Научная статья на тему 'Маркетинг и высокие технологии'

Маркетинг и высокие технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргаполова Е.Е., Фёдорова Н.В.

Рассматриваются вопросы взаимодействии маркетинга с высокими технологиями, актуальность взаимодействия этих двух сфер и их влияние на успех деятельности предприятия на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг и высокие технологии»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Таким образом, региональная инновационная система представляет собой не только благоприятную для инновации институциональную среду, ибо только в рамках нее органически объединяются все составные части инновации (наука, образование, система финансирования научных разработок и опытно-конструкторских работ, система коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности). Но, что самое главное, в рамках региональной инновационной системы эффективно реализуется вся мощность государственной финансовой поддержки фундаментальных научных исследований, а также возможность осуществления финансирования частными финансовыми и нефинансовыми корпорациями. Поэтому ре-

гиональная инновационная политика может рассматриваться как стратегия или набор стратегий реализации инновационных приоритетов в рамках национальных инновационных систем. Региональная инновационная система является важной предпосылкой для успешного возрождения национальной экономики, ее адаптации к условиям международной конкуренции.

Библиографическая ссылка

1. Крымов В. Б. Региональная инновационная система // Инновации. 2010. № 5. С. 26-33.

© Жданов С. А., Белякова Е. В., 2011

УДК 004.075 (32)

Е. Е. Каргаполова Научный руководитель - Н. В. Фёдорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАРКЕТИНГ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рассматриваются вопросы взаимодействии маркетинга с высокими технологиями, актуальность взаимодействия этих двух сфер и их влияние на успех деятельности предприятия на рынке.

Маркетинг - это управление производственно-сбытовой деятельностью организации, которое основано на постоянном комплексном анализе рынка. Маркетинг включает в себя: ценообразование, товарную политику, прогнозирование и изучение спроса, рекламную деятельность, связи с общественностью, организацию внутрифирменной культуры и т. д. Иногда в узком смысле маркетинг определяют как «изучение рынка». Цель маркетинга - создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Сейчас, большинство компаний, работающих на рынке высоких технологий, очень хорошо понимают специфику маркетинга и прошли первый этап становления маркетинговых работ. Все меньше компаний думают в первую очередь о рекламе, а затем о маркетинге. Сегодня наиболее актуальной становится задача превращения заботы о потребителе в смысл ежедневной деятельности не только отдела маркетинга, но и практически каждого сотрудника предприятия.

Областью маркетингового беспокойства является не только сфера деятельности отдела маркетинга компании. Большинство иностранных исследователей вообще не разделяют понятия «маркетинг» и «продажи», включая продажи в сферу маркетинга.

На примере многих предприятий руководители не задумываются о значимости маркетингового отдела в организации и не готовы тратить бюджет на его создание (пр-р Космик).

Основные критерии, на которые должен основываться руководитель при создании маркетингового отдела:

- маркетинговые цели организации в отношении рассматриваемого продукта, например, захват нового сегмента рынка или победа над конкурентом, требуют значительно больших затрат, чем сохранение существующих позиций на старом рынке.

- состояние или «возраст» рынка. Ни в коем случае не надо пытаться дополнительно стимулировать «старый» рынок, отдачи вы все равно не получите. (пр-р Кока-кола)

Российский ИТ-рынок в целом нельзя причислить к числу молодых, скорее он переживает этап зрелости. Однако отдельные его сегменты могут, как очень быстро расти, что свойственно больше «молодым» рынкам, так и переживать периоды стагнации;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- наличие или отсутствие системы бизнес планирования в компании. К сожалению, для многих российских компаний, не имеющих достаточную управленческую решимость для внедрения у себя бизнес планирования, его отсутствие напрямую влияет на перерасход денег, на маркетинг.

- наличие или отсутствие маркетинговых программ в компании. Мы смело можем заявить: если компания не имеет маркетинговой программы, то она или выбрасывает лишние деньги на маркетинг, или недополучает прибыль из-за недостаточного маркетинга. В любом случае компания теряет.

Деятельность маркетинга будет наиболее эффективной для предприятия, если будет осуществляться взаимодействие с ИТ-рынком, так как информация, техника и технологии определяют сегодня темп развития общества. ИТ-рынок России - один из самых развитых и грамотных российских рынков.

Информационные технологии создают ту структуру, механизмы и процессы, которые определяют сегодня новую экономику в России и во всем мире. Хорошая система маркетинга в компании является рецептом стабильного движения вперед и процветания в условиях сверхбыстрых изменений рынка в информационную эру.

Маркетинг и продвижение высоких технологий значительно отличается от маркетинга других продуктов в силу:

- относительной закрытости ИТ-рынка;

- скорости смены поколений техники и технологий;

- специфичности предлагаемых товаров и услуг (пр-р Космик).

- для ИТ-маркетологов наиболее значимым становится именно система взаимоотношений с клиентами. Именно в системе взаимоотношений с клиентами находится и основной на сегодня путь эволюции маркетологов, работающих на ИТ-рынке.

Важно отметить, что на одном полюсе сферы ответственности маркетологов находится реклама, т. е. расходование средств, но ведь на другом полюсе -доходы компании. Без понимания комплекса маркетинга невозможно оптимизировать сбыт компании и добиться лучших или даже средних показателей в отрасли.

Таким образом, мы видим, что именно в такой сфере «совокупности» маркетинга и 1Т-технологий находится повышение доходов и эффективности бизнеса.

© Каргаполова Е. Е., Фёдорова Н. В., 2011

УДК 334.726

Н. А. Крымова, Ю. Г. Темных Научный руководитель - Е. В. Сумина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

Рассматривается франчайзинг как стратегия выхода на международный рынок и проблемы развития франчайзинга в России. Проводится сравнительный анализ основных видов создания и расширения бизнеса, а также предлагаются пути решения проблем развития франчайзинга в России.

Цель работы: изучение франчайзинга, как стратегии выхода на международный рынок, и анализ проблем его функционирования в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие, выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга;

2. Изучить развитие франчайзинга в России;

3. Раскрыть проблемы франчайзинга в России и предложить способы их решения.

Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний [1]. Все более популярным становится новый способ организации бизнеса - франчайзинг, который позволяет российским предприятиям использовать известные торговые марки.

По результатам исследования трех основных видов создания и расширения бизнеса можно сделать следующий вывод:

- филиал требует инвестиции, денег на продвижение, аренду, кадры и т. д. И может разориться в любой момент из-за воровства или некомпетентности сотрудников. На большую сеть филиалов требуется кредитование.

- дилер (партнер) более самостоятелен, сам вкладывает деньги. Но он может работать не только на конкретную фирму, но и на ее конкурентов, бросить эту фирму ради другого поставщика и даже стать ее конкурентом.

- франчайзинг - это идеальное решение, совмещающее лучшие черты обоих вариантов. Франчайзи лоялен, инвестирует в бизнес франчайзера, поддерживает его стратегию и не может нанести ему финансовый ущерб. Он выполняет за франчайзера всю работу в регионе - за свои деньги.

По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в настоящее время в России работает 485 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзинговых точек. Россия входит в число лидеров по темпам разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.