Научная статья на тему 'Социальные сервисы, сети и сообщества в образовании'

Социальные сервисы, сети и сообщества в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1758
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина И. В.

В статье раскрывается понятие «социализация» сервисов Интернет, рассматриваются достоинства и недостатки социальных серверов и их роль в жизни студентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the concept "socialisation" of services the Internet reveals, merits and demerits of social servers and their role in a life of students are considered.

Текст научной работы на тему «Социальные сервисы, сети и сообщества в образовании»

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ, СЕТИ И СООБЩЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

ЗОРИНА И.В.

В статье раскрывается понятие «социализация» сервисов Интернет, рассматриваются достоинства и недостатки социальных серверов и их роль в жизни студентов.

In the article the concept "socialisation" of services the Internet reveals, merits and demerits of social servers and their role in a life of students are considered.

Современная сеть Интернет отличается от той, что была несколько лет назад, «социализация» сервисов изменила многие сайты и повлияла на принципы работы Интернета.

Отличительной чертой сайтов нового поколения является то, что от пользователя не требуется каких-либо специальных навыков, знания языков программирования и тонкостей интернет-дизайна. Требуется лишь наличие операционной системы, подключения к сети Интернет и браузер. Таким образом, социальные сервисы становятся доступны всем.

Число пользователей сети Интернет в 2008 году в России, по данным фонда «Общественное мнение» www.fom.ru, составило 30,6 млн. человек, из них 24 % составляет группа со среднеспециальным образованием и 15 % по возрастному показателю составляет группа 18 - 24 года [3].

Благодаря простоте использования сервисов Интернет пользователь вышеуказанного возраста оказывается на его «просторах» без определённых ориентиров, сам адаптируется, ориентируется, пробует посещать различные сайты, пользуется во всю социальными сервисами: создаёт блоги, домашние страницы, формирует и демонстрирует фотоальбомы.

В ходе мониторинга обучающихся колледжа (возраст 17-20 лет) службой информатизации выявились наиболее посещаемые ими категории сайтов.

На первом месте с 25 % показателем оказались чаты, форумы, конференции и кино, видео, музыка, 20 % - блоги, а 15 % - поисковые системы. В то же время участники опроса значительно реже посещают сайты посвященные образованию и, как правило, не посещают новостные и специализированные сайты, посвященные медицине или театру.

Что же значит «социализация» сервисов Интернет? Прогресс в области коммуникаций привёл к стремительному росту многочисленных социальных сетей, которые порождают социальные сообщества с помощью социальных сервисов. Под сетью и сообществом подразумеваются люди, связанные социальными отношениями, под социальными сервисами - сайты, веб-сервисы, которые являются инструментами реализации социальными отношений (рис. 1).

Диаграмма 1. Результаты опроса обучающихся колледжа по частоте посещения сайтов различной

тематики (в %)

3% 3%

20%

25%

25%

□ Блоги

□ Чаты, форумы, конференции

□ Поисковые системы

□ Образование

□ Кино, видео, музыка

□ Театр, литература

□ Новости

Примерами социальных сетей на базе сервисов могут служить тематические и локальные сообщества. «Социальность» сервиса определяется тем, какие потребности пользователей он удовлетворяет. Например:

- потребность в самовыражении;

- потребность в уважении и признании;

- потребность в принадлежности к социальной группе.

Рассмотрим доступные сегодня социальные сервисы для среднего профессионального образования.

Для мастеров, учителей и преподавателей примером формирования различных сообществ по интересам может служить портал «Сеть творческих учителей http://it-n.ru».

Этот веб-сайт создан при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, создавая, таким образом, сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников. На сайте постоянно звучит призыв «Присоединяйтесь к Сети творческих учителей и станьте частью мирового сообщества педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять лучшие методики преподавания с использованием ИКТ, делиться своим опытом, творить и экспериментировать» [2]. В Сообществах Сети творческих учителей можно получить ответы на профессиональные вопросы. В сообществах учителя могут знакомиться, общаться, обсуждать спорные вопросы, обмениваться идеями и наработками. Сообщества Сети творческих учителей - это места, где:

- обсуждаются проблемы, идеи.

- создаются виртуальные группы для работы над проектами.

- происходит публикация методических материалов, их обсуждение.

- проводятся виртуальные выставки, конкурсы.

Количество зарегистрированных сообществ уже около пятидесяти, например:

- Сообщества творческих учителей информатики, физики и математики.

- Сообщества учителей французского, немецкого языка - обсуждение проблем языкового образования и роли иностранных языков в современном мире, публикация статей. Сообщество учителей, которые творчески подходят к преподаванию немецкого языка, стремясь повысить интерес учащихся к предмету, готовы поделиться своим опытом и поучиться у других.

- Сообщества учителей основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры.

- Сообщество педагогов, занимающихся дополнительным образованием детей во внеурочное время.

- Сообщество музыкальных педагогов.

- «Поздравительное» сообщество.

- Готовим(ся) к экзаменам, аттестации, конкурсам. Здесь обсуждаются вопросы, связанные с подготовкой к ЕГЭ; практическая помощь в решении вопросов, связанных с повышением профессиональной квалификации, подготовкой к профессиональным конкурсам.

- Современная библиотека - центр информационной культуры. Ставит своей целью создание коллективного профессионального портфолио, в котором будет содержаться полная информация о работе библиотек, демонстрирующая этапы роста и нынешний уровень профессионального мастерства, проблемы и пути их решения.

- Сообщество «Уроки творчества: искусство и технология в школе» создается как виртуальное объединение учителей МХК, музыки, ИЗО, прикладного труда и черчения (графика).

- Здоровьесберегающие. Краткое описание: Обмен опытом и обсуждение методов и приемов здоровьесбережения обучающихся на уроках и во внеурочное время.

- Сообщество заместителей директоров по информатизации образовательного процесса

Для обучающихся сервисами для развития профессиональных компетенций можно назвать следующие категории:

Категории

Соцсервисы

Самопрезентация и общение: предъявление себя миру и общение друг с другом Блогхостинги и их различные вариации Личные мини-сайты vkontakte рамблер.планета ^рыта!

Социальные сети: т^кп^

Социальные контейнеры: обмен и хранение фотографий, видео, закладок, музыки. ^1^, тютюн

Социальные медиа: средства массовой информации, построенные на участии большого количества полупрофессиональных и непрофессиональных журналистов: newsvine digg

Социальные базы данных: наполняемые «всем миром» хранилища информации. wikipedia

Практически в каждой категории есть социальные сервисы с помощью которых можно сформировать социальную сеть обучающихся колледжа, которые будут, самовыражаться, общаться, творить в Интернет, объединяться различной тематикой и поддерживать процесс общения друг с другом.

Например, в категориях «самопрезентация и общение» и «средства хранения данных» можно использовать для образовательных целей бесплатные ресурсы, предназначенные для создания фотоальбомов, фотосайтов, домашних страниц, блогов.

Большинство таких ресурсов позволяет интенсифицировать самостоятельную и творческую работу студентов, к тому же предполагает возможность коммуницирования между пользователями: любой человек может написать комментарий автору фотографии.

Преимущества такого сервиса заключаются в следующем:

- в оптимальном управлении;

- в бесплатном доступе;

- в возможности общаться с другими пользователями;

Но есть и отрицательные моменты: на некоторых сервисах существует ограничение по весу фотографий или частоте загрузок, ограниченные средства управления оформлением, обилие интернет-рекламы.

В учреждениях среднего профессионального образования такие сервисы можно использовать в дополнительном образовании, кружках фотодела. Адреса сайтов:

- www.photographer.ru

- www.photosight.ru

- www.photofile.ru

Можно так же использовать социальный сервис - онлайн дневники:

- livejournal.com liveinternet.ru и другие.

В сообществах существуют клубы по интересам, в которых можно познакомиться с новыми людьми или обсудить любые технические вопросы. Достоинствами такого сервиса являются:

- гибкая систем оформления

- возможность оставлять длинные текстовые сообщения

- богатые функции коммуникации

- возможность подписки на наиболее интересные журналы

Домашняя страница - это прекрасное средство самопрезентации и общения как для преподавателя, так и для студента. Становятся доступны возможности создания уникального дизайна, появляется полная свобода в наполнении сайта, в тоже время отсутствие интернет-рекламы, поднимается престиж преподавателя и студента. Но разработка такого проекта может занять от несколько недель и требует специальных знаний в области интернет-технологий. Сегодня преподаватели колледжей размещают свой методический материал на своих сайтах и создают своё творческое «досье», например: http://www.aeronatc.ru/latypova- преподаватель Колледжа автоматизации и информатизации № 20 города Москвы.

То есть социальная сеть предлагает собственное пространство в сети Интернет, организует и делает возможным взаимодействие преподавателей и обучающихся друг с другом с целью удовлетворения потребности в самовыражении, уважении и признании; принадлежности к социальной группе, что даёт богатые возможности в использовании этого пространства именно в сфере образования.

Список литературы

1. Болдырева Н. Методист кафедры перевода и информатики факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ

2. Сайт сообщества «Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. Сайт "Интернет в России" в базе данных ФОМ, http://bd.fom.ru/map/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.