Научная статья на тему 'Речевое воздействие в современной политической коммуникации'

Речевое воздействие в современной политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3341
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРВЬЮ / ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА / КОНФЛИКТНЫЙ ДИСКУРС / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / УСПЕХ/НЕУСПЕХ КОММУНИКАЦИИ / THE PRESIDENT'S MESSAGE / SUCCESS / FAILURE OF COMMUNICATION / SPEECH INFLUENCE / INTERVIEW / PRESS-CONFERENCE / CONFLICT DISCOURSE / DIALOGUE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кошкарова Наталья Николаевна

Статья посвящена анализу способов речевого воздействия в современной политической коммуникации на примере таких жанров, как интервью, пресс-конференция, Послание Президента. Конфликтный дискурс часто является сферой реализации выделенных механизмов речевого воздействия. Во всех трех жанрах представляется возможным проследить специфику диалогических отношений руководителя государства с народом, с подчиненными и оппонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH INFLUENCE IN MODERN POLITICAL COMMUNICATION

The article is devoted to the analysis of speech influence's means in modern political communication illustrated by such genres as interview, press-conference, the President's Message. Conflict discourse is often used as the realization's sphere of speech influence's mechanisms. In all three genres it is possible to observe the specific character of dialogue relations between a state leader and people, subordinates and opponents.

Текст научной работы на тему «Речевое воздействие в современной политической коммуникации»

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Речевое воздействие, интервью, пресс-конференция, Послание Президента, конфликтный дискурс, диалогичность, успех / неуспех коммуникации.

Не вызывает сомнения тот факт, что усиление роли политического лидера в общественном устройстве любой страны находит свое отражение в новых формах общения главы государства с народом, в формировании политики активного лидерства, в модернизации форм взаимодействия первого лица с обществом и прессой. Руководители государства общаются со своими подчиненными, оппонентами, с целой страной в разном формате — на пресс-конференциях, во время интервью с журналистами, на различных заседаниях, в прямом эфире телеканалов и радиостанций, в форме обращений и посланий Федеральному Собранию РФ. В связи с анализом форм взаимодействия главы государства с подчиненными и народом на первый план выходят положения современной науки о речевом воздействии.

Речевое воздействие в современной политической коммуникации имеет огромное значение по причине того, что коммуникация в данном случае будет определяться тем типом деятельности, который организован в каждом конкретном случае. Речевое воздействие в анализируемом нами материале будет иметь свою специфику ввиду эмоционального отношения коммуникантов друг к другу, столкновения ценностных ориентаций и интересов участников общения, эмоциональности анализируемого типа интеракции. На наш взгляд, во всех формах общения политика с аудиторией изучение механизмов речевого воздействия является особенно важным, так как в данном случае наиболее ярко будут проявляться статусные роли собеседников, отличия в их социальном опыте, степень речевой культуры, то есть все факторы, которые в той или иной степени влияют на успех / неуспех коммуникации.

Однако, несмотря на важность изучения речевого воздействия в современной лингвистике, ученые не пришли к единому мнению по вопросу определения данного понятия. Так, в коллективной монографии «Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации» речевое воздействие определяется как регуляция деятельности одного человека другим человеком при помощи речи [Речевое воздействие..., 1990]. И.А. Стернин рассматривает речевое воздействие намного шире, включая в арсенал приемов воздействия одного человека на другого невербальные средства: «Речевое воздействие может быть определено как воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели» [Стернин, 2001, с. 54]. При этом автор отмечает, что современная наука о речевом воздействии имеет следующие основные разделы:

— речевое воздействие в публичной речи, адресованной «живой» аудитории;

— речевое воздействие в межличностном общении;

— речевое воздействие в условиях массовой коммуникации.

В анализируемом нами материале с разной полнотой реализуются все три направления речевого воздействия на адресата: политик в любом формате своего общения с партнером по коммуникации обращается к живой аудитории; в зависимости от форм интеракции общение происходит в межличностном формате (чаще всего во время интервью или пресс-конференций); выбранные нами формы общения политика с аудиторией принадлежат к разделу массовой коммуникации. В данной работе наша цель - проследить различие в реализации средств речевого воздействия на примере таких жанров политической коммуникации, как интервью, пресс-конференция и Послание Президента. На наш взгляд, особенно важным является изучение механизмов речевого воздействия в жанре интервью, где происходит активное коммуникативное взаимодействие интервьюера и интервьюируемого, что приводит в конечном счете к образованию специфичного дискурса.

Специфичность же дискурса в данном случае заключается не только в форме его построения (последовательности реплик), но и в общей тональности (которая иногда может носить деструктивный характер). В интервью на политические темы часто используется такой способ речевого воздействия, как угроза, а вернее, ее разновидность - предупреждение (иногда в форме совета). Предупреждение, на наш взгляд, также может обладать некоторым агрессивным потенциалом, так как, по мнению Н.В. Хохловой, существует две разновидности данного речевого акта: этикетная и конфликтная [Хохлова, 2004]. Семантические различия между двумя видами предупреждения автор видит в следующем: эмоциональное состояние автора этикетного предупреждения характеризуется нейтральностью; для автора конфликтного предупреждения первостепенным является карательное действие. Так, например, в интервью ведущему американского телеканала «Си-Эн-Эн» Лари Кингу Председатель Правительства Российской Федерации так ответил на вопрос интервьюера о возможном исчезновении российской демократии: «И когда мы говорим нашим американским коллегам о том, что есть системные проблемы в этой сфере, мы слышим: "Вы к нам не лезьте. У нас так сложилось, так и будет". Мы не лезем, но я хочу и нашим коллегам посоветовать: и вы к нам не лезьте. Это суверенный выбор российского народа. Российский народ сделал однозначный выбор в сторону демократии в начале 90-х годов. И с этого пути не свернет. В этом никто не должен сомневаться. В этом сама Россия заинтересована. И мы, безусловно, пойдем по этому пути». Как видно из приведенного примера, современные политики не эксплицируют свои намерения наказать своих оппонентов за недостойное поведение на политической арене, однако предупреждение о возможных негативных последствиях каких-либо действий для оппонентов, выраженное в данном случае в форме совета, не лишено деструктивного и агрессивного начала.

Подобные случаи реализации способов речевого воздействия мы предлагаем характеризовать как функционирующие в рамках конфликтного дискурса, под которым, в свою очередь, мы понимаем речевое взаимодействие адресанта, адресата и целевой аудитории, совокупность способов речевого воздействия, стратегий речевого поведения в конфликтной коммуникации, речевых тактик и порождаемых речевых реакций, определяющих эксплицитное и имплицитное содержание соответствующего поведения коммуникантов, в ходе чего происходит актуализация их национального и культурного опыта с установлением отношений определенной тональности. В современной политической коммуникации об-

ластью функционирования конфликтного дискурса является пресс-конференция, так как в этом жанре мы также можем наблюдать яркое проявление прагматической направленности языковых единиц. Коммуникативная ориентация участников пресс-конференции на конфликт и провоцирование реализуются при помощи большого арсенала языковых и речевых средств, среди которых можно отметить иронию и юмор. Однако необходимо указать на существенную разницу между двумя этими феноменами. На наш взгляд, ирония как деструктивная разновидность юмора функционирует в рамках указанного выше конфликтного дискурса, однако в лингвистике был предложен такой термин, как иронический дискурс [Балашов, 2006], под которым автор понимает девиантный вариант нейтрального дискурса (по аналогии с понятием «юмористический дискурс», введенным В.И. Карасиком). В рамках настоящего исследования мы рассматриваем юмор как путь выхода из дискурса конфликтной коммуникации. В анализируемых нами примерах он является средством преодоления отчуждения между коммуникантами, орудием снятия напряженности в ходе диалога, позволяет найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. Приведем примеры использования той и другой речевой тактики. В некоторых случаях использование подобной тактики является реакцией на провоцирование со стороны журналиста, который в своем стремлении оказать соответствующее эмоциональное воздействие на целевую аудиторию интервью выводит разговор с интервьюируемым в конфликтную плоскость. Так, например, во время пресс-конференции В.В. Путина в его бытность Президентом России журналист задал такой вопрос: «Владимир Владимирович, в последнее время идут очень активные разговоры о возможной деноминации, и даже говорят о том, что уже отпечатаны якобы новые рубли». Примечательна реакция Президента: «Да врут они все! Не верьте им/» Не удовлетворившись подобным ответом, журналист намеренно выводит разговор в конфликтную плоскость: - А все-таки в среднесрочной перспективе Ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе нет и не будет. - Вы даете гарантию? В подобных обстоятельствах использование иронии (скорее, самоиро-нии) было единственным верным решением для выхода из сложившейся ситуации: «Слушайте, Вы что, хотите, чтобы я землю ел из горшка с цветами?» Как уже было отмечено выше, юмор является хорошим средством для снятия напряжения в ходе диалога, особенно это важно во время пресс-конференции, когда любой вопрос может поставить в тупик. В.В. Путин во время пресс-конференции в 2008 г. так указал на необходимость выполнения каждым своих обязанностей: «Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, бум-бум, ежедневно, и тогда успех будет обеспечен».

Послание Президента РФ представляет собой эффективный механизм речевого воздействия на массовое сознание. И.А. Стернин отмечает, что важным аспектом в изучении речевого воздействия является анализ механизмов коммуникативного взаимодействия, в частности, речевое воздействие рассматривается как инструмент социальной власти или тип социальной коммуникации [Стернин, 2001]. Существенным является также представление о том, какими средствами при планировании речевого воздействия адресант моделирует содержание сознания адресата. Другим аспектом изучения проблемы является исследование речевых средств и функций языка, которые могут использоваться при воздействии, в частности анализ семантических и денотативных элементов текста. С целью придания анализируемому типу текста как можно большего потенциала в рамках речевого воздействия Послание должно иметь определенную структуру

и композицию. Обращает на себя внимание тот факт, что для выступления подобного рода характерна четкая рубрикация. Так, например, в Послании Федеральному Собранию РФ 2010 г. Президент России затронул следующие вопросы: демографическая проблема, нехватка детских садов, модернизация системы образования, система управления в правоохранительной сфере, деятельность органов госуправления и оказание публичных услуг, Госпрограмма вооружения. В рамках каждой из перечисленных проблем Д.А. Медведев обозначил ряд конкретных мер и поручений для решения того или иного вопроса. Например, в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 г. Президент считает необходимым решить несколько задач, среди которых: укрепление воздушно-космической обороны страны, объединение существующих систем противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства; решение жилищного вопроса для военнослужащих; передача несвойственных Армии функций гражданским организациям; развитие международного сотрудничества в сфере безопасности; наращивание экономической дипломатии и т. д. Всего в рамках Госпрограммы вооружения было предложено восемь инициатив, причем некоторые из них были разбиты на подпункты. Так, говоря о наращивании экономической дипломатии, Д.А. Медведев коснулся соглашения между Россией и Евросоюзом, которое было сформулировано год назад и должно, по мнению Президента, работать в трех направлениях. Во-первых, это взаимный обмен технологиями, гармонизация технических норм и регламентов, практическое содействие Евросоюза во вступлении России в ВТО. Во-вторых, это упрощение визового режима с близкой перспективой его полной отмены. И, в-третьих, это значительное расширение профессиональных и академических обменов. Следующая особенность Послания Президента — это изменение тональности выступления. М.В. Гаврилова, анализируя Послания Президента В.В. Путина, говорит о нейтрализации напряженного эмоционального фона [Гаврилова, 2005]. Однако уже при новом президенте В.И. Карасик обращает внимание на то, что риторика Д.А. Медведева ориентирована на сигналы тревоги [Карасик, 2010]. Находим этому подтверждение и в последнем Послании. Президент назвал демографическую проблему «серьезной угрозой», «вызовом для всей нашей нации». На наш взгляд, следующая особенность Послания Президента, проистекающая из изменения эмоционального фона в сторону тревожного, — это некоторая конфликтность подобного текста. К такому выводу мы приходим на основании использования в выступлении такого способа речевого воздействия, как угроза. Так, например, в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ в 2008 г. докладчик следующим образом выразил свое отношение к недопустимым и безнравственным действиям правоохранительных органов: «Сегодня легко заработать репутацию, но также легко ее потерять. Восстанавливать её потом придется очень долго. Если это вообще будет как-то возможно». В данном случае речевое воздействие на адресата и аудиторию осуществляется при помощи предупреждения о возможных негативных последствиях противоправных действий в весьма деликатной, однако не лишенной конфликтного потенциала форме. Предупреждение как способ речевого воздействия осуществляется также при помощи соответствующих лексических единиц, выражающих предостережение, указание на возможное совершение карательных действий в случае несоблюдения тех или иных правил, недопущение антиобщественных действий на территории подчиненного руководителю государства. Д.А. Медведев так выражает свое мнение по поводу

дестабилизирующих настроений в обществе: «Считаю своим долгом предостеречь тех, кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки. Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправные действия. Конституционный порядок и впредь будет обеспечиваться всеми законными средствами».

Таким образом, речевое воздействие во всех трех описанных жанрах политической коммуникации реализуется при помощи большого арсенала языковых и речевых средств, при этом ученый имеет возможность проследить специфику диалогических отношений власти с народом [Гаврилова, 2005]. Не следует отрицать тот факт, что не все из перечисленных форм взаимодействия руководителей государства с подчиненными и народом является информационном диалогом в прямом смысле этого слова, так как в некоторых случаях мы не наблюдаем обмена репликами между коммуникантами, однако все указанные виды текста преследуют вполне конкретную и реализуемую с разной степени успешности цель - трансформация информационного и эмоционального состояния адресата. Приведем список свойств диалога, выделенных Т.Н. Колокольцевой: 1. Антропо-центричность. 2. Демократизм. 3. Коммуникативный эффект. 4. Прагматический потенциал. 5. Экспрессивный потенциал. 6. Неожиданность, непредсказуемость [Колокольцева, 2000].

Все эти черты присущи выделенным формам коммуникации, а цель информационного диалога достигается при помощи большого арсенала высказываний, некоторые из которых, как уже было отмечено выше, несут в себе агрессивный потенциал. Специфичность выделенным формам взаимодействия государственных деятелей с подчиненными и народом, на наш взгляд, добавляют следующие параметры:

— вариативность языкового наполнения указанных текстов и возникновение новых смыслов, вбирающих в себя значение, индивидуальность автора и дух времени [Гаврилова, 2005];

— сужение диапазона стилевых регистров, примитивизация понятий, превращение массово-информационного дискурса в форум для всего населения [Карасик, 2010].

Библиографический список

1. Балашов С.Н. Когнитивная природа иронии: парадигма моделей в сопоставительном описании (на материале английских художественных произведений XX века и их русских переводов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 22 с.

2. Гаврилова М.В. Лингвокогнитивный анализ русского политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2005. 468 с.

3. Карасик В.И. Коммуникативные тенденции: регистры, понятия, тональности, сферы // Дискурс, текст, когниция: кол. монография. Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. С. 164-183.

4. Колокольцева Т.Н. Роль диалога и диалогичности в современном коммуникативном пространстве (на материале средств массовой информации) // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 2000. С. 50-56.

5. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. 136 с.

6. ('терпип И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 252 с.

7. Хохлова Н.В. Способы и средства реализации коммуникативной категории угрозы в русском и английском языках: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2004. 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.