Научная статья на тему 'Региональная инновационная система как основа для развития районов нового освоения'

Региональная инновационная система как основа для развития районов нового освоения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданов С.А., Белякова Е.В.

Рассматриваются предложения по созданию региональной инновационной системы для экономического развития районов нового освоения. Формулируются цели создания и структура региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная система как основа для развития районов нового освоения»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 669.713.7

С. А. Жданов Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАЙОНОВ НОВОГО ОСВОЕНИЯ

Рассматриваются предложения по созданию региональной инновационной системы для экономического развития районов нового освоения. Формулируются цели создания и структура региональной инновационной системы.

Основой и фундаментом инновационного роста России являются регионы. Необходим более тщательный подход к вопросам, связанным с возможностью ускорения инновационного развития именно на региональном уровне. Отправной точкой и мощным толчком к развитию экономики России, соответственно, социальной сферы, улучшению демографической ситуации должно стать развитие районов нового освоения. Это особенно важно с учетом стратегической роли этих территорий для экономической и оборонной безопасности страны. Эти территории обладают несомненным потенциалом промышленного развития, который связан, прежде всего, с освоением природно-ресурсного потенциала.

Состояние инновационных процессов в данных регионах требует формирования системы взаимосвязанных по инновационному циклу финансовых институтов, предназначенных для финансирования инновационных проектов и инфраструктуры инновационной деятельности. Это требует с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой стороны - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, в привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику региона.

Механизм реализации политики в сфере развития инновационной деятельности в районах нового освоения заключается в разработке органами региональной власти целевой программы в сфере развития региональной инновационной системы.

Целью создания региональной инновационной системы является:

1. Развитие инновационной составляющей экономики региона в виде измеряемых показателей (например, доли инновационной продукции и услуг в валовом региональном продукте).

2. Создание научно-технических и технологических, социально-экономических и правовых условий и механизмов для обеспечения устойчивой динамики роста экономики и уровня жизни населения на основе структурной перестройки экономики региона и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью.

3. Создание и воспроизводство инновационного потенциала, обеспечивающего условия привлечения инноваций в районы нового освоения.

4. Создание условий для ускоренного перехода региональной экономики и предпринимательства к

инновационному развитию на основе востребованности инновационных технологий.

5. Расширение внутреннего и межрегиональных рынков инновационных продуктов и новых технологий [1].

Для реализации данных целей региональная инновационная система должна представлять собой совокупность организаций и предприятий, расположенных на данной территории и осуществляющих деятельность по созданию, коммерциализации и распространению инноваций в районы нового освоения, а также совокупность организаций инновационной инфраструктуры, органов государственного (регионального) управления и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития, отвечающих как особенностям, так и требованиям функционирования инновационной системы.

Региональная инновационная система представляется динамичной, развивающейся частью социально-экономической системы, в рамках которой формируются и развиваются новые элементы и взаимосвязи между ними. В общем виде модель региональной инновационной системы рассматривается в виде элементов, отнесенных к трем уровням:

1. Основная деятельность.

2. Обеспечение основной деятельности.

3. Управление региональной инновационной системой.

Данная модель представляет собой идеализированную структуру, построенную по принципу необходимости и достаточности:

1-й уровень региональной инновационной системы представлен управляющим элементом - Региональный совет по научной, научно-технической и инновационной деятельности, необходимый для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по совершенствованию, планированию и координации мер государственной поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.

2-й уровень представлен региональными инновационными отраслевыми кластерами и их инновационными центрами. Данный уровень представлен организациями потребителями инноваций и организациями, разрабатывающими инновационные технологии.

3-й уровень представлен широким спектром организаций, выполняющих поддерживающие функции в обеспечении инновационных процессов (организации инновационной и финансовой инфраструктуры, страховые компании и образовательные учреждения).

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Таким образом, региональная инновационная система представляет собой не только благоприятную для инновации институциональную среду, ибо только в рамках нее органически объединяются все составные части инновации (наука, образование, система финансирования научных разработок и опытно-конструкторских работ, система коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности). Но, что самое главное, в рамках региональной инновационной системы эффективно реализуется вся мощность государственной финансовой поддержки фундаментальных научных исследований, а также возможность осуществления финансирования частными финансовыми и нефинансовыми корпорациями. Поэтому ре-

гиональная инновационная политика может рассматриваться как стратегия или набор стратегий реализации инновационных приоритетов в рамках национальных инновационных систем. Региональная инновационная система является важной предпосылкой для успешного возрождения национальной экономики, ее адаптации к условиям международной конкуренции.

Библиографическая ссылка

1. Крымов В. Б. Региональная инновационная система // Инновации. 2010. № 5. С. 26-33.

© Жданов С. А., Белякова Е. В., 2011

УДК 004.075 (32)

Е. Е. Каргаполова Научный руководитель - Н. В. Фёдорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАРКЕТИНГ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рассматриваются вопросы взаимодействии маркетинга с высокими технологиями, актуальность взаимодействия этих двух сфер и их влияние на успех деятельности предприятия на рынке.

Маркетинг - это управление производственно-сбытовой деятельностью организации, которое основано на постоянном комплексном анализе рынка. Маркетинг включает в себя: ценообразование, товарную политику, прогнозирование и изучение спроса, рекламную деятельность, связи с общественностью, организацию внутрифирменной культуры и т. д. Иногда в узком смысле маркетинг определяют как «изучение рынка». Цель маркетинга - создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Сейчас, большинство компаний, работающих на рынке высоких технологий, очень хорошо понимают специфику маркетинга и прошли первый этап становления маркетинговых работ. Все меньше компаний думают в первую очередь о рекламе, а затем о маркетинге. Сегодня наиболее актуальной становится задача превращения заботы о потребителе в смысл ежедневной деятельности не только отдела маркетинга, но и практически каждого сотрудника предприятия.

Областью маркетингового беспокойства является не только сфера деятельности отдела маркетинга компании. Большинство иностранных исследователей вообще не разделяют понятия «маркетинг» и «продажи», включая продажи в сферу маркетинга.

На примере многих предприятий руководители не задумываются о значимости маркетингового отдела в организации и не готовы тратить бюджет на его создание (пр-р Космик).

Основные критерии, на которые должен основываться руководитель при создании маркетингового отдела:

- маркетинговые цели организации в отношении рассматриваемого продукта, например, захват нового сегмента рынка или победа над конкурентом, требуют значительно больших затрат, чем сохранение существующих позиций на старом рынке.

- состояние или «возраст» рынка. Ни в коем случае не надо пытаться дополнительно стимулировать «старый» рынок, отдачи вы все равно не получите. (пр-р Кока-кола)

Российский ИТ-рынок в целом нельзя причислить к числу молодых, скорее он переживает этап зрелости. Однако отдельные его сегменты могут, как очень быстро расти, что свойственно больше «молодым» рынкам, так и переживать периоды стагнации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.