Научная статья на тему 'Регентское образование переквалификационного типа: опыт Харьковской духовной семинарии'

Регентское образование переквалификационного типа: опыт Харьковской духовной семинарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регент / церковный хор / Регентское отделение / богослужебно-певческие дисциплины / учебный план / precentor / church choir / Precentorial department / liturgical-singing disciplines / curriculum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Воскобойникова

В статье рассмотрен опыт подготовки регентов церковных хоров в Харьковской духовной семинарии, основанный на переквалификации и дополнительном образовании профессиональных музыкантов. Проанализирована специфика учебного плана Регентского отделения, фактическое наполнение (содержание) учебных дисциплин, особенности преподавания профилирующих предметов. Дана статистическая оценка трудоустройства выпускников регентской и певческой специальностей, выявлены существующие методические проблемы, определены перспективы развития Регентского отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECENTORIAL EDUCATION OF REQUALIFYING TYPE: KHARKIV THEOLOGICAL SEMINARY’S EXPERIENCE

The article describes the experience of preparing of church choirs precentors in Kharkiv Theological Seminary, based on and further education of professional musicians. The specifics of the Precentorial department’s curriculum, the actual filling (content) of academic disciplines, features of profile subjects teaching are analyzed. The statistical evaluation of Precentorial and Choral specialties graduates’ employment is given, the existing methodological problems are revealed, the prospects of Precentorial department are identified.

Текст научной работы на тему «Регентское образование переквалификационного типа: опыт Харьковской духовной семинарии»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 783.2:37.046

РЕГЕНТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИОННОГО ТИПА: ОПЫТ ХАРЬКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Ю. В. Воскобойникова

Харьковская государственная академия культуры e-mail: j_vosk@mail.ru

В статье рассмотрен опыт подготовки регентов церковных хоров в Харьковской духовной семинарии, основанный на переквалификации и дополнительном образовании профессиональных музыкантов. Проанализирована специфика учебного плана Регентского отделения, фактическое наполнение (содержание) учебных дисциплин, особенности преподавания профилирующих предметов. Дана статистическая оценка трудоустройства выпускников регентской и певческой специальностей, выявлены существующие методические проблемы, определены перспективы развития Регентского отделения.

Ключевые слова: регент, церковный хор, Регентское отделение, богослужебно-певческие дисциплины, учебный план.

Современное регентское образование находится в стадии своего формирования и поиска места в системе музыкального образования в целом. Новые (по сравнению с периодом расцвета подготовки руководителей церковных хоров в дореволюционное время) условия ставят перед методистами данного направления нестандартные задачи, начиная от выбора потенциального контингента учащихся и заканчивая формами, методами и техническими средствами реализации эффективного обучения регентской специальности.

Типология современного регентского образования обнаруживает совершенно разные подходы, начиная от авторских школ и мастер-классов, до отделений в духовных и светских учебных заведениях. На сегодняшний день в православной церковно-хоровой культуре фиксируется три основных типа регентского образования - авторская школа, отделение духовного учебного заведения, специализация в светском вузе, а также пока уникальная, но перспективная форма летнего экстерната. В то же время, хронология возникновения и развития различных подходов к организации регентского образования говорит о наличии тенденции к сближению

духовного и светского образования в области хоровой музыки, исторически характерным для стран бывшего СНГ. Именно здесь в дореволюционный период срастание профессионального хорового образования с духовным регентским образованием было максимальным.

С середины ХХ в. возрождение этой сферы профессиональной деятельности постепенно движется от отдельных ячеек авторского регентского обучения и редких духовных заведений, осуществляющих подготовку регентов, к симфонному процессу объединения усилий церковных деятелей и профессионалов хорового дела, который фактически стал возможным только в условиях свободы вероисповедания и возвращения музыкантов-профессионалов к церковной жизни. Преодоление отрыва профессионального образования от церкви (и наоборот) проявилось в возможности привлекать специалистов-богословов для обучения хормейстеров в государственных учреждениях, расширяя их квалификацию в сфере церковно-певческой традиции, а также привлекать светских специалистов к подготовке регентов в семинариях, регентских школах. Указанный процесс находится в стадии становления и требует многих усилий для разработки эффективной стратегии развития сотрудничества светских и духовных заведений, поиска новых форм взаимодействия, формирования учебных планов, разработки и апробации учебных программ.

В целом, очевидно, что сегодняшняя система регентского образования балансирует между двумя «полюсами»: возможностями духовного образования, гарантирующего качественную подготовку слушателей по богословским дисциплинам, церковному уставу, церковно-певческому обиходу, но относительно слабой музыкально-дирижёрской подготовкой, и возможностями среднего специального и высшего музыкального образования, дающего всесторонние навыки в области музыки и совершенно не затрагивающие богословско-литургические компоненты регентских знаний.

Анализ регентской деятельности как системы показывает, что она одновременно является и разновидностью хорового дирижирования, и открытой сложной специализированной социальной системой, которая относится к нескольким надсистемам, связана с ними рядом отдельных функций, имеет их специфические признаки и использует специальные знания, присущие этим надсистемам. Одной из таких надсистем является богослужебная хоровая культура, диктующая как содержательные компоненты, так и канонические условия.

Таким образом, включённость регентской деятельности в систему деятельности дирижёрско-хоровой происходит не в режиме ограничения функций, а, наоборот, путём внешней спецификации, а именно присоединения дополнительных комплексов знаний и умений. Из этого методологического утверждения возникло понимание регентского образования как дополнительного и переквалификационного, что и было реализовано в Харьковской духовной семинарии (ХДС). Цель данной статьи -проанализировать структуру и содержание учебного процесса на Регентском отделении ХДС.

Попыток подробного анализа учебного процесса при подготовке регентов на сегодняшний день не предпринималось, хотя его отдельные вопросы рассмотрены в различных источниках. В частности, работах Е. Кустовского1, Т. Королёвой и В. Перелешиной2 рассмотрены дирижёрские аспекты обучения регентской

1 Кустовский Е. Дирижёрская техника на клиросе: пособие для начинающих регентов. Москва, 2003. 122 с

2 Королёва Т., Перелешина В. Регентское мастерство: Учебное пособие. М: Издательство ПСТГУ, 2008. 216 с.

деятельности, в учебниках П. Сикура3, Н. Матвеева4, Н. Ковина5 а также работе Ю. Карпова6 содержится методическая регентская информация по работе с хором. Общие тенденции регентского образования очерчены в работе С. Хватовой7, однако сама организация учебного процесса пока на научном уровне не рассматривалась. Причиной тому является включённость специалистов-регентов непосредственно в процесс формирования регентских школ, их обновления и усовершенствования, а также и первичной организации в некоторых регионах. Таким образом, научная рефлексия этого педагогического труда только начинается.

Регентское отделение Харьковской духовной семинарии, открытое в 2003 году, в своей учебной программе основывалось на стандартах регентского образования, заданных Московскими духовными школами. Это стационарная форма обучения со значительным объёмом богословских дисциплин, направленная на воспитание регента и учителя приходской воскресной школы. Её учебно-воспитательная эффективность обусловлена и полным набором дисциплин, и количеством учебного времени, и сосредоточенностью воспитанниц (это преимущественно девушки) на одной центральной задаче. Однако при выборе формы обучения было учтено, что стационарная система несёт в себе и определенные недостатки, которые, прежде всего, имеют социальный характер. Регентское образование не пользуется преимуществами государственного заказа, поскольку Церковь отделена от государства. В то же время юноши и девушки, закончившие школу, ищут возможности учиться с перспективой получения диплома государственного образца, который даст им право светского трудоустройства. Церковь нечасто может предоставить хормейстеру-регенту полную рабочую нагрузку и соответствующую заработную плату, поэтому регент, в большинстве случаев, совмещает церковную и светскую деятельность. Таким образом, уже «на входе» происходит фильтрация абитуриентов - на Регентские курсы поступают неслучайные люди, те, кто точно знает, что хочет получить именно это образование, несмотря на отсутствие государственного диплома. В то же время такой контингент оказался довольно малочисленным, что и сказалось на жизни Регентского отделения в Харькове. Оно просуществовало 3 года, в течение которых прошло 3 набора воспитанниц и один выпуск. В связи с незначительной популярностью и, соответственно, нерентабельностью, отделение было закрыто.

В 2012 году по благословению ректора Харьковской духовной семинарии митрополита (тогда ещё архиепископа) Харьковского и Богодуховского Онуфрия деятельность Регентского отделения была возобновлена с откорректированной учебной программой, разработанной протоиереем Федором Воскобойниковым совместно с автором данной статьи. Регентское отделение ХДС включает в себя Регентские и Певческие курсы (введены по предложению преподавателя А. Репиной).

С учётом прошлого опыта Регентских курсов было решено сосредоточиться не на обучении специалистов «с нуля», а на дополнительном образовании и

3 Сикур П. Церковное пение. Подготовка дирижеров и регентов к работе с хором. М.: Русский Хронографъ, 2012. 496 с

4 Матвеев Н.В. Хоровое пение: учебное пособие по "Хороведению"/ Н. В. Матвеев. СПб: Издательство Братства во имя св. благоверного князя Александра Невского, 1998. 281с.

5 Ковин Н. Управление церковным хором. Москва, 2000. 66 с.

6 Карпов Ю. Совеременная регентская практика: хормейстерский аспект : дисс. ... канд. иск.: спец. 17.00.02. Казань, 2006. 196 с.

7 Хватова С. Православная певческая традиция на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. : дис..... докт.

искуствоведения : спец. 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2011. 423 с.

переквалификации профессиональных музыкантов либо студентов музыкальных учебных заведений. Очевидно, что дать равноценное светскому музыкальное образование своим слушателям, никакая семинария не может. Поскольку Регентские курсы должны были принять людей, которые работают или учатся, наиболее логичной для них оказалась вечерняя форма. Занятия проходят 2 раза в неделю по четыре дисциплины в день, кроме того предусмотрено регулярное посещение вечернего и утреннего богослужений раз в неделю в качестве богослужебной практики.

Подбор преподавателей для реализации этого проекта осуществлялся с учётом практического характера обучения, поэтому для преподавания предметов музыкального направления были приглашены действующие регенты преимущественно с преподавательским опытом, такие как И. Сахно, П. Стельмах, Ю. Демченко, а также молодые специалисты иерей Савва Дорохов, диакон Павел Воскобойников и М. Даценко. Обучение предметам богословского направления было поручено преподавателям Харьковской духовной семинарии С. Золотухину (богослужебный устав), В. Нестеренко (церковно-славянское чтение), Ю. Сивоплясу (общая церковная история), иерею Аркадию Калинюку (священная история Ветхого и Нового Завета).

Регентские курсы ориентированы на лиц, имеющих музыкальное образование (желательно полное среднее или высшее), и обучают исключительно специфике регентского дела.

Деятельность регента связана, прежде всего, с богослужением, без этой составляющей он и не может так именоваться. Однако некоторые церковные хоры становятся способными к качественной концертной жизни, которая может быть значительным миссионерским средством в обществе. Среди десятков воспитанников регентских курсов, ориентированных преимущественно на обиходное пение, могут возникнуть единицы, которые станут регентами больших хоров и возьмутся за такое концертное миссионерство. Это, скорее всего, будет не результатом освоения учебной программы, а выявлением личных способностей человека. Руководитель Регентского отделения о. Фёдор считает, что «...если рассмотреть стремление человека к управлению именно большим «концертным» церковным хором с духовной точки зрения, то можно заподозрить здесь честолюбивое настроение, что будет мешать христианскому совершенствованию человека. Духовно верные желания человека, стремящегося к регентского деятельности, могут быть сформулированы следующим образом: «Желаю служить Богу и людям в храме своим пением и другими талантами, и, если Богу будет угодно, воспевать имя Господне перед теми, кто еще не нашел Бога и Церковь Его».

С самого начала, учебный процесс направлен на воспитание регентов обиходных хоров. Учебные дисциплины можно классифицировать по форме преподавания на групповые, индивидуальные и практические, и по дисциплинарным направлениям на богословские, и богослужебно-певческие.

Богословские дисциплины представлены в программе в минимальном объёме, что соответствует компактному во временном отношении режиму занятий. Количество отведённых учебных часов довольно невелико, поэтому учебные дисциплины были объединены в основные богословские направления. Так, например, на Регентском отделении не практикуется традиционно отдельное изучение Ветхого и Нового Завета - обе дисциплины объединены в предмет «Священная история», основы догматического и морального богословия объединены в предмете «Катехизис». Конспективность данных лекционных курсов должна быть

компенсирована дальнейшим богословским самообразованием слушателей в практике исполнительского усвоения богослужебных текстов.

Таблица 1

Учебный план Регентских курсов

кол-во часов

№ Название дисциплины Форма преподавания 1 год обучения 2 год обучения

Богословские дисциплины

1 Богослужебный Устав 32 32

2 Церковнославянское чтение 32

3 Священная история Ветхого и Нового Завета групповая 32

4 Общецерковная история 32

5 Катехизис 32

Богослужебно-певческие дисциплины

6 Хор 64 64

7 Богослужебно-певческий обиход групповая 64 64

8 Традиционные распевы 32 32

9 Богослужебная практика практическая 160 160

10 Дирижирование 32 32

11 Постановка голоса индивидуальная 32

12 Чтение хоровых партитур 32

«Богослужебный устав» в регентском образовании является одним из центральных предметов, он содержит принципы и регламент использования текстуально-музыкальных элементов в богослужении. Если рассматривать Устав в целом, то он охватывает своими указаниями самые различные стороны, прежде всего, монастырской жизни. Конечно, в преподавании для будущих регентов приоритет имеют те его стороны, которые касаются непосредственно составления богослужения и клиросного послушания. Регент, усвоивший «Богослужебный устав», должен уметь, как минимум, составить службу по богослужебным указаниям, публикуемым православными церковными издательствами в печатном и электронном виде. При максимально мастерском владении этим предметом, составление последовательности богослужения совершается с использованием только богослужебных книг -Типикона, Октоиха, Минеи, Триоди, Часослова.

Преподавание церковнославянского чтения имеет своей целью отработку навыка богослужебного чтения «нараспев». Существуют различные издания богослужебных книг. В ХХ веке значительно распространились издания с использованием современного шрифта вместо церковнославянского, что придаёт текстам большую доступность в чтении. Основывать обучение на таких адаптированных текстах неправильно не только потому, что в будущем регенту, возможно, придется работать с церковнославянскими текстами, но и потому, что славянский шрифт концентрирует в себе духовное содержание и богословскую точность, представляет собой традиционную церковную эстетику. Программа обучения на регентских курсах не предполагает углубления в грамматические конструкции языка, но в то же время концентрирует внимание студентов на правильном чтении и понимании содержания текстов. Ясная дикция, прозрачное отражение синтаксиса в фразах становится прочной основой для дальнейшего распевания текстов «на глас».

Рассмотрение Священной истории Ветхого и Нового Завета является неотъемлемой частью регентского образования. Осознанное совершение

богослужения возможно только при знании основного содержания Священного Писания. События истории становятся основой для песнопений, причём, часто в тексте содержится лишь намёк на событие, а большей частью внимание уделяется его духовной или аллегорической интерпретации. Особенно это касается, например, ирмосов канона, неизменно связанных с определенными событиями библейской истории, которые высказываются в сжатом, но очень причудливом тексте. Регент должен быть способным объяснить смысл священного события певцам хора, чтобы и они разумно несли его народу. Поэтому от воспитанника требуются знания основной исторической линии Ветхого и Нового Завета.

Подобная необходимость является обоснованием для изучения на Регентских курсах и общей церковной истории. Почти каждое богослужение включает песнопения, посвященные воспоминанию и молитвенному обращению к различным святым. Их жизнеописания является частью определенных исторических эпох со своими условиями духовной жизни. Понимание исторического контекста влияет на выразительное освещение их христианского подвига. Иногда в богослужебном календаре встречаются воспоминания именно церковно-исторических событий, духовное значение которых воспевается в поэтических текстах гимнографов. В перспективе в преподавание истории должен быть вплетен и обзор развития богослужебного пения.

Курс катехизиса включает основы православного вероучения, которые рассматриваются в подробном объяснении Молитвы Господней, Символа веры, Ззаповедей блаженств и Десятословия. Ученикам открывается глубина священных текстов, которые в их исполнении должны постоянно звучать в богослужении. Через многоуровневые связи текстов со Священным Писанием, с христианской патристикой катехизис способствует формированию у будущих регентов православного мировоззрения.

В комплексе богослужебно-певческих дисциплин есть предметы, которые самим названием говорят о своей церковно-профильной специфике («Богослужебно-певческий обиход», «Традиционные распевы», «Богослужебная практика»). Но и предметы с привычными для светского хормейстерского образования названиями в контексте регентского дела по содержанию значительно отличаются от своих советских аналогов. Отсутствие среди богослужебно-певческих дисциплин сугубо музыкально-теоретических предметов обусловлено опорой на базовое музыкальное образование студентов.

Важное место в деле подготовки регентов занимает хор, на групповые занятия которого собираются оба регентских класса. Целью хоровой работы является как ознакомление воспитанников с преподавательскими методиками, так и получение собственного опыта работы с большим коллективом (20-30 певчих). Большинство учебного времени отводится работе над произведениями, составляющими выпускную программу студентов второго класса. На хоре также разучиваются программы для участия в различных концертах и фестивалях. По сути, это учебный хор с элементами традиционной хоровой лаборатории, где одновременно происходит и активное, и пассивное (наблюдательное) усвоение методики работы с хором. В работе, кроме студента-регента, принимают участие его преподаватель по дирижированию и руководитель хора. В хоре количественное преимущество имеет женский состав, поэтому параллельно программу изучает мужской хор семинарии, который на заключительном этапе включается в совместную работу, принимает участие в выпускном экзамене.

Занятия по богослужебно-певческому обиходу предоставляют студентам возможность усвоить навыки гласового пения. Кроме того, здесь им предоставляются

базовые образцы неизменяемых песнопений всенощного бдения и Литургии, триодного цикла, чинопоследований Таинств и обрядов. Изучение нотных четырехголосных образцов тропарного, стихирного, ирмосного, прокимнового напевов для каждого гласа чередуется с закреплением знания таковых на различных богослужебных текстах. Регент должен уметь разделять текст по структуре и содержанию на мелодические сроки, распевать его на соответствующий глас любой хоровой партией, озвучивать гласовый распев исполнением партитуры на фортепиано. Неизменяемые песнопения суточного цикла, триодные песнопения, которые преподаются в данном предмете, параллельно изучаются на Певческих курсах и поэтому используются регентом в богослужебной практике.

Богослужебная практика - одна из важнейших обучающих форм, позволяющих регенту видеть свой реальный профессиональный уровень и оттачивать мастерство в условиях богослужения. Активное участие в богослужении в качестве регента или певца помогает студентам почувствовать и включиться в ритм богослужебного действа. Богослужения совершаются в двух действующих храмах: Трёхсвятительском храме Покровского монастыря и храме в честь мученика младенца Гавриила Белостокского при Харьковском областном Доме ребенка №1. Для прохождения практики все воспитанники отделения делятся на восемь богослужебных групп, каждая из которых объединяет в себе до 3 регентов и 6-8 певцов. В богослужениях участвуют одновременно две группы с целью усвоения навыков антифонного пения и обеспечения еженедельной практики для каждого воспитанника. Регенты должны здесь научиться работать с людьми, которые не имеют музыкального образования, так как эти навыки могут пригодиться в будущей регентской деятельности. Каждую неделю в расписании занятий запланировано время на репетиции по группам, где под консультативным наблюдением преподавателей регенты готовят песнопения для будущих богослужений. Репертуар строго ограничен и сводится к объёму учебного сборника отделения, посредством которого обеспечивается единство певческого материала для Регентских и Певческих курсов. Во временном отношении богослужебная практика составляет более трети учебного процесса. Такое нормирование установлено исходя из общеизвестного опыта обучения церковных певцов и регентов исключительно путём участия в богослужениях.

Предмет «Традиционные распевы» является уникальным приобретением харьковской регентской школы. Он не входит в распространенные программы регентского образования. Целью обучения здесь является подробное практическое знакомство с византийским и знаменным распевами, освоение пения по невменной записи. Посредством монодийных напевов, выкованных веками христианского подвига, воспитанники приобщаются к аскетическому духу богослужения.

Преподавание дирижирования для будущих регентов по сравнению с одноименной дисциплиной светских музыкальных учебных заведений имеет свою специфику, которая обусловлена иной целью обучения. Для регента первое место занимает НЕ концертное дирижирование (хотя и возможна концертная деятельность), а управление хором на богослужении. Главными навыками, которые необходимо воспитать в студентах, становятся чёткость и разумная достаточность (минимализм) дирижерского жеста, его пластическое соответствие физиологии вокала, ясность в показе так называемого «читка». Программу составляют как песнопения обиходного образца, стихирного склада, так и, в меньшей мере, литургические произведения с более развернутой музыкальной структурой. На семестровых экзаменах от студентов требуется, кроме дирижирования, игра партитур на фортепиано, пение партий, короткий рассказ о произведении.

Специфика регентского дирижирования - один из самых дискуссионных на сегодняшний день вопрос. В ХДС применяется система обучения регентованию, принятая в московских школах. Однако её профессиональная рефлексия заставляет задуматься о корреляции идеализированных представлений об условиях работы регента и реальной певческой практики, особенно в части показа так называемого «читка» - подвижного хорового псалмодирования.

Дирижирование как процесс управления коллективным исполнением неразрывно связано с понятием «музыкальный синтаксис». Упреждающий характер организующего показа неразрывно связан с обязательным наличием у дирижёра несколько иного способа охвата пространственно-временного материала, нежели у большинства исполнителей: дирижёр обязан воспринимать его и как процесс, и как пространственный объект, находясь одновременно как бы и внутри музыкальной процессуальности и «над» ней. О важности работы дирижёра над освоением музыкального синтаксиса писали в своих работах П. Чесноков, С. Казачков, И. Мусин и другие, однако в современной методологии преподавания дирижирования даже в ВУЗах развитию этого навыка уделяется недостаточное внимание.

Подобно тому, как стихотворные вербальные формы легче запоминаются и воспроизводятся, нежели прозаические, наиболее лёгким с точки зрения дирижирования являются метрически симметричные построения, средними по сложности - построения с несимметричным ритмом, а наиболее сложными - так называемые «безразмерные», то есть не имеющие зафиксированной метрической организации. Как правило, обучение дирижированию в ВУЗе предполагает освоение несимметричных размеров на поздних сроках обучения. За редким исключением такие репертуарные образцы представляют собой довольно сложный музыкальный материал, который невозможно использовать на младших курсах. Таким образом, на закрепление этого навыка отводится очень ограниченное время. Что касается «безразмерных» синтаксических структур, требующих от дирижёра самостоятельного распределения как метрических, так и логических акцентов, то до них дело, как правило, совсем не доходит, что существенно обедняет техническую палитру мануальной техники будущего хормейстера. Это упущение становится особенно заметным в условиях возрождения в хоровой практике образцов хоровой духовной музыки гласового строения. Сталкиваясь в практической работе с подобными сочинениями, современные дирижёры часто оказываются беспомощными. Нужно отметить, что столь известные хоровые школы, как Придворная певческая капелла и Синодальное училище, выпустившие в своё время плеяду легендарных хормейстеров, в основе своей методики обучения дирижированию использовали именно гласовые песнопения. Этот репертуар, обладая высокой синтаксической сложностью, довольно прост в музыкальном отношении и может быть использован на младших курсах ВУЗов как практический материал для приобретения столь необходимого навыка.

Однако на сегодняшний день отмечается исключительно низкий уровень владения показом читка у контингента, который поступает на Регентские курсы, следовательно, весь этот сложный и довольно трудоёмкий процесс ложится на плечи преподавательского состава семинарии.

Предметы «Постановка голоса» и «Чтение хоровых партитур» преподаются на богослужебно-певческом материале. В работе над вокальным звукоизвлечением уделяется внимание верной постановке дыхания, соответствию манеры пения благоговейному отношению к службе, предельно ясной артикуляции текста.

Выпускной экзамен студентов регентских курсов состоит из двух частей: регентского проведения богослужения и концертного дирижирования. Выпускники

получают свидетельство по специальности «регент церковного хора» за подписью ректора семинарии, которое подтверждает их образование при принятии в храмы на послушание регента.

На Певческих курсах преподаются учебные дисциплины, направленные на приобретение элементарных знаний музыкальной грамоты и певческих навыков, а также умений и опыта участия в богослужении в качестве певчего и псаломщика. При том, что слушатели певческих курсов не учатся управлению церковным хором, они должен быть способен провести богослужение на клиросе одноголосно. Общее время обучения почти идентично регентскому, за исключением индивидуальных занятий. Время, которое на Регентских курсах занимают богословские предметы, отводится на изучение сольфеджио и гармонии. Предполагается, что богословское содержание песнопений способны будут объяснить на практике регенты.

Таблица 2

Учебный план регентских курсов

№ Название дисциплины Форма преподавания кол-во часов

1 год обучения 2 год обучения

Богословские дисциплины

1 Богослужебный Устав групповая 32 32

2 Церковнославянское чтение 32

Богослужебно-певческие дисциплины

6 Хор групповая 64 64

7 Богослужебно-певческий обиход 64 64

8 Сольфеджио 64 32

9 Гармония 32

10 Богослужебная практика практическая 160 160

Целью преподавания богослужебного Устава на певческих курсах по сравнению с регентскими почти не отличается. Певчий и псаломщик должен знать утавную последовательность богослужебных песнопений и чтений, должен уметь составить и без остановок прочитать-прпеть богослужениеС подобной целью преподаётся и церковно-славянское чтение.

Задачей студентов на хоровых занятиях является совместной изучение обиходного цикла песнопений, изложенного в традиционном четырёхголосии. В данном случае этот хор представляет собой самодеятельный коллектив, который находится в процессе изучения музыкальной грамоты, поэтому большое внимание уделяется прослушиванию мелодий и аккордов, воспроизведению их на слух. В хоре студенты учатся держать свою партию, привыкают к своей функции в хоре, «вживаются» в хоровое звучание.

Дисциплина «Богослужебно-певческий обиход» содержит тот же материал, что и на Регентских курсах, однако каждый студент определяется в конкретную партию, которую он досконально изучает в рамках данной дисциплины, а также хоровых занятий и богослужебной практики.

На сольфеджио студенты обучаются основам нотной грамоты, пению по нотному тексту, чистоте интонирования. Гармония закладывает фундамент ладо-функционального мышления. Песнопения обихода рассматриваются тут с точки зрения аккордовых последовательностей, голосоведения партий, ладовых модуляций.

При успешном прохождении выпускных экзаменов студенты Певческих курсов получают свидетельство по специальности «певчий церковного хора» за подписью

ректора семинарии, которое подтверждает их образование при приёме в храм на клиросное послушание.

За три полных года деятельности после возобновления Регентское отделение ХДС выпустило 19 студентов по специальности «регент церковного хора» и 25 студентов по специальности «певчий церковного хора». Среди выпускников-регентов 10 несут регентское послушание на клиросе, для 9 основным послушанием стало пение на клиросе, но при необходимости они становятся на место регента. Выпускники певческого отделения дали клиросам Харькова 19 человек, 6 выпускников по разным причинам в храмах не поют.

Следует отметить, что в учебном процессе Регентского отделения Харьковской духовной семинарии широко используются современные инновационные технологии, расширяющие возможности обучения как для студентов и выпускников отделения, так и для широкой аудитории интернет-пользователей. Вечерняя форма обучения, что является преимуществом для студентов и работающего континента, имеет недостаток из-за нехватки времени. Около 8 часов в неделю предоставляется на усвоение материала, примерно 5 часов в неделю уделяется богослужебной практике. Для Певческих курсов подспорьем являются учебные материалы, находящиеся на сайте Регентского отделения. Для начального уровня предлагаются одноголосные записи образцов гласов песнопений. Тропарные гласы представлены в видео-варианте, где синхронно с аудиозаписью следует курсор по нотному стану и визуализируются соответствующие клавиши фортепианной клавиатуры (см. пример 1).

вос-кресл е-сн три-днев-ныП. Спа - се, да-ру-аП ми - ро-вн жизнь. Се-го ра - ди си-лы не-бес-ны

ГгЩ |Г"

1« >« 1« м

I тт

Г 1

► ► 1 0:23/1:13 ЕШ 1

Тропарь воскресный, глас 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 1. Видеопособие Регентского отделения ХДС по изучению тропарных гласов

Для тренировки многоголосного пения даны образцы записи отдельных партий, а также звучание хоровой партитуры с исключением отдельной партии. С ними воспитанники могут сначала послушать общее звучание, изучить свою отдельную партию, а затем потренироваться петь ее в окружении трех других хоровых линий. Это пособие предназначено и для обучения на курсах певчих, и для использования регентами в своем руководстве хором, если, в частности, это будет хор самодеятельного типа (см. пример 2).

Пример 2. Аудиопособие Регентского отделения ХДС по изучению тропарей

Как уже было сказано, учебная система находится в стадии развития: совершенствование происходило на протяжении всех трёх лет и планируется в дальнейшем. Перед первым годом обучения планировалось уложить процесс переквалификации музыкантов в регентов в восемь месяцев. Для нескольких студентов (5) хватило этого периода, остальные же просили о расширении программы еще на год, что и было сделано по решению педсовета. На певческих курсах с самого начала было введено изучение Устава, что реализовалось также по просьбе будущих певчих, поскольку признано для них обоснованным. Сейчас опыт работы со студентами певческих курсов указывает на необходимость добавления подготовительного отделения для тех, кто имеет музыкальный слух, но не имеет навыка пения. Тогда возможно усиление программы основных Певческих курсов в большем соответствии на выпуске вступительном уровню на Регентские курсы.

Не случайно в ХДС по отношению к ученикам Регентско-певческого отделения используются два термина - студенты и воспитанники. Эти же понятия находятся в обороте педагогов семинарии в отношении к семинаристам. Параллельность использования этих понятий свидетельствуют об объединении учебного и воспитательного процессов. Для выпускника семинарии и клиросной школы важно не только обладать определенным комплексом знаний, умений и навыков, быть добропорядочным человеком. В служении Богу и людям человек должен быть живой частью Церкви как Тела Христова, проводить свою жизнь в православной вере и благочестии. Перед тем, кто активно включается в богослужение, нередко возникает соблазн механистического упрощения своей функции: «внешне все выглядит прилично, значит, так оно и есть». Христианин должен быть способен всегда

противопоставить этому искушению внутреннюю духовную работу, соответствие словам, которые звучат в богослужении, их разумного осмысления и, по возможности, сердечного чувства. Этот воспитательный лейтмотив пронизывает весь процесс обучения, воплощаясь как в беседах со студентами, так и в их совместном участии в Таинстве Евхаристии. Безусловно, как и в жизни, нельзя здесь «гарантировать» определенного духовного роста, это зависит уже от человека лично и Бога, но призыв на этот путь и некоторая помощь в нем имеют место в обучении церковных служителей слова и пения.

Надо обратить внимание на еще один немаловажный положительный фактор совместного обучения будущих священнослужителей, регентов и певчих. Единая платформа обучения предоставляет условия для знакомств и общения, которые могут перерасти в созидание семьи, объединить усилия служения Богу и будут питать их семейным теплом. Регентское отделение Харьковской духовной семинарии имеет небольшой, но позитивный опыт и в этом направлении.

Список литературы

1. Карпов Ю. Совеременная регентская практика: хормейстерский аспект : дисс. ... канд. иск.: спец. 17.00.02. - Казань, 2006. - 196 с.

2. Ковин Н. Управление церковным хором. - Москва, 2000. - 66 с.

3. Королёва Т., Перелешина В. Регентское мастерство: Учебное пособие. - М: Издательство ПСТГУ, 2008. - 216 с.

4. Кустовский Е. Дирижёрская техника на клиросе: пособие для начинающих регентов. - Москва, 2003. - 122 с.

5. Матвеев Н.В. Хоровое пение: учебное пособие по "Хороведению"/ Н. В. Матвеев. - СПб: Издательство Братства во имя св. благоверного князя Александра Невского, 1998. - 281 с.

6. Сикур П. Церковное пение. Подготовка дирижеров и регентов к работе с хором. - М.: Русский Хронографъ, 2012. - 496 с.

7. Хватова С. Православная певческая традиция на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. : дис..... д-ра

искуствоведения : спец. 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2011. - 423 с.

PRECENTORIAL EDUCATION OF REQUALIFYING TYPE: KHARKIV THEOLOGICAL SEMINARY'S EXPERIENCE

I.N. Voskoboynikova

Kharkov state academy of culture e-mail: j_vosk@mail.ru

The article describes the experience of preparing of church choirs precentors in Kharkiv Theological Seminary, based on and further education of professional musicians. The specifics of the Precentorial department's curriculum, the actual filling (content) of academic disciplines, features of profile subjects teaching are analyzed. The statistical evaluation of Precentorial and Choral specialties graduates' employment is given, the existing methodological problems are revealed, the prospects of Precentorial department are identified.

Keywords: precentor, church choir, Precentorial department, liturgical-singing disciplines, curriculum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.