Научная статья на тему 'Инновации в профессиональном обучении на основе кластерного подхода'

Инновации в профессиональном обучении на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / VOCATIONAL TRAINING / THE CLUSTER APPROACH / THE POTENTIAL / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А. В.

Достижение основной цели непрерывного образования в обществе знания (пожизненное обогащение творческого потенциала личности) возможно только в кластерной среде. Идущие тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATSIY IN VOCATIONAL TRAINING ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

The achievement of the main goal of continuous education in the knowledge society (life enrichment of creative potential of personality) is possible only in a clustered environment. Reaching trends of development of professional education require the development of better ways of regulation of the market of educational services.

Текст научной работы на тему «Инновации в профессиональном обучении на основе кластерного подхода»

от других населенных территорий, что не могут выполнять для них функцию центра трансферта технологий и драйвера инновационного роста.

Таким образом, политика создания ФУ и НИУ по территории РФ с позиций выполнения перед ними поставленных целей в программных документах должна стать частью региональной политики федерального центра по развитию системы ВПО, оформленной в нормативный документ, которым могли бы руководствоваться все участники процесса создания вузов нового типа.

Роль «точек инновационного роста» должна быть возложена на НИУ, и таковые должны быть созданы без проведения конкурса, на основе федерального отбора в каждом регионе, под которым надо понимать крупный субъект федерации или группу небольших сопредельных регионов, если они объединены общим народно-хозяйственным комплексом.

Организационно-административный механизм. Если в присвоении статуса НИУ государство ввело рыночный механизм отбора вузов на этот статус путем проведения конкурсного отбора, то в остальном в управлении системой ВПО сохраняются командно-административные методы. Между тем конкурентоспособность любой организации невозможно повысить только административными решениями, основным и признанным в менеджменте механизмом является механизм конкуренции. Тем самым для достижения стратегической цели поднятия региональных систем ВПО до уровня конкурентоспособности с зарубежными вузами необходимо создать эффективные механизмы конкуренции между самими вузами страны, которые сейчас отсутствуют.

До последнего времени абитуриенты при выборе вуза руководствовались сложившимся в массовом сознании брендом вуза, который уже давно мог не соответствовать действительному качеству предоставляемых им образовательных услуг. За рубежом, и не только в развитых, но и в развивающихся странах, рыночным сигналом для абитуриентов является рейтинг вуза и рейтинг отдельных направлений в вузе. Только в 2012 году впервые Минобрнауки предпринял попытку послать такой рыночный сигнал, проведя классификацию вузов по двум категориям: эффективные и неэффективные. Этот первый опыт подвергся жесткой критике общественностью вузов, так как не учитывал особенности вузов, готовящих кадры в области искусства.

Кроме того, разделение вузов на две группы -эффективные и неэффективные - является довольно грубым делением, к тому же не учитывающим качество отдельных направлений в пределах вуза.

Мы считаем, что присвоением рейтингов должны заниматься независимые организации, их должно быть несколько, что обеспечило бы конкуренцию между ними, а методики рейтингования должны

быть приближены к применяемым в мире. Минобрнауки РФ должно заняться формированием высокой значимости рейтинговой системы в образовательной политике государства.

Пока что в России уделяется незначительное внимание рейтингам в образовательной политике государства. Ни в одном официальном документе в части государственной политики в области высшего профессионального образования рейтинг вузов не рассматривается в качестве основного инструмента стимулирования конкуренции между вузами, а следовательно, и повышения качества высшего профессионального образования.

Таким образом, в части организационно-административного механизма в образовательной политике государства рейтинги должны рассматриваться как главный инструмент повышения качества профессионального образования. В связи с этим необходима четкая и развернутая регламентация развития института рейтингования в нормативных документах.

Организационно-правовой механизм. Разработка концепции государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования, включающей в себя изложение организационно-финансового, организационно-экономического и организационно-административного механизмов, создаст организационно-правовой механизм осуществления эффективной региональной политики в сфере ВПО.

Разработка и принятие региональной политики в сфере ВПО в виде нормативно-правового документа (государственная программа, федеральный закон), основные элементы которого предложены в данной статье, позволит: повысить устойчивость рынка трудовых ресурсов, особенно в части молодых специалистов, конкурентоспособность региональных вузов, удовлетворение региональных потребностей в образовательных услугах, предоставляемых высшими учебными учреждениями, результативность государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования; снизить межрегиональную дифференциацию развития высшего профессионального образования; усилить единство образовательного пространства и укрепить территориальную целостность Российской Федерации.

Список литературы:

1. ЗулъкарнсшИ.У., ИслакаееаГ.Р. Анализ межрегиональных различий в предоставлении услуг высшего образования федеральным центром // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 13 (178). - С. 29-33.

2. Ислакаееа Г.Р. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования как фактор формирования человеческого потенциала территорий // Известия Уфимского научного центра РАН. -2012.-№ 2.-С. 68-71.

3. Ислакаева Г.Р., Зулъкарнай И.У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2012. - № 1. - С. 39-45.

4. Ислакаева Г.Р. О региональной политике в области высшего образования // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 2. - С. 390-393.

5. Ислакаева Г.Р. Совершенствование государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Дискуссия. - 2012. - № 10 (28). - С. 48-50.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Смирнов A.B.

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Бугульминского филиала КНИГУ — KAII, Россия, г. Казань

УДК 378-027.31:332.126.3

ИННОВАЦИИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Достижение основной цели непрерывного образования в обществе знания (пожизненное обогащение творческого потенциала личности) возможно только в кластерной среде.

Идущие тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: профессиональное обучение, кластерный подход, потенциал, рынок образовательных услуг.

INNOVATSIY IN VOCATIONAL TRAINING ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

The achievement of the main goal of continuous education in the knowledge society (life enrichment of creative potential of personality) is possible only in a clustered environment.

Reaching trends of development of professional education require the development of better ways of regulation of the market of educational services.

Key words: vocational training, the cluster approach, the potential, market of educational services.

«...мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценностн, создаваемые знаниями».

Т. Сакайя

Традиционная модель образования слишком статична, монологична, ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации, которой надлежит быть «вложенной» в головы обучающихся. Эта модель, будучи по преи-

муществу закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений мира, вступающего, по выражению Э. Ласло, в эпоху бифуркации [1]. В период реформирования экономики и образования

в нашей стране возникла необходимость в эффективном развитии инновационной составляющей российской системы высшего профессионального образования (ВПО) и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг [14]. Рост количества неконкурентоспособных российских вузов и вместе с тем наблюдающийся острый недостаток квалифицированных специалистов в регионах и отраслях экономики, вставшей на путь инновационного развития, вызвали необходимость внесения изменений в концепцию модернизации ВПО, результатом реализации которых является укрупнение российских вузов, отраслевое объединение учреждений НПО, СПО и ВПО, реализация в вузах образовательных программ начального и среднего профессионального образования.

Наряду с проводимыми содержательными переменами требуются и организационно-структурные преобразования в системе подготовки специалистов, а также поиск новых форм и методик на всех этапах этой работы - довузовской, вузовской и послевузовской. Складывается новая парадигма высшего образования, характеризующаяся следующими чертами: образование, доступное из любой точки земного шара; образование в течение всей жизни; образование без отрыва от производства [2]. Достижение основной цели непрерывного образования в обществе знания (пожизненное обогащение творческого потенциала личности) возможно только в кластерной среде.

Идущие тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг. Внутренние причины актуализации проблемы качества профессионального образования - это инновационный подъем, децентрализация управления, коммерциализация образования, его регионализация и демократизация - помимо положительного воздействия на образование ведут и к негативным последствиям, которые отражаются на качестве подготовки специалистов [3].

Дифференциация и индивидуализация профессионального образования являются предпосылкой интеграционных процессов, один из которых - формирование и развитие образовательных кластеров [4]. В ближайшем будущем основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности национальной экономики будет играть именно кластерная политика развития. Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее реальный синергетиче-ский эффект, как основа регионализма в глобальной экономике. В соответствии с выводами М. Портера о конкурентных преимуществах кластеры отражают тенденцию к интеграции и обобществлению эконо-

мики [5, 6, 7]. Те регионы, в которых складываются и функционируют кластеры, становятся лидерами экономического развития [8].

Теоретическую основу для исследования образовательных кластеров составляют: кластерный подход в профессиональном образовании (Г.В. Мухаметзянова, Е.А. Корчагин, Н.Б. Пугачева, A.B. Леонтьев); теории деятельности и педагогического проектирования (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.П. Беспалько, Г.И. Ибрагимов, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин); концепция непрерывного образования (Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков); исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления качеством образования в профессиональной школе (П.Ф. Анисимова, Г.В. Мухаметзяно-вой, Г.И. Ибрагимова, Ю.Ф. Шуберта, Е.А. Корчагина, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, A.C. Субетто); региональные аспекты развития системы высшего образования исследовали А.Г. Абросимов, Н. Ва-сильченко, B.C. Иванов, В.П. Ковалевский, И.А. Май-буров, Л.Г. Миляева, А.Ю. Рыкун, С.Б. Смирнов; изучение образовательной услуги проводится в работах А.И. Коваленко, С.А. Белякова, М.М. Бутако-вой, М. Балаевой, М. Предводителевой, М.А. Лукашенко; исследования рынка образовательных услуг отражены в работах A.A. Аветисова, И.С. Березина, Ш.З. Валиева, A.C. Запесоцкого, И.Н. Молчановой, С.И. Немцова, В.В. Степановой, М.А. Лукашенко.

Американская теория кластеров и кластерной политики в наибольшей степени ориентирована на практику. Британский подход к вопросу повышения конкурентоспособности уделяет большее внимание развитию цепочек добавленной стоимости и локальных кластеров между развитыми и развивающимися странами. Скандинавская школа известна разработкой нескольких концепций, в частности, национальных региональных инновационных систем и экономик обучения для регионов.

Все три теории не дают четкого определения основных критериев конкурентоспособности страны, региона, но выделяют такие показатели, как производительность труда, доля в экспорте, общая занятость населения, качество управления и образования [9].

В образовательном кластере из всех учреждений образования приоритет отдается вузам, потому как в начале XXI века происходит усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании гуманитарного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации. Авторы концепций информационного общества

(P. Барнет, Д. Белл, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рисман, А. Тоффлер) обоснованно полагают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования - «образования в течение всей жизни» (long life education).

Переходной (стартовой) моделью образовательного кластера является УНИК (учебно-научный инновационный комплекс) [10]. Основными целями УНИКов являются: построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов для предприятий на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки специалистов и закрепление выпускников на предприятиях; интенсификация и стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства. Работа комплекса строится на основе двусторонних договоров о партнерстве между членами УНИК, предусматривающих проведение работ в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, организации совместных научных исследований.

Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста. Роль вуза в кластере сводится к тому, чтобы производить инновационный товар. Научно-исследовательские институты и производственные учреждения региона становятся базой практик и получают возможность участвовать в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития [11, 13].

В образовательном кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет чему учить, учебные заведения - как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом и время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профадаптации сокращаются [12].

Построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты

в конкретной образовательной области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов. Для работодателя - заказчика образовательных услуг образовательный кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений.

Этапы реализации модели образовательного кластера:

1. Организация мониторинга суждений работодателей о наличии у выпускников школ, училищ, техникумов необходимых профессиональных и личностных качеств. Мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки; своевременно корректировать и определять перспективные векторы развития социального партнерства, позволяющие улучшить качество подготовки специалистов газовой отрасли и удовлетворять потребности заказчиков на рынке труда.

2. Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями международной Системы менеджмента качества, которые позволяют мобильно и эффективно разрабатывать и осуществлять систематические корректирующие действия по улучшению складывающейся системы социального партнерства на основе: постоянного доступа к информации о рынке труда; своевременного уточнения структуры востребованности кадров на рынке труда; учета требований работодателей по содержанию профессиональной подготовки специалистов для своевременной его коррекции; эффективной организации практики студентов на предприятиях отрасли; оценки качества подготовки специалистов независимыми экспертами и др.

3. Организация производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий отраслей экономики в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях газовой отрасли и их карьерному росту.

4. Организация работы постоянно действующих научно-методических семинаров субъектов образовательного кластера, направленных на согласование требований предприятий-заказчиков к профессиональным знаниям и навыкам выпускников училищ, техникумов и вузов.

5. Развитие сектора дополнительного профессионального образования, включающее подготовку

специалистов по рабочим специальностям с присвоением квалификационных разрядов, по дополнительным специальностям профессионального образования, организация курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, стажировок преподавателей на предприятиях.

6. Проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.

Список литературы:

1. Аршинов В А. Философия образования и синергетика: Как синергетика может способствовать новой модели образования? Статья [Электронный ресурс].

- URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Arsh.htm (дата обращения 05.01.2010 г.).

2. Белан Е.П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза/ Диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08. - Ростов-на-Дону, 2007. - 380 с.

3. Одинабекова P.M. Социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже / Диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2005. - 195 с.

4. Корецкий Г.А., Лапыгин Д.Ю. Предпосылки интеграции в образовательный кластер //ВлГУ: электронный журнал. - 2006. - № 4 [Электронный ресурс].

- URL: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=58 (дата обращения 02.01.2010 г.).

5. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минъко Л.В. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. - М.: Машиностроение-1, 2007. - 284 с.

6. Марков Л.С. Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленного региона (на примере кластера высоких технологий

г. Новосибирска) / Автореф. диссертации ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Новосибирск, 2006. - 24 с.

7. Трещевский Ю.И., Исаева Е.М., Мовсесова М.Г. Управление эффективностью организаций на основе интеграции // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2008. - № 2. - С. 13-20.

8. Кудрявцева О.В. Доминирование кластеров в экономике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 11. - С. 149-151.

9. Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 5.

- С. 105-108.

10. ГортышовЮ.Ф., ДегтяревГ.Л. КГТУ им. А.Н. Туполева: итоги реализации инновационной образовательной программы // Высшее образование в России.

- 2009. - № 5. - С. 69-76.

11. Трутников Д.Ю., Трушникова В.И. Воспитание в условиях университетского кластера и ценностные ориентиры современного студенчества: статья [Электронный ресурс]. - URL: http:// conference.

tsogu.ru/static/articles/2009/01/__.doc (дата обращения

04.01.2010 г.).

12. Сучков В.. Сафин Р.. Корчагин Ii.. Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 19-12.

13. Смирнов A.B. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. - Казань: МОиН РТ, 2010. - 102 с.

14. Смирнов A.B. Теоретические подходы к образовательным кластерам в системе профессионального образования // Психология, социология и педагогика. Декабрь 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1456.

Степанова О.А.

кандидат педагогических наук, доцент, ГБНУ «МИРО»,' Россия, г. Москва

Юсупов Р.Г.

доктор исторических наук, профессор Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 37.014.5

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

В статье содержится краткий анализ нормативных правовых и программно-управленческих документов регионального уровня. Он показывает, как в течение двух десятилетий менялись приоритеты в развитии системы комплексной реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти изменения происходили с учетом значимости решаемых обществом социально-экономических задач и перспектив, которые открывались при выполнении этапных задач развития самой системы.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, комплексная реабилитация, социализация, программно-целевой подход.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION AND SOCIALIZATION OF PERSONS WITH DISABILITIES: THE PROGRAM-TARGET APPROACH

This article provides a brief analysis of legal and administrative documents and software at regional level. He shows how, in the two decades of changing priorities in the development of comprehensive rehabilitation and socialization of individuals with disabilities. These changes are to be made by society given the importance of socioeconomic problems and prospects that opened when the landmark development objectives of the system.

Key words: persons with disabilities, comprehensive rehabilitation, socialization, target-oriented approach.

Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов означает, что задача реабилитации и социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится приоритетной для учреждений и организаций социального, медицинского и образовательного профиля, а механизмы и условия ее решения необходимо разрабатывать на разных уровнях - федеральном, региональном и т. д. В этой ситуации необходимым является использование тех возможностей, которые предоставляет программно-целевой подход, заявивший себя как эффективный инстру-

мент в планировании и управлении социально-экономическими объектами и процессами. Именно этот подход, реализующий принцип «цель - ресурсы (мероприятия) - результат», лег в основу разработки целевых программ, ориентированных на решение задач социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в городе Москве в последние два десятилетия.

Предпринятый нами анализ практики комплексной реабилитации и социализации лиц в ОВЗ в столице свидетельствует, что забота о данной социальной группе всегда была в числе основных задач,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.