Научная статья на тему 'Речевое общение детей 4-5 лет в процессе их естественного взаимодействия'

Речевое общение детей 4-5 лет в процессе их естественного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1245
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РЕБЕНОК 4-5 ЛЕТ / ДИАЛОГ / ОТВЕТНЫЕ РЕПЛИКИ / 4-5 YEAR OLD CHILDREN / DIALOGUE / RECIPROCAL REMARK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляксо Елена Евгеньевна, Столярова Эльвира Ивановна, Охарева Надежда Генриховна

Представляемая работа является частью лонгитюдного исследования становления речи у русскоязычных детей. Ее цель 0 изучение коммуникативного и речевого поведения детей в возрасте 4-5 лет в процессе их естественного взаимодействия в условиях старшей группы детского сада. Проводили сравнительный анализ речепродукции детей, реализуемой в процессе диалогического общения детей между собой и со взрослым. В работе определены специфические особенности естественных диалогов между детьми, поведенческие и речевые приемы, используемые детьми для инициации общения и лидирования в диалоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

4-5 year old children speech communication in natural interaction

This work is a part of longitudinal investigation of Russian children speech development. The aim of this study is 4-5 year old child communicative and speech behavior in the process of natural interaction at the kindergarten. We use comparative analysis realizations of child's speech production in dialogues between children themselves and between an adult and a child. Specific peculiarities of dialogues between children, behavioral and speech approaches for communication initiation and for leadership in the dialogues are shown.

Текст научной работы на тему «Речевое общение детей 4-5 лет в процессе их естественного взаимодействия»

УДК 612 . 85

Е. Е. Ляксо1, Э. И. Столярова2, Н. Г. Охарева2

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЕСТЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*

1 Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра общей физиологии

2 Институт физиологии им . И . П . Павлова, РАН

Цикл наших исследований посвящен изучению различных аспектов становления речи в онтогенезе: от появления в вокализациях детей речеподобных элементов до первых слов и фраз и реализации уже сформированных речевых способностей детей в процессе коммуникации со взрослыми [6, 7, 8, 10] . В предыдущем исследовании изучали специфику диалогического общения детей 4-5 лет со взрослым собеседником [7] . Рассматривали естественное речевое общение взрослого и ребенка в диалогах двух типов условно названных — «абстрактным» — диалог типа интервью и предметным — сопровождение игры, рассматривание книги, обстановки и т. д . Было установлено, что дети успешно реализуют в диалогах со взрослыми фонетические, лексические и грамматические навыки, сформированные к этому возрасту

В период от 3 до 5-6 лет происходят значимые изменения в структурно-функциональной организации мозга ребенка по сравнению с более ранним возрастом . В проекционных и ассоциативных полях коры головного мозга наблюдается процесс специализации нейронов и их типизации . К 5-6 годам выявлено усложнение системы связи по горизонтали между нейронами близко расположенных ансамблей и между разными областями коры [3]. Продолжаются процессы роста аксонов и их миелинизация, под влиянием поступающей сенсорной информации образуются новые и перестраиваются старые синаптические связи. Эти процессы лежат в основе научения и памяти [11]. К

5 годам происходят значимые морфо-функциональные преобразования вокального тракта, обусловливающие возможность реализации преобладающего числа артикуляций [17]. Хотя для русскоязычных детей к пятилетнему возрасту фразовое ударение и артикуляционная модель гласных не сформированы [18], взрослые носители языка правильно распознают больше половины слов и фраз детей 4-5 лет [19] . А это служит основой коммуникации между взрослым и ребенком

Однако диалоги детей со взрослым отличаются от диалогов между собой по ряду показателей, ведущим из которых являются преимущественное лидерство взрослого Так в диалогах взрослый-ребенок инициатором и ведущим темы, как правило, является взрослый собеседник; на поведении ребенка в некотором роде сказываются общепринятые этикетные правила, дистанцирующие взрослого и ребенка; подсознательно ребенок старается наиболее правильно сформулировать свой ответ на реплику взрослого, контролируя свое речевое поведение Организация диалогов между детьми уже подразумевает либо лидерство одного из партнеров на протяжении диалога, либо смену лидеров Именно в диалогах такого типа «ребенок приобретает статус социальной личности,

* Работа выполняется при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 06-06-00519а, 06-06-12623в, 06-06-00349а) . © Е . Е . Ляксо, Э . И . Столярова, Н . Г. Охарева, 2008

усваивая правила и нормы речевого поведения в типовьк: ситуацияx общения» [1б, с . 151-152]. При изучении детской диалогической речи исследователи, как правило, прибегают к экспериментальным процедурам организации иx общения, ограничивающим пространственное перемещение детей во время эксперимента и стимулирующим диалогическую речевую активность . Во всex этиx исслeдованияx дети оказывались в ситуации выполнения определенного задания, которое регламентировалось взрослым [1, 2, 5, 9, 15 и др . ]. В естественный условияx внутри группы детей возникают различные, иногда быстро меняющиеся ситуации предметного и вербального взаимодействия, что создает определенные трудности в организации наблюдений и систематизации материала . За последние годы появилось лишь ограниченное число работ, посвященныи исследованию коммуникативно-речевого взаимодействия детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной игровой деятельности [напр . : 4, 14] . Как правило, эти работы носят описательный xарактeр .

Цель данной работы — изучить речевое взаимодействие детей 4-5 лет между собой в условияx естественного общения . Проводили изучение группы детей, ранее участвовавши в диалогаx со взрослым .

Задачи исследования:

• сравнительный анализ коммуникативно-речевого взаимодействия детей 4-5 лет в диалогаx со сверстниками и взрослыми собеседниками .

• Описание невербального поведения детей при естественном взаимодействии .

Методика исследования. В процессе выполнения работы проводилось непосредственное наблюдение, видеозаписи детей 4-5 лет в старшей группе детского сада в процессе ж естественного взаимодействия . Использовали видеокамеру «Sony DCR HC40E» . Видеозаписи вводили в компьютер и обрабатывали с помощью программы «Adobe Premiere Pro б . 5» . Звуковой материал подвергали орфографической расшифровке, тексты вводили в ПК и обрабатывали с помощью программы «FREQ» . Определяли тип и структуру диалогов между детьми, ю продолжительность . Оценивали реплики детей по следующим параметрам: одно слово (1 сл), простая фраза (1 фр), две фразы (2 фр), несколько фраз (неск . фр . ); наличие сложной структуры фразы по типу сложно-подчиненного предложения (сФ) . Выделяли число реплик-повторов, содержаще слова или словосочетания из инициирующей реплики; повтор словосочетаний внутри одной реплики; и число реплик, начинающ^ся со слов «А у меня. . . », «А Я . . . . » . Анализировали частоту употребления различный частей речи в рeпликаx диалогов детей между собой и со взрослым собеседником . Продолжительность диалога считали по количеству минимальным диалогически единств (МДЕ) . МДЕ — совокупность инициирующей реплики взрослого и ответной реплики ребенка [12]. Описывали невербальные параметры взаимодействия детей: жесты, мимику, физический контакт

Для анализа выбраны 45 фрагментов, включаюш^ различные ситуации общения детей в старшей группе детского сада: 1. свободное поведение детей и возникшая по ж инициативе совместная игра (сервировка стола, постройка дома из кубиков, собирание мозаики, собирание пирамиды, игра в магазин и т д. ) или совместное рассматривание игрушек, картинок, книг. 2 . свободное общение детей между собой в рамкаx обеденного застолья, организованной игры в лото, занятий по рисованию, лепке . В рассматриваемым сцeнаx общения участвовало 22 ребенка (11 детей 4 лет и 11 детей 5-летнего возраста) . Число участников тематически связного разговора определялось xарактeром деятельности и степенью заинтересованности детей и могло составлять от двуx до шести детей .

Результаты исследования. Содержательная характеристика диалогов. Как правило, диалоги, возникающие между детьми, тематически связаны с деятельностью, которой в этот момент занимаются дети. Разговор на «абстрактную» тему возник лишь в трex случаяx:

(М.: А я живу далеко-далеко от этого сада. Д.: А я тоже далеко живу... и т. д.;

Д1.: А Егору укол не делали.. Д2: А мне тоже не делали сегодня...;

Д1.: Ты не умеешь «р» говорить, Я — умею... Д2.: «Рррр»).

В диалогах со взрослым, где тема предлагалась и поддерживалась взрослым, диалоги абстрактного и предметного типа представлены поровну — 51 и 49 % [7]. Приоритетность темы диалогов, связанных с предметным окружением и игровой деятельностью детей, отмечается и в другой работе [13] . Так, в этом исследовании при сравнении трех тем диалогов детей 4-6 лет (связанных с игровой деятельностью детей; отражающих желание детей получить сведения об окружающем мире; связанных с миром человеческих взаимоотношений), было выявлено преобладание тем первого типа в диалогах детей 4-5 лет (72 и 54 % — соответственно) .

Продолжительность диалогов. Продолжительность диалогов между детьми определяется временем реализации их совместной деятельности во всех вариантах существенно меньше, чем в случае, когда диалог организуется и поддерживается взрослым. Средняя длительность индивидуально ориентированных диалогов между двумя детьми составляет

3 МДЕ . В диалогах с взрослым — среднее количество — 10-13 МДЕ . Количество взаимосвязанных пар реплик партнеров по коммуникативной ситуации в перекрестных разговорах между детьми составляет от 2 до 23 Как правило, дети при общении между собой могут внезапно прервать диалог, переключившись на другую игру, убежав от собеседника и т д В случае диалога со взрослым дети, желая закончить диалог, называют какую-нибудь уважительную причину. («Я устал...,» «Мне надо идти...» и т. д. ) Это свидетельствует о том, что в диалогах со взрослым дети стараются придерживаться этикетных норм общения, в то время как культура вежливого диалогического общения со сверстниками еще несформирована Структура реплик: Результаты анализа структуры реплик детей в диалогах с взрослым собеседником и в диалогах между собой представлены на рис . 1. В обеих возрастных группах в диалогах со взрослым собеседником около 40 % ответов детей содержит одно слово, в диалогах детей такие ответы составляют 6 % в возрасте 4 лет и 4 % — 5 лет Это вполне объяснимо, поскольку зачастую инициирующая реплика взрослого носит вопросительный характер и предполагает односложный ответ типа «да — нет», либо повторение слова из реплики взрослого . В диалогах между собой дети употребляют более распространенные реплики (состоящие из нескольких фраз) Характер распределения частоты встречаемости реплик из одной, двух и нескольких фраз одинаков как в диалогах детей с взрослым, так и при общении со сверстниками — наибольшее число реплик состоит из одной фразы (см . рис . 1) . В диалогах со взрослым дети чаще употребляют распространенные и сложноподчиненные предложения Реплики-повторы наблюдаются и в диалогах со взрослыми и при общении детей между собой. В реплике-повторе речи сверстника дети копируют не только словесную конструкцию, но и интонацию, зачастую усиливая ее выраженность

В 3 % случаев в диалогах детей 4-х лет возникали цепочки из однотипных повторяемых реплик, либо повторяемых за одним ребенком предметных действий . (Четыре ребенка пьют кефир, сидя за столом. Один начинает стучать кружкой, другие подхватывают.) Такие цепочки-имитации в диалогах детей трех-, четырехлетнего возраста в процессе свободной игры описаны и в работе другого исследователя А . Н . Корнева [5]. Автор рассматривает их как специфический для данного возраста способ выражения приобщенности ребенка к группе

Характерным признаком речевого общения детей между собой является наличие в одной реплике ребенка повторов слова, нескольких слов или даже фраз Такие реплики составляют 17 % у детей в возрасте 4 лет и 24 % — в возрасте 5 лет Число повторов в одной реплике может составлять от одного до трех

Девочки собирают мозаику Подходит мальчик младше их М.: — Можно, да?

0,8

§ 0,6

'

к

§ 0,4

И ’

я в-р □Р-Р

■ ■

0,8

0,6

I 0,2

и

л

п

1 сл

1фр 2фр неск. ф СФ повт повт-р А...

Рис. 1. Структура реплик детей в диалогах со взрослыми собеседниками (в-р) и сверстниками (р-р)

А — данные для детей 4-летнего возраста, Б — то же для детей 5-летнего возраста; по горизонтальной оси:

1 сл — одно слово, 1 фр — одна фраза, 2фр — две фразы, неск. ф — несколько фраз, СФ — сложная фраза, повт — повторение в ответной реплики части инициирующей реплики, повт-р — повтор внутри одной реплике словосочетаний, А — начало реплике со слов (см . методику) . Черный прямоугольник — данные для реплик в диалоге со взрослым,

белый прямоугольник — с ребенком.

Д1.: — Что, отойди, ты нам не нужен.

Д2.: — Он не нужен.

Д1.: — Отойди, играй там. Там играй. Там читают книгу. Там мальчики сидят, иди. Там...

Мальчик с «фотоаппаратом» подбегает к другому мальчику.

«Давай, давайте, ну давайте (толкает мальчика.). Улыбнись Коля, улыбнись, я тебя снимаю. Улыбнись...»

В ряде случаев повторение акцентирует и усиливает смысловое содержание реплики, в ряде — имеет характер игровой имитации . Возможно, что таким образом ребенок пытается сконцентрировать внимание партнера на своем сообщении, поскольку обычный стиль поведения детей не предполагает внимательного прослушивания партнера, т е . дети подсознательно используют повторение как прием для улучшения условий коммуникации

В диалогах с взрослым лишь в единичных случаях ответная реплика ребенка начинается со слов «А у меня. . . », «А я. . . » . При общении между собой у детей 4 лет — 41 % реплик, а у детей 5 лет — 11 % реплик начинаются со слов «А я...», «А у меня...» . Такая структура реплик характерна для коактивных форм диалогов: аутодиалогов и «Ая-диалогов», которые являются преобладающим типом общения у детей 3-4-летнего

возраста [15] . В нашем случае при формальном текстовом сходстве данные реплики имеют явную смысловую и интонационную коммуникативную направленность . В ряде случаев они играют роль инициирующей, привлекающей внимание партнера реплики, имплицитно заменяя вопрос «А ты?», «А у тебя?», и предполагают тематически связанную ответную реплику. Непосредственное наблюдение и анализ видеозаписей свидетельствует, что произнесение этих реплик сопровождается поведенческими невербальными приемами обращения к собеседнику (поворот головы, жестикуляция, мимика) . В двух случаях такое речевое поведение являлось примером типовых речевых игр детей .

Лексико-морфологический состав. Проведено сравнение частоты употребления различных частей речи в составе реплик детей в диалогах со взрослым и диалогах между собой (рис . 2 . ) . В репликах детей при общении друг с другом содержится большое количество эмоционально-экспрессивных междометий и частиц по сравнению с числом значимых частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий), что отражает «повышенную эмоциональность» высказывания, отсутствие стремления наиболее правильно и «красиво» построить высказывание . В репликах 4- и 5-летних детей в диалогах со взрослым собеседником преобладают значимые части речи. Частота встречаемости междометий невысокая по сравнению с их частотой употребления в диалогах детей между собой, их число значимо уменьшается к 5-летнему возрасту.

Невербальные характеристики естественного взаимодействия детей: Перцептивно определяемые параметры реплик в диалогах детей между собой отличаются от реплик детей в диалогах со взрослым собеседником повышенной громкостью, интонационной выразительностью, отсутствием пауз между репликами . Преобладающий темп

А Ив-р

□ Р-Р

И-н, ■

0,6

0,4

я о н о § ^

|Р & °’2 И

А

0,6

Е

о 2 н 5

о сз Й № ёг 5 & СО

0,4

0,2

0

II

—п

сущ.

гл.

пр.

нар.

межд.

Рис. 2. Частота встречаемости разных частей речи в репликах детей в диалогах между собой

и со взрослым

А — данные для детей 4 лет, Б — то же для детей 5-летнего возраста; сущ . — существительные, гл . — глагол, пр . — прилагательное, нар . — наречие, межд. — междометие . Черный прямоугольник — данные для реплик в диалоге со взрослым, белый прямоугольник — с ребенком .

общения — быстрый, ребенок стремится высказаться сам, не слушая собеседника. В общении между собой дети активно используют жестикуляцию, номенклатура используемых жестов шире, чем в диалогах со взрослым, их интенсивность выше . Часто возникает жестикуляция, напрямую не связанная с темой ответа в диалогах со взрослым наблюдались жесты: утвердительные, отрицательные, описательно-изобразительные, указательные . в диалогах детей между собой добавлялись угрожающие и предупреждающие жесты (показывание кулака, замах рукой и т. д . ), модальные жесты, выражающие неудовольствие (поворачивает голову в сторону от собеседника, затыкает уши, отрицательно машет рукой и т. д . ) . Мимика детей активная, выразительная, гиперболизированное выражение чувств . В ссоре — угрожающая; при желании завязать разговор — улыбка. Девочки наиболее часто сопровождают высказывания мимикой: поднимают брови вверх, делают «большие глаза» . Общаясь, дети стремятся заглянуть в глаза собеседнику («заглядывание в глаза») .

Физический контакт с собеседником является характерной чертой взаимодействия детей: похлопывание по плечу, обнимание, держание за руку, отрицательный характер контакта — драка. В диалогах со взрослым инициатива физического контакта исходила в основном от взрослого, дети вели себя более скованно .

Заключение. В исследовании мы наблюдали речевое взаимодействие детей в рамках двух типов совместной деятельности — параллельной (коактивная), в процессе которой участники выполняют какую-либо работу вне зависимости друг от друга, и деятельность, являющуюся результатом совместных действий детей (интерактивный тип) . Преобладающей формой естественного поведения детей являются сюжетно-ролевые игры и предметное взаимодействие . И в том, и другом случае дети стремятся к кооперации и речевому общению друг с другом В процессе игр, требующих предметного взаимодействия и координирования действий партнеров, преимущественно возникали предметные диалоги интерактивного типа. Наблюдались также и диалоги, формально по структуре соответствующие коактивным формам: «Ая-диалоги» и аутодиалоги — комментарии собственных действий и намерений, однако наблюдения за поведением детей свидетельствуют о явной коммуникативной направленности реплик.

В диалогах со взрослым, где тема предлагалась и поддерживалась взрослым, диалоги абстрактного и предметного типа представлены поровну. Продолжительность диалогов между детьми определяется временем реализации их совместной деятельности и меньше, чем в диалоге со взрослым. В диалогах между собой дети более часто употребляют реплики, состоящие из нескольких фраз . Распределение частоты встречаемости реплик из одной, двух и нескольких фраз одинаково как в диалогах детей со взрослым, так и при общении со сверстниками — наибольшее число реплик состоит из одной фразы . Для диалогов между детьми характерно большее число повторов, чем повторов речи взрослого . В реплике-повторе речи сверстника дети копируют словесную конструкцию и интонацию, зачастую усиливая ее выраженность .

отличия речевых конструкций, синтаксических и лексических характеристик диалогов детей между собой от диалогов со взрослым обусловливаются различными условиями «диалогического дискурса», в частности повышенным экспрессивно-эмоциональным фоном общения детей между собой, различным восприятием партнера-собеседника . Это обусловливает и различия в проявлении невербальных характеристик диалогов

реплики детей в диалогах между собой перцептивно отличаются от реплик детей в диалогах со взрослым повышенной громкостью, интонационной выразительностью, отсутствием пауз между репликами, более частым и разнообразным использованием жестикуляции и мимики

Lyakso E. E., Stolyarova E. I., Okhareva N. G. 4-5 year old children speech communication in natural interaction

This work is a part of longitudinal investigation of Russian children speech development . The aim of this study is 4-5 year old child communicative and speech behavior in the process of natural interaction at the kindergarten . We use comparative analysis realizations of child’s speech production in dialogues between children themselves and between an adult and a child . Specific peculiarities of dialogues between children, behavioral and speech approaches for communication initiation and for leadership in the dialogues are shown

Key words: 4-5 year old children, dialogue, reciprocal remark

Литература

I. Арушанова А. Г Диалогическое общение детей дошкольного возраста . Общение и двуязычие: подходы и данные . М . , 1998 .

2 . Асташова Е. В. Экспериментальные методики в исследовании коммуникативной компетенции детей // Проблемы онтолингвистики — 2007 // Материалы международной конференции . СПб . , 2007. С.12-16 .

3 . Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология . М. , 2007.

4 . Корнев А. Н. Прагматические аспекты речевых имитаций у детей четвертого года жизни // Детская речь как предмет лингвистического исследования / Под ред . С . Н . Цейтлин . СПб . , 2004. С . 122-126.

5 . Корнев А. Н., Люблинская В. В., Столярова Э. И. Сравнительный анализ экспериментальных процедур организации интерактивного диалога между детьми// Детская речь как предмет лингвистического исследования / Под ред . С . Н . Цейтлин . СПб . , 2004. С . 126-128 .

6 . Ляксо Е. Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни// Физиологический журнал . 2003 . Т 89, № 2 . С . 207-218 .

7 . Ляксо Е. Е., Столярова Э. И. Специфика реализации речевых навыков 4-5 летних детей в диалоге // Психологический журнал 2008 Т 29 № 3 С 48-57

8 . Ляксо Е. Е., Громова А. Д., Фролова О. Е., Романова О. Д. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни // Физиологический журнал . 2004. Т 90 . № 1. C . 83-96 .

9 . Речь русского ребенка. Звучащая хрестоматия . (Приложение № 4 к Бюллетеню Фонетического Фонда Русского языка. ) / Отв . ред. С . Н. Цейтлин. СПб. , 1994 . С . 113-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Столярова Э. И., Ляксо Е. Е. Сравнение речевого развития детей, воспитывающихся в семье и в Доме ребенка //Проблемы онтолингвистики — 2007 // Материалы международной конференции . СПб . , 2007. С . 186-190 .

II. Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга . Л. , 1990.

12. Чернова Е. И., Люблинская В. В., Охарева Н. Г. Сегментный анализ речи детей в диалогах со взрослыми// Ребенок как партнер в диалоге / Под ред . С . Н. Цейтлин. СПб . , 2001. С . 201-211.

13. Чернышева Е. Б. Тематика диалогов дошкольников 4-6 лет // Детская речь как предмет лингвистического исследования / Под ред С Н Цейтлин СПб , 2004 С 284-287

14. Юрьева Н. М. Коммуникативно-речевое взаимодействие детей в игре // Проблемы детской речи — 1997. Материалы межвузовской конференции. СПб . , 1997. С . 75-76 .

15. Юрьева Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей-сверстников в совместной деятельности // Ребенок как партнер в диалоге / Под ред . С . Н . Цейтлин . 2001. С.121-154 .

16. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. М. , 1999 .

17. Callan D. E., Kent R. D., Guenther F. H., Vorperian H. K. An auditory — feedback — based neural network model of speech production that is robust to developmental changes in the size and shape of the articulatory system // J. Speech, Language and Hearing Research. 2000 . Vol . 43 . P. 721-736.

18. Lyakso E., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // J Psychology of Language and Communication 2005 Vol 9 № 2 P 5-14

19. Lyakso Е., Kurazova А., Gromova А., Ostrouxov А. Recognition of words and phrases of 4-5-years-old children by adults // Speech and Computer, XI International conference . SPB . 2006 . P. 567-570 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.