Научная статья на тему 'Реализация социально-профессиональных компетенций педагогов в рамках социальных сетей Интернета'

Реализация социально-профессиональных компетенций педагогов в рамках социальных сетей Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
470
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL NETWORKS / SOCIALLY-PROFESSIONAL THE COMPETENCE OF THE TEACHER / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шумакова Елена Викторовна

В результате диагностических исследований студентов Колледжа ландшафтного дизайна выявлены предпочтения студентов и их родителей в выборе социальных сетей, рассмотрены основные направления взаимодействия педагогов, студентов и их родителей в рамках социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As a result of diagnostic researches of students of College of landscape design preferences of students and their parents in a choice of social networks are revealed, the basic directions of interaction of teachers, students and their parents within the limits of social networks are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация социально-профессиональных компетенций педагогов в рамках социальных сетей Интернета»

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

ИНТЕРНЕТА

ШУМАКОВА Е.В.

В результате диагностических исследований студентов Колледжа ландшафтного дизайна выявлены предпочтения студентов и их родителей в выборе социальных сетей, рассмотрены основные направления взаимодействия педагогов, студентов и их родителей в рамках социальных сетей.

As a result of diagnostic researches of students of College of landscape design preferences of students and their parents in a choice of social networks are revealed, the basic directions of interaction of teachers, students and their parents within the limits of social networks are considered.

Большой выбор социальных сетей, представленный в современном информационном поле Интернета, позволяет реализовать себя в разных качествах и с разных позиций практически каждому пользователю. Виртуальный мир привлекателен и для подростков, и для молодёжи, и для большинства взрослого населения. Широкое распространение социальных сетей среди обучающихся, не оставляет возможности педагогическим коллективам их игнорировать. Часто употребляемые фразы среди «непродвинутых» пользователей: «я в Ваших контактах не состою, мне это не нужно» - становятся недопустимыми для современного педагога.

Диагностические исследования студентов первых-четвёртых курсов (92 человека) колледжа ландшафтного дизайна № 18 (г. Москва) выявили лидера среди социальных сетей (по количеству зарегистрированных пользователей-студентов колледжа ландшафтного дизайна). Оказалось, что большая часть обучающихся колледжа зарегистрирована в социальной сети «В Контакте», на втором месте (по количеству зарегистрированных пользователей) - социальная сеть «Мой мир», на третьем месте (примерно одинаковое количество пользователей) - социальные сети «Фэйсбук» и «Одноклассники» (диаграмма 1). Оказалось, что практически каждый студент зарегистрирован в одной или нескольких социальных сетях. Наибольшую активность при регистрации в социальных сетях проявляют первокурсники.

Ежедневно, студент колледжа проводит в социальной сети, в среднем, по 2 часа; максимальное количество - 7 часов). На первом месте, по количеству затраченного студентом времени, оказались развлечения (просмотр видео- и фотоколлекций, прослушивание аудиозаписей, общение с друзьями), на втором - поиск информации по учебным дисциплинам. Такая расстановка приоритетов объясняется пока ещё небольшим количеством педагогов колледжа, зарегистрированных в сети и общающихся с обучающимися в рамках студенческих групп (в среднем у каждого студента, зарегистрированного в социальной сети, числятся «в друзьях» 1-2 преподавателя). Этим объясняется пока незначительная роль социальных сетей в образовательном процессе.

Использование педагогами социальных сетей, как дополнительной возможности, для общения с родителями обучающихся по вопросам учёбы и воспитания открывает новые плоскости взаимодействия их сотрудничества (доля родителей, зарегистрированных в социальных сетях, составляет от 10% до 50% (диаграмма 2)).

Большую заинтересованность в мнении и совете педагога по профессиональным вопросам, в рамках социальных сетей, проявляют студенты первого и второго курсов (диаграмма 3). На третьем и четвёртом курсах наблюдается снижение доли студентов, общающихся с педагогами в социальных сетях на профессиональные темы. Вероятнее всего, это объясняется предпочтением студентами личного общения с преподавателями - в рамках выполнения дипломных работ, прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

Количество студентов, зарегистрированных в социальных сетях

100

80

60

40

20

0

=

№—1—1 ТТЕ ТПП

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

□ В Контакте

□ Фэйсбук

□ Мой мир

□ Одноклассники

Диаграмма 1

Социальные сети, в которых зарегистрированы

родители студентов (%

60т

40

20

0

□ В Контакте

□ Фэйсбук

□ Мой мир

□ Одноклассники

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Диаграмма 2

Более половины респондентов общаются в группах, созданных на основе профессиональных интересов. Причём к четвёртому курсу доля студентов, интересующихся профессиональной информацией в рамках социальных сетей, повышается до 60 %. Взаимодействие педагогов и студентов в социальных сетях требует от преподавателей особых социально-профессиональных компетенций, обусловленных спецификой и различием возникших новых статусов субъектов общения.

Взаимоотношения преподавателей со студентами в пространстве социальных сетей требуют от педагога предельной внимательности, корректности, ответственности, так как в кажущихся безобидными фразах, на страницах студентов, нередко отражены их проблемы, страхи, неуверенность в себе, или, наоборот чрезмерная самоуверенность и т.д. В рамках социальных сетей преподаватель продолжает выполнять свою воспитательную и обучающую функции, его статус «учителя» сохраняется и вне образовательного учреждения.

Общение студентов и педагогов колледжа в профессиональном аспекте (0/

60 40 20 0

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Диаграмма 3

Довольно часто студенты оформляют свою страницу с целью привлечь к себе внимание, нередко публикуя на своей странице фотографии, видео довольно откровенного содержания. В силу много-

2 Профессиональное образование. Столица | № 03 2011

миллионного количества пользователей, у студентов есть возможность затеряться в толпе и быть уверенными, что их личная страница читается только их друзьями (многие пользователи вообще не закрывают от посторонних информацию о себе, надеясь на безопасность сети).

Преподаватель имеет возможность научить студентов грамотно отбирать информацию для публикации на странице, путём своевременного реагирования на комментарии студентов на их открытых персональных страницах. В свою очередь, преподаватель, состоящий «в друзьях» студента, или входящий в состав студенческой группы, должен давать себе отчёт, что личная информация, представленная на его персональной странице, также становится доступной для студентов. Поэтому содержание и объём представленной на персональной странице преподавателя информации требуют особой щепетильности, корректности. Преподаватель, в отличие от обычного пользователя социальной сети, не может себе позволить разместить откровенные фото- и видеоматериалы, или двусмысленные фразы, которые можно использовать в другом контексте. Почти половина родителей обучающихся также зарегистрирована в социальных сетях, причём в тех же, что и их дети. Преподаватель не должен забывать, что заинтересованные в воспитании своего ребёнка родители, могут посетить страницы педагогов, ведущих занятия у их детей. Персональная страница педагога в социальной сети служит для студентов и их родителей индикатором его социально-профессиональных компетенций, поэтому информация, представленная на открытой странице должна быть безукоризненной.

Социальные сети, как дополнительная форма внеаудиторной работы со студентами, как способ взаимодействия с родителями входят в жизнь педагога, расширяя воспитательное пространство образовательного учреждения. В связи с этим, становится актуальным разговор о позиции и роли педагога в социальных сетях, педагогической этике, формировании новой образовательной культуры, подготовке обучающихся к жизни в информационном обществе [2, 4]. Учитывая то, что социальные сети могут стать зоной ближайших интересов студентов, задача педагогов заключается в организации деятельности студентов, направленной на формирование их жизненных ценностей и переходящей в зону ближайшего развития [1]. В рамках социальных сетей педагог строит свои взаимоотношения со студентами таким образом, чтобы мотивировать обучающихся на овладение профессиональными и общими компетенциями, расширение кругозора, повышение уровня культуры общения.

Особое место в общении студентов, в рамках социальных сетей, занимает обсуждение «препо-дов». Если педагог случайно оказался втянутым в неприятный разговор «на стене», то возникает ситуация, требующая от преподавателя опыта, проявления мудрости, такта, дипломатии для принятия правильного решения и выбора корректной позиции, выражения негативной реакции. Так как студент, совершив промах, ошибку, проступок - наблюдает за реакцией педагога. И если не встречает негодования, порицания за совершённый проступок - автоматически считает его правильным и возможным. Участие преподавателей в студенческих группах требует от них особых навыков, умений правильно реагировать, с точки зрения педагога, на сообщения и комментарии студентов.

Социальные сети дают дополнительную возможность для формирования общих и профессиональных компетенций только в том случае, если образовательный процесс осуществляют социально-профессионально компетентные педагоги.

Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 С.

2. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. С. 361-392.

3. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Всероссийское социологическое исследование. Екатеринбург: Сократ, 2005. 184 С.

4. Тихомиров В.П. Без электронного образования инновации невозможны // Профессиональное образование. Столица. № 8. 2010. С. 19-23.

Ключевые слова: социальные сети, социально-профессиональные компетенции педагога, вос-

питательное пространство.

Keywords: social networks, socially-professional the competence of the teacher, educational space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.