграции и сильной зависимости от развития мирового хозяйства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the functioning of the Southern Africa regional integration groupings was observedbriefl, and the convergence of macroeconomic, fi monetary and fi al policies of the Southern Africa countries and integration groups (SADC, SACU and CMA) was investigated. Based on these results, we can conclude unevenness in the implementation of regional integration initiatives in the South of the African continent and limited integration processes in SACU and CMA so that the effect of «spillover» in these areas is not observed. Therefore, the potential for expansion of these integration unions is limited, and further development of integration seems appropriate through the deepening of integration within SADC. In addition, the dynamics of convergence for the four studied areas showed the Pro-cyclicality of regional economic integration and a strong dependence on the development of the world economy.

Текст научной работы на тему ««Интеграционный Барометр» стран Юга Африки»

экономика

УДК 339.7

«интеграционный барометр» стран Юга Африки

Аннотация. В статье представлены функционирующие на территории Юга Африки региональные интеграционные группировки. Исследована конвергенция в сферах макроэкономической, финансовой, монетарной и фискальной политики стран Юга Африки и территориальных интеграционных группировок (SADC, SACU, CMA). На основе полученных данных автор делает вывод о неравномерности региональной интеграции на юге Африканского континента, ограниченности процессов интеграции в SACU и CMA отдельных отраслей экономики, и как следствие, - отсутствии эффекта spillover". По мнению автора, потенциал расширения интеграционных союзов Юга Африки весьма ограничен. Их дальнейшее развитие представляется целесообразным посредством углубления взаимодействия в рамках SADC. Кроме того, динамика показателей конвергенции по четырем исследуемым областям свидетельствует о процикличности региональной экономической интеграции и сильной зависимости от развития мирового хозяйства.

Ключевые слова: региональная экономическая интеграция; Юг Африки; SADC; SACU; CMA; конвергенция.

Abstract. In this article, the functioning of the Southern Africa regional integration groupings was observedbriefly, and the convergence of macroeconomic, financial, monetary and fiscal policies of the Southern Africa countries and integration groups (SADC, SACU and CMA) was investigated. Based on these results, we can conclude unevenness in the implementation of regional integration initiatives in the South of the African continent and limited integration processes in SACU and CMA so that the effect of «spillover» in these areas is not observed. Therefore, the potential for expansion of these integration unions is limited, and further development of integration seems appropriate through the deepening of integration within SADC. In addition, the dynamics of convergence for the four studied areas showed the Pro-cyclicality of regional economic integration and a strong dependence on the development of the world economy.

Keywords: regional economic integration; Southern Africa; SADC; SACU; CMA; convergence.

Романчук Е.С.,

аспирантка Финансового университета Н kate.romanchuk@ya.ru

Развитие регионализации и образование большого количества разных по своему функциональному назначению интеграционных группировок порождает проблемы, связанные с перекрестным членством участников. Все чаще в научных кругах поднимается вопрос о необходимости выработки общего подхода к корректной «стыковке» интеграционных группировок, трансформации старых интеграционных союзов, сложившихся в период колониального прошлого развивающихся стран, в объединения нового образца.

На примере Юга Африки мы рассмотрим, как там одновременно сосуществуют три объединения: Сообщество развития Юга Африки (Southern African Development Community, далее - SADC), Южноафриканский таможенный союз (Southern African Customs Union, далее - SACU) и Единая монетарная зона (Common Monetary Area, далее - CMA).

В 1910 г. с подписания Соглашения о Таможенном союзе берет начало SACU, в который вошли ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. SACU создавался в период колониальной зависимости государств -членов союза. Позднее, в 1969 и 2000 гг. в Соглашение о таможенном союзе вносились изменения. Формат взаимодействия до сих пор остается приемлемым для стран-участниц.

Согласно положениям действующего соглашения пять государств -членов SACU уже имеют общий внешний тариф, а также общий акцизный тариф. Однако ограничения и, главное, услуги, права на интел-

Научный руководитель: Валовая Т.Д., доктор экономических наук, профессор кафедры «Международные финансы». * Дословно термин «spillover» переводится с английского как избыток чего-либо. В данном контексте эффект spillover означает, что интеграция в одной области порождает интеграцию в другой.

лектуальную собственность и так называемые «сингапурские вопросы» (инвестиции, политика в области конкуренции, государственные закупки и содействие торговле) Соглашением не регулируются.

На отдельных пунктах государственных границ между странами SACU функционируют таможенные посты. Взимаемые в регионе таможенные и акцизные сборы аккумулируются в общем пуле. Таможенные доходы распределяются пропорционально между странами в соответствии с долей импорта государства-участника. Поэтому страны, которые больше импортируют, получают большую долю, обеспечивая себе неявную компенсацию эффектов «увеличения стоимости» и «поляризации» в Таможенном союзе [1].

85% акцизных доходов SACU распределяются согласно доле каждого участника в совокупном ВВП, а 15% остаются на цели развития и распределяются согласно отклонению ВВП конкретной страны от среднего ВВП по Таможенному союзу.

Вторая интеграционная группировка Юга Африки - CMA была создана в 1974 г., когда ЮАР, Намибия, Ботсвана, Лесото и Свазиленд подписали Монетарное соглашение по рэнд1. Но два года спустя Ботсвана стала проводить независимую денежную-кредитную и валютную политику.

В 1986 г. было подписано новое Трехстороннее монетарное соглашение, и CMA превратилась в гибрид валютного управления и монетарного союза. Например, Соглашение по CMA дает право эмиссии национальной валюты трем небольшим странам-участницам, но области использования их валют как платежного средство ограничиваются территорией соответствующего государства, тогда как южноафриканский рэнд используется на всей территории монетарной зоны.

Третья интеграционная группировка - SADC возникла в 1980 г. как попытка девяти государств Юга Африки, а именно: Анголы, Ботсваны, Лесото, Малави, Мозамбика, Свазиленда, Танзании, Замбии и Зимбабве, снизить внешнюю экономическую зависимость государств-членов от ЮАР и содействовать региональному сотрудничеству за счет реализации совместных проектов [2].

Изначально группировка носила название «Конференция стран Юга Африки по координации развития» (Southern African Development Coordination Conference - SADCC). В августе 1992 г. после подписания Соглашения государств - членов SADC, объе-

1 Согласно положениям данного Соглашения, на территории стран -членов CMA в качестве средства платежа наряду с национальными валютами государств-участников используется национальная валюта ЮАР - рэнд. Фактически CMA является гибридом валютного союза и валютного управления.

динение было переименовано в SADC. В настоящее время SADC объединяет 15 государств Юга Африки: Анголу, Ботсвану, Демократическую Республику Конго (ДРК), Лесото, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибию, Сейшельские острова, ЮАР, Свазиленд, Танзанию, Замбию, Зимбабве. Интеграционная модель SADC копирует модель успешной европейской интеграции, предполагающую поступательное движение от региональных торговых соглашений к единому валютному союзу.

Несмотря на то что с момента создания группировки прошло уже больше 20 лет, государства - члены SADC все еще уделяют основное внимание консолидации и созданию зоны свободной торговли, членами которой являются все страны группировки, кроме Анголы, ДРК и Сейшельских островов [3].

Запланированный на 2012 г. переход от зоны свободной торговли к Таможенному союзу не состоялся, так как, несмотря на существенную либерализацию таможенных тарифов, страны - члены SADC не готовы к полной отмене тарифов внутри региона. Наряду с установлением единой таможенной территории в рамках SADC активно идет финансовая интеграция за счет снижения внутрирегиональных барьеров для финансовых операций и движения капитала, а также установления региональной макроэкономической стабильности и конвергенции посредством сдержанной фискальной и монетарной политики [4, с. 33]. Стратегия развития SADC предполагает решение шести ключевых задач:

1. Создание благоприятного национального законодательства;

2. Конвергенция на макроэкономическом уровне;

3. Фискальная координация;

4. Либерализация счета текущих операций и счета капитала;

5. Реформа платежных систем;

6. Мобилизация ресурсов через финансовые институты.

Основным документом SADC, определяющим направления сотрудничества в финансовой сфере, является вступивший в силу в 2010 г. Протокол по финансам и инвестициям. Наряду с традиционными средствами сотрудничества (например, совместное развитие рынков капитала) в нем согласовано взаимодействие в совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, налаживании кооперации финансовых институтов развития, небанковских финансовых институтов, фондовых бирж, в совместной борьбе с отмыванием доходов, полученных нелегальным путем. На сегодняшний день из всех обязательств, предписанных положениями Протокола, выполнено только 53,4% [5].

с з-

3 £

£

тН О

ш &

ш т

X

§

о *

и ф

2 о

X

о *

т о

£ ге

ф

СМА чО оо о" 1-П 1-П г^ 6 чо ^ г-^ ", г^ Ч^ ", 4 1-П ", 4 о, со чо сэ

К О 1Е ^ ш те 1- X х те БАСи ^ 1-П О, г^ г-^ о, г^ г-^ ", 1-П 4^6 г^ со ^^ 9 ", со о, со 6 г^ 1-П

- ь БАйС ю о" О, ^ чо 1-П г^ о" со ", 6 ", г^ г^ 1-П ьп чо ", г-^ со ", 1-П ^^

те 15 ^ о, ^ со г^ О^, 1-П ^ ", ", 6 4 6 ", Ч^ ", 6 1-П ^^

чО с^ о" о^ чО о" 1-П ^ о" 9 ", 9 9 ", 9 9 со г^ ", 1-П

о" со о" Ч^ ", г^ 1-П 1Л ", 6

гм о" чо ЧО ^ О^, ю 6 1-П ", 9 ", 4 ", г-^ ", ^ г^ 1-П со ", со ^^ чо ",

^ г-ч СО, г^ г-^ <^9 ^^ 4 со, сэ 4 ", г-^ 1-П со ", 1-П г^ ^ 6 ",

о со 4 <^9 со г-^ ^^ со <^9 г^ г^ г^ 9

^ о" со о" со СО, 4 о" г-^ сэ со <^9 4 ", г^ ", 9 4

те ^ 13 1 п X со 1-П ^ со ^ о" 0,44 1-П 1-Л Ч^ ", со со со г-^ 1Л 9 ",

13 к г-> о" со о" со 1-П 4^6 со сэ г-^ сэ 4 ", 9 6

£ X 2 о г-^ чО о" 9 ", со ", 4^6 1-П Ч^ ", сэ г^ со, ^^ 9 ", ^ Ч^ ", 9 ", ",

ю чо о" г^ г^ СО, 9 ", 1-П со ^^ 6 ", ",

^ ^ со о" ю О, ^ 1-П со о" 9 9 ", ^^ ",44 4 4 <^9 <^9 со ", 1-П ", 1-П

1-П чо ^ со СО, ^ 1-П ", со 1-Л г^ сэ со со <^9 г-^ ", 9 ", <^9

гм чо со со, г^ г^ ", со 4 ", <^9 г^ 6 4^6 9 со г^

чо ^ 1-П ЧО ", 6 ", г-^ Ч^ ", ", 1-П ", ^ г-^ 9 6 ", ^

01 2 'ф 1-П чо г-^ со о 'ф 1-П

Страна Ангола Ботсвана ^ ■=3 Лесото Мадагаскар Малави Маврикий Мозамбик Намибия Сейшельские острова ЮАР Свазиленд Танзания Замбия Зимбабве

= 1 о 5 ^ ф СЭ ^^ ^^ со ", 1-П о" 1 СЭ 1 1-П чо ", сэ сэ г-^ с^4 г-^ сэ - 6 сэ 1-П сэ сэ 9 ", ^^ со ^ сэ -

1 а н 13 5 к СЭ 1 со г-^ ", г-^ 1-П ", сэ 1 г^ О ", сэ 1 -",66 1-П с^4 сэ - о" - г^ сэ сэ - чо ", со ", сэ сэ -

те р ¡ь о" 1 ", ", 1-П сэ ", 1-П ", 1 со ", 6 о" - 1-П о о" - со о" - со Ч^ сэ со сэ со сэ ", сэ

ьг т- сэ со ^ со ", г-^ о" 1 4 СЭ 1 со ", сэ - г-^ с^ с^4 г-^ сэ - 6 сэ - ьп г^ о" Ч^ ", 1-П г-^ ",

т- г-^ сэ сэ 1 1-П сэ 1 сэ ", 1-П г^ ^ 1 9 ", 4 сэ - с^ с^4 сэ - 'ф сэ сэ сэ о" - 1-П г-^ ",

К" т- со Ч^ сэ г^ 1-П о" 1 ,9 о" 1 о ", ьп ^^ 1 ", сэ - ^-н о о" сэ - со о" со сэ сэ сэ - чо ",

Г* т- сэ 1 1-П ", со ", ", г-^ Ч^ сэ 1 СЭ 1 -",64 ",64 9 о" - г^ сэ сэ со ", сэ ",

тт- 4 1 ", ", ", ^ сэ 1 1-П СЭ 1 ",46 сэ - с^4 сэ - г^ сэ сэ ", 'ф ", чо о" -

С та н 1 сэ ", 6 сэ 1 6 о, 1 сэ 1 сэ 1 'ф - 1Л с^4 - сэ - о" - сэ - сэ - г-^ сэ -

13 ® н а г-^ о" 1 о" ", о ", сэ о" 1 4 г-^ сэ 1 сэ сэ - сэ - сэ ",64 сэ ", о ", г-^ ",

13 5 ОС а 4 сэ 1 1-П 1 <^9 1 сэ 1 г-^ ", 1-П ^ 1 1-П сэ 1 о" - 'ф - ^ сэ - -",64 сэ - 'ф сэ - сэ -

Ф т сэ 1 ", ^ ", 6 1-П ", 4 сэ 1 1-П чо сэ 1 1-П о" - сэ - ",46 г-^ ", 9 ", со ",

чС со о, ^ 1 1-П сэ 1 ", ^^ 1 г^ ^^ 1 1-П чо сэ 1 1-П - 'ф с^4 - о" - 1-П о" - г-^ сэ - - - 'ф сэ -

ьг 1-П ", со ", ",44 г^ ", о, ^ 1 4 сэ 1 г-^ " с^ с^4 - 6 - сэ - г-^ Ч^ сэ - 1-П ^ сэ -

^ Ч^ ", о" 1 сэ 1 г^ ", ьп ^ 1 6 1-П о" сэ - о о" сэ - с^ сэ ", сэ ", сэ ", со г-^ ",

К" г-^ ", со ", сэ 1 ",44 ", ^ сэ <^9 - с^4 6 ^ со ", ,9 сэ - 1-П о" -

Г* г-^ ^ сэ 1 со ", ьп сэ 1 СО ", 1-П сэ 1 сэ 1-П - с^4 сэ о" сэ 1-П ", о" - сэ - со

т- г-^ сэ 1 ", г-^ чо ", 1-П ", со ^ 1 сэ 1 4 сэ - г-^ - - 'ф о" сэ - со Ч^ ", г-^ сэ ",

01 2 'ф 1-П чо г-^ со о 'ф 1-П

Страна Ангола Ботсвана ДРК Лесото Мадагаскар Малави Маврикий Мозамбик Намибия Сейшельские острова ЮАР Свазиленд Танзания Замбия Зимбабве

Индекс финансовой конвергенции, 2012 г.

Интеграция страна-страна Интеграция страна-регион

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 5А0С БАСУ СМА

Ангола 1 0,3 1,37 0,48 3,52 2,18 0,9 1,44 0,53 0,29 0,75 0,62 1,14 0,86 1,53 1,53 4,04 2,31

Ботсвана 2 0,3 1,66 0,18 3,81 2,48 0,6 1,74 0,23 0,12 0,45 0,33 1,31 0,68 1,23 1,23 3,74 2,01

ДРК 3 1,37 1,66 1,85 2,15 0,82 1,3 1,29 1,67 1,66 1,44 1,99 1 0,98 2,89 2,89 5,4 3,67

Лесото 4 0,48 0,18 1,85 4 2,66 0,69 1,92 0,33 0,19 0,54 0,14 1,5 0,87 1,05 1,05 3,56 1,83

Мадагаскар 5 3,52 3,81 2,15 4 1,55 3,45 2,42 3,83 3,81 3,6 4,14 2,5 3,13 5,05 5,05 7,56 5,83

Малави 6 2,18 2,48 0,82 2,66 1,55 2,12 0,87 2,49 2,47 2,26 2,8 1,16 1,8 3,71 3,71 6,22 4,49

Маврикий 7 0,9 0,6 1,3 0,69 3,45 2,12 1,38 0,37 0,72 0,15 0,69 0,95 0,32 1,59 1,59 4,1 2,37

Мозамбик 8 1,44 1,74 1,29 1,92 2,42 0,87 1,38 1,75 1,73 1,52 2,06 0,42 1,05 2,97 2,97 5,48 3,75

Намибия 9 0,53 0,23 1,67 0,33 3,83 2,49 0,37 1,75 0,35 0,23 0,32 1,33 0,69 1,22 1,22 3,73 2

Сейшельские острова 10 0,29 0,12 1,66 0,19 3,81 2,47 0,72 1,73 0,35 0,57 0,33 1,31 0,68 1,24 1,24 3,75 2,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮАР 11 0,75 0,45 1,44 0,54 3,6 2,26 0,15 1,52 0,23 0,57 0,54 1,1 0,46 1,45 1,45 3,96 2,23

Свазиленд 12 0,62 0,33 1,99 0,14 4,14 2,8 0,69 2,06 0,32 0,33 0,54 1,64 1,01 0,91 0,91 3,42 1,69

Танзания 13 1,14 1,31 1 1,5 2,5 1,16 0,95 0,42 1,33 1,31 1,1 1,64 0,63 2,55 2,55 5,06 3,33

Замбия 14 0,86 0,68 0,98 0,87 здз 1,8 0,32 1,05 0,69 0,68 0,46 1,01 0,63 1,91 1,91 4,42 2,69

Зимбабве 15 1,53 1,23 2,89 1,05 5,05 3,71 1,59 2,97 1,22 1,24 1,45 0,91 2,55 1,91 0 2,51 0,78

Источник: рассчитано автором.

Таблица 4

Динамика индекса финансовой конвергенции, 2001-2012 гг.

Интеграция страна-страна Интеграция страна-регион

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 БАйС Б АС и СМА

Ангола 1 -1,13 0,09 0,34 3,01 0,43 -0,14 -0,05 -0,37 -3,04 -0,27 -0,1 0,64 0,59 0,94 1 2,22 1,76

Ботсвана 2 -1,13 0,26 -1,38 1,87 0,6 0,21 -1,19 -0,3 -1,78 0,04 -0,38 -0,62 -1,01 0,13 0,33 3,36 1,13

ДРК 3 0,09 0,26 0,7 0,79 0,34 -0,47 -1,04 0,5 -0,86 -0,37 1 -0,36 -0,26 2,2 1,66 3,83 2,2

Лесото 4 0,34 -1,38 0,7 3,62 1,04 -0,47 0,56 -0,71 -3,27 -0,61 -0,71 1,13 0,74 0,58 0,38 1,61 1,15

Мадагаскар 5 3,01 1,87 0,79 3,62 -0,29 1,91 1,44 2,42 -0,03 2,06 2,91 2,49 2,88 4,2 4 5,23 4,77

Малави 6 0,43 0,6 0,34 1,04 -0,29 -0,13 -1,93 0,84 -0,47 -0,03 1,34 -0,67 0,08 2,54 2 4,17 2,54

Маврикий 7 -0,14 0,21 -0,47 -0,47 1,91 -0,13 -1,15 -0,23 -1,57 0,11 -0,09 -0,59 -0,98 0,51 1,06 3,32 1,88

Мозамбик 8 -0,05 -1,19 -1,04 0,56 1,44 -1,93 -1,15 -0,64 -3,09 -1 -0,15 -0,57 -0,17 1,14 0,95 2,17 1,71

Намибия 9 -0,37 -0,3 0,5 -0,71 2,42 0,84 -0,23 -0,64 -2,08 -0,41 0,14 -0,08 -0,47 0,66 0,85 2,81 1,65

Сейшельские острова 10 -3,04 -1,78 -0,86 -3,27 -0,03 -0,47 -1,57 -3,09 -2,08 -1,73 -2,28 -2,52 -2,91 -1,76 -1,56 2,24 -0,76

ЮАР 11 -0,27 0,04 -0,37 -0,61 2,06 -0,03 0,11 -1 -0,41 -1,73 -0,28 -0,43 -0,82 0,33 0,88 3,17 1,76

Свазиленд 12 -0,1 -0,38 1 -0,71 2,91 1,34 -0,09 -0,15 0,14 -2,28 -0,28 0,42 0,02 0,52 0,66 2,32 1,2

Танзания 13 0,64 -0,62 -0,36 1,13 2,49 -0,67 -0,59 -0,57 -0,08 -2,52 -0,43 0,42 0,39 1,71 1,51 2,74 2,27

Замбия 14 0,59 -1,01 -0,26 0,74 2,88 0,08 -0,98 -0,17 -0,47 -2,91 -0,82 0,02 0,39 1,32 1,12 2,35 1,88

Зимбабве 15 0,94 0,13 2,2 0,58 4,2 2,54 0,51 1,14 0,66 -1,76 0,33 0,52 1,71 1,32 -0,54 1,03 0

Источник: рассчитано автором.

Рис. 1. Динамика макроэкономической конвергенции в трех интеграционных группировках Юга Африки*

Источник: рассчитано автором. * Повышение индекса интерпретируется как снижение уровня конвергенции.

1,8 1,6 1,4 1,2

0,8 0,6 0,4 0,2 0

1Л Ю Г-~ 00 01

о^ о^ о^ о^ о^ о^ о^ о^ о^ о^

гч т 000 000

^ 1Л ю 000 000

00 01 00

о «н гч го

•БДОС БДСи СМД

000000

22222222222222

1

У стран Юга Африки есть основа и перспективы для углубления интеграции. Каковы тенденции развития региона, мы попробуем определить, опираясь на метод расчета конвергенции экономик, предложенный в книге «Система индикаторов евразийской интеграции ЕАБР 2009» авторским коллективом под руководством Е.Ю. Винокурова [6].

Конвергенция будет рассмотрена по четырем аспектам: макроэкономика (ВВП на душу населения, темпы роста ВВП за год); финансовая политика (средняя ставка по депозитам, средняя ставка по кредитам); фискальная политика (доля расходов консолидированного бюджета в ВВП, доля внешнего долга в ВВП, доля сальдо консолидированного бюджета в ВВП и индекс Франка); монетарная политика (темпы роста курса национальной валюты к доллару США за год и среднегодовой уровень инфляции) по направлениям: пары стран, страна-регион и регион. При этом отметим, что снижение индексов конвергенции означает повышение уровня конвергенции, и наоборот. Статистическая база по странам сформирована на основе данных, представленных на официальных сайтах Всемирного банка и Африканского банка развития.

Показатели, характеризующие уровень макроэкономической конвергенции, представлены в табл. 1. Минимальное расстояние, а значит, большая конвергенция, наблюдается между Танзанией и Мозамбиком, Зимбабве и Мадагаскаром, Замбией и Лесото, тогда как максимальное значение показателя и, следовательно, большая дивергенция - между Сейшельскими островами и ДРК, Мозамбиком, Танзанией и Замбией. Кроме того, Сейшельские острова больше всех

отдалены от экономик региона. Вероятнее всего, это обусловлено географической удаленностью от Африканского континента и поздним присоединением островов к интеграционной группировке SADC.

В группах страна-регион динамика низкого уровня конвергенции макроэкономики Сейшельских островов и группировок несколько сглаживается, хотя показатели дистанции остаются достаточно высокими. Вместе с тем более конвергентны показатели SADC с Анголой и Намибией, SACU - с Маврикием и ЮАР, а СМА - со Свазилендом, ЮАР и страной - не членом зоны Зимбабве.

В динамике конвергенции пар по сравнению с 2001 г. (табл. 2) трудно выделить общую тенденцию. Лидерами по сокращению дистанции стали пары стран Малави-Мозамбик, ДРК-Мозамбик и Ботсвана-Мозамбик, что объясняется позитивной динамикой внутреннего развития Мозамбика. Вместе с тем увеличение дистанции наблюдалось у пар Танзания-Мадагаскар, ДРК-Сейшельские острова, ДРК-Зим-бабве, Ботсвана- Зимбабве.

В целом, в динамике индекса макроэкономической конвергенции страна-регион нет общего тренда: если расстояние между странами и SACU сократилось более чем за 10 лет, то от двух других регионов государства скорее отдалялись. Лидером по увеличению дистанции стала ДРК вследствие напряженной внутренней социально-политической обстановки. Зимбабве и Ангола, несмотря на внутренние проблемы, сократили расстояние с двумя из трех интеграционных объединений SACU и СМА, а также SADC и SACU соответственно. Кроме этого, в паре страна-реги-

Рис. 2. Динамика финансовой конвергенции в трех интеграционных группировках Юга Африки*

Источник: рассчитано автором. На картинке сверху вниз: SADC SACU СМА * Повышение индекса интерпретируется как снижение уровня конвергенции.

он лидерами стали Малави - SADC, Мозамбик-SADC и Мадагаскар^АСи.

Макроэкономическая динамика в SADC, SACU и СМА (рис. 1) во временном срезе демонстрирует сильную зависимость конвергенции таких показателей, как ВВП на душу населения и темпы роста экономик региона от состояния мировой экономики. В 2009 г. индексы существенно выросли на фоне разразившегося в конце 2008 г. глобального финансово-экономического кризиса. Причем в случае с SACU индекс поднялся больше остальных, демонстрируя тем самым усиление дифференциации государств, в том числе и за счет неравномерного распределения таможенных доходов в рамках группировки.

В соответствии с данными индекса финансовой конвергенции (табл. 3) наименьшее расстояние наблюдается в парах Ботсвана-Лесото, Ботсвана - Сейшельские острова, Лесото-Сейшельские острова, ЮАР-Маврикий, Лесото- Свазиленд. Наибольшую дивергенцию демонстрируют Мадагаскар и Малави.

В парах с отдельными интеграционными объединениями большая дивергенция сохранилась у Мадагаскара и Малави. Наряду с этим высокий коэффициент был у следующих пар: ДРК-СМА, Мозамбик-СМА и Танзания- СМА. В целом практически во всех парах коэффициент был больше единицы, это свидетельствует о сильных расхождениях процентных ставок по кредитам и депозитам, что обусловлено разным уровнем развития прежде всего системы банковских институтов.

В динамике с 2001 г. (табл. 4) лидером по «сокращению расстояния» стали Сейшельские острова,

лидером по «увеличению расстояния» - Мадагаскар и Зимбабве, у которых существенно увеличилась дистанция практически со всеми странами - членами SADC

Как и в 2013 г., показатели, отражающие динамическое изменение финансовой конвергенции, демонстрируют дивергенцию практически во всех случаях. Лидером в тренде негативной конвергенции стало SACU.

Динамика финансовой конвергенции (рис. 2) по регионам различна: если SACU и СМА в силу схожего состава участников на протяжении более десятка лет двигались в сторону конвергенции, то у SADC перманентно растет показатель дивергенции. Стоит отметить, что тенденции для стран SACU и СМА различны, особенно это проявилось в 2005 г.

На основе анализа конвергенции пар стран в сфере монетарной политики (табл. 5) можно сделать вывод о превалировании внутриэкономических эффектов над трансграничными. Наименьшее расстояние зафиксировано между Свазилендом и Намибией, Свазилендом и ЮАР, а также ЮАР и Ботсваной, т.е. странами - членами SACU, де-факто являющимися участниками единой монетарной зоны. Максимальную дивергенцию со всеми странами SADC показала Малави. Наибольшая дивергенция наблюдалась с ДРК, Республикой Маврикий и Сейшельскими островами. Такая сильная дивергенция объясняется высоким уровнем инфляции, которая в феврале 2013 г. достигла 37,9%, что связано с продолжающимся обесцениванием национальной валюты и давлением на запасы продовольствия в голодные сельскохозяйственные сезоны.

33 £

£

тН О

§

&

ге н ш X

о 2

ш ф

т

о *

и *

ф

регион СМА 1-П 5, 1 ,7 5 |-п 6, 4 5, 4 со ,7 6,46 3 6, 1 6, 6 ьп 6, 6 6, г-ч ч^4 5 4, с^ 4, 8 о 6,

X п ^ 13 к и БАСи 10,03 10,94 13,66 <^9 1 11,54 6 2, ,6 1 12,07 11,56 12,91 11,51 11,55 10,49 10,75 12,43

п р г е 1- н БАйС 145,76 146,63 149,38 146,85 147,26 134,24 148,32 147,79 146,51 148,63 146,46 146,5 146,21 146,47 148,15

15 1 1-П 1, 3 1, СО 0, 13,91 9 0, 6 0, 4 чО, 1, 2 0, 9 чО 1, 5 1, 4 1, 8 чО 1,

О 1, 1 2, 6 чО 1, 0, 12,23 5 СО, 1, 4 1, 2 1, 6 2, 7 1, 1 1, 0,64 8 чО 1,

5 0, 4 1, 7 3, 5 о, 1, 11,97 2 2, 8 О, 2, 7 1, 2 2, 1 1, 6 1, 0,64 4 1,

гч 1 1 чО 0, 8 СО, 2, 5 0, 6 0, 12,27 2 СО, 1, 9 1, 1 О 0, 3 2, 0,04 6 1, 1 1, 5 1,

7 7 1-П 0, 2 2, 0, 2 0, 12,23 6 СО, 1, 3 1, 5 О 0, 7 2, 0,04 1 1, 7 1, 1,

о 7 СО, г^ 9 1, 6 1, 8 1, 7 1, 14,39 1 1, 7 0, 2 2, 7 2, 3 2, 2 2, 6 2, 2 г-^ 0,

те н те ^ 13 1 2 чО 0, 7 СО, 2, 4 0, 7 0, 12,28 1 СО 1, 8 1, 2 2, 5 0, 1 0, 7 1, 2 1, 4 чО 1,

х п р 13 к и со ю 1-П 5 1, 1-П 1, 4 0, О 1, 13,55 3 1-П 0, 8 1, 7 0, 3 1, 1, 8 2, 1, 6 0,

те р г Ф 1- н 2 7 ЧО, со ЧО, 1, 6 О, 1, 7 1, 2 1, 8 О 1 3 1-П 0, 1 СО, 1, 1 1, 6 1, 2 1, 2 2, 5 1, 0,

о 11,52 ,4 1 15,15 12,61 13,02 8 о 1 13,55 12,28 14,39 12,23 12,27 11,97 12,23 13,91

ю |-П 2 чО 0, 2 2, 1 1, 13,02 2 1, 9 О, 1, 7 0, 7 1, 2 0, 6 0, 5 1, г-^ 0, с^ 0,

^ 5 2, 6 0, 3 1-П 2, 1 1, 12,61 7 1, 4 0, 4 0, 8 1, 9 0, 5 0, 6 1,

Ю ЧО, 5 2, 3 1-П 2, 2 2, 15,15 6 о, 1, 9 |-П 1, 7 СО, 2, 6 1, 2 2, 8 2, 7 3, 1 2, 3 1,

гч со, 2 3, 4 1, 3 2, 12,81 8 1, 3 1-П 1, 4 1, 7 2, о" 7 1, 8 1, 8 чО 0, 4 1,

СО, 3 чО 3, 5 2, 1-П ^ 11,52 7 2, 3 1-П 2, 2 2, 7 2, 7 2, 1 2, 5 0, 1, 2,

01 2 г-ч 1-П ЧО со о 'ф 1-Л

Страна Ангола Ботсвана ^ ■=3 Лесото Мадагаскар Малави Маврикий Мозамбик Намибия Сейшельские острова ЮАР Свазиленд Танзания Замбия Зимбабве

н о и г е р СМА -72,43 5 со, 2, -175,98 1 0, 9 2, 1 3 4, 5 2, 8 чО 4, 7 4, 1 3, 3 3, 4 2, 7 - -31,78

1 а н а ^ 13 к и БАСи -63,47 9 со 8, -166,91 2 1, 6 9, 6 - 8 9, ,7 1 9 6, 10,62 9 8, 5 9, 6 г-^ ,7 -22,71

^ р г е 1-X БАйС -115,34 -187,58 ,4 - -195,41 -186,84 -191,88 -186,5 -185,08 -190,94 -185,93 -188,14 -187,97 -188,73 -180,32 -150,95

а X а 15 -35,98 ,6 - -144,2 -41,86 -34,12 ,1 - -35,33 -33,53 2 ,7 3 - -34,74 -33,81 -33,74 -33,91 -26,01

-64,97 2 чо' - -170,22 -13,88 2 1-Л чО~ - 11,56 8 - 2 С^ - 1 - 1 чО, - 1 чО ч^4 - 5 ч^4 - 1 1-П г-с - -26,01

-73,77 2 0, -178,11 5 - СЭ 4 3, 9 2, 1 сэ 0, 8 ч^ с^4 - 8 1, 7 1, 9 1, 1 1-П г-с - -33,91

гч -71,34 6 0, -177,94 3 - 4 0, 8 3, 8 1, 2 сэ - 6 <^9 - 1 2, 8 СЭ - 9 1, 5 - -33,74

-71,51 СЭ -178,02 7 - 8 0, 1 3, 4 1, -0,4 ,8 - 4 1, 8 сэ СЭ - 7 1, 1 чО ч^4 - -33,81

о -70,97 4 чО, 1, -178,95 1 - 6 0, 4 5, 8 0, 2 г-^ - 7 - 4 1, 1 О, 2, 8 1, 1 ч^ - -34,74

^ -74,31 ,7 - -180,92 7 - 2 - 1 0, 5 сэ - ,3 - 7 СЭ - ,8 - 6 <^9 - 8 ЧО сэ - 1 - -36,72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 а н п р т и со -69,61 9 СЭ - -177,62 5 со~ - 5 - 6,66 2 - ,3 - 2 г-^ СЭ - -0,4 2 СЭ - 1 сэ 0, 2 С^ - -33,53

а г е т н -71,42 8 1, -180,09 9 сэ ч^4 - 9 0, 8 5, 2 - 5 СЭ - 8 0, 4 1, 8 1, 9 2, 8 - -35,33

2 о -53,87 -157,31 6 - 3 5, 8 5, 6,66 1 0, 4 5, 1 3, 8 3, 4 3, 11,56 ,1 -

ю -71,88 5 0, -178,32 9 о г-с - 3 5, 9 0, 5 сэ - 2 Г^4 - 6 с^ 0, 8 0, 4 0, сэ 2 1-П чО~ - -34,12

^ -78,78 7 - -186,07 9 О г-с - 6 - 9 сэ ч^4 - 5 - 7 - 1 - 7 - 3 - 5 - -13,88 -41,86

-103,44 -177,81 -186,07 -178,32 -157,31 -180,09 2 ,6 1 - -180,92 -178,95 -178,02 -177,94 -178,11 -170,22 -144,2

гч -71,69 -177,44 9 ч^ Ч^4 - 6 2, 7 СО 0, 8 0, 9 1Л - 2 О, 2, 8 СЭ - 2 0, 5 0, 4 ч^4 - -33,68

-71,69 -103,44 -78,78 -71,88 -53,87 -71,42 -69,61 -74,31 -70,97 -71,51 -71,34 7 ,7 7 - -64,97 -35,98

01 2 'Ф 1-П чО со О т—1 1-П

Страна Ангола Ботсвана ДРК Лесото Мадагаскар Малави Маврикий Мозамбик Намибия Сейшельс-кие острова ЮАР Свазиленд Танзания Замбия Зимбабве

£ £

Рис. 3. Динамика конвергенции монетарной политики в трех интеграционных группировках Юга Африки*

Источник: рассчитано автором. * Повышение индекса интерпретируется как снижение уровня конвергенции.

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2

/ \Л

111111111 1111111111

•БДЭС БДСи СМД

1Л Ю Г-~ 00 01

^ о^ о^ о^ о^ ^ о^ о^ о^ о^

о*4гчт^1люг-~ооа10*4гчт 0000000000*4*4*4*4 00000000000000 22222222222222

0

Резервный банк Малави ужесточил в 2013 г. денежно-кредитную политику и ожидается, что в обозримой перспективе уровень инфляции будет падать.

Оценка конвергенции государств и регионов показала сильную дивергенцию участников SADC (максимальное значение у ДРК, минимальное - у Малави). Интересно, что схожая тенденция, но со значительно меньшими показателями наблюдается в парах госу-дaрство-SACU. По отношению к СМА наибольшая дистанция у Малави, а наименьшая - у Анголы.

Динамические показатели по странам (табл. 6) характеризовались существенными различиями. Лидерами «сокращения дистанции» в парах стран стали ДРК, Ангола и Зимбабве. Это стало возможным во многом благодаря улучшению общеэкономической и политической обстановки в указанных государствах. Лидером по темпам расхождения стала Малави. Все страны «сократили расстояние» с группой SADC, за исключением лидеров по «схождению» и «расхождению», «увеличили расстояние» с группами SACU и CMA. Как и в случае с макроэкономическими показателями, страны по-разному отреагировали на мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. (рис. 3). Особенно остро отреагировала СМА, в рамках которой в 2009 г. уровень конвергенции резко упал, тогда как в период экономического роста страны-участницы демонстрировали высокую конвергенцию.

По индексу конвергенции фискальной политики (табл. 7) лидерами дивергенции стали пары Зимбабве-Свазиленд, Зимбабве-Ангола и Мозамбик - Свазиленд, а лидерами конвергенции - Намибия-Ботсвана, Мадагаскар- Маврикий и Замбия-Танзания.

При этом, за исключением пары Намибия- Ботсвана, индекс конвергенции остальных стран - участниц Таможенного союза высок.

В парах страна-регион большую конвергенцию демонстрируют Ботсвaнa-SADC, Нaмибия-SADC и ЮАР-SADC, а наименьшую - Зимбабве с SACU и CMA.

Динамика конвергенции фискальной политики (табл. 8) в интеграционных объединениях SADC, SACU и CMA не показывает единого тренда углубления и, наоборот, сокращения конвергенции. Вместе с тем в 2008-2009 гг. наблюдался рост индексов трех группировок (рис. 4). А когда по прошествии этого периода индексы SADC и SACU стали снижаться, индекс CMA после года снижения пошел в рост.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам.

В объединениях стран Юга Африки нет общей динамики показателей макроэкономической, финансовой, монетарной и фискальной конвергенции. Во многом это обусловлено неравномерной или ограниченной интеграцией, когда акцент делается строго на определенных областях взаимодействия. Если при оценке макроэкономических показателей большую конвергенцию показывают пары Танзания-Мозамбик и Зимбабве-Малави, то по индексу финансовой конвергенции лидерами стали пары Сейшельские острова- Ботсвана, а также Лесото-Свазиленд, тогда как пара Зимбабве-Малави показала достаточно высокий индекс (низкую конвергенцию). Если функционирование монетарного союза способствует сближению показателей инфляции и колебаний курсов валют по отношению к американскому доллару, то наличие

Таблица 7

Индекс конвергенции фискальной политики, 2013 г.

Интеграция страна-страна

Интеграция страна-регион

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 54 ОС БАСи СМА

Ангола 1 1,44 1,14 1,56 1,8 1,72 1,56 1,7 1,19 0,97 1,61 2,54 1,19 1,46 3,01 1,09 1,81 1,79

Ботсвана 2 1,44 0,78 1,8 0,87 0,66 0,69 1,02 0,26 0,82 0,37 2,03 0,78 0,83 1,97 0,39 1,74 2,05

ДРК 3 1,14 0,61 2,25 1,58 0,74 1,4 0,56 0,67 1,31 1,13 2,81 0,8 0,84 2,63 1,13 2,24 2,83

Лесото 4 1,56 1,39 2,25 2,18 2,04 1,93 2,12 1,76 1,33 1,94 2,76 2,3 2,28 2,66 1,53 2,19 2,19

Мадагаскар 5 1,8 0,86 1,58 2,18 1,21 0,25 1,89 0,99 0,93 0,64 1,23 0,78 1,07 2,56 0,8 1,83 2,1

Малави 6 1,72 0,51 0,74 2,04 1,21 1,06 1,27 0,76 0,85 0,59 2,1 1,4 1,48 2,58 1,05 1,56 2,12

Маврикий 7 1,56 0,66 1,4 1,93 0,25 1,06 1,71 0,81 0,71 0,5 1,41 0,6 0,89 2,38 0,62 1,62 1,88

Мозамбик 8 1,49 0,61 0,35 2,45 1,68 1,06 1,5 0,77 1,56 1,18 2,77 0,91 0,75 2,59 1,09 2,48 2,78

Намибия 9 1,19 0,36 0,67 1,76 0,99 0,76 0,81 0,97 0,79 0,48 2,14 0,68 0,74 1,96 0,46 1,71 2,16

Сейшельские острова 10 0,97 0,9 1,31 1,33 0,93 0,85 0,71 1,76 0,79 0,64 1,57 1,28 1,53 2,46 0,84 0,94 1,51

ЮАР 11 1,61 0,43 1,13 1,94 0,64 0,59 0,5 1,39 0,48 0,64 1,68 0,83 0,95 2,16 0,5 1,5 1,71

Свазиленд 12 2,54 2,23 2,81 2,76 1,23 2,1 1,41 2,99 2,14 1,57 1,68 2,01 2,16 3,64 1,89 1,38 1,49

Танзания 13 1,19 0,75 0,8 2,3 0,78 1,4 0,6 1,11 0,68 1,28 0,83 2,01 0,3 2,41 0,77 2,18 2,44

Замбия 14 1,46 0,97 0,84 2,28 1,07 1,48 0,89 0,79 0,74 1,53 0,95 2,16 0,3 2,39 0,75 2,45 2,42

Зимбабве 15 3,01 2,04 2,63 2,66 2,56 2,58 2,38 2,54 1,96 2,46 2,16 3,64 2,41 2,39 1,76 3,38 3,47

Источник: рассчитано автором.

Таблица 8

Динамика индекса конвергенции фискальной политики, 2001-2013 гг.

Интеграция страна-страна

Интеграция страна-регион

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Б А ОС БАСи СМА

Ангола 1 0,84 -0,44 1,02 0,73 0,38 0,51 0,31 0,49 -0,78 0,85 1,74 од 0,09 -0,24 0,15 0,22 1,07

Ботсвана 2 0,84 -0,43 0,77 -0,38 -0,19 -0,27 -0,42 -0,04 -0,76 -0,4 1,58 -0,48 -0,6 -0,89 -0,32 0,2 1,2

ДРК 3 -0,44 -0,6 0,23 0,45 -0,38 0,27 -1,52 -0,58 -0,97 0,28 1,67 -0,25 -1,31 -1,04 -0,34 -0,05 1,02

Лесото 4 1,02 0,37 0,23 0,57 0,17 0,33 0,33 0,59 -0,85 0,73 1,43 0,67 1,1 -0,4 0,38 0,4 1,23

Мадагаскар 5 0,73 -0,39 0,45 0,57 -0,13 -0,33 0,93 0,04 -1,58 -0,01 0,42 0,71 -0,14 -0,74 -0,13 -0,81 0,52

Малави 6 0,38 -0,34 -0,38 0,17 -0,13 0,09 -0,33 0,06 -0,76 -0,55 1,56 -0,01 -0,1 -0,45 0,18 -0,58 0,46

Маврикий 7 0,51 -0,29 0,27 0,33 -0,33 0,09 0,64 0,15 -1,21 ОД 0,9 -0,04 -0,12 -0,34 0,17 -0,73 0,5

Мозамбик 8 ОД -0,83 -1,73 0,66 0,73 -0,54 0,43 -0,42 -1,09 -0,05 1,64 -0,12 -0,48 -0,73 0,14 -0,5 0,98

Намибия 9 0,49 0,06 -0,58 0,59 0,04 0,06 0,15 -0,21 -0,86 -0,18 1,98 -0,31 -0,44 -0,64 0 -0,08 1,21

Сейшельские острова 10 -0,78 -0,68 -0,97 -0,85 -1,58 -0,76 -1,21 -0,89 -0,86 -1,63 -0,12 -1,29 -0,66 -0,1 -1,06 -1,21 -0,79

ЮАР 11 0,85 -0,34 0,28 0,73 -0,01 -0,55 ОД 0,15 -0,18 -1,63 1,07 0,16 -0,36 -0,87 -0,16 -0,55 0,73

Свазиленд 12 1,74 1,77 1,67 1,43 0,42 1,56 0,9 1,86 1,98 -0,12 1,07 1,13 1,04 1,1 1,48 -0,47 0,38

Танзания 13 ОД -0,51 -0,25 0,67 0,71 -0,01 -0,04 0,09 -0,31 -1,29 0,16 1,13 -0,98 -0,96 -0,22 -0,48 0,85

Замбия 14 0,09 -0,46 -1,31 1,1 -0,14 -0,1 -0,12 -0,44 -0,44 -0,66 -0,36 1,04 -0,98 0,3 0,03 -0,52 0,63

Зимбабве 15 -0,24 -0,81 -1,04 -0,4 -0,74 -0,45 -0,34 -0,77 -0,64 -0,1 -0,87 1,1 -0,96 0,3 -0,62 -1,01 -0,03

Источник: рассчитано автором.

Рис. 4. Динамика конвергенции фискальной политики в трех интеграционных группировках Юга Африки

Источник: рассчитано автором.

16 14 12 10

1Л Ю r-v 00 ai G)

G} G} G} G} G}

00000000000000 22222222222222

-SADC SACU CMA

8

6

0

единой таможенной территории, единого пула для сбора таможенных доходов не ведет к увеличению конвергенции фискальной политики государств.

По показателям динамики индекса конвергенции везде на Юге Африки наблюдается и «сближение», и «отдаление». Динамика индекса конвергенции монетарной политики отражает экономические проблемы ДРК, Анголы и Зимбабве, которые сильно «отдалились» от остальных стран. В финансовой и фискальной конвергенции лидерами «сокращения дистанции»в регионе стали Мадагаскар и Свазиленд соответственно, в то время как Сейшельские острова по двум этим индексам увеличили разрыв.

В монетарной сфере наблюдаются экстремально высокие показатели дистанции для SADC (слишком сильная дивергенция). По остальным трем индексам SADC показывает большую конвергенцию. Причем ярче всего различие стран с СМА и SACU, с одной стороны, и стран SADC, с другой, проявляется в части фискальной политики.

Наиболее жестко последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008-2013 гг. отразились на фискальной и монетарной конвергенции СМА, выявив процикличность интеграционной политики монетарной зоны. Динамика индекса финансовой интеграции отразила стабильно высокий показатель дивергенции среди стран группировки, что свидетельствует о возможности возникновения шоков, связанных с процентными ставками по кредитам и депозитам при проведении единой для региона монетарной политики и объединении кредитных рынков.

Следовательно, есть основания утверждать, что потенциал расширения валютно-финансовой интег-

рации в рамках CMA и SACU отсутствует. Процессы региональной финансовой интеграции на Юге Африки существенно зависят от конъюнктуры мировой экономики.

Каковы перспективные направления будущих исследований интеграционных процессов на Юге Африки? По мнению автора, исследования могут быть продолжены для выявления возможности слияния трех южноафриканских интеграционных группировок, определения каналов взаимозависимости экономик южноафриканских государств, отдельных крупных экономик и мирового хозяйства в целом, изучения вариантов равномерной интеграции во всех областях финансовой сферы или доказательства целесообразности точечного подхода.

литература

1. Kirk R, Stern M. The New Southern African Customs Union Agreement. WorldBank //AfricanRegionWorkingPaperSeries, 2003. No. 57.

2. Ligthelm A. (Structure and Growth of Intra-SADC Trade. Bureau of Market Research. University of South Africa, 2006.

3. KizitoSikuka. SADC to review economic milestones [Электронныйре-сурс] // The Namibia Economist. 15.08.2014. URL: www.economist. com.na/markets/5990-sadc-to-review-economic-milestones (дата обращения: 18.08.2014).

4. World Investment Report 2010. Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: United Nations, 2010.

5. Striving for Regional Integration Baseline Study on the Implementation of the SADC Protocol on Finance and Investment [Электронныйресурс]. / Deutsche GesellschaftfQrInternationaleZu sammenarbeit (GIZ) GmbH URL: http://www.giz.de/en/downloads/ giz2012-en-implementation-sadc-finance-investment.pdf (дата обращения: 02.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.