Научная статья на тему 'Рефлексия совместной деятельности детей и вожатого в детском оздоровительном лагере'

Рефлексия совместной деятельности детей и вожатого в детском оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8663
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ВОЖАТЫЙ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульников Антон Николаевич, Беловолов Валерий Александрович

Статья раскрывает сущность понятия «рефлексия», цель рефлексии совместной деятельности детей и вожатого, психолого-педагогические особенности средств, приемов и методов, способствующих развитию рефлексии у детей, а также способы организации вожатым рефлексивной деятельности в детском оздоровительном лагере, как условия развития профессионально-педагогической компетентности вожатого ДОЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никульников Антон Николаевич, Беловолов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия совместной деятельности детей и вожатого в детском оздоровительном лагере»

РАЗДЕЛ VIII ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.03.5

Никулъников Антон Николаевич

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов, Новосибирского государственного педагогического университета, а.тк(а)п%ь\ ги, Новосибирск

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета начальных классов ГОУ ВПО НГПУ, vabelovolov@maiI.ru, Новосибирск

РЕФЛЕКСИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВОЖАТОГО В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Nikulnikov Anton Nikolaevicli

Post-graduate Department of Pedagogy and Psychology Faculty of primary school of the Novosibirsk State Pedagogical University, a.nik@ngs.ru, Novosibirsk

Belovolov Valeriy Alecandrovich

Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of department ofpedagogy and psychology NGPU, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk

REFLECTION OF JOINT ACTIVITY OF CHILDREN AND A LEADER IN A CHILDREN'S SUMMER CAMP

Переход российского образования на компетентностный подход в обучении и воспитании детей предполагает развитие профессионально-педагогической компетентности работников дополнительного образования. Данный подход представляет собой сформулированные в рамках «Болонского процесса», а также в проекте «Tuning» ключевые компетенции.

Развитие профессионально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря рассматривается нами как одна из важных проблем современного образования, решаемая в процессе подготовки вожатых. В данном контексте особое место занимает рефлексия совместной деятельности вожатого и детей в детском оздоровительном лагере.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [2]. В психологии, рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия может также пониматься как механизм взаимопонимания -осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то, или иное впечатление на партнера по общению [2].

А. Н. Никульников, В. А. Беловолов

Рефлексия предполагает особое направление внимания на собственную деятельность, а также достаточную зрелость субъекта. Рефлексия выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью -того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

Помимо этого рефлексия - это попытка отразить происшедшее с личностным «Я». Что я думал? Что чувствовал? Что приобрел? В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими»? «Как воспринимал я иное поведение других»? Стимулируя и развивая рефлексию, вожатый содействует формированию у ребенка способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих [6].

Можно выделить три сферы существования рефлексии: мышление, коммуникация и самосознание. Если в первых двух сферах механизм развития рефлексии у детей - формирование в специально созданной среде, то в сфере «самосознание» вожатый, лишь обеспечивает условия для порождения процессов рефлексии. Мы учитываем это в деятельности детского оздоровительного лагеря, понимая, что в процессе движения к самовоспитанию ребенок выступает как субъект собственного развития. Важно помнить, что основу саморазвития составляет активность ребенка, однако помощь имеет также большое значение. Ребенка нельзя заставить заниматься своим личностным развитием, можно лишь создать условия для разворачивания потенциала его внутреннего мира.

Таким образом, целью рефлексии совместной деятельности вожатого и детей в детском оздоровительном лагере является создание условий для формирования у детей способностей:

- осознавать себя носителем знаний, чувств, воли, отношений;

- производить осознанный выбор, основанный на системе ценностей;

- вырабатывать активную позицию по отношению к самому себе и собственной жизни.

Умение выбирать, определение личностной позиции - эта задача вожатого в развитии рефлексии у детей и подростков. В условиях временного детского коллектива данная задача оказывается актуальной, потому что пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере, ритм жизни и отношений в течение смены ставит его в ситуацию постоянной череды выборов, которые ему приходится делать, зачастую обращаясь только к собственному опыту.

Психолого-педагогические особенности средств, приемов и методов, способствующие развитию рефлексии у детей можно объединить в следующие боки [6].

Блок задач. Постановка самим ребенком тех задач, которые он хочет решить вместе с вожатым. Вожатый на данном этапе помогает ребенку осоз-

РЕФЛЕКСИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВОЖАТОГО...

нать актуальную задачу и переформулировать ее так, чтобы сделать понятной ребенку. Желательно, чтобы ребенок озвучил и какую-либо свою, не идущую от взрослых задачу. Если задач несколько, можно предложить их ранжировать по важности и срочности решения.

Информационный блок. Знакомство ребенка с будущей деятельностью ребенка в лагере. Задача вожатого - подготовить в зависимости от возраста ребенка содержание, объем информации о предстоящей деятельности и степени ее сложности. Вожатый может или заранее приготовить заготовку с написанной информацией, или непосредственно на сборе оформить данную информацию вместе с детьми.

Диагностический блок. Изучение и осознание ребенком своих возможностей совместно с вожатым. Отличие данного блока от обычной диагностики в том, что ход и результаты диагностики достаточно открыты для ребенка. В данном случае задачей вожатого является подбор таких методик, которые были бы понятны самому ребенку, просты в исполнении, легки в анализе результатов.

Рабочий блок. Способствование появлению у ребенка желания самостоятельно работать над собой. Задача вожатого - продумать и предложить ребенку такое задание, которое стимулировало бы его к самопознанию и саморазвитию. Нужно учитывать, что упражнения не должны отнимать у ребенка много времени на выполнение. На первых этапах совместной работы с ребенком такие задания могут носить творческий, эмоциональный характер; в дальнейшем можно вводить задания, требующие волевых усилий и самоконтроля.

Рефлексивный блок. Осознание ребенком произошедших в нем изменений, оценка этих изменений, принятие (или не принятие) новых способов решения поставленных перед ним задач, осознание изменений в окружающем мире. Здесь задача вожатого - предъявление ребенку фактов изменения в нем самом и вокруг него, помощь в вербализации изменений, фиксации нового опыта.

Проектировочный блок. Постановка ребенком новых задач развития. Задача вожатого состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь ребенку взглянуть в будущее и самоопределиться в направлении своего развития, с другой - показать, каким способом ребенок достиг поставленной задачи, продемонстрировать этапы в достижении цели.

Одним из способов организовать эффективное взаимодействие вожатого с детьми и подростками является умение грамотно использовать рефлексивную деятельность. Самый простой способ провести рефлексию - задать вопросы ребенку: «Чего ты хочешь?», «Чего ты чувствовал, когда делал то-то и то-то?». Рефлексия может быть проведена в письменной форме: детям предлагаются недописанные фразы, задающие направление их мыслей. Например: «Мои новые товарищи - это...», «Мой идеал...», «Мой любимый герой...» и т. д.

Рефлексия может быть построена также и в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности. Например,

А. Н. Никульников, В. А. Беловолос

игры на «знакомство», имитационные игры, психотехнические упражнения «Кто я?», «Без маски», «Я глазами группы» и т. д. Рефлексия не должна доставлять ребенку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Вожатый и сверстники ребенка не должны оценивать его в этот момент. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни [6]. Ведущим фактором продуктивности общения вожатого и ребенка является организация специального пространства совместной деятельности.

Итоговые результаты имеют различную форму и содержание, в зависимости от возраста детей и тех целей, которые ставит вожатый. Итоговое обсуждение может быть использовано вожатым, для акцентирования конкретных задач, вопросов, качеств, способностей или состояний; для фиксации актуального уровня развития ребенка. Обязательным условием подведения итогов является указание временных параметров.

Таким образом, для получения объективных результатов, способствующих принятию эффективного решения вожатому необходимо: понимание сущности рефлексии, осознание цели рефлексии его совместной деятельности с детьми, а также понимание психолого-педагогических особенностей средств, приемов и методов, способствующих развитию рефлексии у детей в детском оздоровительном лагере.

Библиографический список

1. Обухов, А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности [Текст] / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 13. -С. 18-38.

2. Рефлексия. Методики для Вожатых. Летний лагерь http://www.summercamp.ru.

3. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии. [Текст] / С. JI. Рубинштейн, - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

4. Садовский, В. Н. Задачи, методы и приложения общей теории систем [Текст] / В. Н. Садовский, Э. П. Юдин.// Исследования по общей теории систем. -М.: Проспект, Велби, 1969. - С. 3-22.

5. Система воспитательной работы в летнем лагере [Текст]: учеб.-метод. пособие/ сост.: Н. К. Зинькова, С. 3. Ловцова, Н. П. Харитонова. - Витебск, 1988.- 174 с.

6. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований. [Текст] / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 151 с.

7. Школьная площадка. Организаторам досуга детей на каникулах [Текст] / Авт.-сост. А. Н. Никульников. - 3-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.