Научная статья на тему 'Реформы Петра Аркадьевича столыпина'

Реформы Петра Аркадьевича столыпина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4231
895
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / КРЕСТЬЯНСКИЙ БАНК / РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Троянова Н.В., Попова А.А.

Представлена биография П.А. Столыпина. Концепции и последствия его реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы Петра Аркадьевича столыпина»

РЕФОРМЫ ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА © Троянова Н.В., Попова А.А.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь

Представлена биография П.А. Столыпина. Концепции и последствия его реформ.

Ключевые слова столыпинские реформы, аграрная реформа, образовательная реформа, крестьянский банк, реформа местного управления и самоуправления.

В начале ХХ века в России положительный потенциал реформ 1861 года стал практически исчерпан, что привело к негодованиям в обществе. К сожалению, власть далеко не редко совершала ужасные ошибки. В очередной попытке уйти от реформ с помощью «маленькой победоносной войны» с Японией не удалось сбыться. Так же все это привело к тому, что в России начала нарастать революционная ситуация (1905-1907 гг.). И из этого можно было сделать вывод, что Россия нуждалась и в экономических, и в политических реформах. Во главе данных реформ должен был появиться честный и умный человек, не безразличный к судьбе Родины. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

Петр Аркадьевич Столыпин родился 15 (2) апреля 1862 года в Дрездене. Он происходил из старинного дворянского рода, корни которого восходили к началу XVI века. Отец П.А. Столыпина - Аркадий Дмитриевич - генерал-адъютант, участвовал в Крымской войне. Мать - Наталья Михайловна -урожденная княжна Горчакова. В июне 1881 г. Петр Аркадьевич Столыпин получил образование в Орловской мужской гимназии, получив аттестат зрелости. Больше всего Петра Столыпина тянуло к изучению точных наук и иностранных языков. В 1884 году Петр Столыпин после окончания университета поступает на службу в Министерство Внутренних дел. Спустя два года он переводится в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства земледелия и государственных имуществ. Далее переходит на службу в Министерство внутренних дел, занимая должность председателя Ковенского съезда мировых посредников и Ковенского уездного предводителя дворянства. В 1899 г. Петр Столыпин назначен Ковенским губернским предводителем дворянства. Через некоторое время его выбирают почетным мировым судьей по инсарскому и ковенскому судебно-мировым округам [2]. А в 1902 г. Столыпина назначают губернатором в Гродно. На посту губернатора (1903-1906 гг.) Петра Столыпина застает первая революция. В данное время и было совершено первое покушение на него. В апреле 1906 года Петра Столыпина назначают министром внутренних дел, вскоре - председателем Совета министров. В 1911 году Петр Аркадьевич подает в от-

ставку. Но Николай II ее не принимает, и Столыпин соглашается остаться после долгих уговоров. Из-за всех этих переживаний и ненужных сплетен у Столыпина стало ухудшаться здоровье. Но, несмотря на усилившуюся стенокардию и возрастающую опалу царя, Премьер-министр все также продолжает работу над проектами реформ. На Петра Столыпина за всю его жизнь было совершено от 10 до 18 покушений. Он умер в Киеве 18 (5) сентября 1911 года [1].

Аграрная реформа

Революционная анархия и японско -русская война послужили рубежом в жизни Николая II. Начиная с 1905 г. все больше времени царь уделяет своей семье и не проводит шикарных приемов, ведя затворнический образ жизни. Политикой занимается уже реформированный Совет министров, председателем которого является П.А. Столыпин (его назначили 21 (8) июля 1906 г.). Выступая в Думе, он сказал, обращаясь к левым: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Раньше, когда еще Столыпин был министром внутренних дел, он с энтузиазмом взялся за наведение порядка в стране, ввел военно-полевые суды. По ним были приговорены к смертной казни 1102 человека в 1906 г. Также П.А. Столыпин проводил аграрную политику в России. Она посодействовала развитию сельского хозяйства по капиталистическому пути, сохраняя помещичьи землевладения. 12 августа 1906 г. появился указ о передаче сельскохозяйственных удельных земель, кои являлись собственностью императорской семьи, Крестьянскому банку. Через две недели был издан следующий указ - о порядке продажи казенных земель. А 19 сентября выходит указ о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае. Данные земли опять же являлись собственностью Николая II. Месяц спустя того же года последовал указ, в связи с которым Крестьянский банк мог выдавать ссуды под залог надельной земли крестьянам. Тем самым, был создан национальный земельный фонд, позволивший развернуть обширную программу переселения землевладельцев в более пустующие районы из зон аграрного перенаселения [4]. Так было переселено много народа на Восток из Европейской части России.

В октябре 1906 г. Новоиспеченный указ, который уравнял крестьянство в правах со всеми остальными сословиями в отношении военной и государственной службы, а так же поступления в учебные заведения. В связи с указом 9 ноября этого же года крестьянам разрешалось выходить из общины без ее разрешения, не уплачивая высоких платежей. Таким образом, государство перешло от поддержки общины к поддержке мелкого земельного собственника. Такая мера определенно вела к разорению наибольшей части крестьянства и обогащению наименьшей его части. Но так же она подводила к явлению полноценного субъекта рыночной экономики, которым становился лишь тот, кто был способен выдержать жестокую конкуренцию.

Главный смысл аграрной реформы сводился к созданию кулака (крепкого единоличного собственника) в деревне, а так же к расчистке пути для развития капитализма там. Каждому крестьянину можно было выйти из общины, как гласил указ от 9 ноября, а по закону 1910 г. выход стал обязательным. Действия данного указа распространялись на всех крестьян. Община не могла ни передвинуть надел земли, ни уменьшить его. Владелец земли имел право продать свой надел любому желающему. С точки зрения агротехники это не принесло пользы, но в то же время именно данные правила способствовали расколу общины накануне передела земли. Крестьянский банк скупал земли, в том числе и помещичьи, и разбивал их на некоторые участки. Далее банк продавал данные участки крестьянам. На землях банка стали появляться крепкие хозяйства фермеров. Вначале, до 1911 г., объем продаж быстро рос, но потом резко пошел на спад. В 1908 г. был достигнут рекордный показатель числа домохозяйств - более чем 50 тыс. но, к сожалению, к 1910 г. стало снижаться число выходов. Причиной являлось неохотный выход крестьян из их общин. Для того, что бы привлечь как можно больше крепких хозяев на свою сторону правительство решило разработать проект закона «О землеустройстве», царь подписал его в конце мая 1911 г. Образование хуторов и отрубов было выведено на первое место в этом законе, а не чересполосное укрепление, как предполагалось. Закон задумали по той причине, что бы владельцы хуторов и отрубов становились опорой самодержавия в деревне. Разнесенные наделы земли хозяина были соединены в едином месте, как и звучала его просьба. Это и получался отруб. Он превращался в хутор, при присоединении к нему площадей деревенской усадьбы. В результате данных мероприятий требовалось проведение немалых землеустроительных работ. И по этой причине реформа перешла в руки Главного управления землеустройства и земледелия из ведомства Министерства внутренних дел [5].

Реформа образования

Системная модернизация страны без приобщения населения к знаниям была невозможна. Именно поэтому, важнейшим направлением реформ П.А. Столыпина было расширение и развитие системы образования. Был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», в соответствии с которым предполагалось обеспечить элементарным образованием всех детей. Правительство разрабатывало меры, которые направлялись на образование единой системы педагогических учреждений. Такие масштабные планы в области народного просвещения требовали новых преподавателей. Для этого предполагалось сформировать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле правительство инициировало создание Учительского института. Государство выделяло много средств на переподготовку преподавателей сред-

них школ, планировались их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ финансирование начального образования увеличились почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб. [1].

Кроме того, предполагалось реформировать систему высшего образования. Правительство разработало новый Университетский устав, который предоставлял высшей школе широкую автономию. Устанавливались четкие правила работы студенческий объединений и организаций, способствовавшие сохранению здоровой академической обстановки в учебных заведениях [5]. При этом развитие систем образования П.А. Столыпин не видел без накопления культурных богатств. В годы реформ правительство выделяло немало средств на исследования, научные экспедиции, академические издания, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. Правительство создавало благоприятную атмосферу для дальнейшего развития русской культуры и приобщения к ней большего числа населения России.

Реформа местного управления и самоуправления

Институты гражданского общества имеют свою силу только тогда, когда они могут принимать участие в процессе выработки решений государственного управления. Таким образом, важным признаком наличия гражданского общества являются развитые формы местного самоуправления. Разрабатывая эту реформу, П.А. Столыпин предполагал решить несколько стратегических задач, а именно: сохранить единство и неделимость страны; обеспечить права и свободы граждан; сформировать гражданское общество и правовое государство; создать средний класс и эффективную экономику; увеличить авторитет Великой России на внешней политической арене [6], и наладить четкую связь между центральными и местными исполнительными структурами и институтами, а также достичь единовременности их действий в реализации реформ [2]. Реформа местного самоуправления должна была стать мобилизационным фактором дальнейшего динамичного развития России. Законопроекты предусматривали создание органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Предполагалось, что самоуправляющиеся общество будет проявлять свою активность на всех уровнях, начиная от поселка и заканчивая государством. Низовое звено управления, по-другому поселковое управление возлагалось на земельные, волостные и поселковые общества, а также на сельские союзы. Поселковые общества состояли из лиц и учреждений, владеющих недвижимым имуществом, содержащих промышленные, торговые или ремесленные заведения в черте сельского населенного места. Должностные лица, входящие в поселковые общества не могли совмещать свою работу ни с какими другими общественными должностями. Второй ступенью местного управления являлось волостное управление, которое распространялось на сплошные волости (круга), которые образовывались из обществ, учреж-

дений и частных лиц, находящихся вне городских поселений. В состав управления входили все лица и учреждения, владеющие в пределах волости недвижимым имуществом. Местное управление имело демократическую направленность и обеспечивало контроль над действиями должностных лиц.

Столыпин П.А. выступал за ликвидацию сословных перегородок и сословных учреждений особого управления крестьян, тем самым создавал предпосылки к созданию гражданского общества. Он предполагал привлечь к процессу управления основную массу населения, приучая его к ответственности за принятие решений, от которых зависело благополучие земельных, поселковых и волостных обществ. Столыпин П.А. настаивал на ликвидации должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые представляли узкосословные интересы. Предлагал заменить их правительственными чиновниками. Столыпин П.А. стремился сформировать эффективную систему местного управления, которой предстояло начать и стимулировать проведение реформ в регионах. Таким образом, создавалась единая и взаимосвязанная система управления, осуществляемая правительственными чиновниками-профессионалами.

Крестьянский банк

С размахом Банком производилась покупка земель с их последующей перепродажей крестьянам на льготных условиях. Банк увеличил и значительно удешевил кредит крестьянам, при этом банк платил больший процент по своим обязательствам, чем крестьяне платили ему. Разница в этом платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив 1457,5 млрд. в период с 1906 по 1917 год. Банк также воздействовал на формы землевладения: для крестьян, которые приобретали землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, теперь же к 1913 году около 80 % покупателей были единоличными крестьянами [3].

К чему же привела столыпинская аграрная реформа, ведь именно она была последней ниточкой царизма в борьбе за существование. Смог ли П.А. Столыпин благополучно провести реформу? Чаще всего мы можем услышать однозначный ответ: «нет, не удалось. Результаты были слишком далеки от того, что ожидалось». Мы можем сказать, что столыпинской реформе просто не повезло.

В результате реформирования аграрных отношений удалось обеспечить правом собственности на землю лишь часть крестьян, но все-таки сохранились враждебные отношения между помещиками и крестьянами. Лишь 10% крестьян отделилось от хутора, что довольно незначительно. С переселением крестьян в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток дело обстояло куда лучше, но так же не обошлось без проблем. Переселенцы предпочитали жить в уже обжитых местах, например, Западная Сибирь и Урал, их не

очень устраивало заниматься освоением лесных зон, где не ступала нога человека. В период с 1907 по 1914 гг. 3,5 млн. человек отправились в Сибирь и из них около 1 млн. вернулись обратно, в европейскую часть России, но с безвозвратными убытками, не было ни денег, ни надежд, ни хозяйства, проданного до отъезда [6].

Реформа «Крестьянский банк» тоже не оправдала надежд. Несмотря на то, что банком было приобретено достаточное количество десятин земли для продажи крестьянам, все равно число заемщиков начало понижаться из-за подорванного доверия к банку.

Но все же были и положительные результаты реформ П. А. Столыпина. Один из них - возрастание закупок сельхозтехники (в 2-3 раза) в период с 1905 по 1913 гг. А так же увеличение экспорта зерна. И все-таки главную задачу - преобразование России в фермерскую страну - разрешить не удалось.

В заключение хотелось бы сказать, России требовались политические и экономические реформы, которые смогли бы модернизировать страну. И человеком, начавшим разрабатывать их, стал П.А. Столыпин.

Список литературы:

1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.

2. Верт Н. История советского государства. - М.: «ИПА», 1995.

3. Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин. - М., 1990.

4. Казарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине. - М., 1991.

5. Общественно-политический журнал «Историк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.historicus.ru.

6. Фонд изучения наследия П.А. Столыпина [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stolypin.ru/news-publikacii/stolypinskaya-reforma-mestnogo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.