Научная статья на тему 'Школьная реформа 1958 г. И проблемы языковой политики в процессе ее реализации в Чувашии'

Школьная реформа 1958 г. И проблемы языковой политики в процессе ее реализации в Чувашии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1735
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов Л. А.

В статье прослеживаются становление и развитие системы образования в Чувашии. Особое внимание автор уделяет влиянию на эту систему школьной реформы 1958 г. Исследуются также проблемы языковой политики и их отражение в учебно-воспитательном процессе национальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимов Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School Reform of 1958 and Language Policy in Introducing Compulsary Education in Chuvashia

The article describes development of education system in Chuvashia with a special attention given to the influence of the School Reform of 1958. The analyses is presented against the native school background.

Текст научной работы на тему «Школьная реформа 1958 г. И проблемы языковой политики в процессе ее реализации в Чувашии»

iffiSlffi № 1,2004 ШШШ!Ж

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА 1958 г. И ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ЧУВАШИИ

Л.А. Ефимов, докторант кафедры средневековой и новой истории Отечества и права Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

В статье прослеживаются становление и развитие системы образования в Чувашии. Особое внимание автор уделяет влиянию на эту систему школьной реформы 1958 г. Исследуются также проблемы языковой политики и их отражение в учебно-воспитательном процессе национальной школы.

The article describes development of education system in Chuvashia with a special attention given to the influence of the School Reform of 1958. The analyses is presented against the native school background.

148 484 ученических места, что составляло более 50 % фонда школьных помещений республики2. Всего было построено инициативным способом школ и пристроено классных помещений к существующим зданиям на 98 173 ученических места, построено 216 мастерских на 6 600 рабочих мест, 35 пришкольных интернатов на 1 025 мест, 4б школьных столовых на 1 890 посадочных мест, 17 спортивных залов3.

В результате выполнения закона о восьмилетнем всеобуче детей и дальнейшем развитии среднего образования произошли значительные изменения в сети школ в сторону их укрупнения. В 1959/ 60 учебном году в республике было преобразовано в восьмилетние 45 школ, а в 1960/61 — еще 1404. В свою очередь, средние общеобразовательные школы с десятилетним сроком обучения, призванные вести профессиональную подготовку в течение трех лет в старшей ступени, перестраивались в одиннадцатилетние. Так, в 1959/60 учебном году была преобразована 21 средняя школа, а к сентябрю 1960/61 учебного года — 775. Если в 1960/61 учебном году в республике было 1 067 школ, в том числе 168 средних, то в 1965/66 — соответственно 933 и 2006.

Бесспорно, решающая роль в развитии и совершенствовании школьного образования принадлежит учителю. Состав учительских кадров школ Чувашии далеко не соответствовал возросшим требованиям, предъявляемым к ним на новом этапе развития советской школы. В

1959 г. 17 % учителей начальных классов, 61 — учителей 5—10-х классов и

© Л.А. Ефимов, 2004

В Чувашской Республике, как и в целом по стране, в 1930-х гг. было введено обязательное обучение для детей школьного возраста. За 1939—1958 гг. было выполнено очередное задание — охват детей обязательным семилетним образованием. На рубеже 1950—1960-х гг. встал вопрос о переходе к обязательному восьмилетнему обучению. Реформа 1958 г. преследовала именно такую цель.

Переход на новую систему потребовал напряженной работы органов народного образования по созданию соответствующей учебно-материальной базы, обеспечению школ квалифицированными учительскими кадрами, разработке новых учебных планов и программ и перестройке на их основе учебно-воспитательного процесса. К началу реформы школы Чувашии имели слабую учебноматериальную базу. Не хватало помещений, многие сельские школы размещались в тесных и малоприспособленных зданиях, недостаточно было учебных кабинетов и мастерских, а имевшиеся были очень слабо оборудованы. В учебных мастерских насчитывалось в общей сложности 100 станков по металлу и 156 по дереву. В связи с недостатком помещений в городах и селах республики в 1959 г. 229 школ из 995 работали в две смены. Количество учащихся, занимавшихся во вторую смену, достигало 22 343 чел.1

В годы семилетки (1959—1965 гг.) была проделана большая работа по укреплению учебно-материальной базы школ республики. В частности, было введено в строй новых школьных зданий на

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

46 % руководящих работников школ не имели соответствующего образования. Учительские кадры не обладали необходимыми знаниями и умениями для работы по новым учебным планам и программам, так как того не предусматривала существовавшая система подготовки и повышения квалификации. Все это требовало разработки мероприятий, направленных на улучшение подготовки учителей в педагогических учебных заведениях республики и повышение квалификации всех работников народного образования.

Кузницей учителей с высшим образованием для школ республики в рассматриваемый период оставался Чувашский государственный педагогический институт. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1958 г. № 409 институту было присвоено имя великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева.

С каждым годом улучшался качественный состав преподавателей педвуза. Если в 1958/59 учебном году здесь работало 136 штатных преподавателей, из них профессоров, докторов наук — 2, доцентов, кандидатов наук — 49, преподавателей с аспирантским образованием — 47, только с высшим образованием — 407, то к началу 1964/65 учебного года профессорско-преподавательский состав ЧГПИ выглядел так: докторов и профессоров — 3, доцентов и кандидатов наук — 74, старших преподавателей — 66, ассистентов — 618.

За 1959—1965 гг. было подготовлено через очную систему обучения — 1 730, заочную — 1 370 учителей. За этот период в институте были открыты три новых факультета: художественно-графический (1960 г.), музыкально-педагогический и иностранных языков (1964 г.). В 1965 г. подготовка учителей в институте осуществлялась на дневном отделении на 6 факультетах по 11 специальностям, на заочном — на 4 факультетах по 8 специальностям, на вечернем — на 3 факультетах по 4 специальностям. Выпускники института работали во всех восьмилетних, средних школах и органах народного образования республики. Среди учителей Чувашии, имеющих высшее

образование, около 95 % составляли выпускники ЧГПИ им. И.Я. Яковлева9.

Подготовка учителей со средним педагогическим образованием для школ Чувашии осуществлялась в Канашском педагогическом училище. В рассматриваемый период здесь были открыты два новых отделения — музыкально-педагогического и физического воспитания. За 1959—1965 гг. училищем было подготовлено 1 554 учителя. Кроме того, решением директивных органов республики при 5 средних школах были организованы 11-е педагогические классы, которые в 1961—1964 гг. выпустили 447 учителей10.

В 1965 г. по сравнению с 1959 г. в республике количество учителей увеличилось с 10 320 до 13 444, в том числе с высшим образованием — с 2 661 до

5 042 чел. Также значительно улучшился состав учителей начальных классов11.

В 1961/62 учебном году в Чувашии возникли и первые опорные школы. В Канашском районе они были образованы на базе Шихазанской средней и Су-гайкассинской восьмилетней. В 1962/63 учебном году подобные школы появились во всех районах и городах республики, к 1965 г. их функционировало 80. Опорные школы стали центрами обобщения, изучения и распространения передового опыта лучших учителей и школ. Здесь организовывались курсы повышения квалификации учителей, проводились семинары-практикумы, научнопрактические конференции. Хорошо зарекомендовали себя такие опорные школы, как Урмарская средняя (директор Г.Е. Егоров), Калининская средняя (директор И.С. Нарышкин), Чебоксарская средняя № 7 (директор З.М. Волков), Байсубинская начальная (заведующий Н.Г. Скворцов) и многие другие12.

За большие заслуги в деле школьного образования в годы семилетки 42 учителям присвоено высокое звание заслуженного учителя школы РСФСР, 129 — заслуженного учителя школы Чувашской АССР, 307 награждены значком «Отличник народного просвещения», 68 учителей и других работников народного образования Чувашии — орденами и медалями СССР

№ 1, 2004

Однако несмотря на некоторые позитивные сдвиги в развитии системы просвещения республики в годы реформы школы, к середине 1960-х гг. в ней отчетливо проявились и негативные явления, которые привели к кризису проводимой реформы. Ежегодно оставались на второй год обучения тысячи учащихся. Только за 1964/65 учебный год таких было 4 161 чел., на осень были оставлены

6 249 учащихся. Во многих школах был низок уровень воспитательной работы, в частности трудового воспитания13.

К весьма тяжелым последствиям в развитии чувашской национальной школы привело, например, принятие постановления бюро ОК КПСС и Совета Министров ЧАССР от 26 июля 1960 г. «О переходе к обучению учащихся в 5—7-х классах на русском языке и мерах по улучшению изучения русского языка и литературы в чувашских школах». В соответствии с ним в городах и ряде районных центров родной язык перестали преподавать, чувашские школы были преобразованы в русские. Не уделялось должного внимания родному языку и в подготовке кадров для образовательных учреждений. Указанная директива явно противоречила традициям как мировой и русской, так и чувашской школы, заложенным великими просветителями-де-мократами Я.А. Коменским, К.Д. Ушин-ским и И.Я. Яковлевым, которые первостепенное значение в становлении и развитии личности, способной создавать национальные ценности, придавали родному языку. Одним из доводов для перехода школ Чувашии на русский язык обучения в классах среднего звена послужило, как было сказано в постановлении, «желание родителей», хотя ни референдума, ни серьезных лингвосоциологических исследований по данной проблеме тогда не проводили14. Во исполнение указанного решения в республике было прекращено издание учебников на чувашском языке для учащихся 5—7-х классов. С этого времени во всех чувашских школах начиная с 5-го класса преподавание общеобразовательных дисциплин, кроме чувашского языка и литературы, велось на русском языке, по русским учебникам, издаваемым в Москве.

В первую очередь преподавание на русском языке распространилось на предметы политехнического цикла. В 1962/63 учебном году из 435 чувашских восьмилетних и средних школ в 380 (что составляло 87 %) учащиеся 5—7-х классов занимались на русском языке. В 1964/ 65 учебном году во всех чувашских школах начиная с 5-го класса преподавание всех предметов велось на русском языке. Чувашский язык изучался как предмет школьного курса15.

Отметим, что еще в первые десятилетия советской власти значительное внимание уделялось развитию национальной школы на базе родного языка. В октябре 1918 г. вышло постановление Наркомата просвещения РФ «О школах национальных меньшинств», согласно которому все национальности, населяющие Россию, получили право обучать детей на родном языке в обеих ступенях единой трудовой школы. В 1918— 1928 гг. все звенья начальной и неполной средней школы были обеспечены учебниками на чувашском языке.

В 1926 г. был принят законодательный акт ЦИК ЧАССР по реализации чувашского языка. Этот документ предусматривал повышение статуса родного языка, в частности его внедрение в сферу государственной и общественной жизни. В соответствии с ним все русские учебники для неполной средней школы были переведены и изданы на чувашском языке. Ряд мер был направлен на осуществление преподавания чувашского языка в профессиональных учебных заведениях и вузах, усовершенствование грамматики и терминологии.

С середины 1930-х гг., в результате проведения политики административнокомандной системы в стране и в ходе развернувшихся массовых политических репрессий, была практически уничтожена национальная элита. Усиление тенденций к стиранию национальных различий, унификация культурной и общественной жизни негативно сказались на уровне национального развития чувашского народа.

1938 г. для национальных школ СССР стал переломным. С принятием постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 13 марта 1938 г. «Об обязательном изу-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

чении русского языка в национальных школах» начался целенаправленный переход на русский язык преподавания. На наш взгляд, тоталитарный режим превосходно осознавал политическую значимость образования, его способность быть мощным безотказным инструментом политического воздействия через идеологию. Не случайно И.В. Сталин в 30-е гг. непосредственно руководил отделом школ ЦК ВКП(б). С принятием упомянутого постановления процесс унификации наций через русификацию в системе образования принял широкий размах, что привело к закрытию во многих регионах чувашских школ, а в середине 50-х гг. — и национальных педагогических училищ.

На послевоенный период приходится новый этап в унификации национальных учебных заведений. Возрождается дореволюционный тип русско-наци-ональных, т.е. смешанных, школ. Такая черта стала характерной для всей РСФСР. В начале 50-х гг. из 12 483 нерусскоязычных школ 3 161 была смешанной по языку обучения.

Таким образом, 1940—1950-е гг. в судьбе национальной школы стали временем испытаний. Унификаторская политика привела к восстановлению и численному увеличению смешанных дву- и трехъязычных школ, а также к переходу в старших классах к изучению предметов на русском языке.

В соответствии с вышеупомянутым постановлением от 26 июля 1960 г. учащиеся чувашских школ с 5-го класса были повсеместно переведены на русский язык обучения по всем предметам, а во многих школах — даже с 1-го класса. Все это явилось серьезной ошибкой и затормозило развитие чувашской национальной культуры, национального самосознания чувашского народа, в действительности «загнало» родной язык в семейно-бытовую сферу. Опыт работы чувашской школы свидетельствует, что в выборе языка обучения в средних учебных заведениях не должно быть никакой спешки и непродуманных решений. То, что прогнозирующая система у нас в государстве нередко не срабатывает, а судьбоносные решения принимаются в верхах без достаточного научного обоснования, подтвердилось в 1960-е гг.

Переход к преподаванию всех предметов на русском языке вызывал определенные трудности у учащихся, особенно из сельской «глубинки». Он несколько способствовал повышению успеваемости по русскому языку, но никак не помог овладению школьниками основами наук, не повлиял положительно на уровень их знаний, умений и навыков по всем другим дисциплинам. Появилась недооценка родного языка в обучении, одновременно шло сокращение часов, отводимых на изучение чувашского языка. Стал падать престиж родного языка в глазах его носителей. Даже в райцентрах с чисто чувашским населением общеобразовательные школы были переведены на русский учебный план, чувашский язык и литература в них перестали изучаться как предмет. А в городах и рабочих поселках городского типа вообще не стало чувашских школ. В образовательной системе появился парадоксальный феномен: «русская школа с нерусским составом учащихся»16.

Среди чувашей в ходе индустриализации края стало бытовать мнение, что «дальше Канаша чувашский язык вряд ли пригодится». Это можно было понять как в прямом, так и в переносном смысле. Со строительством железной дороги Канаш стал станцией, связывающей европейскую часть страны с азиатской, что способствовало укреплению межнациональных, культурных, бытовых и других связей народов России, в том числе и русско-чувашских. Нет сомнения в том, что русский язык как язык обучения в школе для малочисленных народов в целом стал катализатором социально-экономического прогресса, приблизил их к русской и мировой культуре. Безусловно, преподавание предметов на языке межнационального общения открывало широкие возможности для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах, подготовки молодежи к активной трудовой и общественнополитической жизни, а также для успешной учебы в высших, средних специальных учебных заведениях страны. Но в тот момент, на рубеже 50—60-х гг., когда не было соответствующей базы для перехода на русский язык обучения, решение партийных руководителей республики и

№ 1, 2004

предложение Министерства просвещения ЧАССР обеспечить в течение ближайших 2—3 лет перевод преподавания всех предметов на русский язык начиная с 5-го класса были преждевременными, вызвали ряд отрицательных последствий.

Как вспоминает видный ученый-педагог Д.Е. Егоров, некоторые работники Министерства просвещения, учителя школ республики также указывали на преждевременность этого «школьного эксперимента», выдвигали конкретные предложения, но они в расчет не прини-мались17. В постановлении бюро Чувашского ОК КПСС от 16 июля 1963 г. «О ходе выполнения постановления бюро Чувашского ОК КПСС и Совета Министров Чувашской АССР от 26 июля

1960 г.» Министерству просвещения Чувашии и органам народного образования на местах было указано на то, что они «не осознали до конца, что переход к обучению на русском языке в чувашских школах является одной из важнейших проблем народного образования в республике и имеет огромное народно-хозяйственное и политическое значение»18.

Министерство народного просвещения Чувашской АССР и Институт усовершенствования учителей в рассматриваемый период серьезное внимание уделяли проблеме улучшения преподавания русского языка. Вопросам перехода к обучению на русском языке в 5—7-х классах чувашской школы и подготовки учащихся начальных классов к этому переходу были посвящены научно-практические конференции, проведенные на базе Вурманкасинской опорной школы Вурнарского района (1963 г.) и в Чебоксарах (1965 г.). В течение 1960 — 1965 гг. более 450 учителей русского языка и литературы прошли месячные курсы повышения квалификации. Учителя-предметники свои знания по русскому языку повышали также на годичных курсах без отрыва от работы. Большая работа проводилась с учителями начальных классов. В 1960—1965 гг. курсовую переподготовку прошли 7 412 учителей 1—4-х

классов19.

В условиях «изолированного от мира» развития некоторые советские и партийные руководители республики «упорно» не хотели замечать, что преж-

девременный перевод чувашских школ на русский язык обучения может вызвать ряд отрицательных последствий в обществе, хотя I сессия Верховного Совета Чувашской Республики седьмого созыва (март 1967 г.), в основном одобрив переход на русский язык обучения в старших классах чувашских восьмилетних и средних школ, указала на недопустимость умаления роли родного языка как языка обучения, особенно в начальных классах. Депутаты отметили необходимость улучшения преподавания родного языка и литературы в чувашских школах, подготовки и переподготовки кадров учителей и научно-исследовательской работы по чувашскому языку20.

Введение в 1960 г. добровольного, «по желанию родителей», изучения родного языка в общеобразовательных школах привело к тому, что за четверть века в республике и районах чувашской диаспоры выросло целое поколение чувашей, не знающих родного языка, следовательно, уже в значительной мере потерявших связи с историческими корнями. В рассматриваемый период более половины чувашей проживали за пределами исконной территории своей национальной государственности. Из-за игнорирования проблем развития национальной культуры и школы в субъектах Российской Федерации в местах компактного проживания чувашей в Ульяновской, Саратовской, Куйбышевской областях, в Татарской и Башкирской АССР перестали функционировать чувашские национальные районы и сельские советы, выходить районные газеты и журналы на чувашском языке, учрежденные в 20—30-х гг.

Таким образом, школьная реформа 1958 г. породила массу проблем, особенно в развитии национальных школ страны. Опыт разработки и реализации политики КПСС в области школьного образования убедительно показал, что недостаточно обоснованная научно и слабо подготовленная материально реформа общеобразовательной школы не могла привести к достижению намеченной цели. Попытки преобразования общеобразовательных школ в школы с производственным обучением в ходе реализации школьной реформы себя не оправдали. В указанных процессах противоречия меж-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ду количественными и качественными характеристиками образования не находили своего разрешения. Причиной такого положения явилось то, что, развиваясь в командно-административной системе управления, советская школа сама была продуктом этой системы. Отсюда — унификация форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, тормозившая развитие личности.

И лишь в последнее десятилетие XX в., в связи с началом перестроечных явлений в стране, с открытием и функционированием общественно-культурных центров во многих субъектах Российской Федерации, наметилась тенденция к восстановлению, расширению сети чувашских школ и классов вне Чувашской Республики. В Чувашской Республике сегодня проводится определенная работа по возрождению национальных школ. 6 декабря 2002 г. Постановлением Кабинета Министров утверждена Республиканская программа по реализации Закона ЧР «О языках в Чувашской Республике» на 2003—2007 гг. и на период до 2012 г. В числе основных целей и задач Программы — дальнейшее укрепление связей с чувашской диаспорой, оказание ей помощи в удовлетворении культурных и образовательных потребностей. В Перечень индикаторов эффективности программных мероприятий включен раздел «Оказание помощи чувашской диаспоре в регионах России и странах СНГ». Во многих субъектах России наметилась тенденция к восстановлению, расширению сети чувашских школ и классов. По данным Министерства образования Чувашской Республики на начало 2002/03 учебного года, 305 школ с преподаванием чувашского языка располагались в 14 регионах России с контингентом учащихся 32 865 чел., изучающих чувашский язык как предмет21.

Изучение чувашского языка во всех общеобразовательных учреждениях в качестве государственного языка положило начало широкому двуязычию среди населения, способствовало укреплению атмосферы взаимного уважения и дружбы между представителями проживающих в республике народов. Жизненная необходимость двуязычия чувашским

народом осознана еще со времен И.Я. Яковлева, который говорил: «Русский язык чувашам необходим, но не вместо родного, а наряду с родным». Положение с преподаванием чувашского языка в республике из года в год улучшается. В 181 русскоязычной школе 100,8 тыс. учащихся (52,9 %) изучают чувашский язык как учебный предмет. В 10—11-х классах русских национальных школ введены уроки чувашской литературы с преподаванием на русском языке22.

Таким образом, незавершенность школьной реформы 1958 г. отражается и на состоянии современной школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Чувашская АССР за 70 лет. Чебоксары, 1990. С. 276.

2 См.: Егоров В.Е. Развитие народного образования Чувашии в годы семилетки (1959— 1965 гг.). Чебоксары, 1967.

3 См.: Чувашская АССР за 70 лет. С. 23.

4 Там же. С. 8.

5 См.: Развитие системы общего образования Чувашии между двумя ее реформами (1959— 1984 гг.). Чебоксары, 1999. С. 12.

6 См.: Чувашская АССР за 70 лет. С. 45.

7 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 2306, оп. 73, д. 2700, л. 131.

8 Там же, д. 4285, л. 1.

9 См.: Анисимов Г.А. Проблемы двуязычного обучения в чувашской школе // Халах шкуле. (Народная школа). 1994. № 5. С. 1—2.

10 См.: Егоров Н.Е., Сергеев Т.С. Развитие общеобразовательной школы // Из истории культуры Чувашской Республики. Вып. 1. 1917—1985. Чебоксары, 1992. С. 26.

11 ГАРФ, ф. 2306, оп. 73, д. 2700, л. 131.

12 Там же, д. 4285, л. 98.

13 См.: Егоров В.Е. Указ. соч. С. 106.

14 См.: Анисимов Г.А. Указ. соч. С. 2.

15 См.: Егоров В.Е. Указ. соч. С. 130.

16 Андреев И.А. Думы о национальной школе // Сов. Чувашия. 1996. 15 дек.

17 См.: Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах. Чебоксары, 1998. С. 56.

18 Центральный государственный архив общественных объединений Чувашской Республики, ф. 1, оп. 28, д. 432, л. 35.

19 См.: Культурное строительство в Чувашской АССР: Сб. док. Кн. 2. (1938—1967 гг.). Чебоксары, 1968. С. 346.

20 Там же. С. 345.

21 Текущий архив Министерства образования Чувашской Республики.

22 См.: Чернова Г.П. За реформу без потрясений // Халах шкуле. (Народная школа). 2003. №1. С. 5.

Поступила 12.03.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.