Научная статья на тему 'Реализация социально-экономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями'

Реализация социально-экономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / РАБОТНИКИ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ / ПРЕФЕРЕНЦИИ И ЛЬГОТЫ РСО / ОПЫТ СЕМЕЙНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / SOCIOECONOMIC SERVICES / WORKERS WITH FAMILY OBLIGATIONS / PREFERENCES AND BENEFITS FOR WORKERS WITH FAMILY OBLIGATIONS / EXPERIENCE OF FAMILY AND SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева Ирина Викторовна, Шаповалова Юлия Николаевна

Статья посвящена исследованию социально-экономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями, анализируется отечественный и зарубежный опыт их реализации, предлагается авторское определение социальноэкономических услуг и преференций РСО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of socioeconomic services and preferences for workers with family obligations

The article deals with the analysis of socioeconomic services and preferences for workers with family obligations. The authors analyze the national and foreign experience of their implementation. The authors also offer their own definition of socio-economic services and preferences for workers with family obligations.

Текст научной работы на тему «Реализация социально-экономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями»

УДК 331.104 + 316.47 ББК 542.2 + С543.1 +У9(2)240

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛУГ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ РАБОТНИКАМ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

И.В. Лаврентьева, Ю.Н. Шаповалова

Статья посвящена исследованию социально-экономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями, анализируется отечественный и зарубежный опыт их реализации, предлагается авторское определение социальноэкономических услуг и преференций РСО.

Ключевые слова: социально-экономические услуги, работники с семейными обязанностями, преференции и льготы РСО, опыт семейной и социальной политики.

Модернизация экономики России, стратегия инновационного развития, трансформационные экономические и политические процессы требуют качественно нового состояния человеческих ресурсов страны и в последнее время этим стратегическим задачам уделяется большое внимание как в политических кругах, так и в научном сообществе.

Развитие рыночных отношений, возрождение частной собственности в большей степени отвечает потребностям экономической эффективности, нежели приоритету социальной справедливости, что ведет к неизбежным экономическим деформациям, сопровождающим рыночные реформы. К ним относятся: интенсификация трудовой деятельности и проблема «выгорания» на рабочем месте; низкий уровень социальных гарантий; отсутствие развитой системы поощрения работников с доминантой наказания; исключением традиционного паттернализма советских предприятий; изменение масштабов и направлений социальной поддержки на предприятиях; перенос заботы о здоровье и быте работников в приватную сферу.

Статистические данные 1993-1994 гг. свидетельствовали, что ввод жилья сократился на 5,6 %, образовательных школ (ученических мест) на 34,4 %, дошкольных детских учреждений - на 30,0 %, учреждений клубной культуры (посадочных мест) - на 24,5 %, количество больничных коек снизилось на 14,3 % [1]. В 2011 году в России было запланировано строительство 63 млн кв. м жилья, но за 11 месяцев этого года построено лишь 43,3 млн кв. м жилья, и ряд субъектов могут не выполнить план на год [2]. Проблема дефицита мест в детских садах по-прежнему остается острой и составляет почти два миллиона мест. В статистическом отчете Всемирной организации здравоохранения ВОЗ за 2009 год отмечается крайне невысокий уровень государственных расходов на здравоохранение в России. Так, государственные расходы на здравоохранение на душу населения в России составляют всего 441 доллар в год, тогда как во Франции - 2727, в Финляндии - 2018, в Германии - 2664 доллара. В России же государст-

венные душевые расходы на здравоохранение примерно находятся на уровне центральноафриканского государства Габон (458 долларов).

В предкризисный период (2007 г.) доля затрат на персонал в общих расходах компании в России в среднем составили лишь 15,7 % тогда как в Европе этот показатель находился на уровне 25 %. Ежегодные расходы на персонал в пересчете на одного работника в российских компаниях составляют 112 тыс. долларов против 203 долларов в европейских. А вот выручка на одного сотрудника (по сопоставимым видам бизнеса) ненамного ниже, чем в Европейских: в России - 210 тыс. долларов, в Западной Европе - 214 тыс. долларов [3, 4].

В отношении работников с семейными обязанностями работодатель зачастую демонстрирует отрицательный спрос (особенно на женщин с маленькими детьми) со всеми вытекающими отсюда последствиями - например, в странах Евросоюза у женщин 25-49 лет, имеющих по крайней мере одного ребенка до пяти лет, меньше шансов быть занятыми (53 %) по сравнению с бездетными женщинами той же возрастной группы [5].

Процесс индустриализации, отделивший непосредственного производителя от средств производства, создавший рынок труда и разделивший трудовую деятельность на оплачиваемую и «экономически невидимую», породил конфликт в выполнении трудовых и семейных обязанностей современного человека.

Следует признать, что в эпицентре конфликта «работа - семья» находятся работники с семейными обязанностями (далее по тексту РСО). В соответствии с Конвенцией МОТ № 156, под семейными обязанностями подразумеваются обязанности в отношении «находящихся на иждивении детей» и «других ближайших родственников - членов семьи, которые действительно нуждаются в уходе или помощи». Конвенция МОТ № 156 ясно распространяет свое действие на детей, больных и престарелых, находящихся на иждивении данного работника. Работа по хозяйству также рассматривается как часть семейных обязанностей [6] и обя-

Управление социально-экономическими системами

зывает государства принимать все меры в области профессиональной ориентации и подготовки, которые бы позволили работникам с семейными обязанностями либо начать, либо продолжать трудовую деятельность, а также возобновлять ее после отсутствия на работе в связи с этими обязанностями (статья 7).

Согласно конвенции МОТ № 183 об охране материнства (2000 г.) - и дополняющая ее рекомендация № 191 направлена на то, чтобы дать возможность работающим женщинам успешно сочетать свои репродуктивные и производственные функции и не допускать неравенства обращения в сфере занятости из-за их репродуктивной роли. Это включает защиту здоровья во время беременности и кормления грудью, отпуск по рождению ребенка, связанные с ним выплаты.

Особое местоположение РСО объясняется их одновременной «втянутостью» как в область продуктивного, так и репродуктивного труда - и необходимостью реализации его функциональной роли на производстве и в домашнем репродуктивном секторе. Неизбежно возникающие противоречия могут быть объяснены тем, что субъект труда

- РСО - выступает в двух ипостасях. С одной стороны, как социализированный элемент, управляемый семейными нормами, правилами и обязательствами, где семейный контекст определяет трансформацию поведения под влиянием семейной среды, а с другой стороны, для работника с семейными обязанностями характерно поведение, «экономического актора, принимающего рациональные решения, действующего независимо по принципам, максимизирующим полезность» [7, 8] в сфере продуктивного труда.

Согласно исследованию домохозяйств, с увеличением числа детей в семье, риски бедности возрастают практически во всех регионах - более половины бедных составляют семьи с детьми, которые отличаются не только повышенным риском, но и глубиной бедности [9-12].

Согласно исследованию бюджетов времени, проведенному ИСЭПН РАН среди жителей Таганрога, затраты времени на ведение домашнего хозяйства составили для работающих мужчин в среднем за день 2,02 часа на одного человека, а для работающих женщин - 4,87 часа, или в 2,4 раза больше [13]; суммарные затраты времени в экономике и репродуктивном секторе, приходящиеся на одну женщину в Центральной и Восточной Европе, достигают 70 часов в неделю [14], что примерно на 40 % выше, чем у мужчин. Используя выборку из 2434 американских супружеских пар в трудоспособном возрасте, Т. Рэндс также обнаружила, что женщины в среднем тратят на ведение домашнего хозяйства восемь часов в день, а мужчины - три часа [15].

Во всём мире сегодня огромными темпами развиваются направления исследований инвестирования в детство [17, 18] и прежде всего в обра-

зование, доказывающие необходимость создания так называемой «Parenting Industry» - родительской промышленности или индустрии. Это новое понимание экономической роли и значения родительства требует разработки и реализации социально-экономических услуг и преференций для РСО как элементов стратегии и тактики развития национальной экономики.

Федеральный Закон РФ «Об основах федерального обслуживания населения Российской Федерации» определяет социальное обслуживание как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социальноправовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В связи с этим представляет интерес реализация социально-экономических услуг и преференций РСО со стороны государства и бизнес-сообщества.

Социально-экономические услуги и преференции реализуются в виде репродуктивноориентированной политики - совокупности специфических монетарных и немонетарных видов действий и отношений между семьей, бизнес-сообществом и государством, заключающихся в разработке и реализации программ социальноэкономических услуг и преференций работникам с семейными обязанностями, направленных на достижение заведомо заданного результата.

С учетом обширности темы представим анализ некоторых наиболее важных направлений предоставления социально-экономических услуг и преференций, реализуемых за рубежом и в России. Стоит сразу подчеркнуть, что невсегда анализируемые услуги, реализуемые через политики и программы, декларируются как репродуктивноориентированные и поддаются количественному измерению. Целесообразно, на наш взгляд, рассмотрение данного анализа вести в дискурсе социальной политике государства, семейной политики и политики социально-ответственного бизнеса и корпоративной ответственности.

Серьезным вызовом для зарубежных стран явилась проблема изменения норм детности, широким распространением альтернативных форм и структур семьи, контрацептивная революция, изменение «фокуса социального контроля», увеличения возраста вступления в брак и возраста матерей, родивших первенца, откладывание рождение ребенка и карьерные устремления родителей. Поэтому от политики социальной поддержки уязвимых категорий семей (1960-1970-е годы) правительства западноевропейских государств переходят к «дружественной по отношению к семье политике» [19-23]. В это время создаются министерства, правительственные отделы по делам семьи.

Основные направления политики (помимо выплат пособий на ребенка) состоят в стимулиро-

вании гендерно-сбалансированного распределения обязанностей в семье с предоставлением отпуска как матери, так и отцу новорожденного ребенка -по их выбору (скандинавские страны); развитие сервисной поддержки - развитие широкой сети и центров детских учреждений для детей дошкольного и школьного возраста и формирование инфраструктур, занимающихся уходом, образованием, оздоровлением, воспитанием детей (Бельгия, Франция, Швеция, Финляндия, страны Балтии).

Особенностью французской модели поддержки РСО является предоставление работающим родителям выбора способа сервисного обслуживания и воспитания детей, в зависимости от потребностей семьи. Семейные пособия выплачиваются только семьям, имеющим двух и более детей и дифференцированы от числа детей. По состоянию на 2004 г. пособия на семью, в которой воспитывалось двое детей, составляло 133 евро, затем увеличивалось на 144 евро с каждым последующим ребенком [24]. Кроме того, родители детей, состоящих в официальном браке, имеют более широкий доступ к социальным пособиями льготам по сравнению с теми, кто состоит во внебрачных союзах [25].

Особо следует остановиться на опыте стран Балтии, в частности на эстонской практике, которая примечательна комплексным и интегративным подходом, что в отличие от большинства других рассматриваемых репродуктивно-ориентирован-

ных политик предполагает направление, распространяемое на всю область репродукционного процесса: перинатальную, младенческую, дошкольную, школьную, юношескую и инкорпоратив-ную, затрагивая долгосрочную перспективу [26] стратегического плана:

■ введение «родительской зарплаты», помимо поддержки семей посредством государственных семейных пособий, налоговых скидок, содействие трудоустройству родителей;

■ предпочтение политика «форест фэмэли» (усыновления детей) против воспитания детей в детских домах;

■ обеспечение доступных услуг по уходу за детьми для каждого ребенка в возрасте до 7 лет;

■ законодательное признание и моральное поощрение организаций, развивающих репродуктивно-ориентированную и благоприятствующую РСО культуру;

■ подготовка молодых людей к семейной жизни - развитие образовательных и консалтинговых услуг;

■ содействие трудоустройству и возвращению на рынок труда благодаря переподготовки и повышению квалификации РСО.

Как свидетельствует опыт ряда зарубежных стран (Норвегия, США, Малайзия, ОАЭ и др.), несмотря на естественные «перераспределительные» трудности, рентные доходы все чаще используются не только для роста текущего потребления, но и в

качестве эффективного средства осуществления, во-первых, долгосрочных социально-экономических проектов и, во-вторых, для формирования стабилизационного фонда.

Например, американский штат Аляска получает налоги и роялти от добычи нефти и газа (роялти за право владения 12,5 % стоимости добычи, налог на добычу 15 %, на оборудование для добычи 2 %, на доход нефтяных корпораций 9,4 %) ежегодно примерно 2,4 млрд долл., около половины которых поступает в бюджет штата. Благодаря этому на Аляске нет подоходного налога для физических лиц.

В современный период в странах Центральной и Восточной Европы также предпринимаются попытки адаптировать механизмы поддержки репродукции, сформированные в прошлом, к изменившимся условиям.

Началу рыночных реформ сопутствовало резкое снижение уровня жизни семей с детьми, доходы многих из которых опустились ниже черты бедности. Среди семей с детьми уровень бедности оказался много выше ее среднего уровня во всех странах региона. В силу сложившейся экономической ситуации правительства стран Центральной и Восточной Европы вынуждены были вносить изменения в систему социальной помощи и поддержки семьям с детьми с достаточной степенью осторожности.

Первоначально в качестве приоритетных разрабатывались и осуществлялись меры, направленные на поддержание сложившегося уровня жизни семей с детьми (проводилась индексация всех видов пособий, а расчет размеров пособий основывался на показателях минимального дохода). Так, в Венгрии и Польше таким показателем являлась минимальная пенсия, в Словакии и Чехии - прожиточный минимум, в Болгарии и Румынии - минимальная заработная плата.

Каждая из национальных систем социальной защиты населения имела и другие особенности. Например, в Болгарии с февраля 1991 г. социальная поддержка семей с детьми начала базироваться на «системе компенсационных выплат». В Венгрии в целях защиты семей от инфляции в 1990 г. был расширен круг семейных пособий, а в 1993 г. принят закон, сформулировавший новые критерии социальной помощи, а также были введены новые виды социальной поддержки, в том числе связанные с доходами семей.

Однако практической реализации этих мер в рассматриваемых странах препятствовало тяжелое финансово-экономическое положение в переходный период. В результате при некотором увеличении абсолютных сумм помощи семьям и детям, их удельный вес в ВВП был неустойчив, а в отдельные годы уменьшался.

В конце 1990 - начале 2000-х гг. дальше других в решении назревших проблем в сфере государственной поддержки семей с детьми продвинулись Венгрия и Чехия, где приняты и реально дей-

Управление социально-экономическими системами

ствуют новые законы, регулирующие оказание им помощи. В других странах региона в основном сохраняются сложившиеся ранее системы социальной помощи, пока еще недостаточно адаптированные к новым реалиям.

Анализ опыта стран Центральной и Восточной Европы позволяет выделить ряд особенностей, представляющих интерес для повышения эффективной государственной помощи и поддержки репродукционного процесса в современной России:

■ в отличие от нашей страны основную ее часть составляют прямые денежные выплаты. При этом центральное место среди них занимают ежемесячные пособия на детей в виде надбавки к заработной плате;

■ распространение социальной помощи на детей и подростков до достижения ими трудоспособного возраста (в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии), а в ряде стран - до окончания высшего профессионального образования и социализации (в Польше - до 25, в Словакии и Чехии - до 26 лет);

■ поощрение появления семей с двумя и тремя детьми путем назначения им более высоких пособий, чем семьям с одним или четырьмя и более детьми, причем размер компенсаций во много раз превышает основной размер пособий (в Болгарии, например, в 243 раза);

■ дифференциация продолжительности отпусков по беременности и родам в зависимости от общего числа детей в семье: в Польше при рождении первого ребенка отпуск по беременности и родам составляет на первого ребенка 112 дней декретного отпуска, на каждого последующего -126 дней; примерно такой же порядок в Болгарии при рождении первого ребенка - 110 дней, при рождении второго - 150, а при рождении третьего - 180 дней.

Критическая оценка опыта и результатов осуществления социально-экономических преференций работникам с семейными обязанностями в зарубежных странах могут оказаться полезными при разработке государственной политики в отношении поддержки репродукционного процесса в России.

Литература

1. Шабанов, Я. Роль целевых программ в осуществлении социальной политики российского государства /Я. Шаанов //Власть. - 2009. - № 10.

- С. 20-23.

2. Парфененкова, Н. План по вводу жилья в России не выполнен на треть / Н. Парфененкова.

- http://www.rbcdaily.ru/2011/12/26/market/56294 9982 384796

3. Губанова, С. Большая разница. Миф о том,

что отдел кадров заменяет службу управления персонала приносит убытки компании. Электронный журнал об обучении и кадровом менеджменте / С. Губанова. - 11 января 2011

http://www.ubo.ru/articles/?cat=126&pub=3277

4. http://www.pwc.com/

5. Чубарова, Т.В. Гендерные проблемы занятости в странах Европейского союза / Т.В. Чубарова // Труд за рубежом. - 2002. - № 4. - С. 116.

6. Конвенция Международной организации труда № 156, № 183.

7. Coleman James/ Social Capital: A Multifaceted Perspective. Partha Dusgupta, Ismail Serageldin. The World Bank. Washington, 2000.

8. Автономов, В.С. Модель человека в экономической науке /В.С. Автономов. - СПб.: Экономическая школа, 1998. - 230 с.

9. Etzioni, A. The Moral Dimenzion: Toward a New Economics / А. Etzioni. - New York; London, 1988.

10. Баймашева, А. Социально уязвимые категории семей с детьми / А. Баймашева // Власть. -2009. - № 2.

11. Гурко, Т. Социальная политика в отношении к молодым родителям / Т. Гурко // Власть. -2008. - № 6. - С. 10-15.

12. Лаврентьев, А.С. Учет и анализ затрат репродуктивного труда в дошкольных образовательных учреждениях и в семье: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. С. Лаврентьев. - Екатеринбург, 2007.

13. Овчарова, Л.Н. Детская бедность в России. Тревожные тенденции и выбор стратегических действий / Л.Н. Овчарова. - М.: ЮНИСЕФ, 2005.

14. Окно в русскую частную жизнь / Н. Ри-машевская, Д. Ванной, М. Малышева и др. // Супружеские пары в 1996 году. - М.: Academia, 1999.

- 272 c.

15. Женщины в переходный период. Региональный мониторинговый доклад № 6. - Флоренция: Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ, 1999. - С. 40, 43.

16. Rands, T. The division of household labor in post- soviet Russia. Paper presented at the annual meeting of the American Sociological Association. Russian Region passes land-sale law/ (1997). New York Times (November 13).

17. Крупнов, Ю. Демографическая доктрина России http://www.intelros.org/lib/statyi/krupnov1. htm

18. Технологии социальной работы с семьёй и детьми / под общ. ред. Ю.В. Крупнова. - Ханты-Мансийск, 2003 г.

19. Степанова, Н.М. Государственная семейная политика в странах западной Европы (19902000-е годы) / Н.М. Степанова // Полис (Политические исследования).- 2010.- № 5. - С. 88-95.

20. Чернова, Ж.В. Семейная политика в России и в Европе: гендерный аспект / Ж.В. Чернова.

- СПб.: Норма, 2008.

21. Ламперт, Х Социальная рыночная экономика. Германский путь /Х. Ламперт. - М.: Издательство «Дело», 1994. - 224 с.

22. Антропов, В. Модели социальной зашиты в странах ЕС / В. Антропов //Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 11.

23. Каширина, Е. Основные аспекты социального обеспечения Германии / Е. Каширина // Власть. - 2009. - М 10. - С. 123-126.

24. Le regime francais de securite sociale зарплата. - http://www. cleiss.fr/docs/regimes/regime_ france3/html

25. Le Goff J.M., Cohabiting unions in France and West Gemany: Transitions to first birth and first

marriage // Demografic Research. Vol. 7. artical 18. Pp. 593 - 623

26. Аракелова, М.П. Семейная политика в странах Балтии: проблемы и перспективы развития в контексте европейского опыта /М.П. Арке-лова, С. В. Богданов // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2010. - № 3. - С. 147-165.

Поступила в редакцию 11 ноября 2011 г.

Лаврентьева Ирина Викторовна. Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Уральский социально-экономический институт АТ и СО (г. Челябинск). Область научных интересов - проблематика включения репродуктивного труда в национальную экономику. Контактный телефон: 8-9227077625. E-mail: astra-lavr@mail.ru

Irina Viktorovna Lavrentieva is Doctor of Science (Economics), professor at the Management Department, Urals Social-Economic Institute ща Academy of Labour and Social Relations, Chelyabinsk. Research interests: range of problems of including reproductive labour in the national economy. Tel: (8-922)707 -76-25. E-mail: astralavr@mail.ru

Шаповалова Юлия Николаевна. Ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Тюменская государственная сельскохозяйственная академия (г. Тюмень). Область научных интересов - анализ человеческих ресурсов в экономике. Контактный телефон: 8 912 929 78 72. E-mail: shapovalova.yulu@mail.ru

Yuliya Nikolaevna Shapovalova is an assistant at the Accounting and Audit Department of Tyumen State Agricultural Academy, Tyumen. Research interests: analysis of human resources in economy. Tel: (8-912)929 -78-72. E-mail: shapovalova.yulu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.