Научная статья на тему '“реальные утопии” в социологической теории Э. О. Райта'

“реальные утопии” в социологической теории Э. О. Райта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
419
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМАНСИПИРУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА / EMANCIPATORY SOCIAL SCIENCE / КАПИТАЛИЗМ / CAPITALISM / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ / ALTERNATIVES / ТЕОРИЯ ТРАНСФОРМАЦИЙ / THE THEORY OF TRANSFORMATION / "РЕАЛЬНЫЕ УТОПИИ" / "REAL UTOPIAS"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Добринская Дарья Егоровна

В статье рассматриваются основные положения концепции “реальных утопий”, разрабатываемой Э.О. Райтом в качестве альтернативы капиталистическому устройству современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Real Utopia” in sociological theory E.O. Wright

This article considers the basic features of E.O. Wright’s “real utopias” concept. This concept is developed to show the alternatives to existing capitalist order in modern societies.

Текст научной работы на тему «“реальные утопии” в социологической теории Э. О. Райта»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2014. № 4

Д.Е. Добринская, канд. социол. наук, ст. преподаватель кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

"РЕАЛЬНЫЕ УТОПИИ" В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Э.О. РАЙТА

В статье рассматриваются основные положения концепции "реальных утопий", разрабатываемой Э.О. Райтом в качестве альтернативы капиталистическому устройству современного общества.

Ключевые слова: эмансипирующая социальная наука, капитализм, социализм, альтернативы развития, теория трансформаций, "реальные утопии".

This article considers the basic features of E.O. Wright's "real utopias" concept. This concept is developed to show the alternatives to existing capitalist order in modern societies.

Key words: emancipatory social science, capitalism, socialism, alternatives, the theory of transformation, "real utopias".

Американский социолог Эрик Олин Райт (родился в 1947 г.) является одним из наиболее ярких представителей аналитического направления в марксизме. Аналитический марксизм появляется в конце 70-х гг. прошлого столетия в связи с назревшей необходимостью пересмотра классических методологических и метатеоре-тических положений марксизма с целью применения его в рамках современных теоретических и эмпирических социологических исследований. Концепция классового общества, феномен эксплуатации, теория исторического развития, капитализм, социализм — эти и другие идеи классической марксистской теории сохраняют свою актуальность при анализе современных обществ, а также являются основой разработки любого политического проекта, направленного на всеобщую эмансипацию. Наибольшую популярность аналитический марксизм как самостоятельное направление в рамках марксистской традиции приобретает в конце 80-х гг. XX в. Исследования, проводимые представителями аналитического направления, основаны на применении экономического и математического инструментария, в том числе с использованием методов математического моделирования и теории игр. Особое место занимают также разработка понятийно-категориального аппарата и тщательная теоретическая аргументация.

Аналитический марксизм Райта — это изучение классовой структуры современных обществ и поиск возможных альтернатив

* Добринская Дарья Егоровна, e-mail: darya.dobrinskaya@gmail.com

существующему капиталистическому порядку. Отличительной чертой классового анализа Райта является сохранение экономического аспекта в рассмотрении динамики классового развития. Райт, как идейный сторонник взглядов К. Маркса на природу возникновения и существования классов, сохраняет взаимосвязь классовой принадлежности с фактором собственности и производственными отношениями.

Социолог указывает на то, что в капиталистическом обществе повсеместно существует социальная связь господства и подчинения как результат отношения к какому-либо ресурсу в процессе производства: денежному капиталу, средствам производства и рабочей силе. В производственном процессе всегда есть как те, кто контролирует какой-либо ресурс, так и те, кто не имеет доступа к такому контролю.

Однако в отличие от Маркса Райт не ограничивается рассмотрением единственных двух классов — буржуазии и пролетариата. Он вводит в свой анализ понятие "противоречивых классовых позиций", которые становятся объективной чертой социальной структуры современных обществ.

Причины возникновения противоречивых позиций кроются, по мнению Райта, в постепенной потере контроля над трудовым процессом со стороны непосредственных производителей. Противоречивые позиции возникают еще и потому, что на предприятиях капиталистического типа, а также в бюрократических структурах существует довольно сложная система властной иерархии. Экономическая же и юридическая собственность, первоначально принадлежавшая предпринимателям, становится крайне дифференцированной.

Для того чтобы подчеркнуть комплексный характер противоположных материальных интересов индивидов, Райт, подобно Марксу, рассматривает в своем анализе феномен эксплуатации. Он указывает на различные ее формы и возможности одновременного существования данных форм при капитализме.

Материальной основой эксплуатации выступает неравенство в распределении производственных активов (т.е. отношения собственности), подчеркивает Райт. Тем самым классы определяются как позиции в рамках социальных отношений производства, происходящие из отношений эксплуатации.

Классовые позиции становятся противоречивыми по причине своих противоречивых классовых интересов относительно основных форм классовой борьбы в капиталистических обществах между капиталом и трудом. Акторы, которые находятся в данных позициях, с одной стороны, не обладают средствами производства, а с другой — имеют интересы, противоположные рабочему классу.

Однако Райт замечает, что классовые интересы не только основываются на экономических параметрах, но также учитывают политический и идеологический аспекты. Подробно рассматривая источники классовой борьбы и революционных преобразований, Райт развивает марксистские взгляды на существование общества.

Начиная с 1990-х гг. социолог обращается к проблеме поиска альтернатив существующей капиталистической системе. Именно эта проблема становится центральной темой всех его исследований и является таковой и сегодня. Обращение к данной теме Райт связывает с крахом авторитарной модели этатистской экономической системы (которую принято называть "социалистической"), существовавшей в Советском Союзе. Именно эти исторические события заставили противников капитализма задуматься о новых моделях экономической системы общества. Идея социализма как наиболее адекватной альтернативы капитализму была полностью дискредитирована Советским Союзом. Распад СССР был воспринят как некое идеологическое освобождение, которое способствовало дальнейшему расширению границ поиска альтернатив существующему капиталистическому порядку1.

На современном этапе развития общества, констатирует Райт, социализм перестал рассматриваться как адекватная альтернативная стратегия существующей капиталистической системе. И все это несмотря на то что проблемы, которые традиционно связывают с социалистической критикой капитализма, являются сегодня чрезвычайно актуальными. Отсутствие стабильности и кризисные тенденции в экономике, социальное неравенство, экономическая поляризация общества — вот далеко не полный перечень проблем, которые стоят на повестке дня большинства развитых стран мира. Все эти проблемы, как утверждает социолог, указывают на необходимость поиска альтернативы капитализму. Очевидно, что институциональные механизмы социалистической системы, которые реализуются преимущественно через государственный контроль над экономической сферой, не способны существенным образом влиять на эффективное развитие современных обществ.

Райт ставит своей целью разработку возможных сценариев развития общества будущего. Его теория основана на критическом подходе к анализу настоящего. Основные ее положения он представляет в своей работе "Воображая реальные утопии"2. Раскрывая содержание понятия "реальные утопии", исследователь опи-

1 Duvoux N. Analytic Marxism and real Utopias (an interview with Erik Olin Wright). 16.11.2012. [Электронный ресурс]. [Сайт booksandideas.net]. URL: http://www. booksandideas.net/IMG/pdf/20121116_itw_wright.pdf (дата обращения: 16.05.2014).

2 Wright E.O. Envisioning real Utopias. L.; N.Y., 2010.

сывает его как "соединение мечтаний и реальности"3. Отсюда и использование этого оксюморона. Райт заключает, что утопия становится реальной тогда, когда существуют реально достижимые и жизнеспособные варианты ее оформления и внедрения. На базе собранного эмпирического материала социолог описывает вполне конкретные, реально существующие "утопические" институты, давая при этом свою оценку их деятельности и определяя перспективы их существования в современном классовом обществе.

Райт указывает на то, что социальная наука, которая так или иначе связана с критической и эмансипирующей идеей, разделяет два фундаментальных положения.

1. Фундаментальное положение критической социальной науки связано с утверждением, что человеческие страдания и отсутствие достаточных возможностей для всеобщего процветания являются результатом существующих в современных обществах социальных институтов и социальных структур.

2. Фундаментальное положение эмансипирующей социальной науки указывает на возможность и необходимость преобразований существующих институтов и социальных структур. Эти трансформации будут способствовать избавлению человечества от страданий, а также позволят значительно расширить возможности для всеобщего процветания.

Представители критического направления в социологии утверждают, что человеческие страдания имеют социальную природу. Так, в качестве причин страданий индивидов они рассматривают структуру капиталистической экономики, расизм и половую сегрегацию, современную систему образования, трансформацию характера семейных отношений, интенсификацию процесса технологических изменений. При этом необходимо учитывать возможности как положительных, так и отрицательных последствий социальных преобразований политической системы, осуществляемых с целью избавления человечества от страданий.

Райт ставит перед собой масштабную задачу разработки собственной стратегии развития эмансипирующей социальной науки (Emancipatory social science), основу которой представляет проект "Реальные утопии". Обосновывая адекватность вводимой терминологии, он указывает на то, что только в рамках научного дискурса существует возможность получения систематического научного знания о законах функционирования мира. "Эмансипирующая" наука является для Райта центральной моральной целью в процессе производства этого научного знания — уничтожение угнетения и создание условий для человеческого процветания. Для Райта

3 Ibid. P. 6.

эмансипирующая наука должна быть социальной, а эмансипация людей возможна лишь в результате трансформации общества, а не только в результате изменения личностных императивов отдельных индивидов.

Для осуществления своей миссии эмансипирующая социальная наука должна выполнить ряд задач, а именно:

— определить моральные принципы для оценки социальных институтов;

— критически оценить те условия, в которых эти социальные институты сегодня существуют;

— описать возможные альтернативы наличному состоянию общества;

— рассмотреть возможности и ограничения в перспективе транс-формаций4.

Моральные принципы как стандарты адекватной оценки существующих социальных институтов и социальных структур будут формировать альтернативы и задачи дальнейших преобразований. Для Райта главными принципами являются принципы равенства, демократии и устойчивого развития.

Принцип равенства особенно важен при проведении анализа причин и последствий различных форм неравенства (в том числе гендерного, расового и классового). Райт определяет принцип равенства следующим образом: в социально справедливом обществе все люди имеют равный доступ к социальным и материальным благам, необходимым для всеобщего процветания5.

Демократический принцип, по Райту, определяется так: в обществе, в котором господствуют демократические идеалы и ценности, все индивиды имеют равный доступ к необходимым средствам политического участия, позволяющим им осознанно осуществлять свой выбор в вопросах, влияющих на их жизнь6.

Наконец, принцип устойчивого развития Райт раскрывает следующим образом: социальные и материальные блага в будущем должны быть доступны по крайней мере в том же объеме, в каком их используют сегодня7. Этот принцип связан с проблемами экологии и исчерпаемости природных ресурсов.

В современном мире, заключает Райт, основным принципом социальной справедливости является всеобщее равенство. В будущем таким принципом, очевидно, станет принцип устойчивого развития.

4 Ibid. P. 11-29.

5 Wright E.O. Transforming capitalism through real utopias // Amer. Sociol. Rev. 2013. Febr. Vol. 78. N 1. P. 4.

6 Ibid. P. 5.

7 Ibid.

Определив основные принципы, позволяющие проводить анализ состояния любого социального института, социальной структуры и общества в целом, Райт переходит к следующему этапу реализации задач эмансипирующей социальной науки. Социолог анализирует состояние современного капиталистического общества в контексте принципов равенства, демократии и устойчивого развития. Выводы Райта сводятся к следующему:

1. Капитализм является источником материального неравенства.

2. Капитализм ограничивает реализацию демократических ценностей.

3. Цели капиталистической экономики идут вразрез с принципами устойчивого развития8.

Научная эмансипирующая теория, по Райту, должна показать, что объяснение неравенства людей содержится в специфике существующих социальных институтов и особенностях социальной структуры современного общества. Таким образом, постановка диагноза и критическая оценка состояния современного общества являются теми важными составляющими эмансипирующей социальной науки, которые позволяют проводить качественные эмпирические исследования.

Определение проблем современного общества Райт связывает с проблемами социальной справедливости и нормативной теории. Справедливость для него — это демократическое эгалитарное явление, которое содержит в себе условия социальной и политической справедливости. В обществе социальной справедливости все индивиды имеют равный доступ к необходимым для достойного существования материальным и социальным ресурсам. В обществе, в котором господствует политическая справедливость, все индивиды имеют равный доступ к необходимым средствам участия в принятии жизненно важных для них решений как граждане и как представители какого-либо сообщества9.

Концепция социальной справедливости у Райта указывает на очевидные недостатки капитализма, и одновременно с этим способствует поиску возможных альтернатив существующему капиталистическому устройству. Здесь основное внимание социолог уделяет вопросам человеческого процветания, необходимым материальным и социальным благам, проблемам обеспечения равного доступа к этим благам.

Представленная Райтом концепция социальной справедливости связана не только с классовым неравенством. Она также критически описывает неравенства по половому и расовому признакам,

8 1ыа. р. 6-8.

9 1ыа. р. 12.

физическим недостаткам и т.п., которые препятствуют нормальному доступу индивидов к необходимым материальным и социальным ресурсам, обеспечивающим их достойное существование.

Что касается принципа политической справедливости, то здесь Райт особо подчеркивает важность идей индивидуальной свободы и демократии, которые являются стержневыми в принятии жизненно важных решений индивидов. Ключевым моментом здесь становится возможность личного участия в принятии решений, которые тем или иным образом влияют на жизнь каждого человека. "Свобода" — это власть над собственной жизнью отдельного человека, а "демократия" — это непосредственный контроль над совместно принятыми решениями, которые влияют на жизнь человека как члена сообщества10.

Райт подробно описывает существующий в рамках современного общества тип капиталистической системы. Классовые отношения и рыночная экономика являются основой капитализма. Еще Маркс определил фундаментальный антагонистический характер классовых отношений при капитализме — это социальные отношения между капиталистами и рабочими. Как уже отмечалось выше, Райт указывает на существование и других классовых позиций в системе неравенства современных обществ. Экономическая деятельность при капитализме осуществляется посредством функционирования свободного рынка, спрос и предложение на котором определяют количество производимых товаров и их стоимость.

Две базовые характеристики капитализма — классовые отношения, определяемые частной собственностью на средства производства и рабочими, не владеющими никакой собственностью, с одной стороны, и координация, опосредованная саморегулируемой рыночной системой, — с другой, способствуют существованию высокой конкуренции среди частных компаний, целью которых является увеличение прибыли и приумножение капитала. Классовые отношения, отсутствие универсальных возможностей для всеобщего человеческого процветания, ограничение индивидуальной свободы и автономии личности и т.п. — это и есть серьезные негативные последствия капиталистической экономической системы, заключает Райт.

Основная задача для Райта — найти такой альтернативный способ устроения современного общества, который был бы способен нивелировать описанные выше проблемы капитализма. Райт указывает на то, что марксистская теория альтернатив капитализму не является адекватной современным реалиям социального развития. Социолог рассматривает пять положений теории Маркса.

10 Wright Е.О. Епушош^ геа1 и1юр1а8. Р. 12—20.

1. Маркс предсказывал невозможность существования капитализма в долгосрочной перспективе. Он утверждал, что ввиду своей внутренней динамики и противоречивости капитализм станет причиной своего собственного разрушения. Саморазрушительную природу капитализма Маркс подтверждает следующими аргументами:

— производительность труда постоянно возрастает;

— капитализм представляет собой саморасширяющуюся экономическую систему, которая требует все большей коммодификации;

— капитал становится все более концентрированным;

— периодические экономические кризисы становятся все более масштабными.

К сожалению, Маркс не указывал, какая именно система возникнет на месте капиталистической экономики. Поскольку капитализм не сможет более существовать, то ему на смену придет новый социальный порядок. А это в свою очередь приведет к созданию демократической эгалитарной организации экономической, политической и социальной систем общества.

2. Маркс указывал на неизбежность усиления классовых противоречий, что в свою очередь закономерно приведет к усилению классовой борьбы. Численность рабочего класса будет возрастать. Рабочий класс все больше внимания будет уделять проблемам неэффективности капиталистической системы.

3. Согласно Марксу, рабочий класс и его союзники будут способны к свержению существующей капиталистической системы революционными методами. При этом капиталистический класс будет сопротивляться подобным изменениям, поэтому демократический ненасильственный способ социальной и экономической трансформации невозможен.

4. Маркс предполагал, что в посткапиталистической системе хозяйствования все средства производства будут находиться в коллективной собственности и контролироваться народом. Это станет возможным благодаря тому, что рабочий класс, свергнувший капитализм, будет оказывать наибольшее влияние на формирование нового мирового порядка.

5. Наконец, Маркс развивал основной коммунистический тезис, суть которого заключалась в возможности оформления бесклассового общества, в котором нет необходимости в государственной власти, а основной принцип существования такого общества основан на положении: "от каждого по способностям, каждому — по потребностям"11.

Описывая все эти положения, разработанные Марксом в XIX в., Райт указывает на неадекватность большинства из них существу-

11 1ыа. р. 90—100.

ющим реалиям капиталистического общества XXI в. Так, он указывает на то, что со временем капитализм не продемонстрировал усиления кризисных тенденций; классовая структура современного общества стала намного сложнее, чем описывал ее Маркс; в развитом капиталистическом обществе коллективные способности рабочего класса, направленные на борьбу с существующей структурой капиталистической власти, кажутся все менее осуществимыми; насильственные стратегии социальных трансформаций неприемлемы в рамках тех демократических принципов, которые являются неотъемлемой чертой современных обществ12.

В качестве альтернативы капитализму Райт предлагает использовать концепцию социализма. При этом социолог определяет социализм через противопоставление его двум другим формам экономического порядка — капитализму и этатизму. Райт подчеркивает важность анализа социалистических оснований именно в контексте капиталистических и этатистских положений, а не просто через сравнение социалистических и капиталистических оснований.

Капитализм, этатизм и социализм могут быть рассмотрены как три различных варианта организации властных отношений, посредством которых экономические ресурсы распределяются, контролируются и используются.

Капитализм — это такая экономическая структура, в которой средства производства находятся в частной собственности, и по этой причине распределение и использование этих ресурсов на социальные нужды осуществляется через использование экономической власти. Инвестиции и контроль над производственным процессом являются результатом осуществления экономической политики собственников этих ресурсов.

Этатизм — экономическая структура, в рамках которой средства производства находятся в руках государства. Распределение и использование этих ресурсов поэтому полностью находится в введении государства. Чиновники контролируют поток инвестиций и процесс производства через систему государственно-административных механизмов13.

Социализм же, напротив, является такой экономической структурой, в которой собственность на средства производства принадлежит всему обществу. Поэтому распределение этих ресурсов и контроль над ними осуществляются посредством так называемой социальной власти (social power). Суть социальной власти заключается в способности мотивировать людей к различного рода

12 Wright E.O. Compass points. Towards a socialist alternative // New Left Review. 2006. Sep.-Oct. Vol. 41. P. 104.

13 Wright E.O. Transforming capitalism through real Utopias. P. 12.

совместным добровольным коллективным действиям в условиях гражданского общества. Это означает, что гражданское общество выступает не просто как пространство социализации или коммуникации. Гражданское общество обладает реальными рычагами власти и влияния. Социальная власть противопоставлена экономической власти, основанной на владении экономическими ресурсами и контроле над ними. Социальная власть коренным образом отличается от государственной власти, которая основана на установлении законов, обязательных норм и правил на определенной территории. Демократия в этих условиях может рассматриваться как связующий компонент государственной и социальной власти. Идеальная модель демократии при этом предполагает полное подчинение государственной власти социальной. Демократия поэтому является истинным социалистическим принципом, заключает Райт.

Исследователь отмечает, что вышеперечисленные типы экономических структур являются чистыми идеально-типическими конструкциями. В реальности мы наблюдаем смешение различных характеристик этих моделей, так называемые гибридные модели.

То, что экономические структуры всегда являются гибридными образованиями, представляющими собой совокупность различных властных отношений, для Райта имеет принципиальное значение. Потому как именно этот факт позволяет выявить возможности фундаментальных институциональных трансформаций. Все существующие капиталистические общества содержат отдельные этатистские характеристики, так как государство всегда направляет часть прибавочного продукта на инвестиции в развитие социальной инфраструктуры, оборонного сектора и сферы образования. Более того, во всех капиталистических обществах государство частично может вмешиваться в деятельность частных компаний — владельцев средств производства (к примеру, в области охраны здоровья и обеспечения безопасности работников предприятий). Капиталистические общества также содержат и некоторые социалистические элементы. Это проявляется в различных коллективных движениях, выступающих, к примеру, за изменение законодательства (и тем самым влияющих на государственную власть) или отстаивающих свои права на достойную оплату труда и условия работы в капиталистических корпорациях. Таким образом, употребляя термин "капитализм", мы, как правило, имеем в виду такую экономическую структуру, в рамках которой капитализм является доминирующим способом организации экономической деятельности, заключает Райт14.

14 Wright E.O. Envisioning real utopias. P. 121.

Центральное утверждение Райта основано на следующем положении: социализм может выступать альтернативой капитализму и этатизму как новая форма власти над всей экономической деятельностью, а именно производством и распределением товаров и услуг. Чем больше социального контроля над экономическими ресурсами и всей экономической деятельностью, тем в большей степени экономика является социалистической. Что это означает в контексте модели институционального дизайна общественного устройства? Для капитализма и этатизма, ввиду длительного периода их существования, есть определенный набор институциональных механизмов, которые формируют эти экономические структуры. Что касается социализма, то в нем сегодня, как утверждает Райт, не существует таких институциональных механизмов, которые могли бы организовать контроль над производством и распределением товаров и услуг в условиях существования современного гражданского общества. Райт стремится определить основные пути усиления социальной власти, которые позволили бы ей в будущем стать основным организующим принципом экономики.

Он предлагает различные направления распространения социальной власти. Это и есть "реальные утопии" социолога. Утопии, потому что с их помощью Райт стремится реализовать идеалы всеобщего равенства. Реальные, потому что они пытаются создать жизнеспособные институциональные образования.

Райт рассматривает различные гибридные экономические модели, в которых степень влияния социалистического компонента представлена по-разному. Социолог предлагает семь конфигураций "социального усиления", которые позволят реализовать трансформации существующих капиталистических социальных институтов и структур, что в будущем станет основой новой социалистической модели общества. Райт определяет такие конфигурации "социального усиления": 1) этатистский социализм (statist socialism); 2) социально-демократическое государственное регулирование (social democratic statist regulation); 3) ассоциативная демократия (asso-ciational democracy); 4) социальный капитализм (social capitalism); 5) целевая социальная экономика (the core social economy); 6) рыночная экономика, основанная на деятельности кооперативов (the cooperative market economy); и 7) социализм участия (participatory socialism)15.

1. Этатистский социализм — модель классического социализма, в которой социальная власть осуществляет контроль над экономической деятельностью посредством механизмов государственного

15 Wright E.O. Transforming capitalism through real Utopias. P. 15.

регулирования. Такая модель особенно важна в реализации крупных инфраструктурных проектов, в управлении естественными монополиями и т.п.

2. Социальная демократия I: социально-демократическое государственное регулирование. Капиталистическая экономическая власть непосредственно влияет на экономическую деятельность (инвестиции, организация производства, предоставление рабочих мест и т.п.). Одновременно с этим капиталистическая власть регулируется государством, а деятельность государства подчинена контролю социальной власти. Все это благоприятно сказывается на условиях труда работников, состоянии окружающей среды и т.п.

3. Социальная демократия II: ассоциативная демократия. Связана с различными институциональными образованиями, в рамках которых коллективные объединения граждан непосредственно принимают участие в процессе государственного управления, как правило, через своих представителей в органах государственной власти.

4. Социальная экономика I: социальный капитализм. Такая конфигурация властных полномочий, при которой объединения граждан с помощью различных механизмов участия могут напрямую влиять на экономическую деятельность (к примеру, совет директоров корпорации, состоящий из акционеров, принимающих непосредственное участие в работе корпорации).

5. Социальная экономика II: целевая социальная экономика. Отличается от предыдущего типа тем, что организация экономической деятельности не связана ни рынком, ни с государственным заказом. Коллективные объединения граждан создаются непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей, а не в целях максимизации прибыли (к примеру, Википедия).

6. Социальная экономика III. Рыночная экономика, основанная на деятельности кооперативов: все работники предприятия принимают участие в контроле за деятельностью компании (к примеру, Мондрагонская кооперативная корпорация).

7. Социализм участия. Содержит элементы социальной экономики и этатистского социализма. Государство и гражданское общество совместно организуют и контролируют различные виды производства товаров и услуг (к примеру, бюджет участия)16.

Таким образом, Райт рассматривает различные конфигурации социальной власти, которые можно разделить на три группы, каждая из которых связана с различными политическим традициями социоэкономической трансформации: 1) социалистический кластер, 2) кластер социальной экономики и 3) кластер социальной демократии. Эти кластеры по-разному участвуют в процессе взаи-

16 Wright E.O. Envisioning real utopias. P. 131—145.

модействия политической и экономической систем, поэтому степень подчинения капиталистической экономической власти государственной власти различна. Все конфигурации имеют общую идею подчинения экономической и государственной власти социальной власти, т.е. власти, основанной на добровольной кооперации с целью реализации коллективного действия. Данная модель социализма подразумевает, что реализация всех этих принципов зависит от преобразования системы властных отношений в сфере экономики и политики как в вопросах формирования экономики посредством социальной власти, так и в вопросах формирования экономической деятельности через демократизацию государственной власти.

Трансформировать капитализм в социалистическом направлении означает демократизировать экономику. В таком случае экономика принимает форму гибрида капиталистических, этатистских и социалистических принципов и практик с преобладанием социалистического.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Райт предлагает три стратегии преобразования капиталистической системы общества: 1) по модели разрыва, 2) по модели внедрения и 3) симбиотические преобразования.

Модель разрыва предусматривает создание новых институтов "социального усиления" (расширяющих социальные возможности и права) через полную трансформацию существующих институтов и социальных структур. Политическая борьба способствует осуществлению радикальных изменений институциональных структур, в процессе которых происходит довольно быстрая замена существующих институтов новыми. "Сначала разбить, потом строить". Каноническая версия этой модели — революционный сценарий строительства социализма: революция представляет собой решительную, всеохватывающую победу народных сил, стремящихся к расширению социальных возможностей и прав. Результатом становится быстрая трансформация государственных и экономических структур.

При преобразованиях по модели внедрения предпринимается попытка воплотить новые формы "социального усиления" там, где они не несут непосредственной угрозы господствующим классам. Эта стратегия построения институтов "социального усиления", которая наиболее глубоко "встроена" в гражданское общество и нередко выпадает из поля зрения радикальных критиков капитализма. "Стратегии внедрения" занимают центральное место в некоторых анархистских концепциях социальных изменений и играют большую практическую роль в деятельности многих активистов на уровне местных сообществ. Новации этого типа способны существенно влиять на жизнь людей, а также могут стать важнейшим

фактором, обеспечивающим больше возможностей для преобразований в плане "социального усиления" в обществе в целом.

Симбиотические преобразования предполагают стратегии, при которых расширение и углубление институциональных форм "социального усиления" широких масс одновременно способствуют решению определенных практических проблем, стоящих перед господствующими классами и элитами. Такой характер носил процесс демократизации капиталистических государств. Демократия возникла в результате концентрированного давления и борьбы "низов", которые первоначально воспринимались как серьезная угроза устойчивости капиталистического господства. Однако как оказалось, либеральная демократия способствовала решению многих проблем, тем самым укрепляя позиции капиталистической системы. Рост социальных возможностей и прав был реальным, что также способствовало такому решению проблем, которое служило интересам капиталистов и других элит. Таким образом, симбиоти-ческим преобразованиям присущ противоречивый характер: они расширяют социальные возможности и в то же время в некоторых аспектах укрепляют существующую систему17.

Райт уверен, что перспективы открытия новых возможностей для преобразований демократического и эгалитарного характера зависят от "смычки" между преобразованиями по модели внедрения и симбиотическими преобразованиями. И коль скоро сейчас это представляется столь невероятным на национальном уровне, необходимо, возможно, сосредоточить основное внимание на местном и региональном уровнях политики. Это означает разработку проектов строительства новых институтов на местном уровне, воплощающих некапиталистические принципы, — "солидарных финансов", рабочих кооперативов, "социальных" предприятий, городского сельского хозяйства, поддерживаемого сообществами местных жителей, новых форм городского планирования на основе "бюджета участия", — и ведения борьбы за такую политику публичной власти на местном уровне.

Продвижение проектов, связанных со строительством новых институтов в рамках стратегий внедрения и симбиоза, не означает ни отказа от протестов против несправедливостей более высокого уровня, связанных с неравенством и властью корпораций, ни отказа от требований исправления этих несправедливостей в масштабах системы в целом. Стратегии внедрения и симбиоза на ло-

17 См.: Райт Э.О. Движение "Захвати Уолл-стрит!" и стратегии преобразований (интервью Джейми Стерн-Вейнеру, опубликованное на сайте newleftproject.org 6 января 2012 г.) [Электронный ресурс]. [Сайт http://www.intelros.ru]. URL: http:// www.intelros.ru/readroom/alternativi/alternativy-1-2012/13989-dvizhenie-zahvati-uoll-strit-i-strategii-preobrazovaniy.html (дата обращения: 12.05.2014).

кальном уровне должны реализовываться на основании общих представлений о демократической и эгалитарной альтернативе капитализму, способствующей человеческому процветанию. Однако перспективы существенных трансформаций на уровне страны пока кажутся довольно иллюзорными. Возможно, в долгосрочной перспективе успех таких локальных проектов институционального строительства будет способствовать более масштабным трансформациям, показав "на земле", что другой мир возможен.

Конкретные примеры "реальных утопий" Райт представляет на основе обширного эмпирического материала. В частности, социолог подробно описывает партисипативный бюджетный процесс (бюджет участия), Википедию, кооперативы, находящиеся в собственности работников, безусловно гарантированный базовый доход, публичные библиотеки и т.п.

Непосредственное участие горожан в формировании и утверждении бюджета муниципалитета является одним из вариантов успешного функционирования вполне реальной утопии. Такой опыт сейчас успешно используется в бразильском городе Порту Алегри.

Особенностью интернет-энциклопедии Википедия является способ воспроизводства и распространения информации. Любой пользователь интернета имеет возможность добавлять и редактировать информацию этого ресурса. Это, по мнению социолога, является еще одним интересным примером реальной утопии.

В 50-х гг. XX в. в г. Мондрагон (Испания) был создан кооператив рабочих, который впоследствие перерос в Мондрагонскую кооперативную корпорацию, в которую сегодня входит более 250 компаний с общей численностью занятых около 90 000 человек. Эти компании находятся в собственности работников и соответственно все решения принимаются снизу-вверх через представителей работников-собственников. Сегодня Мондрагонская корпорация — одна из наиболее успешных компаний в Испании.

Еще один из вариантов "реальной утопии" — безусловно гарантированный базовый доход как новый механизм в системе распределения дохода. В его основе — гарантия наличия обязательного минимума для каждого гражданина, независимо от места его работы, наличия постоянного заработка и т.п. Он универсален для всех и не требует выполнения каких-либо работ. В "чистом виде" модель безусловного основного дохода не принята постоянно ни в одной стране мира. В Швейцарии в конце 2013 г. собрали подписи под инициативой "Безусловный основной доход".

Эрик Райт рассматривает и другие примеры "реальных утопий", которые могли бы способствовать успешному внедрению в существующую экономическую структуру. Социолог убежден, что "социальное усиление" и демократизация существующих социальных

институтов и структур возможны и осуществимы уже сегодня. Логика его программы демонстрирует поэтапную реализацию поставленных задач в рамках новой эмансипирующей науки, которую предлагает Райт. Необходимо отметить, что концепция "реальных утопий" вызвала немало споров и дискуссий о жизнеспособности и возможности реализации, предлагаемых Райтом идей. Исследователь убежден, что существующие уже сегодня рабочие кооперативы, локальные социально-экономические проекты, социально-демократическое регулирование деятельности крупных предприятий, солидаристские финансы, бюджет участия уменьшают влияние капитализма и усиливают роль социальной власти в функционировании экономической гибридной модели. Необходимо распространение опыта уже существующих институтов и разработка новых стратегий трансформаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Райт Э.О. Движение "Захвати Уолл-стрит!" и стратегии преобразований (интервью Джейми Стерн-Вейнеру, опубликованное на сайте newleftproject. org 6 января 2012 г.) [Электронный ресурс]. [Сайт http://www.intelros.ru]. URL: http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/alternativy-1 -2012/13989-dvizhenie-zahvati-uoll-strit-i-strategii-preobrazovaniy.html (дата обращения: 12.05.2014) (Rajt Je.O. Dvizhenie "Zahvati Uoll-Strit!" i strategii preobrazovanij (interv'ju Dzhejmi Stern-Vejneru, opublikovannoe na sajte newleftproject.org 6 janvarja 2012 g.) [Jelektronnyjresurs].[Sajt http://www.intelros.ru]. URL: http:// www.intelros.ru/readroom/alternativi/alternativy-1-2012/13989-dvizhenie-zahvati-uoll-strit-i-strategii-preobrazovaniy.html (data obrashhenija: 12.05.2014).).

Duvoux N. Analytic Marxism and real utopias (an interview with Erik Olin Wright). 2012.16.11. [Электронный ресурс]. [Сайт booksandideas.net]. URL: http://www.booksandideas.net/IMG/pdf/20121116_itw_wright.pdf (дата обращения: 16.05.2014).

Wright E.O. Compass points. Towards a socialist alternative // New Left Rev. 2006. Sep.-Oct. Vol. 41.

Wright E.O. Envisioning real utopias. L.; N.Y., 2010.

Wright E.O. Transforming capitalism through real utopias // Amer. Sociol. Rev. 2013. Febr. Vol. 78. N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.