Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря как педагогический феномен'

Профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7956
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

Статья раскрывает понятие «профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря» как совокупность обозначенных автором ключевых компетенций, позволяющих вожатому выполнять профессионально-педагогические функции, с целью достижения позитивных результатов в воспитании детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря как педагогический феномен»

УДК 37

Никульников Антон Николаевич

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ФНК Новосибирского государственного педагогического университета, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОЖАТОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Nikulnikov Anton Nikolaevich

Post-graduate of the pedagogics and psychology chair of the Novosibirsk State Pedagogical University (the Institute of Arts), a.nik@ngs.ru, Новосибирск

THE MAIN POINT OF CONCEPT «PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF LEADER OF CHILDREN’S HEALTH CAMP»

Компетентностный подход как системная концепция описания образованности человека стал интенсивно развиваться в конце 90-х годов XX в. и в первые годы XXI в. под воздействием влияния моделей образования в Западной Европе и США, в том числе, развернувшегося в конце 90-х годов XX в. Болонского процесса. Авторский коллектив (О. Ф. Алексеева, Б. И. Боденко, А. М. Князев и др.) под руководством И. А. Зимней в коллективном научном докладе, «Становление ключевых социальных компетенций на разных уровнях образовательной системы», представленном на XI симпозиуме «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» [6], указывают, «проблема компетентности как «определенного результата образования» была впервые представлена в России в 2001 г. материалами «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования», в которых были рассмотрены «история разработки проблемы компетентности, самого компетентностного подхода» как зарубежными (Дж. Равен, В. Хутмахер), так и отечественными (В. И. Байденко, В. А. Болотов, В. В. Сериков, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) исследователями.

Этимология слова «компетентность» - это производная от слова «компетенция». Слово «компетенция» (competentia) латинского происхождения от competo - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу. В словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, «правомочность», «авторитетность, полноправность», а также буквально означает согласованность частей, соразмерность, симметрию. Согласно этимологии, основные формообразующие признаки компетенции соответствие, совпадение» [8]. Понятие «компетенция» так же трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) како-

го-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями» [13].

Мы считаем, что необходимо разграничить понятия «компетентность» и «компетенция».

Представим подходы исследователей к рассмотрению понятия «компетентность».

В. Г. Онушкин и Б. И. Огарев, определяют «компетентность» как общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела» и указывают, что он обычно употребляется к лицам специального социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия и понимания, знаний и умений реальному уровню сложности, выполняемых задач и решаемых проблем [5].

А. Г. Никифоров рассматривает компетентность в широком и узком смысле слова. Широкое толкование при этом имеет три стороны: методологический принцип руководства и управления, форма проявления сознательной общественной активности, элемент социальной роли руководителя. В узком смысле слова, компетентность связана с отраслевой спецификой управленческой деятельности [2].

Важно также рассмотреть содержание понятия «компетенция».

А. В. Хуторской считает, что компетенция включат в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и интересов, необходимых для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним [9, с. 137].

В исследованиях И. А. Зимней указывается что компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Среди них можно выделить [1].

1. Компетенции, относящиеся к человеку как к личности, субъекту деятельности, общения: гражданственности, здоровьесбережения, саморегулирования и др.

2. Компетенции, относящееся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции, относящиеся к деятельности человека: познавательной, информационной и т. д.

В современной педагогической литературе можно выделять несколько уровней компетенций.

В рамках проекта «Tuning» [14] компетенции, формируемые высшим профессиональным образованием, разбиты на два класса:

- компетенции, относящиеся к предметной области, - предметно специализированные компетенции;

- универсальные компетенции (навыки), несвязанные непосредственно с решением профессиональных задач, но связанные с успешностью профессиональной деятельности опосредованно.

Предметно-специализированные компетенции по проекту «Тип^» отражают ключевые компетенции, которые тесно связаны со специфическим знанием области обучения и обеспечивают своеобразие и состоятельность конкретных программ на соискание степени [14].

В рамках данного проекта ключевые компетенции понимаются как динамическая комбинация знаний, понимания, навыков и способностей.

Касаясь профессионально-педагогической компетентности, необходимо отметить, что сущность данного понятия заключается в синтезе понятий «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность».

Л. В. Тарасова понимает категорию профессиональной компетентности как «высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами служебной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач» [7, с. 47].

Л. В. Львов считает что «профессиональная компетентность» - это интегративное качество личности специалиста, состоящее из ключевых компетенций и включающее систему адекватных профессиональных умений (знаний, навыков, освоенных обобщенных способов решения профессиональных задач), а также личностных и профессионально-важных качеств» [4, с. 104].

В исследованиях, посвященных педагогической компетентности, подчеркивается, что она имеет две составляющие: теоретическую и практическую. Взаимная связь этих двух сторон рассматривается в работах следующих исследователей.

Н. В. Кузьмина, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин исследуют взаимосвязь методологических, научно-теоретических и практических знаний. В. В. Краевский, О. И. Котлярова изучают сочетание научно-теоретических и нормативных знаний, регулирующих деятельность учителя. М. Н. Скаткин уделяет внимание также взаимосвязи содержательных и операционных знаний. С. И. Архангельский изучает сочетание фундаментальных и инструментальных знаний. Г. Н. Сериков, О. И. Котлярова изучают связь теоретических и практических знаний с конкретикой их применения в профессиональной деятельности, сочетание знаний, составляющих методологический фундамент профессиональной деятельности, и знаний как инструмента практических действий.

Таким образом, профессионально-педагогическая компетентность понимается нами как системная, интегративная совокупность ключевых компетенций, позволяющая специалисту выполнять профессионально-педагоги-ческие функции.

Для определения сущности профессионально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря мы опираемся на различные существующие точки зрения относительно профессиональных знаний и умений вожатого.

По мнению С. А. Шмакова [12] можно выделить следующие профессиональные знания и умения входящие в профессионально-педагогическую компетентность вожатого:

Знания: педагогики, возрастной психологии, государственной политики в области образования, принципов деятельности молодежных организаций, закономерностей развития временного детского коллектива.

Умения: проектирования развития коллектива, перспективы деятельности отряда, составления планов работы отряда, анализа процесса и результата работы отряда, рационального распределения поручений между детьми в отряде, использование в отряде возможностей системы самоуправления или соуправления, широкое использование различных видов игр.

Опираясь на исследования Н. В. Кузьминой [3] можно выделить, пять основных видов деятельности вожатого.

1. Конструктивная. Отбор и проектирование воспитательных мероприятий, в последовательности их проведения, в изучении отряда, условий их деятельности, в прогнозировании будущих воспитательных результатов.

2. Методическая. Умение пользоваться и работать с методической литературой, взаимодействовать с методистами по вопросам воспитания, создавать методическую базу в отряде, грамотно организовывать воспитательные мероприятия.

3. Организаторская. Имеет три аспекта: формирование правильного отношения у ребят к любому виду деятельности, организация самой деятельности, рационализация деятельности.

4. Коммуникативная. Разделяется на несколько видов:

- взаимоотношения с отдельными детьми;

- взаимоотношения со своим отрядом;

- взаимоотношения со всеми отрядами детского оздоровительного лагеря, с педагогическим коллективом и родителями.

5. Контрольная. Контроль своей работы отдельных ребят и всего отряда. Существуют следующие формы коллективного контроля: отчеты на планерках, ведение педагогического дневника, анализ деятельности и самоанализ.

Исследование Н. С. Чагиной позволило рассмотреть нам содержательное наполнение понятия «социально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря» [10], которое представляет собой совокупность следующих компонентов:

- личностно-гуманистическая направленность;

- знание психолого-педагогических основ воспитания и развития;

- владение умениями и навыками современных педагогических технологий;

- коммуникация и рефлексивная культура;

- креативность;

- толерантность;

- эмпатийность.

Структура социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря представленная в исследовании Н. С. Чагиной выглядит совокупностью трех компонентов.

1. Когнитивный компонент, включающий в себя знания: педагогические; психологические; социально-педагогические; культурно-досуговой деятельности; основ оказания первой медицинской помощи; возрастных особенностей детей; нормативно-правовой базы деятельности вожатого.

2. Личностный компонент выражается в: внутренней готовности осуществлять соиально-педагогическую деятельность; педагогическом оптимизме; гуманистической позиции; альтруизме; толерантности эмпатии; развитии личностной и профессиональной рефлексии; коммуникабельности; ответственности; креативности.

3. Технологический компонент выражается в: готовности к педагогическому общению и взаимодействию с детьми; умении организовывать досуг детей; умении выполнять социально-педагогические функции; умении оказать педагогическую поддержку воспитанникам; организаторские умения; умение создавать каждому ребенку ситуацию успеха и ощущение того что он принят;

В рамках компетентностного подхода и выделенных нами основных его положений для построения модели развития профессионально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного необходимо определить ключевые компетенции, совокупность которых составляет профессионально-педагогическую компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря.

1. Нормативно-правовая компетенция.

Понимание нормативно-правовых основ работы вожатого на трех уровнях:

Федеральный уровень:

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Конституция Российской Федерации.

- Закон РФ «Об образовании».

Уровень системы дополнительного образования детей:

- Федеральный закон «О дополнительном образовании».

- Концепция модернизации дополнительного образования Российской Федерации до 2010 г.

Уровень детского оздоровительного лагеря:

- «Положение о детском оздоровительном лагере».

- Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей, Санитарно-гигиенические правила и нормы (Извлечения), СанПиН № 42-125.

2. Психолого-педагогическая компетенция.

Знание вожатым основ педагогики и психологии. Понимание возрастных и психологических особенностей детей и подростков, их поведения и поступков на различных возрастных этапах. Учитывание вожатым физиоло-

гических и психологических особенностей мальчиков и девочек разного возраста.

3. Диагностико-прогностическая компетенция.

Владение вожатым диагностическими методиками изучения личности ребенка и временного детского коллектива. Умение выявить проблему в отряде, поставить цель и определить задачи деятельности. Использование необходимых форм и методов, а также подбор соответствующего содержания воспитательной деятельности для достижения предполагаемого результата.

4. Проективно-аналитическая компетенция.

Планирование вожатым структуры действий на различные промежутки времени: день, неделя, месяц. Владение методикой проектирования воспитательной деятельности в отряде. Умение анализировать поведения детей в отряде. Умение осуществлять анализ воспитательного процесса. Владение рефлексией собственной деятельности.

5. Коммуникативная компетенция.

Владение вожатым навыками вербального и невербального общения, грамотной речью. Умение вести рассказ или дискуссию, мотивировать и защищать свои предложения и решения. Способность выстраивания партнерских отношений с детьми и коллегами.

6. Организаторская компетенция.

Реализация вожатым правил поведения и совместной деятельности в отряде на протяжении всей смены. Владеие методиками объединения и сплочение временного детского коллектива. Умение организовывать индивидуальную, групповую, коллективно-творческую деятельность. Умение организовывать в отряде систему детского соуправления и самоуправления.

Таким образом, исходя из вышесказанного, профессионально-педагогическую компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря мы понимаем как системную, интегративную совокупность обозначенных ключевых компетенций, позволяющую ему выполнять профессионально-педагогические функции, с целью достижения позитивных результатов в воспитании детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Профессионально-педагогическая компетентность вожатого выражается в его готовности самостоятельно выполнять возложенные на него функции, выстраивать и преобразовывать профессионально-педагогическую деятельность, адекватную ситуации и своим способностям.

Библиографический список

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / И. А. Зимняя - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

2. Компетентность и ее значение в управлении производством // Вестник московского университета, 1973 -№ 3. - С. 196

3. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования [Текст] / Н. В. Кузьмина - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалиста, 2001. - 104 с.

4. Львов, Л. В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука, 2004. - № 5. - С. 104-105

5. Опушкин, В. Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии [Текст] / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб. Воронеж: ИОВ РАО. 1995. - 232 с.

6. Субетто, А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций [Текст] / А. И. Субетто - М: Иссле-доват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. - С. 5.

7. Тарасова, Л. В. Профессиональная компетентность, как структурный компонент личности [Текст] / Л. В. Тарасова // Журнал прикладной психологии, 2005.-№4.-С. 45

8. Тарасова, Л. В. Профессиональная компетентность, как структурный компонент личности [Текст] Л. В. Тарасова // Журнал прикладной психологии, 2005. -№4. - С. 45.

9. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.

Ю.Чагина, Н. С. Формирование социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря [Текст]: дис. канд. пед. наук. / Н. С. Чагина - М.: 2008. - 157 с.

11. Школьная площадка. Организаторам досуга детей на каникулах [Текст] / Авт.-сост. А. Н. Никульников. - 3-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. зд-во, 2008.- 192 с.

12. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков -М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

13. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 с

14. Tuning approach 2003-2010: competences. Электронный ресурс http://www. mol. fi/mol/fi/99_pdf/fi/06_tyoministerio/06_julkaisut/07_Julkaisu/thj333.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.