Научная статья на тему 'Реализация принципов инклюзивного образования на примере ОГОУ НПО «ПУ № 12»'

Реализация принципов инклюзивного образования на примере ОГОУ НПО «ПУ № 12» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудожникова О. Б.

Инклюзивное образование (лат. include – заключаю, включаю) – это включение детей с особенностями в развитии в общий образовательный процесс. В настоящее время, как в России, так и за рубежом на разных уровнях, обсуждаются актуальные задачи инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудожникова О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов инклюзивного образования на примере ОГОУ НПО «ПУ № 12»»

Реализация данного этапа происходила в процессе освоения студентами специальности Профессиональное обучение дисциплин «Маркетинг», «Педагогический менеджмент», «Ценообразование» и др.

Исходя из ведущих положений концепции, логики разработанной технологии и условий ее реализации нами был сделан акцент на активизации самостоятельной работы, поисковой и исследовательской деятельности. Нами было предложено изучение дисциплины специального цикла «Маркетинг» с помощью модульно-проектной технологии. Разработка и применение модульно-проектной технологии обучения на сегодняшний день является наиболее актуальным, так как он ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение в конкретных профессиональных ситуациях и приобретение новых, соответственно изменяющимся условиям необходимых знаний.

Модульно-проектная технология обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

При разработке модульно-проектной программы модуль рассматривается как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу учебно-познавательной деятельности, а проект - как оценочный материал [2].

Таким образом, соблюдая логику представленной технологии и учитывая специфику получаемой квалификации в ходе проанализированных этапов возможно формирование более высокого уровня информационной культуры педагога профессионального обучения.

Список литературы:

1. Данильчук, Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дисс. ... д-ра пед. наук / Е.В. Данильчук. - Волгоград, 2003. - 357 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОГОУ НПО «ПУ № 12»

© Гудожникова О.Б.*

Профессиональное училище № 12, г. Томск

Инклюзивное образование (лат. include - заключаю, включаю) - это включение детей с особенностями в развитии в общий образовательный процесс.

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

В настоящее время, как в России, так и за рубежом на разных уровнях, обсуждаются актуальные задачи инклюзивного образования. К примеру, в 2009 г. в Северной столице России - Санкт-Петербурге, состоялась Международная конференция, в ноябре 2008 г. в Женеве прошел Международный форум посвященный проблемам инклюзивного образования. Сибирские Афины тоже не остались в стороне в 2008 г., 2010 г. в Томске так же прошли научно-практическая конференция по ИО.

На сегодняшний день в Томской области более 3,5 тыс. детей до 18 лет имеют статус «ребенок»» инвалид», 7 тыс. 387 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В городе Томске в муниципальных общеобразовательных школах обучаются 741 ребенок-инвалид, из них на дому-154 человека, а также более 4 тыс. детей находятся в социально опасном положении. Эти дети нуждаются в социальной адаптации в семье и интеграции в обществе.

В ПУ № 12 накоплен не малый опыт профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Начиная с 1970-х гг. началось единичное обучение учащихся - выпускников вспомогательных школ, которые включались в состав общих групп. Затем с 2000 г. начали обучение выпускников специальных школ I, II вида (с недостатками слуха) и инвалидов.

С 2001 по 2008 г. профессиональное училище № 12 функционировало в режиме экспериментальной деятельности по теме «Профессиональная подготовка обучающихся - выпускников коррекционных школ в условиях профессионального училища общего типа».

В целях создания комплексных условий для профессиональной подготовки выпускников вспомогательных школ и инвалидов приказом УНПО (№ 263 от 14.06.2002) было открыто коррекционное отделение. Приказом МО РФ № 26-136 п-6 от 09.03.2004 г. на базе профессионального училища № 12 г. Томска утвержден окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов.

В 2004 г. приняли участие в областной целевой программе «Комплексная реабилитация инвалидов Томской области», что способствовало значительному улучшению материально-технического обеспечения процесса профессиональной подготовки и усовершенствованию (развитию) безбарьерной реабилитационной среды.

Участие в областной целевой программе позволило учебному заведению:

- расширить перечень профессий для инвалидов «Парикмахер», «Портной-вышивальщица» для неслышащих детей;

- повысить качество профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями;

- улучшить материально-техническую базу в соответствии с современными требованиями: приобретено новое швейное японское оборудование; оборудование для парикмахерской;

- в 2005, 2006 г. создать: компьютерный класс; класс по развитию слухового восприятия; зал релаксации и лечебной физкультуры, оснащенные техническими средствами реабилитации;

- открыть медицинский кабинет.

В 2009 г. на базе ПУ № 12 открыт новая экспериментальная программа» «Реализация инклюзивного образования в процессе профессиональной подготовки обучающихся в условиях профессионального училища».

Отличительной особенностью нашего учебного заведения является то, что в условиях интеграции в одном образовательном пространстве с выпускниками общеобразовательных школ успешно обучаются выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений: I вида (не-слышащие), II вида (слабослышащие), VI вида (нарушения опорно-двигательного аппарата), VII вида (задержка психического развития), VIII (умственная отсталость), инвалиды.

Выпускники обучаются по следующим профессиям: «Швея», «Швея, портной», «Обувщик по ремонту обуви», «Парикмахер», «Портной-вышивальщица», «Маникюрша».

Анализ контингента последних трех лет демонстрирует тенденцию роста выпускников коррекционных школ, детей-сирот и инвалидов.

Таблица 1

Анализ контингента обучающихся в ПУ № 12 за 2006-2010 уч. гг.

2006-2007 уч. год. 2007-2008 уч. год. 2008-2009 уч. год. 2009-2010 уч. год. 2010-2011 уч. год

ВСЕГО КОТИНГЕНТ 223 219 216 225 220

Умственно отсталые и с задержкой психического развития 89 119 109 121 112

Глухие и слабослышащие 12 12 18 23 18

Слабовидящие 2 3 3 2 2

С нарушением ОДА 6 4 6 6 10

Инвалиды 52 58 68 70 52

Сироты 55 58 66 87 85

В 2010-11 учебном году в училище всего обучаются 220 подростков, из них 112 - выпускники коррекционных школ города и области, 52 инвалидов, 85 сирот. Необходимость обучения этой категории детей обусловлена тем, что, законодательно имея равные права на получение образования, они не могут их реализовать в связи с отсутствием в г. Томске специальных профессиональных учебных заведений.

Таким образом, много лет назад у нас в ПУ № 12 началась практическая реализация ИО и параллельно разрабатывалась соответствующая политика и теоретические основы. На определенных этапах возникали трудности и проблемы, которые выявляли реальное отношение людей, их убеждения, ценности и цели. Все эти трудности сделали систему ИО ста-

бильнее, практически всем участникам образовательного процесса сегодня удалось прийти к убеждению, что проблема инвалидности - это проблема прав человека.

Инклюзия - это подход, при котором в образовательном процессе:

- учитываются возможности и способности обучающихся;

- осуществляется вариативность и гибкость учебных планов и программ;

- у всех обучающихся развиваются способности необходимые для общения.

В образовательном пространстве ПУ № 12 можно выделить три уровня инклюзивного взаимодействия.

Первый уровень - инклюзивное взаимодействие в общем образовательном пространстве ПУ № 12. Общие мероприятия, в которых участвуют все группы обучающиеся:

- праздничные события;

- линейки;

- субботники.

Второй уровень - инклюзивное взаимодействие ме^ду обучающимися из разных групп:

- участники концертных программ;

- участники конкурсных программ;

- участники самоуправления, спортивные соревнования.

Третий уровень - инклюзивное взаимодействие внутри группы в течение всего периода обучения по выбранным профессиям.

Изученный нами опыт успешной реализации инклюзивного образования показывает, что существуют три основные составляющие, которые необходимо принимать во внимание при организации ИО.

Первая составляющая - ИО должно быть подкреплено системой принципов (ценностей, убеждений) и показателей успеха.

Вторая составляющая - ИО не должно являться разовым проектом.

Третья составляющая - Постоянное участие и критическая оценка.

Система принципов и показателей успеха формировалась и развивалась у нас в течение многих лет, начиная с 1970-х гг. Здесь совершенству нет предела. Однако, если у нас, участвующих в организации ИО, абсолютно разные ценности, или если эти ценности четко не определены и не осознаны, то система ИО может постепенно разрушиться.

Наш опыт показал, что зачастую негативное отношение меняется тогда, когда мы можем видеть положительную роль инклюзии на практике. Основные ценности инклюзивного образования можно найти во всех культурах, философских системах и религиях, они отражены в большинстве основных статей международных документов о правах человека.

Основные принципы (основные нормы поведения) возникают из ценностей и убеждений и они больше связаны с действием. Все дети имеют пра-

во посещать наше училище - это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений педагогического работника. У нас на практике осуществляется адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот.

Наша задача показать сегодня вам как реализуются на практике принципы ИО, т.е. первая составляющая ИО.

Первый принцип. Существование психолого-медико-педагогического сопровождения для обеспечения доступа к обучению. Для обеспечения детям доступа к обучению у нас существует соответствующая поддержка. Например: сурдоперевод для глухих и слабослышащих, индикатор дверного звонка, телевизор с телетекстом, мультимедиа проектор, специально оборудованные кабинеты (релаксации, ЛФК, Кабинет развития речи и общения, компьютерный класс, медицинский кабинет и. т.д.).

Второй принцип. Доступная, коррекционно-развивающая и образовательная среда. Позитивное, дружелюбное по отношению к различным группам обучающихся. Интегрированная воспитательная система «Содружество», которая включает в себя модульные программы: «Своя игра» (развитие ученического самоуправления), «От игры к творчеству» (Развитие творческого потенциала обучающихся, через концертную деятельность), «Я - То-мич» (патриотическое воспитание), «Капля камень точи» (профилактика вредных привычек), «Чистая природа - хорошее здоровье» (экологическое воспитание).

Третий принцип. Недопустимы издевательства, словесные унижения и дискриминация детей-инвалидов. Дискриминация издевательства, словесные унижения детей-инвалидов у нас недопустимы (ребенка-инвалида нельзя упрекать в том, что «он не справляется»). В образовательном учреждении реализуются программы социально-психологического плана, которые входят учебный план, это программа «Познай себя», «Помоги себе» сам», «Развитие речи и практика общения». В ПУ № 12 все мероприятия проходят совместно, где принимают участие обучающиеся всех групп. И последнее время первые места занимают инвалиды.

Четвёртый принцип. Привлечение сообщества для участия в решении вопросов, связанных с инклюзией (семья, социальные партнеры и общество). Для участия в решении вопросов, связанных с инклюзией привлекаются родители, социальные партнеры, общественные деятели и т.д.

- трудоустройство;

- социальное сопровождение;

- родительские собрания и т.д.

Социальная модель инклюзивного образования. Это когда педагогические работники испытывают трудности с преподаванием, а не ребенок испытывает затруднения с обучением.

Все задачи и проблемы мы стараемся решать с учетом социальной модели инвалида, то есть педагогические работники ПУ № 12 испытывает трудности с преподаванием, а не ребенок испытывает затруднения с обучением.

Для развития положительной мотивации обучающихся, интереса и ответственного отношения к учебной деятельности. Используются разнообразные дидактические материалы и технологии обучения.

Педагоги используют следующие технологии:

- технологии дифференцированного обучения;

- технологии направленные на действие;

- игровые технологии;

- групповые технологии;

- здоровье-сберегающие;

- технологии компенсирующего обучения.

Таким образом, инклюзивность - это процесс изменения образования на благо не только инвалидов, но всего сообщества. Со временем в обществе снизится уровень предрассудков и дискриминации по отношению к инвалидам: инаковость станет частью повседневной жизни, а инвалиды -равноправными и уважаемыми членами общества.

Список литературы:

1. Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. - М., 2009.

2. Голубева Л.В., Справочник заместителя директора по научно-методической работе. - Волгоград, 2006. - 124 с.

3. Сабельников С.И. Развитие инклюзивного образования. Методические рекомендации. - М., 2008.

4. Севрук А.И., Юнина Е. А., Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие. - М., 2004. - 144 с.

5. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах. -М., 2002.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Дудар Л.И.*

Краевой колледж предпринимательства, г. Пермь

В статье рассматривается вопрос о поиске современных средств оценки и самооценки результатов обучения. Портфолио учебно-профессиональных достижений выступает как инструмент демонстрации и оцени -вания компетентности будущего специалиста.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.