РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ «ВРЕМЕНА ГОДА» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА
Мингазова Г.С.
Мингазова Гульзария Сайфулловна - воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск
Ключевые слова: нетрадиционное рисование в детском саду, проект «Времена года», педагогический проект, проектная деятельность детском саду.
Французскому врачу Грегу приписывают следующие слова: «Ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует - это и есть здоровый ребенок». Как слово или игра, рисунок для ребенка - это пространство для самовыражения.
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости, то есть, как сказал легендарный И. Кант, «рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».
Осознанные движения пальцев рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому явлению, тем быстрее будет идти процесс постановки речи.
С 2016 года разрабатываю тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Во время организованной образовательной и свободной используем с дошкольниками применяем нетрадиционные приемы рисования: отпечатывание штампами; рисование пальцем, ладошкой; рисование набрызгом; точечный рисунок (ватными палочками, тампонами из поролона); кляксография; рисование по мокрому.
В настоящее время в дошкольной образовательной организации веду долгосрочный проект «Времена года».
Этапы проекта:
1. Подготовительный: изучение теоретической базы по проекту, разработка его алгоритма и формулирование результатов (реализован);
2. Весна (реализован);
3. Лето (реализован);
4. Осень (на стадии реализации);
5. Зима (в перспективе);
6. Промежуточное и полное описание проекта (на всех этапах и по окончании проекта).
Проблема проекта состоит в том, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного
выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Перед детьми встает проблема: как нарисовать, если под рукой нет кисти? (см. рис.).
Цель проекта «Времена года» - развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования при помощи нетрадиционных техник.
Рис. 1. Этап «Весна» проекта «Времена года»: Весна пришла совсем не красочная и перед детьми встала задача украсить ее монохромные шляпку и юбку
В качестве задач для решения мы выбрали следующие: воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы; развивать творческие способности и фантазию, наблюдательность, воображение, речь, мышление и любознательность; учить детей нетрадиционным способам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, развивать изобразительные навыки и умения.
В настоящее время в качестве фактических результатов по проектированию детской деятельности в рамках реализации проекта по нетрадиционному рисованию «Времена года» можно назвать следующее:
- у детей формируются устойчивые знания и практические умения по различным техникам нетрадиционного рисования;
- у воспитанников в достаточной мере развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
- установление/улучшение дружеских отношений между детьми в ходе совместной деятельности при проведении проекта;
- участниками проекта регулярно организуются выставки детских работ по нетрадиционным способам рисования для родителей.
В качестве долгосрочного результата по проектированию детской деятельности я использованием нетрадиционных техник рисованию можно назвать качество освоения детьми-участниками проекта образовательной области «Художественно -эстетическое развитие» основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (см. таблицу).
Таблица 1. Качество освоения детьми-участниками проекта образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Сентябрь 2017 Апрель 2018 Сентябрь 2018
82,3% 86,6% 88%
Таким образом, нетрадиционное рисование раскрывает возможность воспитанников использовать различные предметы в качестве художественных материалов, разнообразие которых ставит новые задачи и заставляет активно проявлять фантазию.
Список литературы
1. Мингазова Г.С. Проект «Времена года» (нетрадиционное рисование для старших дошкольников) / Г.С. Мингазова. Нижнекамск: МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово» НМР РТ, 2017. 29 с.
2. Афонина Е. Каляки-маляки: о чем они могут рассказать? / пер.: Е. Афонина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koshki-mishki.ru/n65-52.html/ (дата обращения: 06.10.2018).
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Бегимкулова В.К.
Бегимкулова Вилоят Каландаровна - заведующий канцелярией, Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности управления качеством образования в современном вузе.
Ключевые слова: качества, оценка качества, система оценки качества, качества образования, управления образования.
При использовании в образовательном контексте понятие «качество» приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие «высокого качества» не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам [1].
Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования [4].
При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
• Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
• Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности [3].
Действующей системе оценки качества общего образования, на результаты которой сегодня ориентируются органы управления образованием, присущ ряд негативных тенденций: