Научная статья на тему 'Региональная инфраструктура инновационного предпринимательства'

Региональная инфраструктура инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ТЕХНОПАРК / РЕГИОН / МАРКЕТИНГ / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION / INFRASTRUCTURE / REGIONAL MARKET / TECHNOPARK / REGION / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русакова Людмила Николаевна

Рассмотрены основные условия развития инновационного предпринимательства. Дана характеристика содержания и составляющих элементов инновационной инфраструктуры. Обосновано определяющее влияние технопарков на функционирование инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Infrastructure of innovative entrepreneurship

In the article the author analyzes the basic conditions for the development of innovative entrepreneurship. She characterizes the content of the constituent elements of innovation infrastructure. The author also grounds the decisive influence of industrial parks on the functioning of innovative entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Региональная инфраструктура инновационного предпринимательства»

УДК 334:001.895(571.12)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Л.Н. Русакова

Рассмотрены основные условия развития инновационного предпринимательства. Дана характеристика содержания и составляющих элементов инновационной инфраструктуры. Обосновано определяющее влияние технопарков на функционирование инновационного предпринимательства.

Ключевые слова предпринимательство, инновация, инфраструктура, региональный рынок, технопарк, регион, маркетинг.

Инновационное предпринимательство обеспечивает фирме ценовые и качественные конкурентные преимущества, стимулирующие обновление спроса. Производители инновационных продуктов, стимулируя спрос, распространяют инновационную деятельность на маркетинговые, логистические и производственные процессы своей хозяйственной деятельности. Одним из центральных направлений развития инновационного предпринимательства России на региональном уровне в современных условиях следует признать усиление научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ (НИОКР) в направлении расширения возможностей обновления производственного потенциала.

Наиболее конкурентоспособные фирмы, ориентированные на сохранение и упрочение своих лидирующих позиций в будущем, непременным составляющим элементом бизнес-процесса выделяют инновационную деятельность. В данной ситуации фирма способна с минимальными затратами добиться таких результатов, достижение которых для конкурентов, не имеющих инновационной поддержки, будет сопряжено с большими дополнительными затратами.

Более того, фирмы, использующие инновации в своей деятельности, усиливают асимметрию в реализации экономических интересов других хозяйствующих субъектов. Они ищут возможности улучшить свои товары, сдвигая, таким образом, кривые спроса. Они ищут новые методы организации производства и новые технологии, сдвигая кривые предложения. Они разрабатывают совершенно новые виды товаров и услуг, создавая новые рынки, характеризующиеся совершенно новыми кривыми спроса и предложения.

Фирма, которая первой выходит на региональный рынок с новым товаром, или предлагает новую экономическую и ресурсосберегающую технологию, по крайней мере, некоторое время сможет продавать ее по цене выше альтернативной стоимости. К тому времени, как другие производители подхватят инновацию, соотношение спроса и предложения еще раз сдвинут цену к уровню альтернативной стоимости, поскольку к этому

времени будет готова к выходу на рынок другая инновация. Таким образом, инновационное предпринимательство поддерживает рыночные процессы в непрерывном движении.

Необходимо отметить, что развитие инновационного предпринимательства функционально зависит от двух групп условий. Первая группа связана со склонностью вводить инновации: зависит от духа изобретательства, характера и смелости руководителей предприятий, от технических и финансовых ресурсов, выделяемых на эти исследования. Побуждение к инновационной деятельности зависит от государства, крупных фирм, содержащих и развивающих свои конструкторские бюро. Это побуждение дает импульс новым фирмам и старым предприятиям, умеющим обновляться.

Вторая группа условий связана с готовностью принять инновацию. Здесь большое значение имеет восприимчивость окружающей среды, что обусловливает быстрое распространение инноваций. Причем важна не только экономическая среда (наличие крупных финансовых капиталов), но и социальная (различные экономические и социальные типы общества), и ментальная (возникновение и развитие духа науки и творчества). И если социально-экономическая политика государства вызывает их к жизни, защищает и благоприятствует им, то такая политика имеет наибольшие шансы оказаться успешной.

Инновационные предприятия как никакие другие нуждаются в поддержке со стороны региональных органов власти и крупных корпораций. Существенной причиной выделения высокотехнологичных предприятий в особый объект инновационной политики любого развитого государства выступает не только их особая потребность в помощи государства, но и тот факт, что они демонстрируют уникальную инновационную активность и эффективность, способствуя тем самым повышению инновационности экономики, а следовательно, и конкурентоспособности.

В общем плане система региональной поддержки инновационного бизнеса как за рубежом, так и в России реализуется через два главных ка-

нала: содействия предприятиям и бизнесу в целом, занятым непосредственно инновационной деятельностью. При этом конкретные методы поддержки могут быть прямыми и косвенными.

Прямые методы регионального регулирования осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программноцелевой. Первая форма реализуется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии с законодательством в сфере инноваций. Программно-целевая форма предполагает прямое финансирование инновационной деятельности через осуществление региональных целевых программ поддержки малых предприятий и инноваций, которые выражают государственные приоритеты в этих сферах.

Значение косвенных методов регионального воздействия определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямыми, ими могут быть охвачено большее количество инновационных субъектов.

С одной стороны, косвенные методы регионального воздействия направлены на стимулирование непосредственно инновационных процессов (налоговые и кредитные льготы по НИОКР), с другой - на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности (повышение социального статуса научного труда, организация рекламных кампаний в СМИ). При этом необходимо подчеркнуть, что косвенные методы регулирования способствуют притоку средств из внутренних и внешних источников.

Важным элементом регионального воздействия инновационного предпринимательства, позволяющим уменьшить идущие от внешней среды риски, является создание инновационной инфраструктуры, которая может обеспечить наиболее эффективное продвижение инноваций по всем стадиям инновационного цикла, оказывая различного рода услуги инновационным предприятиям. Это могут быть государственные, частично государственные структуры, или структуры, пользующиеся государственными льготами.

Прежде всего, под инфраструктурой понимается совокупность определенных видов деятельности, создающих общие условия для формирования и функционирования основных хозяйствующих субъектов. Непременным условием эффективного функционирования современной экономики России выступает развитие социальной, производственной, рыночной инфраструктуры, которая опережает или не отстает от развития других отраслей и секторов региональной экономики.

В связи с этим, становление инновационной инфраструктуры происходит в условиях трансформации российской экономики. Содержанием этого процесса выступают как преобразование системы рыночных отношений, так и реформиро-

вание методов и направлений регионального воздействия на инновационную деятельность.

Институты инновационной инфраструктуры должны обеспечивать кругооборот материальновещественных, кредитных и денежных потоков, создавая рациональные экономические отношения между хозяйствующими субъектами и гарантируя непрерывность и сбалансированность региональной экономики.

Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность различных предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающих эффективное функционирование инновационного рынка на уровне региона, выполняющих соответствующие работы и оказывающие услуги, связанные с проведением инновационного процесса и обменом инновационной продукцией.

Можно выделить несколько составляющих инновационной инфраструктуры на уровне региона:

- диверсифицированные компании, обеспечивающие научно-техническое сотрудничество в сфере инноваций (технополисы, наукограды и пр.);

- предприятия, обеспечивающие сервисное обслуживание (транспортные, ремонтно-монтажные, строительные и пр.);

- предприятия, представляющие интеллектуальные услуги (инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские и пр.);

- компании, обеспечивающие финансоворесурсную, организационно- правовую, административную поддержку инновационного предпринимательства (банки, налоговые, таможенные службы, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные и лизинговые компании и пр.);

- институты кадрового обеспечения, обуче-

ния, повышения квалификации и обмена опытом, включающие учебные институты, бизнес-

инкубаторы, дома техники, профтехучилища и пр.;

- компании, создающие информационное обеспечение, включающие предприятия связи, вычислительные центры, банки данных, интернет, рекламные агентства и пр.;

- хозяйственные ассоциации и объединения, создаваемые с целью решения внутренних и внешних задач (фонды взаимопомощи и поддержки, представительства интересов объединившихся предприятий во взаимодействии с органами власти, группами предприятий - поставщиками ресурсов, продукции и услуг инновационных предприятий).

Поскольку основной функцией инновационной инфраструктуры является предоставление потенциальному потребителю интересующих его данных в виде инновационных услуг на базе инновационного продукта, постольку объектом взаимодействия продавцов и покупателей (производителей и потребителей) на рынке инновационных товаров выступает инновация, имеющая свои особенности по сравнению с другими товарами. С точки зрения экономического содержания и функционального назначения инновация может быть

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

представлена в виде инновационных ресурсов, инновационных продуктов и инновационных услуг. В составе инновационных ресурсов могут учитываться инновационные технологии, средства инновационного и рекламного обеспечения предпринимательских фирм.

Под инновационными технологиями понимается использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, обработки и хранения инновационных продуктов для всех сфер предпринимательской деятельности. К инновационным технологиям можно отнести средства технического обеспечения (телекоммуникации, программное обеспечение), компьютерные сети данных, интегрированные системы обработки информации, автоматизированные рабочие места.

Сегодня инновационные технологии выступают системообразующим элементом инновационного пространства, определяющим уровень реального использования инноваций в качестве стратегического ресурса в процессе развития регионального предпринимательства в России.

Инновационные ресурсы в виде прикладных исследований, разработок, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, «ноу-хау» способствуют созданию инновационной продукции, инновационных технологий, их модификации и модернизации.

Специальными исследованиями установлено, что мобилизация инновационных ресурсов обеспечивает не только и не столько снижение издержек производства и реализации продукции у производителя и поставщика, сколько изменение качественных параметров товара [1, с. 68].

Следовательно, инновационные ресурсы

имеют приоритетное значение в экономическом развитии регионов России. Они требуют больших затрат времени на то, чтобы пройти последовательные стадии от зарождения новой идеи до ее материализации и несут в себе элементы большего риска для предпринимательских фирм. Инновационные ресурсы подвержены действию фактора неопределенности развития процесса исследований и разработок. В своей результативности зависимы от динамики условий внешней среды, рыночной конъюнктуры и проч. При этом они обеспечивают и большие гарантии стабильности положения фирмы на региональном рынке.

Региональную инновационную инфраструктуру можно представить и как определенную систему организации хозяйствующих субъектов и механизмов, обеспечивающую инновационное пространство для развития всех рынков региона, и как систему экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и потребления инновационных продуктов и услуг в сфере обмена.

Основными производителями инновационных продуктов являются информационно-вычисли-

тельные центры; региональные центры новых инновационных технологий; венчурные компании; фирмы, производящие сборку и продажу информационно-вычислительной техники, телекоммуникационное оборудование, оргтехнику; бизнес-инкубаторы; технопарки; производственно-технологические центры. Такое подразделение является ориентировочным, поскольку в различных регионах могут создаваться структуры с разными названиями и статусами, но выполняющие одни и те же функции.

Важнейшим элементом региональной инфраструктуры инновационного предпринимательства являются технопарки. Технопарк - это производственное предприятие, обеспечивающее компактное размещение нескольких мелких пионерных компаний через предоставление помещений, коммуникаций, оборудования для совместного использования, а также возможность контактов с учеными известного исследовательского центра и специалистами крупной промышленной корпорации. Технопарк предоставляет комплекс услуг тем, чьи предложения и проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение социально-экономической ситуации в регионе, где располагается технопарк.

Как обычные заводы и фабрики, технопарки располагаются вблизи источников сырья, но главное их отличие состоит в том, что технопарк не столько потребляет интеллект, сколько способствует его развитию. При этом цели деятельности технопарка должны обеспечивать взаимосвязь, взаимозависимость науки и коммерции. Именно эту задачу по достройке недостающих звеньев инновационного цикла, включая коммерческое звено и интегрируя таким образом сферы науки, образования, производства и предпринимательства, решает технопарк.

Технопарк уменьшает процент неудач и увеличивает процент успеха малых инновационных фирм, которые получают возможность существенно увеличить шансы на свое выживание и превратиться в дальнейшем в преуспевающие новые компании.

Более того, технопарк является частью региональной промышленности и должен проявлять деловую и коммерческую активность в регионе. Местные бизнесмены и их представители являются потенциальными клиентами технопарка. Крупные предприятия могут выступать венчурными инвесторами, организовывать совместные проекты с малыми инновационными предприятиями технопарка.

В настоящее время на территории Уральского федерального округа РФ функционируют 8 технопарков, цели и предмет деятельности которых соответствуют подходам, закрепленным в нормативных правовых актах федерального уровня. Из них 4 технопарка имеют узкую отраслевую специализацию. Технопарки в Тюменской области и Ханты-

Мансийском автономном округе - Югре - нефтегазовый комплекс и 2 технопарка в Свердловской области - лесопромышленный комплекс и химикометаллургическое направление. Остальные технопарки в Курганской, Челябинской, Свердловской области и Ямало-Ненецком автономном округе являются универсальными [2, с. 1].

Услуги технопарка направлены на привлечение в парк клиентов, содействие развитию их инновационного предпринимательства, а также на управление связями с местными научными организациями. Инновационные услуги, которые может предоставлять технопарк, условно можно разделить на три группы. Это предоставление:

- услуг коллективного пользования (служба приема посетителей, электронная почта, лаборатории, выход в интернет, конструкторские бюро, служба коммерции, опытные производства и проч.);

- консультационных услуг в области бизнеса (маркетинга, бизнес-планирования, консультаций в области законодательства, интеллектуальной собственности и проч.);

- услуг по предоставлению и пользованию помещениями (для спорта и отдыха, ремонта и переоборудования помещений, конференц-зала и проч.).

Таким образом, развитие инновационной деятельности является стратегическим направлением экономического роста на уровне региона, выступая фактором обеспечения конкурентоспособности региональной экономики. Особое место в ин-

новационной сфере занимает инновационное предпринимательство, которое является более гибким, мобильным и наиболее эффективнее использующим результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

При этом инновационные предприятия сочетают слабые стороны предпринимательства и высокий риск инновационной деятельности. В силу этого особое значение для их развития приобрело формирование и функционирование на региональном уровне достаточно важного инфраструктурного элемента - технопарков.

В настоящее время необходимо не столько формировать технопарковые структуры, но и расширять сеть технопарков, связанных телекоммуникациями. Без этого невозможно дальнейшее развитие инновационного предпринимательства. Это дает возможность перехода национальной экономики от сырьевой модели к инновационной экономике, использующей инновационные ресурсы в долгосрочной перспективе развития России.

Литература

1. Портер, М. Международная конкуренция: пер. с англ. / М.Портер; под ред. и с предисл. Д.В. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

2. Результаты деятельности технопарков в Уральском федеральном округе за 2010 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uralfo.ru/soc_econ _predprin_technoparks 2010.html

Поступила в редакцию 17января 2012 г.

Русакова Людмила Николаевна. Профессор кафедры экономической теории и прикладной экономики, Институт права, экономики и управления Тюменского государственного университета (г. Тюмень). Область научных интересов - экономические интересы хозяйствующих субъектов. Контактный телефон: (8-919) 939-11-39. E-mail: ekt@utmn.ru.

Lyudmila Nikolaevna Rusakova is professor at the Economic Theory and Applied Economy Department, Institute of Law, Economy and Administtration of Tyumen State University, Tyumen. Research interests: economic interests of managing subjects. Tel: (8-919) 939-11-39. E-mail: ekt@utmn.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.