ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Т. В. Сафонова, профессор кафедры социальной педагогики Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко,
О. В. Волкова, аспирант кафедрыг социальной педагогики Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко
Проблема изучения предпосылок реализации задач патриотического воспитания дошкольников связана с поиском оптимальных технологий реализации этого процесса в изменяющемся мире. Авторы статьи выделяют основные среди них в условиях внедрения национально-регионального компонента.
Ключевыге слова: патриотическое воспитание дошкольников, национально-региональный компонент, принцип от простого к сложному, принцип комплексности характера воздействия.
В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены. В первую очередь это можно проследить по обновлению содержания воспитания детей. Но до сих пор остается нерешенным ряд вопросов. Одним из них является развитие патриотизма у подрастающего поколения в условиях изменяющегося мира. В связи с этим возникает необходимость обратиться к традициям народа, его корням, к таким вечным понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город» и т. д. Изучение подобного материала стало возможным не на факультативных занятиях (в кружковой работе), а на обязательной основе, чему способствовало введение в программы регионального компонента. Данное обстоятельство позволяет подрастающему поколению, не отстраняясь от родных истоков, приобщаться к нравственным и эстетическим ценностям Российского государства и всей человеческой цивилизации.
Патриотизм — это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном возрасте, когда «закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру...» [4, с. 59]. Но, судя по результатам анализа методического обеспечения данного процесса, существует противоречие между необходимостью формиро-
вать патриотические чувства у дошкольников и отсутствием методической базы для реализации данного направления воспитания. Следовательно, на передний план выдвигается задача выяснения педагогических оснований, необходимых для осуществления патриотического воспитания дошкольников. Целью нашего исследования стало выявление педагогических предпосылок реализации задач патриотического воспитания дошкольников в условиях внедрения национальнорегионального компонента.
Ребенок осознает Родину исходя из своего восприятия семьи, ближайшего окружения. Он осознает ее в отношении к самым близким людям, к дому. Многие авторы справедливо указывают на то, что знакомство с родным домом, улицей, городом — это первая ступень воспитания гражданско-патриотических чувств [3; 5].
На рассматриваемой ступени патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:
— воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
— обращение внимания дошкольника на его семью как носителя семейных традиций, родной культуры;
— знакомство с домом, в котором живет ребенок (архитектура, материал, из которого он построен);
© Сафонова Т. В., Волкова О. В., 2008
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— знакомство с родной улицей;
— знакомство с родным городом (архитектура, достопримечательности и т. д.);
— ознакомление с родным краем и государством (столица, государственная символика).
Патриотическое воспитание волновало умы многих исследователей. Оно проходило центральной идеей уже в трудах М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского. Весомый вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б. Т. Лихачев, Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.
Современные исследователи также уделяют большое внимание патриотизму. Особенно разнообразны исследования, связанные с изменением содержания дошкольного образования и воспитания и направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др.); осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др.); восприятия детьми окружающего их мира предметов (О. А. Артамонова); формирования у них представлений о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д.
Следует сказать, что в педагогике до сих пор отсутствует целостная система патриотического воспитания, хотя четко выделяются четыре основные концепции: социального воспитания; ориентированная на коллективное воспитание; лич-ностно ориентированная и личностно ориентированная самоорганизуемого воспитания.
В концепции социального воспитания (Б. П. Битнас, В. А. Бочаров, С. В. Дар-модехина и др.) патриотическое воспитание рассматривается как социальный процесс, состоящий из воздействий на деятельность и поведение воспитуемо-го всех обучающих и воспитывающих субъектов.
В русле концепции, ориентированной на коллективное воспитание (И. А. Зимняя, В. А. Кпаковский, З. А. Малькова и др.), патриотическое воспитание предстает как управление развитием личности в обществе, в коллективе, основывающееся на общечеловеческих ценностях.
Личностно ориентированная концепция (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондарев-ская, В. Ш. Ямбург и др.) предполагает воспитание личности в контексте культуры.
Личностно ориентированная концепция самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульпевич, Н. М. Таланчук) в основу патриотического воспитания кладет процесс решения проблем путем их понимания, что дает ребенку возможность осознанного выбора, право принятия решения, учит ответственности.
Появление различных концепций предопределено прежде всего осознанием в обществе необходимости развития духовной культуры личности. В данной ситуации требуются новые подходы к воспитанию у детей патриотических чувств. С учетом особенностей различных подходов нами были выделены основные педагогические условия осуществления патриотического воспитания дошкольников в контексте реализации национально-регионального компонента.
1. Педагогический процесс должен быть построен на основе концепции, ориентированной на полноценное развитие личности.
В становлении личности важное место занимает возрождение культуры нации, активизация ее ценностей. Применительно к решению этих вопросов огромное значение имеет народно-педагогическое направление образования. Эт-нопедагогические идеи способствуют становлению духовно богатой и общественно развитой личности, отличающейся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире с
111!111Й1И1!Ш № 4,
достаточной долей требовательности к себе.
2. Деятельность по воспитанию патриотизма должна носить комплексный характер, пронизывая все виды деятельности ребенка.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — значит не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагогу необходимо так построить детскую деятельность, чтобы она согласовывалась с задачами регионализации образования и патриотического воспитания. Для этого нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе.
3. Введение национально-регионального компонента в работу с дошкольниками должно осуществляться по принципу постепенного перехода от более близкого ребенку, к менее близкому, т. е. от личностно значимых к общецивилизационным культурно-историческим явлениям.
Патриотическое содержание педагогического воздействия должно предполагать наличие трудностей, позволяющих «детям приобретать опыт приложения усилий» [1, с. 9]. Такой опыт дошкольники могут получить в самостоятельном сравнении культур. Источником проявления трудностей могут быть родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, быт, традиции и обычаи — вся многогранная структура народной культуры. Таким образом формируется личное отношение к окружающим событиям и явлениям, закладывается основа «предметного отношения к собственной жизнедеятельности» [2, с. 6].
4. Деятельность, предлагаемая детям, должна быть для них интересной и эмоционально насыщенной. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и разви-
тия эмоций, которые концентрируют его внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, что достигается путем сопереживания и прогнозирования развития ситуации.
5. Для развития патриотических чувств у детей-дошкольников необходимо использование коллективной деятельности. Базовым моментом формирования гражданско-патриотических чувств является накопление необходимых норм поведения, взаимоотношений, происходящее только при включении в социум, коллектив.
Нравственные качества не возникают естественным путем. Их становление происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.
Таким образом, педагогические условия организации деятельности по патриотическому воспитанию включают в себя принцип от простого к сложному, эмоциональную насыщенность предлагаемого детям материала, принцип комплексности характера воздействия. Реализоваться это воздействие должно в рамках концепции, направленной на всестороннее развитие личности, и, что не менее важно, в коллективной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре, Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Р. С. Буре // Дошк. педагогика. — 2007. — № 8. — С. 9—11.
2 Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : метод. пособие / Л. В. Кокуева. — М. : АРКТИ, 2005. — 144 с.
3. Можевикина, М. Ш. Этнопедагогическое обеспечение учебно-воспитательной работы/ М. Ш. Можевикина // Дошк. педагогика. — 2005. — № 6. — С. 23—25.
4. Юдина, Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. — 2001. — № 4. — С. 59—64.
5. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т. А. Якушева // Дошк. педагогика. — 2006. — Нояб.— дек. — С. 8—14.
Поступила 09.10.08.
55