Научная статья на тему 'Инновационное предпринимательство в Молдове: проблемы и перспективы'

Инновационное предпринимательство в Молдове: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
780
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перчинская Н. П.

В статье рассматриваются задачи, стоящие перед инновационным предпринимательством Молдовы в свете проекта Концепции развития инновационного предпринимательства на долгосрочный период. Раскрываются основные проблемы и возможности поэтапного их преодоления, которые приведут к структурной перестройке и ускоренному развитию инновационного предпринимательства в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное предпринимательство в Молдове: проблемы и перспективы»

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

Инновационное предпринимательство в Молдове: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются задачи, стоящие перед инновационным предпринимательством Молдовы в свете проекта Концепции развития инновационного предпринимательства на долгосрочный период. Раскрываются основные проблемы и возможности поэтапного их преодоления, которые приведут к структурной перестройке и ускоренному развитию инновационного предпринимательства в республике.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инновации, концепция инновационного предпринимательства.

Н. П. Перчинская,

к. э. н., ведущий научный сотрудник Института экономики финансов и статистики Республики Молдовы (ИЭФС)

в-таН:па1рвгсЬ@уаЬоо.сот

Состояние инновационной деятельности и предпринимательства в Молдове

Наука и инновации считаются определяющими факторами экономического роста, главными элементами государственной стратегии и политики каждой страны [2]. Реальное состояние экономики Молдовы отражает объективно низкую эффективность инновационной деятельности. Резко снизился технический уровень отечественной продукции, а также все показатели создания и использования таких важнейших достижений, как изобретения. Постоянно уменьшается число научно-технических разработок по созданию новых видов материалов, высокотехнологичного оборудования, по изготовлению опытных образцов новой техники. По данным Национального бюро статистики Молдовы только за период 2000-2009 гг. объем проектно-конструкторских и технологических работ, а также работ по изготовлению опытных образцов снизился с 36,6% от общего объема исследований и разработок до 20,1%. Материально-техническая база исследовательских организаций морально и физически устарела. Критической точки достигли процессы старения основных производственных фондов. Их износ сейчас составляет более 50%, в том числе активной части — свыше 60%. При этом обновление основных фондов идет крайне низкими темпами — около 3-4% в год.

Количество научно-исследовательских организаций за период 2000-2009 гг. уменьшилось с 83 до 68 единиц, а численность специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, сократилась на 35%. Большой урон нанесен отраслевой и производственной науке республики, осуществляющей важную функцию адаптации результатов прикладных исследований к потребностям и возможностям производства [8].

Разрушена бывшая инфраструктура инновационной деятельности и трансфера технологий. Крупные предприятия, которые полностью или частично осу-

ществляли инновационный цикл, в 1990-х гг. либо были ликвидированы, либо прекратили эту деятельность из-за недостатка финансовых средств. Продолжается потеря позиций отечественных предприятий республики на внутреннем и внешнем рынках сбыта из-за низкой конкурентоспособности большинства видов выпускаемой продукции и слабого развития маркетинга. Из-за высокой степени финансового риска экономические агенты в республике не заинтересованы в долгосрочных вложениях в исследования и инновации. Интеллектуальный потенциал научной и инновационной сферы (исследователи, изобретатели, инженеры, работники патентных служб и др.) в большей мере не востребован, что ведет к его быстрой деградации. Уровень инновационной культуры в целом по республике чрезвычайно низок как в сфере производства и услуг, так и в научно-исследовательских учреждениях. Из-за неэффективной системы статистического и финансового учета инновационной деятельности и затрат на нее отсутствует информация по ее уровню в компаниях и организациях.

Деятельность по трансферу технологий, при поддержке государства осуществляется только в последние 4 года с созданием в республике (2007 г.) Агентства по инновациям и трансферу технологий (АИТТ) [3]. В республике отсутствует система статистического, и финансового учета инновационной деятельности и затрат, отсутствует информация по ее уровню в фирмах и организациях.

К основным экономическим и производственным факторам, сдерживающим инновационную деятельность в республике можно отнести:

• ограниченность бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств (слабая финансовая поддержка со стороны государства);

• недостаток собственных финансовых средств у самих организаций, низкий их инновационный потенциал;

• недостаток квалифицированного персонала, невосприимчивость предприятий к нововведениям;

• высокая стоимость нововведений;

• длительные сроки окупаемости инноваций;

• высокий экономический риск;

• отсутствие полноценной законодательной базы, в частности, нормативно-правовых актов, регулирующих инновационный цикл в целом. В действующем сейчас законодательстве не учитывается рисковый характер инновационной деятельности, не предусмотрены льготы и иные меры стимулирования и поддержки субъектов этой деятельности. Отсутствуют льготы для инвесторов, венчурных и иных фондов, поддерживающих инновационное предпринимательство, а также четкая политика по отношению к интеллектуальной собственности. Согласно данных Национального бюро статистики

за 2009 г., малые и средние предприятия (МСП) составляют около 97,8% от общего числа предприятий в республике — 43,7 тыс. предприятий. Из них: микропредприятия — 33,8 тыс. единиц; малые предприятия — 8,3 тыс. единиц; средние предприятия — 1,6 тыс. единиц. Сейчас в секторе малых и средних предприятий работают 316,2 тыс. человек, что составляет 58,7% от общего числа работающих в национальной экономике. Выручка от продаж малых и средних предприятий достигает 57,5 млрд леев, или 39,2% доходов от продаж в общем объеме экономики. В среднем на одно МСП в 2009 г. приходилось 7 наемных работников. Выручка от продаж малых и средних предприятий в среднем на одного работника составляет 181,8 тыс. леев. При ранжировании в достижении объема продаж малых и средних предприятий существенная роль принадлежит малым предприятиям (50,6%), за ними следуют средние предприятия — 35,4%, микропредприятия — 14,0% [8].

Малое предпринимательство — динамичная форма хозяйствования, здесь интенсивно идут процессы реорганизации, изменения видов деятельности, создания новых и ликвидации в установленном порядке неэффективных предприятий, что способствует оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики [4].

На территории Молдовы самые первые инновационные предприятия функционировали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научнотехнические кооперативы. Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ. В настоящее время из-за слабой экономической ситуации, снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм уже прекратили свою деятельность или изменили ее направление.

Инновационно активными предприятиями в республике считаются предприятия, осуществляющие деятельность по разработке и внедрению технологически новых и значительно усовершенствованных продуктов и процессов, а также находящиеся в процессе внедрения инновации и осуществляющие нововведения организационно-управленческого характера. Они

представляют собой самостоятельные малые организации, созданные с целью внедрения нововведений, занимаются начальными стадиями нововведений [5].

Сейчас инновационное предпринимательство в экономике Молдовы очень слабо развито: мало хозяйствующих субъектов, ведущих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Это объясняется отсутствием основных факторов, от которых зависит развитие инновационного предпринимательства в республике: спроса со стороны потребителей на инновации; наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики; отсутствием венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

В современных условиях в Молдове почти полностью отсутствует государственная поддержка отечественного производителя инновационной продукции. Это приводит к тому, что многие предприятия приобретают за рубежом дорогостоящие технологии (которые можно разработать в Молдове), а собственные разработки реализуют по демпинговым ценам. Незначительна роль малого инновационного предпринимательства и в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций.

В республике отсутствует какая-либо статистической информации о деятельности инновационно активных предприятий (их доля в общем количестве предприятий малого и среднего бизнеса), не определены статистические показатели, характеризующие выпускаемую инновационную продукцию, нет методики их расчета [7].

Сейчас для республики актуально развивать малые инновационные предприятия (компании). Это, с точки зрения автора, является единственным путем для Молдовы, поскольку собственные крупные компании и корпорации на рынке высокотехнологичной продукции в республике еще не сформировались. Инновационное предпринимательство должно стать важным сектором, инновационным базисом экономики Молдовы, а его субъектам необходимо функционировать практически во всех отраслях экономики.

Чтобы построить инновационную экономику в республике надо очень активно развить инновационное предпринимательство: создать и помочь эффективное функционировать инновационно активным предприятиям и приблизиться к стандартам развитых стран, где доля активных инновационных предприятий должна соответствовать — 60-80% от общего числа предприятий в экономике страны [5].

Для перехода республики на инновационный путь развития, использования научных достижений в реальном секторе экономики необходимо создать условия для развития, функционирования инновационных предприятий и законодательно закрепить в правительственных документах. В этих целях была разработана Концепция развития инновационного предпринимательства на долгосрочный период 20102020 гг. (далее — Концепция).

Необходимость создания данной Концепции определяется такими главными факторами, как:

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

• возрастанием роли инноваций как фактора устойчивости социально-экономического развития и роста благосостояния;

• формированием в республике эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, которая будет базироваться на современных технологических укладах;

• снижением спроса на инновации со стороны бизнеса;

• недостаточным развитием законодательства Республики Молдовы в инновационной сфере и отсутствием Концепции инновационного развития республики;

• снижением уровня инновационной культуры как в научной сфере, так и в сфере бизнеса;

• отсутствием необходимых условий для активного привлечения накопленного научно-технического потенциала Республики Молдовы в процессы модернизации производства и развития высокотехнологичного сектора экономики;

• отсутствием информации (включая статистическую) о развитии инновационно активных предприятий ( компаний);

Концепция ориентирует экономику Молдовы на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала. Сейчас в структуре науки работают 3 тысячи исследователей. Действуют 68 исследовательских учреждений. Из них 41 научно-исследовательский институт, 10 проектных бюро, 3 организации по проектированию и дизайну, 12 вузов и одно подразделение, сочетающее исследования и промышленное производство (опытный завод). 81% этих учреждений созданы с преобладающим участием государственного капитала [6].

В Концепции определяются цели, направления и пути развития инновационного предпринимательства в Республике Молдове, содержатся принципы, механизмы и этапы ее реализации, которые обеспечат благоприятные условия развития субъектов малого и среднего инновационного бизнеса. Разработка концепции осуществлялась в соответствии с долгосрочными приоритетами социально-экономического развития, нашедшими отражение в Программе деятельности Правительства Республики Молдовы «Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние 2009-2013 гг.». При написании Концепции использованы также следующие материалы: Государственная программа поддержки развития малых и средних предприятий на 2009-2011 гг. [1], Кодекс Республики Молдовы о науке и инновациях № 259-ХУ от 15 июля 2004 г, разработки молдавских ученых [3], материалы Национального бюро статистики [8].

Особенностью Концепции является то, что ведущая роль отводится инновационным предприятиям (фирмам) в разных отраслях народного хозяйства республики. Концепция ориентирована на активное участие инновационных фирм в реализации бизнеса, учитывает его интересы и содержит общую модель и направления по преобразованию данного сектора с учетом опыта высокоразвитых стран.

Концепция направлена на создание условий для активного использования инноваций в предприни-

мательстве самого широкого спектра направлений — технологии, менеджмент, маркетинг, финансы и др., повышение конкурентоспособности региональных компаний, расширение возможностей для развития бизнеса в Молдове и за ее пределами. Она определяет направления для развития эффективного производства, которое повышает конкурентоспособность республики в целом, создание условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом и повышение деловой активности в Республике Молдове.

Конечной целью Концепции развития инновационного предпринимательства на территории Молдовы является обеспечение целостной системы по управлению инновациями, которая будет базироваться на: создании благоприятной экономической и правовой среды; построении инновационной инфраструктуры; совершенствовании механизмов государственного содействия инновационному предпринимательству.

В процессе реализации Концепции будут решаться конкретные задачи по развитию инновационной экономики Республики Молдовы:

1. Повышение благосостояния граждан Республики Молдовы.

2. Сплочение населения вокруг национальной идеи.

3. Преобразование Республики Молдовы в привлекательный регион, как с инвестиционной точки зрения, так и с точки зрения уровня жизни; при этом, экономическое развитие страны будучи основана на эффективной стратегии накопления и применения знаний и внедрения инноваций.

4. Создание благоприятных условий для развития бизнеса посредством использования научнотехнического потенциала Республики Молдовы.

5. Обеспечение существенного роста добавленной стоимости посредством инновационных предприятий.

6. Развитие инновационных предприятий в различных секторах экономики, так чтобы доля инновационного продукта обеспечивала ускоренный рост ВВП, аналогично среднеевропейскому значению.

7. Развитие человеческого потенциала, а также потенциала менеджмента инновационного предпринимательства.

Субъекты инновационного предпринимательства должны функционировать практически во всех отраслях экономики, осваивая небольшие рыночные сегменты. В проекте концепции выделено 11 отраслей, которые должны быть приоритетными для инновационного предпринимательства: 1Т, продовольствие, сельское хозяйство, туризм, телекоммуникации, виноделие, производство строительных материалов, нанотехнологии и новые материалы, дизайн и индустрия красоты, биотехнологии, медицина.

Для формирования инновационного предпринимательства в Молдове планируется решение следующих основных задач:

• совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными

предприятиями, для продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

• проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

• формирование сети, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры сети организаций по оказанию консалтинговых услуг области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

В связи с этим основными задачами инновационного развития республики следует считать:

• ускорение процессов модернизации технологической базы производства, повышение устойчивости его развития;

• обеспечение экономике республики конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных результатов научнотехнической и инновационной деятельности.

Приоритетные направления Концепции развития инновационного предпринимательства

При определении направлений развития в области инновационного предпринимательства мы руководствовались следующими критериями:

1. Мировая новизна (опыт развитых стран).

2. Технологические потребности экономики республики, повышения уровня и качества жизни населения, ресурсосбережение, экологическое оздоровление.

3. Наличие фундаментальных, изобретательских заделов и возможностей их реализации.

4. Освоение новых рыночных ниш.

В связи с этим планирование инновационной деятельности на инновационных предприятиях будет осуществляется на основе следующих приоритетных направлений:

1. Развитие научно исследовательского потенциала и трансфера технологий в научных организациях и университетах.

2. Развитие потенциала поглощения инноваций инновационных компаний.

3. Стимулирование существующих в республике фирм и компаний к внедрению инноваций.

4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инновации.

5. Привлечение внешних инвестиций в высокотехнологичную сферу.

6. Устранение барьеров на пути инноваций. Развитие научно исследовательского потенциала

и трансфера технологий в научных организациях и университетах (первое направление) предусматривает

определение условий для развития потенциала организаций в области науки и инноваций, а также развитие партнерских отношения с бизнесом. На данном этапе будут решены следующие задачи:

1. Развитие человеческого потенциала наряду с Европейским научно-исследовательским потенциалом.

2. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры исследования, способной обеспечить качество прикладных исследований на международном уровне.

3. Фокусирование на национальных приоритетах и на общие тенденции в процессе исследования с акцентом на коммерциализации результатов маркетинговых исследований.

4. Активное развитие связей с Европейским и с национальным бизнесом.

Второе направление: развитие потенциала поглощения инноваций инновационных компаний

предусматривает определение условий для развития потенциала поглощения инноваций.

Основными задачами данного направления являются:

1. Увеличение количества МСП, ориентированных на инновационную деятельность.

2. Повышение способности восприятия инноваций, а также возможностей использования информации о технологиях и новых продуктов.

3. Развитие управленческих способностей в менеджменте интеллектуальной собственности (1Р).

4. Фокусирование инновационных МСП на производстве с высокой долей добавленной стоимости за счет использования инноваций.

5. Развития производительности инновационных продуктов и услуг.

6. Наращивание потенциала покрытия существующих рынков с новыми продуктами, а также формирование новых рыночных сегментов путем размещения новых продуктов.

Целью третьего направления (стимулирования роста субъектов инновационной деятельности) является создание условий для роста и развития субъектов инновационной деятельности. Это необходимо, поскольку, во-первых, новые малые и средние предприятия создают базу для будущего экономического потенциала республики; во-вторых, рост технологически ориентированных предприятий создает новый имидж Молдове, экономическое развитие которой осуществляется за счет использования знаний. В-третьих, новые инновационные предприятия позволят увеличить вклад в экономическое развитие области — рост налоговой базы, создание новых рабочих мест.

На данном направлении будет выполняться следующий комплекс задач:

1. Разработка высшими учебными заведениями и заведениями профессионального образования программ по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга с привлечением квалифицированных специалистов в инновационной деятельности.

2. Разработка перечня мероприятий по формированию системы подготовки и реализации

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

инновационных проектов — проведению научноисследовательских и опытно-конструкторских работ на площадях и оборудовании предприятий (организаций) с привлечением высококвалифицированных специалистов (ученых, инженеров, менеджеров).

3. Оказание поддержки: высшим учебным и специальным заведениям в создании и развитии студенческих бизнес-инкубаторов (бизнес-инкубаторы университетского типа); предприятиям (организациям) в создании и развитии отраслевых бизнес-инкубаторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Предложение перечня мероприятий по формированию системы, способствующей внедрению инновационных разработок в производство и эффективной реализации инновационной продукции и услуг.

Элементами системы должны стать центры коммерциализации инновационных разработок, обеспечивающие размещение заказов предприятий (организаций) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций — четвертое приоритетное направление, которое обеспечит формирование эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационного предпринимательства в Республике Молдове.

Будет сформирована цельная инфраструктурная сеть-система и обеспечены условия для ее саморазвития, которая включит следующие взаимосвязанные системы:

1. Система производственно-технологической поддержки.

2. Система финансово-экономического обеспечения.

3. Система информационного обеспечения.

4. Система экспертизы программ и проектов.

5. Система координации, регулирования и развития инновационной деятельности.

6. Система продвижения на рынок наукоемкой продукции.

7. Система сертификации.

Главными элементами инновационной инфраструктуры в Молдове должны стать: технопарки и бизнес-инкубаторы; государственные научные центры; вузы; ведущие научно-производственные предприятия; инжиниринговые фирмы, отвечающие непосредственно за научно-техническое и инновационное производство и его продвижение на рынок.

В ходе реализации данного направления будут решаться следующие задачи:

1. Организация мероприятий, способствующих развитию инфраструктурной сети (проведение семинаров, конференций, выставок и т. д.).

2. Содействие развитию внешних связей организаций инновационной инфраструктуры.

3. Предложение перечня критериев оценки эффективности работы и развития инновационной инфраструктуры в предпринимательстве. Привлечение внешних инвестиций в высокотехнологичную сферу — это цель пятого направления.

Оно будет осуществляться за счет использования конкурентных преимуществ республики (серьезный научный потенциал, способный использовать знания в целях экономического развития) и ориентация на нужды и ожидания мировых высокотехнологичных рынков. Планируется решение следующего комплекса задач:

1. Организационная поддержка в продвижении инвестиционной привлекательности республики в технологических секторах, международных научных центров.

2. Организационная поддержка в создании совместных предприятий и открытие филиалов зарубежных компаний, работающих в инновационной сфере и сфере услуг

3. Оказание содействия субъектам инновационной деятельности в сертификации персонала по стандартам системы менеджмента качества и внедрению ее на ИП республики международных стандартов качества выпускаемой продукции. Устранение барьеров на пути инноваций (шестое

направление) включает в себя определение и создание механизмов для устранения препятствий на пути нововведений. Основными задачами данного направления являются:

1. Оптимизация существующей в регионе инфраструктуры поддержки малых и средних инновационных предприятий, в том числе имущественной, финансовой и правовой поддержки.

2. Организация подготовки кадров в области инновационного предпринимательства высшими и профессиональными учебными заведениями при оказании государственной поддержки.

3. Организация высших и профессиональных учебных заведений подготовки высокопрофессиональных консультантов для организаций инновационной инфраструктуры со стажировкой на производственных предприятиях.

4. Разработка комплекса необходимых законов, обеспечивающих реальное функционирование инновационного предпринимательства.

5. Разработка и внедрение новых статистических форм для отражения инновационной деятельности предприятий и проведения выборочных наблюдений.

6. Формирование и развитие региональной системы информационной и консалтинговой поддержки инновационного предпринимательства его интегрирование в единую информационноконсультационную систему.

Повышение уровня инновационной культуры будет осуществляться за счет максимально эффективного использования кадрового потенциала республики, его способности генерировать новые идеи, практически воплощать в жизнь инновационные решения, а также профессионально решать поставленные задачи. Поэтому основными задачами для успешной реализации станут:

1. Организация высшими, средними профессиональными учебными заведениями целевой подготовки кадров в области инновационного предпринимательства (посредством государственной поддержки).

2. Проведение высшими и средними профессиональными учебными заведениями обучения высокопрофессиональных консультантов для организаций инновационной инфраструктуры со стажировкой на предприятиях, производящих инновационную продукцию.

3. Поддержка и вовлечение в творческую, изобретательскую деятельность студентов, молодых специалистов.

4. Популяризация инновационных идей среди населения и повышения социальной ответственности бизнеса через механизм социальной отчетности и морального поощрения.

Для достижения целей и решения задач Концепции будут использованы такие основные механизмы как:

1. Приоритеты развития (концентрация ресурсов на приоритетных направлениях).

2. Ежегодный план действий по реализации Концепции, включающий в себя определение конкретных мероприятий в области инновационного предпринимательства и координацию совместных усилий всех субъектов инновационной деятельности по его выполнению.

3. Разработка и реализация пилотных проектов, являющихся новыми в области инноваций для Республики Молдовы с участием органов власти.

4. Интеграция различных программ и проектов, что обеспечит согласование различных стратегических направлений и инициатив (республиканские, ведомственные, межведомственные программы и проекты).

Ожидаемые результаты от реализации Концепции

Концепция предполагает достижение экономических и культурных изменений и повышение инновационной культуры в республике. Все изменения будут носить системный характер и должны обеспечить повышение конкурентоспособности республики. Предполагается, что в инновационной сфере Республики Молдовы проявятся следующие тенденции:

1. Повышение роли инновационного предпринимательства с превращением их в основу генерирования и реализации инновационного потенциала республики. Они будут использованы для развития рыночных финансовых схем, а также механизмов государственно-частного партнерства.

2. Формирование «инновационного базиса» крупных научных коллективов с собственной экспериментальной и опытно-производственной базой, финансируемых преимущественно за счет бюджетных. Общими результатами реализации Концепции,

которые повлияют на уровень жизни населения республики в целом, станут: увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности; создание новых рабочих мест; повышение качества жизни; повышение эффективности власти; сокращение безработицы; улучшение экономической и социальной среды области.

Для субъектов инновационного предпринимательства реализация Концепции обеспечит:

• создание стартовых условий для организации и функционирования инновационного бизнеса;

• развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;

• улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности Молдовы за счет привлечения ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и т. д.) для реализации инновационных проектов;

• рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса;

• повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов;

• рост авторитета бизнеса, основанного на использовании инноваций;

• расширение рынка товаров и услуг наукоемких технологий;

• повышение эффективной реализации инновационных проектов;

• подготовку квалифицированных специалистов в высокотехнологичном секторе экономики Молдовы;

• формирование рынка научно-исследовательских разработок;

• накопление опыта и знаний в области коммерциализации научного потенциала; взаимовыгодное сотрудничество с начинающими компаниями, ориентированными на коммерциализацию инноваций, и крупными компаниями

В инновационной сфере Республики Молдовы проявятся следующие тенденции:

1. Повышение роли малых и средних форм хозяйствования в инновационной системе с превращением их в основу генерирования и реализации инновационного потенциала республики. Они будут использованы для развития рыночных финансовых схем, а также механизмов государственно-частного партнерства.

2. Формирование «инновационного ядра» крупных научных коллективов с собственной экспериментальной и опытно-производственной базой, финансируемых преимущественно за счет бюджетных средств и взаимодействующих в своей деятельности с сетью малых и средних инновационных фирм.

Реализация концепции развития инновационного предпринимательства подразумевает шесть взаимосвязанных этапов:

1. Общественное обсуждение и утверждение этого документа.

2. Разработка инновационной стратегии экономического развития.

3. Подготовка и утверждение программы инновационного развития.

4. Утверждение планов отраслевого развития в среднесрочной перспективе, в том числе корректировка среднесрочной структуры расходов.

5. Реализация планов развития.

6. Мониторинг результатов и корректирование планов (в случае необходимости).

Выполнение Концепции будет осуществляться посредством:

• интенсивного развития малого инновационного бизнеса, формирования в Молдове сети технопар-

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

ков, инновационных центров, бизнес инкубаторов, научных центров, привлечения в инновационную сферу частного капитала, создания венчурных фондов;

• дальнейшего совершенствования инновационного законодательства и развития инновационной инфраструктуры;

• укрепления межрегиональных и международных связей, привлечения иностранных инвестиций в инновационную сферу региона.

Выводы

1. Общее состояние экономики республики на современном этапе отрицательно влияет на развитие инновационного предпринимательства.

2. Инновационное предпринимательство в Молдове не определяет общий климат в малом бизнесе в силу ряда причин (недостаточной финансовой поддержки, несовершенного законодательства, неразвитой инновационной инфраструктуры, отсутствия квалифицированных специалистов в области инновационного предпринимательства и др.).

3. Разработка Концепции развития инновационного предпринимательства (2010-2020 гг.) и механизма ее реализации в целом диктуется необходимостью перехода республики на инновационный путь развития, использования научных достижений в реальном секторе экономики и активизацией научной, научно технической и инновационной деятельности.

4. Реализация Концепции обеспечит создание на территории Молдовы эффективно действующей инновационной системы и явятся базисом для перехода экономики на инновационный путь развития.

5. Активизация инновационного предпринимательства будет способствовать решению таких актуальных для республики социально-экономических проблем, как: модернизация производственного сектора экономики Молдовы; преодоление структурных деформаций, увеличение доли инновационной продукции в общем выпуске продукции, повышение конкурентоспособности продукции предприятий республики на отечественном и мировом рынках; создание в республике принципиально новых высокодоходных производств.

6. Выполнение Концепции будет способствовать достижению следующих целей:

• превратить Молдову в инвестиционно-привлекательный регион, базирующийся на эффективной стратегии создания, использования знаний и внедрения инноваций;

• создать условия для эффективного развития существующих и формирования новых субъектов инновационной деятельности в предпринимательстве на основе использования научно-технического потенциала РМ;

• привлечь передовые инновационные компании в Республику Молдову — обеспечить значительный рост новой добавленной стоимости, создаваемой

субъектами инновационной деятельности в области предпринимательства;

• сформировать систему инновационно-технологической подготовки квалифицированных специалистов в сфере управления бизнесом;

• улучшить имидж Молдовы на мировом научном и технологическом рынках.

7. Реализации положений Концепции в целом приведет к структурной перестройке и ускоренному развитию инновационного предпринимательства и в частности:

• созданию институционального механизма обеспечения эффективной реализации стратегических направлений развития инновационного предпринимательства в республике;

• функционированию эффективного конкурентоспособного ИП на основе инновационных изменений, стратегических взаимодействий с крупным бизнесом, согласованности действий с органами управления на всех уровнях;

• расширению позиционирования инновационного предпринимательства в экономике на основе стабильного экономического роста;

• обеспечению инновационно ориентированного и устойчивого развития экономики республики.

Список использованных источников.

1. Hotarire cu privire la Programul de stat de sustinere a dezvoltarii Itreprinderilor mici ?i mijlocii pentru anii 2009-2011, Nr. 123 din 10.02.2009 , Monitorul Oficial Nr. 37-40.

2. Hotarire cu privire la aprobarea Acordului de parteneriat intre Guvern ?i Academia de §tiinte a Moldovei pentru anii 2009-2012 Nr. 27 din 22.01.2009, Monitorul Oficial Nr. 19-21 , art Nr : 79.

3. Codul cu privire la jtiinta ?i inovare al Republicii Moldova nr. 259-XV din 15.07.2004 Monitorul Oficial al R. Moldova nr. 125-129/663 din 30.07.2004.

4. Н. Аристер, П. Половкин, Ю. Сахарнов. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.

5. Избранные вопросы современного инновационного менеджмента для малых и средних предприятий/Под ред. Р. Мюллера, В. Соловьева. Киев, 2000.

6. N. Percinschi. Развитие новых инновационных структур в Молдове/ZFourth Edition of International scientific Conference «Economic growth in conditions of internationalization», 3-4 sept., 2009.

7. N. Percinschi. Некоторые проблемы статистического отражения научно-технической и инновационной информации в странах ближнего зарубежья и Республике Молдове^^^та^ editura «^tiinta», revista «Economie ?i sociologie», № 3, 2008.

8. http://www.statistica.md.

Innovative entrepreneurship in Moldova: problems and prospects

N. P. Perchinskaya, Ph.D, Senior Research Fellow Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article covers the challenges faced by the innovative entrepreneurs from the Republic of Moldova in the light of the draft Concept of development of innovative entrepreneurship for a long term. There are exposed the main challenges and opportunities to overcome them in phases, thing that will lead to restructure and will accelerated the development of innovative entrepreneurship in the Republic.

Keywords: innovative entrepreneurship, innovation, the concept of innovative entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.