Научная статья на тему 'О сближении светской и духовной систем хорового образования в XXI столетии'

О сближении светской и духовной систем хорового образования в XXI столетии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВАЯ ПОДГОТОВКА / РЕГЕНТСКОЕ ДЕЛО / ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / CONDUCTOR''S AND CHORAL TRAINING / REGENT BUSINESS / CHURCH SINGING SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна

В статье анализируются пути возрождения системы церковно-певческой подготовки в лоне светского высшего профессионального образования. Выявляется сходство целей и задач дирижерско-хоровой подготовки в рамках образовательных программ светских и духовных учебных заведений, обосновывается необходимость обновления их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONVERGENCE OF SECULAR AND SPIRITUAL SYSTEMS OF CHORAL EDUCATION IN THE 21ST CENTURY

An analysis is made of ways of revival of church singing training system in a bosom of secular higher professional education. The paper shows similarity of the purposes and objectives of conductor's and choral training within educational programs of secular and spiritual educational institutions. A need of updating their contents is substantiated.

Текст научной работы на тему «О сближении светской и духовной систем хорового образования в XXI столетии»

УДК 78:378 ББК 85.31р Х 30

С.И. Хватова

Доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Института искусства Адыгейского государственного университета; E-mail: Hvatova_svetlana@mail. ru

О СБЛИЖЕНИИ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ СИСТЕМ ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI СТОЛЕТИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируются пути возрождения системы церковно-певческой подготовки в лоне светского высшего профессионального образования. Выявляется сходство целей и задач дирижерско-хоровой подготовки в рамках образовательных программ светских и духовных учебных заведений, обосновывается необходимость обновления их содержания.

Ключевые слова: дирижерско-хоровая подготовка, регентское дело, церковно-певческое мастерство.

S.I. Khvatova

Doctor of Art Criticism, Associate Professor, Head of Musical Performance Discipline Department of Institute of Art, Adyghe State University; E-mail: Hvatova_svetlana@mail.ru

ON CONVERGENCE OF SECULAR AND SPIRITUAL SYSTEMS OF CHORAL EDUCATION IN THE 21ST CENTURY

Abstract. An analysis is made of ways of revival of church - singing training system in a bosom of secular higher professional education. The paper shows similarity of the purposes and objectives of conductor's and choral training within educational programs of secular and spiritual educational institutions. A need of updating their contents is substantiated.

Keywords: conductor's and choral training, regent business, church - singing skill.

Вневременная проблема обновления содержания образования никогда не теряет своей актуальности. В период смены общественных формаций, смены аксиологических приоритетов она становится особенно животрепещущей. ХХ век с его бесчисленными войнами, катастрофами, социальными потрясениями стал значительным испытанием и для системы музыкального образования в России, революционный переворот, приведший к гибели империи, не менее тяжелый, поистине катастрофический выход из семидесятилетнего безбожия, потеря морально-нравственных ориентиров и мучительный их поиск, трудное обретение веры через болезненный опыт ошибок, заблуждений, иллюзий. Разочарование в идеалах прошлого и поиск новых, осознание необходимости духовного обновления и на пути к этому непонимание и агрессивное сопротивление привели к возрастанию духовной напряженности в обществе.

Осознание данного процесса началось в преддверии тысячелетия Крещения Руси -даты, которую считают отправным моментом официального разрешения изучать религиозное искусство и, конкретно, культовые жанры в музыке. В постсоветское время поиска новых мировоззренческих ориентиров все чаще акцентируется внимание на проблемах синтеза и гармонизации «Знания и Веры с помощью образовательных средств, формирования и обогащения менталитета личности и социума» [1, 3] необходимости приведения методов обучения в соответствии с насущными требованиями жизни [2, 3-7], что впоследствии может привести к появлению специалистов, способных к «продуктивному труду в различных

сферах, умеющих применять научные знания на практике и решать профессиональные проблемные (выделено нами - С.Х.) ситуации» [3, с. 123-124]. Система художественного образования оказалась чутким индикатором социально-психологического состояния людей, сразу же отреагировала кардинальными изменениями в выборе изучаемых тем, идей, жанров.

В данном контексте следует учитывать немаловажный «внешний» фактор, существенный для изменении содержания художественного образования. В конце XX и начале XXI столетий происходит ряд исторически значимых для Русской Православной Церкви событий. Возобновилась активная православная богослужебная деятельность, открывается множество храмов, возрождается традиция приходских воскресных школ, гимназий, пансионов. Уже в каждой крупной епархии есть богословские курсы и духовные семинарии, академии, регентские курсы, иконописные школы - все силы брошены на то, чтобы священство и клир церковный были представлены людьми, получившими высшее образование и имеющими богословские степени.

В последние годы Патриархом московским и Всея Руси Кириллом предпринимается ряд мер по стандартизации духовного образования в России. В этом направлении уже сделаны определенные шаги: патриаршим Указом №1 в 2011 г. стал документ, учреждающий Российский православный университет, образованный слиянием Института святого Иоанна Богослова и Московской регентско-певческой семинарии. Последняя преобразована в один из факультетов университета. В университете - как и в других учебных заведениях страны -введена двухуровневая (бакалавриат - магистратура) система обучения, представлен широкий спектр специальностей, открыта аспирантура и докторантура. Важным является и то, что это - федеральное бюджетное учреждение и в перечне специальностей университета содержатся как традиционные вероучительные, так и светские (например, живопись, журналистика, история, религиоведение, филология, экономика, юриспруденция).

Если вышеописанные действия вызваны стремлением приблизить духовное образование к светской модели и получение возможности выдавать дипломы государственного образца священно- и церковнослужителям, то встречные усилия - по реализации регентских специализаций в лоне светского учебного заведения - начаты еще в 2007 году в Институте искусств Адыгейского государственного университета. Связано это со стремлением к расширению сферы профессиональной самореализации выпускников, желанием обучить мирских музыкантов, массово работающих в церковных хорах, азам регентско-певческого дела. Но это лишь самая видимая причина, лежащая «на поверхности». На самом же деле это своего рода реакция воцерковленных музыкантов, связанная с оценкой современного состояния церковного пения.

Церковное пение, испытавшее на себе процесс регенерации в 90-е годы ХХ века, сохранив традиционные типологические черты, приобрело ряд новых, ранее для него не характерных. Связано это со спецификой самого процесса возрождения. Наполнение церковных ансамблей и хоров шло стремительными темпами. С одной стороны, в церковь были «призваны» музыканты, воспитанные в светских традициях концертного исполнительства и позиционирующие себя как артисты на сцене. Они привнесли в пение чуждые артикуляционные элементы, нестандартные особенности чтения церковнославянских текстов, нетипичные для богослужебного пения приемы театральной выразительности, чувственности, своего рода музыкального гедонизма, что составило одну из угроз сохранению традиции [Об этом подробнее: 4, с. 231]. Увеличение количества хоров не привело к улучшению его качества. С другой стороны, изменение социального состава певчих, состоящих, как правило, из представителей интеллигенции, предопределило «интеллектуализацию» процесса церковного пения, стремление у многих из них к осознанному служению («умному деланию»), получение знаний по церковной истории, литургике, катехизису и, как следствие, изменение внутренних представлений о богослужебных песнопениях. Проблема недостаточной музыкальной подготовки регентов и отсутствия богословской - у светских хормейстеров обнажила необходимость коррекции образовательных программ.

Сегодня никем не оспаривается родство специализации «руководитель академического хора», получаемой выпускниками факультетов хорового дирижирования музыкальных ССУЗов и ВУЗов, и «регент», присваиваемой выпускникам регентских отделений и школ духовных семинарий, однако априорно признается оппозиция светского и духовного образования в плане трактовки родственных специальностей, обсуждается на Интернет-сайтах, посвященных регентскому делу.

Е.С. Кустовский - регент московского храма во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго - руководитель Московских православных регентских курсов (МПРК) - неоднократно подчеркивал: «:...одним из самых устойчивых предрассудков современного клироса является то, что обиходное пение не нуждается в квалифицированном дирижировании. Чаще всего он основан на элементарном отсутствии умения, но, как и всякий предрассудок, подкладывает под это неумение научную базу: «Наши напевы древние, простые, мы итальянщины не поем, поэтому и дирижирований ваших нам не надо», - скажет или подумает иная матушка, проводя обиходную, гласовую службу» [5].

О кризисе регентского дела говорилось на первом всероссийском регентском съезде, который проходил с 17 по 21 июня 1908 года, где были обозначены проблемы клироса, свойственные началу ХХ столетия, оставшиеся актуальными и сегодня, а именно:

1. Недостаточность профессиональных знаний, умений и навыков, касающихся певческой и дирижерской самореализации. Провозглашение «надобности ученья» регентов, назревших проблем преобразования преподавания пения в школе.

2. Отсутствие какой-либо официальной позиции Священного Синода относительно исполняемых на клиросе песнопений, кроме запретительных деклараций.

3. Дефицит нотной литературы, особенно изменяемых песнопений дня.

4. Упорядочение положения (статуса) регента и учителя пения в школе (административное): во многих регионах России служение было «на общественных началах» - регент, даже учительствующий, не получал заработную плату. Увеличение оплаты регентам и учителям пения, права на пенсии, увеличение числа уроков. Изменить отношение к предмету как к равноправному, а к труду - как к учительскому.

5. Констатировался факт ненормального положения церковного пения в духовных учебных заведениях.

Сегодня сходными проблемами озадачены обе заинтересованные стороны -преподаватели регентских семинарий и хоровых отделений государственных профессиональных учебных заведений. Сегодня происходит осмысление происходящих на клиросе процессов, с одной стороны, и осознается практическая необходимость сращивания светской системы подготовки дирижеров-хоровиков и регентского образования, с другой, директор музыкально-педагогического колледжа г. Краснодара Т. Манько полагает, что, «. оценивая современное состояние церковного пения, необходимо отметить недостаточную музыкальную подготовку у выпускников регентских классов, духовных училищ и семинарий, а также отсутствие знаний в области литургики, догматики, истории церковного пения и других церковных наук у выпускников музыкальных училищ и консерваторий. Соединить положительные качества двух образовательных систем и выпускать всесторонне грамотных специалистов - одна из главных задач совершенствования школы хорового исполнительства в ближайшем будущем» [6].

В двухтысячные годы менялись образовательные программы регентских отделений семинарий и академий, созывались съезды и практические семинары для регентов по инициативе Е.С. Кустовского. Прошла внутрицерковная дискуссия по проблемам стилистики «музыкального ряда» богослужения, получившая широкий резонанс в православных Интернет-ресурсах (обсуждение доклада о. Дмитрия /Арзуманова/ в 2002 году). На Украине возродился специализированный журнал «Регентское дело». В рамках Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года появились заинтересованные высказывания высших иерархов о церковном пении. Публикуемые материалы, касающиеся современного церковного пения и

исполнения богослужебных песнопений светскими хоровыми коллективами, отражают наличие множества проблем в данной сфере. Появились обширные регентско-певческие Интернет-ресурсы, содержащие как материалы с богослужебными указаниями, так и ноты. Однако все вышеописанные действия совершаются «вдогонку», как правило, это обучение взрослых певчих «с нуля».

Первые шаги в данном направлении уже делаются. Так, например, в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова на музыковедческом факультете открыто отделение по изучению древнерусской музыки, выпускники-музыковеды получают навыки «руководства ансамблем древнерусской музыки» - так корректно обозначены регентские навыки. В Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова в рамках системы дополнительного образования предлагается программа годичной профессиональной переподготовки по программе «Регентское дело». Программа включает лекции, семинары и практические занятия по следующим направлениям: литургика, церковнославянский язык, священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, история церковного пения, теория церковного пения, церковное пение, чтение хоровых партитур, работа с церковным хором (хороуправление), постановка голоса. Планируется обучать регентованию студентов дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ и вузов, выпускников и учащихся музыкальных учебных заведений, педагогов, практикующих певчих и регентов, а также все желающих, заинтересованных в совершенствовании духовно-музыкального образования. Обучение ведут профессора Ростовской государственной консерватории, преподаватели Духовного училища Ростовской-на-Дону епархии, а также специалисты-практики.

Сегодня сращивание двух родственных систем образования - дирижерско-хорового и регентского - актуально как никогда. Наряду с этим подобные специалисты должны быть подготовлены весьма качественно: нововведениям всегда уделяется пристальное внимание. А если учитывать морально-этическую нагрузку богословского компонента образования, то осознаешь справедливость утверждения Святейшего Патриарха о том, что, «.если мы будем брать в семинарии троечников, посредственностей, двоечников, людей с отклонением от психической нормы, миссия Церкви будет провалена, эти люди будут не способны обращать к Церкви сердца современных людей. Церковь снова останется Церковью для малообразованных людей, для тех самых бабушек, которым ни английский, ни патрология не нужны; <...> скверно образованные, некультурные люди слишком часто становятся людьми антикультурными, обскурантами, защищающими и оправдывающими свой низкий образовательный и культурный уровень зилотством и показным благочестием. Затем этот образ воспроизводится и тиражируется - и вот вам новый "идеал", который еще совсем недавно так страстно формировался на Чукотке. Боюсь, что нам еще долго придется бороться с этим уродливым явлением, не имеющим ровно ничего общего с подлинным благочестием, ничего общего со святоотеческим примером» [7].

Реализация направления, связанного с церковно-певческой практикой, сопряжена с обновлением образовательных программ по специальности 050601 «Музыкальное образование» (специалитет) и направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Музыкальное образование» - бакалавриат) в пределах, предусмотренных вариативной частью стандарта. В частности, с 2007 года в Институте искусств Адыгейского государственного университета образовательная программа специальности 050601 «Музыкальное образование» реализуется со специализациями «Инструментальное исполнительство», «Сольное пение (по видам: академическое, народное, эстрадное)» и «Хоровое дирижирование». В рамках специализации «Хоровое дирижирование», где обучаются практикующие певчие, регенты Адыгеи и Краснодарского края, студенты имеют возможность углубленного изучения русской духовной музыки, а конкретнее - регентского репертуара. Освоение специфических компонентов образовательной программы проходит в рамках дисциплин «хоровой класс», «дирижирование», «сольфеджио», «история музыки», «религия и музыка».

На базе Института искусств Адыгейского государственного университета кристаллизуется научное направление, специализирующееся на изучении духовной музыки. Научные интересы профессорско-преподавательского состава, работающего со студентами-регентами и певчими, отражаются в тематике докторских диссертаций (С.И. Хватова), кандидатских (Р.И. Лозовская, П.А. Сергеева), квалификационных работ магистрантов и бакалавров, курсовых, научных статьях [об этом подробнее - 8]. Значительную специфику у студентов-регентов имеет выпускная программа по хоровому дирижированию (часть из мессы, два православных богослужебных песнопения, одно из которых - концерт), сцена из оперы, для черновой работы используются гласовые песнопения.

В последние годы Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом предпринимается ряд мер по стандартизации духовного образования в России. В этом направлении уже сделаны определенные шаги: патриаршим Указом №1 в 2011 г. стал документ, учреждающий Российский православный университет, поглотивший Институт святого Иоанна Богослова и Московскую регентско-певческую семинарию. Она преобразована в один из факультетов университета. В университете - как и в других учебных заведениях страны - введена двухуровневая (бакалавриат - магистратура) система обучения, представлен широкий спектр специальностей, открыта аспирантура и докторантура. Важным является и то, что это -федеральное бюджетное учреждение и в перечне специальностей университета содержатся как традиционные вероучительные, так и светские (например, живопись, журналистика, история, религиоведение, филология, экономика, юриспруденция).

Если вышеописанные действия вызваны стремлением приблизить духовное образование к светской модели и возможностью выдавать дипломы государственного образца священно и церковнослужителям, то встречные усилия - по реализации регентских специализаций в светских учебных заведениях сегодня - скорее исключение, чем правило. Хотя юридически это стало возможным (в рамках направления подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиль «Древнерусское певческое искусство»), не каждый музыкальный вуз стремится реализовывать подобную образовательную программу из-за сложностей кадрового обеспечения. «На поверхности» еще одна причина: указанный выше ФГОС ВПО по данной специализации не вполне соответствует тому, чем придется заниматься певчему или регенту, хотя и допускает большие, чем ранее, возможности для варьирования.

Востребованность в специалистах подобного профиля - учителей музыки с дополнительной регентской специализацией - весьма высока, особенно в сельских населенных пунктах, где учитель музыки становится одновременно преподавателем дополнительного образования (музыкальной школы, студии, кружка) и регентом, привлекая к клиросному послушанию наиболее способных к церковному пению детей.

Поворот творческих людей к духовной тематике, с одной стороны, и усиление потребности в отправлении «практической религиозности» - с другой, обозначают существенную тенденцию - интенцию к восстановлению центра культуры в недрах православия. Вокруг данного центра организуется собственное «социологическое пространство». В искусстве это выразилось в создании в Майкопе особой общности православно-ориентированных музыкантов, художников, значительно расширивших рамки художественно-эстетических средств церковных искусств. За последние пять лет воспитано поколение музыкантов, так или иначе соприкасавшихся с православной церковной культурой: в качестве певчих православных храмов, опыт работы в которых имеют от 10 до 60 % студентов (разных курсов) и преподавателей; в качестве исполнителей

соответствующих концертных программ, композиторов, исследователей. Отдельные преподаватели отделения «Изобразительное искусство» имеют благословение на реставрацию иконописи и церковной живописи и уже принимали участие в работах по храмостроительству и храмоукрасительству.

Значение данного духовного опыта еще предстоит оценить, несомненно одно: это окажет значительное влияние на развитие музыкальной культуры «новообращенных».

Духовно и, конкретнее, православно ориентированные тенденции развития хорового образования в нашем регионе со временем трансформируются в конкретную потребность определенной части студенчества и преподавателей находиться в «православном» пространстве, а православное искусство превратится в универсальную систему миропостижения перед переходом к новой системе ценностей. Обращение к духовному, сакральному среди студентов и преподавателей - это своеобразный противовес деструктивным процессам общественного сознания последней четверти века, трансформации аксиологических приоритетов. Задача преподавателей и организованных ими регентов и певчих - предложить достойную «духовную пищу», основанную на проверенном тысячелетиями опыте Православия [Об этом подробнее - 9].

Две системы хорового образования в современной России - светская (в лоне консерваторий, институтов искусств и музыкальных колледжей) и духовная (в рамках регентских отделений духовных семинарий, академий и православных университетов) развиваются параллельно, сближаясь по отдельным позициям, но в целом преследуя разные цели. Очевидно, что усилия по сближению двух систем хорового образования в России в настоящее время разрозненны, носят бессистемный характер, но ради привлечения абитуриентов к поступлению на хоровые специальности все большее количество учебных заведений вводит дисциплины, связанные с церковно-певческой практикой.

Содержание дирижерско-хоровых дисциплин в светских и духовных учебных заведениях не только имеет сходный репертуар, но и для его внедрения используются общие методы обучения. Усилия светских учебных заведений по обновлению образовательных программ направлены на расширение сферы профессиональной деятельности выпускников. Повышение же уровня музыкальной подготовленности регентов связано с притоком в семинарии выпускников музыкальных училищ. Беседы с руководителями регентских отделений (М.И. Ващенко - Санкт-Петербургской духовной академии и Н.В. Балуевой - в Костромской духовной семинарии), а также наши наблюдения, отзывы о работе выпускников в церковных хорах показывают, что в настоящее время, несмотря на сближение, невозможна полная подмена (слияние) образовательных программ светских и духовных учебный заведений. В крупных городах нет такой необходимости, в периферийных городах регионов, отдаленных от мегаполисов, актуально приобретение хормейстерами как регентских знаний, умений и навыков, так и светского музыкально-педагогического образования.

Следует признать, что данные процессы еще не завершены, однако саму тенденцию расширения сферы профессиональной самореализации выпускников следует признать позитивной, направленной в целом на процесс «<...> созидания личности человека. Человека не только разумного, но и высоконравственного, духовно богатого, знающего смысл своей жизни, верующего в возможность его достижения, целенаправленно и активно работающего во имя наиболее полной жизненной самореализации» [1, 4].

Примечания:

1. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: прогностическая гипотеза образовательного триумфа. М.: Изд-во МПСИ, 1997. 120 с.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

3. Меретукова З.К. Дидактическое вопросополагание на лекционных и семинарских занятиях как средство реализации развивающего потенциала проблемного обучения в процессе подготовки специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 1. С. 123-128.

4. Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий: монография. Майкоп: ИП Магарин О. Г., 2011. 424 с.

5. Кустовский Е.В. Дирижерская техника на клиросе: пособие для начинающих регентов // Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви. иЯЬ: www.lib.eparhia-saratov.ru

6. Манько Т. Становление современного хормейстера: к проблеме эволюции школы хорового исполнительства // Профессиональная подготовка педагога-музыканта: межвуз. сб. ст. / отв. ред.-сост. В.Г. Мозгот; Адыгейский государственный университет, Институт искусств. Майкоп, 2006. иЯЪ:

www.arts.adygnet.ru

7. Кирилл (Гундяев). Доклад Освященному Архиерейскому Собору: (2 февр. 2011 г.) / Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. URL: http:// koinonia.orthodoxy.ru/ DokladPA.htm.

8. Хватова С.И. Регентское дело в структуре образовательной программы специальности «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») // ВУЗ искусств и культуры в едином пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. Орел: Изд-во ОГИИК, 2013. С. 143-147.

9. Ellis J. The Russian Orthodox Church: a Contemporary History. L., 1986. 224 с.

References:

1. Gershunsky B.S. Education in the third millennium: harmony of knowledge and belief: prognostic hypothesis of educational triumph. M.: MPSI publishing house, 1997. 120 pp.

2. Lerner I.Ya. Didactic bases of teaching methods. M.: Pedagogika, 1981. 186 pp.

3. Meretukova Z.K. Didactic questioning at lectures and seminars as means of the developing potential realization of problem teaching in the course of expert training // The Bulletin of the Adyghe State University. Series “Pedagogy and Psychology”. Maikop: AGU publishing house, 2012. Issue1. P. 123-128.

4. Khvatova S.I. Orthodox singing tradition at the turn of the XX-XXI centuries: a monograph. Maikop: IP Magarin O.G., 2011. 424 pp.

5. Kustovsky E.V Conductor’s technique at a choir-place: a manual for beginning choirmasters // Orthodoxy and the present: Information and analytical portal of the Saratov diocese of the Russian Orthodox Church. URL: www.lib. eparhia-saratov. ru

6. Manko T. Formation of the modern chorus master: on the problem of choral school evolution // Vocational training of a music teacher: interuniversity coll. of articles / ed. and comp. by V.G. Mozgot; The Adyghe State University, Institute of Arts. Maikop, 2006.URL: www.arts.adygnet.ru

7. Kirill (Gundyaev). The report to the Consecrated Hierarchal Cathedral: (Febr. 2, 2011) / Kirill, the Holy Patriarch of Moscow and all Russia. Url:http://koinonia.orthodoxy.ru/DokladPA.htm.

8. Khvatova S.I. Cantor’s activity in the structure of the "Pedagogical education programme" (Music profile) // Higher school of arts and culture in the integrated space: materials of the international scient. and pract. conf. Oryol: OGIIK publishing house, 2013. P. 143-147.

9. Ellis J. The Russian Orthodox Church: Contemporary History. L. 1986. 224 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.