РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
ИНТЕРНЕТА
ШУМАКОВА Е.В.
В результате диагностических исследований студентов Колледжа ландшафтного дизайна выявлены предпочтения студентов и их родителей в выборе социальных сетей, рассмотрены основные направления взаимодействия педагогов, студентов и их родителей в рамках социальных сетей.
As a result of diagnostic researches of students of College of landscape design preferences of students and their parents in a choice of social networks are revealed, the basic directions of interaction of teachers, students and their parents within the limits of social networks are considered.
Большой выбор социальных сетей, представленный в современном информационном поле Интернета, позволяет реализовать себя в разных качествах и с разных позиций практически каждому пользователю. Виртуальный мир привлекателен и для подростков, и для молодёжи, и для большинства взрослого населения. Широкое распространение социальных сетей среди обучающихся, не оставляет возможности педагогическим коллективам их игнорировать. Часто употребляемые фразы среди «непродвинутых» пользователей: «я в Ваших контактах не состою, мне это не нужно» - становятся недопустимыми для современного педагога.
Диагностические исследования студентов первых-четвёртых курсов (92 человека) колледжа ландшафтного дизайна № 18 (г. Москва) выявили лидера среди социальных сетей (по количеству зарегистрированных пользователей-студентов колледжа ландшафтного дизайна). Оказалось, что большая часть обучающихся колледжа зарегистрирована в социальной сети «В Контакте», на втором месте (по количеству зарегистрированных пользователей) - социальная сеть «Мой мир», на третьем месте (примерно одинаковое количество пользователей) - социальные сети «Фэйсбук» и «Одноклассники» (диаграмма 1). Оказалось, что практически каждый студент зарегистрирован в одной или нескольких социальных сетях. Наибольшую активность при регистрации в социальных сетях проявляют первокурсники.
Ежедневно, студент колледжа проводит в социальной сети, в среднем, по 2 часа; максимальное количество - 7 часов). На первом месте, по количеству затраченного студентом времени, оказались развлечения (просмотр видео- и фотоколлекций, прослушивание аудиозаписей, общение с друзьями), на втором - поиск информации по учебным дисциплинам. Такая расстановка приоритетов объясняется пока ещё небольшим количеством педагогов колледжа, зарегистрированных в сети и общающихся с обучающимися в рамках студенческих групп (в среднем у каждого студента, зарегистрированного в социальной сети, числятся «в друзьях» 1-2 преподавателя). Этим объясняется пока незначительная роль социальных сетей в образовательном процессе.
Использование педагогами социальных сетей, как дополнительной возможности, для общения с родителями обучающихся по вопросам учёбы и воспитания открывает новые плоскости взаимодействия их сотрудничества (доля родителей, зарегистрированных в социальных сетях, составляет от 10% до 50% (диаграмма 2)).
Большую заинтересованность в мнении и совете педагога по профессиональным вопросам, в рамках социальных сетей, проявляют студенты первого и второго курсов (диаграмма 3). На третьем и четвёртом курсах наблюдается снижение доли студентов, общающихся с педагогами в социальных сетях на профессиональные темы. Вероятнее всего, это объясняется предпочтением студентами личного общения с преподавателями - в рамках выполнения дипломных работ, прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Количество студентов, зарегистрированных в социальных сетях
100
80
60
40
20
0
=
№—1—1 ТТЕ ТПП
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
□ В Контакте
□ Фэйсбук
□ Мой мир
□ Одноклассники
Диаграмма 1
Социальные сети, в которых зарегистрированы
родители студентов (%
60т
40
20
0
□ В Контакте
□ Фэйсбук
□ Мой мир
□ Одноклассники
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Диаграмма 2
Более половины респондентов общаются в группах, созданных на основе профессиональных интересов. Причём к четвёртому курсу доля студентов, интересующихся профессиональной информацией в рамках социальных сетей, повышается до 60 %. Взаимодействие педагогов и студентов в социальных сетях требует от преподавателей особых социально-профессиональных компетенций, обусловленных спецификой и различием возникших новых статусов субъектов общения.
Взаимоотношения преподавателей со студентами в пространстве социальных сетей требуют от педагога предельной внимательности, корректности, ответственности, так как в кажущихся безобидными фразах, на страницах студентов, нередко отражены их проблемы, страхи, неуверенность в себе, или, наоборот чрезмерная самоуверенность и т.д. В рамках социальных сетей преподаватель продолжает выполнять свою воспитательную и обучающую функции, его статус «учителя» сохраняется и вне образовательного учреждения.
Общение студентов и педагогов колледжа в профессиональном аспекте (0/
60 40 20 0
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Диаграмма 3
Довольно часто студенты оформляют свою страницу с целью привлечь к себе внимание, нередко публикуя на своей странице фотографии, видео довольно откровенного содержания. В силу много-
2 Профессиональное образование. Столица | № 03 2011
миллионного количества пользователей, у студентов есть возможность затеряться в толпе и быть уверенными, что их личная страница читается только их друзьями (многие пользователи вообще не закрывают от посторонних информацию о себе, надеясь на безопасность сети).
Преподаватель имеет возможность научить студентов грамотно отбирать информацию для публикации на странице, путём своевременного реагирования на комментарии студентов на их открытых персональных страницах. В свою очередь, преподаватель, состоящий «в друзьях» студента, или входящий в состав студенческой группы, должен давать себе отчёт, что личная информация, представленная на его персональной странице, также становится доступной для студентов. Поэтому содержание и объём представленной на персональной странице преподавателя информации требуют особой щепетильности, корректности. Преподаватель, в отличие от обычного пользователя социальной сети, не может себе позволить разместить откровенные фото- и видеоматериалы, или двусмысленные фразы, которые можно использовать в другом контексте. Почти половина родителей обучающихся также зарегистрирована в социальных сетях, причём в тех же, что и их дети. Преподаватель не должен забывать, что заинтересованные в воспитании своего ребёнка родители, могут посетить страницы педагогов, ведущих занятия у их детей. Персональная страница педагога в социальной сети служит для студентов и их родителей индикатором его социально-профессиональных компетенций, поэтому информация, представленная на открытой странице должна быть безукоризненной.
Социальные сети, как дополнительная форма внеаудиторной работы со студентами, как способ взаимодействия с родителями входят в жизнь педагога, расширяя воспитательное пространство образовательного учреждения. В связи с этим, становится актуальным разговор о позиции и роли педагога в социальных сетях, педагогической этике, формировании новой образовательной культуры, подготовке обучающихся к жизни в информационном обществе [2, 4]. Учитывая то, что социальные сети могут стать зоной ближайших интересов студентов, задача педагогов заключается в организации деятельности студентов, направленной на формирование их жизненных ценностей и переходящей в зону ближайшего развития [1]. В рамках социальных сетей педагог строит свои взаимоотношения со студентами таким образом, чтобы мотивировать обучающихся на овладение профессиональными и общими компетенциями, расширение кругозора, повышение уровня культуры общения.
Особое место в общении студентов, в рамках социальных сетей, занимает обсуждение «препо-дов». Если педагог случайно оказался втянутым в неприятный разговор «на стене», то возникает ситуация, требующая от преподавателя опыта, проявления мудрости, такта, дипломатии для принятия правильного решения и выбора корректной позиции, выражения негативной реакции. Так как студент, совершив промах, ошибку, проступок - наблюдает за реакцией педагога. И если не встречает негодования, порицания за совершённый проступок - автоматически считает его правильным и возможным. Участие преподавателей в студенческих группах требует от них особых навыков, умений правильно реагировать, с точки зрения педагога, на сообщения и комментарии студентов.
Социальные сети дают дополнительную возможность для формирования общих и профессиональных компетенций только в том случае, если образовательный процесс осуществляют социально-профессионально компетентные педагоги.
Библиографический список:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 С.
2. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. С. 361-392.
3. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Всероссийское социологическое исследование. Екатеринбург: Сократ, 2005. 184 С.
4. Тихомиров В.П. Без электронного образования инновации невозможны // Профессиональное образование. Столица. № 8. 2010. С. 19-23.
Ключевые слова: социальные сети, социально-профессиональные компетенции педагога, вос-
питательное пространство.
Keywords: social networks, socially-professional the competence of the teacher, educational space.