Научная статья на тему 'Реформирование школы в чувашской АССР во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг'

Реформирование школы в чувашской АССР во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВНИ / СОСТАВ УЧИТЕЛЕЙ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КАДРЫ / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / EDUCATION / SCHOOL REFORM / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE LEVEL / TEACHERS / QUALIFICATION / PERSONNEL / EDUCATIONAL AND RESOURCE BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласточкин Вячеслав Борисович

В статье анализируется реформа школьного образования в Чувашии в 1959–1965 гг. Рассматривается процесс разработки и принятия конкретных решений с учетом региональных особенностей – этнокультурных, социально-экономических, образовательны и др. На конкретном материале прослеживаются процессы расширения сети школ, роста числа обучающихся, количественных и качественных характеристик учителей, изменений в системе управления, осуществления учебно-воспитательного процесса с учетом его политехнизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL REFORM IN THE CHUVASH ASSR IN THE SECOND HALF OF THE 1950s – THE MIDDLE OF THE 1960s

The article analyzes the school reform in Chuvashia in 1959–1965, considers the process of development and making exact decisions taking into account regional, ethnic and cultural, social and economic, educational and other peculiarities. The article also presents the process of developing the network of schools, of increasing the number of schoolchildren, qualitative and quantitative characteristics of teachers, of more efficient school management and of implementing the educational process.

Текст научной работы на тему «Реформирование школы в чувашской АССР во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг»

УДК 371 (09) (470.344) «1955/1965»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫ В ЧУВАШСКОЙ АССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-х - СЕРЕДИНЕ 1960-х гг.

SCHOOL REFORM IN THE CHUVASH ASSR IN THE SECOND HALF OF THE 1950s - THE MIDDLE OF THE 1960s.

В. Б. Ласточкин

V. B. Lastochkin

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. В статье анализируется реформа школьного образования в Чувашии в 1959-1965 гг. Рассматривается процесс разработки и принятия конкретных решений с учетом региональных особенностей - этнокультурных, социально-экономических, образовательны и др.

На конкретном материале прослеживаются процессы расширения сети школ, роста числа обучающихся, количественных и качественных характеристик учителей, изменений в системе управления, осуществления учебно-воспитательного процесса с учетом его политехнизации.

Abstract. The article analyzes the school reform in Chuvashia in 1959-1965, considers the process of development and making exact decisions taking into account regional, ethnic and cultural, social and economic, educational and other peculiarities.

The article also presents the process of developing the network of schools, of increasing the number of schoolchildren, qualitative and quantitative characteristics of teachers, of more efficient school management and of implementing the educational process.

Ключевые слова: образование, школьная реформа, количественный и качественный уровни, состав учителей, квалификация, кадры, учебно-материальная база.

Keywords: education, school reform, qualitative and quantitative level, teachers, qualification, personnel, educational and resource base.

Актуальность исследуемой проблемы. Исследуемая проблема актуальна тем, что образование является одним из важнейших элементов в развитии культуры и духовного богатства народа. Любые реформы могут быть успешными лишь при учете и использовании положительного опыта предшествующих поколений. В этой связи обращение к опыту преобразований в различные периоды развития страны актуально и востребовано временем.

Материал и методика исследований. Исследование опирается на архивные материалы, в том числе на ранее неиспользованные и малоизученные документы, а также на научные исследования по теме. Методологическая база основана на фундаменталь-

ных принципах историзма и объективности. С учетом специфики материала особое место занимает проблемно-хронологический анализ, а также статистический и количественный методы исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Советская партийногосударственная политика в области образования проводилась по всей стране в одном направлении, но региональные особенности Чувашии приходилось принимать во внимание в процессе разработки и принятия конкретных решений.

Во-первых, Чувашия - полиэтническая республика, большинство населения которой, особенно в сельских регионах, составляли представители титульной нации. По данным переписи населения 1959 г. 70,2 % жителей республики составляли чуваши,

24.0 % - русские, 5,8 % - татары, мордва, марийцы и др. [3, 245]. Наличие тесных хозяйственно-культурных связей между народами являлось надежной основой для решения поставленной задачи.

Во-вторых, Чувашия являлась аграрно-индустриальной республикой с преобладанием сельского населения. По данным переписи населения 1959 г. из 1097,9 млн проживающих в Чувашии граждан 830,1 тыс. составляли сельские жители (75,6 %) [3, 240]. Численность и удельный вес горожан имели тенденцию к возрастанию в связи с индустриальным развитием республики. Учет данного обстоятельства способствовал выработке продуманного курса в вопросе определения профессиональной ориентации школы.

В-третьих, повысился образовательный уровень населения, была ликвидирована безграмотность. Принятый курс на перестройку работы школы для Чувашии оказался возможным при достаточно высоких показателях в решении вопроса о повышении образования. Если по состоянию на 17 декабря 1926 г. в республике грамотных людей в возрасте от 9 до 49 лет насчитывалось 54,2 % (среди городского населения -

86.1 %, среди сельского - 52,4 %), то к 15 января 1959 г. грамотными стали 99,2 % жителей [4, 24].

В-четвертых, численность специалистов с высшим образованием в республике возросла с 1859 человек в 1940 г. до 11736 человек в 1959 г., со средним специальным образованием - с 6236 человек в 1940 г. до 21399 человек в 1959 г. [4, 25].

В-пятых, в Чувашии были хорошо развиты традиции национальной этнопедаго-гики. Одно из центральных мест в воспитании занимают трудовые процессы. О традициях раннего трудового воспитания детей известный ученый-педагог Г. Н. Волков писал: «Радость труда, эмоциональное отношение к началу, процессу и результату труда, формирование значимой мотивации предстоящего радостного труда являются наиболее сильными сторонами чувашской этнопедагогики» [1, 150]. Такая трудовая этно-педагогическая традиция была воспринята и получила развитие в чувашских школах, созданных еще ранее просветителем чувашского народа И. Я. Яковлевым, и послужила хорошей основой для реализации концепции трудового воспитания в средней школе в 1950-х гг.

Одним из важнейших показателей в реализации школьной реформы является значительный рост числа школ и их видов. Процессы расширения сети школ и увеличения количества обучающихся в них наметились в послевоенный период, приведенная ниже табл. 1 отражает этот процесс.

Таблица 1

Рост числа школ и увеличение контингента учащихся Чувашии в 1951-1955 гг.

Годы Количество средних школ Прием в восьмые классы Количество обучающихся в 8-10 кл.

1951 104 9167 17659

1952 107 9749 21720

1953 115 11700 26454

1954 131 12683 28687

1955 141 11856 29245

Из приведенных в таблице данных видно, что количество школ за годы пятой пятилетки увеличилось почти в 1,5 раза при общем росте числа учащихся почти в два раза [2, 22].

В ходе реализации школьной реформы выявлялись и существенные недостатки, которые постепенно преодолевались. К началу 1961/62 учебного года 34 здания школ находились в аварийном состоянии. Этот показатель втрое улучшился по сравнению с уровнем 1959 г., когда по данным переписи школьных зданий аварийными были 102. За три года 68 таких школ были отремонтированы или заменены, вновь выстроены. Но немало школьников продолжали заниматься в ветхих, приспособленных помещениях, требовавших немедленного ремонта. К началу 1961/62 учебного года в 254 школах с общим контингентом 31946 учащихся занятия велись в две или даже три смены. 337 школ, в том числе 50 средних, 122 восьмилетних и 165 начальных, не имели электрического освещения и поэтому занимались при керосиновых лампах [2, 31].

Во второй половине 1950-х гг. в Чувашии вместе с ростом числа школ продолжало расти количество учителей и учащихся. На начало 1958/59 учебного года в республике работали 10822 учителя, большинство из которых являлись опытными высококвалифицированными специалистами. Число обучающихся во всех школах составляло 168096 человек, в том числе в начальной школе - 25123 (14,95 %), в семилетних школах -67959 (40,42 %), в средних - 74676 (44,43 %), в прочих - 338 (0,2 %). Из общего количества учителей 10230 работали в начальных, семилетних и средних школах, остальные 50 - в вечерних школах рабочей и сельской молодежи. (В приведенных статистических данных не учтены совместители). Из общего числа учителей 644 преподавали музыку, пение, рисование, черчение, физвоспитание и труд. В республике всего было 432 заведующих начальными школами, 391 директор семилетних и 158 директоров средних школ, 465 заведующих учебной частью семилетних и средних школ [2, 5].

Большинство работников школ составляли женщины, среди учителей их было 6063. Особенно значительной была женская прослойка среди учителей начальных классов (2977). В то же время среди 391 директора семилетних школ было только 42 женщины, среди 158 директоров средних школ - 12 [2, 6].

Из указанного выше общего числа учителей 2112 имели законченное высшее образование, 2579 человек окончили учительские институты или другие приравненные к ним учебные заведения, 4099 человек имели законченное среднее педагогическое или среднее общее образование, из них 3826 - среднее педагогическое образование. 84 учителя не имели полного среднего образования. Наиболее высокий уровень квалификации был у директоров средних школ. Большинство из них (151 человек) имели высшее образование,

7 человек окончили учительские институты. В то же время среди учителей начальных классов законченное высшее образование имели только 44 человека, учительские институты окончили 173. Еще хуже обстояло дело у учителей музыки, пения, рисования, черчения, физвоспитания и труда, среди которых высшее образование имел 51 человек, 63 человека окончили учительские институты, а 76 - были без среднего образования. Среди учителей этого профиля только один учитель рисования и черчения и один учитель музыки и пения имели законченное высшее профессиональное образование [2, 8]. В значительной мере это можно объяснить отсутствием в то время в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева соответствующих факультетов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что очевидна была необходимость дальнейшей работы по повышению образовательного уровня и профессиональной квалификации педагогических кадров. Ценным подспорьем в этом деле являлся опыт ветеранов - мастеров педагогического труда, творческие усилия которых были отмечены государственными наградами и почетными званиями. 934 работника школ, в том числе 134 директора и заведующих школами и 47 заведующих учебной частью, имели стаж педагогической работы 25 лет и более. В то же время в годы реформирования в школы Чувашии пришли молодые педагоги, многие из них - выпускники ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. 1216 школьных работников имели стаж педагогической работы менее 5 лет; 58 из них уже проявили себя и были назначены на должности директоров или завучей школ [2, 11].

В ходе реформы произошли заметные изменения и в структуре общеобразовательных школ. С одной стороны, происходило укрупнение школ, многие малокомплектные начальные школы были реорганизованы и включены в состав семилетних и восьмилетних школ, с другой - шел процесс реорганизации семилетних школ в восьмилетние (с 1959 г.), и к 1962 г. этот процесс был завершен.

Большая работа была проделана по дальнейшему улучшению учебно-материальной базы школ. В первую очередь следует подчеркнуть увеличение числа вновь введенных в действие разных типов школ. Произошло значительное укрепление политехнической базы школ. За рассматриваемый период создано около ста учебных кабинетов. Особенно возросло количество кабинетов физики и химии. Серьезное внимание было обращено на оснащение школ техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями. Все средние школы были радиофицированы и обеспечены киноаппаратами, многие имели магнитофоны и телевизоры. Важным событием в жизни чувашских школ в ходе реализации реформы стал переход к обучению на русском языке с пятого класса. Это прогрессивное начинание в жизни чувашских школ имело большое социально-политическое значение, способствовало более активному приобщению чувашской молодежи к русской, интернациональной культуре, а через русский язык - к достижениям всей мировой науки и культуры.

В ходе реформы в результате использования новых методов преподавания, разнообразных средств обучения, повышения профессионального мастерства учителей и других мер уровень успеваемости учащихся повышался. Об этом свидетельствует и то, что выпускники средних школ республики из года в год успешнее выдерживали конкурсные вступительные экзамены в высшие и средние специальные учебные заведения. Вышеприведенные показатели реформирования школы убедительно говорят в первую очередь об успехах школьного образования в Чувашии в исследуемый период.

Это же подтверждают данные о признании государством заслуг и достижений учителей нашей республики: 87 работникам народного образования было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР, 379 - заслуженного учителя школы Чувашской АССР, 646 - награждены знаком «Отличник народного просвещения». В 1966 г. 67 работников народного образования республики были награждены орденами и медалями СССР [2, 25].

Большую роль в кадровом обеспечении школьной реформы, подготовке новых и повышении квалификации действующих учителей, а также в исследовании проблем истории и теории педагогики сыграли ЧГПИ имени И. Я. Яковлева и республиканский институт усовершенствования учителей. Огромную помощь в развитии педагогической мысли в Чувашии оказали опубликованные в этот период труды В. Ф. Каховского, В. Д. Димитриева, Т. С. Сергеева, Д. Е. Егорова, И. П. Павлова, Н. С. Степанова и ряда других ученых. Активно исследовались биографии, творческая деятельность и педагогическое наследие великих просветителей чувашского народа - И. Я. Яковлева, И. Н. Ульянова, Н. В. Никольского, Г. Н. Волкова и других. Все это значительно расширило возможности повышения теоретического уровня подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Резюме. В Чувашии были достигнуты значительные успехи в развитии школьного дела и создана прочная основа для перехода к всеобщему среднему образованию и для решения других задач нового этапа школьной реформы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. - 3-е изд., доп. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2004. - 488 с.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. - Ф. 221. - Оп. 23. - Д. 1073.

3. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР : стат. сб. - М. : Госстатиздат, 1963. -

456 с.

4. Чувашия за 40 лет в цифрах : стат. сб. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1960. - 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.