Научная статья на тему 'Региональная политика в сфере высшего профессионального образования в условиях усиления международной конкуренции'

Региональная политика в сфере высшего профессионального образования в условиях усиления международной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / REGIONAL POLICY / REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL COMPETITION / FEDERAL UNIVERSITY / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ислакаева Г. Р., Зулькарнай Н. У.

В статье обоснована необходимость разработки региональной политики федерального центра в сфере высшего образования и принятия ее в качестве правительственного документа: программы или стратегии или же федерального закона. Отсутствие такого документа снижает территориальную сбалансированность развития системы высшего образования и негативно сказывается на интегрированности народно-хозяйственного комплекса страны. Предложены приоритеты, стратегические цели региональной политики и механизмы их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY IN HIGHER EDUCATION IN CONDITIONS OF STRENGTHENING INTERNATIONAL COMPETITION

It is given proof of necessity to develop a regional policy in higher education field. Such policy has to be adopted by the government as official strategy or program, or federal law. Absent of such a document lead to low territorial balance in higher education system development and has negative influence to inter-regional integrity of economy. Authors suggest priorities, strategic goals and mechanisms for getting these goals.

Текст научной работы на тему «Региональная политика в сфере высшего профессионального образования в условиях усиления международной конкуренции»

и тяготеют к революциям, как наиболее острым формам разрешения кризиса экономического и политического развития.

Еще один важный момент, выпадающий из курсов «традиционной» (а следовательно, и написанной на ее основе экономической истории), - это история экономических учений, которые, как правило, охватывают широкие группы стран и оказывают то или иное воздействие на доктрины экономического развития. Дискурс экономической истории Франции ХУ1-ХУШ вв., в котором звучат имена Сюлли, Кольбера и Ло, пострадает не столько от нехватки имен Людовиков (и тем более годов их правления), сколько от отсутствия информации о физиократах и других первых французских политэкономах, чей концептуальный подход к хозяйству активно формировал экономический «дух времени» той эпохи.

Не отрицая фундаментального значения и бесспорных удобств так называемой формационной модели изложения истории (в том числе экономической), саму форму реализации этого методологического подхода, обычно отождествляемую с марксизмом, трудно назвать таковой в силу того, что за основу берется наиболее примитивный его вариант, отражавший дефицит знаний о древности по состоянию на вторую половину XIX века. Между тем, оставаясь в рамках формационной модели, на протяжении нескольких последних десятилетий века двадцатого, несколько поколений советских, а позже и российских историков (в особенности востоковедов и первобытноведов) внесли в нее существенные дополнения. В этом ракурсе экономическая история восточных цивилизаций уже не выпадает из европоцентристских схем, а интегрируется с общецивилизационными закономерностями.

Проанализированные автором учебные курсы, изложенные в учебниках по экономической истории [см., напр. 5, 7, 8, 9], а также планы учебных курсов различных университетов наводят на мысль, что у их авторов и разработчиков впереди еще широкое поле совершенствования их материалов. В данной статье автор не ставит своей целью критиковать отдельные учебники или программы: имеет место лишь задача обратить внимание преподавателей этой дисциплины на то, чтобы критически переосмыслить методику и соответствующее современным потребностям экономического образования содержание читаемого курса.

Многие программы и учебники до сих пор сохраняют налет «формационности» в подаче материала курса. Безусловно, 70 лет социалистического развития

страны наложили свой отпечаток на структуру курса «экономическая история». История в принципе является весьма идеологизированной наукой, ибо во все времена и при всех правителях люди украшают свою историю и критикуют историю иных народов. В экономической истории, правда, это делать сложнее, так как специфические методы исследования (статистический, количественный анализ, математические методы обработки исторических статистических данных, историческое моделирование) экономической истории серьезно затрудняют фальсификации и неверные толкования имевших место событий. Поэтому одним из основных методов извращения и своевольной интерпретации экономической истории становится «метод замалчивания», то есть невключения в анализ «неудобной статистики», использование чужих, непроверенных и неподтвержденных историческими документами и объективными источниками мнений и рассуждений и т. д. и т. п. В этом плане марксистская формационная модель подачи экономической истории была очень удобной, так как позволяла сводить на нет все достижения России дореволюционной эпохи (в крайнем случае, сквозь зубы констатировать их наличие) и превозносить экономические достижения советского периода российской истории6. При этом «ученым» трудно было объяснить, к примеру, разницу в уровнях жизни народа «экономически продвинутого СССР» и «отсталого Запада, пребывающего в «общем кризисе капитализма».

В заключение хотелось бы обратить внимание научно-преподавательской общественности на отсутствие специализированных рецензируемых изданий, включенных в индексы научного цитирования, по проблемам экономической истории. Предвидя определенные возражения на этот счет, сразу оговоримся, что историко-экономические работы публикуются в различных периодических изданиях, но имеют там либо совсем незначительный объем, либо (что является наиболее частым случаем) являют собой просто исторические экскурсы по определенной тематике. Крайне мало работ, посвященных острым, зачастую дискуссионным, проблемам мировой экономической истории. Между тем взгляд «со стороны» зачастую бывает наиболее объективным ввиду отсутствия явной заинтересованности и ангажированности исследователя. Контакты автора с зарубежными историками экономики свидетельствуют о том, что их интересуют как собственно вопросы российской экономической истории, так и наш, российский взгляд на их проблемы7.

6 Использование подобных «методов» применяется зачастую и к анализу мировой новейшей и российской постсоветской экономической истории, объективность которого весьма сомнительна.

7 Одним из результатов такого сотрудничества стало участие автора в коллективной монографии, авторами которой выступили историки различных европейских стран. См.: Misko О. Economic Reforms of Witte and Stolypin in Russia: Institutional Analysis./ Nella terra degli zar. II destino delle riforme in Russia (1801-1911). Roma. 2012.

Практически каждая достаточно развитая в экономическом плане страна имеет специализированное периодическое издание типа «Economic History of...». К сожалению, в нашей стране интереса ни к своей экономической истории, ни к мировой не наблюдается. Отсюда и вытекают те спорные решения о выборе перспективных путей развития страны, региона, отрасли, которые в лучшем случае никуда не ведут, а в худшем могут привести к необратимым негативным последствиям. Наличие специализированного издания, посвященного проблемам экономической истории, позволило бы серьезно улучшить процесс преподавания этой дисциплины в экономических вузах, упростить доступ заинтересованных исследователей, студентов, аспирантов к специализированным историко-экономическим материалам, повысить интерес к науке и, самое главное, воспитать у будущих высококвалифицированных экономистов историзм экономического мышления. Ибо сказано: «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки» (Р. Гамзатов).

Список литературы:

1. Маршалл Кейнс Дж. Альфред, 1842-1924 //А. Маршалл. Принципы экономической науки. T. I. - М., 1993. С. 11-12.

2. Цит. по: Мак-Клоски Д.Н. Полезно ли прошлое для экономической науки? // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Вып. 1. - С. 107-136, 110.

3. Шендероеа С.В. Проблемы преподавания экономических дисциплин в технических и естественных вузах // Вопросы экономики. - 2002. - № 8. - С. 102-114.

4. ВалиевШ.З., Шендероеа С.В. Международное признание дипломов российских вузов и проект Федерального закона «Об образовании» - 2012 // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия «Экономика». - 2012. - № 2 (2) - С. 23-29.

5. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М., 1999.

6. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. Ю.К. Федулова. - М., 2010.

7. Бартенев С.А. Экономическая история. - М., 2004.

8. Конотопое М.В., Сметанин С.И. Экономическая история. - М., 2007.

9. Каетарадзе Г.А. История экономического развития Запада. - М., 2005.

Ислакаева Г.Р.

старший преподаватель кафедры финансов и кредита Башкирского государственного аграрного университета, Россия, г. Уфа

Зулькарнай И. У.

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Уфимского государственного университета экономики и сервиса,

Россия, г. Уфа

УДК 332.1

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В статье обоснована необходимость разработки региональной политики федерального центра в сфере высшего образования и принятия ее в качестве правительственного документа: программы или стратегии или же федерального закона. Отсутствие такого документа снижает территориальную

сбалансированность развития системы высшего образования и негативно сказывается на интегрированности народно-хозяйственного комплекса страны. Предложены приоритеты, стратегические цели региональной политики и механизмы их достижения.

Ключевые слова: региональная политика, региональная социально-экономическая политика, высшее образование, международная конкуренция, федеральный университет, национальный исследовательский университет.

REGIONAL POLICY IN HIGHER EDUCATION IN CONDITIONS OF STRENGTHENING INTERNATIONAL COMPETITION

It is given proof of necessity to develop a regional policy in higher education field. Such policy has to be adopted by the government as official strategy or program, or federal law. Absent of such a document lead to low territorial balance in higher education system development and has negative influence to inter-regional integrity of economy. Authors suggest priorities, strategic goals and mechanisms for getting these goals.

Key words: regional policy, regional socio-economic policy, higher education, international competition, federal university, national research university.

В сфере высшего профессионального образования в последнее десятилетие проводятся реформы, связанные с усилением для России фактора международной конкуренции. Если в 20-м веке доминировала парадигма конкуренции за природные ресурсы, то в современных условиях, когда развитые страны вступают в фазу развития шестого уклада, на первый план выходит конкуренция за интеллектуальные ресурсы. Это и знания как таковые, но это и носители знаний, а главное

- люди, способные генерировать новые знания.

Конечно, важнейшим инфраструктурным элементом производства собственных интеллектуальных ресурсов и их привлечения из-за рубежа является система высшего профессионального образования. Важно понимать, что вторая из упомянутых функций - привлечение интеллектуальных ресурсов из-за рубежа также имманентно присуща системе ВПО. То, что ей придается незначительное внимание в общественном сознании и специальной литературе, связано с идеологически обусловленными условиями изоляционизма и автаркизма, в которых развивались советские системы ВПО и академической науки (АН СССР).

До последнего времени, несмотря на условия открытости российского общества миру, возникшие последние два десятилетия, в академическом и образовательном сообществе были распространены настроения не только не способствующие, но и создающие серьезные препятствия развитию интеграционных процессов России с внешним миром в области образования и науки. Например, выезд за границу российских преподавателей и ученых, как правило, не приветствовался руководителями вузов, факультетов и научных организаций, а зачастую таким инициативным людям создавались препятствия - вынуждали увольняться или брать отпуск без оплаты на время нахождения за рубежом. Отсутствовала и до сих

пор отсутствует практика приглашения иностранных ученых и преподавателей в российские вузы, а если таковые прибывают по собственной инициативе (например, по программе «Фулбрайт» - финансирования американских ученых для проведения исследований и преподавания за рубежом), то российские вузы не могут организовать эффективное использование этого интеллектуального ресурса. Исключением являются, пожалуй, только НИУ - Высшая школа экономики, Российская экономическая школа и в последнее время МГУ им. М.В. Ломоносова.

Все, что говорится здесь, в части научной деятельности касается, прежде всего, общественных и гуманитарных наук, а в части организации системы образования охватывает всю ее, вне зависимости от направлений подготовки специалистов.

Стремясь исправить сложившееся положение вещей, федеральное руководство предпринимает решительные шаги. В числе этих шагов вступление России в 2003 году в Болонский процесс, реализация концепции создания федеральных университетов (ФУ) и национальных исследовательских университетов (НИУ). Эти шаги существенным образом изменили сложившуюся отечественную модель высшего профессионального образования и науки.

Поскольку в такой большой стране, как Российская Федерация, всегда большая роль принадлежала политике Центра по размещению производительных сил на территории страны, то в деятельности Центра в области ВПО должна присутствовать продуманная региональная политика. В этой статье под региональной политикой в области ВПО мы будем понимать именно политику Центра, федеральных властей по размещению учреждений ВПО, предоставлению отдельных услуг ВПО, определению их количества и качества в каждом регионе. Это замечание важно в связи с двусмысленностью понимания

терминов «региональная политика», «региональная социально-экономическая политика», под которыми часто понимают не политику Центра в отношении регионов страны, а политику самих региональных властей на своих территориях [2, 4]. Последнюю логично было бы назвать «политика региона», «социально-экономическая политика региона», а термины «региональная политика», «региональная социально-экономическая политика» отнести к тому, что мы будем рассматривать в этой статье -политике Центра в отношении регионов.

Концепция дерегулирования во всех областях государства, пришедшая в 1990-е годы на смену советской концепции централизованного управления, привела к неоправданному ослаблению региональной составляющей во всех областях региональной социально-экономической политики, проводимой Центром. В сфере ВПО это выражается в отсутствии сформулированной государственной концепции или программы региональной политики в сфере ВПО.

Такие попытки предпринимались в разные годы. Успешной можно признать только разработку одного документа правового характера, концептуально описывающего региональную политику, - Указ Президента РФ от 3 июля 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Указ заложил основу для разработки закона, стратегий и концепций развития региональной политики. Проекты таких программ и законов разрабатывались в последующие годы, но они не доходили до стадии принятия к исполнению. В их числе можно назвать проект Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (2005 г.), проект Федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» (2006 г.), проект концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации (2009 г.).

Между тем актуальность разработки и проведения продуманной региональной политики в сфере ВПО возросла именно в последние годы. Это связано с возрастающими миграционными потоками внутри страны и с сопредельными странами, ускоряющимся ростом экономической интеграции приграничных регионов Российской Федерации с регионами сопредельных стран, особенно на Дальнем Востоке. Без проведения адекватной региональной политики Центра упомянутые процессы могут привести к росту дезинтеграции страны. Очевидно, озабоченностью такого рода можно объяснить создание ФУ во Владивостоке на базе вузов, уровень научного и педагогического потенциалов которых вызывает большие сомнения с точки зрения выполнения системообразующей функции, которая возлагается на университеты с этим статусом.

Все это выдвигает задачу разработки государственной региональной политики в сфере ВПО, способной решить наряду с задачами, лежащими собственно в сфере ВПО, также задачи геополитического характера.

Такая политика должна представлять собой оформленную в нормативно-правовые документы доктрину, определяющую приоритеты, стратегические цели, тактические задачи, основополагающие принципы и механизмы ее реализации.

В этой статье мы предложим свое видение этих элементов региональной политики Центра в сфере ВПО, основанное на ранее проведенных нами исследованиях и опубликованных работах [1, 2, 3, 4, 5], а также документах, определяющих современную общенациональную политику в этой сфере.

Прежде всего обсудим приоритеты региональной политики. Послания Президента РФ последних лет, устные высказывания и предвыборные статьи Президента РФ В.В. Путина формулируют курс страны на модернизацию экономики, переход от «сырьевой» к «инновационной» экономической модели.

Сырьевая модель экономики страны сложилась за многие десятилетия, и ее формирование происходило параллельно с формированием той системы ВПО, которую мы имеем. Что касается последней, то она, с одной стороны, являлась активным формирователем сырьевой модели экономики, с другой -являлась следствием, продуктом сырьевой модели. Достаточно вспомнить внушаемую со школьных лет в массовое сознание экстенсивную форму ведения народного хозяйства, сформулированную М.В. Ломоносовым: «Могущество России будет прирастать Сибирью». Такое мышление привело к возникновению огромной научной и образовательной инфраструктуры, обслуживающей и развивающей сырьевую модель экономики. К примеру, в нефтегазовых отраслях вузы готовят специалистов главным образом в области добычи нефти и газа и их транспортировки, некоторое количество - в области неглубокой переработки (бензин, мазут) и мизерное количество

- в области глубокой нефтехимии (производство полимерных продуктов и продукции из полимерных продуктов (пленки, пластиковые бутылки и т. д.)).

Таким образом, курс страны на переход от сырьевой к инновационной модели экономики требует кардинальных преобразований и в системе ВПО. При этом игнорирование регионального, территориального аспекта этих преобразований и упование на рыночные механизмы или активность региональных властей, как это часто бывает, приведет к нарушению единого образовательного пространства, к дисбалансам в социально-экономическом развитии территорий.

Проведенное обсуждение позволяет сформулировать следующий приоритет государственной

региональной политики в сфере ВПО (далее -РП ВПО): преобразование региональных систем высшего профессионального образования страны в «точки инновационного развития» регионов России. Предлагаемая нами формулировка приоритета РП ВПО акцентирует внимание на необходимости концентрации на каждом регионе страны, на региональных системах ВПО в проведении преобразований федеральным центром.

Еще раз подчеркнем, что если не иметь в виду необходимость проведения из Центра политики преобразований в отношении каждого региона, при одновременном видении всех регионов как частей единого пространства страны, то неизбежно отдельные территории страны окажутся неохваченными указанными преобразованиями, что приведет в перспективе к их социально-экономической деградации. Например, федеральная политика создания ФУ была фактически ориентирована на активность региональных властей, и там, где региональные лидеры осознали важность создания ФУ и проявили лоббистские способности, там ФУ и были созданы указами Президента РФ. В то же время в Республике Башкортостан, где региональные власти вовремя не занялись этим вопросом, ФУ не был создан, притом, что г. Уфа имеет в разы больший научный и образовательный потенциал, чем Владивосток и Якутск, где ФУ созданы.

По той же причине в Уфе нет ни одного национального исследовательского университета. Этот статус присваивался существующим вузам на основе конкурса, то есть рыночного механизма, и продуманной региональной политики Центра в этом вопросе не прослеживалось. Отсутствие поддержки со стороны региональных властей да и слабая активность руководителей вузов не позволили ни одному из башкортостанских вузов получить статус НИУ. Результатом того, что в создании ФУ и НИУ не проводилась региональная политика, является то, что уже сегодня лучшие выпускники средних школы Республики Башкортостан отправляются в сопредельные или московские вузы, тем самым подрывается будущий интеллектуальный потенциал региона. Достаточно сказать, что в пяти сопредельных Башкортостану регионах: Татарстане, Самарской, Пермской, Свердловской, Челябинской областях - расположены два ФУ и пять НИУ.

Универсальным приоритетом РП ВПО, справедливым для региональной политики в любой сфере, является, очевидно, необходимость обеспечения территориальной целостности страны. Оба приоритета выполнимы, если все региональные системы ВПО будут способны выполнять роль «точек роста», региональных драйверов инновационной экономики. Такая дееспособность всех региональных систем ВПО обеспечит повсеместный переход эко-

номики на рельсы инновационного развития. Было бы наивно полагать, что инновационный характер экономики преуспевших в этом отношении регионов сам собой распространится на другие регионы в отсутствие в последних собственных региональных систем ВПО, способных быть драйверами инновационного развития.

Таким образом, в рамках сформулированных приоритетов РП ВПО стратегической целью государственной региональной политики в этой сфере должно быть обеспечение конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве отечественных региональных систем ВПО.

Достижение стратегической цели обеспечивается решением ряда увязанных во времени тактических задач. Они вытекают из организационных механизмов реализации РП ВПО, в числе которых надо выделить: организационно-финансовый, организационноэкономический, организационно-административный, организационно-правовой. В рамках каждого из предложенных механизмов нами разработаны инструменты РП ВПО. Обсудим их последовательно.

Организационно-финансовый механизм. В этой области целесообразно двигаться от федерального финансирования ВПО в части бюджетных источников к смешанной модели финансирования, включающей в качестве источников, наряду с федеральным бюджетом, также региональные и местные бюджеты, вклады частных инвесторов. Участие регионов и местных органов власти в развитии сферы высшего профессионального образования должно, очевидно, определяться исходя из их потребности в квалифицированных кадрах в самом регионе. При этом участие федеральных, региональных и местных органов власти должно быть взаимоувязанным, согласованным, сбалансированным, что предполагает создание механизмов согласования. Это также должно быть прописано в Программе РП ВПО.

Важным условием практической реализации данного направления является обеспечение информационной прозрачности в форме отчетности перед спонсорами, инвесторами, работодателями, населением в части расходов финансовых средств по регионам, вузам, что обеспечит повышение эффективности средств, выделяемых на предоставление услуг высшего профессионального образования.

В части распределения средств из федерального бюджета должны быть проведены отдельные реформы, направленные надостижение сформулированной выше стратегической задачи РП ВПО. До недавнего времени федеральное финансирование производилось по принципу «бюджетирования по затратам», заключающемуся в том, что финансировалась существующая инфраструктура ВПО. Тем самым регионы, в которых сложилась развитая сеть учреждений

ВПО (это, конечно, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области), получали в подушевом выражении непропорционально больше средств, чем регионы, в которых региональные системы ВПО были не столь развиты.

В последние годы эта система финансирования модернизирована в направлении внедрения принципа «деньги следуют за студентом». Суть принципа в том, что финансирование бюджетных мест из федерального бюджета (госзаказ) производится на основе конкурса абитуриентов в вуз (в частности балл ЕГЭ). Однако эта модификация не изменила суть принципа «бюджетирования по затратам», так как регионы с наиболее развитой сетью учреждений ВПО привлекают больше абитуриентов и лучших абитуриентов, чем регионы с менее развитой сетью вузов.

Необходимость перехода к принципу «бюджетирования, ориентированному на результат» (БОР), предполагает отход от финансирования региональных систем ВПО согласно потребностям сложившихся в регионах сетей учреждений ВПО. А конституционные принципы равноправия регионов в отношении федерального центра и равенства граждан в праве на получение высшего образования приводят к необходимости распределения средств из федерального бюджета между региональными системами ВПО из расчета количества потенциальных потребителей бюджетных услуг с учетом территориальных условий потребления. Количественно это должно выражаться в обеспечении региональных систем ВПО из федерального бюджета по определенному нормативу. Так, статья 100 ФЗ «Об образовании в РФ» гласит: «За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации» [6]. Но это среднее число по всей стране, допускающее, что в одних регионах из федерального бюджета будет финансироваться в разы больше, а в других - в разы меньше, чем 800 студентов на каждые 10 000 потенциальных потребителей. Мы полагаем, что из федерального бюджета по этому нормативу должна финансироваться каждая региональная система ВПО.

Реализация данного направления соответствует принципу единства образовательного пространства, поскольку норматив обеспеченности регионов студенческими местами из федерального бюджета будет единым для всей страны. Региональные различия в обеспеченности студенческими местами останутся и будут определяться особенностями в политике субъектов федерации в отношении сферы высшего профессионального образования, особенностями региональ-

ных рынков труда, определяемыми вкладом частных инвесторов и платежеспособным спросом со стороны населения регионов в части коммерческого набора.

Организационно-экономический механизм. Достижение задачи стратегической цели преобразования всех региональных систем ВПО страны в драйверы инновационного роста регионов означает необходимость, в части организационно-экономического механизма, создания в каждом регионе научно-образовательных «точек инновационного роста». Функция «точек инновационного роста» регионов, распространения инновационных образовательных и научных технологий на соседние территории возложена на ФУ и НИУ.

Действительно, научно-образовательные «точки роста» в сфере высшего профессионального образования - это учреждения, интегрирующие научно-исследовательский, профессиональный, образовательный потенциалы, способные повысить общий уровень образовательной, научной и инновационной деятельности в регионе и в сопредельных регионах, генерацию новых технологий и создающие импульс для социально-экономического развития регионов, модернизации отраслей экономики, появления инновационных рабочих мест.

Таким образом, практическая реализация задачи создания научно-образовательных «точек роста» осуществляется в рамках создания ФУ и НИУ. При этом деятельность Правительства Российской Федерации по созданию сети НИУ, а также ФУ объективно является элементом региональной политики, хотя концепция такой политики отсутствует. В результате факторы социально-экономической региональной политики применяются фрагментарно, вне общей для страны региональной политики.

В частности, создание ФУ и присвоение статуса НИУ осуществляется в рамках концепции поляризованного развития, суть которого в том, что «сильные» вузы, выявившиеся в результате конкуренции, получают указанные статусы и специальное финансирование из федерального бюджета, и далее они должны стать драйверами развития не только для регионов, в которых они располагаются, но и для окружающих (причем не только сопредельных) регионов.

Следование концепции поляризованного развития в размещении сети ФУ и НИУ по территории страны приводит к тому, что «сильными» вузами, получающими данные статусы, оказываются учреждения ВПО, «сильные» административным ресурсом регионального руководства и геополитическими факторами, а не в научном и педагогическом отношении и соответственно не способные осуществлять возложенную на них функцию точек роста для соседних регионов. Например, ФУ в Якутске и Владивостоке не только уступают по научно-образовательному потенциалу вузам РБ, но и расположены так далеко

от других населенных территорий, что не могут выполнять для них функцию центра трансферта технологий и драйвера инновационного роста.

Таким образом, политика создания ФУ и НИУ по территории РФ с позиций выполнения перед ними поставленных целей в программных документах должна стать частью региональной политики федерального центра по развитию системы ВПО, оформленной в нормативный документ, которым могли бы руководствоваться все участники процесса создания вузов нового типа.

Роль «точек инновационного роста» должна быть возложена на НИУ, и таковые должны быть созданы без проведения конкурса, на основе федерального отбора в каждом регионе, под которым надо понимать крупный субъект федерации или группу небольших сопредельных регионов, если они объединены общим народно-хозяйственным комплексом.

Организационно-административный механизм. Если в присвоении статуса НИУ государство ввело рыночный механизм отбора вузов на этот статус путем проведения конкурсного отбора, то в остальном в управлении системой ВПО сохраняются командно-административные методы. Между тем конкурентоспособность любой организации невозможно повысить только административными решениями, основным и признанным в менеджменте механизмом является механизм конкуренции. Тем самым для достижения стратегической цели поднятия региональных систем ВПО до уровня конкурентоспособности с зарубежными вузами необходимо создать эффективные механизмы конкуренции между самими вузами страны, которые сейчас отсутствуют.

До последнего времени абитуриенты при выборе вуза руководствовались сложившимся в массовом сознании брендом вуза, который уже давно мог не соответствовать действительному качеству предоставляемых им образовательных услуг. За рубежом, и не только в развитых, но и в развивающихся странах, рыночным сигналом для абитуриентов является рейтинг вуза и рейтинг отдельных направлений в вузе. Только в 2012 году впервые Минобрнауки предпринял попытку послать такой рыночный сигнал, проведя классификацию вузов по двум категориям: эффективные и неэффективные. Этот первый опыт подвергся жесткой критике общественностью вузов, так как не учитывал особенности вузов, готовящих кадры в области искусства.

Кроме того, разделение вузов на две группы -эффективные и неэффективные - является довольно грубым делением, к тому же не учитывающим качество отдельных направлений в пределах вуза.

Мы считаем, что присвоением рейтингов должны заниматься независимые организации, их должно быть несколько, что обеспечило бы конкуренцию между ними, а методики рейтингования должны

быть приближены к применяемым в мире. Минобрнауки РФ должно заняться формированием высокой значимости рейтинговой системы в образовательной политике государства.

Пока что в России уделяется незначительное внимание рейтингам в образовательной политике государства. Ни в одном официальном документе в части государственной политики в области высшего профессионального образования рейтинг вузов не рассматривается в качестве основного инструмента стимулирования конкуренции между вузами, а следовательно, и повышения качества высшего профессионального образования.

Таким образом, в части организационно-административного механизма в образовательной политике государства рейтинги должны рассматриваться как главный инструмент повышения качества профессионального образования. В связи с этим необходима четкая и развернутая регламентация развития института рейтингования в нормативных документах.

Организационно-правовой механизм. Разработка концепции государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования, включающей в себя изложение организационно-финансового, организационно-экономического и организационно-административного механизмов, создаст организационно-правовой механизм осуществления эффективной региональной политики в сфере ВПО.

Разработка и принятие региональной политики в сфере ВПО в виде нормативно-правового документа (государственная программа, федеральный закон), основные элементы которого предложены в данной статье, позволит: повысить устойчивость рынка трудовых ресурсов, особенно в части молодых специалистов, конкурентоспособность региональных вузов, удовлетворение региональных потребностей в образовательных услугах, предоставляемых высшими учебными учреждениями, результативность государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования; снизить межрегиональную дифференциацию развития высшего профессионального образования; усилить единство образовательного пространства и укрепить территориальную целостность Российской Федерации.

Список литературы:

1. ЗулькарнаиИ.У., ИслакаееаГ.Р. Анализ межрегиональных различий в предоставлении услуг высшего образования федеральным центром // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 13 (178). - С. 29-33.

2. Ислакаееа Г.Р. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования как фактор формирования человеческого потенциала территорий // Известия Уфимского научного центра РАН. -2012. -№ 2. -С. 68-71.

3. Ислакаева Г.Р., Зулъкарнай И.У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2012. - № 1. - С. 39-45.

4. Ислакаева Г.Р. О региональной политике в области высшего образования // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 2. - С. 390-393.

5. Ислакаева Г.Р. Совершенствование государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Дискуссия. - 2012.

- № 10 (28). - С. 48-50.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Смирнов А.В.

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Бугульминского филиала КНИГУ — KAII,

Россия, г. Казань

УДК 378-027.31:332.126.3

ИННОВАЦИИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Достижение основной цели непрерывного образования в обществе знания (пожизненное обогащение творческого потенциала личности) возможно только в кластерной среде.

Идущие тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: профессиональное обучение, кластерный подход, потенциал, рынок образовательных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INNOVATSIY IN VOCATIONAL TRAINING ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

The achievement of the main goal of continuous education in the knowledge society (life enrichment of creative potential of personality) is possible only in a clustered environment.

Reaching trends of development of professional education require the development of better ways of regulation of the market of educational services.

Key words: vocational training, the cluster approach, the potential, market of educational services.

«...мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценностн, создаваемые знаниями».

Т. Сакайя

Традиционная модель образования слишком статична, монологична, ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации, которой надлежит быть «вложенной» в головы обучающихся. Эта модель, будучи по преи-

муществу закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений мира, вступающего, по выражению Э. Ласло, в эпоху бифуркации [1]. В период реформирования экономики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.