Научная статья на тему 'Особенности управления качеством образования в современном вузе'

Особенности управления качеством образования в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегимкулова Вилоят Каландаровна

В данной статье рассматриваются особенности управления качеством образования в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления качеством образования в современном вузе»

Таким образом, нетрадиционное рисование раскрывает возможность воспитанников использовать различные предметы в качестве художественных материалов, разнообразие которых ставит новые задачи и заставляет активно проявлять фантазию.

Список литературы

1. Мингазова Г.С. Проект «Времена года» (нетрадиционное рисование для старших дошкольников) / Г.С. Мингазова. Нижнекамск: МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово» НМР РТ, 2017. 29 с.

2. Афонина Е. Каляки-маляки: о чем они могут рассказать? / пер.: Е. Афонина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koshki-mishki.ru/n65-52.html/ (дата обращения: 06.10.2018).

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Бегимкулова В.К.

Бегимкулова Вилоят Каландаровна - заведующий канцелярией, Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности управления качеством образования в современном вузе.

Ключевые слова: качества, оценка качества, система оценки качества, качества образования, управления образования.

При использовании в образовательном контексте понятие «качество» приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие «высокого качества» не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам [1].

Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования [4].

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

• Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).

• Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности [3].

Действующей системе оценки качества общего образования, на результаты которой сегодня ориентируются органы управления образованием, присущ ряд негативных тенденций:

1) направленность оценки качества образования на сиюминутный контроль состояния, а не на выявление тенденций и перспектив развития;

2) преувеличение значения тестовых результатов обученности, особенно полученных при сдаче государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена;

3) принижение значимости социальных результатов и уровня развития способностей учащихся;

4) отсутствие единых стандартов интерпретации полученных данных, позволяющих проводить сравнение и прогнозирование;

5) использование устаревших или некорректных методик для получения сведений о ситуации в образовательной системе [2].

Несмотря на то, что в современной педагогической науке и практике накоплен мощный потенциал в исследовании проблем управления качеством и оценки качества образования, без существенной переработки данный потенциал не может быть использован в условиях модернизации общего образования. Существующая практика оценки образовательных результатов консервирует школу вчерашнего дня, со сложившимися нормами оценки качества и педагогическими стереотипами. Она всё ещё ориентирована на традиционную парадигму образования и в сложившемся виде способна отслеживать лишь качество обученности, которое значительно уже, чем качество общего образования. Проводимые измерения затрагивают личные интересы детей, учителей, директоров школ, руководителей органов управления образованием. Таким образом, практически не остаётся людей, стремящихся получить объективную информацию о качественном состоянии системы, но многие заинтересованы в получении заведомо ложных, зато позитивных данных, что приводит к массовой фальсификации результатов [3].

Построение новой системы оценки качества образования предполагает реализацию комплекса соответствующих мер, направленных на:

1) принятие государством одобренной обществом стратегии развития системы образования, переведённой на язык критериев, показателей и индикаторов качества;

2) ориентацию системы оценки качества образования на перспективное развитие, отношение к недостаткам как к точкам роста;

3) признание равновесного значения показателей обученности, социализации и развития способностей учащихся;

4) обеспечение эквивалентности, сравнимости получаемых данных;

5) проведение экспертизы качества измерительных инструментов [4].

Вместе с тем успех модернизации образования зависит от сосредоточения внимания на видах деятельности учащихся в образовательном процессе и стимулирующих эти виды деятельности педагогических технологиях (с использованием активных методов и форм обучения и т.п.). Система оценки качества образования заработает эффективно лишь тогда, когда полученные ею результаты будут подвергаться экспертному анализу, на его основе даны конкретные рекомендации и предложены пути их воплощения и распространения. Результаты оценки качества образования должны быть изложены публично, в форме, понятной как руководителям системы образования, так и учителям, заинтересованной родительской общественности, что позволит перейти в образовании к общественно-государственному, индикативному, программно-целевому управлению на основе стимулирования приоритетных инновационных направлений развития.

Список литературы

1. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения / под науч. ред.

Ю.В. Шаронина. М., 2006.

2. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М., 2008.

3. НовиковА.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования. М., 2005.

4. ПанасюкВ.П. Системное управление качеством образования. СПб.; М., 2000.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бурдило Л.П.

Бурдило Людмила Петровна - магистрант, кафедра педагогики и методики начального образования, факультет педагогики и психологии.

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь

Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы влияния кукольного театра на младших школьников. А также формирования необходимых качеств школьников для социализации их в классе и в обществе.

Ключевые слова: кукольный театр, творческий потенциал, творческая деятельность, условия творческого развития подростков.

Для современного периода формирования системы образования характерны поиск и исследование новейших технологий преподавания и воспитания ребенка, при этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Один из видов детской деятельности, свободно используемой в процессе обучения и всестороннего развития подростков, считается театрализованная деятельность, что в полной мере дает возможность реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Анализ сегодняшней практики образования дает возможность сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется преподавателями выявлению потенциальных способностей детей, его скрытого таланта средствами театрального искусства. Это дает право утверждать, что использование кукольного театра в образовании и воспитании крайне важно на всех стадиях образовательного и воспитательного процесса.

В связи с этим, обращение к особенностям использования кукольного театра в воспитании является важным с теоретической и практической точки зрения.

Развитие современной медиа-культуры поколения 21 столетия навязывает ребенку общение со средствами технических коммуникаций во вред межличностному общению. Сеть Интернет, компьютерные игры, телевещание - все это не дает возможности ребенку пройти необходимые этапы социализации, что в будущем может стать причиной проблем в общении с ровесниками и причиной трудностей в процессе обучения. Нынешнее поколение значительно реже восторгается и удивляется, возмущается и сопереживает. Всё больше они проявляют безразличие и чёрствость, их круг интересов ограничен, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой фантазии у некоторых школьников, психологи зачастую ставят диагноз: «не доиграл», т.е. никак не натренировал собственную фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, ребенок никак не может занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрит без особого интереса, как потребитель, а не как создатель.

В период психологической адаптации ребят к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, медлительность, а у иных напротив, дерзость и суетливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.