гие. Актуализируются проблемы усовершенствования «современного» урока. В 1986 г. на страницах журнала «Советская педагогика» велась дискуссия по этой проблеме. Высказывались самые разнообразные мысли. Усовершенствование современного урока отождествлялось с применением технических средств, с наглядностью, с элементами проблемного обучения, с оптимизацией процесса обучения на уроке и многое другое.
Особенную актуальность приобретает проблема качества профессиональной подготовки учительских кадров для начальной школы. Необходимой характеристикой их должна стать готовность учителя к творческой деятельности. Этот период характеризует этап, связанный с развитием методико-матема-тического мышления и творческой методической деятельности будущих учителей начальных классов (90-е гг. XX ст.).
Ученые-методисты начального образования этого периода считали, что целью методической деятельности является создание модели будущего предметно-педагогического взаимодействия учителя и учеников, в которой диалектически совмещаются два компонента, - нормативно-регламентированный и творческий. Если нормативно-регламентированный компонент методической деятельности учителя сориентирован на общепризнанные нормы - образовательные парадигмы, действующие программы, учебники, пособия, стереотипы поведения, то творческий компонент ее предусматривает постоянный поиск новых способов реализации учебно-развивающих и воспитательных задач, ведь педагогический процесс состоит из ряда уникальных ситуаций, которые нуждаются в безотлагательном решении.
Ученые выделяют два блока задач в изучении курса методики в высшем учебном заведении: а) теоретические: систематизация знаний о содержании, способах и средствах обучения конкретного предмета, углубление понимания предметных и психолого-педагогических положений, которые лежат в основе методических решений, знакомство с альтернативными учебно-методическими комплексами и способностью их анализировать; б) исследовательские: развитие способности критически оценивать свою методическую подготовку, уметь ее совершенствовать, формирование основных исследовательских умений, связанных с написанием курсовых и дипломных работ (определить проблему, предмет, задачи исследования, проводить эксперимент, анализировать полученные результаты). Таким образом, задача формирования творческого методического мышления связывается с необходимостью формирования у студентов исследовательских умений.
В целом же реформационные процессы высшего профессионального педагогического образования подготовки будущих учителей начальных классов этого периода были связаны как
Библиографический список
с процессами модернизации методики начального образования, так и с новой государственной политикой в отрасли высшего образования, которое открыло путь к большей самостоятельности и существованию вузов разных форм собственности.
Новое столетие определяет новые направления в организации образовательного процесса: отечественное высшее образование нуждается в пересмотре и уточнении приоритетных направлений своего развития. В связи с этим заканчиваем нашу периодизацию этапом, который связываем с модернизацией методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях вхождения России в общеевропейское образовательное пространство (вторая половина ХХ ст. - современный период).
Современный этап развития начального образования, ссылаясь на одного из руководителей украинской академической науки Александру Яковлевну Савченко, характеризуется «обострением внимания к проблемам качества образования, которое находится в настоящий момент в эпицентре внимания управленцев, учителей, родителей, общества. Это отражает изменение целей образования в целом и школьного образования в частности, а следовательно, предопределяет новые подходы к пониманию, каким должно быть современное образование, какие факторы определяют ее качество и как измерять ее результативность» [4].
Проведенный нами анализ позволяет спрогнозировать, что совместно с традиционным, так называемым «знаниевым» подходом в системе начального математического образования все большее распространение получает компетентностный подход. Следует подчеркнуть, что эти подходы не противоречат друг другу, а взаимнодополняют. Компетентностный подход, в частности, наполняет традиционное обучение личностно-ориенти-рованным, практически-направленным, гуманистическим содержанием. Поэтому как перспективный путь развития методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов мы определяем формирование у будущих учителей начальных классов методико-математической компетентности.
В направлении же развития методики и методической подготовки, по нашему мнению, может быть интеграция предметных методик, как диалог методик на фукционально-целевом, организационно-деятельностном и содержательном аспектах. Концептуализация развития исследовательской деятельности как необходимой составляющей методической деятельности будущего учителя начальных классов, будет осуществляться путем «доращивания» исследовательских методических умений до уровня исследовательской компетентности.
1. Глузман, Н.А. Система формування методико-математичноТ компетентности майбутшх училелв початкових клаав: дис. ... д-ра пед. наук. - Луганськ, 2011.
2. Гпузман, Н.А. 1сторичний аналiз розвитку початковоТ математичноТ осв^и та методики ТТ викпадання в УкраТнк навч. поаб. - Ялта, 2009.
3. Кондратьева, Г.В. Совершенствование учебной книги по арифметике во второй половине XIX века // Вестник МГОУ. - 2014 - № 2. -Сер.: Педагогика.
4. Савченко, О. Якють початковоТ осв^и: сутнють i чинники впливу // Початкова школа. - 2009. - № 8. Bibliography
1. Gluzman, N.A. Sistema formuvannya metodiko-matematichnoТ kompetentnosti mayjbutnikh uchiteliv pochatkovikh klasiv: dis. ... d-ra ped. nauk. - Lugansjk, 2011.
2. Gluzman, N.A. Istorichniyj analiz rozvitku pochatkovoТ matematichnoТ osviti ta metodiki ТТ vikladannya v Ukrarni: navch. posib. - Yalta, 2009.
3. Kondratjeva, G.V. Sovershenstvovanie uchebnoyj knigi po arifmetike vo vtoroyj polovine KhIKh veka // Vestnik MGOU. - 2014 - № 2. - Ser.: Pedagogika.
4. Savchenko, O. Yakistj pochatkovoТ osviti: sutnistj i chinniki vplivu // Pochatkova shkola. - 2009. - № 8.
Статья поступила в редакцию 14.07.14
УДК 37.035.6-053 "465.001.06"
Kazaeva Ye.A. PROBLEM OF PATRIOTISM EDUCATION AT CHILDREN OF A PRESCHOOL AGE. A problem of patriotic education of children of a preschool age is the main task of the study of this research. The work shows its topicality at the present stage of the development of the society. The concept of patriotism is analyzed. A historical analysis of the problem of patriotism in works of Russian scientists is conducted. The author concludes that in the process of solving the problem of teaching the feeling of patriotism involves tasks of moral, labor, aesthetic, cognitive and physical up-bringing.
Key words: patriotism, patriotic education, preschool age.
Е.А. Казаева, д-р пед. наук, проф. каф. психологии образования УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Проводится анализ понятия «патриотизм». Представлен исторический анализ проблемы в трудах отечественных ученых. Автор приходит к выводу что патриотическое воспитание включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольный возраст.
Идеи патриотического и гражданского воспитания чрезвычайно актуальны в настоящее время, особенно в условиях поликультурного общества, когда возрастают проявления бездуховности, безнравственности, непринятия родной культуры, Родины, потребности в межкультурном общении, сохранения и развитии национальных культур и языков, возрождения народных традиций, что в свою очередь приводит к потере целых поколений людей, оторванных от понятий «Родина» и «патриотизм». Поэтому в последнее время значительное место отводится вопросам воспитания патриотизма подрастающего поколения в системе образования. Так, в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.
Анализ педагогической литературы по патриотическому воспитанию показывает, что разные ученые относят его к разным направлениям. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, П.В. Конаны-хин, Н.М. Навайчик, Л.Ф. Спирин и другие) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (Е.В. Бондаревская, Т.И. Ерофеева, Л.П. Князева, Л.П. Лаврентьева, Т.А. Пономаренко и др.) - как часть нравственного воспитания, третьи (А.М. Бабаев, П.А. Баранов, А.В. Беляев, М.В. Богомаз и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.
По своему содержанию понятие патриотизм многогранно: это и ощущение неразрывности с окружающим миром, и уважение к культуре своей страны, и гордость за свой народ, свою Родину. Для дошкольного периода характерны податливость педагогическим влияниям, наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень сильны и ярки, поэтому остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. В этот период начинают развиваться те черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Возможности для такого воспитания заложены во впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных патриотических чувств [1].
Как личностное образование патриотизм может быть представлен в единстве трех сфер: когнитивной, предполагающей наличие знаний об истории и культуре своего Отечества; эмоциональной, представленной интересами, потребностями, общественно-значимыми мотивами; деятельностной, проявляющейся в разнообразных способах деятельности, отражающих отношение человека к своему Отечеству [2].
В отечественной педагогике вопрос о патриотическом воспитании дошкольников решался долгое время неоднозначно. Во-
первых, это было связано с недооценкой роли национальной, народной культуры в становлении патриотических чувств подрастающего поколения, во-вторых, неопределенностью сферы возможного приобщения детей к общественным явлениям, в-третьих, отсутствием исследований по данному вопросу [3].
До появления программ воспитания детей дошкольного возраста объем и содержание знаний об «общественных явлениях» ориентировочно были представлены в методических письмах. В 1920-30 гг. XX в. педагоги стремились активно вовлекать детей в общественную жизнь страны, посвящать их во все события, которыми жил народ [4], что приводило к чрезмерному увлечению политической информацией, не соответствующей возрастным особенностям развития и возможностям ее усвоения. Исследования этого периода позволили обозначить теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста (Н.К. Крупская) [5], осуществить отбор и систематизацию материала по ознакомлению с жизнью и трудом народа (М.В. Крупенина, Е.И. Радина и др.), актуализировать проблему ознакомления детей с устным народным творчеством (В.Н. Власова и др.).
Впервые патриотическое воспитание как составная часть педагогического процесса в детском саду нашло отражение в проекте «Программы дошкольных учреждений» 1932 года и было представлено в разделе «Общественно-политическое воспитание». Основная задача этого раздела предполагала развитие у детей интереса к окружающей жизни, воспитание любви и гордости за достояние советского народа. Недостатки этого проекта были учтены в «Программе и внутреннем распорядке детских садов» 1934 года. В ней были представлены яркие, по мнению авторов программы, интересные для детей факты социальной действительности: освоение Арктики, строительство ДнепроГЭСа, знание которых предполагало воспитание положительного отношения к Советской стране, своему народу.
В эти годы явно обнаруживалась тенденция к завышению возможностей детей в усвоении и осознании сведений о явлениях и событиях общественной жизни. Организаторы дошкольного образования повсеместно считали, что ребенок-дошкольник должен находиться в гуще общественных событий, так как, являясь их активным участником, он сможет усвоить массу необходимой информации, которая составит основу положительного отношения к социальной действительности. В этот период в стране имелись достаточные условия для формирования гражданского общества и эффективного развития гражданского сознания новых поколений, перед которыми общество ставило грандиозные задачи по переустройству жизни не только в России, но и во всем мире. Несмотря на это, зачастую формировалась далекая от идеалов отечественной педагогики личность. Коллективизм и самоуправление в воспитании вырождались в конформизм, манипулирование детьми. Вместо детской активности насаждалась покорность. В эти годы широко организуется атеистическая пропаганда, прославляющая общность «советский народ» и истребляющая различные проявления национальной и народной культуры (праздники, традиции, обычаи).
Нормативные основы патриотического воспитания дошкольников были представлены в «Руководстве для воспитателей детского сада» (1938 г.). В нем отмечалось, что приобщение детей к социальной жизни страны должно осуществлять постоянно, в повседневной жизни. В «Руководстве для воспитателей детского сада» (1945 г.), в разделе «Знакомство с окружающим» была представлена более подробная информация об общественной жизни страны (советские праздники, Красная Армия, вожди,
труд взрослых). Наличие данного раздела положило конец второстепенности, необязательности патриотического воспитания детей дошкольного возраста и привело к необходимости проведения дальнейших исследований в этом аспекте [3].
В 1950-х годах XX в. Е.И. Радиной [6] была осуществлена первая попытка научно обосновать и систематизировать программный материал по ознакомлению детей с общественными явлениями. Основой патриотического воспитания она считала приобщение детей к народной культуре (язык, песенное творчество, природа), формирование представлений о родном доме, о детском саде, о родном городе, о лучших людях страны. Е.И. Радиной была разработана программа по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни, включающая пять разделов: страна (географические представления), многонацио-нальность нашего государства, Ленин и его соратники, труд взрослых, Советская Армия. Содержание программы Е.И. Ра-диной долгое время являлось доминирующим в «Руководстве для воспитателей детского сада» и в «Программе обучения и воспитания в детском саду» (1962, 1969). Преобладание словесных методов в реализации обозначенного содержания приводило, как правило, к становлению когнитивной сферы, оставляя за пределами воспитательного процесса эмоциональные и деятельностные аспекты личностного развития. В 196070-е годы, в связи с нарастающим интересом к культуре других народов, особое значение начинают приобретать проблемы разработки содержания и методов ознакомления с представителями разных национальностей (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова и др.) [5; 16; 32]. Р.И. Жуковская руководит рядом исследований, в которых отражаются различные аспекты общественной жизни: В.И. Ленин и его соратники, создание государства, советская страна, труд советских людей, воины Советской Армии [1].
Конец 1980-х и 90-е гг. можно обозначить как период обогащения сферы патриотического воспитания за счет включенности в педагогическую систему знаний о социальной действительности [7; 8]. Особое значение в это время приобретают исследования С.А. Козловой и ее последователей. Под социальной действительностью в ее работах понимаются конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества [3].
Особый интерес в плане приобщения детей к социальной действительности представляет обращение к таким аспектам содержания, которые включают информацию об истории и культуре государства. Новое направление в изучении проблемы патриотического воспитания имеет свою предысторию и представлено исследованиями М.И. Богомоловой, Г.И. Григоренко, В.И. Логиновой, Э.К. Сусловой и др. Работы перечисленных авторов показали, что в дошкольном возрасте ребенок не только усваивает предлагаемую информацию, но и проявляет оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
В контексте приобщения детей к социальной действительности [9] исследования С.А. Козловой послужили основанием нового подхода к организации патриотического воспитания как целостной педагогической системы. В содержание патриотического воспитания она включает следующие разделы: образ родного дома, ближайшее окружение в детском саду, во дворе, в городе, знания о стране, природе, государственных символах, людях, традициях народа, народное творчество, праздники. Правомерно определяя доминирование эмоционального компонента в становлении патриотических чувств дошкольников, С.А. Козлова особое внимание уделяет организации эмо-
Библиографический список
ционально-насыщенной, психологически значимой детской деятельности.
Тематика современных исследований, отражающих различные аспекты патриотического воспитания обогащается за счет изучения его места в становлении «социальной компетентности» дошкольников (О.Ф. Борисова, И.А. Долголева, С.Н. Силина и др.), в социальном развитии (В.В. Толмачева [10] и др.), в осознании ребенком самого себя как представителя человеческого рода (А.А. Бодалев, С.А. Козлова, А.М. Коршунов и др.), в формировании у ребенка «картины мира» (О.В. Евдокишина, И.Э. Куликовская, Ю.А. Маринкина и др.). Включенность раздела «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» в требования к содержанию и методам организации работы с детьми в детском саду следует считать безусловным достижением и признанием значимости патриотического воспитания дошкольников.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе истории, культуре, людям.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель которого - воспитание патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, сегодня практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Современные вариативные (комплексные, парциальные) программы, концептуальные и нормативные документы в меру определения задач социального развития уделяют внимание данному разделу, но делают это чаще по отдельным, разрозненным разделам патриотического воспитания. Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной личности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, городе со всей страной.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
1. Дорошук, Л.А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. - 2010. - №2 (7).
2. Васильев, Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 1999.
3. Любимова, Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Любимова. - Екатеринбург, - 2004.
4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., 1992.
5. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская. - М.: Просвещение, 1965.
6. Радина, Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е.И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. -М., 1951.
7. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.
8. Караковский, В.А. Воспитай гражданина: записки директора школы / В.А. Караковский. - М.: Моск. рабочий, 1987.
9. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. - М., 1983.
10. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, - 2008.
Bibliography
1. Doroshuk, L.A. Proizvedeniya khudozhestvennoyj literaturih kak sredstvo vospitaniya osnov grazhdanstvennosti u deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta // Vestn. Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2010. - №2 (7).
2. Vasiljev, G.I. Istoricheskie tradicii kak sredstvo formirovaniya patrioticheskikh chuvstv i povedeniya uchathikhsya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 1999.
3. Lyubimova, L.V. Pedagogicheskie usloviya ispoljzovaniya narodnoyj kuljturih v processe grazhdanskogo vospitaniya doshkoljnikov [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk / L.V. Lyubimova. - Ekaterinburg, - 2004.
4. Likhachev, B.T. Pedagogika: kurs lekciyj. - M., 1992.
5. Krupskaya, N.K. Izbrannihe pedagogicheskie proizvedeniya / N.K. Krupskaya. - M.: Prosvethenie, 1965.
6. Radina, E.I. Oznakomlenie deteyj s yavleniyami obthestvennoyj zhizni / E.I. Radina; // Izvestiya APN RSFSR. Vihp.34. - M., 1951.
7. Zhukovskaya, R.I. Igra i ee pedagogicheskoe znachenie. - M., 1975.
8. Karakovskiyj, V.A. Vospitayj grazhdanina: zapiski direktora shkolih / V.A. Karakovskiyj. - M.: Mosk. rabochiyj, 1987.
9. Kozlova, S.A. Nravstvennoe vospitanie doshkoljnikov v processe oznakomleniya s yavleniyami obthestvennoyj zhizni // Psikhologo-pedagogicheskie problemih nravstvennogo vospitaniya deteyj doshkoljnogo vozrasta: sb. nauch. tr. - M., 1983.
10. Tolmacheva, V.V. Formirovanie socialjno-ehkologicheskoyj napravlennosti lichnosti starshego doshkoljnika v trudovoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, - 2008.
Статья поступила в редакцию 09.07.14
УДК: 37.032
Kirillova Ye.I. FORMATION OF AESTHETICALLY VALUE-BASED ORIENTATION OF A PERSONALITY. Artistic consciousness is considered as an internal, psychological condition that transforms the potential of arts into really existing incentives of aesthetic value-based orientation of a person in the process if his or her formation. The impact of arts is represented by a psychological aesthetic approach, within which a person interacts with arts on the level of artistic consciousness.
Key words: artistic attitude, impact of arts, artistic consciousness, psychological nature of artistic consciousness.
Е.И. Кириллова, аспирант, специалист по учебно-методической работе каф. изобразительного искусства Чувашского гос. педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Здесь художественное сознание - внутреннее, психологическое условие, преобразующее потенциальные возможности искусства в реально действующие стимулы эстетически-ценностной ориентации формирования личности. Воздействие искусства представлено психолого-эстетическим подходом, который рассматривает личность, взаимодействующую с искусством, на уровне художественного сознания.
Ключевые слова: художественное отношение, воздействие искусства, художественное сознания, психологическая природа художественного сознания.
Искусство воздействует через художественное сознание и является внутренним психологическим условием, меняющим возможности художественного произведения в факторы, формирующие эстетически-ценностное ориентирование личности.
Художественное сознание есть опосредующее, внутреннее психологическое условие, преобразующее возможный потенциал искусства в реально существующие и действующие стимулы. Разные ученые (А.Г. Асмолов, Е.А. Базеян, Л.С. Выготский, Г.Д. Гачев, Л.А. Закс, Е.П. Крупник) рассматривают сознание с двух сторон: с феноменологической, где представлены ценностно-смысловой, художественно-эстетический и психологический контексты, и с операциональной, которая представляет три коммуникативные фазы, осуществляющие процесс отношения к искусству самой личности: предкоммуникативная, коммуникативная и посткоммуникативная - и примененные в этих фазах психологические механизмы воздействия искусства: художественно-психологическая установка, возвышенное переживание личности и осознание своей встречи с произведением искусства как ценностно-смысловое отражение [1, с. 16].
Художественное сознание личности рассматривает ее как целостное образование, показывающее межфункциональную сложную систему, куда включены три взаимообусловленных контекста, с подвижным и изменчивым соотношением составляющих: ценностно-смысловой (объект-субъектный), художественно-эстетический (иносказательный, метафорический) и психологический (чувственно-рациональный) [1].
Ценностно-смысловой контекст художественного сознания направляет процесс восприятия, где, и происходит проникновение субъекта в ореол художественного произведения, сопереживание созданной автором той или иной художественной действительности. В итоге художественное произведение проявляется перед реципиентом как завершенный в себе, созерцаемый мир.
Важной чертой ценностно-смыслового контекста художественного сознания выступает «вживание» в произведение искусства, «видение его изнутри». За этой чертой вживания выступает объективизация - художественное видение произведения вне себя, его отделения от себя, а затем его возврат в себя, и только со своего места, возвращенное в себя сознание, художественно оформляет качественно своеобразный, схваченный вживанием предмет художественного восприятия как единый и целостный [2, с. 232].
У этого процесса психологическая природа, которая основывается на неотрывном единстве отчуждения личности от себя самой и ее возвращения в свой мир при общении с произведением искусства: при отчуждении снимается субъективность, при преодолении отчуждения - объективность. Рассудительное продвижение отношения личности к искусству заключается в абсолютной погруженности в ореол художественного произведения и в проникновении в себя, в свой собственный мир, в мир своего «Я».
Художественно-эстетический контекст художественного сознания, по мнению ученых (Д.Д. Благой; Н.К. Карпова, Ю.М. Лот-